УДК 316.35
И.К. КИМ
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия
ПОКОЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ИДЕНТИЧНОСТЬ КОРЕЙЦЕВ ЮГА РОССИИ
Ким Игорь Константинович, канд. ист. наук, доцент, Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения,
Волгоградский социально-педагогический университет
E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью данной статьи является сравнительный анализ исторически обусловленных поколенче-ских групп корейцев, проживающих в регионах Юга России. Основой для анализа послужили данные количественных социологических исследований, архивные и биографические материалы и статистические данные переписей населения. Были выявлены общие черты и особенности поколенческих групп корейцев, на которые повлияли исторические процессы советского и постсоветского периодов. Научная новизна обусловлена слабой исследованностью темы. Практические результаты исследования заключаются в возможности их использования для сохранения исторической памяти корейцев в современной России.
Ключевые слова и фразы: советские (российские) корейцы, коре сарам, Юг России, поколения, традиции, модернизация.
Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).
Для цитирования: Ким И.К. Поколенческая структура и идентичность корейцев Юга России // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 2. С. 71-76.
I.K. KIM
Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia
GENERAL STRUCTURE AND IDENTITY OF KOREANS IN SOUTH RUSSIA
Igor K. Kim, Cand. Sc. (History), associate professor, Department of World History and History and Social Science Teaching Methods,
Volgograd State Socio-Pedagogical University E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of this article is a comparative analysis of the historically determined generational groups of Koreans living in the regions of southern Russia. The analysis was based on data from quantitative sociological studies, archival and biographical materials, and statistical data from population censuses. Common features and characteristics of generational groups of Koreans were identified, which were influenced by the historical processes of the Soviet and post-Soviet periods. Scientific novelty is due to poor research of the topic. The practical results of the study are in the possibility of using them to preserve the historical memory of Koreans in modern Russia.
Keywords and phrases: Soviet (Russian) Koreans, Koryo saram, South of Russia, generations, traditions, modernization.
Acknowledgement: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
For citation: Kim I.K. General Structure and Identity of Koreans in South Russia // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2. № 2. P. 71-76.
■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■
Введение
В южных регионах России за советский период и время после распада СССР сложилась корейская этносоциальная общность (коре сарам), объединенная земляческими и родственными узами и прочно связанная со всей метаэтнической общностью. Особенность регионов Юга России как территории проживания общности коре сарам заключается в преимущественно земледельческом характере расселения здесь корейцев. Исторические условия обусловили наличие трёх поколен-ческих групп корейцев в России:
- советские корейцы старшего поколения, чья родина - советский Дальний Восток;
- среднее поколение, дети и внуки старшего поколения, рожденные после насильственного переселения с Дальнего Востока в разные регионы СССР, чья первичная социализация проходила в последующие десятилетия существования СССР;
- молодежь, выросшая в постсоветский период, в разных регионах России и других постсоветских странах [1].
Для исследования процессов появления, расселения, занятий, адаптации к новым условиям коре сарам использовались исторический подход и социологический анализ.
Результаты исследования
1. Советские корейцы старшего поколения. Среди первого поколения советских дальневосточных корейцев, связанных проживанием с территориями Юга России, можно выделить две основные группы:
- прожили основную часть своей жизни в России;
- родились и прожили в среднеазиатских республиках Советского Союза до конца его существования.
Группа представителей старшего поколения советских корейцев состоит из иммигрантских сообществ, имеющих много общего и некоторые различия между собой.
Первая группа обосновавшихся на постоянной основе на Юге России советских корейцев появилась в 1933 г. в связи с необходимостью развития рисоводческой отрасли советского сельского хозяйства, в которой корейцы были отличными специалистами. Эта группа в наибольшей степени пострадала от репрессий НКВД, многие из них погибли, о чем свидетельствуют архивные
изыскания Ж. Г. Сон [2]. Территориально-географическое расширение «северного» рисоводства позволило постепенно расширить и ареал расселения коре сарам на Юге России, охватывающий Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область до Калмыкии [3]. Постепенно, в более поздние годы, она пополнялась специалистами и рабочими, прибывшими с семьями из Узбекистана по государственным программам рисоводства. Развитие и подъем этой сельскохозяйственной отрасли на Юге России во многом обязаны профессионализму, трудолюбию и самоотверженности корейских рисоводов. Эти люди приезжали со своими семьями, добивались высоких доходов коллективных хозяйств, благоустраивали поселения, поднимали уровень жизни всех жителей. Их дети имели возможность создавать моноэтничные семьи и способствовать количественному росту корейской общности южных регионов [4]. Несколько сот насильственно переселенных в 1937 г. с Дальнего Востока корейских семей были отправлены в Нижневолжский край для работы в волжско-каспийском рыбоводстве и рыболовстве [5].
Особую группу переселенцев в Россию до распада СССР составили целеустремленные одиночки. Это были молодые на момент переезда из Средней Азии и Казахстана в Россию мужчины, которым удавалось пройти через ограничивающую мобильность корейцев систему, получить высшее образование и добиться высоких трудовых и карьерных достижений. Поиски в архиве позволили выявить единичные случаи пребывания и обучения в учебных заведениях корейцев в довоенном Сталинграде. Подобный путь из южного Казахстана через Саратов в Сталинград проделал в первые послевоенные годы отец автора статьи [5, 6]. Будучи в этническом одиночестве, не имея поддержки от соплеменников, эти мужчины имели сильную мотивацию для собственного выживания, развития и социального успеха, что, в свою очередь, подтверждало репутацию советских корейцев как благонадежных, трудолюбивых и лояльных граждан, патриотов своей страны. Пройдя все этапы личной интеграции в общество России, корейцы создавали свои семьи с представителями других национальностей [7]. Имея двойственную идентичность, не имея постоянного контакта с корейской этнической средой, их дети чувствовали себя скорее русскими, чем корейцами, хотя могли и ощущать
себя в некоторой степени маргиналами. Их внуки ассимилировались в еще большей степени, и не всегда по их внешнему виду можно определить их отчасти корейское происхождение. Данный тип социальной мобильности корейцев приводил естественным образом к этническому размыванию, к растворению корейского генотипа и ассимиляции.
После распада СССР корейцы стали массово обосновываться на Юге России, прибывая туда двумя волнами: в начале 1990-х гг. (из Таджикистана) и в начале 2000-х гг. (из Узбекистана). Часть представителей этой группы была ранее знакома с южно-российскими регионами, приезжая на сезонные работы из республик Средней Азии, используя возможности трудовой миграции и собственного уникального бригадного подряда хозяйствования «гобонди». Их силами выращивался лук на огромных плантациях Кубани и других южных регионов. Знание географии, климата и наличие ранее установленных связей в регионах позволило вынужденным переселенцам поселиться тут на постоянной основе [8].
Расселение иммигрантов в южных регионах происходило в основном двумя путями: присоединение к родственникам или землякам, ранее обосновавшимся здесь; обустройство с помощью региональной и местной власти, подкрепленное финансовой и организационной поддержкой южнокорейского правительства и общественных организаций, христианской церквей и буддистов обеих Корей, а также помощью организаций местных корейцев. Многие приезжие психологически трудно переживали последствия переезда, чаще похожего на бегство, страдали от отсутствия гражданства, достаточных финансовых средств, жилья. Адаптация и вторичная социализация пожилых корейцев на новом месте сразу же после иммиграции была сопряжена с необходимостью выживания и обустройства: поисками жилья, арендой земли, участием в полевых работах, непривычным для части горожан, поддержкой детей и родственников. Несколько позже на первый план вышла общественная работа по самоорганизации общины: совместное ведение сельскохозяйственных работ, открытие христианских церквей, которые одновременно являлись культурными центрами, организация языковых курсов как средства инвестиций в будущее детей и внуков [9]. Пожилые переселенцы происходили из многодетных семей и представ-
ляли собой носителей традиционных ценностей, обрядов и семейной истории, которые передавали молодежи, оживляя культурные традиции своего народа.
2. Советские корейцы среднего поколения.
Это было поколение постсоветских иммигрантов. Изменившиеся условия жизни способствовали складыванию новой идентичности среднего поколения коре сарам, вынужденного массово мигрировать из бывших среднеазиатских республик к новым местам проживания на Юге России [10]. Местная корейская община складывалась постепенно, прибавляя ежегодно по несколько тысяч вновь прибывших иммигрантов. Как показал социологический анализ, основой сплоченности и солидарности на новых местах жительства оказались семейно-родственные и земляческие отношения [11]. Одной из эффективных стратегий было получение высшего образования с профессиями и специальностями, связанными как с сельским, так и с городским способом трудовой деятельности. Готовность трудиться и гибкий подход при выборе форм хозяйственной деятельности способствовал устойчивой адаптации переселенцев в новых условиях. Трудолюбие, миролюбие и законопослушность способствовали установлению добрососедских отношений с местным населением. Интеграцию вновь прибывших иммигрантов в российское общество данное поколение осуществляло, используя организационные формы, предлагаемые законодательством России, создавая общественные объединения, защищающие интересы корейского населения [12].
В новых условиях складывались новые идентичности корейцев, связанные с жизнью в России, где на первое место выдвинулась гражданско-этническая самоидентификация «я российский кореец» [13]. Однако сложная экономическая ситуация, южнокорейские программы по трудоустройству на этнической родине для зарубежных корейцев подталкивают активных, трудоспособных и более молодых групп корейского населения к эмиграции в Республику Корея. Эти процессы ослабляют «домашнюю диаспору» и затрудняют трансляцию нравственных и трудовых традиций, снижая их ценность в строительстве жизненной среды. Таким образом, исследования первого и второго поколения корейцев, проживающих на Юге России, показали, что стремление достичь максимального результата
в любом деле, исключительное трудолюбие как национальная черта является эффективной коллективной и личной адаптивной стратегией, передающейся из поколения в поколение корейцев независимо от географии проживания.
3. Молодое поколение российских корейцев. Среди молодежи имеются некоторые различия, обусловленные иммиграционными условиями и предшествующими особенностями проживания старшего поколения корейцев. Происходит постепенное микширование «азиатского» поколения корейской этнической группы с поколениями российского происхождения с формированием новой идентичности и нового менталитета. Демографические явления свидетельствуют о том, что в России формируется новое поколение корейцев, родиной родителей которых были советские республики Средней Азии.
Структура образования корейской молодежи поменялась в сторону высшего образования. Подавляющее большинство имеет один источник к существованию, при этом в списке основных источников доходов трудовая деятельность, иждивение, пособия или стипендия [14, с. 167184]. Количественный состав совместно проживающих семей уменьшился, многодетность также осталась в прошлом. Семьи, в которых выросли молодые корейцы, в большинстве мононациональны, при этом среди молодежи, выросшей в многонациональной среде, этнические ценности оказываются несколько размыты: для них в меньшей степени, чем для старших поколений, национальность признается высшей ценностью в жизни человека. Семейная идентичность в сознании молодых корейцев глубоко связана с этнической самоидентификацией, однако в смешанных семьях может наблюдаться нечеткое национальное самоопределение. Особенно это характерно для семей, где родители и родственники принадлежат более чем к двум разным национальностям. Среди опрошенных молодых корейцев нет единого мнения о необходимости создавать свои будущие семьи только внутри собственной этнической группы, но необходимо отметить, что группа сторонников жесткого мо-ноэтничного подхода усилилась среди мужчин.
Устремления части корейской молодежи на внешнюю эмиграцию вызывает некоторую настороженность, поскольку ослабляет гражданскую идентичность. Открывшиеся возможности трудовой и иной эмиграции в Республи-
ку Корея для трудоспособных молодых групп вкупе со сложными социально-экономическими условиями способны ослабить «домашнюю диаспору». Эмиграционные тенденции в корейских семьях уже набрали силу. Для некоторого числа молодых корейцев возникает новая переходная идентичность - от «коре сарам» к «кореин» -на исторической родине. Возникающая в новых условиях модернизационная идентичность сама по себе является мощным ресурсом для социальных изменений.
Этничность для этнодисперсных групп, подобных иммигрировавшим в постсоветское время российским корейцам, является мобилизующим фактором для сохранения «ускользающей идентичности». Для корейской молодежи, выросшей в республиках Средней Азии, этническая идентичность зависит от необходимости соотнесения себя с инонациональным и социальным окружением. Одним из способов усвоения корейской идентичности является следование традиционным культурным ценностям, выражаемых через музыку, танец, поэзию, поэтому корейские молодежные организации часто выбирают как основную сферу деятельности культурно-фестивальную, с изучением корейских танцев, языка, с конкурсами чтецов. Воссоздаваемые в подобных организациях «традиционные обряды и ритуалы» чаще всего являются локальными и модернизированными, но в целом они дают ощущение принадлежности к общекорейской истории. Массовое увлечение К-поп дает некоторую возможность понять современное корейское общество и молодежные субкультуры и относительно быстро адаптироваться к ним в случае проживания в Корее. В российских условиях через молодежные этнокультурные организации конструируется новая этническая идентичность, которую можно обозначить как «гибридную» или «биэтническую». В конечном счете функционирование молодежных общественных организаций, несмотря на их внешне культурную направленность, определяет собой этнополити-ческий аспект идентичности молодых корейцев на основе солидарности и создании собственной референтности. Таковы организации «Миринэ» (Волгоград), «Тонмакколь» (Саратов), «Хамке Идон» (Астрахань), ансамбли «КымГан Сан» (Ростов-на-Дону), «Хвасон» (Волгоград). Молодые лидеры корейских организаций и лидеры мнений транслируют главную мысль: мы корей-
цы, но мы российские корейцы, наша родина Россия [15].
Выводы
Таким образом, корейская диаспора в южно-российских регионах складывалась в соответствии с историческими обстоятельствами. Между поколениями первой советской, практически ушедшей группы, постсоветской, ныне достигшей солидного возраста и активной молодой группой существует как традиционная общ-
ность и преемственность, так и заметные различия. Первое советское поколение помнило свои дальневосточные корни, адаптируясь на основе конфуцианской трудовой и поведенческой этики. Иммигрировавшее из республик Средней Азии поколение самоидентифицировалось по месту происхождения, но долгое проживание на российских территориях привело к смене идентичности на российскую. Молодым поколением гражданская российская идентичность принимается как естественная.
Список литературы
1. Хон, Ун Хо. Проблемы и направления изучения современных корейцев / Ун Хо Хон. - Текст: непосредственный // История и современность корейской диаспоры в регионах бывшего СССР. - Чонджу: Университет Чонбук, 2016. - С. 168-183.
2. Сон, Ж. Г. Российские корейцы: всесилие власти и бессилие этнической общности. 1920-1930 / Ж. Г. Сон. -М.: Гриф и К, 2013. - 532 с. - ISBN 9778-5-8125-1823-3. - Текст непосредственный.
3. Намруева, Л. В. Корейцы в Калмыкии: общество и трудовая деятельность / Л. В. Намруева. - Текст непосредственный // Корейцы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность. - Волгоград, 2011. -С. 31-45.
4. Ким, И. А. Об участии корейцев в развитии советского рисоводства / И. А. Ким. - Текст непосредственный // XVIII Международная конференция по науке и технологиям. Россия-Корея-СНГ. - М., 2018. - С. 65-71.
5. Ким, И. К. Корейцы в Нижнем Поволжье в конце 1930-х годов / И. К. Ким - Текст непосредственный // Корейцы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность. - Волгоград, 2011. - С. 24-30.
6. Ким, И. К. Социальная и этническая идентичность поколения советских корейцев южно-российских регионов на примере одной биографии / И. К. Ким - Текст непосредственный // Идентичность коре сарам. Материалы международной конференции. - Чонбук Университет: Чонджу, 2018. - С. 37-43.
7. Ли, Хен Кын. Современное состояние переселения корейцев Волгограда (1945-2010) Хен Кын Ли. -Текст непосредственный // Корейцы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность. - Волгоград. - С. 122-145.
8. Попова, Ю. Н. Корейская диаспора Краснодарского края: историко-культурные аспекты: ХХ в.-начало XXI в.: Автореферат дисс. ... канд. ист. наук / Ю. Н. Попова. - Текст непосредственный. - Краснодар, 2004.
9. Ким, И. А. Общественные организации коре сарам в южно-российских регионах / И. А. Ким. - Текст непосредственный // Международный форум восточных языков и культур. Сборник статей и докладов участников конференции. - Казань, 2018. - С. 74-86.
10. Ли, Чхэ Мун. Гражданская война в Таджикистане, ремиграция и оседание российских корейцев в новых местах проживания. На материале юга России (Волгоградской области) / Чхэ Мун Ли. - Текст непосредственный // Корейцы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность. - Волгоград, 2011. - С. 46-72.
11. Ким, И. А. Миграционная история советских корейцев как свидетельство социальной адаптации на основе традиционных стереотипов / И. А. Ким. - Текст непосредственный // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. Материалы ХП Конгресса антропологов и этнологов России. -Ижевск, 2017. - С. 318.
12. Бугай, Н. Ф. Корейцы Юга России. Межэтническое согласие, диалог, доверие / Н. Ф. Бугай. - М., 2015. -512 с. - ISBN 978-5-7164-0614-8. - Текст: непосредственный.
13. Ким, И. А. Вопросы идентичности в постмиграционной адаптации корейского населения Юга России / И. А. Ким. - Текст непосредственный // Идентичность коре сарам. Материалы международной конференции. -Чонджу: Университет Чонбук, 2018. - С. 45-51.
14. Ким, Г. Н. Историко-географический портрет корейцев СССР и СНГ (по материалам переписей населения) / Г. Н. Ким, И. А. Ким. - Алматы: Казак Университет, 2020. - 382 с. - 500 экз. - ISBN 978-601-04-5135-3. -Текст: непосредственный.
15. Ким, И. К. Молодёжные корейские организации Юга России как фактор сохранения идентичности корейской молодёжи / И. К. Ким, И. А. Ким. - Текст непосредственный // Россия-Корея: настоящее и будущее российского корееведения: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции (Казань, 5-6 октября 2020 г.). - Казань, 2020. - С. 141-147.
References
1. Hon, Un Ho. Problemy i napravlenija izuchenija sovremennyh korejcev / Un Ho Hon. - Tekst: nepo-sredstvennyj // Istorija i sovremennost' korejskoj diaspory v regionah byvshego SSSR. - Chondzhu: Univer-sitet Chonbuk, 2016. -S. 168-183.
2. Son, Zh. G. Rossijskie korejcy: vsesilie vlasti i bessilie jetnicheskoj obshhnosti. 1920-1930 / Zh. G. Son. - M.: Grif i K, 2013. - 532 s. - ISBN 9778-5-8125-1823-3. - Tekst neposredstvennyj.
3. Namrueva, L. V. Korejcy v Kalmykii: obshhestvo i trudovaja dejatel'nost' / L. V. Namrueva. - Tekst neposredstvennyj // Korejcy Juga Rossii i Nizhnego Povolzh'ja: istorija i sovremennost'. - Volgograd, 2011. - S. 31-45.
4. Kim, I. A. Ob uchastii korejcev v razvitii sovetskogo risovodstva / I. A. Kim. - Tekst neposred-stvennyj // XVIII Mezhdunarodnaja konferencija po nauke i tehnologijam. Rossija-Koreja-SNG. - M., 2018. - S. 65-71.
5. Kim, I. K. Korejcy v Nizhnem Povolzh'e v konce 1930-h godov / I. K. Kim - Tekst neposredstvennyj // Korejcy Juga Rossii i Nizhnego Povolzh'ja: istorija i sovremennost'. - Volgograd, 2011. - S. 24-30.
6. Kim, I. K. Social'naja i jetnicheskaja identichnost' pokolenija sovetskih korejcev juzhno-rossijskih regionov na primere odnoj biografii / I. K. Kim - Tekst neposredstvennyj // Identichnost' kore saram. Ma-terialy mezhdunarodnoj konferencii. - Chonbuk Universitet: Chondzhu, 2018. - S. 37-43.
7. Li, Hen Kyn. Sovremennoe sostojanie pereselenija korejcev Volgograda (1945-2010) Hen Kyn Li. - Tekst neposredstvennyj // Korejcy Juga Rossii i Nizhnego Povolzh'ja: istorija i sovremennost'. - Volgograd. - S. 122-145.
8. Popova, Ju. N. Korejskaja diaspora Krasnodarskogo kraja: istoriko-kul'turnye aspekty: HH v.-nachalo HHI v.: Avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk / Ju. N. Popova. - Tekst neposredstvennyj. - Krasnodar, 2004.
9. Kim, I. A. Obshhestvennye organizacii kore saram v juzhno-rossijskih regionah / I. A. Kim. - Tekst neposredstvennyj // Mezhdunarodnyj forum vostochnyh jazykov i kul'tur. Sbornik statej i dokladov uchast-nikov konferencii. - Kazan', 2018. - S. 74-86.
10. Li, Chhje Mun. Grazhdanskaja vojna v Tadzhikistane, remigracija i osedanie rossijskih korejcev v novyh mestah prozhivanija. Na materiale juga Rossii (Volgogradskoj oblasti) / Chhje Mun Li. - Tekst nepo-sredstvennyj // Korejcy Juga Rossii i Nizhnego Povolzh'ja: istorija i sovremennost'. - Volgograd, 2011. - S. 46-72.
11. Kim, I. A. Migracionnaja istorija sovetskih korejcev kak svidetel'stvo social'noj adaptacii na osnove tradicionnyh stereotipov / I. A. Kim. - Tekst neposredstvennyj // Missija antropologii i jetnologii: nauchnye tradicii i sovremennye vyzovy. Materialy HII Kongressa antropologov i jetnologov Rossii. - Izhevsk, 2017. - S. 318.
12. Bugaj, N. F. Korejcy Juga Rossii. Mezhjetnicheskoe soglasie, dialog, doverie / N. F. Bugaj. - M., 2015. -512 s. - ISBN 978-5-7164-0614-8. - Tekst: neposredstvennyj.
13. Kim, I. A. Voprosy identichnosti v postmigracionnoj adaptacii korejskogo naselenija Juga Ros-sii / I. A. Kim. -Tekst neposredstvennyj // Identichnost' kore saram. Materialy mezhdunarodnoj konferen-cii. - Chondzhu: Universitet Chonbuk, 2018. - S. 45-51.
14. Kim, G. N. Istoriko-geograficheskij portret korejcev SSSR i SNG (po materialam perepisej naselenija) / G. N. Kim, I. A. Kim. - Almaty: Kazak Universitet, 2020. - 382 s. - 500 jekz. - ISBN 978-601-04-5135-3. - Tekst: neposredstvennyj.
15. Kim, I. K. Molodjozhnye korejskie organizacii Juga Rossii kak faktor sohranenija identichnosti korejskoj molodjozhi / I. K. Kim, I. A. Kim. - Tekst neposredstvennyj // Rossija-Koreja: nastojashhee i budushhee rossijskogo koreevedenija: sbornik materialov XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kazan', 5-6 oktjabrja 2020 g.). - Kazan', 2020. - S. 141-147.
Дата поступления /Received 13.02.2021 Дата принятия в печать/Accepted 01.03.2021
© Ким И.К., 2021 © Kim I.K., 2021