МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ИМЕНИ Т.К. ЖУРГЕНОВА)
В.А. ВАСИЦКИЙ, Г.В. КОВАЛЕНКО, Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова,
г. Алматы, Казахстан
Аннотация
В статье проанализированы показатели уровня здоровья и физического развития студентов 1 курса Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова разных лет поступления. Обнаружено, что из поступивших на 1 курс студентов значительный процент (14,8%) имеют отклонения в состоянии здоровья и зачисляются в специальные медицинские группы; количество студентов с различными заболеваниями имеет тенденцию к возрастанию; наибольшее количество заболеваний связано с системой органов дыхания (13,7%), органов пищеварения (12,2%), почками и мочевыводящими путями (10-12,6%). Результаты тестирования уровня развития основных физических качеств показали, что физическая подготовленность студентов низкая. Уровень физической подготовленности абитуриентов, поступающих на 1 курс, по большинству показателей имеет тенденцию к понижению или остается на прежнем низком уровне. Рекомендуется внести коррективы в работу кафедр физвоспитания для улучшения существуюбщего положения.
Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, студенты, заболевания, физическая подготовка.
Abstract
The article analyzes the indicators of the level
of health and physical development of 1st year students
of the Kazakh National Academy of Arts
named after T.K. Zhurgenova different years
of admission. It was found that a significant percentage
of those entering the first year (14.8%)
have deviations in health status and are enrolled
in special medical groups; the number of students
with various diseases tends to increase,
the greatest number of diseases is associated
with the respiratory system (13.7%),
the digestive system (12.2%),
kidney and urinary tract (from 10% to 12.6%).
The results of testing the level of development
of basic physical qualities showed that the physical
preparedness of students is insufficient.
The level of physical preparedness
of applicants entering the first course
in most of the indicators tends to decrease or remains
at the same low level. It is recommended that adjustments
be made to the work of the faculty
for improving the existing situation.
Keywords: health, physical development, students, diseases, physical training.
Введение
В настоящее время благополучие страны связывают с достойным уровнем и качеством жизни населения, направленным на реализацию человеческого потенциала и рост человеческого капитала [1]. Важнейшим показателем благополучия государства является здоровье его
народа. Не вызывает сомнения, что только здоровый человек, имеющий хорошую физическую подготовку, может полноценно реализовывать себя в повседневной жизни, и этот тезис в первую очередь относится к современной молодежи - генофонду страны, будущему нации.
С*)
Озабоченность здоровьем подрастающего поколения нашло свое отражение в ряде государственных нормативно-правовых актов [2, 3]:
- Послание Президента страны народу «Казах-стан-2050»;
- Закон о физической культуре и спорте (1999, 2014 гг.);
- Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года;
- ежегодные Послания Президента страны народу Казахстана.
В перечисленных основопологающих документах подчеркивается, что физическое воспитание учащейся молодежи призвано обеспечить высокую потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, развитии и совершенствовании основных двигательных качеств, физическом развитии и укреплении здоровья, воспитании осознанной потребности ведения здорового образа жизни.
Указывается, что для реализации поставленных задач необходимо, чтобы общий объем активных занятий физической культурой и спортом (с учетом 4 часов обязательных учебных, секционных и самостоятельных занятий) составил не менее 8-10 часов в неделю [4].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует здоровье как физическое, психическое (интеллектуальное) и материальное благополучие человека, основой которого является активная двигательная деятельность, здоровый образ жизни [5].
В то же время статистические данные говорят о том, что средние и высшие учебные заведения Республики Казахстан в настоящее время «получают» на первые курсы студентов - выпускников общеобразовательных школ, значительный процент из которых имеют ослабленное здоровье и низкий уровень физического развития.
Цель работы: выявить, в какой степени данный «вердикт» относится к поступающим в творческие учебные заведения (на примере Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова).
Задачи исследования
1. По результатам медицинских осмотров обучающихся в 2014-2016 гг. на 1 курсе студентов Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова (КазНАИ) выявить количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, характер заболеваний, определить количество заболеваний в динамике.
2. Провести тестирование физической подготовленности студентов первых курсов 2014-2016 гг. поступления, проследить динамику результатов по основным физическим качествам.
3. По результатам исследования оперативно вносить коррективы в планирование работы со студентами.
Результаты исследований
Для решения первой задачи были проанализированы данные медицинских осмотров студентов первых курсов КазНАИ в количестве 250 человек 2014-2016 гг. поступления.
Результаты анализа показали, что из 250 студентов, поступивших на 1 курс в 2014 г. 13,2% (33 чел.) были отнесены к специальной медицинской группе; в 2015 г. этот показатель составил 14,8% (37 чел.); в 2016 г. -14,8% (37 чел.), т.е. количество студентов, имеющих те или иные заболевания в 2015 и 2016 гг. увеличилось по сравнению с 2014 г. на 1,6%.
По результатам медицинских осмотров были определены наиболее часто встречающиеся заболевания, их процентное выражение и динамика. Данные приведены в табл. 1.
Таблица 1 Результаты медицинских осмотров студентов 1 курса КазНАИ им. Т.К. Жургенова 2014-2016 учебных годов поступления
№ п/п Заболевание систем организма 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество (%)
1. Сердечно-сосудистая система 8,0 14,7 9,8
2. Органы дыхания 9,4 10,2 13,7
3. Органы зрения 4,5 9,6 11,3
4. Органы пищеварения 2,5 7,3 12,2
5. Почки и мочевыводящие пути 10,1 12,5 12,6
6. Опорно-двигательный аппарат 9,0 4,8 5,1
По результатам осмотров, представленных в табл. 1, просматривается общая тенденция к росту заболеваемости студентов, поступающих на 1 курс академии; в отдельных случаях этот рост значителен. Так, количество заболеваний органов пищеварения с 2,5% в 2014 г. увеличилось в 2016 г. почти в 5 раз. Основные причины такого
явления, на наш взгляд, - снижение качества продуктов питания, недостаточный материальный жизненный уровень во многих семьях, поголовное увлечение современной молодежи телевидением, интернетом, сотовой связью и др. техническими средствами, что приводит к нарушению режима питания, труда и отдыха.
Устойчивый рост заболеваний наблюдается в системе органов дыхания с 9,4% в 2014 г. до 10,2% в 2015 г. и 13,7% в 2016 г., что является следствием неблагополучной экологической ситуации алматинского региона. Количество сердечно-сосудистых заболеваний в 2016 г. хотя и снизилось по сравнению с 2015-м, но превысило показания 2014 г. Показатель заболеваний системы «почки и мочевыводящие пути» относительно стабилен, но вместе с тем имеет высокое численное значение (от 10,1 до 12,6%). Значительно снизился процент заболеваний опорно-двигательного аппарата.
В академии курс физического воспитания предусматривает комплексное решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, направленных на подготовку студентов к предстоящей деятельности с уче-
том специфики будущей профессии [6]. Для определения уровня физической подготовленности студентов, поступивших на 1 курс академии в 2014-2016 гг., было проведено исследование по тестам, разработанным кафедрой физического воспитания. Тестовые задания включали контрольные нормативы, которые позволяли оценить уровень развития основных физических качеств (силы, гибкости, скоростно-силовых характеристик).
В тестировании приняли участие студенты первых курсов основного и подготовительного учебных отделений, шести факультетов разных специальностей в количестве 227 человек (112 юношей, 115 девушек). Контрольные нормативы принимались в начале учебных годов в сентябре месяце (табл. 2, 3).
Таблица 2
Средние показатели общей физической подготовленности юношей по тестам
№ п/п Тест 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1. «Прыжок». Прыжок в длину с места толчком двух ног (скоростно-силовая характеристика) см
220,2 220,6 218,9
2. «Подтягивание». Из виса на перекладине (качество силы) кол-во раз
10,1 9,8 9,85
3. «Отжимание». В упоре лежа сгибание и разгибание рук за 25 с (скоростно-силовая характеристика) кол-во раз
28,2 27,9 31,1
4. «Пресс». Из положение «лежа на спине», руки за головой, поднимание туловища за 30 с (на тренажере) до положения «сидя» (скоростно-силовая характеристика) кол-во раз
19,0 18,7 19,2
5. «Гибкость». Из основной стойки наклон вперёд (качество гибкости) из 5 баллов
3,5 3,7 3,6
Таблица 3
Средние показатели общей физической подготовленности девушек по тестам
№ п/п Тест 2014 год 2015 год 2016 год
1. «Прыжок». Прыжок в длину с места толчком двух ног (скоростно-силовая характеристика) см
162,2 160,6 160,65
2. «Отжимание». Из упора лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (качество силы) кол-во раз
7,2 6,1 5,75
3. «Пресс». Из положения «лежа на спине», руки за головой, поднимание туловища за 1 мин до положения «сидя» (скоростно-силовая характеристика) кол-во раз
28,3 28,75 32,2
4. «Гибкость». Из основной стойки наклон вперёд (качество гибкости) из 5 баллов
4,2 4,0 4,0
Как следует из табл. 2, результаты теста «Прыжок» на протяжении трех лет в целом стабильные и составляют около 220 см, что явно недостаточно. Для сравнения, согласно требованиям президентских тестов, национальный уровень составляет 245 см, президентский уровень -
260 см. (Президентские тесты разработаны в Казахстане, за основу были взяты нормативы комплекса ГТО).
Согласно кафедральным нормативам, чтобы получить за «прыжок» 5 баллов, нужно достигнуть результата 250 см.
Тест «Подтягивание». В 2014-2016 гг. средний результат - около 10 раз. Показатель низкий, по кафедральным нормативам - это 2 балла (для сравнения: национальный уровень - 15 раз, президентский уровень - 18 раз).
Тест «Отжимание». По сравнению с 2014 и 2015 гг. результат в 2016 г. улучшился и по кафедральной оценке - 30 раз составляет 5 баллов.
Тест «Пресс». Результат в 2016 г. - 19 раз, по кафедральным нормативам - это всего 2 балла.
Тест «Наклон» оценивался из 5 баллов, средний показатель 3-х лет - 3,6, явно низкий для студентов творческого вуза.
Как показывают данные табл. 3, у девушек все показатели понизились или остались без изменения стабильно низкими. Лучший результат - 32,2 раза в тесте «Пресс» по кафедральной оценке соответствует 3 баллам. Для сравнения: национальный уровень составляет 44 раза, президентский уровень - 50 раз.
Отмечаются также крайне низкие результаты на протяжении 3-х лет по тесту «Прыжок». По кафедральной оценке - 2 балла. Национальный уровень - 190 см, президентский уровень - 200 см.
По тесту «Отжимание» наблюдается снижение результата с 7,2 в 2014 г. до 5,75 - в 2016 г., что по кафедральной оценке составляет 2 балла.
Четыре балла за гибкость - недостаточно хороший результат для вуза творческой направленности и говорит о том, что развитию данного качества не уделялось
должного внимания, а ведь хорошая подвижность в суставах (растянутость) не только дает эстетическую красоту движений (особенно у девушек), но и является профилактикой травматизма.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:
• из поступающих на 1 курс КазНАИ им. Т.К. Жур-генова значительный процент первокурсников (14,8%) имеют отклонение в состоянии здоровья и зачисляются в специальные медицинские группы;
• из анализа трехлетнего наблюдения показано, что количество студентов с различными заболеваниями имеет тенденцию к повышению;
• наибольшее количество заболеваний связано с системой органов дыхания (13,7%), органов пищеварения (12,2%). Стабильно высокий численный показатель заболеваний (10-12,6%) связан с системой «почки и моче-выводящие пути»;
• результаты тестирования уровня развития основных физических качеств поступающих на 1 курс академии показали, что физическая подготовленность студентов (юношей и девушек) недостаточна, а по некоторым тестам (например, скоростно-силовая характеристика «прыжок») - слабая.
• уровень физической подготовленности абитуриентов, поступающих на 1 курс, по большинству показателей имеет тенденцию к понижению или остается на прежнем низком уровне.
Заключение
Необходимо учитывать, что многие студенты, поступающие в средние и высшие учебные заведения Республики Казахстан, сталкиваются с так называемой адап-тацей к новым социальным условиям. Установлено, что студенты первых курсов болеют значительно чаще своих сверстников старших курсов.
В этой связи одной из задач специалистов кафедр физического воспитания является умение управлять адаптацией студентов, включая проведение всевозможных профилактических мероприятий по уже имеющимся заболеваниям.
Наряду с этим необходимо средствами физической культуры и спорта постоянно вести работу по воспитанию у студентов негативного отношения к вредным при-
вычкам, т.е. формировать у них мотивационно-ценност-ное отношение к здоровому образу жизни.
В дальнейшем планируется расширить круг исследований по данной проблеме и наряду с ежегодным отслеживанием состояния здоровья и физической подготовленности поступающих на 1 курс студентов проводить исследования за 4-х и 5-летний периоды для получения более объективных данных.
Необходимо оперативно вносить коррективы в работу кафедр физического воспитания с тем, чтобы обеспечить оптимальную адаптацию студентов к новым условиям, сохранение и улучшение состояния здоровья и физической подготовленности. Такая работа должна начинаться уже с 1 семестра 1 курса.
Литература
1. Паршикова Н.В., Изаак, С.И., Коваленко, Г.В. Спорт в международной системе координат: новые вызовы и возможности // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 7. - С. 94-96.
2. Послание Президента Республики Казахстан от 14.12.12 г. «Стратегия "Казахстан-2050" - новый политический курс состоявшегося государства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К1200002050 (дата обращения: 14.06.2017).
3. Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mks.gov.kz/rus/ deyatelnost/gos_programmy(дата обращения: 14.06.2017).
4. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-111 ЗРК «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tarsu.kz/images/ dokumenty/ZAKON_RK_OB_OBRAZOVANII.pdf (дата обращения: 14.06.2017).
5. Потапов, И.А. Основы культуры здоровья. Валео-логия. - Алматы, 2005. - 134 с.
6. Журавлев, В.Н., Коваленко, Г.В., Изаак, С.И. Возможности применения межпредметных связей специальных дисциплин и физической культуры в творче-
ском вузе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Физическая культура, спорт, наука и образование». - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - Ч. 1. - С. 213-218.
References
1. Parshikova, N.V., Izaak, SI, Kovalenko, G.V. Sport in the international coordinate system: new challenges and opportunities // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -2017. - No. 7. - Pp. 94-96.
2. Message of the President of the Republic of Kazakhstan dated December 14, "Strategy 'Kazakhstan-2050' -a new political course of the state" [Electronic resource]. -Access mode: http://adilet.zan.kz/eng/docs/K1200002050 (date of access: June 14, 2017).
3. The concept of development of physical culture and sports of the Republic of Kazakhstan until 2025 [Electronic resource]. - Access mode: http://mks.gov. kz/rus/deyatelnost/gos_programmy (date of access: 14.06.2017).
4. Law of the Republic of Kazakhstan of July 27, 2007 No. 319-III ZRK ":On Education" [Electronic resource]. -Access mode: http://www.tarsu.kz/images/dokumenty/ ZAKON_RK_OB_OBRAZOVANII.pdf (reference date: June 14, 2017).
5. Potapov, I.A. Fundamentals of a culture of health. Valeology. - Almaty, 2005. - 134 p.
6. Zhuravlev, V.N., Kovalenko, G.V., Isaak, S.I. Possibilities of application of intersubject communications of special disciplines and physical culture in a creative high school // Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiyem "Fizicheskaya kul'tura, sport, nauka i obrazovaniye". - Churapcha: CHGIFKiS, 2017. - Part 1. -Pp. 213-218.