Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-МИГРАНТА И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-МИГРАНТА И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ДЕТИ МИГРАНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Очирова О.А., Котуа С.Б.

В статье рассматривается воспитательная деятельность по формированию социализированной личности ребенка-мигранта. Одним из способов исследования формирования социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами является формирующий эксперимент, направленный на повышение активности подростка в сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY SOCIALIZATION INDICATORS OF MIGRANTS'' CHILDREN AND THEIR CHANGES IN THE PROCESS OF FORMING EXPERIMENTIN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ST. PETERSBURG

This article considers educational activities on the formation of a migrant ’s child socialized personality. One way to study the formation of the migrant’s child socialized personality in interaction with social institutions is a formative experiment aimed at increasing the activity of a teenager in the sphere of social relations.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-МИГРАНТА И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

О.А. Очирова, д-р социол. наук, проф., e-mail: 180750@rambler.ru С.Б. Котуа, аспирант, e-mail: sarangua@mail.ru Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г.Улан-Удэ

УДК 314.728

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-МИГРАНТА

И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В статье рассматривается воспитательная деятельность по формированию социализированной личности ребенка-мигранта. Одним из способов исследования формирования социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами является формирующий эксперимент, направленный на повышение активности подростка в сфере общественных отношений.

Ключевые слова: формирующий эксперимент, социализация, дети мигрантов, показатели социализации, социальная адаптированность.

O.A. Ochirova, D. Sc. Sociology, Prof.

S.B. Kotua, P.G.

PERSONALITY SOCIALIZATION INDICATORS OF MIGRANTS" CHILDREN AND THEIR CHANGES IN THE PROCESS OF FORMING EXPERIMENTIN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ST. PETERSBURG

This article considers educational activities on the formation ofa migrant's child socialized personality. One way to study the formation of the migrant's child socialized personality in interaction with social institutions is a formative experiment aimed at increasing the activity of a teenager in the sphere of social relations.

Key words: formative experiment, socialization, children of migrants, indicators of socialization and social adaptation.

В Российской Федерации общее количество мигрантов составляет около 13 млн. чел. Основная масса приезжих останавливается в Москве и Санкт-Петербурге. На такой выбор мигрантов влияют объем и трудовые возможности в масштабе городов. Эти два города являются самыми крупными транспортными узлами страны, кроме того, их население наделено высоким уровнем жизни. В Санкт-Петербурге на сегодня функционирует 268 конфессий и религиозных объединений, помимо храмов христианских конфессий, в городе имеются мусульманские и буддийские храмы. Таким образом, имеется историческая основа для аккультурации национальных меньшинств, их интеграции в доминирующую языковую и культурную среду [1]

Специфика семей мигрантов заключается в том, что их характерные особенности, которые присущи многим видам семейно-брачных союзов, зависят не только от личных установок супругов, исторически обусловленного типа взаимоотношений, но и от сложных объективных (политических, социально-экономических и этнокультурных) условий. Именно это сказывается на структуре, психологическом климате семьи, на физическом и психическом здоровье ее членов. Социализация - сложный процесс, поскольку этническая культура является опытом выживания этноса, закрепленного многолетними традициями и обычаями. В процессе интеграции ребенок рискует потерять родной язык и культурные особенности своей личности. Положительный результат может быть достигнут лишь общей, совместной деятельностью педагогов, воспитателей и поддержкой со стороны родителей. Это является непременным условием для оказания эффективной помощи в деле жизненного самоопределения личности детей мигрантов в новой поликультурной среде общества [2].

Одним из способов исследования формирования социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами является формирующий эксперимент, направленный на повышение активности подростка в сфере общественных отношений. Целью формирующего эксперимента являлась экспериментальная проверка Программы формирования социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами.

В формирующем эксперименте приняли участие 119 чел. Полученные результаты констатирующего эксперимента учитывались нами в первую очередь при распределении общей выборки на контрольную и экспериментальную группы подростков, участников эксперимента. Контрольная и экспериментальная группы формировались по следующему принципу: в контрольную группу вошли русские дети, у которых общие результаты имеют более высокое количественное значение, хотя и не имеют статистически значимых отличий от результатов детей-мигрантов. В экспериментальную, соответственно, вошли дети-мигранты.

Таким образом, в контрольной и экспериментальной группах получился следующий количественный состав: в контрольной группе - 62 подростка: 27 девушек и 35 юношей; в экспериментальной группе - 57 подростков: 24 девушки и 33 юноши. Распределение общего количества подростков - участников эксперимента представлено в таблице

Таблица

Распределение участников эксперимента по группам

Название группы Название образовательного учреждения Количество воспитанников

юноши девушки

Экспериментальная дети-мигранты 33 24

Контрольная русские дети 35 27

Формирующий эксперимент проходил с 2011 по 2013 г. За этот период в экспериментальной группе была реализована Программа формирования социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами «Новая жизнь».

Одной из задач формирующего эксперимента было внедрение Программы формирования социализированной личности в план воспитательной работы Центра. В контрольной группе эксперимента воспитательный процесс проходил согласно стандартным программам образования без каких-либо изменений. Повторное диагностирование проводилось с целью выявления уровня сформированности социализированности.

Для оценки достоверности различий в сравнении конкретных признаков между собой мы использовали в статистической обработке данных ^критерий Стьюдента, что позволило нам оценить различия в средних, полученных в двух выборках результатов, и получить уровни значимости.

Для выявления достоверных связей между различными показателями нами был использован корреляционный анализ на базе расчета коэффициентов корреляции Спирмена (Sperman). Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет нам определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков. Коэффициент ранговой корреляции подсчитывался нами по формуле

6-Е ^2)

Ъ =1--,

N (Я2 - 1)

где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого; N - количество ранжируемых значений, в нашем случае количество испытуемых.

Так, по результатам формирующего эксперимента мы получили следующие данные: по показателю социальной адаптированности ребенка-мигранта полученные результаты, представлены на рисунке 1.

По показателю «социальная адаптированность» произошли достаточно значимые статистические изменения. Так, у подростков экспериментальной группы повысилось число учащихся с высоким уровнем социальной адаптированности. Если до начала эксперимента этот уровень составлял 17 % от общего числа подростков, то по окончании он достиг 44 %. Уровень статистической значимости при этом имеет достаточно большое значение - (р<0,01).

70 и-

60---5-

50--^-

высокий средний низкий

уровень

Рис. 1. Сравнительные результаты показателя социальной адаптированности в экспериментальной группе детей-мигрантов до и после формирующего эксперимента

Из представленных значений мы видим, что у детей-мигрантов повысился высокий уровень социальной адаптированности. Также повысился и средний уровень социальной адаптированности - с 26 до 58%, с уровнем значимости в (р<0,05). На наш взгляд, это произошло за счет снижения низкого уровня социальной адаптированности. Необходимо заметить, что статистическая значимость таких изменений составляет (р<0,01). То есть в данном показателе обнаруживается внутреннее движение: воспитанники с низким уровнем социальной адапти-рованности, в процессе реализации Программы формирования социализированной личности ребенка-мигранта, повышая свой уровень социальной адаптированности, переходят из одной группы в другую. Таким образом, происходит замещение этих двух уровней за счет друг друга.

Обратимся к сравнительным результатам обеих выборок - контрольной и экспериментальной, и рассмотрим, как соотносятся результаты экспериментальной группы и контрольной после завершения формирующего эксперимента (рис. 2).

60 50 40

%зо 20 10 0

высокий средний низкий

уровень

Рис. 2. Сравнительные результаты показателя социальной адаптированности детей-мигрантов в экспериментальной и контрольной группах после формирующего эксперимента

По итогам сравнительного анализа обеих групп были получены следующие результаты. В экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения по двум показа-

□ эксперт ■ контрол.

телям уровня социальной адаптированности: по высокому уровню, он стал еще выше первоначального. Если до начала эксперимента этот уровень составлял 17%, то по окончании эксперимента этот уровень повысился до 28%. Статистическое значение данного преобразования составило (р<0,05). Низкий уровень социальной адаптированности у экспериментальной группы подростков стал ниже. С 58% он понизился до 31%-ного уровня. Уровень статистической значимости при таких изменениях составляет (р<0,01).

На наш взгляд, такие различные значения в уровнях социальной адаптированности в обеих выборках подростков имеют под собой определенную основу, т.е., направленное, специально организованное влияние извне на детей-мигрантов дает результаты, которые можно интерпретировать как достаточно значимые.

По среднему показателю уровня социальной адаптированности статистически значимых различий выявлено не было. Однако изменения в количественном отношении тоже достаточно велики: в контрольной группе средний уровень имеет 29%, в то время как в экспериментальной - 36%. Более того, если в сравнении с контрольной группой данные изменения незначимы, то для самой экспериментальной группы они имеют статистически значимые различия (р<0,05).

По показателю коммуникативности личности ребенка-мигранта были получены результаты, представленные на рисунке 3.

60 50 40 %30 20 10 0

12 3 4

коммуникатинвые умения

Рис. 3. Сравнительные результаты показателя коммуникативности в экспериментальной группе детей-мигрантов до и после формирующего эксперимента Примечание. Условные обозначения: 1. Плохой собеседник. 2. Недостатки в общении. 3. Хороший

собеседник. 4. Отличный собеседник

По показателю «коммуникативность личности» были получены достаточно интересные результаты. Несмотря на то что подростки увлеченно принимали участие во всех предлагаемых заданиях в процессе реализации Программы, активно общались со всеми представителями учреждений, были вовлечены в различные игровые мероприятия, никаких значимых изменений ни по одной из шкал не произошло. Все количественные изменения, которые были нами обнаружены, колеблются в пределах 7-9%.

Считаем, что такие результаты могут зависеть прежде всего от социальных особенностей жизнеустройства детей-мигрантов, а также от их индивидуальных психологических особенностей, на которых отражается специфика организации их жизнедеятельности в новой стране. Данная специфика характеризуется закрытостью, изолированностью от общества, что влечет за собой разрыв социальных связей, невозможность приобретения собственного социального опыта, чем и обусловлены достаточно незначительные изменения по данному показателю. Для подростка становится нормой его коммуникативная позиция. Если раньше он никого не пускал в свое личное пространство, мысли, то теперь, когда у него уже есть свой собственный социальный опыт и он уже представляется себе как член социума, для него это становится важным, он начинает ощущать себя по-новому. Отсюда такие незначительные изменения. Если в первом случае (до эксперимента) причиной такому невысокому уровню развития ком-

муникативных навыков были специфическая ситуация развития, отсутствие опыта пополнения информации за счет других представителей общества, то теперь (после эксперимента) ко всему этому добавляется другая причина - новая освоенная социальная роль подростка, которая, судя по результатам исследования, приносит ему другое представление о самом себе.

Рассмотрим подробнее полученные результаты по показателю «коммуникативность личности». При анализе данных контрольной и экспериментальной групп были получены результаты, представленные на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительные результаты показателя коммуникативности личности детей-мигрантов в экспериментальной и контрольной группах после формирующего эксперимента Примечание. Условные обозначения: 1. Плохой собеседник. 2. Недостатки в общении. 3. Хороший собеседник. 4. Отличный собеседник

В результате сравнительного анализа обеих выборок нами было обнаружено, что статистически значимых различий в экспериментальной группе с контрольной группой нет. Более того, изменения, произошедшие в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной, составляют в среднем 2-4%.

Заметим, что изначально (до эксперимента) контрольная группа в процентном отношении имела лучшие результаты по данному показателю, чем экспериментальная, поэтому можно сказать, что результаты экспериментальной группы доведены до результатов контрольной. Однако реализация Программы не дала нам более ощутимых изменений в плане развития коммуникативных умений личности подростка-воспитанника детского дома, т.е. коммуникативность личности ребенка-мигранта в силу его психологических, социальных особенностей необходимо развивать не спонтанно, стихийно, а целенаправленно, с момента переезда в новую социальную среду. Причем методика работы с данной социальной категорией должна включать разнообразное множество форм и методов развития коммуникативности личности на каждом возрастном этапе до выпуска из школы.

Данное обстоятельство еще раз убеждает нас в том, что специфика жизнеустройства, жизненные и социальные обстоятельства способствуют закреплению определенных установок подростков и тех качеств его личности, которые отвечают прежде всего характеру существования в данных социокультурных условиях, т.е. в новой социальной среде.

При анализе данных по показателю «ценностные ориентации» ребенка-мигранта были получены результаты, схожие с результатами показателя «коммуникативность личности».

Значимых различий в распределении ценностных ориентаций у подростков после проведения эксперимента обнаружено не было.

Эти данные еще раз подтверждают, что система ценностей личности является достаточно устойчивой структурой, которая складывается не здесь и сейчас, а в течение всего периода пребывания в определенных социокультурных условиях. Ценностные ориентации подростков отвечают тем их нуждам, которые являются наиболее для них значимыми в данный возрастной период и местопребывании. Данное обстоятельство мы можем объяснить тем, что

наши испытуемые - подростки, и, помимо того, что социализация как результат социальной адаптации является для них главным новообразованием, у них еще происходит интенсивный процесс идентификации личности, т.е. развитие Я-концепции подростка. Именно с этим феноменом связана потребность подростков в устанавливании своих кодексов чести и моральных законов, поэтому вмешательство извне в этот процесс, как правило, не приносит желаемых результатов [3].

Тем не менее те изменения, которые нами были обнаружены, не могли не сказаться на общем уровне социальной адаптированности личности ребенка-мигранта.

Результаты организации работы по формированию социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами и изменения в уровнях показателя, произошедшие в ходе формирующего эксперимента, представлены на рисунке 5.

Так, нами обнаружены статистически значимые изменения на всех уровнях социальной адаптированности в экспериментальной группе: высокий уровень повысился (р<0,05); средний также повысился (р<0,01); низкий уровень значительно снизился (р<0,01) за счет качественных изменений в группе - перехода воспитанников с одного уровня развития социальной адаптированности на другой, более высокий.

По сравнению с контрольной группой также все изменения имеют статистически значимые различия: высокий уровень (р<0,05), средний уровень (р<0,05), низкий уровень (р<0,01).

До эксперимента После эксперимента

высокии средним низким высоким средни низкии

уровень социализации уровень сарализащ

Рис. 5. Изменения общего показателя социализации личности ребенка-мигранта в процессе формирующего эксперимента Примечание. Уровень социализации рассматривается нами как результат социальной адаптированности личности ребенка-мигранта

Как видно из рисунка 5, наибольшие изменения произошли с низким уровнем развития социальной адаптированности подростков-мигрантов. Это также связано с тем, что в экспериментальной группе 30% подростков перешли из группы с низким уровнем развития социальной адаптированности в группы с более высоким уровнем развития социальной адаптирован-ности, в то время как в контрольной группе естественный процент изменений составил лишь 5%. Именно столько (3 чел.) подростков самостоятельно смогли совершить сложный путь перехода из одной группы с низким уровнем развития социальной адаптированности в другую, более высокую.

Результаты проведенного исследования показывают те качественные изменения, которые произошли в уровне развития социализированности детей-мигрантов в ходе реализации Программы, направленной на формирование социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами.

Сегодня с проблемой притока неадаптированных детей мигрантов сталкивается практически каждая санкт-петербургская школа. Фактически российская система образования не готова в достаточной степени к приходу таких детей. Это касается педагогов, не имеющих достаточного опыта работы с детьми мигрантов, администраций школ, редко идущих навстречу интересам приезжих, а также их сверстников, относящихся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также в немалой степени связано со слабой материальной составляющей образовательной среды.

Таким образом, дальнейшее проведение исследований в области социализации детей-мигрантов является важнейшим залогом успешной практической реализации мер по их интеграции в российском обществе. Мы убеждены, что подобные исследования могут стать реальной силой, способной помочь в реализации намеченных мер и предложении новых.

Речь идет не только о проведении социологических исследований и мониторингов, но также об исследованиях эффективности тех или иных педагогических и социально-психологических адаптационных методик, изучении социального самочувствия этих детей и успешности их обучения. Ощущается дефицит качественного статистического учета в области миграции, без которого невозможны ни прогнозирование изменений, ни социальное проектирование в данной проблемной области.

Библиография

1. Этнокультурное многообразие Санкт-Петербурга и Ленинградской области: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 27 ноября 2013 / под науч. ред. проф. И.А. Соболя. - СПб., 2013. - 120 с.

2. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. - М.: Просвещение, 2007.

3. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социологические исследования. - 2007. - № 1.

4. Ключенко Т.И. Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды. [Электронный ресурс]. - URL: http : //www. kitaphan. ru/present/kti. shtml

5. http : //www .fms.gov.ru/about/stati stics/data/

Bibliography

1. The Ethnic and Cultural Diversity of Saint Petersburg and Leningrad region: Problems and Prospects: Proceedings ofthe International Scientific-Practical Conference. November 27. 2013 / under scien.edit. Professor I.A. Sobol. - SPb.: Local administration intracity municipal education in St. Petersburg county URITSK, 2013. - 120 p.

2. Dzhurinsky A.N. Education in a Multicultural School. - M.: Education, 2007.

3. Gabdrakhmanova G.F. Ethnicity and Migration: the Formation of Research Approaches in Domestic Ethnosociology // Sociological Research. - 2007. - N1.

4. Klyuchenko T.I. Value Concepts of «Learning Environment» and «Educational Space» as One of the Reference Points for the Design of Humanitarian Educational Environment. [Electronic resource]. - URL: http : //www .kitaphan.ru/present/kti .shtml

5. http : //www .fms.gov.ru/about/statistics/data/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.