Научная статья на тему 'Показатели силовой подготовленности юных спортсменок в настольном теннисе и баскетболе'

Показатели силовой подготовленности юных спортсменок в настольном теннисе и баскетболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON / ПОКАЗАТЕЛИ / PERFORMANCE / СИЛА / STRENGTH / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / FITNESS / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / TABLE TENNIS / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшов Е.В.

В последние годы в теории и практике спорта специалисты все чаще касаются проблем моделирования различных сторон подготовленности. Причем данный вопрос затрагивает различные виды спорта, где уже накоплен значительный экспериментальный материал. Не являются исключением и такие виды, как баскетбол и настольный теннис. Однако в указанных видах спортивных игр подобные исследования носят фрагментарный характер и не имеют полного научного обоснования. в этой связи разработка и характеристика показателей уровня подготовленности является проблемой актуальной и своевременной для современной спортивной науки. В процессе исследований были разработаны показатели силовой подготовленности спортсменок в настольном теннисе и баскетболе. В исследованиях были использованы методы анализа научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области настольного тенниса и баскетбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, полидинамометрия, методы математической статистики. Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 56 баскетболисток и 52 теннисисток различной квалификации от ІІІ до І спортивного разряда. При помощи динамометра системы В. М. Абалакова и методики Б. М. Рыбалко измерялась сила различных мышечных групп. Материалы, полученные в процессе проведения исследований, свидетельствуют о необходимости всесторонней силовой подготовки спортсменок в настольном теннисе и баскетболе на различных этапах многолетнего спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of strength preparedness of young sportswomen in table tennis and basketball

In recent years experts in the theory and practice of sports are increasingly concerned the problems of modeling various aspects of preparedness. Moreover, this issue affects a variety of sports, which already has considerable experimental material. However in basketball and table tennis such studies are fragmented and do not have a full scientific basis. In this regard, the development and characterization of indicators of the level of preparedness is a relevant problem and timely for the modern sports science. In the process of the research indicators of the strength readiness of women athletes in table tennis and basketball have been developed. Methods of analysis of scientific-methodical and professional literature, compilation of best practices of specialists in the field of tennis and basketball, pedagogical observations of competitive and training activities polydinamometriya, methods of mathematical statistics were used in the study. To achieve this goal, they were tested 56 basketball players and 52 tennis players of various skill levels from the 3rd to the 1st sports grades. It was measured strength of different muscle groups using the dynamometer system of V. M. Abalakova and techniques of B.M. Rybalko. The materials obtained in the course of research indicate the need for comprehensive strength training of women athletes in table tennis and basketball at different stages of long-term sports development.

Текст научной работы на тему «Показатели силовой подготовленности юных спортсменок в настольном теннисе и баскетболе»

УДК 796.323:796.386

показатели силовои подготовленности юных спортсменок в настольном теннисе и баскетболе

Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту*, доцент, доцент кафедры физической культуры Е. В. Кудряшов,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Контактная информация для переписки: 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29, к. 120, kudryashov-e-v@mail.ru

* В соответствии с соглашением Правительства РФ и кабинета министров Украины.

В последние годы в теории и практике спорта специалисты все чаще касаются проблем моделирования различных сторон подготовленности. Причем данный вопрос затрагивает различные виды спорта, где уже накоплен значительный экспериментальный материал. Не являются исключением и такие виды, как баскетбол и настольный теннис. Однако в указанных видах спортивных игр подобные исследования носят фрагментарный характер и не имеют полного научного обоснования. в этой связи разработка и характеристика показателей уровня подготовленности является проблемой актуальной и своевременной для современной спортивной науки.

В процессе исследований были разработаны показатели силовой подготовленности спортсменок в настольном теннисе и баскетболе.

В исследованиях были использованы методы анализа научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области настольного тенниса и баскетбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, полидинамометрия, методы математической статистики.

Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 56 баскетболисток и 52 теннисисток различной квалификации от Ill до I спортивного разряда. При помощи динамометра системы В. М. Абалакова и методики Б. М. Рыбалко измерялась сила различных мышечных групп.

Материалы, полученные в процессе проведения исследований, свидетельствуют о необходимости всесторонней силовой подготовки спортсменок в настольном теннисе и баскетболе на различных этапах многолетнего спортивного совершенствования.

Ключевые слова: анализ; сравнение; показатели; сила; подготовленность; настольный теннис; баскетбол.

Введение. Достижение успеха в любом виде спортивной специализации возможно только при соблюдении определенных требований к уровню физической подготовленности [1, с. 11-12].

Спортивные игры также требуют от спортсмена соответствующего уровня развития различных физических качеств [3, с. 6-10]. В связи с возросшими требованиями к атлетической подготовке возникает необходимость разработки параметров развития силовых качеств, на которые необходимо ориентироваться при построении тренировочного процесса [2, с. 5-6; 6, с. 607-608].

Цель исследования. Определить показатели силовой подготовленности юных спортсменок в настольном теннисе и баскетболе.

Методы исследования. В исследованиях использовались методы анализа научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области настольного тенниса и баскетбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, полидинамометрия, методы математической статистики.

Организация исследования. Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 56 баскетболисток и 52 теннисисток различного уровня квалификации от Ill до I спортивного разряда.

Результаты исследований и их обсуждение. По методике Б. М. Рыбалко и с использованием динамометра системы В. М. Абалакова у спортсменок исследовались показатели силы сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти, сгибателя туловища. Полученные данные пересчитывались в значения относительной силы по формуле:

Таблица 1

Показатели силовой подготовленности теннисисток

Виды контрольных испытаний I разряд II разряд III разряд

X ± m Р X ± m Р х ± m

п=15 п=17 п=20

Относительная сила 5-ти мышечных групп ноги 4,31 ± 0,06 <0,05 4,12 ± 0,01 <0,05 3,27 ± 0,06

Относительная сила 5-ти мышечных групп руки 2,45 ± 0,02 <0,05 2,28 ± 0,07 <0,05 2,19 ± 0,05

Относительная сила 11-ти мышечных групп 7,05 ± 0,05 <0,05 6,71 ± 0,02 <0,05 5,60 ± 0,04

Таблица 2

Показатели силовой подготовленности баскетболисток

Виды контрольных испытаний I разряд II разряд III разряд

X ± m Р X ± m Р X ± m

п=17 п=17 п=22

Относительная сила 5-ти мышечных групп ноги 4,55 ± 0,05 <0,05 4,34 ± 0,07 <0,05 3,51 ± 0,04

Относительная сила 5-ти мышечных групп руки 2,15 ± 0,03 <0,05 2,09 ± 0,04 <0,05 2,01 ± 0,02

Относительная сила 11-ти мышечных групп 7,15 ± 0,03 <0,05 6,86 ± 0,04 <0,05 5,85 ± 0,03

С, = СА / М

где С0 - относительная сила, СА - абсолютная сила, М - масса тела спортсмена (табл. 1, 2).

Анализируя результаты исследования, полученные в процессе тестирования, необходимо отметить некоторые особенности. У теннисисток Ill спортивного разряда показатели относительной силы 5-ти мышечных групп ноги в среднем составили 3,27. С ростом квалификации у спортсменок наблюдается тенденция к повышению показателей полидинамометрических исследований. У второразрядниц средние показатели 5-ти мышечных групп руки отмечались на уровне 4,12, что достоверно значимо выше, чем у спортсменок третьего разряда (<0,05). Менее значимый прирост силовой подготовленности наблюдается у спортсменок на этапе от II до I спортивного разряда. Различия составили 0,21 (4,55) при достоверности <0,05.

Что касается 5-ти мышечных групп руки, то и здесь просматриваются определенные закономерности. Прирост результатов от III до II спортивного разряда составил 0,09 (2,19 и 2,28 соответственно) при достоверности различий <0,05. К уровню I спортивного разряда показатели силы составили 2,45, что на 0,17 больше, чем у второразрядниц. Различия так же достоверны (<0,05).

Результаты исследования показателей 11-ти мышечных групп у теннисисток с ростом квалификации изменялись следующим образом: у третьеразрядниц указанные данные составили 5,6, что на 1,11 меньше, чем у спортсменок II спортивного разряда (достоверность различий составила <0,05). К уровню I спортивного разряда этот показатель составил 7,05 также с достоверно значимыми различиями.

Характеризуя темпы прироста показателей уровня развития силовых качеств у баскетболисток, наблюдаются следующие закономерности: у третьеразрядниц суммарный показатель 5-ти мышечных групп ноги составил 3,51. У второразрядниц данный параметр на 0,83 выше (4,34). Также достоверно значимо этот же показатель возрастает к уровню I разряда. Менее значительные изменения наблюдаются в показателях полидинамометрии 5-ти мышечных групп руки от III до I спортивного разряда (2,01; 2,09 и 2,15 соответственно). Показатели силы 11-ти мышечных групп у баскетболисток составили 5,85; 6,86 и 7,15 соответственно от III до I спортивного разряда [4, с. 192; 6, с. 26].

Выводы. Проведенные исследования позволяют отметить:

1. Разработаны показатели силовой подготовленности юных баскетболисток и теннисисток. С ростом мастерства у спортсменок наблюдается статистически значимый прирост показателей силовой подготовленности.

2. Полученные данные могут быть использованы как ориентиры уровня развития силовых качеств у спортсменок на этапах от III до I спортивного разряда. Представленные результаты помогут тренерам в осуществлении контроля и принятия управленческих решений при построении тренировочного процесса в настольном теннисе и баскетболе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Болотин, А. Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А. Э. Болотин, В. А. Борисов, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115).

- С. 11-14.

2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - 3-е изд.

- М. : Советский спорт, 2013. - 216 с. : ил.

3. Корягин, В. М. Актуальные проблемы физической и технической подготовки баскетболисток высокой

квалификации в процессе многолетней тренировки / В. М. Корягин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 5. - С. 6-13.

4. Кудряшов, Е. В. Показатели развития силовых качеств у баскетболисток массовых разрядов / Е. В. Кудряшов, В. Д. Паначев, Ю. А. Корепанов / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (26-27 февраля 2015 г.). - Набережные Челны: Изд-во НФ Поволжской ГАФК-СиТ, 2015. - С. 192-194.

5. Кудряшов, Е. В. Содержание модели силовой подготовленности квалифицированных спортсменок в настольном теннисе / Е. В. Кудряшов / Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации» (13 марта 2015 г.). - Орехово-Зуево: Изд-во Московского государственного областного гуманитарного института, 2015. - С. 24-28.

6. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

indicators of strength preparedness of young sportswomen in table tennis and basketball

Kudryashov E.V., Candidate in Physical Education and Sport, Associate Professor, Physical Education Department.

Perm National Research Polytechnic University.

Contact information for correspondence: 614990, Russia, Perm, Komsomolsky Avenue, 29, apartment 120, kudryashov-e-v@mail.ru

In recent years experts in the theory and practice of sports are increasingly concerned the problems of modeling various aspects of preparedness. Moreover, this issue affects a variety of sports, which already has considerable experimental material. However in basketball and table tennis such studies are fragmented and do not have a full scientific basis. In this regard, the development and characterization of indicators of the level of preparedness is a relevant problem and timely for the modern sports science.

In the process of the research indicators of the strength readiness of women athletes in table tennis and basketball have been developed.

Methods of analysis of scientific-methodical and professional literature, compilation of best practices of specialists in the field of tennis and basketball, pedagogical observations of competitive and training activities polydinamometriya, methods of mathematical statistics were used in the study.

To achieve this goal, they were tested 56 basketball players and 52 tennis players of various skill levels from the 3rd to the 1st sports grades. It was measured strength of different muscle groups using the dynamometer system of V. M. Abalakova and techniques of B.M. Rybalko.

The materials obtained in the course of research indicate the need for comprehensive strength training of women athletes in table tennis and basketball at different stages of long-term sports development.

Keywords: analysis, comparison, performance, strength, fitness, table tennis, basketball.

References:

1. Bolotin A. E., Borisov V. A., Skripachev S. A. Pedagogical model of physical training of students of high schools using valuation defense training load. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes University P. F. Lesgaft], 2014, no 9, pp. 11-14 (in Russian).

2. Verkhoshansky Iu. V. Osnovy spetsial'noi silovoi podgoto-vki v sporte [Fundamentals of special strength training for sport]. Moscow, Sovetskii sport, 2013, 216 p. (in Russian).

3. Korjagin V. M. Actual problems of physical and technical training highly skilled basketball players in the process of long-term training.Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei [Physical training of students of creative disciplines], 2001, no 5, pp. 6-13 (in Russian).

4. Kudryashov E. V., Panachev V. D., Korepanov Iu. A. Indicators of power qualities of basketball players of mass categories. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proceedings of the International Scientific and Practical

Conference]. Naberezhnye Chelny, 2015, pp. 192-194 (in Russian).

5. Kudryashov E. V. The content of the model power readiness of qualified athletes in table tennis. Mate-rialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskom vospitanii, sporte i fizicheskoi reabilitatsii.[Proceedings of the I International Scientific

and Practical Conference "Innovative technologies in physical education, sport and physical rehabilitation]. Orekhovo-Zuevo, 2015, pp. 24-28 (in Russian).

6. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpi-iskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prakticheskie prilozhe-niia [System of training athletes in Olympic sports. The general theory and its practical applications].Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p. (in Russian).

УДК 373.203.71

проблемы передачи ценностей физической

культуры кубанского казачества родителями

детям дошкольного возраста

Аспирантка кафедры социальной и дошкольной педагогики З. В. Кузнецова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350012, Россия, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 109, кв.160, zinaidakyznecova@mail.ru

В статье представлен аналитический обзор проблем передачи ценностей физической культуры кубанского казачества старшим поколением детям дошкольного возраста.

Физическая культура как часть общей этнокультуры кубанского казачества является одним из мощных средств воспитания национальных традиций у подрастающего поколения. Однако, наряду с вышеизложенным, возникают противоречия: с одной стороны, и ученым, и практикам, и обществу в целом понятен вектор воспитания молодого поколения, связанный с возрождением народных традиций, любви к Родине, а с другой стороны - очень малое количество исследований посвящено проблемам физического воспитания как составной части традиционной казачьей культуры.

В рамках исследования предполагается частично восполнить указанный пробел, что является актуальным.

Эмпирическая база статьи - результаты анкетирования родителей с целью изучения особенностей сформированности знаний у них о традициях физкультурного воспитания кубанского казачества

и передаче их детям старшего дошкольного возраста.

В период предварительного эксперимента проводилось массовое анкетирование родителей детей 6-7 лет, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях города Краснодара. В анкетировании приняли участие 180 родителей.

Главная цель анкетирования заключалась в выявлении места и роли физической культуры кубанского казачества в жизни детей 6-7 лет и в определении основных социальных факторов, оказывающих, по мнению респондентов, влияние на формирование этнокультурных ценностей физической культуры у дошкольников.

В результате анкетирования родителей было выявлено, что с возрастом роль физической культуры в традициях кубанского казачества возрастает, но ее место в режиме дня детей 6-7 лет, по мнению родителей, уменьшается.

Ключевые слова: этнокультура кубанского казачества; дети старшего дошкольного возраста; физическая культура; родители; народные традиции; анкетирование; ценности физического воспитания; дошкольные образовательные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.