Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ'

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОХОД / РАСХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Лариса Лонгиновна, Бондоренко Р.

В статье рассматривается комплекс основных показателей, которые характеризуют состояние и тенденции развития экономики региона, позволяющие не только оценить прогресс в улучшении территорий в целом, но и дают возможность измерить уровень развития определенной сферы общества, ее отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT ASSESSMENT INDICATORS

The article considers a set of basic indicators that characterize the state and trends in the development of the economy of the region, allowing not only to assess progress in improving the territories as a whole, but also make it possible to measure the level of development of a certain sphere of society, its branches.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ»

Столыпинский вестник №9/2022

Научная статья Original article

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ

РАЗВИТИЕМ

REGIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT ASSESSMENT INDICATORS

Чиркова Лариса Лонгиновна - К.э.н., доцент кафедры «Менеджмента и управленческих технологий» ФГБОУ ВО ГУЗ

Бондоренко Р., магистрант кафедры «Менеджмента и управленческих технологий» ФГБОУ ВО ГУЗ

Chirkova Larisa Longinovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of "Management and Management Technologies" FGB OU VO Bondorenko R., Master's student of the Department of "Management and Management Technologies" FGBOU VO GUZ

Аннотация: в статье рассматривается комплекс основных показателей, которые характеризуют состояние и тенденции развития экономики региона, позволяющие не только оценить прогресс в улучшении территорий в целом, но и дают возможность измерить уровень развития определенной сферы общества, ее отраслей.

Abstract: the article considers a set of basic indicators that characterize the state and trends in the development of the economy of the region, allowing not only to assess

Столыпинский вестник

5486

progress in improving the territories as a whole, but also make it possible to measure the level of development of a certain sphere of society, its branches. Ключевые слова: управление, оценка, бюджет, государственное управление, доход, расход.

Keywords: management, evaluation, budget, public administration, income, expenditure type).

На систему управления региональным развитием основополагающее воздействие оказывают государственные органы через внедрение инструментов экономической политики, что способствует проведению более глубокой систематизации устойчивости районов (в рамках определенного типа). В настоящее время формирование бюджета той или иной страны напрямую связано с формой государственного устройства. Это является основой развития структуры бюджетной системы этих стран. Бюджет любой страны складывается за счет налоговых и неналоговых поступлений.

В Российской Федерации выделяют три уровня государственной власти: — федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах, закрепленных за ними полномочий. Для решения задач в рамках этих полномочий планируется осуществление расходов, что требует от, каждого уровня власти иметь собственный бюджет.

Развитие региональных социально-экономических систем предполагает необходимость в оценке управления ими. Она имеет свою специфику, обусловленную открытым характером региональной экономики, которая характеризуется высоким уровнем специализации и сильной зависимостью от процессов в национальной экономике. С точки зрения построения федеральной системы регион является объектом федерального центра, хотя и наделяется относительно самостоятельной территориальной подсистемой.

Необходимо отметить, что для оценки экономического положения региона используется комплекс показателей, определяемых по субъектам

5487

Федерации. В таблице 2 отражены основные показатели Дальневосточного округа.

Таблица 2 . Бюджет РФ за период 2014-2019 по Дальневосточному округу

Наимено Исполнено Исполнен Исполнен Исполнен Исполнен Исполнен Темп

вание на 01.01. о на о на о на о на 01.01 о на прир

показате 2014 01.01. 01.01. 01.01. .2018 01.01. оста

ля 2015 2016 2017 2019 испол нения 2019/ 2014

Доходы 1262338806 14118709 13858780 14228818 13892168 15560040 23,3

бюджет 1,18 860,34 434,72 018,93 938,24 471,7 %

а - (100%) (111,8%) (109,8%) (112,7%) (110%) (123,3%)

Всего

Налогов 5423972799 48483665 51487465 55491986 60267396 69636887 28,4

ые и ,74 06,77 97,35 62,02 63,61 88,9 %

неналог (100%) (89,4%) (94,9%) (102,3%) (111,1%) (128,4%)

овые

доходы

бюджета

Налого 4016393777 33541932 36685219 39571303 40458200 45047052 12,2

вые ,07 79,41 51,75 48,52 18,27 85,88 %

доходы (100%) (83,5%) (91,3%) (98,5%) (100,7%) (112,2%)

В т.ч.

Налог на 244204903, 34414020 38839536 51780592 56628666 50611863 107,2

прибыль 38 2,61 8,15 1,95 0,04 1,4 %

организа (100%) (140,9%) (159%) (212%) (231,9%) (207,2%)

ций

Налог на 3772188873 30100530 32801265 34393244 34795333 39985866 6%

доходы ,69 76,8 83,6 26,57 58,23 54,48

физичес (100%) (79,8%) (86,9%) (91,2%) (92,2%) (106%)

ких лиц

Страхов - - - - - - -

ые

взносы

на

обязател

ьное

социаль

ное

страхова

ние

Налог на - - - - 15866375 18933596 19,3

имущест во 6,9 (100%) 3,54 (119,3%) %

5488

организа ций

Налог на игорный бизнес

Акцизы 14365189, 22 (100%) 17722446, 39 (123,4%) 23732605, 49 (165,2%) 18580853, 04 (129,3%) 20459170, 97 (142,4%) 42,4 %

Транспо ртный налог

Прочие налогов ые доходы 14365189, 22 (100%) 17722446, 39 (123,4%) 23732605, 49 (165,2%) 18580853, 04 (129, 3%) 20459170, 97 (142,4%) 42,4 %

Неналог овые доходы 1407579022 ,67 (100%) 14941732 27,36 (106,1%) 14802246 45,6 (105,2%) 1 592 068 313,5 (113,1%) 1 980 919 645,34 (140,7%) 2 458 983 503,02 (174,7%) 74,7 %

В т.ч.

Доходы от использ ования имущест ва, находящ егося в государс твенной и муницип альной собствен ности 291 657 871 ,93 (100%) 350 545 7 72,12 (120,2%) 30475968 9,32 (104,5%) 30798869 1,38 (105,6%) 30166533 8,15 (103,4%) 41138815 6,6 (141%) 41%

Платежи при пользова нии природн ыми ресурса ми 27 416 918, 17 (100%) 15 090 37 0,54 (55%) 32 757 22 6,21 (119,5%) 8 318 186, 94 (30,3%) 11580471 8,92 (422,4%) 37481475, 28 (136,7%) 36,7 %

Доходы от продажи материа льных и нематер иальных активов 62296752,4 6 (100%) 46 625 04 7,09 (74,8%) 39 654 37 0,57 (63,6%) 34 938 210, 21 (56,1%) 61768918, 45 (99,1%) 44442089, 97 (71,3%) 28,7 %

5489

Штрафы 125332788, 10463737 10233091 51 708 82960938, 10006977 -

, 76 1,03 1,9 911, 22 71 2,52 20,2

санкции, (100%) (83,5%) (81,6%) (41,3%) (66,2%) (79,8%) %

возмеще

ние

ущерба

Прочие -228 904 -232,82 346 701,6 -20 772,74 95 565,55 64084,59 -

неналог (100%) (0,1%) (-151,5%) (9,1%) (-41,7%) (-28%) 128%

овые

доходы

Безвозм 7199415261 92703433 87100338 86796193 78654292 85963516 19,4

ездные ,44 53,57 37,37 56,91 74,63 82,8 %

поступл (100%) (128,8%) (120,9%) (120,6%) (109,2%) (119,4%)

ения

Межбюд - - - - - - -

жетные

трансфе

рты

Дотации 637075180 1 194 682 722 171 3 90592000 90829082 85127701 33,6

(100%) 251,2 (187,5%) 18,8 (113,4%) (14,2%) 5,8 (142,6%) 8 (133,6%) %

Субсиди 2992459062 31441966 3 172 341 2 801 015 19598938 23756171 -

и ,6 74 807,92 094 67,36 19,32 20,6

(100%) (105,1%) (106%) (93,6%) (65,5%) (79,4%) %

Субвенц 3 368 372 2 4 635 398 45318654 47924172 50367019 53467327 58,7

ии 74,38 353,08 61,28 52,63 50,81 54,34 %

(100%) (137,6%) (134,5%) (142,3%) (149,5%) (158,7%)

Иные 213970471, 30218371 28287811 26399763, 36641178, 27742471, -87%

межбюд 84 2,53 2,85 76 96 03

жетные трансфе (100%) (141,2%) (132,2%) (12,3%) (17,1%) (13%)

рты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие 218 000 50 197 97000 - - -

безвозме (100%) (0,02%) 619,47 (44,5%) 55,5

здные (90,6%) %

поступл

ения

Расходы 1274712518 13968904 13880166 13681942 13636797 15289697 19,9

всего 4, 17 803,32 478,1 903,24 989,02 433,88 %

(100%) (109,6%) (108,9%) (107,3%) (107%) (119,9%)

Общегос 1026271866 10745244 10701300 11080530 11633662 83089193 -19%

ударстве нные ,1 (100%) 88,35 (104,7%) 43,05 (104,3%) 60,16 (108%) 22,47 (113,4%) 2,38 (81%)

вопросы

Национа 318163,17 352800 386654 361300 398800 445442 40%

льная оборона (100%) (110,9%) (121,5%) (113,6%) (125,3%) (140%)

Национа 58673147,2 70887167, 70750611, 61286296, 75695443, 98403949, 67,7

льная 3 2 94 93 61 52 %

безопасн (100%) (120,8%) (120,6%) (104,4%) (129%) (167,7%)

5490

ость и правоох ранитель ная деятельн ость

Национа льная экономи ка 2057597180 ,93 (100%) 22473136 86,91 (109,2%) 23964211 47,85 (116,5%) 25722573 89,33 (125%) 24642360 55,59 (119,7%) 29499090 31,59 (143,4%) 43,4 %

Жилищн о- строител ьное хозяйств о

Охрана окружаю щей среды 1588690,17 (100%) 1976203,0 5 (124,4%) 394700 (24,8%) 394700 (24,8%) 697924 (43,9%) 984747,81 (62%) -38%

Образов ание 5778183253 ,92 (100%) 64908090 28,06 (112,3%) 65674327 58,07 (113,7%) 68246357 20,01 (118,1%) 69183638 07,14 (119,7%) 77036485 54,91 (133,3%) 33,3 %

Культур а, кинемат ография 370113136, 27 (100%) 38687531 4,37 (104,5%) 45247569 7,93 (122,2%) 41301825 7,89 (111,6%) 46792494 9,09 (126,4%) 55433566 0,49 (149,8%) 49,8 %

Здравоох ранение 103715774, 2 (100%) 16612970 9,89 (160,2%) 23424127 2,34 (225,8%) 11756818, 69 (11,3%) 88,7 %

Социаль ная политик а 1321773392 ,78 (100%) 14049083 10,34 (106,3%) 12461909 92,95 (94,3%) 13854706 33,13 (104,8%) 14179082 80,87 (107,3%) 12689656 89,33 (96%) -4%

Физичес кая культура и спорт 56482204,0 2 (100%) 79390053, 9 (140,6%) 37577607, 11 (66,5%) 34886512, 07 (61,8%) 39944840, 92 (70,7%) 11031610 7,45 (195,3%) 95,3 %

Средства массово й информа ции 3179551,46 (100%) 4399125 (138,4%) 13531336, 43 (425,6%) 18126655, 09 (570,1%) 19634291, 55 (617,5%) 20308703, 61 (638,7%) 538,7 %

Обслужи вание государс твенного и муницип 180877961, 36 (100%) 16645350 9,53 (92%) 18861306 8,29 (104,3%) 19530472 2,12 (108%) 10623050 1,95 (58,7%) 62148941, 65 (34,4%) 65,6 %

5491

ального долга

профици т 123737122, 99 (100%) 14980505 7,02 (-121,1%) 21386043, 38 (17,3%) 54687511 5,69 (-442%) 25537094 9,22 (-206,4%) 27034303 7,82 (-218,5%) 318,5 %

источник-https://www.kamgov.ru/minfin/otcety_ispolnenie

Доходы Бюджет РФ за период 2014-2019 по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г., имеют стабильную положительную динамику роста, темп прироста 2019г по сравнению с 2014г. составил 23,3%.

Надо отметить, чтозначительную часть в структуре доходной части бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г. занимает «налог на прибыль организаций» он имеет стабильную положительную динамику роста, темп прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составил 107,2%. В тоже время налоговые и неналоговые доходы бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г. имеют нестабильную динамику роста, темп прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составил 28,4%.

Региональные налоги: «Налог на игорный бизнес», «Транспортный налог» «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» в структуре налоговых доходов бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г. отсутствуют.

Налоговые поступления от «Налога на доходы физических лиц», «Налога на имущество организаций» в структуре налоговых доходов бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г. имеют положительную динамику, темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили 6%, 19,3% соответственно. «Акцизы» и «Прочие налоговые доходы» в структуре налоговых доходов бюджета по Дальневосточному округу по итогам 20132018г имеют стабильную положительную динамику и одинаковый темп прироста, темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили 42,4%.

Надо также отметить, что «Неналоговые доходы», «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной

5492

собственности», «Субвенции», «Безвозмездные поступления» в структуре неналоговых доходов бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013 -2018г. имеют положительную динамику, темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили 74,7%, 41%, 58,7%, 19,4% соответственно. В тоже время «Платежи при пользовании природными ресурсами», «Дотации», в структуре неналоговых доходов бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013 -2018г. имеют нестабильную динамику, темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили 36,7%, 33,6% соответственно.

Особо хотелось обратить внимание на то,что «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов-28,7%», «Штрафы, санкции, возмещение ущерба-20,2%», «Прочие неналоговые доходы-128%», «Субсидии-20,6%», «Иные межбюджетные трансферты-87%», «Прочие безвозмездные поступления-55,5%» в структуре неналоговых доходов бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г. имеют отрицательную динамику темпа роста, темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили -28,7%, -20,2%, -128%, -20,6%, -87%, -55,5% соответственно.

Регион используя полномочия решает различного рода вопросы, связанные с устойчивым развитием территории: социальные, экономические, экологические. Расходы бюджета по Дальневосточному округу по итогам 2013-2018г. имеют положительную динамику роста, темп прироста 2019г. по сравнению 2014г.составил 19,9%

в структуре расходов в период с 2014 по 2019г. преобладают расходы на образование. Данная статья расходов имеет положительный показатель равный 7 703 648 554,91 млрд. руб. на 2019 г. Темп прироста 2019г по сравнению с 2014г. составил 33,3%.

Наименьшая доля в структуре расходов бюджета по Дальневосточному округу в период c 2014 по 2019г. принадлежит расходам на «Охрану окружающей среды» и «Национальную оборону». Темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили -38%, 40%.

5493

Жилищно-строительное хозяйство по Дальневосточному округу в структуре расходов по итогам 2018г. по сравнению с 2013г. отсутствует.

Расходы по статьям «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»,

«Национальная экономика», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт», «Средства массовой информации» в структуре расходов по итогам 2018г. по сравнению с 2013г. имеют положительную стабильную динамику. Темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили 67,7%, 43,4%, 49,8%, 95,3%, 538,7% соответственно.

«Общегосударственные вопросы», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Обслуживание государственного и муниципального долга», «профицит» в структуре расходов по итогам 2018г. по сравнению с 2013г. имеют отрицательную динамику роста. Темпы прироста 2019г. по сравнению с 2014г. составили -19%, -88,7%, -4%, -65,6%, -318,5% соответственно.

В результате анализа представленных в таблице данных политику деятельности управленческого аппарата региона следует пересмотреть, особенно по вопросам социального, экономического и экологического направления.

В отношении повышения продуктивности работы и оценки деятельности достижения поставленной цели управленческого аппарата можно

рассматривать следующие подходы:

1. Коэффициент полезного действия, раскрывающий плодотворность работы коллектива.

2. Оценка по отдельным показателям (объем промышленности, инвестиции, денежные доходы населения и т.д.)

3. Характеристика достигнутых результатов, на основании сопоставления используемых управленческих методов и без них.

4. Использования метода сравнения издержек и выгод

5. Оценка степени достижения поставленной цели.

5494

Для достижения эффективных результатов от управления развитием региона необходимо осуществлять оценку степени достижения главных целей социально-экономического развития региона, и результативность макроэкономического регулирования территориальной системы в увязке с учетом развития бизнеса.

Список использованной литературы

1. Шевченко Т.В. Перспективы развития оптово-распределительных центров в рамках реализации государственной программы// Российский экономический интернет-журнал. 2017. № 4. С. 74. (Статья ВАК)

2. Шевченко Т.В. Развитие оптово-распределительных центров на примере московской области// Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2017. № 4 (44). С. 146-150. (Статья ВАК)

3. В.С. Горбунов, Т.В. Шевченко, Н.И. Иванов Статистический анализ современного развития агропромышленного комплекса в регионах России// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Агрономия и животноводство. - 2019. (№ 477 в перечне ВАК)

4. источник-https://www.kamgov. ru/minfin/otcety_ispolnenie

List of used literature

1. Shevchenko T.V. Prospects for the development of wholesale distribution centers within the framework of the implementation of the state program// Russian Economic online magazine. 2017. No. 4. p. 74. (Article of the Higher Attestation Commission)

2. Shevchenko T.V. Development of wholesale distribution centers on the example of the Moscow region// Bulletin of the Bashkir State Agrarian University. 2017. No. 4 (44). pp. 146-150. (Article of the Higher Attestation Commission)

3. V.S. Gorbunov, T.V. Shevchenko, N.I. Ivanov Statistical analysis of the modern development of the agro-industrial complex in the regions of Russia//

5495

Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Agronomy and animal husbandry. - 2019. (No. 477 in the list of the Higher Attestation 4. источник-https://www.kamgov.ru/minfin/otcety_ispolnenie

© Чиркова Л.Л., Бондоренко Р., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.

Для цитирования: Чиркова Л.Л., Бондоренко Р. "Показатели оценки управления региональным развитием"// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022

5496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.