Научная статья на тему 'Показатели оценки состояня ЖКХ макро-региона'

Показатели оценки состояня ЖКХ макро-региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАКРОРЕГИОН / МОНИТОРИНГ / ПОКАЗАТЕЛИ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созаева Аминат Мухаматовна

Для эффективной оценки состояния ЖКХ макро-региона была разработана система показателей, способствующая проведению качественного мониторинга данной отрасли и выявлению ключевых проблем его развития. Применение данной методики позволит оценить результативность деятельности органов исполнительной власти субъектов макро-региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели оценки состояня ЖКХ макро-региона»

у2 = (9 4,4) / 194,1 = 39,6 / 194,1 ~ 0,21 Уз = (8 4,0) / 194,1 = 32,0 / 194,1 ~ 0,16 У4 = (6 4,6) / 194,1 = 27,6 / 194,1 ~ 0,14 У5 = (5 4,6) / 194,1 = 23,0 / 194,1 ~ 0,12 У6 = (4 3,8) / 194,1 = 15,2 / 194,1 ~ 0,08 У7 = (3 4,2) / 194,1 = 12,6 / 194,1 ~ 0,06 У8 = (2 4,0) / 194,1 = 8 / 194,1 ~ 0,04 У9 = (13,2) / 194,1 = 3,2 / 194,1 ~ 0,02

Также был вычислен интегральный показатель по оценкам экспертов и потребителей по формуле:

1ф = ^ (^ • Б^ / (Я1э • Б1э)

Оценка эталона: • Бю) = (5 9) + (5 8) + (5 7) + (5 6) + (5 5) + (5 4) +

(5-3) + (5-2) + (5-1) = 225

1фэт 1

Экспертная оценка: 1фэкс = ((4,59) + (5,07) + (4,08) + (5,05) + (3,83) + (3,9-2) + (3,4-6) + (3,0-1) + (2,5-4)) / 225 = 185,1 / 225 = 0,82

Потребительская оценка: 1фп = ((4,7 7) + (4,4 9) + (4,0 8) + (4,6 6) + (4,6 5) + (3,8 4) + (4,2 3) + (4,0 2) + (3,2 1)) / 225 = 194,1 / 225 = 0,86

1фэ < 1фп < !фэт

Интегральный показатель эталона равен 1. Интегральные показатели факторов с точки зрения экспертов и потребителей намного ниже интегрального показателя эталона, а также меньше 0,93, что говорит о недостаточном управлении торговой сетью анализируемыми факторами, в связи, с чем необходима корректировка уровня исполнения данных факторов.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать заключение о необходимости торговой сети провести глубокий анализ и пересмотр уровня исполнения всех вспомогательных факторов и в первую очередь основных, таких как - «политика ценообразования» и «ассортимент реализуемых товаров» для повышения эффективности функционирования торговой сети, а также для формирования целевой группы лояльных потребителей. Список литературы

1. Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Связи с общественностью / учебное пособие (2-е изд., перераб. и доп.). Старый Оскол: ТНТ, 2012.

2. Шальнова О. А. Формирование потребительской лояльности к специализированному магазину / Маркетинг. №3(100). 2008.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНЯ ЖКХ МАКРО-РЕГИОНА

Созаева Аминат Мухаматовна, аспирант Россия, г.Нальчик, Институт информатики и проблем регионального

управления КБНЦ РАН

Для эффективной оценки состояния ЖКХ макро-региона была разработана система показателей, способствующая проведению качественного мониторинга данной отрасли и выявлению ключевых

проблем его развития. Применение данной методики позволит оценить результативность деятельности органов исполнительной власти субъектов макро-региона.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, макро-регион, мониторинг, показатели, динамика.

PERFORMANCE EVALUATION OF THE STATE OF HOUSING AND COMMUNAL HOZYAYCHTVA MACRO- REGION Sozaeva Aminat Muhamatovna, a graduate student Russia, Nalchik, Institute of Informatics and regional governance issues

KBSC RAS

Abstract: In order to effectively assess the state Housing macro-region has developed a system of indicators that assist in monitoring the quality of the industry and to identify the key issues of its development. Application of this method will evaluate the effectiveness of executive authorities of subjects of the macro- region.

Keywords: housing and utilities , macro- region , monitoring, performance , dynamics.

Для полного и всестороннего изучения состояния жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) субъектов макро-региона необходимо совмещение разнообразных методов, таких как мониторинг важнейших показателей, анализ, основанный на построении сводных, интегральных индексов.

Предлагаемая методика включает систему показателей мониторинга состояния условий жилища, фонда ЖКХ, преобразования ЖКХ субъектов макро-региона.

Представленная система довольно глубоко характеризует состояние дел в рассматриваемой области и содержит критерии, отображающие разнообразные аспекты результативности деятельности органов власти в ходе реализации государственной политики.

Для осуществления максимально полного и исчерпывающего анализа в систему входят, совместно с абсолютными показателями, относительные величины - долевые, темповые, в расчете на душу населения и т.п. В частности, предлагаемая система включает темпы роста показателей по отношению к предыдущему периоду и к соответствующему месяцу предыдущего года. Под темпами роста стоимостных показателей в данном случае подразумевается изменение значения в сопоставимых ценах. Соответственно, расчет темпов роста осуществляется с учетом индексов-дефляторов за соответствующие периоды.

Как уже было отмечено выше, для наиболее полного и комплексного анализа эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти представляется необходимым наряду с мониторингом основных показателей развития сферы ЖКХ в макро-

регионе опираться в ходе анализа на ряд интегральных, сводных показателей, отражающих общую ситуацию в различных сферах.

В предложенной методике за основу построения комплексной оценки взят метод нормирования. Данный метод позволяет упорядочить субъекты и присвоить им места в рейтинге.

Таблица 1. Показатели оценки состояния ЖКХ

Группа Наименование группы

1 Показатели способов управления объектами обслуживания ЖКХ

А Доля многоквартирных домов в целом по субъекту макрорегиона, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами -непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, %

А Доля многоквартирных домов в целом по субъекту макрорегиона, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами -управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, %

А Доля многоквартирных домов в целом по субъекту макрорегиона, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами-управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности, и с долей не более 25%), %

А Доля государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства (канализация, электрические и тепловые сети и так далее), переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности (из них хозяйственным обществам с долей не более 25%, находящейся в государственной (муниципальной) собственности), в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства, %

2 Показатели развития коммунальной инфраструктуры объектов обслуживания ЖКХ

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного горячим водоснабжением, %

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного отоплением, %

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного канализацией, %

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, %

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного газом,%

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного напольными электроплитами, %

А Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного ваннами, %

Б Степень износа основных фондов организаций производство и распределение газообразного топлива, %

Б Степень износа основных фондов организаций производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

Б Степень износа основных фондов организаций сбор, очистка и распределение воды

Б Степень износа основных фондов организаций удаление сточных вод, отходов и аналогичной деятельности

3 Показатели финансового обеспечения функционирования ЖКХ

А Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на ЖХК, тыс. руб.

А Удельный вес семей, получивших жилые помещения, в числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, %

А Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в процентах от общего числа семей

А Расходы консолидированного бюджета субъекта макро-региона на финансирование ЖКХ- увеличение стоимости основных средств, тыс.руб.

Б Доля убыточных организаций ЖКХ, %

А Рентабельность активов организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды, %

А Фонд начисленной заработной платы работников организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды

А Инвестиции в основной катал организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды, миллионов рублей

4 Показатели развития ЖКХ в системе показателей качества жизни населения

А Доля муниципальных образований, в которых субсидии и льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме, %

Б Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКХ, в процентах от общей суммы потребительских расходов

Б Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату ЖКХ, В процентах от общей суммы расходов на оплату услуг

А Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), кв.м. на человека

Б Объем задолженности за услуги ЖКХ на домохозяйство на человека, рублей

Б Удельный вес ветхого жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %

Б Удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %

Б Удельный вес потребительских расходов на ЖКУ в структуре расходов домашних хозяйств, %

Б Отношение средней цены на первичном рынке жилья на конец периода за 1 кв.м общей площади к среднедушевым денежным доходам населения, %

Б Отношение средней цены на вторичном рынке жилья на конец периода за 1 кв.м общей площади к среднедушевым денежным доходам населения, %

Б Отношение цен на жилищно-коммунальные услуги за месяц (с учетом средних потребляемых норм) к минимальному размеру оплаты труда в регионе, %

Б Отношение цен на жилищно-коммунальные услуги за месяц (с учетом средних потребляемых норм) и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в регионе, %

Б Отношение цен на жилищно-коммунальные услуги за месяц (с учетом средних потребляемых норм) и среднемесячной пенсии в регионе, %

Б Отношение уровня роста цен на коммунальные услуги к уровню роста среднемесячного дохода населения, %

Б Задолженность по жилищным кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам, руб.

5 Показатели оценки качества услуг и модернизации ЖКХ

А Доля объема отпуска коммунального ресурса, счет за который выставлен по показаниям приборов учета, %

А Удельный вес объема отпуска холодной воды, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета в общем объеме отпуска коммунальных услуг, %

А Удельный вес объема отпуска горячей воды, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета в общем объеме отпуска коммунальных услуг, %

А Удельный вес объема отпуска газа, счет за который выставлен по показаниям приборов учета в общем объеме отпуска коммунальных услуг, %

А Удельный вес объема отпуска электрической энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета в общем объеме отпуска коммунальных услуг, %

А Удельный вес объема отпуска тепловой энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета в общем объеме отпуска коммунальных услуг, %

А Доля обновленных объектов коммунальной инфраструктуры (системы водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и т.д.)

А Ввод в действие водопроводных сетей, км

А Ввод в действие канализационных сетей, км

А Ввод в действие газовых сетей, км

А Ввод в действие тепловых сетей, км

Б Удельный вес потерь воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей, %

А Общий объем произведенной и распределенной электроэнергии, газа и воды, миллионов рублей

А Экономия, полученная организациями коммунального комплекса от проведенных мероприятий по энергосбережению, миллионов рублей

А Общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных жилых домов, тысяч квадратных метров

Для выявления динамики изменения интегрального индекса в регионе в предложенной методике в качестве максимального и минимального значения показателя можно использовать целевые ориентиры и пороговые значения.

При этом формулы для расчета будут выглядеть следующим образом:

- показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов макро-региона (показатели группы А). Оценка рассчитывается по формуле:

ь Я - С

ь =-

С - Р

где, Б - показатель группы;

Я - данные региона;

С - целевой ориентир показателя;

Р - пороговое значение показателя.

- показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов макро-региона (показатели группы Б). Балльная оценка рассчитывается по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^=1 - *=£

С - Р

Интегральный индекс рассчитывается как среднее арифметическое балльных оценок по субъекту:

М (^) =

к

Таким образом, по каждому направлению показателей будет получен интегральный показатель, отражающая качество государственной политики в сфере ЖКХ.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов макро-региона создает предпосылку для системного мониторинга результативности управления регионом, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию государственного управления, а также для поощрения субъектов макро-региона, достигших наилучших значений показателей.

Применение данной методики позволит, с одной стороны оценить эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов макро-региона на основе простой и обозримой системы показателей, с другой - провести сравнительный анализ реализации государственной политики органами власти субъектов макро-региона на основе комплексной оценки.

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РФ Солдатов И.Н., Шкрыль К.Ю.

Научный руководитель - Глотова И.И.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

До недавнего времени консолидированный бюджет РФ был профицитным. Сейчас же в нашем бюджете существует дефицит. Это установлено Федеральный законами трех предыдущих лет, которые соответствуют действительности.

13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года[4]:

2011 Доходы — 14 106,0 млрд руб. Расходы — 11 022,5 млрд руб.

2012 Доходы — 9 503,5 млрд руб. Расходы — 11 237,9 млрд руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.