ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТЕРРИТОРИИ
Н.В. Дорош, В.А. Крюков, Л.Н. Лисовцева
Предложены процедуры перспективного планирования стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса и на этой основе снижения бюджетных затрат на содержание жилищнокоммунального комплекса на примере Воронежской области.
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, бюджетные расходы, результативность, территория.
Одной из главных целей реформирования жилищно-коммунального комплекса в России является рационализация механизма бюджетного дотирования, переход от дотирования на безадресной основе к оказанию бюджетной поддержки отдельным потребителям жилищно-коммунальных услуг.
Согласно исследованиям, проведенным в муниципальных районах Московской и Воронежской областей, затраты на бюджетную поддержку этой жизненно важной сферы деятельности в настоящее время распространяются на все категории населения независимо от уровня доходов, а применительно в основном к площади жилья. Очевидны предпосылки такой ситуации:
□ сложности в инвентаризации, учете жилищных ресурсов в условиях, когда географическое проживание населения во многих случаях не совпадает с регистрацией и собственностью жилья;
□ недостаточная отлаженность нормативно-учетного и технического инструментария потребления количества и качества жилищно-коммунальных услуг;
□ невысокий уровень надежности систем инженерного обеспечения жилых объектов;
□ высокий уровень износа и в связи с этим вероятность аварийных ситуаций в коммунальных сетях;
□ недостатки в организации управления современными многоквартирными домами и территориальными жилыми комплексами.
Ликвидировать отмеченные недостатки необходимо еще и в связи с тем, что согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (ст. 157) граждане должны оплачивать только потребленные коммунальные услуги.
В Воронежской области реформирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в соответствии с разработанной и
реализуемой научно-технической, инвестиционной, социальной политикой. Реализация такой политики нацелена на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, удовлетворение социальных потребностей населения, а также рационализацию использования бюджетных средств на поддержку жизненно важной отрасли муниципального хозяйства.
Изучение опыта развитых рыночных стран свидетельствует, что ключевой проблемой повышения успешности функционирования жилищно-коммунальных систем является умение комплексно решать накопившиеся проблемы, сочетая техническое переустройство и модернизацию инженерных сетей с организационно-экономическими преобразованиями и нацеливая хозяйствующие субъекты коммунального хозяйства на определенные, чаще всего количественные критерии оценки их деятельности. Для достижения положительных результатов, таким образом, необходимо принятие ряда мер, которые единовременно увеличивая затраты бюджета на ЖКК, в дальнейшем приведут к сокращению бюджетных расходов, т. к. использование бюджетных механизмов дотирования коммерческих организаций в принципе должно осуществляться только на адресной основе при условии достоверности отражения в учетных документах количественных и качественных показателей потребленных коммунальных услуг льготными категориями населения.
Нам представляется, что действенным механизмом, ускоряющим трансформационные позитивные процессы в жилищно-коммунальном комплексе, является переход в территориальном управлении жилищно-коммунальным комплексом на программно-целевые методы. Определяя цели преобразования
на территории отдельных регионов, необходимо уточнить компетенции и распределение полномочий между органами государственного управления и муниципальной властью в осуществлении жилищно-коммунальной политики и в соответствии с этим сформулировать стратегические цели органов государственной власти, муниципалитетов, а также самих коммерческих организаций, занимающихся добычей, передачей и доставкой коммунальных ресурсов.
Анализ результативных показателей деятельности ЖКК региона, утвержденных Указами Президента РФ от 28 июня 2008 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъ-
ектов РФ», от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных регионов», приведенный в табл. 1, свидетельствует об отсутствии значительных положительных сдвигов в ЖКК. Для увеличения действенности системы необходимо структурировать цели, задачи, критерии достижения целей, устанавливая их в соответствии с ключевыми компетенциями игроков, фигурирующих на рынке ЖКУ.
Можно предложить следующую схему (табл. 2) распределения стратегических целей в осуществлении жилищно-коммунальных преобразований.
Таблица 1
Оценка эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса Воронежской области в 2007 году1
№ пока- зателя Наименование показателей План Факт. Место по ЦФО
42 Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными 0,08 0,05 7
44 Доля объема отпуска услуг, счет за которые выставлен по показаниям приборов учета: - холодная вода, - горячая вода, - газ, - электрическая энергия, - тепловая энергия ІЛі ГО СЧ 47.0 25.0 65,10 95,20 38,40 6 8 16 13-14 4
45 Доля многоквартирных домов в целом по области, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, всего 62,80 18,8 14
46 Доля государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства 78,85 79,10
Доля государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, с долей участия, не превышающей 25 %, находящейся в государственной (муниципальной) собственности, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства 56,37 12,80 9
47 Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства 34,00 55,00 14
48 Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование ЖКК, всего (млн руб.) 3195,28 4055,1 5
51 Удельный вес потерь в процессе производства и транспортировки до потребителей: - воды, - тепловой энергии, - электрической энергии 28,30 9,60 17,44 28,0 4,2 16,3 18 4 11
52 Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества: - городских поселений, - сельских населенных пунктов 0 0 о" 13 0 0 сэ 13
1 По данным Главного управления жилищного развития Воронежской области.
Таблица 2
Стратегические цели преобразований в жилищно-коммунальном комплексе региона
Субъект планирования Стратегические цели
Органы государственной исполнительной власти (субъект Федерации) - формирование и проведение единой научно-технической, инвестиционной, социальной политики в жилищно-коммунальном комплексе; - формирование и реализация региональных целевых программ модернизации инженерных сетей в масштабах субъекта Федерации; - формирование и реализация целевой программы обеспечения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; - обеспечение безопасности и комфортности предоставляемых жилищных услуг (осуществление комплексных мер по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда, восстановление эксплуатационных качеств жилья с длительным сроком эксплуатации); - реорганизация системы управления территориальными жилыми комплексами и многоквартирными домами
Органы местного самоуправления - осуществление проектных, организационных мероприятий по реконструкции инженерных сетей; - формирование и реализация программ по сбережению всех видов коммунальных ресурсов (включая обеспечение квартир приборами учета); - создание систем мониторинга качества потребляемых коммунальных благ; - разработка новых институциональных механизмов дотирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг с целью снижения нагрузки на бюджет
Коммерческие организации, занимающиеся предоставлением коммунальных услуг или обслуживающие жилые комплексы - налаживание системы внутриквартирного и внутридомового учета количества и качества потребляемых коммунальных благ; - создание системы, обеспечивающей разграничение ответственности за соблюдение параметров качества потребляемых коммунальных услуг и уровня материального вознаграждения в соответствии с этими параметрами; - формирование механизма принуждения исполнения населением правил и обязанностей собственников или нанимателей жилья
Согласно стратегическим целям определяются задачи, решаемые для каждой стратегической цели. Например, для цели «Реорганизация системы управления территориальными жилыми комплексами и многоквартирными домами» могут быть сформулированы следующие задачи:
1) формализация процедур определения и документального оформления способа управления многоквартирным или территориальным жилыми комплексами (правовое обеспечение оформления в общедолевую собственность жилой недвижимости и земли, определение алгоритма документального оформления, упрощение и рационализация документооборота);
2) проектирование соответствующей государственной услуги по оказанию организационной и правовой поддержки создания объединений собственников жилья для управления жилыми комплексами;
3) создание комплексной системы правового регулирования взаимоотношений между застройщиками, объединениями собственников жилья, органами государственной и местной исполнительной власти;
4) содействие в организации многофункциональных центров, осуществляющих организационную поддержку функционирования объединений собственников жилья при управлении ими жилыми территориальными или многоквартирными комплексами.
Выполнение этих задач должно быть связано с показателями, отражающими результат их решения. В рамках выполнения первой задачи должны быть решены следующие вопросы:
□ разработка модельных документов по выбору форм управления жилыми комплексами;
□ проектирование модельных уставов, положений, инструкций, регулирующих деятельность объединений жильцов;
□ разработка нормативных актов, регламентирующих процедуру выбора и создания определенных организационно-правовых форм управления жилыми комплексами.
Критерием оценки факта решения данной задачи может быть создание автоматизированной информационной системы, включающей в себя макеты всех правоустанавливающих и регулирующих документов.
Таблица 3
Количественные показатели достижения стратегических целей
Показатель 2QQ7 г. (отчет) 2QQ8 г. (оценка) 2Q11 г. (прогноз) Целевой показатель
Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, % 24,2Q 24,4Q 1QQ
Процент потерь тепловой энергии при производстве и транспортировке до потребителей, % 4,2 4 3,2 2
Процент потерь воды при производстве и транспортировке до потребителя 28,Q 26,8 2Q,Q 15
Доля объема отпуска тепловой энергии, оплачиваемого в соответствии с показаниями счетчиков, % 38,4 4Q,5 65 1QQ
Доля объема отпуска воды, оплачивающих их объем в соответствии с показаниями счетчиков, % 47,5 5Q,2 6Q 1QQ
Доля многоквартирных домов, где собственники помещений выбрали и реализуют выбранный способ управления домом, % 18,8Q 9Q,3Q 1QQ 1QQ
Таким образом, нами предложена структура стратегических целей, задач и критериев достижения целей, которая позволит, учитывая распределение полномочий между органами государственной и муниципальной власти и коммерческими организациями, установить бюджетные затраты, необходимые для разработки и реализации стратегии развития территориального жилищно-коммунального комплекса и затем оценить результативность бюджетных расходов, увязывая текущие и перспективных расходы с показателями эффективности достижения поставленных целей. При этом главные результативные показатели избираются исходя из актуальности преобразований в каждом регионе. Например, для Воронежской области таких показателей несколько. Это, прежде всего:
□ удельный вес населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой с заданными качествами;
□ процент потерь коммунальных ресурсов при производстве и транспортировке от производителя к конечному потребителю;
□ доля потребителей коммунальных ресурсов, оплачивающих их объем в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета;
□ доля многоквартирных домов, где собственники помещений выбрали и реализуют выбранный способ управления домом.
В таблице 3 приведены соответствующие численные значения этих показателей в перспективе до 2011 г.
Достижение целевых показателей позволит значительно уменьшить долю убыточных организаций жилищно-коммунального
хозяйства, осуществить переход к адресными дотациям оплаты потребленных коммунальных услуг в пределах установленных нормативов, т. е. сократить расходы консолидированного бюджета на финансирование жилищно-коммунального хозяйства.
Естественно, что значение каждого показателя должно прогнозироваться с учетом выявления и оценки внешних и внутренних рисков, которые существенно определяют ход реформирования жилищно-коммунального комплекса и сказываются на неудовлетворительных итогах проведения жилищнокоммунальных преобразований. Авторы предлагают при проектировании целевых показателей разрабатывать также специальную программу страхования рисков и принятия превентивных мер, предупреждающих появление нежелательных событий.
Предложенная система планирования и реализации стратегической программы преобразования жилищно-коммунального комплекса нашла отражение при разработке перспективных планов развития жилищнокоммунального комплекса в Воронежской области.
Поступила в редакцию 6.09.2008 г.
Dorosh N.V., Kryukov V.A., Lisovtseva L.N. Increase of productivity of budgetary expenses on maintenance of territorial housing-and-municipal complex. The authors offer procedures of long-term planning of stabilization of work of a housing-and-municipal complex and reduction of budgetary expenses on its maintenance on this basis exemplified by the Voronezh Region.
Key words: housing-and-municipal complex, budgetary expenses, productivity, territory.
55Q