Issues of compliance with the requirements of the Technical Regulation of the Customs Union "Road Safety" were discussed when assessing the conformity of roads and their design, construction, reconstruction, major repairs and operation processes. Elements and processes of metrological support of measurements, operations and control related to road economy are defined. The special relevance and necessity of developing a fundamental sectoral road methodological document in order to ensure a systematic approach to metrological activity in the road economy has been confirmed.
Key words: metrological support, road economy, road-building materials, measuring instrument, test equipment.
Boriskin Oleg Igorevich, doctor of technical sciences, professor, director of polytechnical institute, head of chair, _ [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Nuzhdin Georgy Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, deputy head of department, nuzhdin. [email protected], Russia, Moscow, National Research Technological University «MISiS»,
Murav 'eva Irina Valentinovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Moscow, National Research Technological University «MISiS»,
Bogomolova Svetlana Anatolyevna, candidate of technical sciences, docent of chair, s_bogomolova@mail. ru, Russia, Moscow, National Research Technological University «MISiS»
УДК 621.317
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ РЕМОНТА ТЕХНИКИ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
М.Н. Плут, К.С. Чубарев, А.В. Мякотин, С.П. Кривцов, А.Н. Суслов
В данной статье для оценки эффективности системы ремонта техники связи и автоматизированных систем управления в качестве основных критериев ее качества предложены следующие показатели: оперативности и полноты, продолжительность управления.
Ключевые слова: система технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления, система ремонта, техника связи и автоматизированные системы управления, показатель оперативности, показатель полноты, этапы ремонта, метод сетевого планирования и управления.
Система ремонта, являясь подсистемой иерархической системы технического обеспечения связи и автоматизированных (ТОС и АСУ), в своей структуре отражает все необходимые признаки систем подобного класса. Следовательно, исследование данной системы целесообразно осуществлять с позиции учета составляющих ее подсистем. В качестве основных элементов, в ее структуре можно выделить следующие этапы:
управление процессом ремонта ТС и АСУ;
293
диагностирование (оценка состояния) ТС и АСУ;
ремонт ТС и АСУ;
обеспечение техники безопасности (ТБ) личного состава в ходе проведения ремонта ТС и АСУ.
Для оценки качества ремонта ТС и АСУ необходим набор соответствующих критериев, отражающих предъявляемые требования к исследуемому процессу и его результатам [1].
Такими критериями могут быть, в первую очередь, показатели оперативности и полноты.
Под оперативностью процесса ремонта ТС и АСУ будем понимать способность ремонтных органов выполнять необходимые работы в заданные сроки. Из данного определения следует, что показатель оперативности ремонта должен быть связан с длительностью составляющих его основных работ (операций). Тогда в качестве такого показателя можно принять время, реально затрачиваемое на ремонт ТС и АСУ.
Известно, что определение затрат времени на операции, технологически увязанных в единый процесс, удобно выполнять на основе метода сетевого планирования и управления (МСПУ) [2]. При этом в зависимости от целей анализа и характера исследуемого процесса, сетевая модель разрабатывается с различной степенью детализации.
Так, для планирования этапа ремонта ТС и АСУ математическая модель оценки оперативности может быть представлена в следующем виде:
з
Т пл = ^^ ^пр' + + tД°в , (1)
]=1
где ?пр1 - время принятия информационного решения; ?пр2 - время принятия организационного решения; ?прз - время принятия оперативного решения; ^ф -время оформления документов планирования ремонта ТС и АСУ; tдов - время доведения распоряжений до подчиненных ремонтных органов.
Для оперативного управления процессом ремонта ТС и АСУ, который, как правило, организуется на основе ситуационного принципа и по своему характеру отличается от планирования, выражение (1) принимает вид:
Т оу = ^р + ^ов . (2)
В соответствии с МСПУ все составляющие выражений (1) и (2) рассматриваются как математические ожидания соответствующих случайных величин. При построении и расчете сетевых моделей предполагается, что продолжительность операций является случайной величиной с одинаковым типом распределения для всех операций.
В качестве такого закона распределения принимается Ь- распределение, так как оно отражает наличие как большого количества случайных факторов, каждый из которых оказывает незначительное влияние, так и случайных факторов, число которых невелико, а влияние существенно. В результате воздействия последних распределение вероятностей является асимметричным [2].
Для определения математического ожидания (t) и дисперсии (о// продолжительности выполнения операций ремонта образца ТС и АСУ на практике используются соотношения на основе двух оценок, которые могут быть получены методом экспертного опроса.
Одна из оценок называется оптимистической и представляет собой минимально необходимое время для выполнения операции (tmin).
Другая оценка - пессимистическая, она задает максимальное время на выполнение операции (tmax).
Выражения для вычисления математического ожидания (t) и дисперсии (о/)2 имеют вид:
= 3 х tmin + 2 Х tmax 2 = (tmin _max)
U 5 ° 5
Последующий анализ сетевой модели основан на центральной предельной теореме, согласно которой случайные продолжительности пути и операций имеют нормальное распределение, а математическое ожидание и дисперсия равны соответственно сумме математических ожиданий продолжи-тельностей операций и их дисперсий [3]:
— " 2 П 2 t = Zt, о = Еог-
i=1 i=1
Исходя из определения свойства своевременности, еще одной важной характеристикой процесса ремонта ТС и АСУ является вероятность того, что продолжительность управления не превысит допустимое время, т. е.
Р (Тупр < Т).
Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
лт-гтреб _гг< р ) = Ф 1 упр 1 у
упр -L упр
p(T < Tтреб) = Ф
упр упр
о
где Ф - функция нормального распределения,
Ф (х) = J e dt
1 х ~ 2
>/2 п
В качестве показателя полноты процесса ремонта ТС и АСУ может быть использован коэффициент полноты [4]. Коэффициент полноты - это отношение числа реально выполненных операций по ремонту ТС и АСУ к требуемому их числу.
К .ж.
Кп N
V треб
Таким образом, для оценки качества системы ремонта техники связи и автоматизированных систем управления наиболее существенными являются показатели оперативности, полноты. Используемые критерии для оценки качества системы ремонта техники связи и автоматизированных систем управления и конечных результатов его проведения должны учитывать конкретные условия подготовки и применения системы ремонта.
t
Список литературы
1. Плут М.Н., Губская О.А., Чихачев А.В. Направления и способы повышения эффективности существующей системы ремонта техники связи и автоматизированных систем управления. ВАС. СПб. Труды академии. Итоги науки и техники. НТС. 2018.
2. Плут М.Н., Федотов К.В., Шаталов А.В. Метод сетевого планирования и управления и его применение для проведения технического обслуживания на техники связи и автоматизированных систем управления стационарных узлов связи // Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях. Труды IV Межвузовской НПК. СПб. 2019. С. 338 - 342.
3. Исаков Е.Е., Мякотин А.В., Губская О.А., Кривцов С.П. Оптимальная цифровизация военных систем связи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Естественные и технические науки». № 3-4. 2017. С. 22-26.
4. Плут М.Н., Мякотин А.В., Чубарев К.С., Кривцов С.П., Байсаитов Г.Н. Модель процесса метрологического обслуживания автоматизированных систем управления войсками Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2018. № 12.С. 63-67.
Плут Михаил Николаевич, канд. техн. наук, доцент, mplout@,mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,
Мякотин Александр Викторович, д-р техн. наук, профессор, aleksandrmyakotin@,gmail. com, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Чубарев Карп Сергеевич, канд. воен. наук, профессор, karpachnharev.net, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Кривцов Станислав Петрович, преподаватель, staskriv@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Суслов Артем Николаевич, начальник учебной лаборатории, uccstp@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного
INDICA TORS FOR ASSESSING THE QUALITY OF THE COMMUNICA TIONEQUIPMENT REPAIR SYSTEM AND AUTOMATED CONTROL SYSTEMS
M.N. Plut, M.A. Myakotin, K.S. Chubarev, S.P. Krivtsov, A.N. Suslov
In this article, to assess the effectiveness of the repair system of communication equipment and automated control systems as the main criteria for its quality, the following indicators are proposed: efficiency and completeness, duration of management.
Key words: system of technical support of communication and automated control systems, repair system, communication equipment and automated control systems, efficiency index, completeness index, repair stages, method of network planning and management.
296
Plut Mikhail Nikolaevich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Military Academy of Communications. Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny,
Myakotin Alexander Viktorovich, doctor of technical Sciences, professor, aleksandrm-yakotin@,gmail.com, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny,
Chubarev Karp Sergeevich, candidate of military sciences, professor, karp@,chu-barev.net, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny,
Krivtsov Stanislav Petrovich, teacher, staskriv@,mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny,
Suslov Artem Nikolaevich, head of the training laboratory, uccstp@,mail. ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny
УДК 658.56
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА СТЕНДА НА БИЕНИЕ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ В АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
М.В. Высоцкая, С.И. Орлова
Статья посвящена изучению качества испытательных стендов на биение тел вращения в авиационно-космической отрасли. В материале рассматривается методика количественной оценки характеристик с помощью коллективной оценки важности каждого параметра испытательного оборудования. С использованием методики количественной оценки характеристик выполнен анализ качества стенда на биение тел вращения ПБ-250М. Авторами были изучены технические характеристики испытательного стенда, группы показателей качества; был произведен расчет комплексной оценки качества. На основании полученных данных был подсчитан комплексный показатель качества, что помогло сделать вывод о качестве используемого стенда.
Ключевые слова: качество стенда, анализ, показатели, оценка качества, весовой коэффициент, комплексный показатель, коллективная оценка.
В настоящее время, основополагающую роль в функционировании предприятия играет качество выпускаемой продукции. Для контроля и мониторинга качества процесса производства необходимо проводить испытание продукции. Одной из ключевых особенностей контроля и анализа качества в авиационно-космической отрасли является проведение стендовых испытаний продукции.
Независимыми параметрами, такими как: точность измерения и управления режимами испытательных средств, степенью автоматизации исследований и уровнем математического обеспечения экспериментов, можно охарактеризовать функциональные элементы стенда [1].
297