Показатели оценки эффективности управления Evaluation management effectiveness
Владимир Викторович Кочетков, Vladimir Viktorovich Kochetkov,
доцент кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности МГИМО
МИД России, квн, снс.
Елена Сергеевна Ратушняк Elena Sergeevna Ratushnyak
старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической
деятельности МГИМО МИД России, кэн. kochetkov.v.v@gmail.com, helenarat88@gmail.com
Аннотация: В постоянно меняющихся и нестабильных условиях мирового экономического и политического развития эффективное управление выступает ключевым фактором сохранения таких свойств, как устойчивость, способность адаптации к условиям внешней среды в условиях кризиса, рационализация.
В науке управления определение понятия «эффективность», прежде всего, связывается с эффективностью производства. Одной из проблем эффективности является выявление и оценка критериев эффективности управления.
Кроме того, в теории и практике отсутствуют: 1) экономическое соотношение категорий «эффект», «эффективность» и «экономичность» 2) универсальная система показателей оценки эффективности, отвечающая всем требованиям современного этапа экономического развития.
Существующая система показателей оценки эффективности управления значительно устарела с момента перехода к рыночным отношениям и требует пересмотра, а также включения и учета различных факторов, оказывающих влияние на развитие системы управления и конечный её результат.
Abstract: Improvement of the managerial and producing effectiveness is recognized as the current world development challenge.
Under current conditions to be the most successful manager at any managerial level (both government and firm level) not paying attention to the structure organization type it is necessary to provide control and complex assessment of the management effectiveness.
In the very unstable changing economic and politic environment the effective management becomes the key way of saving stability, capacity to the evening-out, adaptivity, work simplification.
Science definition of management effectiveness evaluation is associated with the industrial effectiveness in the first place. One of the management effectiveness problems is detecting and assessing of series of criteria (represented by carefully selected indicators).
Besides, in the theory and practice there is a lack of 1) «effect», «effectiveness» and «efficiency» balance; 2) the system of measure effectiveness indicators meets all the current economic development requirements.
The present system of assessing management effectiveness has gone out of date severely since the transition to a market economy and requires review with involving of the factors influencing the development process.
Ключевые слова: эффект, экономическая эффективность, управление, результативность, критерии эффективности, ресурсы, затраты
Key words: costs, effectiveness, efficiency, effectiveness measure, management, resources
Введение
В условиях развития и усиления рыночной конкуренции и постоянно изменяющихся условий внешней и внутренней среды организации руководители должны заботиться о производительности и эффективности всей деятельности. При этом оценочная деятельность должна проводиться с целью своевременного выявления сильных и слабых сторон развития бизнеса и своевременного внесения соответствующих корректив [8, 9].
Задачи повышения эффективности управления связаны с принципиальными изменениями в системе руководства предприятиями. Возрастает роль горизонтальных связей коммерческих структур, что требует новых знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной экономики.
В современных условиях хозяйствования управление рассматривается как вид трудовой деятельности, при этом всегда существует выбор: создавать свой аппарат управления или обратиться за проведением данной деятельности в специализирующуюся на этом организацию (управляющие организации, консалтинг) на условиях аутсорсинга [5].
Становление науки управления связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Г. Гантта. Важным положением данных теоретиков было мнение о том, что управлять следует на основе научного подхода, опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, на основе научного анализа явлений и фактов управленческого процесса и их обобщения.
Среди современных авторов, занимающихся определением сущности категории «эффективность», изучением теоретических основ и принципов управленияиследует выделить Аналоуи Ф., Гибсон Дж. Л., Донелли Д., Друкера П., Иванцевич Д., Каплана Р., Мейера М., Нортона Д. [1, 2, 7, 11].
Р.Каплан и Д. Нортон разработали сбалансированную систему показателей эффективности организации, обеспечившей новый подход к стратегическому управлению компаниями любой сложности, оперирующими в разных отраслях деятельности. Данная система основана на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов.
На отсутствие общего понимания категории «эффективность» как в теоретическом, так и в практическом смысле указывали Нобелевские лауреаты и другие мировые исследователи и ученые [2].
Эффективность в производственной сфере рассмотрена в работах Гонтаревой И., Дорохова А., Тищенко А., Шафронова А. [3, 13, 16].
Шафронов А. определяет эффективность как «степень использования производственно-экономических возможностей предприятия» и предлагает методологию эффективности [16].
Другие авторы рассматривают в своих работах причинно-следственные связи возникновения и воспроизводства комплекса экономических эффектов во взаимосвязи с условиями интенсификации факторов воздействия на эти связи.
2
Степень удовлетворения экономических интересов служит основным интенсифицирующим фактором, совместно с уровнем организации процессов и качеством потенциала [3].
Другие работы российских ученых посвящены исследованию эффективности в различных сферах: в области ТЭК, сельского хозяйства, медицины, в области государственного и муниципального управления.
Как экономическая категория понятие эффективности является сложным и многоплановым, поскольку охватывает различные социальные аспекты наряду с экономическими. Вследствие этого дать точную оценку эффективности управления, используя один показатель, не представляется возможным. С целью определения всесторонней оценки эффективности управления необходимо использовать систему показателей, позволяющих в полной мере раскрыть все стороны эффективного процесса управления. Такая система показателей в научной литературе отсутствует, данный вопрос лишь частично освещает те или иные стороны понятия эффективности или отдельно понятия управления.
Поскольку управление осуществляется во всех сферах экономики, то возникает вопрос о возможности и целесообразности разработки универсальной системы показателей оценки эффективности управления, имеющей прикладное значение во всех сферах.
Целью исследования явилась теоретическая проработка вопроса о возможности разработки универсальной системы показателей оценки эффективности управления.
Теоретико-методологическая база исследования
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области научного менеджмента и эффективности, а также аналитические материалы менеджеров, представленные в сети Интернет.
В основу исследования был положен системный подход, подразумевающий, что эффективность процесса управления - сложное, комплексное явление, включающее в себя различные экономические категории (результат, достижение цели, затраты, ресурсы, потенциал) и подсистемы (сферы, направления и уровни управления). Перечисленные категории эффективности необходимо исследовать с целью выявления их свойств и, соответственно, степени и возможности их влияния на конечный результат -соответствие и достижение положенной цели. Категории эффективности состоят из ряда взаимосвязанных элементов, а эффективность управления достигается лишь определенным порядком действий, правильное и своевременное принятие которых определяет успех управления. Таким образом, изучение всего многообразия свойств и связей внутри как понятия эффективность и управление, а также влияния между эффективностью управления и условиями внешней среды целесообразно осуществлять в рамках указанного подхода.
Изучение эффективности управления как суммы решения различных задач и степени достижения целей осуществлено с помощью такого метода, как
синтез. Анализ использован для изучения отдельных показателей и их качественных характеристик.
При выявлении взаимосвязи показателей оценки и отдельных характеристик таких показателей эффективности, степени их влияния на достижения конечного результата управления был использован индуктивный метод. Например, выявлено, что правильное определение понятий экономическая эффективность и результативность в конечном счете влияют на эффективность управления в целом. В свою очередь, при анализе эффективности управления, проявляющихся в различных результатах деятельности и, соответственно, различных показателях функционирования хозяйствующей системы в той или иной области, использован метод дедукции.
Графический метод был использован для наглядного отображения полученных результатов иследования эффективности.
Результаты исследования
В рыночных условиях ведения бизнеса преобразование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в товары и услуги должно происходить с выгодой, как для потребителя, так и для самой организации. Важно, чтобы затраты на преобразование были меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта1 и эффективной деятельности.
Исторически на первых порах развития общества эффективность оценивалась с позиции «effectiveness» (результативность). Однако с развитием рыночных отношений и конкуренции большее значение стал приобретать термин «efficiency» (экономичность). В условиях жесткой внутренней и мировой экономической конкуренции это понятие стало основным, а термин «effectiveness» (результативность) отошел на второй план.
Далее необходимо раскрыть содержание двух данных понятий и обозначить их интерпретацию в статье.
Эффективность без учёта затрат для ее достижения, Effectiveness - способность развития системы в запланированном направлении и давать, приносить целевой эффект, достигать запланированного результата (абсолютное значение).
В данном контексте эффективность характеризуется такими понятиями как мера достижения целей процесса, полезность, действенность, то есть как процесс деятельности. Время также является одной из составляющих данного понятия как способность достичь определенного результата к определенному сроку.
Количество инвестируемых ресурсов для достижения effectiveness (действенность) значения не имеет. Основное значение имеет способность достигнуть поставленной цели, или достижение максимальных результатов независимо от затрат.
1 Эффект (от лат. effectus - «исполнение», «действие») - следствие каких-либо причин, действий, впечатление, производимое кем-либо на кого-либо, значение некоторого показателя в наблюдаемый момент времени на данном этапе.
Эффективность операции с учётом затрат, Efficiency - отношение результата операции к затратам или ресурсам2, связанным с его получением. В данном контексте эффективность - это результат, приходящийся на единицу затрат, выражающийся в относительных показателях (процентах, долях).
В данном контексте эффективность, или efficiency, характеризуется как экономическая эффективность, производительность, экономичность, коэффициент перевыполнения норм выработки. В этом смысле понятие эффективности рассматривается как достижение цели именно за счет минимального потребления ресурсов.
Указанные определения предлагаются авторами рассматриваться как два подхода оценки эффективности:
1) «efficiency» как экономический подход оценки эффективности;
2) «effectiveness» как управленческий подход оценки эффективности.
На практике данное теоретическое положение отражается в том, что руководители стали всё больше требовать не столько непосредственного достижения каких-то целей, сколько эффективного их достижения, то есть при минимальном потреблении необходимых или имеющихся ресурсов. Перед руководителем (менеджером) неизбежно встает задача поиска оптимального соотношения в процессе управления между «effectiveness» (результативность, действенность) и «efficiency» (экономичность).
На рис. 1 представлена матрица соотношения понятий «effectiveness» (результативность) и «efficiency» (экономичность).
Постановка соответствующих целей и достижение / Совершение правильных действий Effective (результативный) Постановка правильной цели и её достижение, но с отсутствием экономической эффективности (inefficient), поскольку затраты на её реализацию слишком высоки Достижение, как правильно поставленной цели, так и экономической эффективности (наивысший уровень результативности и эффективности, high-ROI3, cost-efficient)
Ineffective (нерезультативны й) Постановка неправильной цели и её недостижение и отсутствие экономической эффективности (низкая производительность с высокими затратами) Достижение неправильно поставленной цели, но с экономической эффективностью (низкая производительность, но с меньшими затратами)
Inefficient (неэкономичный) Efficient (экономичный)
2 Затраты - перенесенная на продукцию именно стоимость сырья и материалов, затраченного труда в виде заработной платы, затрат на получение необходимой информации и знаний, в виде амортизационных отчислений. Все то, что выражается в денежном эквиваленте.
Ресурсы - это занятые в процессе производства основные фонды, оборотные средства, трудовые и информационные ресурсы, то есть материальная база организации. Ресурсы авансируются для изготовления продукции, но не затрачиваются.
3 ROI - Return on investment
Рис.1 Матрица критериев «effectiveness» (результативность) и «efficiency» (экономичность)
Источник: [17]
Поскольку объём ресурсов компании так или иначе ограничен, руководитель предпочтет увеличить использование каждого из имеющихся ресурсов, тем самым сократив время достижения цели и объем трудовых ресурсов. Однако, преследуя цель достичь экономичности любой ценой (левый нижний угол матрицы), руководство компании упускает возможность оценить эффективность деятельности фирмы в целом и тем самым определить стратегические возможности бизнеса.
Любая организация стремится попасть и находиться в правом верхнем углу описанной выше матрицы: ставить правильные цели, быть максимально действенными и экономически эффективными, используя технологические преимущества, не теряя попусту времени, организуя согласованную и сплоченную работу сотрудников организации.
На практике одни компании правильно ставят цели, зная, чего именно хотят достичь, но при этом деятельность бизнеса неэффективна (inefficient but effective) (левый верхний угол матрицы), в других компаниях отлично налажена работа сотрудников, которые действуют сообща и слаженно на пути к достижению поставленной цели, но также неэффективны в силу неправильной поставки той самой цели (ineffective but efficient) (правый нижний угол матрицы).
В этой связи логично возникает проблема выбора того, что обозначать в приоритете: достижение эффективности деятельности либо экономичности всех осуществляемых операций?
Следует предположить, что в случае если компания проводит агрессивную политику развития своей деятельности и обладает достаточным набором ресурсов для этого, то при таких условиях, возможно, следует сосредоточиться на повышении эффективности деятельности (effectiveness). Для малого бизнеса предпочтительнее выбрать политику повышения экономичности каждой операции с целью сохранения имеющихся в ограниченном количестве ресурсов и расширения собственных возможностей, тем самым быть, сохранять и преумножать экономическую эффективность (efficient).
Таким образом, достижение сбалансированного управления -оптимального соотношения «effectiveness» (результативности) и «efficiency» (экономичности) - выступает ключевой целью деятельности компании.
В основу оптимального соотношения между эффективностью и результативностью заложена идея о том, что процесс управления включает в себя анализ, прогнозирование, принятие решения, планирование, организацию, регулирование и контроль со стороны штата сотрудников и процесс использования всех имеющихся в распоряжении ресурсов в целях достижения намеченных результатов [14, 15].
В контексте реализации потенциала менеджера можно определить результативность как способность минимизировать использование ресурсов в процессе достижения поставленной цели («делая вещи правильно»), экономичность - как способность достигать поставленной цели («делая правильные вещи») с оптимальными затратами. Таким образом, эффективность
- комплексное понятие, включающее в себя две вышеуказанных категории.4
Из вышесказанного необходимо обозначить следующие выводы:
1) «Efficiency» (экономичность) помогает «делать вещи правильно», а второе - «effectiveness» (результативность) - «делать правильные вещи».
2) «Efficiency» (экономичность) сфокусирована на самом процессе достижения цели и инструментах, тогда как «effectiveness» (результативность)
- на конечном результате.
3) «Efficiency» (экономичность) ограничена действиями в настоящем (текущем) моменте времени, тогда как «effectiveness» (результативность) требует длительного промежутка времени для принятия решений или обдумывания решений.
4) «Effectiveness» (результативность) и «efficiency» (экономичность) одинаково важны с точки зрения ведения бизнеса и осуществления управления
- организация должна быть одновременно результативной и эффективной.
5) «Efficiency» как экономический подход оценки эффективности и «effectiveness» как управленческий подход являются формой, внутри которой содержательная часть представлена способами оценки эффективности.
Характеристика критериев в рамках управленческого подхода оценки эффективности.
Прежде чем раскрыть содержание возможных критериев оценки эффективности в рамках управленческого подхода, необходимо ввести следующие понятия.
Авторы определяют подход оценки эффективности как наборов способов. В свою очередь, способ - это система показателей. Система показателей определяется различным сочетанием критериев. Перечень критериев, охарактеризованный в таблицах ниже, не является закрытым. Очевидно, что число способов определяется возможной комбинацией критериев.
Ниже представлены характеристики эффективности, на основании которых возможна выработка критериев. Эффективность по уровням управления.
Эффективность деятельности объекта может быть рассмотрена на уровне стратегическом, тактическом и оперативном, критерием выступает масштабность и значимость достигнутых результатов. Эффективность по фактору времени.
4 Питер Ф. Друкер («Энциклопедия менеджмента»): «Efficiency is doing things right; effectiveness is doing the right things». «Efficiency» (экономичность) помогает «делать вещи правильно», а второе - «effectiveness» (результативность) - «делать правильные вещи».
Эффективность деятельности объекта может быть рассмотрена как перспективная (целевая), планируемая (расчётная), итоговая (результативная). Эффективность по элементам организационной структуры (табл.1).
Таблица 1
Характеристика эффективности по элементам организационной структуры
Вид эффективности Краткая характеристика
Индивидуальная эффективность менеджера Отражает степень и качество выполнения задач конкретными членами аппарата управления организации
Индивидуальная эффективность руководителя Определяется как профессиональная компетентность -функциональная, процессная и поведенческая. Формула эффективного руководства отражает требования к руководителю: «знает» - «может» - «хочет» - «успевает» (академик В.А. Трапезников)
Организационная (групповая) эффективность Представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов управленцев. К труду руководителей высшей ступени управления добавляется труд менеджеров нижестоящих уровней, в итоге конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом. В данном случае проявляется т.н. синергетический эффект [14].
Источник: составлено авторами
Эффективность по направлениям деятельности представлена на рис. 2.
Рис. 2. Эффективность по направлениям деятельности организации.
Источник: составлено авторами
Очевидно, что внешняя эффективность определяется как выгодность, а внутренняя - экономичность, показывающая стоимость ресурсов, которую пришлось заплатить за полученный результат.
Справедливо то, что «ни объёмы производства, ни какие-либо иные показатели (итоговые результаты) сами по себе не могут рассматриваться как адекватная мера эффективности менеджмента и предприятия в целом. Реальные результаты деятельности любого предприятия проявляются только вне этого предприятия» [4].
Таким образом, главный вывод заключается в том, что оценивая эффективность управления, нельзя сосредотачиваться лишь на одном из направлений деятельности (внутренней или внешней), поскольку понятие эффективность комплексное и многоаспектное. Успешный менеджер в процессе управления должен находить оптимальное соотношение между подходами к оценке эффективности и формированием способов внутри каждого подхода.
Здесь важно то, что выбор критериев при формировании способа оценки эффективности деятельности того или иного подхода зависит от внутренних и внешних условий хозяйствования. Примером могут выступать профессиональные и человеческие качества управленцев, материальная база производства и органов управления, системы коммуникаций фирмы, сложившаяся система подбора персонала, корпоративная культура организации и другие факторы, прямо или косвенно влияющие на результат управленческого процесса.
Эффективность управления
Эффективность управления (менеджмента) рассматривается в широком и узком смысле.
В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом и совпадает с понятием эффективности основной деятельности (производственной, финансово-хозяйственной и др.) организации и выражается через конечные результаты ее деятельности - экономический подход к оценке эффективности.
В узком смысле эффективность управления отражает результативность управленческой деятельности (процесса), оценивает вклад управленческой деятельности в конечный результат работы фирмы - управленческий подход к оценке эффективности.
Эффективность функционирования системы и процесса управления (экономическая и управленческая составляющие) - интегрированный результат взаимодействия управляемой и управляющей систем. Проблема оценки эффективности управления - выявление связи между результатами производства и результатами работы аппарата управления. Другими
словами, нахождения оптимального соотношения двух подходов к ее оценке. Ниже приведены возможные способы оценки эффективности управления. Эффективность по уровням управления
Стратегическая эффективность управления организации может быть оценена следующими частными показателями, представленными в табл. 2.
Таблица 2
П оказатели эффективности по уровням управления
Способ оценки эффективности Критерии
Стратегическая эффективность Акционирование организации Состав акционеров, инвесторов; размер долей участников, доля государства в составе собственных средств; доля иностранного капитала; образование, размер и структура капитала (уставного, акционерного, оплаченного, всего). Виды акций, их номинальная цена и количество; владение пакетами акций фирмы.
Расширение деятельности Осуществление операций по приобретению, слиянию, поглощению компаний, создание стратегических альянсов.
Направленность финансово- хозяйственной деятельности. Организационно- правовая форма фирмы, организационная структура. Структура системы стратегического управления, масштабы управления деятельностью Город, страна, транснациональные взаимосвязи.
Общая характеристика финансово- хозяйственной деятельности, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность фирмы, её реальное финансовое состояние
Внедрение системы мотивации «участия в прибыли» за счёт продажи акций сотрудникам фирмы
Показатели влияния 1) Отношения с властями;
компании на общество (учет интересов общества) деятельность компании как законопослушного члена общества. Соблюдение баланса интересов между целями компании (прибылью) и интересами общества. Участие в международной, федеральной, региональной или местной программах. 2) Влияние на местную и национальную экономику; участие в совместных проектах, инвестициях. Инвестиционная активность. Участие компании в решении проблем региона: поддержка образования и обучения, здравоохранения, спорта и досуга населения; решение проблемы занятости населения. Благотворительные мероприятия. 3) Репутация, известность фирмы, её миссия; стремление дорожить репутацией. Мнение о компании в обществе, свободное предоставление компанией информации, затрагивающей интересы общества.
Тактическая эффективность Местонахождение основного офиса Город, страна, где размещается, зарегистрирована организация. Другие офисы и отделения: география сети филиалов, подразделений и представительств; сведения о наличии структурно обособленных, дочерних предприятий.
Структура организации иерархическая сложность организации, степень вертикальной стратификации. (Наиболее оптимальной и самодостаточной по уровню организации является пятиуровневая (четырёхзвенная) система управления - по вертикали).
Масштаб управляемости количество подразделений, сотрудников, находящихся в подчинении одного органа управления или одного руководителя при условии обеспечения эффективного управления. Норма управляемости: 7 ± 2. Многообразие форм взаимодействия управленческих органов. Места расположения подчинённых.
Сбалансированность перечня целей и состава производственных функций Соответствие структуры системы управления целям и задачам, программам организации на современном этапе и в планируемой перспективе, с фазой жизненного цикла организации.
5Тактическая эффективность управления организации определяется сложившейся системой управления, степенью её сложности, гибкости, адаптивности, способности к росту и развитию.
11
Адаптивность, внешняя устойчивость системы управления 1) Способность эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Внутренняя устойчивость системы управления к конфликтам и стрессам. 2) Гибкость структур аппарата управления, способность органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. Возможность проведения организационных (структурных) изменений. Соотношение, степень централизации и децентрализации управления. 3) Способность решать возникающие проблемы, специфические задачи. (В большинстве случаев именно некомпетентность и бездарность управления выступают причинами самих проблем, степени их обострения и глубины поражающего воздействия на общество и его элементы).
Наличие поддержки бизнеса, льгот, преференций Льготы по бизнесу организации, проекта, отечественных производителей (например, ограничение импорта) со стороны государства, гарантии государства; представляемые экспортные, налоговые льготы, льготные банковские кредиты, возможность списания задолженности при решении определенных задач, выполнении заранее оговоренных условий, первоочередное выделение земли, помещений, предоставление длительной аренды и др.
Оперативная (операционная) эффективность Целенаправленность Наличие четко сформулированных целей. Отработанность методов целеполагания.
Плановость Наличие и способность к формированию упорядоченной последовательности организационно-технических и организационно-экономических мероприятий (управленческих воздействий на объект) планов, технологии управленческих работ и т.п.
Характерные условия Циклы деловой активности.
6 Оперативная (операционная) эффективность управления организации определяется сложившейся системой текущего корпоративного управления. Критерии отлаженности бизнес-процессов представлены в табл. 2.
работы предприятия
Сбалансированность Сбалансированность распределения прав и ответственности, задач и полномочий управленческого персонала (администрации), высшего менеджмента, области интересов и полномочий собственника, государства; порядок взаимодействия менеджеров и рабочих, порядок делегирования полномочий.
Уровень регламентации деятельности наличие регламентов (организационно-нормативных документов), внутренних инструкций и положений по филиалам, службам, отделам, участкам, ключевым должностным лицам. Договора с контрагентами, в том числе аренды, поставки, купли, продажи. Сертификаты качества продукции, производства, системы качества.
Пространственно-временная последовательность выполнения отдельных работ Технология управления (совокупность функций, моделей, методов и форм управленческого воздействия). Управление обеспечивает решение поставленных задач в возможно короткий срок, при наименьших затратах ресурсов. Варианты распределения дефицитных ресурсов и технологии их преобразования в операции.
Уровень предпринимательских рисков Наличие риск-менеджмента, карты рисков фирмы, оценённость потенциальных рисков, наличие планов мероприятий по их снижению.
Источник: составлено авторами
Таблица 3
Эффективность по уровням организационной структуры_
Оценка индивидуальной эффективности менеджера
Способ оценки эффективности Критерии
Оценка деловых и профессиональных качеств менеджера - уровень и профиль образования, объем специальных знаний в данной области, опыт и стаж работы по специальности в данной или аналогичной должности (управленческая и профессиональная компетентность), навыки, умственные и физические способности, карьера, потенциал; - управленческая культура, новаторство, творческий подход; - инициативность и способность генерировать идеи; способность идти на риск; - потребность к саморазвитию и самоорганизации; - чувство успеха, организованность и ответственность; - своевременность выполнения должностных обязанностей.
Оценка профиля личности (личных - контактность и коммуникабельность, адаптационная мобильность (способность адаптироваться к новой
качеств) менеджера ситуации и находить новые подходы к решению возникающих проблем), стрессоустойчивость и жизнестойкость, психофизиологическое состояние работника, морально-нравственный уровень, этика поведения; - самостоятельность, способность к самооценке.
Оценка качества труда менеджера по управлению производственной деятельностью (инновационными и инвестиционными процессами, качеством, рисками, проектом, экологией, безопасностью и др.) - уровень творчества, разнообразия, интенсивности труда; - характер и сложность решаемых задач; - масштаб руководства; - уровень риска; - трудоёмкость и стоимость труда, умение работать с документами; - способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы.
Оценка качества труда менеджера по управлению социальной сферой, персоналом, трудовым коллективом - способность лидера оказывать влияние на людей; -проявляемый стиль руководства, методы разрешения конфликтных ситуаций; - организационная культура; - совместимость, умение создавать в коллективе нормальный психологический климат; - направленность коллектива на развитие, информированность и гласность, объём и качество получаемой информации, отношение к труду и мотивация труда.
Оценка качества труда менеджера собственно процессами управления - способность анализировать, принимать решения в сфере компетенции, планировать, организовывать и контролировать свой труд и работу подчиненных.
Оценка эффективности высшего руководства (совет директоров, правление, президент фирмы)
Способ оценки эффективности Критерии
Оценка состава высшего руководства - члены совета директоров по отношению к организации -внутренние или внешние; опыт работы в совете директоров; - степень их участия в стратегическом управлении: периодичность проведения собраний, сводится ли их роль к одобрению или неодобрению предложений высших управляющих или они выступают со своими собственными предложениями, политикой, программами. Осуществление стратегического руководства на практике: целевые установки, формулирование, контроль реализации и оценка стратегических целей, решений; качество взаимодействия с собственниками (учредителями, инвесторами), членами совета директоров, менеджментом организации всех уровней управления.
Оценка качественных деловых характеристик и квалификации состава Деловая репутация, квалификация, характеристики высшего руководства, главных, ключевых специалистов, оцениваемых по уровню знаний, профессиональных навыков, степени ответственности за результаты деятельности, по наличию связей и особенностям стиля управления, опыта (успешно выполненных проектов),
руководства наличие дипломов, сертификатов, лицензий. Знание экономики, предпринимательства, управления, законодательных актов, руководящих и нормативных документов, умение применять их в своей практической деятельности. Показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов, оценка достижения поставленных задач и полученных результатов. Умение целесообразно планировать работу аппарата управления; распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными, координировать деятельность всех служб и подразделений.
Оценка стилей управления Руководство: - знает о наличии различных стилей управления, их положительных и негативных характеристиках. Придерживается правовых, этических ограничений при выборе и использовании стиля руководства; - учитывает зависимость стиля от решаемых задач: содержат ли последние творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они плану или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, ограничение сроков; - учитывает организационные условия: степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, наличие каналов передачи информации и связи, степень контроля; - учитывает условия окружающей среды: степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, доминирующие общественные ценности; - принимает во внимание свои личные качества: представления о ценностях, самосознание, основная жизненная позиция, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования.
Оценка организационной (групповой) эффективности аппарата управления 1) Надёжность и безотказное функционирования системы управления: отсутствие ошибок и потерь времени; исполнительность, способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов; уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов; отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п. 2) Оптимальность: способность системы управления находить оптимальные решения и оптимальную реализацию поставленных задач; техническая оснащенность управленческого труда; наличие современной оргтехники, техники связи и коммуникаций. 3) Оперативность, быстродействие системы управления -своевременность управленческих воздействий на объект, оперативность принимаемых управленческих решений, своевременность выявления и скорость решения управленческих проблем, решения задач. Достигается путем минимизации времени запаздывания принятия решений и отработки выбранных организационно-управленческих мероприятий. Показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
4) Действенность управления, управляемость: способность субъекта управления реально воздействовать на объект для достижения поставленных целей (результата управления) в новых изменившихся условиях; степень достижения системой поставленной цели; степень завершения «нужной» работы; степень контроля управляющими поведения подчиненных; степень энтропии в системе, организованности в самой системе правления.
) Эффективность коммуникаций. Коммуникационные критерии: степень открытости, связности, устойчивости системы коммуникаций, уровень партнерских отношений. Полнота научно-информационного обеспечения производства, НИОКР, управления. Информационная безопасность. Степень обеспеченности руководителей информацией; объём выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника аппарата управления; доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к азработке управленческого решения и пр. ) Уровень мотивации:
- степень удовлетворения сотрудников трудом, определяемая ощущением справедливости вознаграждения за их работу со стороны организации;
- оценка сотрудниками действий руководства;
- отношение к работе, ответственность, чистота рабочего места, качество работы; системы оплаты труда;
- текучесть персонала;
- абсентеизм - частота отказов от выполнения работы по неуважительным причинам, включая прогулы и т.п., морально-психологический климат._
Источник: составлено авторами
Способы оценки экономической систематизированы в таблице 4.
эффективности
управления Таблица 4
Способ оценки эффективности Критерии
Величина, структура бюджета управления Эффективность использования бюджетных средств на управление по статьям расхода, например, затраты на оплату труда, затраты на технику управления, повышение квалификации кадров управления, служебные командировки и др.
Стоимость выполнения отдельных видов управленческих работ Например, проведение маркетингового исследования, разработка прогноза долгосрочного развития компании, отрасли, проведение организационного проектирования, разработка системы контроллинга на фирме.
Соотношение между полученным результатом компании и затратами на управление в этом же периоде Кэ = результат / затраты, где результат - эффект, полученный от функционирования системы управления, например, объём выпущенной продукции, прибыль; затраты - расходы на управление. Коэффициент рентабельности аппарата управления:
Кр = результат / численность работников аппарата управления.
Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и реализацию. Затраты на управление /Затраты общие
Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда
Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление
Доля численности аппарата управления к общей численности персонала, численности производственного персонала Чупр / Ч общ (Ч произв. перс.)
Уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам Например: - количество вырабатываемых условных единиц информации в единицу времени аппаратом управления в целом и каждым сотрудником, например, объём поступающей корреспонденции и количество сотрудников, её обрабатывающих; - количество и качество, своевременность принимаемых решений.
Источник: составлено авторами
Таким образом, в указанных таблицах перечислены возможные критерии оценки эффективности управления, комбинация которых определяет способ.
На современном этапе актуальным является вопрос, в какую сферу деятельности фирмы эффективнее инвестировать - непосредственно в производственную или в её менеджмент. Особенно важно такое решение при разработке направлений и конкретных мероприятий в области конкурентоспособности и результативности деятельности организации, проведения маркетинговых исследований и рекламных программ [6].
Заключение
На современном этапе невозможно ограничиваться существующими подходами к оценке эффективности управления. Достаточно трудно в условиях динамично развивающегося рынка и конкуренции выработать универсальный подход оценки эффективности управления. Использовав подход на одном из этапов жизненного цикла компании, нельзя говорить о его приемлемости на всех остальных этапах, поскольку внешние и внутренние условия хозяйствования изменчивы.
Следовательно, способы оценки эффективности, которые включают в себя различные системы показателей, должны быть сформированы с учетом всех факторов, что выражается в нахождении оптимального соотношения критериев эффективности. Можно сказать, что эффективность управления в данном контексте выступает фактором конкурентоспособности фирмы.
17
Поскольку современный этап характеризуется изменением роли управления, то в данной статье теоретически обосновано изменение подходов к оценке его эффективности, различное соотношение критериев, позволяющее оценить управленческий процесс с различных позиций.
Определено, что в настоящий момент целью эффективного управления выступает не столько достижение самого результата, сколько реализация подходящего соотношения критериев эффективности.
Обозначено, что комплексность и многоаспектность понятия эффективности управления обуславливает наличие различных ее видов (экономическая, социальная, производственная и др.) , различающимися двумя подходами к ее оценке.
В дальнейшем представляется необходимым проработка предлагаемого подхода с анализом практической деятельности различных компаний. Возможно, необходима разработка новой классификации компаний для соотношения результатов реализации рассмотренных критериев эффективности.
Список использованных источников
1. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий : Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 400 с.
2. Гибсон Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Донелли - мл.; 8-е изд.; перев. с англ. - М. : Инфра-М, 2000. - XXVI, 662 с.
3. Гонтарева И., Дорохов А. Соотношение экономических эффектов и эффективности.
- Economics & Economy, Vol. 1, No. 1, March, 2013, p. 197-205.
4. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента./Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. [Текст]: учебник для вузов. - М.: Проспект, 2014.
- 320 с. ISBN 5-482-00517-8.
6. Епифанов В.А., Кочетков В.В. Основы общего менеджмента и тенденции его развития на современном этапе. Ч. I. Методологические и организационно-правовые основы менеджмента. [Текст]: учебник для вузов. - М.: Издательство, 2015.- 542 с.
7. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. /Пер. с англ., 2-е изд., испр. и доп. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 320 с. ISBN 978-59693-0139-9.
8. Королёв В.И., Кочетков В.В. Современные технологии менеджмента. [Текст]: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 640 с.
9. Королёв В.И., Кочетков В.В. Основы менеджмента. [Текст]: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Магистр, 2014.- 624 с.
10. Латфуллин Г.А. Теория менеджмента. [Текст]: учебник для вузов. / Г.А. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебренников. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
11. Мейер Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер ; пер. с англ. А. О. Корсунской. - М. : Вершина, 2004. - 272 с.
12. Семёнов А.А. Основы менеджмента: практикум / А.К. Семёнов, В.И. Набоков.
- М.: Дашков и К0, 2013. - 468 с.
13. Тищенко А. Н. Экономическая результативность деятельности предприятий: монография / А. Н. Тищенко, Н. А. Кизим, Я. В. Догодайло. - X. : ИД «ИНЖЭК», 2005. - 144 с.
14. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / ред. Л.С. Леонтьева; МЭСИ. -М.: Юрайт, 2013. - 287 с.
15. Уолл Н. Экономика и бизнес. А-Я. Словарь-справочник / Н. Уолл, Я. Маркузе, Д. Лайнз, Б. Мартин./Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 624 с. ISBN: 58183-0125-7.
16. Шафронов А.Д. Экономический рост и эффективность производства / Вестник Брянского государственного университета, №1, 2015 URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ekonomicheskiy-rost-i-effektivnost-proizvodstva.
17. The difference between effectiveness and efficiency explained. URL: http://www.insightsquared.com/2013/08/effectiveness-vs-efficiency-whats-the-difference.
References
1. Analoui, F. Strategicheskii menedzhment malykh i srednikh predpriiatii : Uchebnik dlia studentov vuzov. Per. s angl. / F. Analoui, A. Karami. - M.: IuNITI-DANA, 2012. - 400 s.
2. Gibson Dzh. L. Organizatsii: povedenie, struktura, protsessy / Dzh. L. Gibson, D. M. Ivantsevich, D. Kh. Donelli - ml.; 8-e izd.; perev. s angl. - M. : Infra-M, 2000. - KhKhVI, 662 s.
3. Gontareva I., Dorokhov A. Sootnoshenie ekonomicheskikh effektov i effektivnosti. -Economics & Economy, Vol. 1, No. 1, March, 2013, p. 197-205.
4. Druker P.F. Entsiklopediia menedzhmenta./Per. s angl. - M.: Izdatel'skii dom «Vil'iams», 2004. - 432 s.
5. Vesnin V.R. Osnovy menedzhmenta. [Tekst]: uchebnik dlia vuzov. - M.: Prospekt, 2014. - 320 s. ISBN 5-482-00517-8.
6. Epifanov V.A., Kochetkov V.V. Osnovy obshchego menedzhmenta i tendentsii ego razvitiia na sovremennom etape. Ch. I. Metodologicheskie i organizatsionno-pravovye osnovy menedzhmenta. [Tekst]: uchebnik dlia vuzov. - M.: Izdatel'stvo, 2015.- 542 s.
7. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaia sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviiu. /Per. s angl., 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Olimp-Biznes, 2013. - 320 s. ISBN 978-5-96930139-9.
8. Korolev V.I., Kochetkov V.V. Sovremennye tekhnologii menedzhmenta. [Tekst]: uchebnik dlia vuzov. - M.: INFRA-M, 2016. - 640 s.
9. Korolev V.I., Kochetkov V.V. Osnovy menedzhmenta. [Tekst]: uchebnoe posobie. -M.: INFRA-M, Magistr, 2014.- 624 s.
10. Latfullin G.A. Teoriia menedzhmenta. [Tekst]: uchebnik dlia vuzov. / G.A. Latfullin, A.S. Nikitin, S.S. Serebrennikov. - 2-e izd. - SPb.: Piter, 2014. - 464 s.
11. Meier Marshal V. Otsenka effektivnosti biznesa / Marshal V. Meier ; per. s angl. A. O. Korsunskoi. - M. : Vershina, 2004. - 272 s.
12. Semenov A.A. Osnovy menedzhmenta: praktikum / A.K. Semenov, V.I. Nabokov. -M.: Dashkov i K0, 2013. - 468 s.
13. Tishchenko A. N. Ekonomicheskaia rezul'tativnost' deiatel'nosti predpriiatii: monografiia / A. N. Tishchenko, N. A. Kizim, Ia. V. Dogodailo. - Kh. : ID «INZhEK», 2005. - 144 s.
14. Teoriia menedzhmenta: uchebnik dlia bakalavrov / red. L.S. Leont'eva; MESI. - M.: Iurait, 2013. - 287 s.
15. Uoll N. Ekonomika i biznes. A-Ia. Slovar'-spravochnik / N. Uoll, Ia. Markuze, D. Lainz, B. Martin./Per. s angl. K S. Tkachenko. - M.: FAIR-PRESS, 1999. - 624 s. ISBN: 5-81830125-7.
16. Shafronov A.D. Ekonomicheskii rost i effektivnost' proizvodstva / Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta, №1, 2015 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-rost-i-effektivnost-proizvodstva.
17. The difference between effectiveness and efficiency explained. URL: http://www.insightsquared.com/2013/08/effectiveness-vs-efficiency-whats-the-difference.
About the author
Vladimir V. Kochetkov - associate professor of management, marketing and foreign affairs Department, MGIMO Ministry of Foreign Affairs of Russia. E-mail: kochetkov.v.v@gmail.com.
Elena S. Ratushnyak - senior teacher of management, marketing and foreign affairs Department, MGIMO Ministry of Foreign Affairs of Russia. E-mail: helenarat88@gmail.com.