Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / лечебная физическая культура / функциональные возможности / сердечно-сосудистая система / дыхательная система / students / therapeutic physical culture / functionality / cardiovascular system / respiratory system

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таланцева Валентина Кузьминична, Алтынова Надежда Витальевна, Петрова Татьяна Николаевна, Пешкумов Олег Аркадьевич

Проанализированы показатели функциональных возможностей основных физиологических систем студентов группы ЛФК. Полученные результаты свидетельствуют об отрицательной динамике исследуемых показателей в процессе обучения в вузе. Выявлена необходимость внедрения в учебный процесс со студентами данной категории новых технологий повышения их двигательной активности и сформулированы практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таланцева Валентина Кузьминична, Алтынова Надежда Витальевна, Петрова Татьяна Николаевна, Пешкумов Олег Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE MAIN FUNCTIONAL SYSTEMS OF STUDENTS OF THE GROUP FOR THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE

The indicators of the functional capabilities of the main physiological systems of students of the exercise therapy group were analyzed. The results obtained testify to the negative dynamics of the studied indicators in the process of studying at the university. The necessity of introducing new technologies to increase their physical activity in the educational process with students of this category was revealed and practical recommendations were formulated.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796.011.03:615.825 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-6-48-54

ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.К. Таланцева, Н.В. Алтынова, Т.Н. Петрова, О.А. Пешкумов

Проанализированы показатели функциональных возможностей основных физиологических систем студентов группы ЛФК. Полученные результаты свидетельствуют об отрицательной динамике исследуемых показателей в процессе обучения в вузе. Выявлена необходимость внедрения в учебный процесс со студентами данной категории новых технологий повышения их двигательной активности и сформулированы практические рекомендации.

Ключевые слова: студенты, лечебная физическая культура, функциональные возможности, сердечно-сосудистая система, дыхательная система.

INDICATORS OF THE MAIN FUNCTIONAL SYSTEMS OF STUDENTS OF THE GROUP FOR THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE

Talantseva V.K., candidate of pedagogical sciences, associate professor, sport chieim21 @mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Agrarian University,

Altynova N.V., candidate of biological sciences, associate professor, naltynova 777@ mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Agrarian University,

Petrova T.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanushapetr@ mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Agrarian University,

Peshkumov O.A., candidate of biological sciences, associate professor, peschkumov@ yandex.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Agrarian University

The indicators of the functional capabilities of the main physiological systems of students of the exercise therapy group were analyzed. The results obtained testify to the negative dynamics of the studied indicators in the process of studying at the university. The necessity of introducing new technologies to increase their physical activity in the educational process with students of this category was revealed and practical recommendations were formulated.

Key words: students, therapeutic physical culture, functionality, cardiovascular system, respiratory system.

Таланцева Валентина Кузьминична, канд. пед. наук, доц., sport chieim21@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный аграрный университет,

Алтынова Надежда Витальевна, канд. биол. наук, доц., naltynova 777@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный аграрный университет,

Петрова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tanushapetr@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный аграрный университет,

Пешкумов Олег Аркадьевич, канд. биол. наук, доц., peschkumov@yandex.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный аграрный университет

Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи является общегосударственной проблемой в России и требует поиска путей ее решения [1-3]. Ежегодно по данным медицинских осмотров и диспансеризации, проводимых в вузах с целью распределения студентов по медицинским группам, наблюдается неуклонный рост количества обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры (ЛФК) [4]. Это вызывает определенную обеспокоенность, поскольку студенты с ослабленным здоровьем испытывают трудности в успеш-

ном формировании профессиональных компетенций в процессе обучения [5, 6].

Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем - это ключевая информативная составляющая здоровья человека.

Цель исследования - определить состояние основных функциональных систем организма студентов группы ЛФК.

Задачи исследования:

- выявить опытно-экспериментальным путем показатели сердечно -сосудистой и дыхательной систем у студентов группы ЛФК на начало и конец учебного года;

- сформулировать по результатам анализа полученных данных практические рекомендации по совершенствованию учебного процесса и улучшению функциональных возможностей организма обучающихся группы ЛФК.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с согласия обучающихся по общепринятым методикам врачебного контроля. Оценка функциональной возможности дыхательной системы производилась по показателям: экскурсии грудной клетки (ЭГ), частоте дыхательных движений (ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненного индекса (ЖИ), а также проб Штанге и Генчи. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы определяли на основании: частоты сердечных сокращений (ЧСС), величин артериального давления: систолического (САД), диастолического (ДАД) и пульсового (ПАД). Производили расчет систолического (СОК) и минутного (МОК) объемов крови, адаптационного потенциала (АП). Достоверность определялась по 1-крите-рию Стьюдента.

Исследование проводилось в 2020/21 учебном году на базе ФГБОУ ВО Чувашского государственного аграрного университета с привлечением 66 студентов 1-3-х курсов в возрасте 17-19 лет (42 девушки и 24 юноши), осваивавших дисциплины по физической культуре и спорту в группе ЛФК.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявленные в ходе исследования показатели дыхательной системы представлены в табл. 1.

Исследование функции дыхательной системы обучающихся группы ЛФК в течение учебного года выявило следующее:

- частота дыхания за истекший период у студентов не изменилась и соответствовала возрастной норме;

- экскурсия грудной клетки увеличилась, причем у юношей разница в показателях была статистически достоверной;

- жизненная емкость легких и жизненный индекс у девушек и юношей соответствовали норме и в течение года эти показатели не претерпели значительных изменений;

Таблица 1

Показатели функции дыхательной системы у студентов

группы ЛФК (М±т)

Показатели

Функциональные пробы, с

ЭГ, ЧД, ЖЕЛ, ЖИ, Штанге Генчи

см раз/мин л ед. в покое после нагрузки в покое после нагрузки

Девушки

начало года

5,0±0,5 19±1,00 3,04±0,7 54±2,5 70±4,90 46±1,84 32±2,84 23±2,23

конец года

6,0±0,54 19±1,9 3,3±0,11 58±1,79 46±6,48 26±2,26 29±1,91 20±1,37

Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р<0,01 Р<0,01 Р>0,1 Р>0,1

Юноши

начало года

5,0±0,7 18±1,5 4,8±1,74 57±5,0 80±10,58 45±9,86 36±4,97 26±4,48

конец года

9,0±0,7 18±2,3 4,3±0,21 59±3,91 70±6,13 41±3,10 37±7,72 24±3,33

Р<0,001 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1

Примечание: Р - критерий достоверности различий показателей по сравнению с началом года.

- функциональные пробы дыхательной системы: проба Штанге в начале и конце учебного года у юношей и девушек в покое и при нагрузке оценивалась на «отлично»; проба Генчи - у девушек на «хорошо», у юношей на «удовлетворительно» и эти показатели в течение года у юношей не имели достоверных различий. У девушек же к концу учебного года про -изошло достоверное снижение времени задержки дыхания на вдохе, хотя проба по-прежнему оценивалась на «отлично»;

- все показатели функции дыхательной системы в динамике не имели достоверных различий, кроме экскурсии грудной клетки у юношей и пробы Штанге у девушек;

- в целом исследование дыхательной системы у студентов групп ЛФК показало ее неплохие возможности, но к концу учебного года наблюдалось незначительное снижение функции.

Результаты показателей функции сердечно-сосудистой системы обучающихся представлена в табл. 2.

Анализ исследуемых показателей свидетельствовал о следующем:

- частота сердечных сокращений у юношей и девушек соответство -вала показателям нетренированных людей и к концу года уменьшилась, но статистически недостоверно;

Таблица 2

Показатели функции сердечно-сосудистой системы у студентов группы ЛФК (М±т)

Показатели

ЧСС, Артериальное давление, мм рт.ст. АП, СОК, МОК,

уд/мин САД ДАД ПАД уе. мл мл

Девушки

начало года

80±2,00 106±2,78 59±1,67 47±2,51 2,62±0,24 79±1,47 6264±239

конец года

76±4,22 108±1,96 66±1,96 42±27 2,3±0,24 70±2,00 5320±220

Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,001 Р<0,001

Юноши

начало года

82±2,39 131±3,79 78±4,22 53±3,76 2,41±0,84 70±1,92 5732±243

конец года

72±6,21 113±3,18 68±4,16 45±3,78 2,51±0,30 71±2,23 5134±212

Р>0,5 Р<0,01 Р>0,1 Р<0,01 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,5

Примечание: Р - критерий достоверности различий показателей по сравнению с началом года.

- величины артериального давления у девушек за год не претерпели значительных изменений и расценивались как низкие, у юношей в начале года САД было на верхней границе нормы, но к концу года статистически достоверно снизилось;

- систолический и минутный объемы крови у студентов к концу года уменьшились, причем, у девушек статистически с достоверной разницей;

- адаптационный потенциал (АП), определяющий функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у девушек и юношей на начало учебного года указывал на удовлетворительную адаптацию. За год АП у студентов практически не изменился и находился в зоне, указывающей на стабилизацию адаптации.

Снижение показателей САД и ДАД юношей к концу учебного года подтверждает наше предположение о сокращении энергетических затрат организма и улучшении эффективности работы сердца, по сравнению с показателями девушек.

Однако незначительное снижение показателей обследованных по СОК и МОК к концу года, вероятно, может указывать о формировании небольших изменений в кровотоке.

Снижение АП девушек в течение года подтверждает совершенствование адаптационных механизмов.

Заключение. В системе образования вуза, несмотря на внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы учебной деятельности обучающихся, сохраняются факторы риска, связанные с интенсивностью умственной работы и гиподинамией.

Результаты проведенных исследований и их математический ана -лиз указывают на отрицательную динамику в состоянии функциональных возможностей организма студентов группы ЛФК и это несмотря на регулярные занятия по физической культуре и систематический мониторинг их состояния.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что наблюдается недостаточно высокий уровень качества образования в вузе, как объективного показателя его эффективности.

В связи с этим, нами разработаны методические рекомендации по повышению двигательной активности студентов и формированию у них мотивационно-ценностного отношения к любой физкультурной активности:

1. Систематически проводить беседы со студентами о пользе оздоровительной ходьбы и обосновывать необходимость учета должного уровня двигательной активности. Внедрять в повседневный режим обучающихся контроль за минимальным объемом шагов с использованием фитнес-трекеров с указанием нагрузки в дневнике самоконтроля.

2. Разрабатывать и внедрять программы дополнительного образова -ния по теории и методике развития физических качеств, организации и проведению самостоятельных учебно-тренировочных занятий по адаптивной физической культуре и избранному виду спорта и т. д.

3. Организовывать дополнительные оздоровительные мероприятия (внеаудиторные занятия) [7] с включением любых двигательных действий (прогулки, активные перерывы между занятиями, секции, кружки и т. д.).

Список литературы

1. Особенности функционального состояния организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе / В.И. Павлова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24107 (дата обращения: 25.03.2022).

2. Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в условиях адаптации к обучению в вузе в зависимости от вегетативного статуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследо -ваний. 2017. № 5-2. С. 252-256.

3. Оценка функциональных возможностей студентов / С.В. Михайлова [и др.] // Исследования в области естественных наук. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2014/04/6766 (дата обращения: 25.01.2022).

4. Мартынова, А.С. Оценка функционального состояния школьников и студентов при разных видах учебной нагрузки // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 557-562.

5. Показатели функционального состояния дыхательной системы студентов северного вуза / О.Л. Нифонтова [и др.] // Экология человека. 2017. Т. 24. № 2. C. 17-21.

6. Алтынова Н.В. Анализ психофизиологического состояния учащейся молодежи на начальном этапе адаптации к обучению в вузе // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных соци-ально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Национального Университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека. Ташкент: Изд-во Нац. Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека; Чебоксары: Изд-вл ЧГСА, 2018. С. 182-186.

7. Петрова Т.Н., Таланцева В.К., Шиленко О.В. Разработка курса по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» // Научно-образовательная среда как основа развития интеллектуального потенциала сельского хозяйства регионов России: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ. Чебоксары: Изд-во ЧГАУ, 2021. С. 730-732.

References

1. Osobennosti funkcional'nogo sostoyaniya organizma studentov v processe obu-cheniya v medicinskom vuze [Features of the functional state of the body of students in the process of learning at a medical university] / V.I. Pavlova [et al.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2016. No. 1 [Electronic resource]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24107 (date of access: 03/25/2022).

2. Roslyakova E.M., Alipbekova A.S., Igibaeva A.S. Pokazateli funkcional'nogo sostoyaniya serdechno-sosudistoj sistemy studentov v usloviyah adaptacii k obucheniyu v vuze v zavisimosti ot vegetativnogo statusa [Indicators of the functional state of the cardiovascular system of students in conditions of adaptation to training at the university, depending on the vegetative status] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issle-dovanij [International journal of applied and fundamental research]. 2017. No. 5-2. P. 252256.

3. Ocenka funkcional'nyh vozmozhnostej studentov [Evaluation of the functional capabilities of students] / S.V. Mihajlova [et al.] // Issledovaniya v oblasti estestvennyh nauk [Research in the field of natural sciences]. 2014. No. 4 [Electronic resource]. URL: https://science.snauka.ru/2014/04/6766 (date of access: 01/25/2022).

4. Martynova, A.S. Ocenka funkcional'nogo sostoyaniya shkol'nikov i studentov pri raznyh vidah uchebnoj nagruzki [Evaluation of the functional state of schoolchildren and students with different types of academic load] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2019. No. 49 (287). P. 557-562.

5. Pokazateli funkcional'nogo sostoyaniya dyhatel'noj sistemy studentov severnogo vuza [Indicators of the functional state of the respiratory system of students of the northern university] / O.L. Nifontova [et al.] // Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017. V. 24. No. 2. P. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Altynova N.V. Analiz psihofiziologicheskogo sostoyaniya uchashchejsya molo-dezhi na nachal'nom etape adaptacii k obucheniyu v vuze [Analysis of the psychophysiologi-cal state of student youth at the initial stage of adaptation to training at a university] // Actual problems of physical culture and sports in modern socio-economic conditions: materials of the Intern. scientific-practical. conf., dedicated 100th anniversary of the National University of Uzbekistan named after. Mirzo Ulugbek. Tashkent: Publishing House of Nat. University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek; Cheboksary: Publishing House of ChGSA, 2018. P. 182-186.

7. Petrova T.N., Talanceva V.K., Shilenko O.V. Razrabotka kursa po discipline «Fi-zicheskaya kul'tura i sport (elektivnaya disciplina)» [Development of a course in the discipline "Physical culture and sport (elective discipline)"] // Scientific and educational environment as a basis for the development of the intellectual potential of agriculture in the regions of Russia: materials of the Intern. scientific-practical. conf., dedicated To the 90th anniversary of the Chuvash State Agrarian University. Cheboksary: ChGAU Publishing House, 2021. P. 730-732.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.