Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ'

ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТРЕСС / ОЦЕНКА СТРЕССА / САМООЦЕНКА СТРЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Неуймина Г. И., Бутырская И. Б.

В настоящее время все шире используется on-line обучение студентов. Этот вид обучения до конца не изучен. При переходе на дистанционное обучение образ жизни студентов претерпевает изменения, что ведет к возникновению стрессовых реакций и адаптационных процессов к новым условиям жизни. Цель: изучить влияние различных форм обучения на образ жизни студентов. Материалы и методы: Проанкетировано 80 студентов 3-го курса из Индии, обучающихся в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского очно, а также проходящих обучение дистанционно. Определялись основные показатели образа жизни, уровень повседневного стресса, учебный стресс, стресс во время экзамена, самооценка стресса и методы, при помощи которых снижались проявления стресса. Средний возраст юношей 20.0±0.9 лет. Показатели при очном и дистанционном обучении сравнивались между собой с оценкой достоверности различий. Заключение: имеются значительные различия в образе жизни студентов при различных видах обучения. При дистанционном обучении продолжительность сна, двигательная активность, количество друзей и знакомых, уровень повседневного стресса юношей были снижены. Однако при этом виде обучения более эффективно используется время на учебу, доход больше соответствовал потребностям студентов. Чаще ощущали нервное напряжение и чувствовали себя истощенными к концу дня студенты при дистанционном обучении. Уровень самооценки стресса по среднему баллу при дистанционном и очном обучении был средним. Показатели учебного стресса при дистанционном и очном обучении были одинаковыми. Стресс во время экзамена при изученных видах обучения проявлялся одинаково в виде сердцебиения, головной боли. При дистанционном обучении для снятия стресса большинство студентов используют физические упражнения, перерыв в работе и отдых, просмотр разнообразных телевизионных программ, секс, общение с друзьями или с любимым человеком. При контактном обучении используется сон, сладости, вкусная пища, общение с друзьями. Все вышеперечисленные изменения необходимо учитывать при переходе на дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Неуймина Г. И., Бутырская И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS OF MEDICAL STUDENTS LIFE MODE IN DISTANT ANF FULL-TIME EDUCATION

Goal: Currently, on-line learning is increasingly used. This type of education is not fully understood. During the transition to distance learning, students’ lifestyle undergoes changes, which lead to the emergence of stress reactions and adaptation processes to new living conditions. Materials and methods: Using an anonymous survey of 80 Indian 3rd-year students studying at the S. I. Georgievsky Medical Academy full-time, as well as studying remotely from India, the main indicators of lifestyle, the level of everyday stress, educational stress, stress during the exam, stress assessment by students themselves and methods by which the manifestations of stress were reduced were determined. The students’ mean age is 20.0±0.9 years. The obtained data were statistically processed. The indicators for full-time and distance learning were compared with each other with an assessment of the evidence of difference. Conclusion: There are significant differences in the lifestyle of students in different types of education. With distance learning, the duration of sleep, motor activity, the number of friends and acquaintances, and the level of daily stress of young men were reduced. However, with this type of training, the study time is used more effectively, the income is more consistent with the needs of students. Students with distance learning more often felt nervous tension and felt exhausted by the end of the day. The level of selfassessment of stress on the average score for distance and full-time training was average. Indicators of learning stress in distance and face-to-face training were the same. Stress during the exam in the studied types of training was manifested equally in the form of palpitations, headaches. In distance learning, more students use physical exercises, breaks between work and rest, watching TV programs, sex, communication with friends or a beloved one to relieve stress. In contact training they use sleep, sweets, delicious food, and communication with friends. All of the above changes should be taken into account when starting distance learning.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ»

УДК 612.821-057.875+37.018.43 DOI: 10.37279/2070-8092-2021-24-3-24-28

ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ

Неуймина Г. И., Бутырская И. Б.

Кафедра общей гигиены, Институт «Медицинская академия имени С.И. Георгиевского», ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Бутырская Ирина Борисовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены, Институт «Медицинская академия имени С. И. Георгиевского» ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»,e-mail: irynabutyr@gmail.

For correspondence: Irina B. Butyrskaia, PhD, Associate Professor of the Department of General Hygiene, Institute «Medical Academy named afterS. I. Georgievsky» of Vernadsky CFU,e-mail: irynabutyr@gmail.com

Information about authors:

Neuimina G. I., http://orcid.org/0000-0003-2439-5062

Butyrskaia I. B., http://orcid.org/0000-0002-4283-2572

РЕЗЮМЕ

В настоящее время все шире используется on-line обучение студентов. Этот вид обучения до конца не изучен. При переходе на дистанционное обучение образ жизни студентов претерпевает изменения, что ведет к возникновению стрессовых реакций и адаптационных процессов к новым условиям жизни. Цель: изучить влияние различных форм обучения на образ жизни студентов. Материалы и методы: Проанкетировано 80 студентов 3-го курса из Индии, обучающихся в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского очно, а также проходящих обучение дистанционно. Определялись основные показатели образа жизни, уровень повседневного стресса, учебный стресс, стресс во время экзамена, самооценка стресса и методы, при помощи которых снижались проявления стресса. Средний возраст юношей 20.0±0.9 лет. Показатели при очном и дистанционном обучении сравнивались между собой с оценкой достоверности различий. Заключение: имеются значительные различия в образе жизни студентов при различных видах обучения. При дистанционном обучении продолжительность сна, двигательная активность, количество друзей и знакомых, уровень повседневного стресса юношей были снижены. Однако при этом виде обучения более эффективно используется время на учебу, доход больше соответствовал потребностям студентов. Чаще ощущали нервное напряжение и чувствовали себя истощенными к концу дня студенты при дистанционном обучении. Уровень самооценки стресса по среднему баллу при дистанционном и очном обучении был средним. Показатели учебного стресса при дистанционном и очном обучении были одинаковыми. Стресс во время экзамена при изученных видах обучения проявлялся одинаково в виде сердцебиения, головной боли. При дистанционном обучении для снятия стресса большинство студентов используют физические упражнения, перерыв в работе и отдых, просмотр разнообразных телевизионных программ, секс, общение с друзьями или с любимым человеком. При контактном обучении используется сон, сладости, вкусная пища, общение с друзьями. Все вышеперечисленные изменения необходимо учитывать при переходе на дистанционное обучение.

Ключевые слова: студенты, дистанционное обучение, очное обучение, образ жизни, стресс, оценка стресса, самооценка стресса

PARAMETERS OF MEDICAL STUDENTS LIFE MODE IN DISTANT ANF FULL-TIME

EDUCATION

Butyrskaia I. B., Neuimina G. I.

Institute «Medical Academy named after S.I. Georgievsky» of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

Goal: Currently, on-line learning is increasingly used. This type of education is not fully understood. During the transition to distance learning, students' lifestyle undergoes changes, which lead to the emergence of stress reactions and adaptation processes to new living conditions. Materials and methods: Using an anonymous survey of 80 Indian 3rd-year students studying at the S. I. Georgievsky Medical Academy full-time, as well as studying remotely from India, the main indicators of lifestyle, the level of everyday stress, educational stress, stress during the exam, stress assessment by students themselves and methods by which the manifestations of stress were reduced were determined. The students' mean age is 20.0±0.9 years. The obtained data were statistically processed. The indicators for full-time and distance learning were compared with each other with an assessment of the evidence of difference. Conclusion: There are significant differences in the lifestyle of students in different types of education. With distance learning, the duration of sleep, motor activity, the number of friends and acquaintances, and the level of daily stress of young men were reduced. However, with this type of training, the study time is used more effectively, the income is more consistent with the needs of students. Students with distance learning more often felt nervous tension and felt exhausted by the end of the day. The level of self-assessment of stress on the average score for distance and full-time training was average. Indicators of learning stress in distance and face-to-face training were the same. Stress during the exam in the studied types of training was manifested equally in the form of palpitations, headaches. In distance learning, more students use physical exercises, breaks between work and rest, watching TV programs, sex, communication with friends or a beloved

2021, TOM 24, № 3

one to relieve stress. In contact training they use sleep, sweets, delicious food, and communication with friends. All of the above changes should be taken into account when starting distance learning.

Key words: students, distance learning, fulltime learning, lifestyle, stress, stress assessment, stress self-assessment

В настоящее время все шире используется дистанционное обучение (ДО) студентов, подразумевающее как on-line обучение, так и off-line. Гигиенические аспекты ДО в широком масштабе до конца не изучено. При переходе на ДО образ жизни студентов претерпевает изменения, что ведет к возникновению стрессовых реакций и адаптационных процессов к новым условиям жизни [1; 2].

Развитие ДО является одним из трендов социальной трансформации образования. В отношении студентов к нему наблюдается большая разница оценок - от крайне положительных до крайне отрицательных, однако общая тенденция уже ясна - ДО будет набирать популярность. Уже сейчас оно привлекательно для части студентов, поскольку не ограничивает жизнедеятельность жесткими рамками учебного процесса, дает большую свободу выбора жизненных траекторий. Но нельзя забывать, что сейчас оно приемлемо далеко не для всех студентов и востребованность традиционного формата высшего образования будет сохраняться.

Показатели образа жизни при ДО также изменяются. Например, количество часов работы в интернете и время на самоподготовку к учебным занятиям увеличиваются. Характер питания, общение с друзьями, двигательная активность также меняются [3; 4; 5].

Цель исследовнаия: определить изменения образа жизни, оценить уровень повседневного и учебного стресса, самооценку стресса и наиболее часто используемые приемы снятия стресса юношами при очном обучении (ОО) и дистанционном обучении.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проанкетировано 80 индийских студентов 3 курса, обучающихся в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского очно и проходящих ДО. Средний возраст юношей 20,0±0,9 лет. Определялись показатели образа жизни, уровень повседневного стресса (таблица 1), уровень учебного стресса, стресс во время экзамена, оценка стресса учащимися и методы, при помощи которых снижались проявления стресса. Оценка основных показателей образа жизни, а также оценка повседневного стресса проводилась при помощи Бостонского теста [6]. Для самооценки уровня стресса использовался тест Ридера [7]. С целью определения учебного стресса нами использовались разработанные таблицы [8]. Полученные

данные обработаны методом вариационной статистики, показатели сравнивались между собой с оценкой достоверности различий [9].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Данные исследования приведены в таблицах

1, 2, 3.

При анализе самооценки уровня стресса было установлено, что чаще ощущали нервное напряжение студенты при ДО (2,85±0,08 баллов) по сравнению с ОО (2,27±0,11баллов) (р<0,05). При ДО студенты чувствовали себя истощенными к концу рабочего дня чаще - 2,64±0,08 по сравнению с очным обучением - 2,17±0,11 (р<0,05).

Уровень самооценки стресса по среднему баллу при ДО и ОО достоверно не отличался и относился к среднему уровню.

Как видно из таблицы 3, различные показатели и средний показатель учебного стресса при ДО и ОО значимо не отличались (только по показателю нерегулярного питания).

При изучении стресса во время экзамена было выявлено, что при ДО и ОО обучении юношей во время экзамена наиболее выраженным проявлением стресса является учащенное сердцебиение - 57% (при ДО) и у 67% при ОО. Головная боль во время экзамена при ДО отмечалась у 28% студентов, при очном обучении - у 50%.

Оценивались способы, применяемые для снятия стресса. При ДО для снятия стресса 65% студентов используют физические упражнения, 63% - перерыв в работе и отдых, 70% - просматривают телевизионные программы, снимают стресс при помощи секса - 61%, общение с друзьями или с любимым человеком предпочитают 54% опрошенных, 24% используют вкусную еду.

При ОО 68% юношей используют сон, сладости (60%) и вкусную пищу (55%), общение с друзьями (55%).

ОБСУЖДЕНИЕ

Переход в дистанционный формат в условиях пандемии — это вызов для всех университетов. Массовый переход к ДО позволит не только провести инфраструктурную ревизию, но и выявить тонкие моменты в системе управления образованием. А.И. Нуруллаева [10] отмечает, что в при ДО есть свои преимущества, но также и значительные недостатки. Причем они очень сильно сказываются на состоянии здоровья студентов, но с помощью небольших усилий и желания можно этот урон минимизировать. Это совпада-

Таблица 1

Показатели образа жизни студентов (М±m)

Показатель (баллы) OO ДО р

1. Количество горячих блюд в день 1,40±0,17 1,45±0,06 >0,05

2. Сон в течение 7-8 часов не менее 4 раз в неделю 2,23±0,18 1,81±0,11 <0,05

3. Чувствуете постоянно любовь других 2,57±0,17 1,96±0,11 >0,05

4. Имеете ли вы хотя бы одного человека, на которого Вы можете положиться 2,50±0,18 1,67±0,12 <0,05

5. Делаете ли вы физические упражнения хотя бы 2 раза в неделю 3,03±0,17 2,24±0,12 <0,05

6. Курение (половина пачки в день) 3,90±0,18 4,00±0,06 >0,05

7. Употребление крепких алкогольных напитков (не менее 5 рюмок в неделю) 4,07±0,18 3,92±0,06 >0,05

8. Соотвествие роста весу 3,07±0,17 2,67±0,10 >0,05

9. Доход соответствует потребностям 1,53±0,12 2,60±0,17 <0,05

10. Поддержка верой в Бога 2,63±0,18 2,04±0,09 >0,05

11. Занятие общественной жизнью 2,13±0,18 1,45±0,12 >0,05

12. Вы имеете много друзей и знакомых 2,33±0,17 1,44±0,12 <0,05

13. Имеете ли Вы друзей, которым полностью доверяете 1,60±0,18 1,59±0,06 >0,05

14. Здоровы ли Вы 2,57±0,17 2,55±0,11 >0,05

15. Открытый ли Вы человек 2,67±0,18 2,62±0,11 >0,05

16. Обсуждение с друзьями домашних проблем 2,57±0,18 2,87±0,10 >0,05

17. Смеетесь ли Вы не менее 3 раз в неделю 2,30±0,17 2,40±0,13 >0,05

18. Используете ли Вы эффективно Ваше время 2,73±0,17 3,34±0,13 <0,05

19. Употребляете ли Вы не более 3 чашек кофе или чая в день 2,27±0,18 2,36±0,12 >0,05

Повседневный стресс (баллы): 29,17±0,19 23,81± 0,10 <0,05

Таблица 2 Самооценка стресса студентами, баллы

Вопросы ОО ДО р

М±m (баллы) М±m (баллы) >0,05

1.Я человек нервный 2,53±0,13 2,58±0,09 >0,05

2. Я беспокоюсь о своей работе 2,07±0,12 1,98±0,08 >0,05

3. Я часто ощущаю нервное напряжение 2,43±0,12 2,48±0,09 >0,05

4. Моя повседневная жизнь вызывает большое напряжение 2,60±0,14 2,71±0,09 >0,05

5. При общении с людьми я ощущаю нервное напряжение 2,27±0,11 2,85±0,08* <0,05

6. К концу дня я устаю физически и психически 2,17±0,11 2,64±0,08* <0,05

7. В моем окружении часто возникают конфликтные ситуации 2,67±0,15 2,81±0,12 >0,05

Уровень стресса по среднему баллу 2,39±0,13 2,57±0,09 >0,05

Примечание. * - р<0,05

2021, том 24, № 3

Таблица 3

Оценка учебного стресса (баллы)

Вопросы ОО ДО р

М ±m М ±m >0,05

1. Строгие преподаватели 6,56±0,39 5,95 ±0,25 >0,05

2. Большая учебная нагрузка 7,46±0,39 7,14 ±0,27 >0,05

3. Отсутствие учебников 6,43±0,35 6,25 ±0,34 >0,05

4. Непонятные, скучные учебники 6,63±0,35 5,95 ±0,33 >0,05

5. Жизнь вдали от родителей 6,83±0,39 7,21 ±0,32 >0,05

6. Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 5,5±0,39 5,11 ±0,33 >0,05

7. Неумение правильно организовать свой режим дня 5,36±0,35 5,75 ±0,32 >0,05

8. Нерегулярное питание 6,10±0,39 7,28 ±0,27 <0,05

9. Проблемы совместного проживания с другими студентами 4,26±0,39 3,57 ±0,33 >0,05

10. Конфликт в группе 4,23±0,39 3,97 ±0,36 >0,05

11. Излишне серьезное отношение к учебе 4,90±0,39 6,25 ±0,33 >0,05

12. Нежелание учиться или разочарование в профессии 4,53±0,39 3,77 ±0,31 >0,05

13. Стеснительность, застенчивость 4,80±0,39 4,06 ±0,26 >0,05

14. Страх перед будущим 5,80±0,39 6,64 ±0,26 >0,05

15. Проблемы в личной жизни 4,96±0,39 4,87 ±0,34 >0,05

Средний уровень учебного стресса 5,64±0,24 5,23 ±0,29 >0,05

ет с нашими данными, т.к. стрессогенную активность ДО никак нельзя назвать положительным влиянием на здоровье студентов. К сожалению, те усилия, которые прикладывают студенты для преодоления стрессовых ситуаций, тоже иногда ведут к негативным последствиям (заедание стресса, сидение у телевизора).

Криворотов С. К. раскрывая сущность ДО, доказывает, что оно негативно влияет на физическую активность студентов [11]. При таком формате обучения они практически оказываются «прикованы» к компьютеру. Так как в расписании студентам ставят 3-4 пары в день, то это серьезно нагружает организм молодых людей, в результате чего начинают развиваться различные заболевания. Свободного времени хватает лишь на физическую активность по дому (уборка, приготовление еды и т.д.). Из их жизни практически полностью исчезают самостоятельные тренировочные занятия. Большинство студентов хотят живого общения, им нравится учиться, нравится посещать занятия, им хочется получать знания из уст педагога, вести живой диалог. Ведь тогда их жизнь наполнена различными событиями, которые заставляют их двигаться. Это также согласуется с нашими данными.

Матюшкина Е.Я. отмечает, что полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего изучения проблемы учебного стресса студентов, подбора и апробации методик его более точной диагностики и создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному преодолению стресса, проявляющегося во время ДО [12]. Выявленные данные о проявлении высокой степени эмоционального выгорания у студентов свидетельствуют о необходимости психологического сопровождения не только в период адаптации к ДО, но и на протяжении всего ДО.

ВЫВОДЫ

1. Имеются значительные различия в образе жизни студентов при различных видах обучения. При ДО продолжительность сна, двигательная активность, общение с друзьями и знакомыми, уровень повседневного стресса юношей были снижены. Однако при этом виде обучения более эффективно используется время на учебу. При ДО студенты чаще ощущали нервное напряжение и чувствовали себя истощенными к концу дня.

2. Уровень самооценки стресса по среднему баллу и показатели учебного стресса при ДО и ОО были средними и достоверно не различались.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Стресс во время экзамена при обоих видах обучения проявлялся аналогично - сердцебиением и головной болью.

4. При ДО для снятия стресса большинство студентов используют физические упражнения, перерыв в работе и отдых, просмотр телевизионных программ, секс, общение с друзьями или с любимым человеком. При ОО студенты предпочитают сон, сладости, вкусную пищу, общение с друзьями.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киселева Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия. Молодой ученый. 2017;6(140): 417-419.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ; 2006.

3. Соколов Г. А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. Современное образование. 2014;1:1-13. doi: 10.7256/2306-4188.2014.1.10921

4. Стрижицкая О. Ю., Петраш М. Д. Повседневный стресс и особенности самооценки в различные периоды взрослости. Проблемы современной науки и образования. 2016;80(38):108-110

5. Новгородцева И. В., Мусихина С. Е., Пьянкова В. О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. Медицинские новости. 2015;8:75-77.

6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер; 2006

7. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж: ИАН; 2000

8. Золотухина Е. Д., Минахметова А. З. Исследование учебного стресса в жизни студентов. Novaum. 2019;17. Доступно по ссылке http:// novaum.ru/public/p1208. Ссылка активна 29.01.21.

9. Средние величины и их использование в медицине: учебно-методическое пособие / Под ред. В. С. Лучкевича. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова; 2014.

10. Нуруллаева А. И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020;5(45);54-57.

11. Криворотов С. К. Влияние дистанционного обучения на физическую активность сту-

дентов в период пандемии 2020 года. Казанский педагогический журнал. 2020; 4(141):173-177. doi:10.34772/KPJ.2020.141.4.024

12. Матюшкина Е. Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения. Консультативная психология и психотерапия. 2016;24(2):47-63 doi: 10.17759/cpp.20162402004

REFERENCES

1. ffiselyova Ye. V. Stress in students during educational and professional training: causes and effects. Young scholar. 2017; 6(140): 417-419. (In Russ.).

2. Bodrov V. А. Psychological stress: development and overcoming. М.: PER SE; 2006. (In Russ.).

3. Sokolov G. А. Peculiarities of students' psychoemotional conditions in distant learning. Modern education. 2014;1:1-13. (In Russ.). doi: 10.7256/2306-4188.2014.1.10921

4. Strizhitskaya O. Yu, Petrash M. D. Daily Stress and Characteristics of Self-esteem in Different Periods of Adulthood. Problems of Modern Science and Education. 2016;80(38):108-110. (In Russ.).

5. Novgorodtseva I. V., Musihina S. E., Pyankova V. О. Training stress of medical students: causes and manifestations. Meditsinskie novosti. 2015;8:75-77. (In Russ.).

6. Shcherbatykh Yu. V. Psychology of stress and methods of correction. SPb: Piter; 2006. (In Russ.).

7. Zolotukhina Ye. D., Minakhmetova А. Z. Investigation of academic stress id students' life. Novaum, 2019;17. (In Russ.). Available on http:// novaum.ru/public/p1208. Link is active 29.01.21.

8. Shcherbatykh Yu. V. Exam stress. Voronezh: IAN; 2000. (In Russ.).

9. Averages and their use in medicine: manual / ed. V. S. Luchkevitch. SPb: Publishing House of Mechnikov Medical University; 2014. (In Russ.).

10. Nurullaeva A. Impact of distance education on student's health in the period of pandemic. Skythian. Questions of students' science. 2020;5(45);54-57. (In Russ.).

11. Krivorotov S. K. Impact of distance learning on student physical activity during the 2020 pandemic. Kazan pedagogical journal. 2020;4(141):173-177. (In Russ.). doi:10.34772/KPJ.2020.141.4.024

12. Маtyushkina Ye. Ya. Students' educational stress in different forms of education. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2016;24(2):47-63. (In Russ.). doi: 10.17759/cpp.20162402004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.