Морально-психолопическая профессиональная подготовка и надежность
Morally-psychological and professional training and reliability
Научно-практическая статья
УДК 159 © Е. Г. Зуева, М. Г. Баринова, В. Л. Ситников, Ю. А. Шаранов, А. В. Шахматов, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-246-252
5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
Особенности восприятия времени как показателя психологического состояния сотрудников органов внутренних дел в период профессиональной подготовки
Зуева Евгения Геннадьевна \
кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии. ORCID: 0000-0001-6919-0306. E-mail: [email protected] Баринова Марина Геннадьевна\ кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
ORCID: 0000-0001-7146-7984. E-mail: [email protected] Ситников Валерий Леонидович \ Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии.
ORCID: 0000-0001-6847-7591. E-mail: [email protected] Шаранов Юрий Александрович \ Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии. ORCID: 0000-0002-9758-8220. E-mail: [email protected]
Шахматов Александр Владимирович \ доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности.
ORCID: 0000-0002-1391-7307. E-mail: [email protected]
1 Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, 1, Россия Реферат
Введение. Рассматриваются психологические аспекты восприятия времени как показателя психологического состояния сотрудников ОВД в период профессиональной подготовки. Авторами обосновывается актуальность оценки психологического состояния в период самоизоляции. Материалы и методы. Семантический дифференциал времени (СДВ), методика определения воспроизведения временных интервалов — «Индивидуальная минута», шкала субъективного благополучия, шкала проблемного использования интернета. Применялся специализированный пакет прикладных программ «Excel 2013» и «IBM SPSS Statistics 22.0», «Statistica для Windows 13». Результаты и обсуждение. Выявлены достоверные различия по показателям субъективного восприятия временных параметров сотрудниками ОВД, проходящими обучение, субъективного благополучия, проблемного использования интернета. В течение вынужденной самоизоляции показатель по методике «Индивидуальная минута» увеличивается, но наблюдается большой разброс значений, при выходе из режима дистанционного обучения длительность минуты уменьшается при менее значительных отклонениях от среднего. Выводы. В процессе дистанционного обучения у сотрудников ОВД обнаруживаются признаки, присущие нарушениям психоэмоциональной сферы: расстройства сна, субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства, реагирование на незначительные трудности и т. п. Однако при этом отмечается удовлетворенность повседневной деятельностью.
Ключевые слова: восприятие времени; психологическое состояние; стресс; субъективное благополучие; сотрудники;
обучающиеся; дистанционное обучение; самоизоляция.
Для цитирования: Зуева Е. Г., Баринова М. Г., Ситников В. Л., Шаранов Ю. А, Шахматов А. В. Особенности восприятия времени как показателя психологического состояния сотрудников органов внутренних дел в период профессиональной подготовки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 246— 252. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-246-252
Основные положения:
1. Психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел, находящихся на дистанционном режиме, влияет на восприятие времени.
2. При офлайн-обучении в отличие от онлайн-обучения отмечается большая динамичность психологического времени сотрудников органов внутренних дел.
3. В период дистанционного обучения время воспринимается медленнее, чем при обычном режиме обучения.
4. Данные исследования указывают на определенные психофизиологические изменения, возникающие в связи с переходом на дистанционный режим обучения.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблема времени занимает центральное место почти во всех аспектах повседневной жизни. Однако особую актуальность она приобрела в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии COVID-19 1 и решением о проведении изоляционных мероприятий. С 31 марта 2020 г. режим самоизоляции действовал в 51 регионе России, в том числе и в Санкт-Петербурге.
Гипотезой исследования являлось предположение, что психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел, находящихся на дистанционном обучении и самоизоляции, влияет на их оценку времени и зависит от месторасположения в период профессионального обучения.
Целью являлось выяснение особенностей восприятия времени и психологического состояния в период вынужденной самоизоляции.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Психологические аспекты восприятия времени и оценки временных перспектив в современной психологии рассматриваются рядом исследователей в контексте оценки психологического состояния Л. А. Мерденова [1], С. Л. Мельникова [2] и др. Изучается влияние стресса на субъективную оценку времени [3; 4]. Исследователи Н. Е. Водопьянова [5], Е. Н. Арбузова, А. И. Семакова [6] обратили внимание на особенности психологического состояния, копинг-стратегий и субъективного благополучия в связи с изменением образа жизни, необходимостью изоляции на период пандемии COVID-19, в том числе обучающихся в системе МВД России.
При снятии отдельных ограничений и выходе из дистанционного режима в образовательных организациях МВД России принимаются меры, необходимые для недопущения распространения новой волны коронавирусной инфекции (изменение режима обучения (обучение в две смены), перевод отдельных
взводов, групп на дистанционный режим при наличии подозрений на данное заболевание или контактов с заболевшими).
Теоретико-методологический анализ классических, современных психологических концепций и эмпирических исследований позволяет рассматривать восприятие времени как высшую психическую функцию. Она обладает системным строением и включает в себя ориентировку в текущем и прошедшем времени; оценку, отмеривание, воспроизведение и сравнение длительности временных промежутков; понимание последовательности и одновременности событий; а также временную перспективу, подразумевающую, в частности, переживание времени как возможность эмоционального оценивания того или иного жизненного периода субъекта. Эта психическая функция тесно взаимодействует со многими психическими процессами: памятью, речью, произвольной регуляцией [7].
Адекватность оценки времени является необходимой предпосылкой успешной адаптации организма к разнообразным условиям внешней среды [1]. Известно, что у хорошо адаптированных людей показатели субъективной минуты приближены к метрической.
Зарубежные исследователи также подчеркивают диагностическую ценность восприятия времени при оценке психологического состояния и отмечают, что стрессовые события оказывают воздействие на оценку временных интервалов [8]. Воспринимаемое время очень чувствительно к влиянию контекста [9]. Исследования показывают, что люди склонны испытывать воспринимаемое искажение времени в ответ на негативные или отталкивающие стимулы в различных сенсорных модальностях [10]. Угрожающие, негативные или пугающие стимулы, как правило, вызывают ощущение, что время замедляется или расширяется [11; 12], и этот эффект обычно называют замедлением времени [13].
Таким образом, проведенные ранее научные исследования свидетельствуют о том, что восприятие времени влияет на психологическое состояние и субъективное благополучие личности, которое является социально-психологической характеристикой и отражает эмоционально-оценочное отношение личности к самой себе, социальной ситуации, окружению и в этом качестве определяет интенсивность и направленность поведения.
Материалы и методы
Организованное на базе Санкт-Петербургского университета МВД России исследование было направлено на изучение восприятия времени как показателя актуального психологического состояния
1 Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021), утв. Минздравом России. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
сотрудников органов внутренних дел, проходящих профессиональное обучение в режиме дистанционного обучения, а также основных трудностей, переживаемых в связи с этим. В лонгитюдном исследовании принял участие 101 сотрудник органов внутренних дел, из них 80 женщин (79%) и 21 мужчина (21%). Первоначально испытуемые находились на дистанционном обучении (самоизоляции), повторное исследование было проведено через четыре месяца, в период очного обучения.
В комплекс методик, с помощью которых изучались психосемантические аспекты восприятия времени сотрудниками органов внутренних дел, проходящими профессиональное обучение, были включены: методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) [14]; методика определения воспроизведения временных интервалов «Индивидуальная минута» [1], Шкала субъективного благополучия [15], Шкала проблемного использования интернета [16].
Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных статистических процедур. Использовались специализированные пакеты прикладных программ «Excel 2013» и «IBM SPSS Statistics 22.0», «Statistica для Windows 13», обеспечивающие вычисление одномерных статистик и сравнительный анализ. В процессе эмпирического исследования была проведена проверка на нормальное распределение данной выборки по критерию Колмогорова-Смирнова (р>0,05).
Результаты и обсуждение
Исследование проводилось в 2020 г. Сравнивались показатели актуального состояния и восприятия времени у сотрудников органов внутренних дел при дистанционном обучении (онлайн) и после выхода в обычный режим обучения, связанный с посещением аудиторных занятий. В период пандемии большая часть сотрудников органов внутренних дел (73,4%) при проведении занятий находились в режиме изоляции дома, а остальные обучались на площадках университета (25,7%).
По результатам проведенного исследования были выявлены значимые различия, представленные в таблице 1.
При сравнении психологического состояния и особенностей восприятия времени в период дистанционного обучения у сотрудников, находящихся дома и на площадках университета, были выявлены значимые различия, свидетельствующие о более высоком уровне субъективного благополучия у обучающихся дистанционно. У них меньше эмоциональных проблем, они более уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с социальным окружением и более адекватно управляют своим поведением. Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел, обучающиеся на площадках университета, субъективно
Таблица 1. Сравнительный анализ особенностей восприятия времени и психологического состояния обучающихся в режиме изоляции дома и на площадках университета (Table 1. Comparative analysis of peculiarities of the trainees' time perception and psychological state isolated at home and in university)
№ п/п Методики Показатели Дом Площадки университета
X±o X±o
1 Шкала субъективного благополучия Напряженность и чувствительность** 9,19±0,33 11,04±0,66
2 Значимость социального окружения* 5,33±0,24 6,52±0,50
3 Самооценка здоровья** 3,94±0,25 5,48±0,52
4 Степень удовлетворенности повседневной деятельностью* 7,64±0,36 9,52±0,74
5 Шкала субъективного благополучия** 2,46±0,18 3,44±0,35
6 Семантический дифференциал времени Эмоциональность настоящего времени* 9,68±0,53 6,92±1,19
7 Величина настоящего времени* 6,64±0,52 4,04±1,08
8 Структура настоящего времени* 6,68±0,60 3,60±1,10
9 Настоящее среднее* 5,62±0,36 4,02±0,69
10 Шкала проблемного использования интернета Предпочтение онлайн-общения* 4,86±0,18 5,52±0,22
11 Когнитивная поглощенность* 5,48±0,15 4,68±0,31
12 Компульсивное использование* 6,01±0,09 5,64±0,17
Примечания: * — р<0,05; ** — р<0,01. тяжелее воспринимают необходимость выполнения своих обязанностей и взаимодействия с другими, их больше волнует вопрос физической формы, они чаще испытывают скуку в повседневной деятельности.
Результаты эмпирического исследования, полученные с помощью методики «Семантический дифференциал времени», показали, что сотрудники органов внутренних дел, находящиеся на самоизоляции и обучающиеся в домашних условиях, больше удовлетворены актуальной ситуацией, у них преобладают положительные эмоции и чувства, они ощущают внутреннюю свободу, высокий мотивационный потенциал и возможности самореализации, у них наиболее выражено ощущение подконтрольности актуальных событий. Это можно объяснить тем, что обучающиеся в дистанционном режиме могут в целом самостоятельно планировать свое время, в отличие от тех, кто в процессе профессионального обучения находится на площадках университета и соблюдает утвержденный распорядок дня. При этом различий в восприятии прошедших событий и прогнозировании буду-
щих между сотрудниками, обучающимися в разных условиях, выявлено не было.
Результаты эмпирического исследования, полученные с помощью методики «Шкала проблемного использования интернета», позволили выявить значимые различия по шкалам, свидетельствующие о том, что сотрудники органов внутренних дел, обучающиеся на площадках университета, более подвержены социальной тревожности и предпочитают онлайн-общение. В то же время сотрудники, обучающиеся в дистанционном режиме, чаще обращаются к интернет-ресурсам, им сложнее сознательно планировать свою активность в интернете и сконцентрироваться на предмете изучения. Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о недостаточной саморегуляции сотрудников органов внутренних дел, проходящих обучение в дистанционном режиме. Таблица 2. Сравнительный анализ особенностей восприятия времени и психологического состояния обучающихся во время режима самоизоляции и после выхода из него (Table 2. Comparative analysis of peculiarities of the trainees' time perception and psychological state during self-isolation and afterwards)
Примечания: * — р<0,05; ** — р<0,01.
Сравнительному анализу с применением ^кри-терия Стьюдента для зависимых выборок были подвергнуты данные проведенного исследования во время дистанционного режима и после выхода из него. Результаты представлены в таблице 2.
При дистанционном обучении сотрудников органов внутренних дел выявлены показатели, указывающие на признаки, свидетельствующие о нарушениях
в психоэмоциональной сфере (например, рассройства сна, субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства, реагирование на незначительные трудности). Вместе с тем обучающиеся больше удовлетворены повседневной деятельностью.
При обучении в режиме посещения аудиторных занятий сотрудники демонстрируют более высокий уровень физического и душевного самочувствия и активности. Полученные данные можно связать с длительным нахождением обучающихся в дистанционном режиме и недавним выходом из него.
По показателям субъективного восприятия временных параметров при выходе из дистанционного режима обучения сотрудники органов внутренних дел ощущают большую энергетическую наполненность психической жизни, насыщенность положительными переживаниями, потребность в новизне, внутреннюю свободу, прогнозируемость и подконтрольность актуальных событий и событий прошлого. В период дистанционного режима обучения можно отметить удовлетворенность актуальной жизненной ситуацией, преобладание положительных эмоций, восприятие прошлого как насыщенного положительными переживаниями. В целом прошлое воспринимается лучше при обучении в офлайн-режиме. Исследование восприятия и прогнозируе-мости событий будущего времени не показало значимых различий, что позволяет судить о некоторой неопределенности и отстраненности к событиям будущего.
Результаты эмпирического исследования, полученные с помощью методики «Индивидуальная минута», свидетельствуют о значимых различиях при сравнении результатов исследования при дистанционном режиме и после выхода из него (р<0,05). Испытуемым предлагалось, используя секундомер, засечь время (1 мин) и остановить секундомер, когда, как покажется, пройдет 1 минута, не считая про себя секунды. Так, в течение дистанционного обучения длительность индивидуальной минуты в среднем была равна 57,07±19,55 сек, а после выхода из него — 52,9±9,4 сек. Так, в первый период длительность переживания минуты у сотрудников органов внутренних дел была больше, но наблюдались серьезные отклонения от среднего значения, а во второй период этот показатель сократился и отклонения стали намного меньше. В целом усредненный показатель результатов, полученных с помощью методики «Индивидуальная минута», приближен к нормативным значениям 60±5 сек. При дистанционном обучении время воспринимается сотрудниками органов внутренних дел медленнее, чем при обычном обучении, что свидетельствует о психофизиологических изменениях, возникающих в связи с переходом на дистанционный режим обучения.
№ Методики Показатели Онлайн Офлайн
п/п X±o X±o
Признаки,
1 2 « сопровождающие основную 7,69±0,47 6,84±0,39
Лкала ективнс ОПОЛуЧ! психоэмоциональную симптоматику*
2 Самооценка здоровья* 4,43±0,296 5,19±0,32
Степень
3 с удовлетворенности повседневной деятельностью** 8,14±0,42 9,36±0,45
4 Активность настоящего времени** 2,64±0,66 4,41±0,53
5 Эмоциональность настоящего времени** 8,28±0,69 5,02±0,45
6 « S гё Величина настоящего времени* 6,12±0,57 7,55±0,66
7 Е S S тее SIT ^ s О H Структура настоящего времени* 5,53±0,71 7,31±0,74
8 Величина прошедшего времени** 8,81±0,70 7,90±0,70
9 Структура прошедшего времени** 3,00±0,49 6,22±0,84
10 Прошлое, средние значения** 3,97±0,34 5,68±0,44
11 Индивидуальная минута* 57,07±2,57 52,92±1,23
12 Предпочтение онлайн-общения** 4,88±0,20 5,40±0,19
Результаты эмпирического исследования, полученные с помощью методики «Шкала проблемного использования интернета», свидетельствуют о более частом использовании сотрудниками органов внутренних дел в период дистанционного обучения интернета как для общения и сравнения себя с другими, так и для регуляции своего настроения при выходе из режима дистанционного обучения.
Таким образом, психологическое состояние обучающихся изменяется при онлайн- и офлайн-обучении и зависит от их месторасположения в период дистанционного обучения.
Выводы
1. Психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел, находящихся на дистанционном режиме, влияет на восприятие времени. Психологические аспекты восприятия времени и оценки временных перспектив в психологии могут рассматриваться как интегральный показатель психологического состояния.
2. При сравнении психологического состояния и особенностей восприятия времени сотрудниками органов внутренних дел, находящимися в период дистанционного режима дома, и тех, кто проходил обучение на площадках университета, были выявлены различия, показывающие преимущества изоляции на дому по сравнению с теми, кто вынужден находиться в изоляции на площадках университета.
3. При офлайн-обучении можно отметить большую динамичность психологического времени сотрудников органов внутренних дел, характеризующуюся высоким темпом протекания мыслительных процессов, потребностью в новизне, значительной смысловой наполненностью времени, а также упорядоченностью событий настоящего. В восприятии прошлого сотрудники органов внутренних дел положительно оценивают события прошедшего времени, которые воспринимаются насыщенными, упорядоченными и подконтрольными.
4. Исследование восприятия и прогнозируемо-сти событий будущего времени не показало значимых различий, что может свидетельствовать о некоторой неопределенности.
5. Исследованием восприятия времени по методике «Индивидуальная минута» выявлены зна-
чимые различия при сравнении результатов, полученных при дистанционном режиме и после выхода из него. Так, в первом случае у сотрудников органов внутренних дел длительность минуты была больше, но наблюдались серьезные отклонения от среднего значения, во втором этот показатель сократился, а отклонения стали намного меньше. В целом усредненный показатель «Индивидуальной минуты» приближен к нормативным значениям 60±5 сек. Так, при дистанционном обучении время воспринимается медленнее, чем при обычном обучении. Данные исследования указывают на определенные психофизиологические изменения, возникающие в связи с переходом на дистанционный режим обучения.
Рекомендации. Методический инструментарий, предложенный в исследовании (в частности, методика «Семантический дифференциал времени»; методика определения воспроизведения временных интервалов «Индивидуальная минута»; Шкала субъективного благополучия; Шкала проблемного использования интернета), рекомендуется для оценки психоэмоционального состояния в период профессионального обучения и прохождения службы в территориальных подразделениях органов внутренних дел. Полученные эмпирические данные могут быть внедрены в психологическую работу с личным составом органов внутренних дел.
Перспективы. Полученные результаты позволяют определить перспективы проведения дальнейших исследований указанной проблемы. Во-первых, при оценке психологического состояния сотрудников органов внутренних дел в период профессиональной подготовки необходимо учитывать особенности восприятия времени. Во-вторых, расширение выборки исследования позволит провести более глубокий анализ психологического состояния сотрудников органов внутренних дел в период профессиональной подготовки. В-третьих, основываясь на результатах исследования измерения восприятия времени и оценке временных перспектив личности, возможно прогнозировать психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел.
Список литературы
1. Мерденова Л. А., Такоева Е. А., Тагаева И. Р., Нартикоева М. И. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени // Вестник новых медицинских технологий. 2018. № 4. С. 96-100.
2. Мельникова С. Л., Мельников В. В. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма // Вестник новых медицинских технологий. 2002. № 2. С. 20-23.
3. Вороненко И. Н. Особенности воспроизведения временных отрезков и интервалов у студентов с различным типом вегетативной регуляции и уровнем тревожности : автореф. дис. ... канд. пед. паук. Ставрополь, 2005. 14 с.
4. Чилигина Ю. А. Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 4(122). С. 257-262.
5. Водопьянова Н. Е., Гофман О. О., Густелева А. Н., Сережин Д. В. Анализ трудностей дистанционного обучения студентов и поиск совладания с ними // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации : мат-лы междунар. науч.-практ. онлайн-конф. М., 2020. С. 419-434.
6. Арбузова Е. Н., Семакова А. И. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3(87). С. 218-226.
7. Балашова Е. Ю. Восприятие времени и некоторые методические возможности его изучения в клинико-психологических исследованиях // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 2. C. 97-108.
8. Van Hedger K., Necka E. A., Barakzai A. K., Norman G. J. The influence of social stress on time perception and psychophysiological reactivity. Psychophysiology. 2017. Vol. 54(5). Рр. 706-712.
9. Angrilli A., Cherubim P., Pavese A., Manfredini S. The influence of affective factors on time perception. Perception & Psychophysics. 1997. № 59(6). Рр. 972-982.
10. Van Wassenhove V., Buonomano D. V., Shimojo S., Shams L. Distortions of subjective time perception within and across senses. PLOS ONE. 2008. № 3(1). P. 1437.
11. Bar-Haim Y., Kerem A., Lamy D., Zakay D. When time slows down: The influence of threat on time perception in anxiety. Cognition & Emotion. 2010. № 24(2). Рр. 255-263.
12. Droit-Volet S., Meck W. H. How emotions colour our perception of time. Trends in Cognitive Sciences. 2007. № 11(12). Pp. 504-513.
13. Craig A. D. Emotional moments across time: A possible neural basis for time perception in the anterior insula. Philosophical Transactions of the Royal Society B-Biological Sciences. 2009. № 364(1525). Pр. 1933-1942.
14. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии : пособие для врачей и медицинских психологов. СПб., 2009. 40 с.
15. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия : руководство. 2-е изд. Ярославль, 1996. 42 с.
16. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. С. 56-79.
Поступила 26.04.2021; одобрена после рецензирования 11.05.2021; принята к публикации 30.05.2020. Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Scientific and Practical Article
UDC 159 © Е. G. Zueva, М. G. Barinova, V. L. Sitnikov, Yu. A. Sharanov, A. V. Shakhmatov, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-246-252 5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security
Peculiarities of Time Perception as Indicators of Law Enforcement Officers' Psychological State during Professional Training
Evgeniya G. Zueva \
Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor of the chair of Legal Psychology. ORCID: 0000-0001-6919-0306. E-mail: [email protected] Marina G. Barinova \
Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor of the chair of Legal Psychology. ORCID: 0000-0001-7146-7984. E-mail: [email protected] Valery L. Sitnikov \
Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Doctor of Sciences (in Psychology), professor at the chair of Legal Psychology. ORCID: 0000-0001-6847-7591. E-mail: [email protected]
Yuri A. Sharanov \
Doctor of Sciences (in Psychology), professor, professor at the chair of Legal Psychology. ORCID: 0000-0002-9758-8220 E-mail: [email protected]
Alexandr V. Shakhmatov \ Doctor of Sciences (in Law), professor, professor at the chair of Crime Detection. ORCID: 0000-0002-1391-7307. E-mail: [email protected] 1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1 Pilyutova st., St. Petersburg, 198206, Russia Abstract
Introduction. The psychological aspects of time perception as an indicator of the psychological state of police officers during the period of professional training are considered. The authors substantiate the relevance of assessing the psychological state during the period of self-isolation. The aim of the study is to determine the characteristics of the perception of time and psychological state during the period of forced self-isolation. Materials and Methods. The following methods were used: semantic time differential (SDT), method for determining the reproduction of time intervals — Individual minute, scale of subjective well-being, scale of problematic use of the Internet. There was employed a specialized software package "Excel 2013", "IBM SPSS Statistics 22.0", "Statistics for Windows 13". The comparative analysis used the data of 101 law enforcement officers during the period of distance learning and afterwards on the basis of the St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results and Discussion. Significant differences
were revealed in terms of subjective perception of time parameters by law enforcement officers during their training, subjective well-being, problematic use of the Internet. During forced self-isolation, the indicator according to the "Individual minute" method increases, but there is a large scatter from the average value; after the distance learning mode, the duration of the minute decreases with less significant deviations from the average. The results of the empirical research obtained through the methods of the «Scale of Problematic Internet Use» indicate more frequent use of the Internet by law enforcement officers in the process of distance learning, both to communicate and compare themselves with others and to regulate their mood when leaving the distance learning mode. Conclusions. During the period of distance learning, in the process of professional training, law enforcement officers show the signs inherent to disorders of the psychoemotional sphere: sleep disturbances, a subjectively experienced feeling of pointless anxiety, response to minor difficulties, etc., while during distance learning, satisfaction with daily activities is noted.
Keywords: time perception; psychological state; stress subjective well-being; officers; trainees; distance learning; self-isolation.
Citation: Zueva Е. G., Barinova IVl. G., Sitnikov V. L., Sharanov Yu. A., Shakhmatov A. V. Peculiarities of Time Perception as Indicators of Law Enforcement Officers' Psychological State during Professional Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 3(86). Pp. 246-252. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-246-252
References
1. Merdenova L. A, Takoeva E. A, Tagaeva I. R., Nartikoeva M. I. Characteristics of the General State of the Body in terms of Individual Perception of Time. Journal of New Medical Technologies. 2018. No. 4. Pp. 96-100. (In Russ.)
2. Melnikova S. L. Indicators of Individual Perception of Time as a Characteristic of the General State of the Organism. Bulletin of New Medical Technologies. 2002. No. 2. Pp. 20-23. (In Russ.)
3. Voronenko I. N. Features of the Reproduction of Time Intervals and Intervals in Students with Different Types of Autonomic Regulation and the Level of Anxiety. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Stavropol, 2005. 14 p. (In Russ.)
4. Chiligina Yu. A. The Influence of Examination Stress on the Subjective Assessment of time among First-Year Students. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2015. No. 4(122). Pp. 257-262. (In Russ.)
5. Vodopyanova N. E., Goffman O. O., Gusteleva A. N., Serezhin D. V. Analysis of the Difficulties of Distance Learning for Students and the Search for Coping with Them. Personal and Regulatory Resources for Achieving Educational and Professional Goals in the Era of Digitalization. Materials of the international scientific and practical online conference. Moscow, 2020. Pp. 419-434. (In Russ.)
6. Arbuzova E. N., Semakova A. I. Assessment of the Psychological State and Resources of Coping Behavior of Students of the Educational Organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Conditions of Self-Isolation. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3(87). Pp. 218-226. (In Russ.)
7. Balashova E. Yu. Perception of Time and some Methodological Possibilities of its Study in Clinical and Psychological Research. Clinical and Special Psychology. 2017. Vol. 6, No. 2. Pp. 97-108. (In Russ.)
8. Van Hedger K., Necka E.A., Barakzai A.K., Norman G.J. The influence of social stress on time perception and psychophysiological reactivity. Psychophysiology. 2017. Vol. 54(5). Pp. 706-712.
9. Angrilli A, Cherubini P, Pavese A, Manfredini S. The influence of affective factors on time perception. Perception & Psychophysics. 1997. № 59(6). Pp. 972-982.
10. Van Wassenhove V., Buonomano D. V., Shimojo S., Shams L. Distortions of subjective time perception within and across senses. PLOS ONE. 2008. № 3(1). P. 1437.
11. Bar-Haim Y., Kerem A., Lamy D., Zakay D. When time slows down: The influence of threat on time perception in anxiety. Cognition & Emotion. 2010. № 24(2). Pp. 255-263.
12. Droit-Volet S., Meck W. H. How emotions colour our perception of time. Trends in Cognitive Sciences. 2007. № 11(12). Pp. 504-513.
13. Craig A. D. Emotional moments across time: A possible neural basis for time perception in the anterior insula. Philosophical Transactions of the Royal Society B-Biological Sciences. 2009. № 364(1525). Pp.1933-1942.
14. Wasserman L. I., Trifonova E. A., Chervinskaya K. R. Semantic Time Differential: an Expert Psychodiagnostic System in Medical Psychology. A guide for doctors and medical psychologists. St. Petersburg, 2009. 40 p. (In Russ.)
15. Sokolova M. V. The Subjective Well-Being Scale. Guidance. 2nd ed. Yaroslavl, 1996. 42 p. (In Russ.)
16. Gerasimova A. A., Kholmogorova A. B. General scale of Problematic Use of the Internet: Testing and Validation in the Russian Sample of the 3rd Version of the Questionnaire. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2018. Vol. 26. No. 3. Pp. 56-79. (In Russ.)
Submitted: 26.04.2021; approved after reviewing: 11.05.2021; accepted for publication: 30.05.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.