Научная статья на тему 'Показатели культуры здоровья школьников в странах Северной Европы и России: сравнительный анализ статистических данных'

Показатели культуры здоровья школьников в странах Северной Европы и России: сравнительный анализ статистических данных Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
456
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ / ИНДИКАТОРЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / HEALTH CULTURE / WELFARE OF CHILDREN / HEALTH CULTURE INDICATORS / SELF-EVALUATION / VALUE ATTITUDE TO HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаркуша Наталья Сергеевна

В статье приводятся результаты компаративного анализа статистических данных показателей культуры здоровья североевропейских и российских школьников. Автор делает обоснованные выводы о странах, лидирующих в создании оптимальных условий воспитания культуры здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF SCHOOLCHILDREN HEALTH CULTURE IN NORTH EUROPEAN COUNTRIES AND RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATISTICAL DATA

In article the results of a comparative analysis of the statistical data of North European and Russian schoolchildren health culture indicators are given. The author makes reasonable conclusions about countries that possess leading positions in creation of optimal conditions of health culture training of children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Показатели культуры здоровья школьников в странах Северной Европы и России: сравнительный анализ статистических данных»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Н. С. ГАРКУША

В статье приводятся результаты компаративного анализа статистических данных показателей культуры здоровья североевропейских и российских школьников. Автор делает обоснованные выводы о странах, лидирующих в создании оптимальных условий воспитания культуры здоровья детей и подростков.

Ключевые слова: культура здоровья, благополучие детей, индикаторы культуры здоровья, самооценка, ценностное отношение к здоровью.

Сложившаяся тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи вызывает особую тревогу у политиков и ученых всего мира. В докладе Организации Объединенных Наций «Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех» (2011 г.) приводится рейтинг стран на основе оценки показателей качества жизни и здоровья населения. Российская Федерация относится к странам с высоким уровнем развития, при этом занимает 66 позицию в рейтинге из 187 стран. Особую заботу вызывает здоровье подрастающего поколения.

В этой связи определенный интерес представляет опыт европейских стран в решении актуальных задач, связанных с формированием культуры цен-

Рейтинг стран, основанный на ш

ностного отношения личности к собственному здоровью, в целом, и такой важной его части как воспитание культуры здоровья детей школьного возраста. Первичный анализ документации показал, что практически отсутствуют статистические данные, отражающие уровень культуры здоровья школьников разных стран, данный факт свидетельствует о неизученности этого феномена в мире.

В докладе исследовательского центра ЮНИСЕФ «Инноченти» 2007 г. содержится всесторонний анализ жизни и благополучия детей и подростков в 21 стране-члене ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) (табл. 1) [1].

Таблица 1

параметрах благополучия детей

Измерения степени благополучия детей Средний рейтинг Материальное благополучие Здоровье и безопасность Образовательн ые возможности Взаимоотношения в семье и со сверстниками Поведенческие факторы риска Субъективное благополучие

Нидерланды 4,2 10 2 6 3 3 1

Швеция 5,0 1 1 5 15 1 7

Дания 7,2 4 4 8 9 6 12

Финляндия 7,5 3 3 4 17 7 11

Испания 8,0 12 6 15 8 5 2

Швейцария 8,3 5 9 14 4 12 6

Норвегия 8,7 2 8 11 10 13 8

Италия 10,0 14 5 20 1 10 10

Ирландия 10,2 19 19 7 7 4 5

Бельгия 10,7 7 16 1 5 19 16

Г ермания 11,2 13 11 10 13 11 9

Измерения степени благополучия детей Средний рейтинг Материальное благополучие Здоровье и безопасность е * Р 5 £ £ 3 « * о § а й о VI? ® О Взаимоотношения в семье и со сверстниками в § ер £ ^ 5 & ^ о е Субъективное благополучие

Канада 11,8 6 13 2 18 17 15

Греция 11,8 15 18 16 11 8 3

Польша 12,3 21 15 3 14 2 19

Чешская Республика 12,5 11 10 9 19 9 17

Франция 13,0 9 7 18 12 14 18

Португалия 13,7 16 14 21 2 15 14

Австрия 13,8 8 20 19 16 16 4

Венгрия 14,5 20 17 13 6 18 13

США 18,0 17 21 12 20 20 -

Великобритания 18,2 18 12 17 21 21 20

Из приведенных данных логично вытекают следующие выводы:

- Нидерланды лидируют в группе стран, занимающих первые десять мест в таблице, по всем шести измерениям уровня благополучия детей;

- европейские страны занимают лидирующие позиции по уровню благополучия детей (первые 4 места занимают страны Северной Европы);

- нет идеально благополучных стран по всем параметрам, имеются определенные сложности даже у лидирующих государств;

- девять стран (все они находятся в Северной Европе) сумели добиться снижения уровня детской бедности менее 10 %;

- просматривается большая уязвимость детей, вырастающих в бедности, т. е. отсутствуют или являются недостаточными жизненные обстоятельства

ребенка, которые способствуют «развитию личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (Конвенция ООН о правах ребенка);

- данные по двум параметрам «Здоровье и безопасность» и «Поведенческие факторы риска» подтверждают зависимость здоровья и ценностного отношения к нему от общего благополучия.

На основании сделанных выводов, считаем необходимым проведение более подробного сравнения данных между странами Северной Европы и России по индикаторам, раскрывающим параметры «Здоровье и безопасность», «Поведенческие факторы риска» (табл. 2), позволяющим определить уровень культуры здоровья детей школьного возраста.

Таблица 2

Индикаторы параметров «Здоровье и безопасность», «Поведенческие факторы риска» (выборка по странам, 2007 г.)

№ п/п Индикаторы ^ ^Страны Нидерланды Дания Финляндия Норвегия Швеция РФ

1. Доля детей, сообщивших о низком уровне достатка в семье 9,0 13,5 17,8 5,8 9,2 58,3

2. Уровень младенческой смертности (на 1000 живорожденных) 4,8 4,4 3,1 3,4 3,1 16,0

3. Доля подростков (11, 13, 15 лет), сообщивших о том, что они каждый день едят фрукты 28,1 31,9 21,5 29,1 26,7 27,0

4. Доля подростков (11, 13, 15 лет), сообщивших, что каждый день перед уходом в школу они завтракают дома 78,0 72,8 67,5 69,3 73,4 68,8

5. Среднее число дней, когда, как сообщают подростки в возрасте 11, 13, 15 лет, они занимались физическими упражнениями в течение часа или более в течение предыдущей недели 4,1 3,8 3,8 3,5 3,9 3,7

№ п/п Индикаторы Страны Нидерланды Дания Финляндия Норвегия Швеция РФ

6. Доля подростков в возрасте 13,15 лет, имеющих избыточный вес в соответствии с Индексом массы тела 7,6 10,3 13,3 11,8 10,4 5,2

7. Доля подростков в возрасте 11, 13,15 лет, оценивших состояние своего здоровья как «удовлетворительное» или «плохое» 17,2 14,8 11,0 18,5 13,2 31,9

8. Доля подростков в возрасте 11, 13, 15 лет, оценивших себя выше среднего уровня по шкале удовлетворенности собственной жизнью 94,2 87,7 91,6 82,9 86,0 76,2

9. Доля школьников в возрасте 11, 13, 15 лет, которые курят, по крайней мере, один раз в неделю 10,7 8,2 14,0 10,1 7,0 12,5

10. Доля школьников в возрасте 11, 13, 15 лет, сообщивших о том, что они были в состоянии алкогольного опьянения два раза или более 12,9 20,1 24,7 15,6 16,1 19,4

11. Уровень рождаемости среди подростков: число рождений на 1000 девушек в возрасте 15-19 лет 5,0 8,0 10,0 10,0 9,0 46,0

12. Доля подростков в процентах в возрасте 1519 лет, которые учатся в течение полного или неполного рабочего дня в государственных или частных учебных заведениях 84,9 84,7 86,0 85,3 86,8 29,3

Анализ статистических данных привел к следующим выводам:

1. Количество детей, сообщивших о низком уровне достатка в семье в России, в среднем в 5,2 раз превышает по североевропейским странам. Наиболее удовлетворены уровнем достатка в семье дети из Норвегии. Результаты обследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC), которое было проведено в 2009/2010 гг. в странах Европейского региона, свидетельствуют, что поведенческие факторы риска для здоровья получают большую распространенность с возрастом и по мере снижения достатка семьи. Таким образом, процесс воспитания культуры здоровья подрастающего поколения с низким уровнем достатка в семье затрудняется, а такие дети требуют особого внимания и поддержки.

2. Уровень младенческой смертности в России в среднем в 4 раза выше, чем в сравниваемых странах. Наилучшие данные по этому показателю у Финляндии и Швеции. Младенческая смертность является наиболее точной характеристикой общего состояния здоровья населения, уровня здравоохранения и социально-экономического развития страны. Следовательно, российские социально-экономические детерминанты воспитания культуры здоровья школьников оставляют желать лучшего.

3. Данные по показателю ежедневного потребления фруктов подростками России и стран

Северной Европы примерно одинаковы. Однако в североевропейские страны большую часть фруктов импортируют, при этом природно-географические условия Российской Федерации позволяют выращивать собственные фрукты, что делает их более доступными для потребления детьми. В этой связи доля подростков, ежедневно употребляющих фрукты, должна быть выше североевропейских показателей.

4. Наиболее высокие показатели завтракающих дома перед уходом в школу подростков - в Нидерландах. Нельзя сказать, что в других сравниваемых странах количество завтракающих детей значительно ниже, однако, результаты опроса несовершенны и требуют организации работы, направленной на формирование культуры питания подрастающего поколения. Исходя из того, что культура питания - это составляющая здорового образа жизни, следует вывод: чем выше уровень сформированности культуры питания, тем выше уровень культуры здоровья человека.

5. Показатели физической активности примерно одинаковы для подростков рассматриваемых стран, в том числе и для российских школьников. При занятиях физической культурой, особенно в растущем организме, происходит совершенствование работы органов и систем человека, что способствует укреплению здоровья. Увеличение фактического времени занятия физическими упражнениями непосредственно влияет на сле-

дующий показатель - уменьшение детей с избыточной массой тела.

6. Учеными доказана прямая зависимость между степенью избыточности веса и продолжительностью жизни, возможностью возникновения различных заболеваний и низким уровнем культуры здоровья. В таблице 2 приведены данные 2003-2007 гг., которые констатируют, что в России проживает наименьшее количество детей школьного возраста с избыточной массой тела, но на сегодняшний день, по мнению ученых [2], существуют негативные тенденции в изменении этих показателей, в том числе и среди подрастающего поколения россиян.

7. Самооценка здоровья является интегральным показателем, отражающим отношение человека к своему физическому и психическому состоянию, а также осознание жизненной перспективы. По данным, приведенным в таблице 2, подрастающее поколение финнов наиболее оптимистично оценивают своё здоровье, у российских школьников этот показатель практически в 3 раза ниже. Ученые Института социальной и превентивной медицины при Университете Цюриха (Швейцария) установили довольно высокую степень (70-80 % случаев) соответствия самооценки объективной характеристике здоровья. С учетом мотивационной значимости самооценки относительно факторов, ухудшающих здоровье, считаем необходимым рассматривать самооценку как один из основных показателей культуры здоровья школьников.

8. В рейтинге стран, подрастающее поколение которых оценило себя выше среднего уровня по шкале удовлетворенности собственной жизнью, Россия находится на последнем месте. В контексте нашего исследования этот показатель указывает на отсутствие у значительного количества российских школьников жизненной стратегии, т. е. прослеживается взаимосвязь между успешностью в преодолении трудностей, ценностями личности, ее отношением к миру, к собственному потенциалу здоровья.

9. Наилучшие показатели в отношении курящих табак подростков выявлены в Швеции. Российские школьники имеют один из худших результатов в исследовании данного индикатора. Прослеживается связь между употреблением табака и другими поведенческими факторами риска и негативными последствиями для здоровья в подростковом возрасте.

10. Значения показателя об употреблении подростками алкоголя свидетельствуют о том, что у подрастающего поколения всех стран между

11 и 15 годами жизни распространенность употребления алкоголя достаточно высока. В этом отношении Норвегия имеет самые низкие значения в сравнении с другими североевропейскими странами и Россией. Безусловно, чем выше уровень алкоголизации молодого поколения, тем ниже уровень их культуры здоровья.

11. Показатель рождаемости среди российских девочек-подростков в среднем в 5 раз превышает аналогичные данные по странам Северной Европы. Основными причинами подростковой беременности являются: высокий уровень сексуальной активности; сексуальное или физическое насилие; бедность; приемлемость рождения детей в подростковом возрасте в окружении подростка; плохая осведомленность о контрацепции; недоступность или низкое качество медицинской помощи в сфере планирования семьи и др. Негативная ситуация, сложившаяся в России с юным материнством, требует безотлагательного объединения медицинских, педагогических, социальных и общественных усилий для проведения организованных форм работ по предупреждению несвоевременной беременности у девушек-подростков и воспитания у них культуры отношения к здоровью.

12. Значительная разница между данными занятости в течение дня в учебных заведениях российских и североевропейских подростов указывает на различные подходы к организации процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что в странах Северной Европы на государственном уровне решена проблема организации свободного времени детей и подростков, используется в полной мере педагогический потенциал учебных заведений. В условиях радикальных социальных изменений, происходящих в России, важно организовать целенаправленную превентивную и оперативную помощь подросткам, предотвращая беспризорность, безнадзорность, бездуховность, асоциальное поведение и др. В этом отношении будет полезен опыт европейских стран, в которых успешно работают современные социальные институты, ответственные за социализацию и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Проведенный достаточно обширный анализ ситуации в отношении состояния здоровья детей и молодежи в разных странах позволяет предположить, что социальный, культурный и экономический контексты в рамках каждого государства могут влиять на состояние здоровья и образ жизни. Данные показателей здоровья и ценностного к нему отношения у детей школьного возраста ев-

ропейских стран и России дают основание выделить ряд стран, лидирующих по интересующим нас позициям. Считаем полезным для России опыт Нидерландов и Швеции в создании оптимальных условий воспитания культуры здоровья детей и подростков. Однако организация работы, направленной на воспитание культуры здоровья подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях выбранных государств, требует более детального рассмотрения.

Литература

1. Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах// Исследовательский центр Инноченти: ЮНИСЕФ. 2007. № 7. С. 42-45.

2. Branca F., Nikogosian H., Lobstein T. Проблема ожирения в Европейском регионе ВОЗ и стратегии ее решения. ВОЗ, 2009.

* * *

INDICATORS OF SCHOOLCHILDREN HEALTH CULTURE IN NORTH EUROPEAN COUNTRIES AND RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATISTICAL DATA

N. S. Garkusha

In article the results of a comparative analysis of the statistical data of North European and Russian schoolchildren health culture indicators are given. The author makes reasonable conclusions about countries that possess leading positions in creation of optimal conditions of health culture training of children and teenagers.

Key words: heath culture, welfare of children, health culture indicators, self-evaluation, value attitude to health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.