Научная статья на тему 'Показатели и уровни развития личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе'

Показатели и уровни развития личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПОКАЗАТЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES / SOCIAL TEACHER / INDICATOR / DEVELOPMENT / LEVEL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубина Светлана Сергеевна

Обоснованы и подробно рассмотрены показатели развития личностно-профессиональных качеств студентов – будущих социальных педагогов. На основе данных показателей определены уровни развития исследуемых качеств: высокий, достаточный и недостаточный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS AND LEVELS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL TEACHER IN HIGH SCHOOL

Indicators of personal and professional qualities development of students (future social workers) are discussed in detail. On the basis of these parameters the levels of quality development (high, adequate and inadequate) are defined.

Текст научной работы на тему «Показатели и уровни развития личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе»

УДК 316.334:37

ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ1

© Светлана Сергеевна ШУБИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]

Обоснованы и подробно рассмотрены показатели развития личностно-профессиональных качеств студентов - будущих социальных педагогов. На основе данных показателей определены уровни развития исследуемых качеств: высокий, достаточный и недостаточный.

Ключевые слова: личностно-профессиональные качества; социальный педагог; показатель; развитие; уровневая характеристика.

В каждом виде профессиональной деятельности возникает необходимость определить оптимальные характеристики личности, которые позволяют ей адекватно функционировать в этой деятельности, т. е. быть готовым к ее выполнению. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович определяют готовность как «настрой» личности, установку на определенное действие. Готовность, по мнению авторов, - это приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренняя настроенность личности

1 Работа поддержана в рамках реализации госза-дания Министерства образования и науки РФ вузам в 2012 г., проекты №№ 6.2082.2012, 6.4640.2011 и 6.4600.2011.

на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия. Такую готовность ученые называют временной. Длительная готовность рассматривается ими как система профессионально важных качеств личности: ее опыт, знания, умения, необходимые для успешной работы.

В данном случае систему личностнопрофессиональных качеств, необходимых для успешной работы будущего социального педагога, составляют нравственно-гуманистические, организационно-коммуникативные, социально-перцептивные, эмоционально-волевые качества личности специалиста. Их развитие - одна из важнейших задач системы

профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. Поэтому большое значение имеет определение степени совпадения необходимого уровня их развития у студентов с реальным, поскольку, чем больше он соответствует профессиональным требованиям, тем правильнее, целесообразнее организован образовательный процесс в вузе [1].

Чтобы решить эту задачу, следует, прежде всего, выяснить, какой уровень развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов следует считать профессионально-адекватным, каковы критерии и показатели, позволяющие отнести наличные личностно-профессиональные качества студентов к тому или иному уровню [2].

В отечественных философских исследованиях процедуры измерения рассматриваются как своеобразный переход в познании от качества к количеству, что предполагает наличие знаний о качестве исследуемой предметной области, о сущности процедуры измерения и абстракциях, лежащих в ее основании, о гносеологических свойствах процедуры измерения и ее результатах.

Измерение в педагогике рассматривается как познавательный процесс, суть которого состоит в том, чтобы экспериментально определить числовые значения величин, характеризующих некоторые признаки педагогических объектов или явлений (Н.М. Розенберг).

В педагогических исследованиях можно использовать следующую схему процессов измерения и шкалирования:

1) выявление и качественное описание предмета измерения, т. е. характеристик, признаков педагогических объектов и явлений;

2) составление измерителей - критериев, показателей, подбор методик (тестов, контрольных заданий);

3) шкалирование - конструирование шкал, которым соответствуют измерители;

4) педагогический эксперимент или наблюдение - определение первичных данных измерения;

5) математико-статистическая обработка первичных данных;

6) содержательная интерпретация результатов измерения [3].

Теория измерений позволяет численно выразить характеристики объекта, количест-

венно описать качественные показатели, использовать методы статистического анализа. Все это выводит педагога-исследователя на новый уровень доказательной строгости, дает ему возможность от нечетких и часто субъективных оценок перейти к математически обоснованным выводам [4].

Таким образом, наличие критериев и показателей оценки личностно-профессиональных качеств студентов создает реальные предпосылки для того, чтобы обеспечить максимальную достоверность и возможность доступного фиксирования сведений об уровнях их развития. Однако чтобы отнести личностно-профессиональное качество к определенному уровню, необходимо получить соответствующую диагностическую информацию.

На наш взгляд, организацию педагогического диагностического исследования следует осуществлять с позиций системного подхода (Е.В. Бондаревская, Б.П. Битинас,

Н.К. Голубев и др.), сущность которого в наиболее общем виде заключается в следующем:

1) любое диагностируемое явление должно рассматриваться как целостная система;

2) следует определить основные составляющие диагностируемого объекта и проанализировать ведущие связи между ними;

3) необходимо определить структуру (неизменные характеристики) и организацию (направленность и количественную характеристику) диагностируемого явления в целом и каждого компонента в отдельности [2].

Личностно-профессиональные качества студентов - будущих социальных педагогов -это сложное образование, содержащее четыре основных блока качеств: 1) нравственногуманистические; 2) организационно-коммуникативные; 3) социально-перцептивные;

4) эмоционально-волевые [5].

В научной литературе существуют различные подходы к определению сущности личностных качеств, под которыми чаще всего понимается:

- результат усвоения существующих в данном обществе форм поведения (Л.И. Божович);

- результат и обобщенное выражение устойчивых отношений личности, ее деятельности и поведения (Н.И. Монахов);

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни развития личностно-профессиональных качеств студентов

Критерии Показатели Уровни: 1) высокий; 2) достаточный; 3) недостаточный

Степень развития нравственногуманистических качеств Честность и справедливость в социальном поведении 1) развитые и устойчивые мотивы честного и справедливого социального поведения; 2) в целом развитые, но недостаточно устойчивые мотивы честного и справедливого социального поведения; 3) неразвитые мотивы честного и справедливого социального поведения

Терпимость в социальном поведении 1) толерантное социальное поведение по отношению к окружающим; 2) спонтанное, не всегда толерантное социальное поведение; 3) недостаточно развитая способность к толерантности своего поведения, интолерантность

Альтруизм, милосердие и доброта в социальном поведении 1) развитые и устойчивые альтруистические мотивы социального поведения; 2) в целом развитые, но недостаточно устойчивые (ситуационно обусловленные) альтруистические мотивы социального поведения; 3) эгоистические мотивы социального поведения

Степень развития организационнокоммуникативных качеств Деликатность и открытость в общении 1) вежливость, мягкость в общении с другими людьми, готовность быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику; 2) периодическое проявление искренности, вежливости, мягкости в общении с другими людьми; 3) грубость, жесткость в общении с людьми, отсутствие искренности

Стремление организовывать общение и создавать социально-значимые ситуации 1) наличие способностей и стремления организовывать ролевое общение, владение разными стилями общения в различных ситуациях, способность создавать социально-значимые ситуации и принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях; 2) слабое стремление принимать участие в организации межличностного общения, стереотипное ролевое поведение, сложности в принятии самостоятельных решений в конфликтных ситуациях; 3) отсутствие способностей и стремления организовывать общение и социальное взаимодействие, несамостоятельность в принятии решений в трудных ситуациях

Коммуникабельность 1) постоянное стремление расширить круг своих знакомых, отсутствие трудностей в установлении контактов; 2) хорошая коммуникабельность внутри устоявшегося круга общения, нежелание без необходимости расширять этот круг; 3) отсутствие стремления к общению, трудности в установлении контактов с людьми, замкнутость

Степень развития социально-перцептивных качеств Педагогическая направленность и интуиция 1) стремление заниматься педагогической деятельностью и хорошо развитое умение предвидеть социально значимые последствия своих действий; 2) слабое стремление заниматься педагогической деятельностью, хорошо развитое умение предвидеть личные последствия своих действий, но менее развитое умение прогнозировать их социальные последствия; 3) отсутствие стремления заниматься педагогической деятельностью и отсутствие или слабое умение предвидеть последствия своих действий

Рефлексия 1) хорошо развитая способность к рефлексии; 2) достаточно развитая способность к рефлексии; 3) недостаточно развитая способность к рефлексии

Педагогическое воображение и мышление 1) хорошо развитая способность к педагогическому воображению и мышлению; 2) достаточно развитая способность к педагогическому воображению и мышлению; 3) недостаточно развитая способность к педагогическому воображению и мышлению

Степень развития эмоционально- волевых качеств Эмоциональная устойчивость, выдержка, дисциплинированность 1) хорошо развитая способность к волевому самоконтролю и выдержке; 2) достаточно развитая способность к волевому самоконтролю и выдержке; 3) недостаточно развитая способность к волевому самоконтролю и выдержке

Эмпатия 1) хорошо развитая способность к эмпатии; 2) достаточно развитая способность к эмпатии; 3) недостаточно развитая способность к эмпатии

Целеустремленность и настойчивость, способность к проявлению инициативы и решительности в организации и осуществлении социально полезной деятельности 1) хорошо развитая целеустремленность и настойчивость, частое проявление инициативы и решительности в организации и осуществлении социально полезной деятельности; 2) достаточно развитая целеустремленность и настойчивость, периодическое проявление инициативы и решительности в организации и осуществлении социально полезной деятельности; 3) недостаточно развитая целеустремленность и настойчивость, редкое проявление инициативы и решительности или их полное отсутствие в организации и осуществлении социально полезной деятельности

- закрепившиеся в процессе самоконтроля и регулирования общественного поведения и деятельности нормы и принципы (М.И. Шилова);

- единство знания, отношения и поступка (И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина, Л.М. Фридман).

Мы разделяем точку зрения Ю.М. Орлова, согласно которой, качество личности -это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями (см.: [6]).

Качество личности осознается субъектом, т. к. включает в себя определенный способ мышления и понимания. Знания о том, какое поведение и какие ситуации скрываются за тем или иным качеством, образуют устойчивые понятийные формы, повышают возможности взаимопонимания и взаимодействия людей, регуляции ими своего поведения и деятельности.

Так как качества личности включают в себя знания, то они связаны и с определенным отношением к принципам, нормам, составляющим понятийную основу этих качеств, которое может иметь разную модальность.

Кроме того, качество личности включает в себя вполне определенный способ поведения, который может быть в разной степени осознан или неосознан субъектом, быть автоматизированным, имеющим характер привычки поступать в определенной ситуации определенным образом, или неустойчивым, изменяющимся в зависимости от ситуации.

В связи с этим в структуре личностнопрофессиональных качеств социального педагога мы выделяем знания о сущности личностно-профессиональных качеств и соответствующих им формах поведения, а также знания о смысле и содержании личностнопрофессиональных качеств, определяющих названные формы поведения.

Поскольку мы рассматриваем личностно-профессиональные качества будущего социального педагога как целостное системное образование, то следует подчеркнуть, что уровень их развития может быть определен лишь при наличии системы критериев, адекватных исследуемому феномену.

Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, суждение. Критерии должны отражать основные закономерности формирования личности. С по-

мощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы [7].

Если личностно-профессиональные качества имеют сложную структуру, включающую блоки нравственно-гуманистических, организационно-коммуникативных, социально-перцептивных и эмоционально-волевых качеств, то об их уровне развития можно было бы судить по степени развитости их структурных компонентов. В данном случае в качестве критериев могут выступать:

- степень развития нравственно-гуманистических качеств;

- степень развития организационнокоммуникативных качеств;

- степень развития социально-перцептивных качеств;

- степень развития эмоционально-волевых качеств.

Нам представляется целесообразным при эмпирическом «замере» личностно-профессиональных качеств осуществлять диагностику по всем показателям конкретного критерия и на основе выявления связей между ними делать выводы об уровнях их развития в целом. При этом мы определяем три уровня развития каждого компонента личностнопрофессиональных качеств студентов: высокий, достаточный и недостаточный.

Таким образом, окончательные выводы об уровне развития личностно-профессиональных качеств у студентов необходимо делать, опираясь не только на количественный, но, прежде всего на качественный анализ. Однако в нашем исследовании определение исходного уровня развития личностнопрофессиональных качеств студентов не является самоцелью. Диагностика в данном случае предназначена для того, чтобы определить, насколько целесообразно организован и эффективен процесс развития личностно-профессиональных качеств студентов, в частности, средствами мониторинга, насколько полно реализуются его возможности благодаря созданию необходимых и достаточных для этого педагогических условий.

1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентно-стно-развивающая модель повышения квалификации педагогических кадров // Образование и общество. Орел, 2011. № 4(69). Июль-август. С. 14-17.

2. Иванова Л.К. Гуманистический ценностный потенциал вузовской учебно-производственной практики социальных педагогов: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2002.

3. Блинов В.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Копытова Н.Е., Пронина Л.А. Мониторинг эффективности качества подготовки педагогических кадров: показатели и процедура оценивания // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2005. № 1 (7). С. 105-117.

4. Шаршов И.А., Старцев М.В. Оценка взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе на основе системно-квалиметри-ческого подхода. Тамбов, 2009.

5. Шаршов И.А., Шубина С.С. Характеристика личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 121126.

6. Опрощенко Д.Л. Развитие познавательной самостоятельности студентов на педагогической практике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1999.

7. Исаев И. Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. Москва; Белгород, 2002.

Поступила в редакцию 16.09.2012 г.

UDC 316.334:37

INDICATORS AND LEVELS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL TEACHER IN HIGH SCHOOL

Svetlana Sergeyevna SHUBINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Social Sphere Management Department, e-mail: [email protected] Indicators of personal and professional qualities development of students (future social workers) are discussed in detail. On the basis of these parameters the levels of quality development (high, adequate and inadequate) are defined.

Key words: personal and professional qualities; social teacher; indicator; development; level characteristic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.