УДК 331.86
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА1
© Светлана Сергеевна ШУБИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий,
e-mail: [email protected] © Игорь Алексеевич ШАРШОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов,
Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления методологического обеспечения основной деятельности, e-mail: [email protected]
В статье представлена характеристика личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога, включающая в себя блоки нравственно-гуманистических, организационно-коммуникативных, социально-перцептивных и эмоционально-волевых качеств, формирующихся в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: социальный педагог; личностно-профессиональные качества; студенты - будущие социальные педагоги.
Современная подготовка социальных педагогов неразрывно связана с развитием системы высшего профессионального образования и становлением различных видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в социальной, педагогической, морально-психологической и материальной поддержке.
Особенностью подготовки таких специалистов является ее практико-ориентирован-ная направленность. Анализ существующих исследований по содержанию подготовки социального педагога в вузах показывает, что они сосредоточены, в большей мере, на содержании профессиональной компетентности социального педагога, т. е. на исследовании тех знаний и умений, которые необходимы для осуществления социально-педагогической деятельности. А в современном обществе востребован социальный педагог, владеющий не только необходимыми профессиональными знаниями и умениями, но и способный личностно обеспечить решение социально-педагогических задач. Необходимо сказать, что личностно-профессиональные качества характеризуют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое на-
1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект № 2010-1.2.1102-016-041.
кладывает на него специфика профессиональной деятельности социального педагога [1].
Несмотря на то, что каждый человек -неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога как профессионала.
При характеристике личностно-профессиональных качеств, влияющих на эффективность деятельности социального педагога, мы выделили следующие блоки:
- нравственно-гуманистические качества;
- организационно-коммуникативные качества;
- социально-перцептивные качества;
- эмоционально-волевые качества.
Охарактеризуем их более подробно.
Неотъемлемыми личностно-профессиональными качествами для социального педагога должны быть нравственно-гуманистические качества. Нравственные качества -это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социально-педагогической деятельности [2]. Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные качества основаны на принятом в
данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.
Отметим, что гуманистическая направленность - это система ценностных ориентаций и смысловых установок в сфере взаимодействия с людьми, которая подразумевает нравственно-воспитанное отношение к людям, понимание их ценности и значимости, того, что В.А. Сухомлинский назвал устремленностью к человеку, способностью дорожить другим человеком, уважать его как высшую ценность. Гуманистическая направленность является выражением гуманизма и человечности - базовых характеристик специалиста, на которых строится профессиональная компетентность [3].
На наш взгляд к нравственно-гуманистическим качествам социального педагога можно отнести следующие:
- безоценочное уважительное отношение к людям;
- терпимость;
- честность;
- справедливость;
- милосердие;
- доброта;
- альтруизм - бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей);
- чувство собственного достоинства и др. [4, с. 121-126].
Задачи социально-педагогической работы, роли, функции и обязанности специалиста социальной сферы позволяют проследить и выявить главную идею, объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального педагога, а именно - умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть общение выступает как одна из самых главных ролей социального педагога [5]. При этом общение происходит на разных уровнях: специалист по социально-педагогической работе - общество (социальный педагог как представитель государства, оказывающий помощь членам общества); специалист по социально-педагогической работе - группа и, наконец, специалист по социально-педагогической работе -человек, нуждающийся в помощи [6, с. 24-32]. Последнее наиболее значимо, т. к., в конечном счете, самым главным является конкрет-
ный человек. Поэтому овладение коммуникативными личностно-профессиональными качествами считается очень важным и значимым при подготовке специалистов по социально-педагогической работе.
По мнению И. Клемантович, коммуникативность - это «способность быстро и правильно строить общение» [7, с. 51]. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с тем человеком, которому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от его искусства организации общения. К организационно-коммуникативным относятся следующие качества:
- деликатность - вежливость, мягкость в общении с другими людьми;
- аутентичность - способность быть естественным в отношениях с людьми, быть самим собой в контактах с окружающими;
- открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику;
- конкретность - отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы;
- непосредственность - умение говорить и действовать в обстановке «здесь и теперь», иметь четкое представление о человеке и его ситуации, демонстрировать это;
- коммуникабельность - интерес к другим людям, расположенность к общению с ними, легкость в общении [5].
Важно отметить значение социальноперцептивных качеств социального педагога. Эти качества отражают особенность социального педагога видеть и понимать внутреннее состояние себя и человека, с которым он работает.
К социально-перцептивным качествам следует отнести:
- педагогическую направленность -особенности развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в т. ч. и в отношении людей - субъектов социальной педагогики. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах [8, с. 29-32; 9].
- педагогическую интуицию - способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, ее индивидуальных черт, перспек-
тив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ней социальных проблем. Педагогическая интуиция формируется на основе практического опыта социальнопедагогической работы с различными типами людей;
- рефлексию - умение самоанализа, в т. ч. способность видеть себя глазами другого человека. По нашему мнению, специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности [4, с. 121-126]. Важно отметить, что рефлексия позволяет видеть свои недостатки, целенаправленно работать над собой по самоусовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общении, взаимодействии;
- педагогическое воображение - это способность специалиста в процессе социально-педагогической работы представлять свое поведение, человека, с которым он работает, динамику их изменения. Оно позволяет ему определять наиболее целесообразное поведение и выбирать способ решения социальных проблем [10];
- педагогическое мышление - это способность социального педагога осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения [7, с. 50-52].
Отметим важность эмоционально-волевых качеств личности социального педагога в осуществлении им социально-педагогической деятельности. Эти качества характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальнопедагогической работы, а также сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Эмоционально-волевые качества личности оказывают существенное влияние на профессиональную деятельность социального педагога [11].
К эмоционально-волевым качествам следует отнести:
- эмоциональную устойчивость - сис-
темное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. По мнению В.А. Никитина, эмоциональная устойчивость позволяет социальному педагогу владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности, выступает
важным условием действенности усилий социального педагога, т. к. помогает ему принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели [8, с. 29-32]. Важно отметить также, что эмоциональная устойчивость проявляется в том, насколько терпеливым и настойчивым является социальный педагог при осуществлении своих замыслов, насколько он обладает выдержкой даже в самых неблагоприятных ситуациях, насколько он умеет держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей;
- эмпатию - способность эмоционально отзываться на переживания человека, сопереживать ему в процессе взаимодействия, общения. Социальный педагог работает с человеком, личностью, в этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию человека, к тем реальным социальным проблемам, которые тот имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим человеком [5];
- целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность -это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с
умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения;
- инициативность - это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности;
- выдержку - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка - это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами;
- решительность - свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов ее достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия;
- настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство - это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели;
- дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.
Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, т. е. с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для нее цели и направлять свои волевые усилия на преодоление препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет ее волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут «сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.
Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности социального педагога [12, с. 28-33].
Отметим, что некоторые из раскрытых нами групп качеств природно обусловлены, а другие формируются в процессе работы, когда, прежде всего, вырабатывается особое отношение к социально-педагогической работе. Оно формируется постепенно:
- на основе восприятия и понимания сущности профессии;
- складывается поэтапно как поведение личности не только при выполнении своих должностных обязанностей, но и в социуме, семье, личной жизни [7, с. 50-52].
На основании вышеизложенного в настоящей работе мы определяем исследуемое понятие следующим образом: личностнопрофессиональные качества будущего социального педагога - это совокупность природно обусловленных и сформированных в ходе учебно-познавательной деятельности групп качеств, на основе которой личность выстраивает свои действия с целью успешного осуществления социально-педагогической деятельности. В данную совокупность входят: нравственно-гуманистические, организационно-коммуникативные, социально-перцептивные и эмоционально-волевые качества.
Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста - важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов [9, 13].
Следует отметить, что студенчество -это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых учебным трудом. Студенчество -центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что должно учитываться в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности. Как социальная группа, оно, в идеале, характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Следовательно, формирование и развитие профессионально-личностных качеств необходимо в этот возрастной период, прежде всего, в контексте будущей профессии студента.
Во время обучения в вузе формируется основа профессиональной деятельности. Выпускники высшей школы должны быть готовы к активной творческой профессиональной
и общественно-политической деятельности. Сегодня, когда человечество претерпевает качественные изменения в различных сферах своего существования, связанные с научнотехнической революцией, объективным процессом изменения национальных и социальных устоев, ценностных ориентаций, особенно остро ощущает на себе эти изменения студенчество.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: наличие (формирование и закрепление) охарактеризованных личностнопрофессиональных качеств будущего социального педагога позволит ему успешно осуществлять социально-педагогическую
деятельность. В частности, это даст ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей; быть профессионально тактичным; обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к людям, нуждающимся в социально-педагогической помощи.
Для того чтобы выявить наличие личностно-профессиональных качеств у будущих социальных педагогов, используется психо-лого-педагогическая диагностика, а чтобы проследить развитие этих качеств, применяется педагогический мониторинг.
1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.
2. Белкин А. С. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995.
3. Психодиагностика персонала: методика и тесты: в 2 т. Самара, 2007. Т. 1.
4. Вертохвостова Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов // Народное образование. 2007. № 7.
5. Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования: материалы международной научно-практической конференции / под ред. P.M. Куличенко. Тамбов, 2004.
6. Липский И. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. 2001. № 1.
7. Клемантович И., Бажанов Е. Культурологическая подготовка социального педагога // Воспитание школьников. 2002. № 4.
8. Никитина Л. Права и этические нормы социального педагога // Воспитание школьников. 2001. № 3.
9. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Профессионально-личностное становление преподавателя и студента: практико-ориентированная монография. Москва; Тамбов, 2006.
10. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов, 2004.
11. Психодиагностика персонала. Методика и тесты: в 2 т. Самара, 2007. Т. 2.
12. Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Хорохори-на Ю.Н., Терещенко Г.Ф. Особенности деятельности педагога, осуществляющего профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2009. Вып. 4 (72).
13. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: монография. Москва; Тамбов, 2005.
Поступила в редакцию 2.11.2011 г.
UDC 331.86
CHARACTERISTICS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUE Svetlana Sergeyevna SHUBINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected] Igor Alekseyevich SHARSHOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Methodological Supply of Main Activity department, e-mail: [email protected]
The article presents the characteristics of personal and professional qualities of future social pedagogue including the blocks of moral and human, organization and communicative, social and perception and emotional and professional qualities formatting during studying at university.
Key words: social pedagogue; personal and professional qualities; students - future social pedagogues.