Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТУВИНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА'

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТУВИНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое здоровье / адаптационный потенциал и физическая подготовленность студентов / physical health / adaptive potential / physical readiness of students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ондар А.О., Куулар Ч.Ю., Серен-Чимит О.О., Шивит-Хуурак И.К., Саая А.В.

В настоящее время проблемы сохранения и укрепления здоровья человека являются первостепенной задачей каждого государства. В целях реализации программы здоровьесбережения в Тувинском государственном университете работает НОиКОЦ «Центр здоровья», одной из структур которого является научная лаборатория по медико-биологическим проблемам. Основными его задачами являются исследование уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов первого курса совместно с преподавателями ТувГУ из кафедр анатомии, физиологии и БЖД и физической культуры и спортивных дисциплин, а также проведение совместной профилактической работы с врачами. В статье рассматриваются уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов первого курса одиннадцати факультетов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ондар А.О., Куулар Ч.Ю., Серен-Чимит О.О., Шивит-Хуурак И.К., Саая А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF PHYSICAL HEALTH AND PHYSICAL FITNESS OF FIRSTYEAR STUDENTS OF TUVAN STATE UNIVERSITY

Nowadays, the problem of preserving and strengthening human health is the primary task of each state. In order to implement the health saving program the Health Center operates at Tuvan State University. One of its structures is a scientific laboratory for medical and biological problems. The main tasks of the laboratory are to study the level of physical health and physical fitness of first-year students with the instructors of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, and the Department of Physical Education, as well as carrying out preventive cowork with physicians. The paper examines the level of physical health and physical fitness of the first-year students of all faculties of the university

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТУВИНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ BIOLOGICAL SCIENCES

Будук-оол Л. К. - редактор раздела

УДК 796:37

doi 10.24411/2221-0458-2022-93-06-22

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТУВИНСКОГО

ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Ондар А.О., Куулар Ч.Ю., Серен-Чимит О.О., Шивит-ХууракИ.К., Саая А.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INDICATORS OF PHYSICAL HEALTH AND PHYSICAL FITNESS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF TUVAN STATE UNIVERSITY

A.O. Ondar, Ch.Yu. Kuular, O.O. Seren-Chimit, I.K. Shivit-Khuurak, A.V. Saaya

Tuvan State University, Kyzyl

В настоящее время проблемы сохранения и укрепления здоровья человека являются первостепенной задачей каждого государства. В целях реализации программы здоровьесбережения в Тувинском государственном университете работает НОиКОЦ «Центр здоровья», одной из структур которого является научная лаборатория по медико-биологическим проблемам. Основными его задачами являются исследование уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов первого курса совместно с преподавателями ТувГУ из кафедр анатомии, физиологии и БЖД и физической культуры и спортивных дисциплин, а также проведение совместной профилактической работы с врачами. В статье рассматриваются уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов первого курса одиннадцати факультетов университета.

Ключевые слова: физическое здоровье; адаптационный потенциал и физическая подготовленность студентов

Nowadays, the problem of preserving and strengthening human health is the primary task of each state. In order to implement the health saving program the Health Center operates at Tuvan State University. One of its structures is a scientific laboratory for medical and biological problems. The main tasks of the laboratory are to study the level of physical health and physical fitness of first-year students with the instructors of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety,

and the Department of Physical Education, as well as carrying out preventive cowork with physicians. The paper examines the level of physical health and physical fitness of the first-year students of all faculties of the university.

Keywords: physical health; adaptive potential; physical readiness of students

По определению ВОЗ здоровье человека в наибольшей степени зависит от образа жизни. Значит можно считать, что главной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни. В целях проведения скрининг-диагностики состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов используется автоматизированная программа «Комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений» [8].

Из 540 обследованных студентов первого курса в период с сентября по декабрь 2021 года 356 являются девушками (66%), 184 юношей (34%). Обследованы студенты первых курсов одиннадцати факультетов, кроме студентов военной кафедры, так как обучение на их базе начинается со второго курса. Средний возраст обследованных составил 20 лет; средний рост - 164 см; масса тела 58 кг; индекс Кетле - 21,1; окружность грудной клетки -86,7; индекс стении - 1,1.

Индекс Кетле представляет собой простой показатель отношения веса к росту и рассчитывается индивидуально по

формуле: индекс Кетле (кг/м ) = вес (кг):

2 2

рост (м ). Необходимо отметить, что индекс Кетле не учитывает объем мышечной массы. Тем не менее,

объективно выявляет как дефицит, так и избыток массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции человека. Его широко применяют при обследовании как детского, так и взрослого населения [6]. Возможны индивидуальные отклонения от предлагаемых норм в зависимости от степени физической тренированности. По данным нашего исследования средний показатель Индекса Кетле у студентов составил 21,1 у.е., что отражает гармоничное физическое развитие [8]. Для характеристики типа телосложения использовали индекс «стении» Вервека-Воронцова [3]. Значение индекса определялось по формуле: ИС = длина тела (см) / окружность грудной клетки (см) + масса тела (кг). В зависимости от числового значения индекса «стении», выделяли следующие типы телосложения: долихоморфия (преобладание линейного роста); мезоморфия (гармоничное физическое развитие); брахиморфия (преобладание роста в ширину). У наших студентов данный показатель в среднем составил 1,1 у.е., что соответствует мезоморфному типу телосложения.

Правильная осанка выявлена у 446 человек (82,3%), с сутуловатой осанкой -57 студентов (10,6%), с кифотической - 23 (4,3%), выпрямленной - 12 (2,2%), со сколиотической - 2 (0,4%). Стопа

нормальная у 520 студентов (96,3%), а у остальных наблюдалось плоскостопие 20 (3,7%).

При различных нарушениях осанки страдает не только опорно-двигательный аппарат, но и внутренние органы. Согласно результатам многочисленных исследований, позвоночник может быть инициатором различных висцеральных нарушений. У обследуемых с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения,

соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает людей с аномалиями осанки предрасположенными к

заболеваниям легких и сердца [5]. Так, при значительной выраженности грудного кифоза, деформируется грудная клетка, сокращение её подвижности приводит к снижению легочной вентиляции, нарушению газообмена, что способствует частым простудным заболеваниям, острым бронхитам, пневмониям, бронхиальной астме. Для этой соматической патологии характерно снижение статической выносливости организма, снижается работоспособность. Болевой синдром не характерен для начальных проявлений поражения позвоночника [9]. В связи с этим исследование нарушений осанки является важным условием скрининга и мониторинга преморбидных и

патологических состояний здоровья студентов.

Распределение по группам здоровья: I - 307 (56, 6%), II - 172 (33, 8%), III - 56 чел. (10,6%), IV - 3 (0,6%), V - 2 (0,4%). Группы здоровья - условный термин,

используемый для оценки здоровья человека. Различают 5 групп здоровья: I -здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II -здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III - больные хроническими болезнями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; IV - больные хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; V - больные хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма [8].

Среднее количество частоты простудных заболеваний за год - 2 раза, среднее количество пропущенных дней - 2 дня. Физкультурная группа у 528 человек основная, у 12 человек - специальная медицинская.

Общий тендерный анализ показателей Физиологические параметры: Кистевой индекс у юношей составил 55,2 у.е., что соответствует среднему уровню (по пятибалльной шкале - «3»). Сила мышц имеет прямую зависимость от количества мышечных волокон (от толщины мышцы).

Кистевой индекс у девушек составил 36,7 у.е., что соответствует уровню ниже среднего (по пятибалльной шкале - «2»). Уменьшение относительных показателей

ручной силы, как правило, говорит о снижении мышечной силы, следовательно, об уменьшении мышечной массы в процентном соотношении. Данный показатель, возможно, объясняется тем, что средний возраст у обследованных составил 20 лет и на фоне отсутствия систематических физических тренировок подавляющего большинства девушек проявляется возрастное замедление роста мышечной силы в отличие от подросткового периода, когда наиболее интенсивно увеличивается этот показатель. С 18 лет рост силы замедляется и к 25 - 26 годам заканчивается [11].

Жизненная емкость легких у юношей составила 4000 мл, жизненный индекс 62,7 у.е., что соответствует 3,6 баллам (уровень выше среднего «4»). Показателем нормы для юношей является 3500 мл [8]. Данный параметр наиболее ценен для контроля за дыханием.

Жизненная емкость легких у девушек составила 2854 мл, жизненный индекс 52,7 у.е., что соответствует 3,6 баллам (уровень выше среднего «4»). Показателем нормы для девушек является 2500 мл [8]. Снижение говорит о легочных заболеваниях, недостаточной двигательной функции легких, чего не наблюдалось у наших студентов. Незначительное снижение развивается в результате обструкции бронхов.

Для оценки баланса симпатической и парасимпатической нервной системы рассчитывают индекс Кердо = (1-ДАД:ЧСС)*100 [4]. Так, у большинства студентов наблюдается симпатикотония

388 чел. (65,0%), у 122 чел. ваготония (29,4%), эйтония у 30 чел. (5,6%). Вегетативная нервная система при взаимодействии с корой головного мозга и эндокринной системой (щитовидная железа, гипофиз, надпочечники) принимает непосредственное участие в адаптации организма, регулирует реакции на любые стрессорные воздействия. Вегетативная нервная система состоит из двух отделов: симпатический и парасимпатический. Симпатический отдел включается в ситуациях, требующих напряженной психической и физической деятельности, что наблюдалось у большинства обследованных студентов (65,0%). Парасимпатический отдел проявляет свою основную функцию вне периода наряженной активности организма, преимущественно в период «отдыха» (29,4%).

С целью изучения адаптации к физическим нагрузкам и оценки функциональных резервов организма проводилась проба PWC 170, рекомендованная Международной биологической программой ВОЗ [8]. Нагрузкой во время работы служит степ-тест. У юношей PWC 170 - 22,3 баллов, что соответствует уровню «4». Уровень PWC 170, прежде всего, отражает производительность кардиореспираторной системы. Чем больше физическая работоспособность человека, тем больше функциональные возможности кардиорес-пираторного аппарата и организма в целом [8].

Экономичность деятельности

сердечно-сосудистой системы в покое оценивают по двойному произведению

ДП=(ЧСС*САД)/100. Данный показатель у юношей составил - 105 у.е. (ниже среднего «2»), значит, меньшая величина ДП свидетельствует о менее экономичном расходовании резервов миокарда [8].

Качество реакции сердечнососудистой системы к физической нагрузке оценивают по показателю эффективности кровообращения [8], который у юношей составил 129 у.е., что соответствует уровню «3». Тренировочный процесс в современных условиях требует своевременного и оперативного контроля сердечно-сосудистой системы, которая в первую очередь реагирует на физическую нагрузку. Однако строго последовательное развитие физических качеств под контролем показателя эффективности кровообращения (ПЭК) позволяет планировать тренировочный процесс при соблюдении педагогических принципов, что способствует закономерному росту спортивных результатов [10].

Таким образом, из анализа физиологических показателей юношей можно сделать выводы, что у юношей в покое и при нагрузке хорошо работает респираторная система, о которой свидетельствует хороший показатель ЖЕЛ, соответствующий уровню «4», сердце в покое работает неэкономично (уровень «2»), на нагрузки сердечно-сосудистая система в целом отвечает нормально («3»). Такая картина говорит о том, что у юношей средняя физическая тренированность, поскольку организм не научился беречь свои резервы как у спортсменов, у которых частота пульса и двойное произведение в

условиях покоя меньше по сравнению с нетренированными людьми, что говорит об экономичности деятельности их сердца.

У девушек PWC 170 - 28,9 баллов, что соответствует уровню «4», двойное произведение в покое - 90,1 (средний уровень), показатель эффективности кровообращения после нагрузки - 122 («2»). У девушек в покое (уровень ЖЕЛ «4») и при нагрузке наблюдались хорошие показатели (PWC 170 уровень «4»), уровень экономичности расходов резервов миокарда в покое средний «3», но плохой показатель эффективности кровообращения после нагрузки, что говорит о том, что адаптивные возможности сердечнососудистой системы у девушек снижены [7]. Это говорит о влиянии неблагоприятных климатогеогра-фических и социально-экономических факторов на здоровье студентов [1, 2, 4] и неподготовленности девушек к физическим нагрузкам (табл. 6.). Мы не можем связать такой низкий показатель с состоянием данной системы после болезни ковидом, поскольку по результатам анкетирования большинство студентов не болели этой болезнью на момент обследования (74%).

Показатели физической подготовленности у юношей: прыжки в длину 194 см, что соответствует уровню «1»; гибкость 16 см, уровень «3» выше среднего; подтягивания 14 раз, что соответствует уровню «4»; бег на 2000 м - 6,9 мин, что соответствует уровню выше среднего «4»; бег на 100 м - 14,1 сек, что соответствует уровню «4».

Таким образом, средний уровень подготовленности у юношей составил 20,9 баллов, что соответствует уровню «3», интегральный уровень физического здоровья юношей 38,1 баллов, что соответствует уровню «4».

Показатели физической подготовленности у девушек: наклоны туловища -26,7 раз, уровень «1»; прыжки в длину 148 см, что также соответствует низкому уровню «1»; гибкость 15,5 см, уровень «3»

скамейке 18,6 раз, что соответствует уровню выше среднего «4»; бег на 1000 м -7,1 мин, что соответствует низкому уровню «1»; бег на 100 м - 16,9 сек., что соответствует уровню «4».

Таким образом, средний уровень подготовленности у девушек 16,4 баллов, что соответствует уровню «3», интегральный уровень физического здоровья девушек 32,9 баллов, что соответствует уровню «3».

средний; отжимания в упоре лежа на

Анализ показателей по факультетам Таблица 1. Антропометрические показатели юношей

№ ^Показатели Рост Масса ОГК, Индекс ИС, Откло- Откло Интегр. Уро-

(см) тела (см) Кетле, У.е. нения в нения ур.физ. вень

(кг) Уе. осанке в зд.

Факультеты (%) стопе

\ (%)

1 ЕГФ (п=20) 170± 62± 91± 22± 0,8± - - 38± 4

1,3 1,3 0,1 0,5 0,04 0,9

2 ИФ (п=15) 173± 68± 92± 22± 0,8± - 7% (у 1 36± 3

1 4** 1,2 0,1 0,4 0,04 чел.) 0,8

3 ФФКиС 175± 72± 96± 23± 0,7± - - 42± 4

(п=17) 1 5*** 1 4** 0,1 0,3 0,02 0,9

4 ФМФ 170± 58± 85± 20± 0,8± 19% (у 7 6 % (у 39± 4

(п=47) 1,4 1,1 0,3 0,3 0,02 чел.) 3 чел.) 0,9

5 ФФ (п=11) 168± 62± 89± 22± 0,8± - 27% (у 39± 4

1,2 1,0 0,2 0,2 0,04 3 чел.) 0,8

6 КПИ (п=3) 170± 74± 100± 22± 0,9± - - 40± 4

1,3 1 1** 0 4** 0,2 0,02 0,9

7 КПК(п=13) 170± 63± 86± 22± 0,8± 8% (у 1 - 25± 3

1,1 1,0 0,3 0,2 0,01 чел.) 0,2

8 ЭФ (п=7) 174± 71± 92± 24± 0,7± - - 45± 4

1,5** 1,1* 0,3 0,5 0,01 0,7

9 СХФ (п=20) 169± 67± 92± 23± 0,8± - 5% (1 44± 4

1,3 1,1 0,1 0,6 0,1 чел.) 0,7

10 ЮФ (п=5) 175± 72± 93± 23± 0,7± - - 36± 3

1 4*** 1,3** 0,2 0,6 0,1 0,4

11 ИТФ (п=25) 173± 69± 94± 23± 0,7± - - 35± 3

1,2** 1,1 0,3 0,5 0,1 0,2

Примечание: по сравнению с минимальными показателями - р<0,.001 - ***, р<0,01 -**, р<0,05 - *.

Таким образом, у юношей есть роста, массы тела и окружности грудной достоверные различия по показателям клетки: низкий рост оказался у студентов

филологического факультета 168±1,2см (табл.1.), по сравнению с ними студенты ФФКиС, ИФ, ЮФ и ИТФ оказались выше. Относительно низкую массу тела имеют студенты ФМФ (58±1,1 кг), ЕГФ (62±1,3 кг), ФФ (62±1,0 кг) и КПК (63±1,0 кг), по сравнению с ними студенты ФФКиС, КПИ, ЮФ и ЭФ имеют более высокий вес, но все эти различия в весе говорят об их разбросе в пределах нормы, поскольку индексы

Кетле и стении соответствуют гармоничному развитию (табл.1) [8]. Отклонения в осанке имеют студенты ФМФ 19% и КПК 8%, отклонения в стопе ИФ (7%), ФМФ (6%), ФФ (27%) и СХФ (5%). С учетом физиологических параметров (табл.3.) интегральный уровень физического здоровья в основном у всех выше среднего «4», у студентов ИФ, КПК, ЮФ и ИТФ средний «3».

Таблица 2. Антропометрические показатели девушек

№ ^Показатели Факультеты Рост (см) Масса тела (кг) Окр.гр. кл. (см) Индекс Кетле, ух. Индекс стении, ух. Отклонения в осанке (%) Отк-лоне-ния в стопе (%) Инте-гр. ур.физ. здор. Уровень

1 ЕГФ (n=26) 160 ± 1,1 51± 1,5 84± 1,0 19± 0,3 0,8± 0,01 32± 0,7 3

2 ИФ (n=38) 161 ± 1,2 55± 1,7 86± 1,2 20± 0,1 0,8± 0,03 8% (у 3 чел.) 34± 0,8 3

3 ФФКиС (n=2) 162 ± 1,2 54± 2,8 87± 1,1 19± 0,2 0,8± 0,01 33± 0,4 3

4 ФМФ (n=56) 160 ± 1,4 55± 1,1 87± 1,3 21± 0,4 0,8± 0,04 14% (у 8 чел.) 4% (у 2 чел.) 33± 0,5 3

5 ФФ (n=63) 160 ± 1,3 54± 1,0 83± 0,6 21± 0,5 0,8± 0,01 10% (у 6 чел.) 6% (у 4 чел.) 33± 0,7 3

6 КПИ (n=39) 160 ± 1,5 56± 1,1 87± 0,8 21± 0,6 0,8± 0,05 3% (у 1 чел.) 31± 0,5 3

7 КПК (n=69) 160 ± 1,6 54± 1,2 83± 1,1 21± 0,4 0,8± 0,06 25% (у 17 чел.) 1% (у 1 чел.) 32± 0,7 3

8 ЭФ (n=24) 163 ± 1,2 61± 1 5*** 88± 1,4 21± 0,1 0,8± 0,01 4% (у 1 чел.) 1% (у 1 чел.) 33± 0,6 3

9 СХФ (n=18) 162 ± 1,1 62± 1 4*** 87± 1,6 24± 0,8 0,7± 0,03 37± 0,4 4

10 ЮФ (n=14) 161 ± 1,3 55± 1,0 86± 1,4 20± 0,1 0,8± 0,04 7% (у 1 чел.) 29± 0,3 3

11 ИТФ (n=7) 163 ± 1,1 55± 1,1 87± 1,1 20± 0,1 0,8± 0,02 31± 0,7 3

Примечание: по сравнению с минимальными показателями - p<0,.001 - ***, р<0,01 **, р<0,05 - *.

Таким образом, у девушек есть достоверные различия только по показателю массы тела, так как у всех девушек примерно одинаковый рост 162±1,2см и окружность грудной клетки 86±1,4 см (табл.2.). Более низкую массу тела имеют студентки ЕГФ (51±1,5 кг), ФФ (54±1,0 кг), КПК (54±1,2 кг) и ФФКиС (54±2,8 кг), по сравнению с ними студентки ЭФ и СХФ имеют более высокий вес, но также, как у юношей, по показателям индексов Кетле и стении эти различия в пределах нормы (табл.2) [8]. Отклонения в

осанке имеют студентки ИФ (8%), ФМФ (14%), ФФ (10%), КПИ (3%), КПК (25%), ЭФ (4%), ЮФ (7%), отклонения в стопе ФМФ (4%), ФФ (6%), КПК (1%), и ЭФ (1%). С учетом физиологических параметров (табл.4.) интегральный уровень физического здоровья в основном у всех средний «3», только у студенток СХФ выше среднего «4». Студентам с отклонениями в опорно-двигательном аппарате было рекомендовано посещать спортивные секции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ \Показател КИ, У ЖЕЛ, ЖИ У PW Уро ДП, У ПЭК У Тип вегетативной

\ у.е. Ро мл. , ро C вен у.е. ро ро регуляции

\ ве у.е. ве 170 ь ве ве

\ нь нь нь нь

ФакульТе

ты \

1 ЕГФ 37± 1 4035 62 4 84± 4 72,4 4 80,5± 4 Симпатикотония-85%

(n=20) 1,9 ± 16* ± 6,9 (17 чел.)

147 4,5 Ваготония - 15% (3

чел.)

2 ИФ 57± 3 4193 64 4 47± 3 88± 3 118± 3 Симпатикотония-73%

(n=15) 2,7 ± 14 4,0 7,2 (11 чел.)

134 Ваготония - 20% (3

чел.), эйтония 1

чел.(7%)

3 ФФКиС 52± 3 4735 75 5 43± 3 82,3 4 98± 4 Симпатикотония-71%

(n=17) 3,4 ± 17 ± 8,3 (12 чел.)

152* 4,8 Ваготония - 29% (5

* чел.)

4 ФМФ 50± 2 3475 59 4 36.2 4 100 2 131± 3 Симпатикотония-74%

(n=47) 2,7 ± ± ± 6,8 (35 чел.)

124 11 5,2 Ваготония - 21% (10

чел.), эйтония 2

чел.(5%)

5 ФФ 70± 4 3282 54 2 2.8 2 90± 3 85± 4 Симпатикотония-82%

(n=11) 4,8 ± ± 5,3 7,5 (9 чел.)

134 0,08 Ваготония - 9% (1

чел.), эйтония 1

чел.(9%)

6 КПИ 43± 1 3533 57 3 23± 5 99± 2 121± 3 Симпатикотония-

(n=3) 2,7 ± 0,5 6,2 6,9 100% (3 чел.)

143

7 КПК 58± 3 4000 64 4 78± 4 96.9 2 121± 3 Симпатикотония-85%

Таблица 3. Физиологические показатели юношей

(n=13) 3,5 ± 132 15* ± 4,3 4,6 (11 чел.) Ваготония - 15% (2 чел.)

8 ЭФ (n=7) 68± 2,6 3 4671 ± 143* * 67 4 85± 12* 4 75± 5,2 4 102± 8,2 5 Симпатикотония-43% (3 чел.) Ваготония - 57% (4 чел.)

9 СХФ (n=20) 66± 3,7 3 4225 ± 124 64 4 68± 11 5 88± 5,4 3 114± 7,9 4 Симпатикотония-58% (12 чел.) Ваготония - 37% (7 чел.) эйтония 1 чел.(5%)

10 ЮФ (n=5) 51± 1,9 2 4280 ± 116* * 65 4 48± 9 4 81± 5,3 4 113± 8,2 4 Симпатикотония-60% (3 чел.) Ваготония - 40% (2 чел.)

11 Итф (n=25) 52± 1,7 2 4296 ± 119* * 62 4 20± 10 2 86,8 ± 5,7 3 89± 7,6 4 Симпатикотония-60% (3 чел.) Ваготония - 40% (2 чел.)

Примечание: по сравнению с минимальными показателями -р<0,01 - **, р<0,05 - *.

Таким образом, по кистевому индексу не обнаружено достоверных отличий между юношами разных факультетов (табл. 3.), хотя по уровням кистевого индекса они различаются. По показателю жизненной емкости легких обнаружены значимые различия между студентами ФФ (3282±134), у которых низкие показатели ЖЕЛ, уровень «2» по сравнению со студентами ФФКиС (4735±152), ЭФ (4671 ±143), СХФ (4225±124), ЮФ (4280±116), ИТФ (4296±119) (табл. 3.). А также обнаружены достоверные отличия между показателями студентов ФМФ (3475±124) и ФФКиС, ЭФ, СХФ и ЮФ (табл. 3). Самый низкий показатель PWC 170 физической работоспособности выявлен у студентов ФФ (2,8 - «2»), что отличается от показателей студентов ЕГФ, КПК и ЭФ (табл. 3).

Чем меньше показатель двойного произведения, тем лучше миокард сердца экономит свои резервы в состоянии покоя,

что косвенно указывает на высокую степень физической тренированности человека [2, 7, 8]. Данный показатель на хорошем уровне у студентов ЕГФ (72,4±4,5, уровень «4»), ЭФ (75±5,2, уровень «4») и ЮФ (81±5,3, уровень «4»), ФФКиС (82,3±4,8, уровень «4»), у студентов ИФ, ФФ, ИТФ, СХФ он на среднем уровне (88±5,3, уровень «3»), а у остальных ниже среднего (табл.3.). Действительно, такие результаты подтверждает показатель эффективности кровообращения, который отражает состояние сердечно-сосудистой системы после нагрузок [7, 10]. Так, у студентов ЕГФ ПЭК составил 80,5±6,9 - уровень «4», ЭФ 102±8,2 - уровень «5», ЮФ 113±8,2 -уровень «4», ФФКиС 98,5±8,3 - уровень «4», у остальных низкие или средние показатели (табл. 3).

Почти у всех студентов одиннадцати факультетов (75,0%) усиленно работает симпатический отдел, управляя

деятельностью всех органов. Данный отдел включается в ситуациях, требующих напряженной психической и физической деятельности. Такие результаты можно связать с напряженным климатогеогра-фическим расположением региона, приравненного к Северу, а также депрессивным состоянием экономики, об этом свидетельствуют многочисленные

исследования [1, 2, 4, 7]. Для приспособления к любым изменяющимся факторам среды организму юношей требуются значительные энергетические затраты и напряжение сердечно-сосудистой системы. Парасимпатический отдел проявляет свою основную функцию вне периода наряженной активности организма (25%).

Таблица 4. Физиологические показатели девушек

№ показатели ФаКУльтеты КИ, у.е. Уро вень ЖЕЛ, мл. ЖИ, у.е. Уровень PWC 170 Уро вень ДП, .уе. Уро вень ПЭК Уро вень Тип вегетативной регуляции

1 ЕГФ (n=26) 49± 1,9 2 2978± 96 58 4 37,5± 8 3 77± 4,5 4 106± 6,9 4 Симпатикото-ния-69% (18 чел.) Ваготония -27% (7 чел.), эйтония 1 чел. (4%)

2 ИФ (n=38) 37± 2,8 2 2952± 89 53 4 63± 16 4 85± 3,5 3 112± 5,8 4 Симпатикото-ния-70% (26 чел.) Ваготония -16% (6 чел.), эйтония 5 чел. (14%)

3 ФФКиС (n=2) 34± 5,9 1 3250± 79** 60 5 65± 14 4 78± 3,8 4 114± 7,9 4 Симпатикото-ния-100% (2 чел.)

4 ФМФ (n=56) 32± 3,1 1 2671± 86 49 3 20± 7 4 93± 5,5 3 107± 5,5 3 Симпатикото-ния-79% (44 чел.) Ваготония -13% (7 чел.), эйтония 5 чел. (8%)

5 ФФ(п=63) 46± 5,0 4 2846± 98 54 4 26± 6 4 92.1 ± 4,9 3 116± 4,8 3 Симпа- тикотония-75% (47 чел.) Ваготония -21% (13 чел.), эйтония 3 чел. (5%)

6 КПИ (n=39) 26± 2,1 1 2831± 69 50 4 13.7± 3 4 100 ± 6,5 2 121± 6,9 3 Симпатикото-ния-87% (34 чел.) Ваготония -13% (5 чел.).

7 КПК (n=69) 38± 4,0 2 2679± 86 49 3 46± 9 4 85.6 ± 2,8 3 118± 5,7 3 Симпатикото-ния-62% (43 чел.) Ваготония -30% (21 чел.), эйтония 5 чел. (7%)

8 ЭФ (n=24) 33± 5,3 2 3288± 98** 54 4 18± 7 4 97± 5,7 2 126± 4,9 2 Симпатикото-ния-50% (12

чел.) Ваготония -42% (10 чел.), эйтония 2 чел. (8%)

9 СХФ (n=18) 37± 4,1 2 3022± 69 52 3 60± 15 5 88± 2,6 3 118± 6,7 3 Симпатикото-ния-67% (12 чел.) Ваготония -33% (6 чел.)

10 ЮФ (n=18) 30± 1,2 1 3043± 78 54 4 29± 3 4 76± 3,5 4 112± 6,5 4 Симпатикото-ния-78% (14 чел.) Ваготония -17% (3 чел.), эйтония 1 чел. (5%)

11 ИТФ (n=7) 35± 1,3 1 3086± 89 56 4 140± 19 4 87± 2,7 3 108± 4,3 4 Симпатикото-ния-71% (5 чел.) Ваготония -29% (2 чел.)

Примечание: по сравнению с минимальными показателями -р<0,01 - **, р<0,05 - *.

Таким образом, по кистевому индексу не обнаружено достоверных отличий между девушками разных факультетов, (табл. 3.), по уровням кистевого индекса в большинстве они занимают низшие уровни, кроме девушек ФФ. По показателю жизненной емкости легких обнаружены значимые различия между студентами ФФ (2846±98), ФМФ (2671±86), КПИ (2831±61), КПК (2679±86), у которых более низкие показатели ЖЕЛ, но в пределах нормы «3», но есть более высокие по сравнению с этими студентками факультеты: ФФКиС (3250±79), ЭФ (3288 ±98) (табл. 4.). Почти у всех девушек хороший показатель PWC 170 физической работоспособности (табл. 4).

Двойное произведение на хорошем уровне у студенток ЕГФ (77,4±4,5, уровень «4»), ФФКиС (78,0±3,8, уровень «4»), ЮФ (76±3,5, уровень «4») и ИТФ (87±2,7, уровень «4») (табл.4.), поскольку чем ниже показатель, тем экономнее работает сердце [7, 8]. Но плохие значения у девушек КПИ,

ЭФ. Действительно, такие результаты подтверждает показатель эффективности кровообращения, который отражает состояние сердечно-сосудистой системы после нагрузок [7, 8, 10]. Так, у студентов ЕГФ ПЭК составил 106±6,9 - уровень «4», ФФКиС 114±7,9 - уровень «4», ЮФ 112±6,5 - уровень «4», ИТФ 108±4,3 -уровень «4». Низкие уровни у девушек ЭФ - 126±4,9 - уровень «2», у остальных средние уровни.

Почти у всех студенток одиннадцати факультетов (73,0%) усиленно работает симпатический отдел, как у юношей (табл.3.), управляя деятельностью органов, что указывает на напряженную психическую и физическую деятельность в условиях проживания в регионе [1, 2, 4, 7]. Это говорит о том, что любые приспособительные реакции организма требуют значительных энергетических затрат сердечно-сосудистой и других систем. Девушек с доминированием

парасимпатического отдела было намного меньше (27%) (табл. 4).

Далее проанализируем уровень физической подготовленности юношей (табл. 5.).

В прыжках в длину юноши не отличились высокими и хорошими результатами, у большинства из них наблюдались уровни «1» и «2». Только в 3-х факультетах зафиксирован «4» уровень -ФФКиС, КПИ и ЭФ. По гибкости студенты более гибкие, чем прыгучие. Гибкость больше характеризует возрастные особенности опорно-двигательного

аппарата. Силовые качества (подтягивание)

у большинства на уровне выше среднего, у студентов ФФКиС на высоком. Тесты на выносливость (бег на 2000 м) и скоростные качества (бег на 100 ч) показывают о достаточно хорошей выносливости и скорости студентов почти всех факультетов, но которая достигается напряжением вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем, которые даже в состоянии покоя работают максимально (табл. 3). Таким образом, у юношей пяти факультетов наблюдался хороший уровень физической подготовленности - ЕГФ, ФФКиС, ЭФ, СХФ, ЮФ, у остальных средний «3».

Таблица 5. Показатели физической подготовленности юношей

№ чЦоказатели Пры- Уро Гиб- Уро По- Уро- Бег на Уро- Бег на Уро- Инте- Уро

жки в - кость - дтя- вень 2000 м вень 100 м вень гр.ур. -

Факультеты длину , см вень вень ги- ван- ия физ.п одг. вень

1 ЕГФ (п=20) 189 ± 1,3 2 15,5± 0,3 4 13± 1,0 4 5,6± 0,3 5 13,8 ± 1,6с 4 20 4

2 ИФ (п=15) 190± 2,4 2 5± 0,2 1 13± 1,3 4 5,5± 0,2 5 14,1± 1,5 4 19 3

3 ФФКиС 210± 3,3* 3 15± 1,6 4 15± 3,3 5 5,1± 0,4 5 12,7± 0,3 5 24 4

4 ФМФ (п=47) 170± 2,9 1 13,6± 1,7 3 12± 2,3 4 7,1± 0,6 5 13,9± 0,7 4 20 3

5 ФФ (п=11) 200± 2,3 2 7.3± 1,3 2 14± 2,3 4 7.0± 0,3 5 14.3± 1,3 3 20 3

6 КПИ (п=3) 227± 2,3* 3 18± 1,4 4 11± 1,8 4 5.4± 0,7 5 13.9± 1,1 3 20 3

7 КПК(п=13) 189 ± 1,8 2 13 ± 1,5 3 13± 4,3 4 6.9± 2,3 5 13,8 ± 2,3с 4 18 3

8 ЭФ (п=7) 233± 2,3* 3 13± 4,3 3 14± 2,3 4 4.9± 0,7 5 13.2± 2,3 5 23 4

9 СХФ (п=20) 219± 2,8 2 13± 1,5 3 13± 1,6 4 7.8± 0,4 3 12.9± 1,3 5 22 4

10 ЮФ (п=5) 163± 1,6 1 22± 3,3 5 12± 1,3 4 7,2± 1,0 5 13,8± 2,3 4 22 4

11 ИТФ (п=25) 213± 3,3 2 14± 1,5 4 13± 1,6 4 9.4± 2,9 2 13.3± 1,3 5 20 3

Примечание: по сравнению с минимальными показателями -р<0,01 - **, р<0,05 - *.

Далее проанализируем показатели физической подготовленности девушек (табл.6). В прыжках в длину девушки не отличились высокими и хорошими результатами, у большинства из них наблюдаются уровни «1» и «2», как и у юношей (табл. 5). Только в трех факультетах наблюдется уровень «3» -ФФКиС, КПИ и СХФ. Студентки более гибкие и укладываются в норму, что косвенно характеризует возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, но нет студенток с хорошими или высокими показателями. Силовые качества (отжимание в упоре лежа на скамейке) у большинства на уровне выше среднего, у студенток ФФКиС и СХФ на высоком. Тесты на выносливость (бег на 1000 м)

показывают очень низкие результаты у большинства девушек ЕГФ, ФМФ, ФФ, КПИ, КПК, ЭФ, СХФ, ЮФ, ИТФ, только у девушек ФФКиС и ИФ хорошие результаты (табл. 6). Параметр скоростных качеств (бег на 100 ч) показал средние скоростные способности студенток почти всех факультетов, но которая достигается напряжением вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем при нагрузках (табл. 3). У студенток ЕГФ, ФФКиС, ФМФ, ЭФ, ЮФ наблюдался хороший уровень. Таким образом, у большинства студенток наблюдался средний уровень физической подготовленности - ИФ, ФМФ, ФФ, КПИ, КПК, ЭФ, СХФ, у остальных второй «2», только у ФФКиС - уровень «4».

№ показатели Факультеты прыж ки в длин у, см Уро вен ь Гиб кос ть, см Уро вен ь Отжимания на скам., кол-во раз Уров ень Бег на 1000 м Уровень Бег на 100 м Уров ень Инте гр.ур. физ.п одг. Уро вен ь

1 ЕГФ (n=20) 143± 2,3 1 12,8 ± 3,4 4 14± 2,3 3 5,5± 0,4 1 17,2 ± 1,3 4 15 2

2 ИФ (n=15) 150± 2,3 1 6.5 ± 0,3 1 16± 1,3 4 4.4± 0,5 4 17.5± 1,8 3 17 3

3 ФФКиС 165± 1,8 3 18± 1,5 3 20± 2,3 5 4,2± 0,03 4 16,7± 0,8 4 21 4

4 ФМФ (n=56) 132± 1,4 1 13.6 ± 1,9 3 17± 2,5 4 6± 1,0 2 16.3± 0,8 4 16 3

5 ФФ(п=63) 148± 2,3 1 18± 1,3 3 20± 1,8 4 7.0± 1,5 1 17.5± 2,5 3 16 3

6 КПИ (n=39) 168± 1,8 3 16± 0,3 3 19± 0,5 4 8.2± 1,8 1 17.2± 0,9 3 17 3

7 КПК(п=69) 148± 2,3 1 19± 1,0 3 20± 1,5 4 8.6± 0,3 1 17.6± 1,8 3 16 3

8 ЭФ (n=24) 164± 3,9 2 16± 2,3 3 20± 0,3 4 6± 0,6 2 16.6± 0,3 4 18 3

9 СХФ (n=18) 166± 2,3 3 17± 0,3 3 24± 0,93 5 5.4± 1,8 3 15± 1,9 5 20 3

10 ЮФ(п=14) 144± 1 11± 2 9± 2 5,7± 2 16,3± 4 15 2

Таблица 6. Показатели физической подготовленности девушек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,3 1,3 1,8 2,3 2,3

11 ИТФ (n=5) 150± 1,8 2 7± 1,9 2 9± 0,5 2 5,7± 1,3 2 19.6± 1,6 2 14 2

Примечание: по сравнению с минимальными показателями -р<0,01 - **, р<0,05 - *.

Выводы:

1. Антропометрические параметры показывают гармоничное развитие физического тела, которые соответствуют региональным нормативам, но есть студенты с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка выявлена у 446 человек (82,3%), с сутуловатой осанкой - 57 студентов (10,6%), с кифотической - 23(4,3%), выпрямленной - 12 (2,2%), со сколиотической - 2 (0,4%). Стопа нормальная у 520 студентов (96,3%), а у остальных наблюдалось плоскостопие 20 (3,7%).

2. Из физиологических параметров

следует подчеркнуть важность показателей работы легких - жизненную емкость легких, которая у большинства юношей выше среднего, кроме филологического факультета, у которых ниже среднего. Экономичность работы сердца в покое у студентов ФМФ, КПИ и КПК ниже среднего, но показатель эффективности кровообращения почти у всех юношей 11-ти факультетов на уровне выше среднего, кроме ФМФ, КПИ, КПК и ИФ. Если проводить параллель с уровнем физической подготовленности, то действительно, Библиографический список

1. Будук-оол, Л. К. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климато-географическом

регионе / Л. К. Будук-оол, Р. И. Айзман, В. А. Красильникова. — Текст : непосредственный //

юноши данных факультетов имели средний уровень подготовленности, что указывает об отсутствии систематических физических тренировок и экономичной работы сердечно-сосудистой системы. Почти у всех студентов 11-ти факультетов (75,0%) усиленно работает симпатический отдел.

Из физиологических параметров у студенток на низком уровне наблюдались параметры экономичности работы сердца в покое у студенток КПИ, ЭФ, а также низкие показатели эффективности кровообращения после нагрузки у большинства студенток, что говорит об отсутствии физических тренировок. Почти у всех студенток одиннадцати факультетов (73,0%) усиленно работает симпатический отдел, как у юношей.

3. Средний уровень подготовленности у юношей 20,9 баллов, что соответствует уровню «3», интегральный уровень физического здоровья юношей 37,9 баллов, что соответствует уровню «4». Средний уровень подготовленности у девушек 15,6 баллов, что соответствует уровню «3», интегральный уровень физического здоровья девушек 32,6 баллов, что тоже соответствует уровню «3».

Физиология человека. — 2009. — № 35 (4). — С. 103-109.

2. Влияние дизадаптивных расстройств на метаболические и эндокринные проявления психоэмоционального стресса у студентов Тывы / В. А. Красильникова, В. В. Колесникова, В. И. Хаснулин, В. Г. Селятицкая. — Текст :

непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 3. — С. 286-289.

3. Воронцов, И. М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / И. М. Воронцов. — Ленинград : Издательство «Ленинградский педиатрический медицинский институт», 1996. — 56 о. — Текст : непосредственный.

4. Изменения антропологических характеристик молодежи Тувы в связи с влиянием социально-экономических факторов / В. А. Бацевич, Д. А. Машина, В. А. Красильникова, О. В. Ясина. — Текст : непосредственный // Новые исследования Тувы. — 2021. — № 3. — С. 148-163.

5. Ишал В.А. К вопросу о возможностях консервативного лечения сколиоза // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1990. - № З.

- С. 74-76.

6. Кирилова, И. А. Оценка физического развития как

популяционной характеристики детского населения Иркутской области : специальность 03.02.08 «экология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Кирилова И.А. ; ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».

— Иркутск, 2017. — 23 о. — Текст : непосредственный.

7. Красильникова, В. А. Состояние сердечнососудистой системы студентов Тувинского государственного университета, прибывших из разных районов Республики Тыва . - иКЬ: ШрБ ://суЪег1етпка. ги/аШск/п/БОБйуате -5еМесЬпо-5О5и&51оу-5151ету-51Меп1оу-tuvinskogo-gosudarstvennogo-universiteta-рпЬуу5ЫЫ7-га7пуЬ-гауопоу-ге5риЬИ-к1 (дата обращения: 23.04.2022). - Текст : электронный.

8. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев [и др.]. — Новосибирск : ООО "Рекламно-издательская фирма Новосибирск", 2010. — 100 о. — Текст : непосредственный.

9. Трошин, В. Д. Нейровисцеральные расстройства.

Диагностика, лечение и профилактика : научные труды III Международного конгресса вертеброневрологов. - Казань, 1993. - 38 с. -Текст : непосредственный.

10. Хомяков, Г. К. Индекс эффективности кровообращения как оперативный показатель управления тренировочным процессом / Г. К. Хомяков. — Текст : непосредственный // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». — 2017. — № 2(144). — С. 128-135.

11. Кистевая динамометрия. - иЯЬ: ://peregudova. moscow/kistevaj а-

dinamometrija/#:~:text (дата обращения: 23.04.2022). - Текст : электронный.

References

1. Buduk-ool L. K., Ajzman R. I., Krasil'nikova V. A. Dinamika processov adaptacii k obucheniju studentov, prozhivajushhih v diskomfortnom klimato-geograficheskom regione [Dynamics of the processes of adaptation to learning of students living in an uncomfortable climatic and geographical region]. Fiziologija cheloveka [Human Physiology]. 2009. No. 35 (4). P. 103-109. (In Russian)

2. Krasil'nikova V. A., Kolesnikova V. V., Khasnulin V. I., Seliatickaya V. G.. Vlijanie dizadaptivnyh rasstrojstv na metabolicheskie i jendokrinnye projavlenija psihojemocional'nogo stressa u studentov Tyvy [The influence of dysadaptive disorders on metabolic and endocrine manifestations of psychoemotional stress in Tyva students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2010. No. 3. P. 286289. (In Russian)

3. Vorontsov I. M. Zakonomernosti fizicheskogo razvitija detej i metody ego ocenki [Patterns of physical development of children and methods of its assessment]. Leningrad, Leningrad Pediatric Medical Institute Publ,, 1996. 56 p. (In Russian)

4. . Batsevich V. A, Mashina D. A., Krasilnikova V. A., Yasina O. V. Izmenenija antropologicheskih harakteristik molodezhi Tuvy v svjazi s vlijaniem social'no-jekonomicheskih faktorov [Changes in the anthropological characteristics of Tuva youth due to the influence of socio-economic factors]. The New research of Tuva. 2021. No. 3.P. 148-163. (In Russian)

5. Ishal V.A. K voprosu o vozmozhnostjah konservativnogo lechenija skolioza []. Ortopedija, travmatologija i protezirovanie []. 1990. No.3. P. 7476. (In Russian)

6. Kirilova I. A. Ocenka fizicheskogo razvitija kak populjacionnoj harakteristiki detskogo naselenija Irkutskoj oblasti : special'nost' 03.02.08 «jekologija» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata biologicheskih nauk []. Irkutsk State University. Irkutsk, 2017. 23 p. (In Russian)

7. Krasilnikova V. A. Sostojanie serdechno-sosudistoj sistemy studentov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta, pribyvshih iz raznyh rajonov Respubliki Tyva []. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-serdechno-sosudistoy-sistemy-studentov-tuvinskogo-gosudarstvennogo-universiteta-pribyvshih-iz-raznyh-rayonov-respubli-ki (access date: 23.04.2022). (In Russian)

8. izman R. I., Aizman N. I., Lebedev A. V. et al. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo i psihicheskogo zdorov'ja, fizicheskoj podgotovlennosti studentov vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij []. Novosibirsk, Publ. "Reklamno-izdatel'skaja firma Novosibirsk", 2010. 100 p. (In Russian)

9. Troshin V. D. Nejrovisceral'nye rasstrojstva. Diagnostika, lechenie i profilaktika : nauchnye trudy III Mezhdunarodnogo kongressa vertebronevrologov. Kazan, 1993. 38 p. (In Russian)

10. Khomyakov G. K. Indeks jeffektivnosti krovoobrashhenija kak operativnyj pokazatel' upravlenija trenirovochnym processom []. Nauchno-

teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». 2017. No. 2 (144). P. 128-135. (In Russian)

11. Kistevaja dinamometrija. Available at: https ://peregudova. moscow/kistevaj a-dinamometrija/#:~:text (access date: 23.04.2022). (In Russian)

Ондар Аяна Олеговна, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией по медико-биологическим проблемам, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, email: ayana-82@mail.ru

Куулар Чодураа Юрьевна, главный врач НОиКОЦ Центра здоровья, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail, tgu-cz@mail.ru

Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: s.k.sailyk13@mail.ru

Серен-Чимит Орлана Олеговна, кандидат биологических наук, преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: o.serenchimit@mail.ru

Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спортивных дисциплин, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: menella2013@yandex.ru

Шивит-Хуурак Илья Кимович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спортивных дисциплин, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: ilyya.shik.61@yandex.ru

Саая Арат Владимирович, старший преподаватель кафедры физической культуры и спортивных дисциплин, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: aratsaaya85@mail.ru

Ayana O. Ondar, Candidate of Biological Sciences, Head of the Laboratory for Biomedical Problems, Scientific and Educational Center of the Tuvan State University Medical Center, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: ayana-82@mail.ru

Choduraa Yu. Kuular, Chief Physician, Medical Center, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: tgu-cz@mail.ru

Sailykmaa K. Saryg, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor at the Department of Anatomy, Physiology of Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: s.k.sailyk13@mail.ru

Orlana O. Seren-Chimit, Candidate of Biological Sciences, Lecturer at the Department of Anatomy, Physiology of Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: o.serenchimit@mail.ru

Ella E. Mendot, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sports Disciplines, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: menella2013@yandex.ru

Ilya K. Shivit-Khuurak, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sports Disciplines, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: ilyya.shik.61@yandex.ru

Arat V. Saaya, Lecturer at the Department of Physical Education and Sports Disciplines, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: aratsaaya85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.