ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ
© ГЕРАСИМОВА И.Н., ЛЕБЕДИНСКИИ В.Ю. - 2008
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ Г. ИРКУТСКА
И.Н. Герасимова, В.Ю. Лебединский
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра анатомии человека, зав. — к.м.н., доц. Т.И. Шалина; Иркутский государственный технический университет, ректор — д.т.н., проф. И.М. Головных, центр физической культуры, руководитель — доц. Э.Г. Шпорин)
Резюме. По результатам антропометрических измерений, функциональных проб и тестирования двигательных качеств у 3073 детей дошкольного возраста (4- 7 лет) сформирована база данных по г. Иркутску. Проведено их сравнение со средними показателями по Центрально-Европейской части России и с общероссийскими стандартами.
Ключевые слова: физическое развитие (антропометрия, функциональные показатели), физическая подготовленность, двигательные качества, дети, дошкольный возраст.
INDICES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL GROUNDING OF THE IRKUTSK CHILDREN AGED 4-7 YEAS OLD
I.N. Gerasimova, V.Yr. Lebedinsky (Irkutsk State Medical University, Irkutsk State Technical University)
Summary. According to the findings of antropometric measurements, functional tests and testing of motor characteristics in 3073 children ofpreschool age (4—7years old) the information base of city Irkutsk has been formed. Their comparison with the average indices of the Central European Russia and with the all-Russian standards has been made.
Key words: physical development (anthropometry, functional indices), physical grounding, motor characteristics, children, preschool age.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в Российской Федерации является ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН число здоровых дошкольников снизилось в 5 раз (около 10% поступающих в школу). При поступлении в школу это серьезно осложняет их адаптацию к школьной среде и является причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости [5,6]. По данным Министерства здравоохранения России только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, 40% относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза [1].
Обширные территории России отнесены к разряду экологически неблагополучных. Эта проблема актуальна и для нашего региона, так как 6 городов Иркутской области (гг. Ангарск, Усолье-Сибирское, Шелехов, Са-янск, Братск, Усть-Илимск) входят в состав группы самых неблагополучных по загрязнению атмосферного воздуха городов России [10,12]. При оценке физического развития детей в этих регионах выявлено отставание от биологического возраста более чем у 25% обследованных и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием за счет дифицита массы тела [7].
В сложившейся ситуации возникла острая необходимость в создании и реализации комплексных мер, направленных на укрепление здоровья населения страны, особенно детского возраста. Одним из направлений по формированию здорового образа жизни нации и повышению роли физической культуры среди граждан явилось постановление Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 г. об Общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
Материалы и методы
Работа выполнялась в рамках разработки технологии проведения мониторинга и Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2000-2005 гг.).
Согласно поставленной цели были проведены антропометрические измерения (длина тела, масса тела, окружность груди, окружность плеча длина рук и ног, ширина плеч и таза, толщина кожно-жировых складок), функциональные пробы (ЧСС, ЖЕЛ, АД, сила мышц кистей, проба Мартинэ-Кушелевского) и тестирование двигательных качеств (гибкость, быстрота, сила, скоростно-силовая выносливость) детей, посещающих Муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 75, 79, 148 Ленинского района г. Иркутска. Антропометрические измерения проводилось по общепринятой методике с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), а также с использованием учебно-методического пособия «Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека» [11]. Для оценки основных двигательных качеств были применены тесты, разработанные во ВНИ-ИФК [3,14]. Исследования проводились в течение 3 лет (с сентября 2004 г. по май 2007 г.) два раза в год, в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года. Всего было обследовано 3073 здоровых детей в возрасте от 4 до 7 лет, из них 1513 (49,2%) — мальчики и 1560 (50,8%) — девочки.
При расчете показателей уровня физического развития и физической подготовленности иркутских дошкольников был применен метод сигмальных отклонений с использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (в) [2,11]. Выборку разделили на 5 сигма-классов: «очень низкий», «низкий» (М—1,34в), «средний» (0,67в—М+0,67в), «выше среднего» (М+1,34в), «высокий». Эти градации выявлены параметрическим методом с распределением признаков относительно возраста и пола детей. Параметрические методы исследования выбраны в соответствии с рекомендациями [1].
Результаты и обсуждение
Полученные данные позволили сформировать базу показателей физического развития и двигательных качеств детей дошкольного возраста г. Иркутска. В ней представлен уровень их физического развития и физической подготовленности в пяти градациях — низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий (табл.
1, 2).
При сравнении полученных данных со средними показателями физического развития детей в России
выявлены их некоторые отличая. Так, показатели роста и веса у иркутян обоих полов превышают средние значения по России в возрасте 6 лет, а у мальчиков показатели роста выше российских еще и в 4-5 лет. Максимальный уровень средних значений окружности грудной клетки и жизненной емкости легких у иркутян
щую тенденцию к децелерации роста и биологического развития у современных детей, проявляющуюся в «грацилизации» телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки [8,9].
Средние значения кистевой динамометрии среди
Таблица 1
Показатели физического развития и двигательных качеств девочек дошкольного возраста (4-7 лет) г. Иркутска
Возраст Уровень s M
низкий ниже среднего | средний выше среднего высокий
Рост стоя (см)
4 года <97,8 97,9-100,1 100,2-104,8 104,9-107,1 >107,2 3,4 102,5
5 лет <103,8 103,9-106,3 106,4-111,4 111,5-113,9 >114,0 3,7 108,9
6 лет <109,7 109,8-112,1 112,2-117,0 117,1-119,4 >119,5 3,6 114,6
7 лет <113,2 113,3-115,8 115,9-120,9 121,0-123,5 >123,6 3,8 118,4
Масса тела (кг)
4 года <14,5 14,6-15,3 15,4-17,2 17,3-18,0 >18,1 1,3 16,3
5 лет <15,6 15,7-16,8 16,9-19,1 19,2-20,3 >20,4 1,7 18,0
6 лет <17,1 17,2-18,5 18,6-21,2 21,3-22,6 >22,7 2,0 19,9
7 лет <18,1 18,2-19,7 19,8-23,0 23,1-24,6 >24,7 2,4 21,4
Окружность грудной клетки (см)
4 года <48,9 49,0-49,9 50,0-52,2 52,3-53,2 >53,3 1,6 51,1
5 лет <50,3 50,4-51,5 51,6-53,8 53,9-55,0 >55,1 1,7 52,7
6 лет <51,6 51,7-52,8 52,9-55,5 55,6-56,7 >56,8 1,9 54,3
7 лет <52,8 52,9-54,2 54,3-57,1 57,2-58,5 >58,6 2,1 55,7
Жизненная емкость легких (мл)
4 года <386,4 386,5-554,4 554,5-690,5 690,6-758,5 >758,6 101,5 622,5
5 лет <637,5 637,6-720,1 720,2-885,4 885,5-968,0 >968,1 123,3 802,8
6 лет <777,2 777,3-865,5 865,6-1042,4 1042,5-1130,7 >1130,8 131,9 954,0
7 лет <851,5 851,6-945,3 945,4-1133,2 1133,2- 1227,0 >1227,1 140,1 1039,3
Окружность плеча в покое (см)
4 года <14,0 14,1-14,6 14,7-15,7 15,8-16,3 >16,4 0,8 15,2
5 лет <14,4 14,5-15,0 15,1-16,3 16,4-16,9 >17,0 0,9 15,7
6 лет <14,9 15,0-15,5 15,6-17,0 17,1-17,6 >17,7 1,0 16,3
7 лет <15,3 15,4-16,1 16,2-17,8 17,9-18,6 >18,7 1,2 17,0
Динамометрия правой кисти (кг)
4 года <0,1 0,2-0,7 ,2 2, ,8 0, ,8 2, ,3 2, >2,9 1,0 1,5
5 лет <0,3 0,4—1,3 1,4—3,4 3,5—4,4 >4,5 1,5 2,4
6 лет <1,0 1,1—2,0 2,1—4,3 4,4—5,4 >5,5 1,6 3,2
7 лет <1,8 1,9-3,0 3,1—5,3 5,4-6,5 >6,6 1,7 4,2
Динамометрия левой кисти (кг)
4 года 0 0,1-0,6 0,7—1,7 1,8-2,3 >2,4 0,8 1,2
5 лет <0,3 0,4—1,1 1,2—2,6 2,7—3,4 >3,5 1,1 1,9
6 лет <0,5 0,6—1,5 1,6—3,4 3,5—4,4 >4,5 1,4 2,5
7 лет <1,3 1,4-2,3 2,4—4,4 4,5-5,4 >5,5 1,5 3,4
Бег 30 метров (сек)
4 года <7,7 7,8—9,1 9,2-11,8 11,9-13,2 >13,3 2 10,5
5 лет <6,2 ,8 7, ,3 6, 7,9-10,9 11,0-12,5 >12,6 2,3 9,4
6 лет <6,7 6,8—7,3 7,4—8,6 8,7—9,2 >9,3 0,9 8
7 лет <6,6 6,7—7.0 7,1—8,1 8,2-8,5 >8,6 0,7 7,6
Подъем туловища (кол-во раз)
4 года <0,7 0,8-2,5 2,6—6,0 6,1-7,8 >7,9 2,6 4,3
5 лет <1,6 1,7—3,5 3,6—7,4 7,5—9,3 >9,4 2,8 5,5
6 лет <3,3 3,4—5,6 5,7-10,3 10,4-12,6 >12,7 3,4 8
7 лет <4,2 4,3-6,6 6,7-11,5 11,6-13,9 >14,0 3,6 9,1
Прыжок в длину с места (см)
4 года <48,3 48,4-55,6 55,7-70,1 70,2-77,4 >77,5 10,8 62,9
5 лет <64,8 64,9-71,9 72,0-86,4 86,5-93,5 >93,6 10,7 79,2
6 лет <78,7 78,8-86,0 86,1-100,9 101,0-108,2 >108,3 11 93,5
7 лет <86,0 86,1-93,1 93,2-107,2 107,3-114,3 >114,4 10,5 100,2
ниже, чем у сверстников во всех возрастных группах, однако у иркутских мальчиков в 7 лет показатели ЖЕЛ выше средних по России. Такие различия можно объяснить большей степенью астенизации детей от 4 до 6 лет, проживающих в нашем регионе. Это подтверждает об-
иркутян существенно ниже общероссийских во всех возрастных группах, как у мальчиков, так и у девочек.
Сопоставление результатов тестирования двигательных качеств у иркутских дошкольников по сравнению с общероссийскими данными так же вызывает серьез-
ную настороженность. Так, средние значения в тесте на скоростно-силовую выносливость мышц туловища («Подъем туловища за 30 сек») достоверно ниже у иркутских мальчиков в возрасте от 4 до 5 лет, а у девочек во всех возрастах. Определение силы мышц нижних
результат, по сравнению с девочками во всех возрастах. При этом показатели гибкости позвоночника у мальчиков имеют тенденцию к снижению от 3,3 см в 4 года до 0,8 см в 7 лет. Таким образом, большинство показателей уровня физической подготовленности детей, по-
Таблица 2
Показатели физического развития и двигательных качеств мальчиков дошкольного возраста (4-7 лет) г. Иркутска
Возраст Уровень s M
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Рост стоя (см)
4 года <97,4 97,5-99,8 99,9-104,5 104,6-106,9 >107,0 3,5 102,2
5 лет <104,8 104,9-106,8 106,9-110,9 111,0-112,9 >113,0 3,0 108,9
6 лет <110,3 110,4-112,7 112,8-117,6 117,7-120,0 >121,0 3,6 115,2
7 лет <115,0 115,1-117,6 117,7-122,7 122,8-125,3 >125,4 3,8 120,2
Масса тела (кг)
4 года <14,3 14,4-15,3 15,4-17,2 17,3-18,2 >18,3 1,4 16,3
5 лет <16,0 16,1-17,0 17,1-19,1 19,2-20,1 >20,2 1,5 18,1
6 лет <17,4 17,5-18,8 18,9-21,5 21,6-22,9 >23,0 2,0 20,2
7 лет <18,8 18,9-20,5 20,6-24,0 24,1-25,7 >25,8 2,5 22,3
Окружность грудной клетки (см)
4 года <49,6 49,7-50,6 50,7-52,7 52,8-53,7 >53,8 1,5 51,7
5 лет <51,2 51,3-52,4 52,5-54,7 54,8-55,9 >56,0 1,7 53,6
6 лет <53,0 53,1-54,2 54,3-56,7 56,8-57,9 >58,0 1,8 55,5
7 лет <54,3 54,4-55,7 55,8-58,8 58,9-60,2 >60,3 2,2 57,3
Жизненная емкость легких (мл)
4 года <502,1 502,2-573,4 573,5-716,3 716,4-787,6 >787,7 106,5 644,9
5 лет <686,0 686,1-772,7 772,8-946,4 946,5-1033,1 >1033,2 129,5 859,6
6 лет <827,4 827,5-920,2 920,3-1106,1 1106,2-1198,9 >1199,0 138,6 1013,2
7 лет <942,6 942,7-1033,7 1033,6-1215,3 1215,4-1306,1 >1306,2 135,6 1124,4
Окружность плеча в покое (см)
4 года <14,1 14,2-14,5 14,6-15,6 15,7-16,0 >16,1 0,7 15,1
5 лет <14,5 14,6-14,9 15,0-16,0 16,1-16,4 >16,5 0,7 15,5
6 лет <14,8 14,9-15,4 15,5-16,7 16,8-17,3 >17,4 0,9 16,1
7 лет <15,3 15,4-16,1 16,2-17,6 17,7-18,4 >18,5 1,1 16,9
Динамометрия правой кисти (кг)
4 года 0 0,1-0,6 0,7—1,7 1,8-2,3 >2,4 0,8 1,2
5 лет <0,3 0,4—1,5 1,6—3,8 3,9—5,0 >5,1 1,7 2,7
6 лет <1,2 1,3—2,4 2,5—4,7 4,8—5,9 >6,0 1,7 3,6
7 лет <2,8 2,9-3,8 3,9—5,9 6,0-6,9 >7,0 1,5 4,9
Динамометрия левой кисти (кг)
4 года 0 0,1-0,4 0,5—1,5 1,6-1,9 >2,0 0,7 1,0
5 лет 0 0,1-1,0 1,1-3,1 3,2—4,1 >4,2 1,5 2,1
6 лет <0,7 0,8—1,7 1,8—3,8 3,9—4,8 >4,9 1,5 2,8
7 лет <1,7 1,8-2,7 2,8—4,6 4,7-5,6 >5,7 1,4 3,7
Бег 30 метров (сек)
4 года <8,2 8,3-9,2 9,3-11,1 11,2-12,1 >12,2 1,4 10,2
5 лет <7,1 7,2-7,7 7,8—9,0 9,1-9,6 >9,7 0,9 8,4
6 лет <6,7 6,8-7,1 7,2—8,2 8,3—8,6 >8,7 0,7 7,7
7 лет <6,2 6,3-6,6 6,7—7,5 7,6-7,9 >8,0 0,6 7,1
Подъем туловища (кол -во раз)
4 года <0,2 0,3-1,8 1,9—4,9 5,0-7,5 >7,6 2,3 3,4
5 лет <1,5 1,6—3,7 3,8—8,0 8,1-10,2 >10,3 3,2 5,9
6 лет <3,2 3,3—5,7 5,8-11,2 11,3-13,7 >13,8 3,9 8,5
7 лет <5,1 5,2-7,9 8,0-13,5 13,6-16,4 >16,5 4,2 10,8
Прыжок в длину с места (см)
4 года <52,8 52,9-60,7 60,8-76,4 76,5-84,3 >84,4 11,7 68,6
5 лет <73,8 73,9-81,1 81,2-95,6 95,7-102,9 >103,0 10,8 88,4
6 лет <88.0 88,1-94,9 95,0-108,6 108,7-115,5 >115,6 10,2 101,8
7 лет <95,9 96,0-102,6 102,7-115,9 116,0-122,6 >122,7 9,9 109,3
конечностей («Прыжок в длину с места») у иркутян показало по сравнению с общероссийскими стандартами более низкие результаты в возрасте 4-6 лет у мальчиков, а в 4 года и 6-7 лет у девочек. При тестировании активной гибкости позвоночника («Наклон вперед сидя») мальчики показали существенно более низкий
сещающих ДОУ г. Иркутска ниже, чем средние показатели по России у их сверстников.
При оценке динамики годового прироста показателей физической подготовленности дошкольников г. Иркутска можно отметить их уменьшение к 7 годам у мальчиков и девочек при определении быстроты («Бег
на 30 метров сходу») и силы; к 6 годам у мальчиков и к 7 годам у девочек при тестировании скоростно-силовой выносливости; в 7 лет у девочек в тесте на активную гибкость позвоночника. Такой период отрицательной динамики в развитии двигательных качеств у дошкольников к концу обучения в ДОУ отмечался и ранее [13]. Очевидно, это связано с усиленной подготовкой детей к обучению в школе, а физическая активность при этом
остается на прежнем уровне или даже снижается.
Учитывая все вышеизложенное, становится очевидной необходимость обновления (раз в 5 лет) региональных стандартов физического развития и физической подготовленности детского населения и совершенствования технологии их физического воспитания детей в ДОУ, с учетом морфофункциональных закономерностей развития ребенка и его индивидуальных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. АвтандиловГ.Г. Медицинская морфометрия. — М.: Медицина, 1990. — 384 с.
2. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. - М.: Изд-во МГУ, 1962. - 340 с.
3. Гилясова М.Х. Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях как приоритетная форма сохранения и укрепления здоровья школьников // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. — Нальчик: ВНИиФКиС, 2007. — С.69-
4. Изаак С.И., Кабачков В.А., Тяпин А.Н. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи // Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: сб. науч. тр. — М., 2002. — С.10-37.
5. Индреев М.Х., Киржинов М.М. Мониторинг физического состояния и актуальность ее организации в раннем возрасте // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. — Нальчик: ВНИИФКиС, 2007.
6. Кузьмин А.Ф., Тихомирова Н.В. Здоровье и умственная работоспособность первоклассников в период адаптации к школьному обучению // IV Сибирский физио-
логический съезд: тез. докл. — Барнаул, 2008. — С.137.
7. Кучма В.Р., Миннибаев Т.Ш., Дьяконова О.М. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях // Гигиена и санитария. - 1993. - № 11 - С38-41.
8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков // Учебник: гигиена детей и подростков. — М.: Медицина, 2004. —
С.62-66.
9. Миклашевская Н.Н., Соловьева В. С., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков Москвы. — М., 1993. - 234 с.
10. Михайлова Л.А. Системогенез и особенности транспорта кислорода у детей в условиях Сибири и Крайнего Севера // Сб. науч.-иссл. Работ КрасГМА. — Красноярск, 2002. - С.249-256.
11. Николаев В.Г., Шарайкина В.П., Синдева Л.В. и др. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека: учеб.-метод. пособие. - Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2005. - 111с.
12. Савченков М.Ф. Состояние здоровья населения г. Иркутска в связи с техногенным загрязнением окружающей среды. - Иркутск, 1991. - 75 с.
13. Тимошина И.Н. Влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С.17-19.
14. Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров Л.А. и др. Физкультурный паспорт // Методическое руководство по тест-программе. - М., 1998. - 25 с.
Адрес для переписки:
664003 г. Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра анатомии человека, ассистенту Герасимовой Ирине Николаевне. Контактный телефон: (3952)24-33-61.
© СТОМ Д.И., БОЯРОВА Н.А., ДАГУРОВ А.В., ВЯТЧИНА О.Ф., САКСОНОВ М.Н. - 2008
ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ГУМИНОВЫХ ВЕЩЕСТВ
Д.И. Стом, Н.А. Боярова, А.В. Дагуров, О.Ф. Вятчина, М.Н. Саксонов
(Иркутский государственный университет, ректор - д.х.н., проф. А.И. Смирнов; Научно-исследовательский институт биологии при Иркутском государственном университете, директор - к.б.н. Л.Р Изместьев, лаборатория водной
токсикологии, зав. - д.б.н., проф. Д.И. Стом)
Резюме. Изучали влияние препаратов гуминовых веществ на изменение гидрофобности поверхностей клеток и спор микроорганизмов и их адгезию к гидрофобным веществам. Установлено, что гуматы и поверхностно-активные вещества снижали адгезию клеток микроорганизмов на каплях эмульсий гидрофобных веществ и повышали гидрофиль-ность их поверхностей.
Ключевые слова: гуматы, микроорганизмы, олеофильные вещества, эмульсии, адгезия.
THE POSSIBLE MECHANISMS OF HUMIC SUBSTANCES BIOLOGIC EFFECT
D.I. Stom, N.A. Boyarova, A.V. Dagurov, O.F. Vyatchina, M.N. Saxonov (Irkutsk State University, Scientific Research Institute of Biology at Irkutsk State University)
Summary. The effect of humic substances samples on the change of hydrophobic properties of cell surface and spores of microorganisms and their adhesion to hydrophobic substances was studied. Humates and surface active substances are shown to decrease microorganism cell adhesion on the drops of hydrophobic substance emulsion and increase hydrophily of their surface.
Key words: humates, microorganisms, hydrophobic substances, emulsions, adhesion.
В последнее время появились сообщения о способности гуминовых веществ снижать уровень заболеваемости [4,9,13]. Важной особенностью действия гуми-новых веществ на организм является их относительная индифферентность к протекающим в организме процессам в норме, и эффективное корректирующее дей-
ствие при каких либо отклонениях, происходящих в организме [7]. Вместе с тем достоверных сведений о механизмах действия гуминовых веществ на биологические объекты до сих пор нет. Высказываются предположения, что в основе биологических эффектов гу-миновых веществ на организмы лежит их способность