Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выводы

1. Концентрация йода в воде 50 водоисточников Горного Алтая колеблется в пределах от 0,52 до 26,6 у/л.

2. В среднем природные воды Горно-Алтайской автономной области содержат йода 3 у/л, что позволяет отнести эту область к биогеохимической провинции с низким уровнем содержания йода и потому способствующей возникновению зобной эндемии.

3. Воды рек Горного Алтая по мере прохождения через горные породы и почвы минерализуются и одновременно обогащаются йодом.

4. Реки содержат йода меньше, чем родники и колодцы. В среднем в реках Горного Алтая йода содержится 2,75 у/л, в родниках — 3,04 у/л, в колодцах — 3,33у/л.

ЛИТЕРАТУРА

Ахрем-Ахремович Р. М. Эндемический зоб в Ойротии. Омск, 1946. — Беляева Е. Н. Гиг. и сан., 1957, № 6, стр. 72.—Д рагомироваМ. А. Труды биогеохимической лаборатории Акад. наук СССР. М., 1944, т. 7, стр. 5.— М и л о с л а в-с к и й В. В., Л о с ь Л. И. В кн.: Эндемический зоб на Урале. Свердловск, 1933, стр. 94. — "Федотов А. П. В кн.: Сборник работ по эндемическому зобу. Алма-Ата, 1940, в. 1. стр. 21. — Ч еркинский С. Н., Заславская Р. М. Пробл. эндокринол. и гормоно-тер., 1956, № 4, стр. 70.

Поступила 2(УУ1П 1959 г.

-й- -йг -й-

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ассистент А. А. Горюнова Из кафедры гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института

Наряду с изучением физического развития небезынтересно изучить взаимозависимость его от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Освещение этого вопроса может служить основой для правильной организации режима дня детей дошкольного возраста, режима питания и воспитания, создания оптимальных условий, способствующих гармоничному развитию и совершенствованию центральной нервной системы и всего организма ребенка в целом.

Сотрудниками физиологического отдела Московского научно-исследовательского педиатрического института были выявлены типологические особенности высшей нервной деятельности здоровых детей раннего и дошкольного возраста на основании подробных .анамнестических данных, систематических наблюдений за поведением детей в различные режимные моменты и специальных исследований высшей нервной деятельности (по методикам А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского).

Установлена взаимозависимость между высшей нервной деятельностью и сердечнососудистой, секреторной функцией желудка и слюнных желез (О. С. Культепина. Р. М. Харькова), показателями газообмена (В. П. Спирина), азотистого обмена (Е. Б. Рыскина и В. Г. Кисляковская) и концентрацией адреналина в крови (Н. Е. Озе-рецковская).

В доступной для нас литературе работ по физическому развитию детей в зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности мы не встретили. Тип нервной системы складывается из генотипа и фенотипа, т. е. из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний внешних условий, которые испытывает индивидуум в процессе жизни. По мнению И. П. Павлова, тип нервной системы формируется в процессе жизни и может быть изменен воспитанием и воздействием знешней среды. Поэтому при определении типов нервной системы И. П. Павлов считал необходимым учитывать все те влияния, которым подвергается детский организм в сочетании с экспериментальными данными и наблюдениями за поведением детей в жизненных условиях.

И. М. Сеченов неоднократно подчеркивал, что «Характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности».

И. П. Павлов указывал, что изменения внешних условий соответственно отражаются на типологических особенностях человека, изменяя их в определенном направлении

Поскольку в настоящее время еще нет объективной методики для массового определения типологических особенностей высшей нервной деятельности у детей, собранный

л а ми материал о состоянии центральной нервной системы 1012 детей в возрасте от 4 до 7 лет основывался на выявлении основных свойств нервных процессов силы, уравновешенности и подвижности.

Работа складывалась из наших наблюдений за поведением детей, наблюдений педагогов (не менее года), педагогических характеристик каждого ребенка, анамнестических данных, полученных от родителей о поведении ребенка в семье.

Наблюдались реакции детей на запреты, характеризовались степень настойчивости в достижении цели, привыкание к новой обстановке, коллективу, отношение к детям « взрослым, переключение от одного момента режима на другой — характер сна, засыпания и пробуждения и т. п.

Все указанные сведения в их совокупности позволили определить типологическую направленность высшей нервной деятельности каждого ребенка.

По реакциям высшей нервной деятельности дети были разделены на три группы. Первая группа включала детей с уравновешенными процессами возбуждения и торможения, достаточной силой и подвижностью этих процессов. В анамнезе, педагогических характеристиках и при наблюдениях за поведением детей можно было отметить веселое жизнерадостное настроение на занятиях, внимательность, сосредоточенность, активность, быстрое и прочное усваивание новых навыков при перемене заданий, быстрое переключение с одного процесса на другой. Дети легко привыкали к новым условиям. Речь их была спокойной, выразительной, богатой запасом слов. Аппетит, как правило, хороший, едят опрятно, не отвлекаясь. Сон как днем, так и ночью спокойный и глубокий. Засыпают быстро, проеыпаются бодрыми и веселыми.

Ко второй группе были отнесены дети с выраженным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. От состояния торможения к состоянию возбуждения дети переходили легко и быстро, а от возбуждения к торможению гораздо медленнее. От сверстников отличались большой подвижностью, неусидчивостью, возбужденностью. На занятиях и во время еды плохо сосредотачивались, часто отвлекались. В спокойных играх многие не усидчивы. Быстро привыкали к новой обстановке, легко приобретали новые привычки. У этих детей отмечались затруднения поведения и эмоциональных реакций к требованиям взрослых. Речь громкая, торопливая, иногда неразборчивая, богатый словарный запас. В коллективе в большинстве случаев не дружны, драчливы, агрессивны, с трудом успокаивались. Аппетит хороший, ели быстро. Засыпали медленно, долго шалили или просто лежали не засыпая. У многих сон поверхностный, неглубокий.

К третьей группе были отнесены дети с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения. Сила обоих нервных процессов слабая. Подвижность нервных процессов недостаточная — затруднен переход от торможения к возбуждению. Дети этой группы отличались особенным спокойствием, малоактивны, медлительны, неловки в движениях и малоподвижны, пугливы. Легче выполняли запреты, чем приобретали новые навыки, но приобретенные навыки неустойчивы. Трудно осваивались в новой обстановке. В общих играх выбирали спокойные, пассивные роли, уединялись, могли продолжительное время заниматься одной несложной игрой. Ели медленно, вяло пережевывая пищу, хотя порцию съедали целиком. Говорили обычно медленно, тихо, инертно, односложно, речь бедна словами. Проявляли мало интереса к окружающему. Сон спокойный, глубокий, засыпали быстро, спокойно, просыпались чаще вялыми и не сразу поднимались с постели.

Показатели физического развития детей изучались по общепринятой методике. Анализ полученных данных позволил установить определенную зависимость показателей роста и веса от типологической направленности высшей нервной деятельности детей. Наиболее четко они выражены в отношении веса. Так, из рисунка видно, что дети с уравновешенными процессами возбуждения и торможения имеют лучшие показатели физического развития. У 90,7% по росту и 90,3% по весу отмечается гармоничное развитие.

Среди детей с преобладанием процессов возбуждения со средним и вышесредним ростом встретилось 83,3%, а по весу только — 79%, т. е. в этой группе больше детей с низким и нижесредним весом.

В группе с преобладанием процессов торможения было больше детей с высокими показателями веса (94%).

Отмеченные особенности физического развития детей в возрасте от 4 до 7 лет,

vucyro детей Оа/и/е среднего и среднего роста

Vt/сло детей выше среднего и гоеднего Seca

Рост и вес у детей в связи с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

по-видимому, объясняются различным характером интенсивности азотистого обмена и газообмена у детей в связи с типологическими особенностями их высшей нервной деятельности. Из работы Е. Б. Рыскиной и В. Г. Кисляковской следует, что у уравновешенных детей отмечаются более высокие показатели ретенции, баланса и усвоения азота; у возбудимых детей ретенция и баланс азота были меньше, чем у заторможенных. В. П. Спирина отмечает, что у детей с преобладанием процессов возбуждения показатели газообмена, теплопродукции и легочной вентиляции более высоки по сравнению с показателями у детей того же возраста в тех же условиях, но с равновесием основных нервных процессов. Дети с преобладанием процессов торможения в тех же условиях имеют низкие для своего возраста показатели газообмена, теплопродукции и легочной вентиляции.

Выводы

1. Рост и вес детей находятся в некоторой связи с индивидуальными особенностя ми их высшей нервной деятельности.

2. Желательны дальнейшие исследования в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов-Смоленский А. Г. Журн. высш. нервн. деят., 1953, в. 1, стр. 36. — Капустник О. П. Труды лаборатории физиологии высшей нервной деят. ребенка при Ленинградск. педагогическом нн-те им. А. И. Герцена. М.—Л., 1930, сб. 1 стр. 115.— Красногорский Н. И. Журн. высш. нерв, деят., 1953. в. 2, стр. 169. — Озерец-Ковская Н. Е. Тезисы докл. научной конференции Научно-нсслед. педиатрического ин-та по физиологии и патофизиологии высшей нервной деят. ребенка. М1, 1956, стр. 12.— Р ы с к и н а Е. Б., К и с л я к о в с к а я В. Г. Там же, стр. 13. — Спирина В. П. Вопр охр. мат. и дет., 1957, № 6, стр. 43.

Поступила 30/IX 1958 г

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОБЕЗЗАРАЖИВАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ БАКТЕРИЦИДНЫХ ЛАМП БУВ-ЗОП НА ПОВЕРХНОСТЯХ В ОТНОШЕНИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ФОРМ

МИКРОБОВ

Н. И. Вальвачев, Н. Н. Руденко Из Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова

Мы попытались изучить взаимосвязь между плотностью бактериального обсеме нения, белковой и жировой «защитой» и бактерицидной эффективностью ламп БУВ-ЗОП (№ 566 и 605), так как этот вопрос недостаточно освещен в литературе.

Взятые в опыт штаммы кишечной палочки и стафилококка отвечали стандартным требованиям по феноло- й термоустойчнвости. В качестве белковой «защиты» использовали нормальную лошадиную сыворотку, инактивированную в течение 30 минут при 58° Равномерное обсеменение поверхности предметов достигалось распылением в боксе объемом 0,4 м3 бактериальной суспензии из краскораспылителя. Осаждение на поверхности предметов бактериального аэрозоля, образовавшегося в камере, происходило в течение 1 часа 30 минут, пЬсле чего предметы извлекали из бокса.

Предметы облучали через 12—15 минут после включения лампы при температу ре 18—20° и относительной влажности в пределах 58—72%. В одном случае поверхности облучали без нанесения на них масел, в другом их покрывали слоем дизельного топлива марки ДС-4749-49 или веретенного масла марки АУ-1642-50 из расчета 30 мм на 1 м2 поверхности. Контроль обеззараживания осуществлялся качественным и количественным учетом микробов на облученных поверхностях по общепринятой методике (В. И. Вашков, 1956).

В первой серии, состоящей из 120 опытов (40 опытов с троекратным повторением каждого варианта), плотность заражения предметов составляла 100, 1000, 10 000 и 100 000 микробных тел на 1 см5 поверхности. При облученности в 791 мквт/см2 кишечную палочку не обнаруживали после 10-, 30- и 60-мннутного облучения в тех случаях, когда обсемененность исчислялась небольшими величинами (100 и 1000 микробных тел на 1 см2), а микробная суспензия не имела 20% белковой «защиты». При наличии 20% белковой «защиты» 30—60-минутное облучение приводило к полной гибели кишечной палочки на линолеуме, резине, хромированной ручке станка и стальной неокрашенной площадке при дозах заражения в 100 и 1000 микробных тел на I см'-. С увели ченнем обсемененности до 10 000 и 100 000 микробных тел на 1 см3 как без белковой, так и с 20% белковой «защитой» мы получали непостоянный или стойко отрицательный эффект облучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.