Научная статья на тему 'Показатели финансовой эффективности предпринимательской деятельности: обоснование и методика расчета'

Показатели финансовой эффективности предпринимательской деятельности: обоснование и методика расчета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7507
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА / МЕТОДИКА РАСЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савицкая Г. В.

В статье рассматривается экономическая сущность эффективности, обосновывается структурированная система показателей для идентификации ее уровня и методика расчета. Читатель найдет ответы на вопросы, почему не имеет экономического смысла соотношение чистой прибыли с совокупными активами, а общей суммы брутто-прибыли с величиной собственного капитала; как правильно определять рентабельность продаж, операционного, совокупного и собственного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели финансовой эффективности предпринимательской деятельности: обоснование и методика расчета»

УДК 65.011

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА

Г. В. САВИЦКАЯ,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в агропромышленном комплексе и на транспорте E-mail: glafira. savickaja@mail. ru Белорусский государственный экономический университет

В статье рассматривается экономическая сущность эффективности, обосновывается структурированная система показателей для идентификации ее уровня и методика расчета. Читатель найдет ответы на вопросы, почему не имеет экономического смысла соотношение чистой прибыли с совокупными активами, а общей суммы брутто-прибыли - с величиной собственного капитала; как правильно определять рентабельность продаж, операционного, совокупного и собственного капитала.

Ключевые слова: эффективность, система показателей, рентабельность, оценка, методика расчета.

Для успешного функционирования в условиях рыночной среды и усиления своих конкурентных преимуществ каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности. Важно при этом правильно определить критерии и систему показателей для оценки ее уровня. Обзор литературных источников по исследуемой проблеме показал, что взгляды современных исследователей на сущность эффективности в основном совпадают, но критерии и индикаторы для ее оценки используются разные. Многие методики анализа эффективности не в полной мере соответствуют новым экономическим условиям функционирования предприятий, а некоторые их них слишком громоздки, обременены

чрезмерным количеством показателей, зачастую пустых и бесполезных, создающих только «информационный шум», не проясняющих, а затемняющих ситуацию. Поэтому необходим поиск оптимального числа системных индикаторов, с помощью которых можно было бы комплексно оценить эффективность работы предприятия.

Имеется большое разночтение относительно конкретных форм и методов расчета отдельных показателей, методики их факторного анализа.

Эффективность - сложная экономическая категория, и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов. По своему экономическому содержанию все показатели эффективности представляют собой отношение результата к затратам или к ресурсам

Результат (эффект) Результат (эффект) -или-.

Затраты Ресурсы

В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия - объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности. В условиях плановой системы экономики приоритет отдавался показателям производственной эффективности (производительности труда, фондоотдаче основных средств, материалоотдаче и др.). По убеждению автора, данные показатели характеризуют не эффективность, а интенсивность использования

ресурсов. Если производится неконкурентоспособная, убыточная продукция и предприятие работает на склад, то повышение интенсивности использования основных средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов способствует быстрейшему разорению предприятия.

С переходом к рыночной экономике изменяются трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при высоком уровне качества труда и обеспечении конкурентоспособности продукции. Поэтому для оценки уровня эффективности предпринимательской деятельности чаще всего используют показатели рентабельности.

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

От того, насколько правильно исчислены показатели рентабельности, насколько реально они отражают ее сущностные характеристики, зависят выводы по результатам ретроспективного и перспективного анализа.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с затратами:

- рентабельность отдельных видов продукции;

- рентабельность операционной деятельности;

- рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции:

- рентабельность продаж отдельных видов продукции;

- общая рентабельность продаж;

3) показатели, в основе которых лежит ресурсной подход и уровень которых определяют отноше-

нием прибыли к общей сумме или отдельным

частям инвестированного капитала:

- рентабельность совокупных активов (общая рентабельность);

- рентабельность операционного капитала, задействованного в основной деятельности;

- рентабельность собственного (акционерного) капитала и др.

Поскольку в литературе не сложилось единого мнения по методике расчета данных показателей, целесообразно более детально рассмотреть эту проблему.

Наиболее распространенными показателями, используемыми для оценки эффективности бизнеса, являются рентабельность затрат (отношение прибыли к затратам) и рентабельность продаж (отношение прибыли к выручке от реализации продукции и услуг), по методике расчета которых в экономической литературе существует много мнений. В частности, имеется много разногласий по поводу того, какую прибыль следует принимать в расчет при определении их уровня: прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов; прибыль после выплаты процентов; чистую прибыль; общую сумму прибыли отчетного периода и т. д.

Большинство авторов при расчете данных показателей используют или прибыль от реализации продукции после выплаты процентов, или чистую прибыль. Следует согласиться с мнением Ж. Ришара [1, с. 287] и других авторов, которые данные показатели рассчитывают на основе прибыли от реализации продукции до уплаты процентов и налогов. Обосновать данную позицию можно следующим образом. Если в расчет принять только чистую прибыль, которая осталась собственнику, или прибыль после выплаты процентов, которая достается государству и собственнику, то оценка прибыльности продукции будет неполной. Более того, рассчитанные таким путем рентабельность затрат и рентабельность продаж будут несопоставимы по предприятиям и отраслям из-за разной структуры капитала.

Только общая норма прибыльности, рассчитанная как отношение прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов к выручке, представляет наибольший интерес для внутренних и внешних пользователей, в чем можно убедиться, проанализировав данные, представленные в табл. 1.

Данный пример наглядно показывает, что более низкий уровень чистой рентабельности продаж на

Таблица 1

Варианты методики исчисления рентабельности продаж

№ п/п Показатель Предприятие

1 2

1 Общая сумма капитала 1 000 1 000

2 Собственный капитал 1 000 500

3 Заемный капитал - 500

4 Доля заемного капитала, % 0 50

5 Брутто-прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов 250 250

6 Уплаченные проценты - 50

7 Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль отчетного периода) 250 200

8 Налог на прибыль и другие обязательные отчисления прибыли (30 %) 75 60

9 Чистая прибыль 175 140

10 Выручка от реализации продукции 1 500 1 500

11 Рентабельность оборота (норма прибыльности), %о:

- по общей сумме брутто-прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов (п. 5 / п. 10) 16,67 16,67

- по сумме прибыли от реализации продукции после выплаты процентов до выплаты налогов (п. 7 / п. 10) 16,67 13,33

- по чистой прибыли (п. 9 / п. 10) 11,67 9,33

12 Рентабельность собственного капитала, % (п. 9 / п. 2) 17,5 28,0

втором предприятии обусловлен не результатами его деятельности, а финансовой структурой его капитала. Если первое предприятие заработало 250 млн руб. прибыли и 1 500 млн руб. выручки исключительно с помощью собственных средств, то второе предприятие получило такие же результаты и с такой общей суммой капитала, но наполовину сформированного за счет заемных ресурсов, за аренду которых ему пришлось уплатить 50 млн руб. прибыли. Поэтому, если судить по уровню рентабельности оборота, исчисленному на основании чистой прибыли, второе предприятие работает значительно хуже первого. Хотя в действительности, судя по общей рентабельности оборота и по уровню доходности собственного капитала, оно функционирует успешнее первого предприятия.

Учитывая это, можно сделать вывод, что для оценки прибыльности продаж лучше всего подходит общая рентабельность оборота, исчисленная на основании брутто-прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов. Автор полностью разделяет мнение Ж. Ришара относительно того, что «чистая норма прибыльности является ошибочным показателем динамики прибыльности, поскольку отражает влияние финансовых затрат без учета сокращения чистых активов в результате задолженности» [1, с. 287].

Показатель чистой прибыльности можно использовать в анализе только как вспомогательный показатель при изучении структуры общей нормы прибыльности продаж.

Общую норму прибыльности можно разложить на составные части в соответствии с концепцией распределения общей суммы брутто-прибыли между владельцами, кредиторами и государством Норма прибыльности владельцев =

Чистая прибыль от реализации продукции Выручка от реализации продукции Норма прибыльности кредиторов = Проценты выплаченные кредиторам Выручка от реализации продукции Норма прибыльности государства = Налоги из прибыли Выручка от реализации продукции

Таким образом, на первое место необходимо ставить показатель общей рентабельности оборота, поскольку чистая рентабельность оборота не представляет интереса ни для собственника, ни для внешних пользователей.

Вместе с тем следует отметить, что показатель рентабельности оборота имеет смысл определять только в целом по предприятию. Он не годится для оценки эффективности производства отдельных видов продукции, поскольку в основе его расчета лежит полная себестоимость реализованной продукции

Л. = ^, Рг

где рi - цена г-го вида продукции;

с. - полная себестоимость г-го вида продукции.

Как известно, при полном калькулировании себестоимости продукции допускается значительное искажение ее уровня вследствие того, что очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других -занижается. Принятые на этой основе изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, так как могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.

Избежать этой ошибки помогает показатель маржинальной рентабельности - отношение маржинальной прибыли на единицу продукции к цене данного продукта

МЕ, = Р-Ь ,

Р,

где Ь - усеченная себестоимость 7-го вида продукции, исчисленная по прямым затратам, непосредственно генерируемым данным изделием. Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции, а также маржинальной рентабельности позволяет более правильно определить вклад каждого вида продукции в генерирование общей суммы покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции и на этой основе точнее определить эффективность производства. Это проиллюстрировано в табл. 2.

Как показывают приведенные данные, наибольшую сумму маржинальной прибыли обеспечивает изделие А. Но поскольку постоянные затраты были распределены пропорционально прямой заработной плате, удельный вес в общей сумме которой данного изделия высок, то его полная себестоимость оказалась выше цены, а производство - убыточным. Если изменять ассортимент продукции, ориентируясь на метод калькулирования полной себестоимости, сократив производство изделия А, то можно потерять значительную сумму прибыли.

Подчеркивая важную роль показателей рентабельности затрат и продаж для оценки эффективности деятельности предприятия и его отдельных сегментов, в то же время следует обратить внимание, что они полезны в сопоставлениях только внутри каждого вида экономической деятельности и внутри каждого предприятия. Они не годятся для межотраслевых сопоставлений, поскольку до-

Таблица 2

Сравнительный анализ рентабельности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости

№ п/п Показатель Изделия

А В С

1 Объем продаж, шт. 800 750 500

2 Цена единицы, тыс. руб. 100 120 150

3 Полная себестоимость, тыс. руб. 110 90 105

4 Прибыль на единицу продукции, тыс. руб. (п. 2 - п. 3) -10 30 45

5 Рентабельность продаж, % (п. 4 / п. 2 Ч-100) -10 25 30

6 Ранжирование изделий по уровню рентабельности 3 2 1

7 Усеченная себестоимость изделия, тыс. руб. 60,0 75,0 97,5

8 Маржинальная прибыль на единицу продукции, тыс. руб. (п. 2 - п. 7) 40,0 45,0 52,5

9 Маржинальная рентабельность (п. 8 / п. 2 Ч 100) 40,0 37,5 35,0

10 Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности 1 2 3

ходность в разных отраслях зависит не только от уровня окупаемости затрат и рентабельности продаж, но и от скорости оборота капитала. В тех видах экономической деятельности, где высокая скорость оборота капитала, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продукции. Напротив, сферы, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для того, чтобы заработать требуемую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому следует согласиться с мнением Т. П. Карлина, что «подлинным критерием прибыльности служит эффективность использования активов и отдача от акционерного капитала» [3, с. 293].

В теории и практике финансового анализа применяют разнородные показатели прибыльности капитала, различающиеся как целями применения, так и методикой их расчета и интерпретации. Это рентабельность совокупного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность операционного капитала, рентабельность акционерного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала и т. д. А это создает проблему увязки данных показателей. Расходятся мнения и по методике их расчета и факторного разложения.

Основная проблема, связанная с методикой исчисления коэффициента рентабельности сово-

купного капитала, состоит в выборе показателя прибыли для определения его уровня. Обзор литературных источников по данной проблеме показывает, что разными авторами для этой цели используются следующие показатели прибыли:

- общая сумма брутто-прибыли отчетного периода до выплаты процентов и налогов (сумма чистой прибыли, платы за пользование кредитами и налогов из прибыли);

- сумма чистой прибыли и платы за пользование кредитами;

- сумма чистой прибыли и налогов из прибыли (прибыль до налогообложения);

- чистая прибыль.

Различие в использовании первых двух показателей зависит от того, с чьих позиций ведется анализ.

С позиции всех заинтересованных лиц (государства, собственников и кредиторов) общая оценка эффективности использования совокупных ресурсов производится на основании показателя общей рентабельности совокупного капитала RTA, который определяют отношением общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов EBIT к средней сумме совокупных активов ТА предприятия за отчетный период

RTA = Ш- = ТА

Чистая прибыль + Проценты + Налоги ~ ТА '

Данный показатель рентабельности (return on total assets) показывает, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы, для всех заинтересованных сторон. Он является одним из наиболее ценных и наиболее широко используемых показателей экономической эффективности деятельности организации.

Во втором показателе прибыли в отличие от первого исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет. Рентабельность капитала, рассчитанная на основе второго показателя прибыли, будет представлять интерес прежде всего для собственника и кредиторов

Чистая прибыль + +Проценты кредиторам (1 - Кн)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Числитель этого показателя состоит из чистой прибыли, предназначенной собственникам, и процентов, выплачиваемых кредиторам за использование их капитала, а знаменатель соответствует сумме собственных и заемных капиталов.

Многие авторы при расчете рентабельности совокупных активов используют показатель чистой прибыли. Рассчитанный таким образом показатель доходности совокупных активов, по мнению автора, не несет большой смысловой нагрузки по следующей причине. Если основная часть активов создана за счет заемных ресурсов, то чистая прибыль, которая остается собственнику после уплаты процентов за кредиты, может составлять небольшую часть в общей сумме заработанной прибыли для себя и для кредиторов, и если ее раскинуть на всю сумму активов, то доходность совокупных активов окажется невысокой. Напротив, то предприятие, которое заработало прибыль исключительно за счет собственных средств, по уровню данного показателя будет выглядеть лучше. Отсюда из-за разной финансовой структуры капитала величина чистой прибыли на рубль активов является несопоставимой по разным предприятиям и видам экономической деятельности. В этом можно убедиться по данным табл. 3.

Если судить по чистой прибыли на рубль активов, то второе предприятие по сравнению с первым менее эффективно использует свои активы. В действительности же оно работает эффективнее первого

Таблица 3

Варианты методики исчисления показателя рентабельности совокупного капитала

ROTA = ■

Активы

где (1 - Кн) - коэффициент налогового изъятия прибыли.

№ п/п Показатель Предприятие

1 2

1 Общая сумма активов 1 000 1 000

2 Заемный капитал - 500

3 Доля заемного капитала, % 0 50

4 Брутто-прибыль до выплаты процентов и налогов 250 250

5 Уплаченные проценты - 50

6 Налог на прибыль и другие обязательные отчисления прибыли (30 %) 75 60

7 Чистая прибыль (п. 4 - п. 5 - п. 6) 175 140

8 Рентабельность активов по общей сумме брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов, % (п. 4 / п. 1) 25 25

9 Рентабельность активов до выплаты налогов, % [(п. 6 + п. 7) / п. 1] 25,0 20,0

10 Рентабельность активов по чистой прибыли, % (п. 7 / п. 1) 17,5 14,0

11 Рентабельность собственного капитала, % [п. 7 / (п. 1 - п. 2)] 17,5 28,0

предприятия, поскольку зарабатывает брутто-при-были на рубль совокупного капитала столько же, а на рубль собственного капитала получает больше чистой прибыли, чем первое предприятие. Это наглядно демонстрирует, почему рассчитывать и анализировать показатель чистой прибыли на рубль совокупных активов не имеет смысла.

Такую же позицию в этом вопросе занимает Т. Р. Карлин: «Коэффициент прибыль/активы часто рассчитывают неверно, потому что не принимают во внимание колебания прибыли, обусловленные различными уровнями процентных расходов. Теоретически, проценты уплаченные - это часть отдачи на активы, но эта часть достается кредиторам, а не акционерам. Если при расчете отдачи от активов игнорируют процентные расходы, наличие значительных заемных средств уже само по себе повлечет снижение коэффициента по сравнению с фирмой без большой задолженности, а это вуалирует то, насколько эффективно руководство компании распоряжается активами» [3, с. 295].

Такого же мнения по поводу данного показателя придерживается и Р. Брейли: «Иногда в числителе закладывают чистую прибыль после уплаты процентов и налогов. Это странный показатель: прибыль на собственный капитал следует соотносить с величиной собственного капитала, а не с суммарной стоимостью активов» [2, с. 747].

Аналогичный недостаток присущ и показателю доходности совокупного капитала, исчисленного на основании общей суммы прибыли отчетного периода до налогообложения после выплаты процентов за использование заемных капиталов. Она включает в себя чистую прибыль и налоги из прибыли. И если большая часть активов, с помощью которых была заработана прибыль, создана за счет заемных средств, на оплату которых ушла и большая часть заработанной прибыли, то относить оставшуюся в распоряжении предприятия прибыль вместе с налогами ко всей сумме активов также неправильно, как и чистую прибыль.

Для оценки эффективности основной деятельности целесообразно определять рентабельность операционного (функционирующего, производственного) капитала, непосредственно задействованного в основной (операционной) деятельности предприятия, от доходности которого и его доли в общей сумме активов зависит общий уровень рентабельности.

Здесь также расходятся мнения экономистов по поводу числителя и знаменателя данного показате-

ля. Большинство из них к операционному капиталу относят основные средства и материальные оборотные активы. Другие рассматривают его значительно шире, включая все ресурсы, обслуживающие все стадии операционного процесса (снабжения, производства и реализации продукции). Следует согласиться в этом вопросе с позицией И. А. Бланка, согласно которой при определении объема операционных активов из общего состава исключаются долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, неустановленное и выведенное из эксплуатации оборудование, дебиторская задолженность по ссудам, предоставленным персоналу, и другие аналогичные их виды [1, с. 728-729].

Но вместе с тем нельзя согласиться с мнением И. А. Бланка и других авторов, которые рассчитывают данный показатель отношением чистой прибыли к средней стоимости используемых операционных активов в рассматриваемом периоде. Поскольку операционные активы, как и общая сумма активов, формируются не только за счет собственного, но и за счет заемного капитала, то на уровне доходности операционного капитала, в основу расчета которого положена чистая прибыль, будут сказываться не только результаты деятельности предприятия, но и уровень долговой нагрузки. В силу этих соображений для расчета данного показателя не подходит и сумма операционной прибыли после выплаты процентов до налогообложения. Тем более нельзя согласится и с подходами ряда авторов, которые рассчитывают данный показатель на основании общей суммы прибыли отчетного периода, которая получена не только от операционной, но и от инвестиционной, финансовой и других видов деятельности.

Учитывая это, рентабельность операционного капитала предлагается рассчитывать следующим образом:

Сумма операционной прибыли

, до выплаты процентов и налогов ROA =--.

Средняя сумма операционного капитала

за период

При этом следует заметить, что если общая сумма капитала и сумма операционного капитала существенно не различаются, то можно ограничиться изучением уровня общей рентабельности.

Таким образом, показатели RTA, ROTA, ROA достаточно полно и объективно характеризуют эффективность использования ресурсного потенциала предприятия.

Вместе с тем многие экономисты большое внимание уделяют сводному обобщающему показателю использования ресурсов, который они пытаются сконструировать, объединив все виды ресурсов: основные средства, материальные ресурсы и труд (в форме оплаты рабочей силы). Желание хоть каким-либо образом включить трудовые ресурсы, не поддающиеся стоимостной оценке, привело к обоснованию следующего аналитического показателя, называемого эффективностью использования ресурсного потенциала предприятия, представляющего собой отношение валовой продукции (выручка, добавленная стоимость, прибыль) к сумме основных фондов, нормируемых оборотных средств и годовых затрат на оплату труда.

Данный показатель, по мнению его сторонников, вбирает в себя все качественные характеристики частных показателей. Более того, некоторые считают необходимым в знаменатель данного алгоритма добавлять еще и другие затраты, выпадающие из категории «оборотные средства» (например расход воды, электроэнергии, газа, тепла).

По мнению автора, такой обобщающий показатель - это надуманная искусственная конструкция, построенная на основе суммирования несумми-руемых ресурсов. Ведь очевидно, что основные и оборотные средства - это ресурсы, в которые вложен капитал и которые имеются в распоряжении предприятия на отчетную дату, а фонд заработной платы - это текущие затраты за период.

В отличие от первых двух ресурсов работники только нанимаются за соответствующую плату, а не приобретаются в собственность. Предприниматель ничего не вкладывал в этот ресурс, он только выплачивает согласно договору найма часть созданной их трудом добавленной стоимости. Напротив, наемный персонал в какой-то мере авансирует предпринимателя, поскольку он ежедневно своим трудом создает добавленную стоимость, а заработную плату получает один или два раза в месяц. Следовательно, как минимум средняя семидневная задолженность по оплате труда бесплатно используется предпринимателем в качестве источника формирования оборотных активов.

Даже если предприниматель и резервирует какую-то часть капитала для оплаты труда наемного персонала (разумеется, не годового, а полумесячного или месячного), то это все равно найдет отражение по соответствующим статьям актива баланса (денежная наличность, краткосрочные

финансовые вложения). Начисленная же заработная плата, равно как и потребленные электроэнергия, газ, вода, тепло и т. д., также находят отражение по соответствующим статьям активов (в остатках незавершенного производства, готовой продукции, отгруженной продукции покупателям, поступившей выручки на расчетный счет и др.). Поэтому, если к активам баланса прибавим сумму начисленной заработной платы, стоимость потребленной энергии, газа, воды только потому, что эти потребленные ресурсы не числятся на балансе, то допустим грубую ошибку. Тот факт, что эти ресурсы не находят отражения в запасах сырья, вовсе не означает, что авансированный капитал на их оплату не отражен в активах предприятия. Ведь аналогичная ситуация может возникнуть и с сырьем и материалами, если организовать их доставку прямо к конвейеру, минуя склад. Будет ли это основанием для исключения их из категория «оборотные активы»? Естественно, нет. Тогда почему же средства, затраченные на оплату труда, потребленной энергии, газа, воды, хотим еще раз прибавить к авансированному капиталу? Очевидно, что для этого нет никаких оснований.

Следовательно, данный показатель не несет никакой смысловой нагрузки, и здесь уместно привести мнение В. В. Ковалева о том, что «данный показатель исключительно условен и в западной учетно-аналитической практике не применяется» [4, с. 361-362].

Очень важным показателем эффективности является рентабельность собственного капитала (Return on Equity - ROE), в котором фокусируются все стороны деятельности предприятия. Его рассчитывают также по-разному: - отношением чистой прибыли к средней сумме

собственного капитала за период Чистая прибыль

ROE = -

100;

Собственный капитал

- отношением общей суммы прибыли до выплаты налогов к средней сумме собственного капитала

Чистая прибыль + Налоги из прибыли , „„

ROE =-----100;

Собственный капитал

- отношением общей суммы прибыли до выплаты процентов и налогов к средней сумме собственного капитала

Чистая прибыль + Проценты +

+Налоги из прибыли

ROE =

Собственный капитал

100.

Уровень процентного изъятия прибыли (1 - М

Рентабельность совокупного капитала ROTA

Финансовый рычаг (отношение общей суммы активов к собственному капиталу) ФР

Подавляющее большинство авторов при расчете данного коэффициента используют показатель чистой прибыли. Инвесторы капитала (акционеры или государство) вкладывают в предприятие свои средства для получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения собственника наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие чистой прибыли на вложенный капитал.

Второй и третий показатели не представляют ни теоретического, ни практического значения, поскольку имеет смысл соотносить с величиной собственного капитала только ту прибыль, которая осталась собственнику после расчетов с государством по налогам и с кредиторами по процентам. Если же к собственному капиталу отнести всю сумму прибыли, заработанную для всех заинтересованных сторон, то показатель доходности собственного капитала окажется явно завышенным.

Для акционерных предприятий большой интерес представляет и такой показатель, как прибыль на одну обыкновенную акцию (Earning per Share - EPS):

Чистая прибыль - Дивиденды по привилегированным акциям

ЕГО =-100 .

Количество обыкновенных акций в обращении А также показатель прибыли на акционерный

капитал:

Чистая прибыль - Дивиденды

по привилегированным акциям К =-100 .

Акционерный капитал

по обыкновенным акциям

По уровню данных показателей можно судить, насколько эффективно используется капитал акционеров, инвестированный в предприятие, и является ли данное предприятие привлекательным для вложения капитала.

Связь между показателями рентабельности показана на рисунке.

Каждое слагаемое в данной системе играет определенную роль и имеет свой порядок. Наиболее обобщающим показателем по уровню агрегирова-

ния факторов, который позволяет создать целостную картину эффективности работы предприятия, является рентабельность собственного капитала (или прибыль на одну акцию). Все остальные показатели, характеризующие с разных сторон эффективность деятельности предприятия, рассматриваются с позиции их влияния на его уровень.

Ключевым фактором, формирующим рентабельность собственного капитала, является рентабельность операционного капитала, которая в свою очередь зависит от скорости его оборота и рентабельности продаж. От доходности операционного капитала и его доли в общей сумме активов непосредственно зависят показатели рентабельности активов RTA и ROТA, по уровню которых судят о способности предприятия зарабатывать прибыль на рубль вложенного капитала.

Использование предложенной системы показателей в практической деятельности, постоянный мониторинг их уровня, оценка их чувствительности к принимаемым управленческим решениям позволят значительно повысить эффективность работы предприятий.

Список литературы

1. Бланк И. А. Управление прибылью. Киев: Ника-Центр; Эльга, 2002.

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997.

3. Карлин Т.П., Макмин А. Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): учебник. М.: ИНФРА-М 1998.

4. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М: Финансы и статистика, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.