УДК 334.72.01
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ
В. В. ЕФИМОВИЧ, магистр экономических наук, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
ASSESSMENT OF HOLDING COMPANY PERFORMANCE
EFFICIENCY
V. V. EFIMOVICH, Master of Economic Sciences, PhD student Mogilev State University of Foodstuffs
В статье изучена сущность экономической эффективности, приведен анализ показателей прибыли, рентабельности производства и финансовой устойчивости, предложено совершенствование оценки деятельности холдинговых компаний.
The article examined the essence of economic efficiency, conducted analysis of indicators of profit, profitability and financial stability. We have suggested improvement of the evaluation of holding companies performance.
Введение. В системе показателей оценки деятельности холдинговых компаний важнейшее место принадлежит показателям эффективности производства. Поскольку основной целью их предпринимательской деятельности является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при высоком уровне производительности труда и обеспечении конкурентоспособности продукции. При внедрении ресурсосберегающих технологий критерием эффективности является минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата.
Анализ источников. В экономической литературе существует ряд подходов к оценке экономической эффективности: от частных показателей - к обобщающим и критерию или от критерия и обобщающих показателей - к частным [1-7].
Рентабельность является важнейшей экономической категорией, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе коммерческого расчета. В показателях рентабельности отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого, овеществленного труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управления. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.
Доходность, т. е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).
Для оценки доходности капитала (основного и оборотного) используется общая сумма прибыли от всех видов деятельности, а для определения рентабельности собственного капитала - чистая прибыль. Для оценки безубыточности объема продаж организации используется маржинальный доход, а для определения прибыльности текущих затрат отдельных видов продукции -прибыль от реализации продукции (работ, услуг).
Следует учитывать и неодинаковую ценность того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц (собственников организации, инвесторов, кредиторов, государства). Для собственников организации важен конечный финансовый результат, который они могут изыскать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и укрепления своих рыночных позиций. Инвесторов и кредиторов интересует общая сумма прибыли до уплат налогов, так как из нее они получают свою часть за ссудный капитал. Государство интересует прибыль после уплаты процентов за кредит до вычета налогов.
При анализе эффективности хозяйственной деятельности целесообразно применять методы комплексной оценки, которые
обобщают результаты анализа по всем направлениям функционирования (маркетинговый анализ, анализ доходов и продаж продукции, технико-организационного уровня, затрат и себестоимости продаж, финансовых результатов и рентабельности, эффективности использования долгосрочных активов, инвестиционный анализ, анализ рентабельности активов и собственного капитала, финансового состояния и платежеспособности
и др.) [8].
Методы исследования. Методология исследования основана на комплексном подходе, применяемом к исследованию экономической эффективности, с использованием общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
Основная часть. В Могилевской области в молокоперераба-тывающей отрасли создана и функционирует управляющая компания Холдинга «Могилевская молочная компания ОАО «Бабушкина крынка»», которая производит более 300 видов молочной продукции. Важнейшим показателем оценки эффективности ее деятельности является рентабельность активов (или рентабельность имущества). Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде. В аналитических целях, кроме показателей рентабельности всей совокупности активов, определяются также показатели рентабельности основных средств и рентабельности оборотных активов.
Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала, который характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал.
Рентабельность продукции может быть определена как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам продукции. Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:
- изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;
- изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
- изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.
Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж, которая характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Приведем расчет данных показателей на примере управляющей компания Холдинга «Могилевская молочная компания ОАО «Бабушкина крынка»» в табл. 1.
Таблица 1. Анализ основных показателей эффективности деятельности организации, млн. рублей
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение, +,-
2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 г.
1 2 3 4 5 6
Чистая прибыль 15346 42499 1758 27153 -40741
Себестоимость реализованной продукции 272870 495101 803135 222231 308034
Прибыль от реализации продукции 25920 65038 19948 39118 -45090
Выручка от реализации продукции 310765 582703 884663 271938 301960
Среднегодовая стоимость активов 187198 320957 529837 133759 208880
Средняя стоимость основных средств 135871 229456 377413 93585 147957
Средняя стоимость оборотных активов 51327 91501 152424 40174 60923
Собственный капитал 117847 268552 330578 150705 62026
Рентабельность активов, % 8,20 13,24 0,33 5,04 -12,91
Рентабельность основных средств, % 11,29 18,52 0,47 7,23 -18,06
1 2 3 4 5 6
Рентабельность оборотных активов, % 29,90 46,45 1,15 16,55 -45,29
Рентабельность собственного капитала, % 13,02 15,83 0,53 2,80 -15,29
Рентабельность продукции, % 5,62 8,58 0,22 2,96 -8,37
Рентабельность продаж, % 8,34 11,16 2,25 2,82 -8,91
Из данных табл. 1 видно, что в ОАО «Бабушкина рынка» в 2014 г. произошло увеличение показателей рентабельности оборотных средств на 16,5 %, рентабельности основных средств на 7,2 %. В 2015 г. произошло снижение рентабельности оборотных активов - на 45,3 %, рентабельность основных средств - на 18,1 %.
Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.
В мировой практике все большее распространение получает подход, предусматривающий исследование финансового результата как прироста чистых активов. Темп прироста чистых активов служит одним из основных показателей эффективности функционирования предприятия и его инвестиционной привлекательности. Однако, учитывая, что прирост чистых активов на отечественных предприятиях происходит за счет фонда переоценки имущества, данный показатель можно применять только в сопоставлении с темпами роста объема продаж и темпами роста чистой прибыли предприятия.
Состав прибыли до налогообложения в ОАО «Бабушкина крынка» представлен в табл. 2.
Таблица 2. Состав прибыли до налогообложения, млн. рублей
Показатели 2013г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, %
2014 г. / 2013 г. 2015 г. / 2014 г.
Выручка от реализации продукции 310765 582703 884663 187,5 151,8
Себестоимость реализованной продукции 272870 496137 803135 181,8 161,9
Валовая прибыль 37895 86566 81528 228,4 94,2
Расходы на реализацию продукции 11975 21528 43577 179,8 202,4
Прибыль от реализации продукции 25920 65038 19948 250,9 30,7
Прочие доходы 3157
Прочие расходы 2079 7540 6758 362,7 89,6
Прибыль до налогообложения 28912 71699 5472 248,0 7,6
Как видно из данных табл. 2, в ОАО «Бабушкина крынка» в 2015 г. произошло снижение валовой прибыли на 5038 млн. рублей, прибыли до налогообложения - на 66227 млн. рублей, в основном за счет снижения прибыли от реализации продукции. Остающаяся в распоряжении чистая прибыль направляется на выплату дивидендов, стимулирование работающих, улучшение материально-технической базы и развития производства.
Для оценки экономической эффективности деятельности предприятия используются показатели финансовой устойчивости. К этой группе показателей относятся следующие коэффициенты: собственности, заемных средств, а также соотношение заемных и собственных средств. Коэффициент собственности характеризует долю собственных источников в создании имущества предприятия. Чем выше значение этого коэффициента, тем более устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. В странах с развитой рыночной экономикой установлены следующие предельные значения коэффициентов: собственности - не ниже 0,7; заемных средств - не выше 0,3; соотношение заемных и собственных средств - не выше 1.
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Бабушкина крынка» приведен в табл. 3.
Таблица 3. Анализ финансовой устойчивости, млн. рублей
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Собственные средства 117847 268552 330578
Имущество предприятия 153170 344957 475236
Обязательства предприятия 35323 76405 144658
Коэффициент собственности 0,77 0,78 0,69
Коэффициент заемных средств 0,23 0,22 0,30
Соотношение заемных и собственных средств 0,30 0,28 0,44
Анализируя показатели, приведенные в табл. 3, можно отметить, что доля собственного капитала в имуществе предприятия имеет тенденцию к снижению: в 2015 г. она снизилась с 0,78 на начало года до 0,69 на конец года. Доля заемного капитала возросла за данный период с 0,22 до 0,3. Это нашло отражение в соотношении заемных и собственных средств, которое составило в 2015 г. 0,28 - на начало года, 0,44 - на конец года.
Для оценки эффективности работы холдинговых компаний можно использовать следующие показатели:
- темп прироста совокупных активов;
- темп прироста объема продаж;
- темп прироста чистой прибыли;
- темп прироста чистых активов;
- коэффициент устойчивости роста;
- запас финансовой прочности;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность продаж;
- коэффициент окупаемости затрат;
- коэффициент финансового левериджа и финансового риска.
С учетом внедрения в практику элементов международной системы финансовой отчетности следует использовать зарубежный опыт оценки экономической эффективности. В мировой практике широко используется понятие экономическая добав-
ленная стоимость «Economic value added» (EVA) - метод измерения финансового состояния компании, который рассчитывает реальный экономический доход. EVA можно рассчитать как разницу между чистой операционной прибылью после налогов (net operating profit after tax) и альтернативной стоимостью (opportunity cost) инвестированного капитала. EVA показывает, насколько прибыль холдинговой компании отличается от требуемого минимального уровня доходности (в сравнении с соответствующим риском) для акционеров или кредиторов. Расчет экономического эффекта позволяет точнее определить конечную величину прибыли, учитывая размер платы за капитал:
EVA = NOPAT - IK х CK, (1)
где NOPAT - чистая операционная прибыль после налогов;
IK - инвестированный капитал;
CK - стоимость капитала;
(IK х CK) - капитальные расходы.
Заключение. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что методические подходы к оценке экономической эффективности базируются на наблюдениях и анализе, служат целям функционирования и рыночного развития холдинговых компаний, являются средством обоснования стратегических решений и определяются потребностями менеджмента. Основным принципом оценки является принцип системности, который предполагает отражение количественных и качественных закономерностей развития холдинговых компаний, создание эффективной организации производства, принятие управленческих решений, учитывающих конечную цель предприятия, и подчинение деятельности всех структурных подразделений достижению этой цели. Оценка экономической эффективности деятельности организаций является необходимым элементом на всех стадиях подготовки и принятия решений, особенно на этапах формулирования цели и выбора оптимального управленческого решения.
Список литературы
1. Алле, М. Условия эффективности в экономике / М. Алле: пер. с франц. Л. Б. Азимова, А. В. Белянина, И. А. Егорова и др.; под ред. И. А. Егорова. - М.: Науч. изд. центр «Наука для общества», 1998. - 304 с.
2. Гусев, А. А. Концепция EVA и оценка эффективности деятельности компании / А. А. Гусев // Финансовый менеджмент. - 2005. - № 1. - С. 57-66.
3. Домбровская, Е. Н. Критерии и обобщенные показатели эффективности использования капитала предприятия / Е. Н. Домбровская // Вестник БГЭУ. -2000. - № 1. - С. 21-24.
4. Ерофейчева, И. В. Модель добавленной экономической ценности: сущность и особенности / И. В. Ерофейчева // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 5. - 2006. - № 4. - С. 127-131.
5. Константинов, С. А. Теория эффективности сельского хозяйства : учеб. пособие / С. А. Константинов.- Минск: ИВЦ Минфина, 2013. - 180 с.
6. Мясникович, М. В. Повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе / М. В. Мяснико-вич // Наука и инновации. - 2011.- №5. - С. 29-34.
7. Савицкая, Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты: моногр. / Г. В. Савицкая. - Минск: БГЭУ, 2003. - 160 с.
8. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 415 с.
Информация об авторе
Ефимович Владислав Владимирович - магистр экономических наук, ассистент кафедры экономики и организации производства учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.10.2016