Научная статья на тему 'ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СЕРЬЕЗНЕЙШАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА'

ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СЕРЬЕЗНЕЙШАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА / ПОИСКОВАЯ РАБОТА / РОЗЫСК ПОГИБШИХ ВОИНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахова С. В.

События последнего времени подтвердили, что в обществе сложилась уникальная, но, к сожалению, печальная социальная ситуация, молодые люди в своем большинстве утратили прежние ориентиры и ценности, не сформировав новые. Безусловно, этому способствовали и, дезинтеграция, и социальная дифференциация общества, резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Действительно, в период с 1990 по 2002 год вопросами патриотического воспитания на государственном уровне практически не занимались, что привело к самым негативным последствиям: В общественном сознании, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Однако сегодня государство обращает самое пристальное внимание на эти проблемы. На федеральном уровне принят ряд законодательных актов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. В своём выступлении, Медведев Д.А., обращаясь к учителям, отметил: «…патриотическое воспитание это неотъемлемая часть большой государственно–народной работы и все вы здесь присутствующие – участники этих дел». Именно школа, должна быть главным проводником идей патриотического воспитания в обществе. К сожалению, с началом демократизации из воспитания и обучения учащихся стали выхолащиваться многие славные традиции военной истории, подверглась сомнению целесообразность победы советского народа в Великой Отечественной войне. Из школьной программы был исключен предмет «Начальная военная подготовка», упразднено ДОСААФ, практически перестали проводиться военно–спортивные игры «Зарница», «Орленок». Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально–экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СЕРЬЕЗНЕЙШАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА»

П О

Л И Т И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 32

С.В. Шахова

ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СЕРЬЕЗНЕЙШАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

События последнего времени подтвердили, что в обществе сложилась уникальная, но, к сожалению, печальная социальная ситуация, молодые люди в своем большинстве утратили прежние ориентиры и ценности, не сформировав новые. Безусловно, этому способствовали и, дезинтеграция, и социальная дифференциация общества, резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Действительно, в период с 1990 по 2002 год вопросами патриотического воспитания на государственном уровне практически не занимались, что привело к самым негативным последствиям: В общественном сознании, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Однако сегодня государство обращает самое пристальное внимание на эти проблемы. На федеральном уровне принят ряд законодательных актов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, спо-

© С.В. Шахова, 2014.

собности к успешной социализации в обществе. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. В своём выступлении, Медведев Д.А., обращаясь к учителям, отметил: «...патриотическое воспитание это неотъемлемая часть большой государственно-народной работы и все вы здесь присутствующие - участники этих дел». Именно школа, должна быть главным проводником идей патриотического воспитания в обществе.

К сожалению, с началом демократизации из воспитания и обучения учащихся стали выхолащиваться многие славные традиции военной истории, подверглась сомнению целесообразность победы советского народа в Великой Отечественной войне. Из школьной программы был исключен предмет «Начальная военная подготовка», упразднено ДОСААФ, практически перестали проводиться военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок». Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Ключевые слова: патриотизм, поисковое движение, патриотическое воспитание, увековечение памяти защитников Отечества, поисковая работа, розыск погибших воинов.

Поисковое движение - это общественное движение по сохранению и увековечению памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которое в настоящее время по своему содержанию является военно-патриотическим, историко-культурным и благотворительным движением. В мировой практике общественного движения подобного профиля до сих пор не существовало. Поисковое движение способствует не только военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и школьников, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России, участвует в решении социальных проблем наследия войн, а в последнее время играет огромную роль в подготовке к воинской службе.

Работа по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и подростков в поисковом движении в первую очередь, направлена на реализацию социальной программы духовного возрождения России, на воспитание у молодежи идеалов милосердия, гуманизма и бескорыстного служения Отечеству, на сохранение нравственных начал у молодого поколения. Так как поисковики на сегодняшний момент - единственная сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. Очень отрадно, что в последнее десятилетие произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создаёт все условия для развития личности. Занимаясь поисковыми мероприятиями (розыск солдат, работа с поисковыми базами, картами, донесениями с фронтов и т.д.), подросток приобретает опыт любви к Отечеству. Это вовсе не значит, что он

сможет логично изложить свою точку зрения на вопросы гражданского долга или интернационализма, но главное что они умеют чувствовать и сопереживать. Для того, чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти определенный путь отбора «школы молодого поисковика», критериями которого являются высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы. Главное - это поиск пропавших без вести.

Поисковое движение - это наиболее мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив единомышленников, объединенный благородной целью - воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца подростков проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого».

Главным во всей работе, на мой взгляд, является искренность и заинтересованность. Патриотизм невозможно воспитать на словах. Только реальные дела: помощь пожилым людям, участие в общешкольных и городских событиях, изучение истории своей семьи и Родины, позволяют взращивать в детских сердцах теплое чувство любви, гордости и ответственности за свой дом, город, страну и соотечественников.

Не многим удается отлично осваивать знания, но многим удается стать хорошим человеком и гражданином. В этом деле семья и школа - основные воспитатели.

В настоящее время продолжается процесс накопления и систематизации поисковых данных о военно-историческом прошлом России 1941-1945 гг.

А если рассматривать работу поисковиков как процесс по установлению имен и судеб погибших на полях сражений бойцов и командиров Красной Армии, формированию условий по сохранению памяти о защитниках Отечества, то в контексте решения этих задач, по мнению канд. ист. наук В.Н. Бубличенко (г. Ухта, Республика Коми) [2] и П.И. Тихонова (г. Москва) [3], основополагающую составляющую поискового движения, а именно «военную археологию» следует рассматривать как одну из вспомогательных исторических дисциплин с узким предметом исследования. «Военная археология» - как «фундамент» поискового движения - в качестве вспомогательной научной дисциплины имеет прикладное значение и охватывает объем работ от архивных исследований и подготовки поисковых военно-археологических экспедиций, их проведения до розыска и оповещения родственников погибших воинов, найденных и установленных на местах боев, а также постановки на учет обнаруженных неизвестных и незарегистрированных воинских захоронений и изучения эпизодов войны на конкретных участках. В этой работе поисковиками применяются собственные методики. В их числе внимания заслуживают наработки

С.С. Котилевского (г. В. Новгород), С.И. Садовникова (г. Москва), И.И. Ивлиева (г. Архангельск), методические рекомендации П.И. Тихонова, В.Н. Петрова, И.М. Нагаева, К.А. Степанчикова, М.М. Полякова - членов московской региональной общественной организации «Историко-культурный поисковый центр «Обелиск» и других [4]. Специалистам этой темы известно, что часть разработок авторов опубликована в печатном виде и небольшими тиражами, что-то имеется на электронных носителях. Стоит отметить, что в последние годы при помощи поисковиков на форумах поисковых Интернет-сайтов активно проводятся исследования о фронтовых судьбах соотечественников, изучаются истории воинских формирований.

Однако существует и противоположное убеждение. Достаточно часто приходится сталкиваться с непониманием в среде ученых, которые говорят, что «Поиск» - это не наука, это что угодно - увлечение, «тусовка по интересам», клуб любителей, благородное, безусловно, нужное, но все же практическое дело, которое не имеет основы для фундаментальных исследований. Часто такие суждения звучат из уст консервативных, стереотипно думающих людей, которым в повседневности внутренне присущи эзотерические мысли о том, что не стоит «ворошить останки». Публично же ими заявляется иная позиция, в частности, выдвигается тезис о бездоказательности поисковых исследований, а основным аргументом для наших оппонентов служит отсутствие широкой источниковой базы по изучению поискового движения. И в этом где-то они правы...

Во избежание подобных утверждений, в этой связи хочется поддержать коллегу, ученого-историка и поисковика Ф.Б. Дроздова (г. Нижний Новгород) [5], который призывает поисковиков активнее вводить в научный оборот данные, полученные в ходе полевых экспедиций поисковыми отрядами. Необходимо, прежде всего, публиковать поисковые данные в научных изданиях, участвовать в конференциях, информировать общество о сути и результатах работ не только в СМИ. Многие из поисковиков могут рассказать свои собственные примеры в восстановлении исторической справедливости, основываясь на полевых и архивных данных, опросах местных жителей. Однако в большинстве случаев эти примеры остаются, к сожалению, достоянием только самих поисковиков, хотя должны становиться общедоступными и входить как важная составляющая в научные труды, посвященные проблематике Великой Отечественной.

На данном этапе с научным (не с журналистским) подходом история «Поиска» изучается «своими внутренними резервами», заинтересованными людьми, которые занимаются поисковой работой на общественных началах, но в то же время в своей профессиональной сфере имеют отношение к научно-исследовательской деятельности. Началом исследований социально-культурного феномена, к которым без иронии относится поисковое движение России, явилась практическая деятельность исследователей разных наук в рядах поисковых отрядов, которая помогла им понять значение изучаемого явления. Важно, что участие в поисковой работе поисковиков-исследователей не прекращается, что в свою очередь позволяет им обогащать знания, наделять их новыми сторонами, характеризовать связь изучаемого феномена с более широким социальным контекстом. Все это можно трактовать как положительную сторону проблемы интерпретации - одного из методов гуманитарных наук [6]. Своими силами и сравнительно с недавнего времени, последние 5-7 лет, поисковики активнее стали анализировать развитие движения, обобщать его результаты, публиковаться в печати. В историографии (научной, научно-популярной, публицистической литературы) выделяются тематические блоки: методические пособия; дневники участников экспедиций; поисковый фольклор; очерки о восстановленных в ходе поисковых работ судьбах павших воинов; мартирологи по установленным именам; обзорные работы по развитию движения в регионах; педагогические статьи о роли поискового движения как средства в патриотическом воспитании. В последнем методическом пособии, который вышел в Курске (ноябрь 2008 г.), опубликован список работ по поисковому движению, который включает 148 наименований отдельных изданий о «Поиске» [7]. Тираж изданий, как правило, варьируется от 50-ти и до 500 экземпляров, очень редко выходит до 1000 экз. Лишь такое количество издано за 20-летнюю историю официальной деятельности и на всю многотысячную «армию» поисковиков. При этом эта литература, как правило, «оседает» в тех регионах, где издается, и не доходит до остальных заинтересованных лиц. Необходимо подчеркнуть, что поисковая литература в большей степени выходит по инициативе общественных поисковых объединений, чаще на привлеченные средства благотворительных организаций и редких заинтересованных госструктур, а зачастую на личные средства самих авторов книг [8].

Актуальные вопросы развития поискового движения обсуждаются на ежегодных научно-практических семинарах и конференциях. Можно сказать, что определились регионы, где такие форумы проходят регулярно и проводятся по инициативе поисковых общественных организаций и государственных центров. Перечислим города: Санкт-Петербург, Курск и Вязьма Смоленской области, Сыктывкар, Ижевск, Казань. Однако пока преждевременно говорить о них как о научных центрах, но так или иначе работа ведется. Важно, что на таких конференциях и семинарах не только обобщается опыт работы, издаются сборники докладов и сообщений, научных исторических статей, но обсуждаются злободневные вопросы по совершенствованию поисковых работ на местах боев.

Патриотическое воспитание - приоритетное направление государственной политики в сфере образования. Сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что в условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана. Значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность,

добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.

Статистика свидетельствует о росте негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, размывании патриотических, гражданских ценностей и идеалов. Одной из причин создавшегося положения является практическое свертывание военно-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, хотя оно является одним из ведущих направлений воспитания, и должно выступать неотъемлемой составной частью всей деятельности по формированию у подрастающего поколения готовности к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.

Поисковое движение - это педагогический феномен и серьезнейшая молодежная политика, так как оно воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами, наполняет сердца подростков верой в правое дело. Это наиболее яркая и доходчивая форма передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, способствует объективной самооценке и саморегуляции поведения, позволяет каждому подростку реализовать себя как личность.

Библиографический список

1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.

2. Бузский М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания // М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Волгоградский гос. ун-т». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.

3. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 44-50

4. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 59-63.

5. Гурковский В. Воспитание защитников Родины // Народное образование. 2003. № 8. С. 162-172.

6. Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 67-75.

7. История войн как средство патриотического воспитания: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. поисковых отрядов, Глазов, 17-19 февр. 2006 г. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008.

8. Кондакова Н. И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в современном патриотическом воспитании граждан // под общ. ред. Н.И. Кондаковой. М.: Армпресс, 2008.

9. Кучеров В.Е. Патриотическое воспитание граждан России в современных условиях: научные основы, пути и условия совершенствования // Вестник Военного университета. 2006. № 3. С. 42-51.

10. Микрюков В.Ю. Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания // Педагогика. 2008. № 5. С. 44-51.

11. Митрохина Е. Интернет как средство воспитания патриотизма // Безопасность Евразии. 2004. № 2. С. 432-434.

12. Москвичев Н. Система воспитательной работы на муниципальном уровне // Воспитание школьников. 2005. № 8. С. 13-17.

13. Павлова И.И. Проявления гражданских качеств у современных подростков // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 4. С. 136-144.

14. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 111-114.

15. Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России // Под общ. ред. В. А. Шаманова, В. В. Сивко, Е. Н. Носовец. М.: Бослен, 2008

16. Шуман С. Формирование гражданственности и патриотизма подростков в летнем лагере // Народное образование. 2001. № 3. С. 35.

17. http://kurgan.clan.su.

18. http ://www.patriot-rf. ru/met/kurs/index. html.

19. http://www.pavlovsk-spb.ru/poiskovye-otryady/440-poiskovoe-dvizhenie- rossii.html.

20. http://www.sporf.ru.

21. http://www.sporuss.mosaics-mandjos.ru/analit.htm.

ШАХОВА Светлана Викторовна - магистрант, Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.