Научная статья на тему 'ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В АРКТИКЕ'

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1302
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСАНИЕ / ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / RESCUE / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC ZONE / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / SUBMARINE / ЛЕДОКОЛ / ICEBREAKER / SEARCH-AND-RESCUE SUPPORT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Овчинников Алексей Викторович, Тарануха Евгений Валерьевич, Сурма Владислав Анатольевич

Освещена организация поисково-спасательного обеспечения действий сил Военно-Морского Флота (ВМФ) в Арктике. Акцентирована проблема спасания экипажа аварийной подводной лодки подо льдом. Предложены специальные спасательные средства для оказания помощи силам ВМФ в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH-AND-RESCUE SUPPORT OF NAVY ACTIVITIES IN ARCTIC

The organisation of search-and-rescue support of the Navy forces in the Arctic is highlighted. The problem of saving crews of emergency submarines under ice is stressed. Special rescue means of the Navy in the Arctic are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В АРКТИКЕ»

Поисково-спасательное обеспечение действии сил Военно-Морского Флота в Арктике

Капитан 1 ранга А.В. ОВЧИННИКОВ, кандидат технических наук

Капитан 2ранга Е.В. ТАРАНУХА

Капитан 2ранга В.А. СУРМА

АННОТАЦИЯ. Освещена организация поисково-спасательного обеспечения действий сил Военно-Морского Флота (ВМФ) в Арктике. Акцентирована проблема спасания экипажа аварийной подводной лодки подо льдом. Предложены специальные спасательные средства для оказания помощи силам ВМФ в Арктике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поисково-спасательное обеспечение, Арктическая зона, подводная лодка, спасание, ледокол.

SUMMARY. The organisation of search-and-rescue support of the Navy forces in the Arctic is highlighted. The problem of saving crews of emergency submarines under ice is stressed. Special rescue means of the Navy in the Arctic are proposed.

KEYWORDS: search-and-rescue support, Arctic zone, submarine, rescue, icebreaker.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике является приоритетным направлением развития этого региона государства и обеспечения национальной безопасности1. Расширяется деятельность сил Военно-Морского Флота (ВМФ) в арктических широтах и для качественного выполнения боевых задач требуется всестороннее обеспечение, в том числе поисково-спасательное (далее — ПСО).

Поисково-спасательное обеспечение — это комплекс мероприятий, осуществляемых в целях поиска и спасания личного состава аварийных подводных лодок (ПЛ), надводных кораблей, судов, катеров, других плавучих объектов, приводнившихся летательных аппаратов, оказания им помощи в ликвидации аварии, а также выполнения судоподъемных, под-водно-технических и других подводных работ в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

ПСО в Арктической зоне организуется в интересах плавания ПЛ, в том числе и подледного, боевой подготовки и походов кораблей, полетов морской авиации. Возможны следующие аварийные ситуации: аварийная покладка ПЛ на грунт или ее приледнение, пожары, потеря хода, поступление воды в аварийный объект, посадка на мель, попадание в «ледовой плен», приводнение летательного аппарата, массовое нахождение личного состава в воде (на льду).

Особенностью деятельности сил ВМФ является то, что надводные корабли (суда) преимущественно действуют на открытой, так называемой «чистой» воде, а ПЛ и морская авиация активно выполняют задачи на всей территории Арктики.

1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 года. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 10.02.2018).

На ПСО оказывают влияние экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров и многолетние дрейфующие льды, в течение всего года покрывающие 60—70 % площади Арктического бассейна (до 8 млн км2); удаленность потенциальных аварийных объектов от береговой инфраструктуры; низкая интенсивность судоходства; протяженность полярного дня и ночи (до нескольких месяцев); понижение работоспособности личного состава из-за природно-климатических условий.

Безопасность плавания кораблей (судов), а также полетов морской авиации в Арктике обеспечивается комплексом мероприятий в период подготовки к выполнению поставленных задач.

Организацию ПСО в Арктическом бассейне определяют приказами командующие Северным и Тихоокеанским флотами (СФ, ТОФ) с учетом операционных зон и наличия сил и средств, способных выполнить поиск и спасание. При этом определяются общие требования к организации и дежурным силам ПСО, организации поисково-спасательных работ и управления силами при их проведении.

Эффективность ПСО зависит от расположения районов действия сил ВМФ и ПСО, последствий аварийных ситуаций на кораблях и летательных аппаратах, способности их экипажей к самостоятельному спасению, возможности сил ПСО по поиску и спасению аварийных объектов и личного состава.

ПСО осуществляют аварийно-спасательные отряды (далее — АСО), входящие в управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) СФ и ТОФ, службы поисковых и аварийно-спасательных работ (СПАСР) Беломорской военно-морской базы и Объединенного командования войск и сил на Северо-Востоке, а также выделенные для этой цели силы и средства морской авиации флотов, соединений подводных лодок и надводных кораблей, морские и рейдовые суда обеспечения, спасательные суда аварийно-спасательных служб взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации2 (Минтранс России, МЧС России, ФСБ России, Госкорпорация «Росатом»). В основном задачи ПСО решаются спасательными и спасательно-буксирными судами СФ и ТОФ, а также самолетами и вертолетами морской авиации.

ПСО организуется по зональному или объектовому принципу.

По зональному принципу — дежурными силами ПСО флота способом «дежурство в базе» в установленной степени готовности. В их состав могут быть включены для оказания первоначальной помощи быстроходные корабли и катера, входящие в соединения боевых кораблей, суда АСО флотов, поисково-спасательные самолеты и вертолеты морской авиации.

Объектовый принцип предусматривает:

Нахождение спасательного буксирного судна с группами усиления (медицинская, навигационно-гидрографическая и др.) в море в районе дежурства (на маршруте перехода), назначенном исходя из навига-ционно-гидрографических особенностей района действий сил ВМФ и обеспечения скрытности ПЛ.

Дежурство на аэродромах и в пунктах базирования (дислокации) в установленных степенях готовности самолетов типа Ан-12 (Ту-214, Ил-114) для перевозки личного состава и имущества, десантирования спасателей и спасательных средств в район аварии; перволинейного эки-

2 Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России. 1995 г. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_7784 (дата обращения: 10.02.2018).

пажа однотипной ПЛ для оказания помощи аварийной ПЛ; подрывных команды для проведения подрывных работ на льду в месте аварии.

Одна из основнъх задач ПСО — спасание экипажа аварийной ПЛ, лежащей на грунте, в том числе подо льдом3. Эта задача для поисково-спасательных подразделений флотов наиболее сложная, она может быть решена специализированными спасательными судами с глубоководными аппаратами на борту с привлечением морской авиации.

Действующие спасательные буксирные суда позволяют решать задачи ПСО в Арктическом регионе со значительными ограничениям и, так как имеют ледовый класс ниже Ice3 и могут совершать плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей и за ледоколом в сплошном льду при его толщине до 0,7 м и до 0,65 м соответственно*.

Находящиеся в составе ВМФ спасательные глубоководные аппараты (СГА) проектов 18551 «Приз-1», 18270 «Бестер» ледового класса не имеют и не предназначены для применения подо льдом.

УПАСР ТОФ с 2015 года располагает спасательным судном проекта 21300 «Игорь Белоусов», оборудованным СГА проекта 18271 «Бе-стер-1», глубоководным водолазным комплексом ГВК-450 и телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА) «Пантера Плюс», оснащенным двумя манипуляторами и способным выполнять широкий спектр подводно-технических работ на глубинах до 1000 м. Судно имеет ледовый класс Arc4, что позволяет ему самостоятельно действовать в разряженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю, плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,7 м в зимне-весеннюю и до 0,9 м в летне-осеннюю навигацию. Однако оно не может эффективно использоваться в арктических морях (Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском), для работы в которых необходимы спасательные суда более высокого ледового класса Arc 7— Arc9.

Возможности использования СГА «Бестер-1» подо льдом не подтверждены, поэтому целесообразно провести дополнительные исследования и испытания в ледовых условиях, уделив особое внимание вопросам безопасности экипажа, так как в случае возникновения аварийной ситуации на СГА единственным возможным способом спасения его личного состава является всплытие в надводное положение, а при нахождении подо льдом это невозможно.

Для решения задач поиска аварийного объекта в надводном и подводном положениях, установления с ним связи (при нахождении в надводном положении), наведения поисково-спасательных сил, сброса контейнера авиационного спасательного с имуществом КАС-150 применяются самолеты Ил-38 и Ту-142М морской авиации флотов.

В связи с отсутствием заранее подготовленных аэродромов подскока применение поисково-спасательных вертолетов Ка-27ПС за пределами радиуса применения для спасания личного состава аварийных объектов возможно только с промежуточной посадкой и дозаправкой на борту ледоколов, боевых кораблей (не имеют ледового класса) и спасательных судов флота, заступающих для усиления сил ПСО флота в силы наращивания и имеющих возможность принять спасательный вертолет.

Проблемами являются отсутствие на СФ и ТОФ самолетов, способных совершить посадку на лед, а также штатных спасательных парашютно-десантных групп.

3 Концепция развития ПСО ВМФ на период до 2025 года. Утверждена Министром обороны Российской Федерации 14 февраля 2014 года.

* Подробнее о ледовых классах судов см.: Правила классификации и постройки морских судов 2017, 4.1 — Классификация. URL: http://www.rs-class.org/ru/register/publications/pack-ages.php (дата обращения: 10.02.2018).

Таким образом, авиация не сможет эффективно оказать помощь аварийным объектам, в частности, аварийной ПЛ, лежащей на грунте подо льдом.

На основании вышеизложенного очевидно, что имеющийся состав сил ПСО, его количественное и качественное состояние позволяют решать задачи в Арктическом регионе в объеме требований руководящих документов с рядом организационных и технических ограничений.

Для обеспечения круглогодичной деятельности ВМФ в Арктике для него строятся специализированные корабли усиленного ледового класса. Это вспомогательный ледокол проекта 21180 и патрульный корабль ледового класса проекта 23550.

Ледокол проекта 21180 предназначен для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, имеет ледовый класс Icebreaker6, что позволяет работать в сплошном ледовом поле толщиной до одного метра. Способен буксировать корабли, суда и различные плавучие сооружения как на чистой воде, так и в ледовых условиях, а также тушить пожары. Судно имеет вертолетную площадку, а на верхней палубе и в грузовом трюме размещаются контейнеры со спасательным имуществом или оборудованием, дополнительно берет до 50 человек спасаемых. До 2020 года планируется построить четыре единицы.

Патрульный корабль проекта 23550 ледового класса Arc6 используется также как буксир и ледокол, принимает спасательный вертолет, самостоятельно преодолевает разреженный однолетний лед толщиной до 1,1 м, что позволяет привлекать его к решению задач ПСО в отдельных районах Арктики. До 2020 год планируется построить два корабля.

Для ледовой проводки кораблей и судов, доставки личного состава и выполнения поисково-спасательных работ в интересах Минобороны России в Арктическом регионе целесообразно привлекать ледоколы, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот», полномочия собственника которого осуществляет Госкорпорация «Росатом»4.

К выполнению мероприятий ПСО могут быть привлечены два ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой («Ямал», «50 лет Победы») и два — с однореакторной установкой («Таймыр», «Вайгач»).

Атомные ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» ледового класса Icebreaker9 предназначены для выполнения ледокольных операций в арктических морях при толщине льда до 4 м в зимне-весеннюю и без ограничений в летне-осеннюю навигацию («Таймыр» и «Вайгач» ледового класса Icebreaker8 — до 3 м и без ограничений соответственно), способны непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной более 2 м («Таймыр» и «Вайгач» — до 2 м).

Все современные атомные ледоколы оборудованы средствами для ведения спасательных работ, за исключением средств оказания помощи аварийной ПЛ, лежащей на грунте или приледнившейся. В настоящее время в Российской Федерации созданы и разрабатываются мобильные комплексы, размещаемые в стандартных десяти- и двадцатифутовых морских контейнерах со специальным аварийно-спасательным оборудованием, которые возможно установить на атомных ледоколах: комплекс вентиляции отсеков и подачи воздуха высокого давления на аварийную ПЛ, комплект глубоководных пеналов КГП-300 для передачи средств жизнедеятельности на аварийную ПЛ, ТНПА «Пантера Плюс» и др.

4 Указы Президента Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 644 «О привлечении атомного ледокольного флота к обеспечению деятельности Военно-Морского Флота в Арктике», от 5 августа 2015 года № 402 «Об утверждении Положения о взаимодействии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Министерства обороны Российской Федерации в области обеспечения деятельности Военно-Морского Флота в Арктике».

На привлекаемых ледоколах целесообразно размещать специалистов СПАСР ВМФ с необходимым снаряжением и оборудованием.

В настоящее время для Минтранса России создаются спасательные суда проектов MPSV06, MPSV07, предназначенные для обеспечения добычи углеводородов на арктическом шельфе и ПСО транзита грузов по Северному морскому пути. Однако ледовый класс данных судов Arc6 и Arc5 соответственно, что ограничивает их возможности при выполнении спасательных работ.

У МЧС России в Арктической зоне имеется морской дизель-электрический буксир-спасатель ледового класса «Неотразимый» проекта 1454, способный работать при толщине сплошного льда до 0,5 м.

В состав сил береговой охраны Пограничной службы ФСБ России входят пограничные сторожевые корабли проекта 97П, которые могут участвовать в поисково-спасательных действиях при толщине сплошного льда до 0,75 м, а также обеспечивать временное базирование вертолета.

Суда указанных четырех проектов не способны спасать экипажи ПЛ в Арктике при их авариях подо льдом.

В 2014—2015 годах в Научно-исследовательском институте спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская» академия выполнена научно-исследовательская работа «Разработка рекомендаций по поиску и спасанию экипажа аварийной подводной лодки подо льдом» (шифр «Арктика»), в которой предложено сформировать нештатные спасательные группы из числа аварийно-спасательных партий АСО флотов в составе мобильного арктического спасательного комплекса (МАСК) для действий с поверхности льда.

МАСК предназначен для уточнения места и положения аварийной ПЛ в районе, обследования ее корпуса и установления связи с ней, передачи на ПЛ средств жизнеобеспечения и спасения, обеспечения спасения личного состава из отсеков аварийной ПЛ в спасательном снаряжении подводника с глубин до 60 м, оказания ему первой медицинской помощи.

В зависимости от глубины нахождения аварийной ПЛ и ее состояния состав групп и их оборудования может изменяться. В общем случае МАСК должен состоять из групп допоиска ПЛ, оказания помощи, подготовки взлетно-посадочной полосы и группы обслуживания мобильной спасательной системы, комплектация которой в настоящее время прорабатывается.

Кроме того, для спасания экипажа аварийной ПЛ, лежащей на грунте подо льдом (приледнившейся), необходимо предусмотреть технические мероприятия: разработку средств поиска таких ПЛ и необходимого оборудования для МАСК; проектирование и строительство спасательного судна усиленного ледового класса со спасательным подводным аппаратом в ледовом исполнении, а также спасательной ПЛ с глубоководным водолазным комплексом — носителя спасательных подводных аппаратов; развитие арктической поисково-спасательной авиации, включающей летательные аппараты, способные доставлять спасательное имущество с посадкой на лед; строительство специализированного центра, предназначенного для подготовки личного состава к спасению экипажей аварийных объектов, в том числе ПЛ подо льдом; создание единой межведомственной системы ПСО в Арктике, объединяющей возможности министерств и ведомств, деятельность которых связана с изучением, освоением и использованием этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.