приключенческих фильмов на историко-революционную тематику. Историко-революционные фильмы в жанре комедии («Зеленый фургон» Г. Гобая 1959 года, «Свадьба в Малиновке» А. Тутышкина 1962 года, трилогия о «неуловимых мстителях» Э. Кеосаяна 1966-1971 гг., «Интервенция» Г. Полоки 1967 года), несмотря на лёгкость жанра и довольно прямолинейное определение характеров героев, где красные - положительные, их противники - отрицательные, смогли ярко показать хаос военно-революционной эпохи, быструю смену власти в маленьких городах и селах.
Таким образом, начавшись во второй половине 1950-х гг., процесс пересмотра трактовок образа революции к концу 1960-х привел к смещению интереса историко-революционного кино к теме Гражданской войны, более расширенному понимаю кинематографистами революционной эпохи; наметившейся дегероизации этой темы. Киноискусством, задолго до официальной историографии, были озвучены и визуализированы многие ключевые проблемы истории Великой российской революции, ее трагедии и многомерности. Но дальнейшее углубление исследования этих проблем художественными средствами кино, к сожалению, было свернуто. Причины тому были различными. Это и ресталинизация 1970-х гг., и нарастание удаленности революционных событий от современности, стиравшей их героизированное восприятие, и растущее в обществе критическое отношение к советской действительности, неизбежно переносившееся и на историко-революционное прошлое.
Литература и источники
1. Щербакова Е. И. Визуальная история: освоение нового пространства. - [Режим доступа]: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/vh.pdf (дата обращения 01.02.2021).
2. Дашкова Т. Любовь и быт в кинофильмах 1930-х - начала 1950-х годов // История страны. История кино / Под ред. С.С. Секиринского. - М.: Знак, 2004.
3. «Синяя тетрадь» (реж. Л. Кулиджанов, 1963).
4. «В дни Октября», (реж. С. Васильев, 1958).
5. «На одной планете», (реж. И. Ольшвангер, 1965).
6. «Сорок первый», (реж. Г. Чухрай, 1956).
7. Турицын И.В. Великая российская революция 1905-1927 гг.: от исторических клише - к новому пониманию феномена // Современная научная мысль. - 2017. - №6. - С.30-39.
8. Сальникова Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. - М.: Издательство ЛКИ, 2010.
9. «Служили два товарища», (реж. Е. Карелов, 1968).
10. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. - М.: ООО «Белый город», 2014.
References and Sources
1. Shcherbakova E. I. Vizual'naya istoriya: osvoenie novogo prostranstva. - [Rezhim dostupa]: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/vh.pdf (data obrashcheniya 01.02.2021).
2. Dashkova T. Lyubov' i byt v kinofil'mah 1930-h - nachala 1950-h godov // Istoriya strany. Istoriya kino / Pod red. S.S. Sekirinskogo. - M.: Znak, 2004.
3. «Sinyaya tetrad'» (rezh. L. Kulidzhanov, 1963).
4. «V dni Oktyabrya», (rezh. S. Vasil'ev, 1958).
5. «Na odnoj planete», (rezh. I. Ol'shvanger, 1965).
6. «Sorok pervyj», (rezh. G. Chuhraj, 1956).
7. Turicyn I.V. Velikaya rossijskaya revolyuciya 1905-1927 gg.: ot istoricheskih klishe - k novomu ponimaniyu fenomena // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - №6. - S.30-39.
8. Sal'nikova E. V. Sovetskaya kul'tura v dvizhenii: ot serediny 1930-h k seredine 1980-h. Vizual'nye obrazy, geroi, syuzhety. - M.: Izdatel'stvo LKI, 2010.
9. «Sluzhili dva tovarishcha», (rezh. E. Karelov, 1968).
10. Zorkaya N. M. Istoriya otechestvennogo kino. XX vek. - M.: OOO «Belyj gorod», 2014.
ВОРОШИЛОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева ([email protected]) VOROSHILOVA, NATALIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Russian History of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev ([email protected]).
УДК 94(47).084.9:359(571.6) Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-1-102-111
СЕМЁНОВ В.Н. МЕЖФЛОТСКИЕ ПЕРЕХОДЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК НА ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ СССР
Ключевые слова: Тихоокеанский флот, подводные лодки, Северный морской путь, межфлотские переходы.
В боевом составе Тихоокеанского флота СССР проходили службу 354 подводные лодки (ПЛ) - дизельные (261), атомные (93), - всех классов, принятых в ВМФ СССР. В разные периоды истории подводные лодки входили в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) после достройки или строительства на судостроительных заводах Дальнего Востока, а также после совершения
межфлотских переходов с Северного флота. Актуальность статьи заключается в том, что автор показал все межфлотские переходы подводных лодок (как атомных, так и дизельных) с Северного на Тихоокеанский флот, при этом отметил особенности каждого. Если в первые два десятилетия истории ТОФ подводные лодки входили в состав ТОФ после их доставки по железной дороге и сборки на судостроительных заводах Дальнего Востока (121 ед.), то в дальнейшем в состав флота подводные лодки входили в основном после совершения межфлотских переходов (138 ед., одна - дважды), и только 96 ед. были построены на судостроительном заводе в г. Комсомольск-на-Амуре.
SEMYONOV, V.N.
INTER-FLEET TRANSFERS OF SUBMARINES TO THE PACIFIC FLEET OF THE USSR Key words: Pacific fleet, submarines, Northern sea route, inter-fleet crossings.
In the combat composition of the Pacific Fleet of the USSR it server the 354 submarines - diesel (261), nuclear (93), - all classes accepted in the USSR Navy. In different periods of history, submarines were part of the Pacific fleet after completion or construction at shipyards in the Far East, as well as after making inter-fleet transitions from the Northern fleet. The relevance of the article lies in the fact that the author showed all the inter-fleet transitions of submarines (both nuclear and diesel) from the Northern to the Pacific fleet, while noting the features of each. If in the first two decades of the history of the Pacific fleet, submarines were part of the Pacific fleet after they were delivered by rail, assembled at shipyards in the Far East (121 units), then later submarines were part of the fleet mainly after making inter - fleet crossings (138 units, one - twice), and only 96 Submarines were built at the shipyard in Komsomolskon-Amur.
Обращаясь к истории Тихоокеанского флота СССР (ТОФ СССР), следует отметить, что в порядке его комплектования подводными лодками (ПЛ) в середине XX столетия произошли существенные изменения. Если в первой половине века подводные лодки прибывали по железной дороге на заводы Дальнего Востоке, где производилась сборка (затем проводились испытания и ввод их в строй), то со второй половины - пополнение осуществлялось, как за счёт строительства новых ПЛ на судостроительном заводе в г. Комсомольск-на-Амуре, так и в результате межфлотских переходов с Северного флота (СФ) по северному и южному маршрутам (138 ед.).
Для переходов надводных кораблей (НК) и ПЛ на ТОФ в ВМФ СССР создавались экспедиции особого назначения (ЭОН). Первой такой экспедицией была ЭОН-3, связанная с переводом в 1936 г. 2 эскадренных миноносцев с Балтийского флота на ТОФ через Беломорско-Балтийский канал и Северный морской путь (СМП). Открытие СМП, длина которого от Североморска до Владивостока составляет около 6000 миль, состоялось 17 декабря 1932 г. Это расстояние складывается из участка от пролива Карские ворота между островами Новая Земля и Вайгач до порта Провидения в одноимённой бухте Берингова моря на Чукотке, равного 3030 милям и участка от Североморска до Карских ворот (около 530 миль) и от порта Провидения до Владивостока (около 2450 миль). Главные препятствия для прохода кораблей по СМП - лёд, мелководье, навигационные трудности, а также непродолжительная навигация.
Первый в истории мореплавания арктический переход ПЛ по СМП совершила 5.0817.10.1940 г. Щ-423 под командой капитана 3 ранга И.И. Зайдулина (штатный командир - старший лейтенант А. Быстров был в походе дублёром). Для перевода Щ-423 из Полярного в состав ТОФ приказом наркома ВМФ СССР от 23.05.1940 г. был сформирован ЭОН-10 (руководитель-военный инженер 1 ранга И.М. Сендик). На некоторых участках маршрута к ЭОН-10 присоединялись караваны транспортных судов. Переход ПЛ обеспечивал транспорт «А. Серов», после аварии в Тикси заменённый на транспорт «Волга». Ледовую проводку на разных участках осуществляли ледоколы «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «Л. Каганович», «Литке». 17 октября 1940 г. Щ-423 бросила якорь в бухте Золотой Рог. За 73 суток (из них 56 ходовых дней) ПЛ прошла 7227 миль, из них 682 мили - в сплошных льдах [10, с. 132-134].
В основной маршрут пополнения подводных сил ТОФ Северный морской путь превратился, начиная с 1949 г. (с 1960-х гг. также южные маршруты).
В 1949 г. в составе ЭОН-49 (руководитель экспедиции - контр-адмирал А.И. Родионов) по СМП совершили переход 3 ПЛ типа «С»: С-21 под командованием капитана 3 ранга В.А. Ужаровского, С-22 под командованием капитана 2 ранга П.М. Иляшевского, С-24 под командованием капитана3 ранга И.И. Папылева. Корабли совершили вынужденную зимовку в порту Амбарчик в устье Колымы [10, с. 137-139], а уже в 1950 г. вместе с С-23, С-25, С-26 прибыли в состав ТОФ.
Начиная с 1954 г. произошло изменение в нумерации ЭОН: номер ЭОН= год перехода +10 (пример: 1954 г. +10 = ЭОН-64).
10.07-5.10.1954 г. межфлотский переход в составе ЭОН-54/64 (командир - капитан 1 ранга Нечаев Н.П.) в обеспечении ледоколов «Ермак», «Ленин» и «Вячеслав Каганович» совершила группа из 8 ПЛ. Среди них были 4 устаревшие ПЛ типа «С» серии 1Х-бис (гвардейская Краснознамённая С-56, С-102, С-103, С-104), которые завершили серию из 9 ПЛ данного типа на ТОФ. В составе ЭОН следовали также 4 новые торпедные дизель-электрические ПЛ среднего водоизмещения проекта 613 - С-140, С-141, С-145 и С-150, - всего на ТОФ в составе ЭОН (19541964 гг.) прибыло 49 ПЛ пр. 613.
Международная обстановка требовала резкого усиления ТОФ, для чего по СМП во второй половине 1950-х гг. на восток двинулись армады НК и ПЛ новых проектов.
Веховое значение здесь имела ЭОН-65, осуществленная 7 июля - 19 августа 1955 г. (командовал экспедицией контр-адмирал А.И. Рассохо), в результате которой был совершен межфлотский переход с заходом в порт Диксон. Эта экспедиция отличалась от других тем, что в её состав входило самое большое количество кораблей разных классов (46 вымпелов !!!), а именно:
- 2 крейсера пр. 68бис, 12 тральщиков, 12 больших охотников за ПЛ;
- бригада ПЛ (командир - капитан 2 ранга Лаврищев Н.И.) в составе 12 ПЛ: 10 ПЛ пр. 613: С-77 (капитан 3 ранга Проскунов М.Г.), С-78 (капитан 2 ранга Капитонов А.А.), С-79 (капитан 2 ранга Рулюк А.А.), С-86 (капитан 3 ранга Подольский К.Д.), С-87 (капитан - лейтенант Поникаровский В.Н.), С-91 (капитан 2 ранга Милованов В.П.), С-173 (капитан 3 ранга Смертин В.М.), С-176 (капитан 3 ранга Степанов Г.В.), С-178 (капитан 3 ранга Сорокин Ю.С.), С-179 (капитан 2 ранга Синяк С.С.), а также 2 большие торпедные ПЛ пр. 611 - Б-62 (капитан 2 ранга Колосов Н.Н.), Б-63 (капитан 3 ранга Шишкин В.Н.). Всего по СМП в состав ТОФ прибыло 6 ПЛ пр. 611.
- плавбаза ПЛ «Нева» и 8 транспортов различного назначения [9].
Для плавания в ледовых условиях осуществлялась специальная подготовка ПЛ: в носу приваривали высокие насадки из толстого металла с прорезью для буксира посередине, которые предохраняли нос ПЛ от ухода под лёд; винты заменялись на стальные; ПЛ обшивали «шубой» из досок. Решение обшивать ПЛ «шубой» из досок было принято после того, как в 1949 г. отряд в составе 3 ПЛ не сумел прорваться сквозь тяжёлые льды (одна из ПЛ не была обшита), и был вынужден зимовать в порту Амбарчик в устье Колымы. Но в 1956 г. руководство ВМФ СССР включило в состав ЭОН сразу 14 ПЛ без всякой обшивки, так как убедилось, что «шуба» существенно снижает скорость перехода. На ПЛ грузили увеличенный запас продуктов, с расчётом на возможную зимовку [6].
Межфлотские переходы по трассе СМП осуществляли в период наиболее благоприятный для плавания в северных водах. Это конец июня - октябрь. Переход проходил при обеспечении ледоколов, буксиров и плавбаз [12, с. 25].
Не всегда походы ЭОН завершались в одну навигацию. Примером тому может служить ЭОН-66 (1956 г.) под командой контр-адмирала В.А. Пархоменко в составе 45 вымпелов:
- 8-я отдельная бригада ПЛ (командир - капитан 1 ранга В.С. Каменский) в составе 14 ПЛ в том числе 2 ПЛ пр. 611 (Б-66 под командой капитана 3 ранга Царёва Н.И. и Б-68 под командой капитана 2 ранга Иванова) и 12 ПЛ пр. 613;
- 2 крейсера пр. 68бис, 5 сторожевых кораблей пр. 50,12 больших охотников за ПЛ пр. 122бис, танкер «Конда» и отряд транспортов суда обеспечения [5].
При подходе к Чукотскому морю корабли были зажаты толстыми паковыми льдами. Лишь с помощью ледоколов «И. Сталин», «В. Молотов» и «Красин» все корабли были выведены на рейд порта Певек, где экспедиция была разделена на три части:
- крейсера, эсминцы и 2 ПЛ пр. 611 (Б-66 и Б-68) в сопровождении ледоколов пробились на восток;
- 4 ПЛ пр. 613 в сопровождении транспорта «Инсар» и ледокола вернулись в г. Полярный;
- 8 ПЛ пр. 613 и 4 транспорта (под командой капитана 1 ранга В.С. Каменского) остались на зимовку в протоке Пантелееха на Колыме. Только в августе 1957 г. они смогли продолжить свой путь [12, с. 25]. В начале сентября ПЛ прибыли в Авачинскую бухту полуострова Камчатка.
24 июня - 8 октября 1957 г. по СМП следовала ЭОН-57, куда входили 2 отряда НК и 19-я отдельная бригада ПЛ (командир - капитан 1 ранга Тёмин А.Б.) в составе:
- 17 ПЛ пр. 613 (13+4), которые вышли из Полярного:
- 13 ПЛ: С-235, С-236, С-238, С-239, С-292, С-294, С-359, С-237 (Плесун Л.А.), С-240 (Шеметнёв М.И.), С-286 (Кармадонов И.В.), С-288 (Доноканян А.), С-290 (Саранчук М.И.), С-293 (Миронов С.А.);
- 4 ПЛ из состава ЭОН-66, которые вернулись в Полярный: С-221, С-224, С-222 (Свешников В.А.), С-262 (Киридон М.);
- 8 ПЛ пр. 613 из ЭОН-66, зимовавшие на Колыме: С-198 (Примаченко А.), С-218 (Кольцов
A.В.), С-219 (Костев Г.Г.), С-220 (Михайлов В.И.), С-223 (Селиванов Е.В.), С-263 (Синельников
B.И.), С-261, С-225;
- 2 ПЛ пр. 611: Б-71 (капитан 3 ранга Карменок Г.Р.) и Б-72 (капитан 3 ранга Голосов Р.А.);
- 2 плавбазы ПЛ «Бахмут» и «Аяхт» [11].
В 1958-1959 гг. (с зимовкой в Тюва-Губе) в составе ЭОН-68 (командир - контр-адмирал Боровой) переход по СМП совершила ПЛ Б-89 р. АВ 611 (большая ракетная дизель-электрическая ПЛ).
В июле - сентябре 1960 г. в составе Э0Н-70 совершили переход 5 ПЛ:
- ПЛ пр.644 С-44 (дизельная ПЛ с крылатыми ракетами, командир -капитан 2 ранга Бочаров ПИ.) - первая на ТОФ ПЛ с КР;
- 2 ПЛ пр. 641Б-133 (капитан 3 ранга Кобельский Л.И.) и Б-135 (капитан 2 ранга Грибунин Ю.И.) - большие дизельные ПЛ; в составе ТОФ их было 17 ед., из которых 15 прибыли по СМП;
- 2 ПЛ пр. 613 - С-68 и С-88.
В июне - сентябре 1961г. (на переходе почти два месяца ждали улучшения ледовой обстановки около о-ва Тыртова перед проливом Велькицкого) в составе ЭОН-71 совершили переход 3 ПЛ: 2 ПЛ пр. 641 Б-143 (Ушаков В.Д.), Б-85 (капитан 2 ранга Степанец) и ПЛ пр.640 (ПЛ радиолокационного дозора) С-62.
С августа по сентябрь 1962 г. в составе ЭОН-72 совершили переход в надводном положении
8 ПЛ:
- 2 ПЛ пр. 641: Б-164 (капитан 2 ранга Стафеев) и Б-33 (капитан 2 ранга Терёхин Н.И.);
- 4 ПЛ пр. 613 (С-325, С-326, С-327, С-328);
- 2 дизельные ПЛ с крылатыми ракетами пр. 665: С-61 (капитан 3 ранга Болтнев А.Г.) и С-64 (капитан 2 ранга Яскевич В.В.).
В 1963-1964 гг. переход в составе ЭОН-73 совершили 4 ПЛ пр. 641 (Б-50 и Б-8) и ЭОН-74 (Б-55 и Б-101).
ЭОН-75 затянулась на год (август 1965 г. - июль 1966 г.), так как в связи с аварией на судне сопровождения пришлось зимовать в бухте Певек. В составе ЭОН следовали 2 ПЛ: пр. 641 Б-15 (Марков М.И.); пр. 651 К-70 (капитан 2 ранга Бец В.И.). Последняя - большая дизельная ПЛ с крылатыми ракетами. В составе ТОФ их было всего 4. При этом 3 из них прибыли по СМП.
4-24 сентября 1966 г. в составе ЭОН-76 совершили переход ПЛ пр. 651 К-63 (капитан 2 ранга Никитин Д.В.) и 2 ПЛ пр. 641: Б-28 (капитан 2 ранга Чефонов И.Г.), Б-112 (капитан 2 ранга Костылев Н.Ф.).
С июня по сентябрь 1967 г. в составе ЭОН-77 совершили переход ПЛ пр. 640 С-73 и ПЛ пр. 651 К-73 (капитан 2 ранга Дворников Ю.В.).
С июля по сентябрь 1968 г. в составе ЭОН-78 совершили переход 4 ПЛ:
- 2 ПЛ дизель-электрические ПЛ с баллистическими ракетами пр. 629А: К-36 (капитан 2 ранга Абраменко Э.А.) и К-91 (капитан 2 ранга Шабалин Л.Н.). Из 13 ПЛ пр.629 (629А) на ТОФ 6 ПЛ прибыли по СМП: в 1971г. - К-61 (капитан 1 ранга Г.А. Малышевский), в 1973 г. - К-107 (капитан 2 ранга Луговской Ф.М.) и К-83 (капитан 2 ранга Рудых Б.В.), в 1974 г. - К-113 (капитан
1 ранга Логвинович Э.Д.);
- 2 ПЛ пр. 641: Б-39 (капитан 2 ранга Фёдоров В.А.) и Б-397 (капитан 2 ранга Яковлев Г.С.). Последней дизельной ПЛ (из 97 ед.), которая прибыла в состав советского ТОФ по
Северному морскому пути, в 1986 стала г. ПЛ специального назначения пр. 611П БС-69 (капитан
2 ранга Козак).
Поскольку южный маршрут перехода с СФ на ТОФ (через пролив Дрейка), помимо большой протяжённости, был связан с трудностями в эксплуатации техники и условиях обитания экипажей при плавании в тропических широтах [12, с. 26], уже первыми поколениями атомных ПЛ стали осваиваться трансарктические маршруты. Переходы АПЛ с СФ на ТОФ подо льдами
Арктики, в отличие от переходов южными маршрутами, были непродолжительными, но их результат всегда зависел от множества случайностей, предусмотреть которые никто не мог. В результате, здесь всё решали опыт и мастерство командира и его экипажа [7].
Впервые в истории отечественного мореплавания в сентябре 1963 г. с СФ на ТОФ прошли подо льдами 2 АПЛ - К-115 пр. 627А (командир - капитан 2 ранга И.Р. Дубяга, старший похода -капитан 1 ранга В.Г. Кичев) и К-178 пр. 658 (командир - капитан 2 ранга Михайловский А.П., старший похода - капитан 1 ранга Н.К. Игнатов). Они осуществили несколько всплытий во льдах, в том числе в районе советских дрейфующих станций СП-10 и СП-12 [2]. Одна из задач экспедиции состояла в том, чтобы освоить поиск в сплошном ледовом поле участков чистой воды, подходящих для всплытия и стрельбы баллистическими ракетами. Во время перехода изучался рельеф дна, оценивались возможности радиосвязи и навигационной аппаратуры в высоких широтах, впервые выполнялись десятки других операций, необходимых при решении стратегических задач [1]. За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и героизм члены экипажа были награждены правительственными наградами. Капитану 2 ранга И.Р. Дубяге и капитану 1 ранга Михайловскому А.П. было присвоено звание Героя Советского Союза [12, с. 27].
30.08. - 17.09.1966г. АПЛК-14 пр. 627А (командир - капитан 1 ранга Д.Н. Голубев, старший похода - капитан 1 ранга Н.К. Игнатов) совершила 17-суточный переход (2870 миль, свыше 2000 миль подо льдом), по которому в дальнейшем осуществлялась переходы АПЛ с СФ на ТОФ. АПЛ совершила несколько приледнений и 15 всплытий в полыньях и разводьях, в том числе в районе полярной станции СП-15. Во время подлёдного перехода капитан медицинской службы Сапожников А.В. произвел операцию по удалению аппендицита у матроса Томаришина А.П. Все члены экипажа АПЛ были награждены орденами и медалями СССР. Капитан 1 ранга Голубев Д.Н. и капитан 1 ранга Игнатов Н.К. были удостоены звания Героя Советского Союза.
В последующем данным маршрутом практически ежегодно на ТОФ следовали несколько АПЛ. Хотя подлёдные походы не становились безопаснее, в результате их проведения накапливался бесценный опыт эксплуатации оборудования, средств наблюдения и навигации.
В 1968г. осуществили совместный переход с СФ на ТОФ подо льдами Арктики 2 АПЛ (20.08. - 05.09. - К-42, 25.08. - 06.09. - К-55). При этом АПЛ К-42 пр. 627А (командир - капитан 1 ранга В.И. Заморев, старший похода - капитан 1 ранга А.П. Михайловский) 27 августа всплыла в полынье размерами 500х400 м в 4-х км от СП-16. Необычным оказался и переход АПЛ К-55 пр. 658М (командир - капитан 2 ранга Ю.В. Перегудов, старший похода - контр-адмирал В.Г. Кичев). Впервые в мире, в сложных условиях плавания на АПЛ (за несколько суток до выхода в Чукотское море), врач - капитан медицинской службы А. Шаповалов сделал операцию на самом себе по удалению аппендицита. Подо льдом АПЛ прошла 1735 миль за 128 часов. Без захода в базу К-55 сразу проследовала на боевую службу в Тихий океан, что также было осуществлено впервые.
Этот совместный переход отличался от предшествующих тем, что АПЛ несли на борту штатное ядерное оружие [7]. Опыт похода на К-42 ещё раз подтвердил высокие тактико-технические свойства наших АПЛ первого поколения и возможность их широкого применения в Северном Ледовитом океане. Проанализировав результаты перехода, капитан 1 ранга А.П. Михайловский выработал несколько предложений для повышения скрытности переходов АПЛ из Баренцева моря в Тихий океан. В частности, он предложил:
- отряд кораблей обеспечения не выводить в район ухода АПЛ под лёд в Баренцевом море, а оставлять в готовности в базе; в Чукотском море развёртывать только один ледокол, на котором иметь гидрографическую группу;
- спасательные суда и другие суда обеспечения ТОФ иметь в готовности в бухте Провидения;
- работу навигационной системы осуществлять только по запросу с ПЛ;
- переход подо льдом совершать на глубинах 150-200 метров с максимально малошумной скоростью без всплытия в полыньях и разводьях;
- приём радиограмм при этом осуществлять раз в сутки путём приледнения;
- работу эхоледомеров и эхолотов ограничить до минимума;
- всплытие в Чукотском море производить на изобате 80 м вне зависимости от места ледокола;
- при существенных сомнениях в месте и возможности выхода из-подо льда АПЛ может всплыть в полынье и, связавшись с ледоколом по радио, заказать работу навигационной системы;
- после выхода из-подо льда АПЛ без встречи с ледоколом и вступления с ним в связь в надводном положении может самостоятельно следовать к острову Врангеля, где уточнит свое место и затем пойдет в Берингов пролив;
- при обнаружении противника средствами радиоразведки, техническими средствами наблюдения или зрительно АПЛ может погружаться на перископную глубину;
- за весь поход делать лишь одно плановое донесение командующему ТОФ о выходе из-подо льда в Чукотском море [8, с. 512]. Эти предложения были использованы при осуществлении дальнейших переходов АПЛ.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) пр. 667БДР в 1980 -1990 гг. выполнили 7 арктических переходов:
- 25.08.-14.09.1980 г. К-223 (командир - капитан 1 ранга Новиков Д.Н., старший похода вице-адмирал Матушкин Л.А.);
- 18.08.-10.09.1981г. К-506 (командир - капитан 1 ранга Самохвалов А.И., старший похода - вице-адмирал Матушкин Л.А.) совершил подлёдный переход в обеспечении ПЛ К-517;
- 16.08. - 11.09.1982г. К-180 (командир - капитан 1 ранга Марчик Г.Г., старший похода -контр-адмирал Фёдоров Ю.А.) совершил подлёдный переход в составе тактической группы совместно с АПЛ К-255 пр. 671РТМ (командир - капитан 2 ранга Ушаков В.В.);
- 22.08.-16.09.1983 г. К-433 (командир - капитан 1 ранга Николаевский В.П., старший похода - капитан 1 ранга Бусырев В.М.), впервые в ВМФ совершил подлёдный переход (обошёл вокруг Северного полюса и в подводном положении форсировал мелководное Чукотское море);
- 21.08.-06.11.1984 г. К-211 (командир - капитан 1 ранга Захаров Л.В., старший похода -капитан 1 ранга Агафонов В.П.) осуществил переход с одновременным выполнением задач боевой службы;
- 25.08. - 12.11.1988 г. К-441 (командир - капитан 1 ранга Косицин В.И., старший похода -контр-адмирал Берзин А.А.) совершил подлёдный переход и сразу же продолжил боевую службу на ТОФ;
- 21.08.-06.11.1990 г. К-449 (командир - капитан 1 ранга Зикунов М.Н., старший похода -контр-адмирал Берзин А.А.).
АПЛ, участвовавшие в арктических переходах, на конечном участке маршрута (особенно при выходе из-подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности, обусловленные сложными условиями плавания:
- глубина в районе часто не превышала 50 м, при этом пространство между ледяным панцирем и АПЛ уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего 4-5 м;
- большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледяными массивами;
- сверху над АПЛ находился лёд, толщина которого достигала 11 -15 метров.
В подобных условиях автоматизированная система управления АПЛ отключалась, и управлять движением приходилось вручную. Испытывая предельное моральное и физическое напряжение, весь экипаж, как правило в течение 2-3-х суток, вынужден был постоянно находиться на своих боевых постах. Но ни с чем нельзя сравнить ту нагрузку, которая ложилась на плечи командиров АПЛ. Каждый переход был сложен по-своему, проходил в условиях, отличных от предыдущих. Тем не менее, с каждым новым переходом накапливался опыт, отрабатывалось мастерство штабов (планирующих и готовящих походы), командиров и экипажей АПЛ. Межфлотские подлёдные переходы, несмотря на сложность и повышенный риск, были предпочтительней переходов по южным маршрутам, так как были скоротечны и проходили в зоне, примыкающей к советским территориальным водам [7].
Особо необходимо выделить рискованные межфлотские переходы с СФ на ТОФ подо льдами Арктики одновальной АПЛ пр. 671В и однореакторных одновальных ПЛ пр.670.
В сентябре 1974 г. одновальная АПЛ К-454 пр. 671В (командир - капитан 1 ранга В.Я. Барановский, старший похода - контр-адмирал Е.Д. Чернов) совершила первый в истории отечественного подводного флота переход с СФ на ТОФ подо льдами Арктики. На случай экстренного всплытия в аварийной ситуации для подрыва льда и создания полыньи были
загружены специально приготовленные торпеды. К-454 безаварийно прошла подо льдами Арктики 1876 морских миль и доказала, что одновальные АПЛ способны безаварийно плавать под многометровыми паковыми льдами Северного ледовитого океана. К-454 открыла маршрут для регулярного подлёдного плавания АПЛ второго поколения с СФ на ТОФ [13].
В 1977-1979 гг. и 1983 - 1988 гг. АПЛ пр. 670 совершили следующие переходы:
- 23.08.-04.09.1977г. К-429 (командир - капитан 1 ранга В.Т. Козлов, старший похода -контр-адмирал Е.Д. Чернов) впервые в ВМФ однореакторная одновальная АПЛ совершила одиночный подлёдный трансарктический переход. 6.09.1977 г. за успешное выполнение перехода К-429 награждена Вымпелом Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», а капитан1 ранга Козлов В.Т. и контр - адмирал Чернов Е.Д. были удостоены звания Героя Советского Союза;
- 26.08. - 17.09.1978 г. АПЛ К-325 (командир - капитан 2 ранга В.П. Лушин) иК-212 (командир - капитан 2 ранга А.А. Гусев, старший похода - капитан 1 ранга Е.А. Томко) совершили первый групповой подлёдный переход (под командованием контр-адмирала Р.А. Голосова на К-325) с поддержанием подводной связи между АПЛ и управлением ими командиром группы. Следуя в составе же группы при аварии на одной из АПЛ другая АПЛ могла оказать помощь в отыскании полыньи для всплытия в надводное положение или сделать такую полынью взрывом торпед. При совместном плавании повышалась навигационная точность, что важно при подлёдном плавании в высоких широтах. Важным являлся и моральный фактор [2];
- 12.08.-1.09.1979 г. К-320 (командир - капитан 2 ранга В.Т. Аникин, старший похода -контр-адмирал Е.Д. Чернов) совершила переход подо льдами Арктики со всплытием на полюсе относительной недоступности в 800 милях к северу от о. Врангеля. К-320 - первая из АПЛ данного проекта - во время перехода трижды всплывала во льдах Центральной Арктики;
- 25.08. - 14.09.1980г. К-43 (командир - капитан 2 ранга Н.Я. Марьяшин, старший похода -контр-адмирал В.В. Мочалов) осуществила переход подо льдами Арктики при осуществлении ближнего охранения РПКСН пр. 667БДР К-223. Не заходя в базу, К-43 убыла на боевую службу в Берингово море (старший на борту - капитан 1 ранга А.А. Шиков). Отряд сил обеспечения для встречи (командир - капитан 1 ранга Алкаев Н.Н.) в составе: ледокол «Садко», ГИСУ «Анадырь», ТЩ МТ-58, МБ-148 - почти месяц вёл ледовую разведку. В проливе Лонга работал ледокол «Москва»;
- 18.08. - 08.09.1983г. К-121 (бывшая К-143, командир - капитан 1 ранга Е.Н. Телегин, старший похода - капитан 1 ранга И.И. Налетов);
- 20.08. - 14.10.1984 г. К-25 (командир - капитан 2 ранга И.А. Фомин, старший на борту -капитан 1 ранга Н.А. Ручьёв) прошла из Баренцева моря в Чукотское, а затем с форсированием Берингова пролива вышла в Тихий океан. На маршруте два раза выполнялся манёвр приледнения. Для обеспечения возможного аварийного всплытия ПЛ в торпедные аппараты были загружены 2 прямоходные торпеды для подрыва ледяного поля. Но обошлось без аварийных ситуаций. После всплытия в Чукотском море и встречи с обеспечивающими судами форсировали мелководный Берингов пролив в подводном положении на глубине 15 м (под килем тоже 15 м.), при ходе 10 узлов. Шли за морским буксиром, пеленг на который давал гидроакустик. В бухте Провидения высадили походный штаб и после этого выполнили 45-суточную боевую службу в Тихом океане [12, с. 27];
- 27.08.-19.09.1985 г. К-308 (командир - капитан 2 ранга В.А. Малых, старший похода -капитан 1 ранга И.И. Налетов) и 22.08.- 14.09.1986 г. К-313 (командир - капитан 2 ранга М.А. Мажуго, старший похода - капитан 1 ранга И.И. Налетов) осуществили переход без всплытия в Чукотском море, при этом наименьшая глубина под килем составляла 30 м [14];
- в сентябре 1987 г. К-302 (командир - капитан 2 ранга М.А. Мажуго, старший на борту -капитан 1 ранга М.В. Моцак).
Последними переходами с СФ на ТОФ СССР подо льдами Арктики были переходы 3 ПЛАРК пр. 949А в 1990-1991 гг.:
- 29.08 - 27.09.1990 г. К-132 (командир - капитан 1 ранга С.М. Карьялайнен, старший похода - контр-адмирал И.Я. Петренко);
- 18.08. - 12.09.1991 г. К-173 (с экипажем К-410 на борту, командир - капитан 1 ранга А.П. Ефанов, старший похода-капитан 1ранга М.В. Моцак) совместно с К-442 (на борту 587-й экипаж ПЛ, командир - капитан 1 ранга А.В. Милованов).
Переходы по СМП ПЛ осуществляли не только с СФ на ТОФ, но и в обратном направлении. В 1982-1983 гг. подобные межфлотские переходы выполнили АПЛ пр. 671РТМ: 7 - 27.09.1982 г. К-324 (капитан 2 ранга В.А. Терёхин) и осенью 1983 г. К-218 (капитан 2 ранга Ю.П. Авдейчик).
Из 93 АПЛ ТОФ СССР 26 ед. - 29% прибыли в состав ТОФ, совершив арктические переходы.
Подводные лодки осуществляли переход на ТОФ и по южным маршрутам. Первый и единственный в истории ВМФ трансокеанский межфлотский переход ПЛ вокруг Австралии совершили 27.11.1959 г.- 24.03.1960 г. две ПЛ пр. 611: Б-88 (командир - капитан 2 ранга Н.А. Мышкин, командир 2-го экипажа - капитан 3 ранга В.С. Глушков), Б-90 (командир - капитан 2 ранга П.Т. Зенченко, 2-й командир - капитан 2 ранга К.К. Киреев), - в составе экспедиции по программе «Прилив» (по замеру гравитационных полей трёх океанов), одной из задач экспедиции было перебазирование этих ПЛ с СФ на ТОФ. Общее руководство осуществлял капитан 1 ранга Б.А. Вешторт. Экспедиция обеспечивалась теплоходом «Михаил Калинин» (размещались резервные экипажи) и танкером «Вилюйск». Корабли обошли Европу, Африку, пересекли Индийский океан. Обогнув Австралию с юга (!), проследовали Тихим океаном на Камчатку и 24 марта 1960 г. закончили свой переход. За 150 суток ПЛ прошли более 23000 миль.
Первое в отечественной и мировой практике совместное (групповое) плавание с СФ на ТОФ под водой вокруг Южной Америки через пролив Дрейка без всплытия в надводное положение 02.02.-26.03.1966 г. совершили 2 АПЛ: К-133 пр. 627А (командир - капитан 2 ранга Л.Н. Столяров, командир перехода - капитан 1 ранга Е. Гринчик) и К-116 пр. 675 (командир -капитан 2 ранга В.Т. Виноградов) под общим командованием контр-адмирала А.И. Сорокина. Перед советскими подводниками стояла задача скрытно преодолеть противолодочные рубежи НАТО и США в Атлантике и Тихом океане [3]. Попутно проводились и океанографические исследования. Это было тем более важно, что отряд проходил различные климатические пояса - и экватор, и полярные области [4]. Экспедиционное океанографическое судно (ЭОС) «Гавриил Сарычев» (находился 2-й экипаж АПЛ пр. 627А) и танкер «Дунай» обеспечивали форсирование опасного в ледовом отношении района Южной Атлантики. Счисление АПЛ получали от ЭОС «Гавриила Сарычева», так как отсутствовали эффективные средства определения места. На участках интенсивного движения айсбергов К-116 следовала за ЭОС «Гавриил Сарычев», а К-133 - за танкером «Дунай». Пролив Дрейка АПЛ форсировали на глубине 70 м. 26 марта К-116 и К-133 всплыли у берегов Камчатки, во время перехода АПЛ только один раз всплыли на поверхность - у входа в пролив Дрейка. К-133 за 52 суток 16 час. прошла 20 045 миль, из них под водой - 19 884 мили. К-116 преодолела 19 682,5 мили за 52 суток 6 часов, из них под водой - 19 607,7 мили [7]. 23 марта 1966 г. указом Президиума Верховного Совета СССР контр-адмиралу А.И. Сорокину, капитану 2 ранга В.Т. Виноградову, капитану 2 ранга Л.Н. Столярову, инженер-капитану 2 ранга И. Морозову, инженер-капитану 3 ранга С. Самсонову, капитану 2 ранга Н. Усенко присвоено звание Героя Советского Союза. АПЛ К-116 и К-133 впервые в истории отечественного флота в мирное время было присвоено звание гвардейских с передачей им гвардейских флагов ПЛ Щ-422 СФ и ПЛ Щ-203 БФ, заслуживших это почётное звание в годы Великой Отечественной войны.
В августе - декабре 1969 г. К-120 пр. 651 (капитан 1 ранга Любимов В.С.) совершила переход из губы Западная Лица во Владивосток южным путём, совмещенный с выполнением задач боевой службы в Индийском Океане.
Осенью 1970г. - осенью 1971 г. (14 месяцев) ПЛ пр. 641 Б-213 (капитан 2 ранга Герасимов Д.И.) совершила переход из Лиепае по южному пути на ТОФ с выполнением задач боевой службы у мыса Чагос и в Бискайском заливе.
2 АПЛ с БР пр. 667А совершили межфлотский переход по маршруту: Северный Ледовитый океан - Атлантический океан - Тихий океан, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка с одновременным несением боевой службы:
- 08.01. - 19.03.1971г. К-408 (командир - капитан 1 ранга В.В. Привалов, старший на борту - контр - адмирал В.Н. Чернавин) в обеспечении плавбазы ПЛ «Тобол», ОС «Полюс» и «ПМ-150» совершил сложнейший переход без всплытия в надводное положение. Во время перехода (3-9 марта) экипаж выполнил задачи боевого патрулирования в Тихом океане у берегов США. Экипаж корабля был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть»;
- 17.01.-31.03.1972 г. К-415 (командир - капитан 2 ранга А.Д. Джавахишвили, старший похода - капитан 1 ранга В.П. Кузнецов).
Осенью 1972 г. по южному маршруту совершила переход на ТОФ ПЛ пр. 641 Б-427 (капитан 2 ранга Донцов А.Н.).
20.01.-5.05.1974 г. под общим командованием контр-адмирала Р.А. Голосова переход с СФ на ТОФ через Атлантику - мыс Доброй Надежды - Индийский океан - Малаккский пролив совершили 2 АПЛ К-201 пр. 670 (командир - капитан 2 ранга В.Д. Хайтаров, 2-й командир - капитан 2 ранга В.С. Садовый) и К-314 пр. 671В (капитан 2 ранга В.П. Гонтарев). Вторыми экипажами для этих АПЛ командовали: 305-м - капитан 2 ранга Алкаев Н.Н. и 89-м - капитан 2 ранга А.Л. Макаренко. Переход обеспечивали БПК «Маршал Ворошилов», ЭОС «Башкирия», ПМ-129.
01.-04.1976 г. тактическая группа в составе 2 АПЛ: РПКСН пр. 667Б К-171 (капитан 1 ранга Э.Д. Ломов), АПЛ К-469 пр. 671В (командир - капитан 2 ранга В.С. Урезченко, старший - капитан 1 ранга В.Е. Соколов) и ЭОС, - совершили переход с СФ на ТОФ через Атлантический и Тихий океаны через пролив Дрейка (старший тактической группы - контр-адмирал В.А. Коробов на К-171). На переходе РПКСН пр. 667Б К-171 осуществляла боевое патрулирование при постоянной готовности к использованию ракетного оружия, а многоцелевая АПЛ К-469 осуществляла его непосредственное охранение.
16.01. - 10.04.1979 г. два РПКСН пр. 667БДР совершили переход (командир перехода -контр-адмирал Павлов А.И.) с СФ на ТОФ через Атлантический и Тихий океаны (проливом Дрейка) с одновременным выполнением задач боевого патрулирования: К-490(командир - капитан 1 ранга В.М. Кузнецов, старший похода - контр-адмирал А.И. Павлов) и К-455 (командир - капитан 1 ранга А.И. Толстолыткин, старший на борту - капитан 1 ранга А.П. Савин), так же стояла задача проверить работоспособность оружия и технических средств в различных климатических зонах Мирового океана. Переход обеспечивало ОИС «Байкал» (командир - капитан 3 ранга Бочинский Г., старший на борту - капитан 1 ранга Климов П.Л.), на борту находился резервный экипаж К-455 под командованием капитана 1 ранга Чефонова И.Г. За успешное выполнение задания контрадмиралу Павлову А.И. Указом Президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Капитан 1 ранга Толстолыткин И.А. и капитан 1 ранга Кузнецов В.М. удостоены ордена Ленина. Капитана 1 ранга Чефонова И. и капитана 3 ранга Бочинского Г. наградили орденом Красной Звезды.
В боевой состав советского ТОФ в разные периоды входили 354 подводные лодки (93 атомные и 261 дизельная). 137 ПЛ (39% от общего числа) совершили межфлотские переходы, как одиночные, так и в составе ЭОН (совместные). Если же рассматривать послевоенный период, когда в боевой состав ТОФ подводные лодки (233 ед.) поступали только после строительства на ССЗ в г. Комсомольск-на-Амуре (96) и в результате переходов (137 ед.), то видно, что количество ПЛ, совершивших межфлотские переходы, составляет 59%. Совершив межфлотский переход по южным маршрутам, в состав ТОФ вошли 15 подводных лодок (10 атомных и 5 дизельных), что составило небольшую часть от общего количества переходов, но и они сыграли важную роль в освоении Мирового океана. Основными же маршрутами межфлотских переходов с СФ на ТОФ были переходы подводных лодок по СМП и подо льдами Арктики.
Литература и источники
1. Взорванный лёд. Как действуют ракетные атомоходы в Арктике // [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20180914 /1528516053.html (дата обращения 2.06.2020).
2. Голосов Р.А. Арктика в прошлом, настоящем и будущем России. // Роль Российского флота в защите Отечества / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.modelhood.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/201-flot?showall=1&limitstart= (дата обращения 10.07.2020).
3. Грищенко Н. Подводная кругосветка: как советские подлодки обогнули земной шар / [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2020/02/28/ podvodnaia - krugosvetka-kak-sovetskie-podlodki-obognuli-zemnoj-shar.html (дата обращения 5.06.2020).
4. Дорогами подводных открытий. Пионеры подводного мореплавания / [Электронный ресурс]. - URL: http://pilipovich.narod.ru/voda/225-pionery.html (дата обращения 7.09.2020).
5. Корякин-ЧернякЛ.В. На крейсере «Адмирал Лазарев» - Северным Морским путём // Гангут. - 1999. - № 19. - С. 2-14.
6. Костев Г. Как подводные лодки на Колыму попали // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=4244 (дата обращения 5.07.2020).
7. Лебедько В.Г. Послевоенная подводная эпопея (1945-1995 гг.) // Военно-технический альманах. - 1999. - №2. Вып. 14. - С. 18-21.
8. Михайловский А.П. Вертикальное всплытие. Записки подводника. - СПб.: Наука, 1995. - 534 с.
9. Подледное плавание. История русского подплава // [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/topic-53952240_29042145?post=8385 (дата обращения 1.09.2020).
10. Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. - М.: Вече, 2014. - 448 с.
11. Севморпуть и ЭОНы // [Электронный ресурс]. - URL: http://tsushima.su/forums/ viewtopic.php?id =5635 (дата обращения 8.08.2020).
12. Токарев В. Два адмирала. - Саратов: Приволжская книжная палата, 2017.
13. Трансарктические переходы ПЛА. Военная история. [Электронный ресурс]. - URL: https://maxpark.com/community/ 14/content/1885952 (дата обращения 15.08.2020).
14. Турко С.В. Применение подводных лодок в Арктике // Моремход - Роль Российского флота в защите Отечества. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moremhod. info/ index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/201-flot?showall=1&limitstart= (дата обращения 15.08.2020).
References and Sources
1. Vzorvannyj lyod. Kak dejstvuyut raketnye atomohody v Arktike // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ria.ru/20180914 /1528516053.html (data obrashcheniya 2.06.2020).
2. Golosov R.A. Arktika v proshlom, nastoyashchem i budushchem Rossii. // Rol' Rossijskogo flota v zashchite Otechestva / [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.modelhood.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/201-flot?showall=1&limitstart= (data obrashcheniya 10.07.2020).
3. Grishchenko N. Podvodnaya krugosvetka: kak sovetskie podlodki obognuli zemnoj shar / [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rg.ru/2020/02/28/ podvodnaia - krugosvetka-kak-sovetskie-podlodki-obognuli-zemnoj-shar.html (data obrashcheniya 5.06.2020).
4. Dorogami podvodnyh otkrytij. Pionery podvodnogo moreplavaniya / [Elektronnyj resurs]. - URL: http://pilipovich.narod.ru/voda/225-pionery.html (data obrashcheniya 7.09.2020).
5. Koryakin-CHernyak L.V. Na krejsere «Admiral Lazarev» - Severnym Morskim putyom // Gangut. - 1999. - N° 19. - S. 2-14.
6. Kostev G. Kak podvodnye lodki na Kolymu popali // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=4244 (data obrashcheniya 5.07.2020).
7. Lebed'ko V.G. Poslevoennaya podvodnaya epopeya (1945-1995 gg.) // Voenno-tekhnicheskij al'manah. - 1999. - №2. Vyp. 14. - S. 18-21.
8. Mihajlovskij A.P. Vertikal'noe vsplytie. Zapiski podvodnika. - SPb.: Nauka, 1995. - 534 s.
9. Podlednoe plavanie. Istoriya russkogo podplava // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://vk.com/topic-53952240_29042145?post=8385 (data obrashcheniya 1.09.2020).
10. Redanskij V.G. Vo l'dah i podo l'dami. - M.: Veche, 2014. - 448 s.
11. Sevmorput' i EONy // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://tsushima.su/forums/ viewtopic.php?id =5635 (data obrashcheniya 8.08.2020).
12. Tokarev V. Dva admirala. - Saratov: Privolzhskaya knizhnaya palata, 2017.
13. Transarkticheskie perekhody PLA. Voennaya istoriya. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://maxpark.com/community/ 14/content/1885952 (data obrashcheniya 15.08.2020).
14. Turko S.V. Primenenie podvodnyh lodok v Arktike // Moremhod - Rol' Rossijskogo flota v zashchite Otechestva. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.moremhod. info/ index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/201-flot?showall=1&limitstart= (data obrashcheniya 15.08.2020).
СЕМЁНОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ - кандидат технических наук, докторант, заведующий лабораторией Дальневосточного федерального университета ([email protected]).
SEMYONOV, VIKTOR N. - Ph.D. in Technical Sciences, Head of the Laboratory of the far Eastern Federal University (Vladivostok)
УДК 94(560)«1999/2020»:329.7(=222.5) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-111-115
АХМЕДОВ Т.А.
ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА РПК А. ОДЖАЛАНА НА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В БОЛЬШОМ КУРДИСТАНЕ В 1999-2020 ГОДАХ
Ключевые слова: Курдистан, Турция, А. Оджалан, курдский вопрос, Рабочая партия Курдистана (РПК), Курдский автономный район, Демократическая партия Курдистана, демократический федерализм, партия Демократического союза, Западный Курдистан, М. Барзани.
В статье рассматривается влияние лидера РПК А. Оджалана на военно-политическую обстановку в Большом Курдистане с момента, когда он был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Автор рассматривает, как, с одной стороны, заключение повлияло на возможность Оджалана руководить созданной им партией, а с другой - как оно способствовало развитию его взглядов на политическое устройство Курдистана и всего региона. В ходе исследования автор пришел к выводу, что, несмотря на жесткие ограничения в возможностях передачи информации, Оджалан сохранил свое влияние, как лидер курдского народа, остался ключевой фигурой в переговорном процессе по мирному урегулированию конфликта между турецким государством и курдами.
AKHMEDOV, T.A.
THE IMPACT OF THE KWP LEADER A. OCALAN ON THE MILITARY-POLITICAL SITUATION
IN THE BIG KURDISTAN IN THE 1999-2020
Key words: Kurdistan, Turkey, A. Ocalan, Kurdish issue, Kurdistan Workers' Party (KWP), Kurdistan autonomous region, Kurdistan Democratic Party, Democratic federalism, Democratic Union Party, Western Kurdistan, M. Barzani.
In the article considers the impact of the KWP leader A. Ocalan on the military and political situation in the Big Kurdistan since he was arrested and sentenced to life imprisonment. The author examines how the imprisonment compromised Ocalan's capacity to run the party he created and how it contributed to development of his vision of the political system of Kurdistan and of the whole region. The author of the study concluded that despite the severe restrictions on communications Ocalan kept his influence as the leader of Kurdish people and is still the key figure in the negotiation process between the Turkish state and Kurds.
Роль лидера РПК А. Оджалана в современной истории Курдистана имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, это тот представитель курдской политической элиты, который первым