Научная статья на тему 'Поиски условий, содействующих преодолению ценностных ориентаций делинквентных подростков на криминальную субкультуру'

Поиски условий, содействующих преодолению ценностных ориентаций делинквентных подростков на криминальную субкультуру Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухина В.С., Басюк В.С., Проценко Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поиски условий, содействующих преодолению ценностных ориентаций делинквентных подростков на криминальную субкультуру»

Теории и исследования

В. С. Мухина, В. С. Басюк, Л. М. Проценко

ПОИСКИ УСЛОВИЙ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ НА КРИМИНАЛЬНУЮ СУБКУЛЬТУРУ

Ценностные ориентации - структурообразующие основы самосознания человека, складывающиеся в условиях обыденного бытия и формирующиеся в процессе развития внутренней позиции человека как личности. Ценностные ориентации формируются с детских лет как значимые ориентиры в индивидуальной жизни. Они отражают внутреннюю позицию человека по отношению к себе и другим, к миру и бытию в целом.

Внутренняя позиция у подростков из асоциальной среды может формироваться за счет ценностных ориентаций на аморализм и особую приверженность к особо понимаемым моральным правилам криминальной субкультуры, где всегда подконтрольны «честность», «ответственность за данное слово», значение свободы и клятв. Делинквентных подростков привлекает криминальная идеология в большей мере, чем нормы обыденной жизни людей и законы правового государства. Им импонируют противостоящие нормативным формы агрессивных, доминантных проявлений представителей криминальных субкультур, которые подростки могут наблюдать в асоциальном окружении своей среды.

Асоциально ориентированные, но еще не подпавшие под прямое влияние непосредственных представителей криминальных субкультур подростки отличаются тем, что они идеализируют криминальные нормы и «свободу самовыражения» старших представителей асоциальной среды.

В асоциальные объединения подростки нередко попадают из своих неблагополучных семей. Позже из-за лишения родительских прав этот злосчастный невостребованный родными контингент концентрируется в условиях учреждений интернатного типа.

Здесь асоциально ориентированные подростки группируются в условно-иерархические группы, в которых можно увидеть тенденцию наиболее физически и эмоционально сильных к лидерству, а также тенденцию всей диффузной группы выделить аутсайдера - того отверженного, которого группа будет постоянно упорно прессинговать, тем самым утверждая себя.

Возникающая в сообществе подростков стратификация налагает явный отпечаток на их психологию. Они часто не по подражанию, а по неким «законам стаи» делят окружающих на «своих» и «чужих», на описанные в науке (Б. Ф. Поршнев) феномены «Мы» и «Они». Так же почти спонтанно в их асоциальных сообществах возникает тяга к асоциальному типу общения. В их кругу развивается особая жаргонная лексика, многие

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

120

№ 3 - 2013

Психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечения

получают клички-стигмы, появляется тяга к самопрезентации себя через татуировки.

В возрасте примерно 13-14 лет эта категория подростков начинает утверждать себя в попытках к нарушению законов (кражи, грабежи, причинение вреда здоровью и жизни другому человеку и др.), что влечет за собой неизбежное наказание.

Согласно проекту «Психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечения», группа психологов обосновала концепцию организации условий психологического сопровождения, содействующих развитию внутренней позиции, позитивно ориентирующей на реалии бытия.

В течение четырех лет систематически проводятся встречи: со священниками (ориентирующими на высокие духовные ценности бытия человека); с экономистами (обучающими экономическим основам организации повседневной жизни); с психологами и социальными педагогами (проводящими доверительные индивидуальные и групповые беседы на значимые для подростков проблемы); со специалистами кадетского корпуса (погружающими подростков в условия обязательного подчинения и обучающими их основам военной специальности, в том числе физической подготовке); с осужденными пожизненно организована переписка, видеообращения со стороны подростков; намечается (согласно проекту) встреча с осужденными пожизненно в условиях их содержания.

Работа с подростками-делинквентами была начата в период, когда они воспитывались в учреждениях интернатного типа. Эта работа была продолжена, когда, закончив девять классов общеобразовательной школы, подроски разъехались по регионам Иркутской области. Их продолжали курировать и сопровождать согласно программе и сессиям «Школы социальной адаптации», которые проводятся раз или два в год.

Ежегодно при поддержке Министерства образования Иркутской области проводится сессия «Школы социальной адаптации», где с подростками обсуждается ценность правильно социально и личностно-ори-ентированной внутренней позиции посредством работы подростков в рамках пяти сущностных инициаций (содержательное наполнение условий их проведения из года в год существенно меняется).

До и после проведения сессии подростков обследует психолого-психиатрическая комиссия.

Специалисты отмечают положительную динамику в психическом статусе подростков - участников проекта.

В мае 2014 года планируется встреча подростков с пожизненно осужденными в условиях содержания последних. Мы надеемся найти средства и пройти совместную, чрезвычайно трудную, но значимую для всех участников инициацию. Созданная социальная проблемная ситуация должна стать эффективным стимулом для формирования значимой для каждого подростка адекватной внутренней позиции.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

121

№ 3 - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.