Научная статья на тему 'ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макиев Руслан Гайозович, Хан Нинель Викторовна, Фисун Александр Яковлевич, Приходько Алексей Николаевич

Образование непрерывно связано с любыми изменениями, происходящими в обществе. В связи с этим образовательная среда постоянно меняется. С одной стороны, реформирование образовательной деятельности, в том числе и в рамках национальных проектов, предусматривает внедрение новых форм и методов в образовательный процесс. С другой стороны, проектное управление является разновидностью форм реального обучения, в ходе которого обучаемые получают новые компетенции, а также осуществляется изучение проблем развития военно-медицинских организаций (ВМО), поиск инновационных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макиев Руслан Гайозович, Хан Нинель Викторовна, Фисун Александр Яковлевич, Приходько Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR INNOVATIVE SOLUTIONS THE FIRST EXPERIENCE OF TEACHING THE BASICS OF PROJECT ACTIVITY TO MILITARY MEDICAL SPECIALISTS

Education is continuously connected with any changes taking place in society. In this regard, the educational environment is constantly changing. On the one hand, the reform of educational activities, including within the framework of national projects, provides for the introduction of new forms and methods in the educational process. On the other hand, project management is a kind of forms of real training, during which trainees receive new competencies, as well as the study of problems of development of military medical organizations, the search for innovative solutions.

Текст научной работы на тему «ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Р.Г. МАКИЕВ, Н.В. ХАН, А.Я. ФИСУН, А.Н. ПРИХОДЬКО

R.G. MAKIEV, N.V. KHAN, A.YA. FISUN, A.N. PRIKHODKO

ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

SEARCH FOR INNOVATIVE SOLUTIONS

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

THE FIRST EXPERIENCE OF TEACHING THE BASICS OF PROJECT ACTIVITY TO MILITARY MEDICAL SPECIALISTS

f f*

Сведения об авторах: Макиев Руслан Гайозович - заместитель начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова по учебной работе, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: moro5555@yandex.ru);

Хан Нинель Викторовна - эксперт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент (г. Москва. E-mail: n-khan@ mail. ru);

Фисун Александр Яковлевич - заведующий кафедрой управления военным здравоохранением филиала Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, генерал-майор медицинской службы в отставке, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН (г. Москва. E-mail: a_fisun@list.ru );

Приходько Алексей Николаевич - старший преподаватель кафедры управления военным здравоохранением филиала Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, подполковник медицинской службы (г. Москва. E-mail: aleksey_bell@mail. ru).

Аннотация. Образование непрерывно связано с любыми изменениями, происходящими в обществе. В связи с этим образовательная среда постоянно меняется. С одной стороны, реформирование образовательной деятельности, в том числе и в рамках национальных проектов, предусматривает внедрение новых форм и методов в образовательный процесс. С другой стороны, проектное управление является разновидностью форм реального обучения, в ходе которого обучаемые получают новые компетенции, а также осуществляется изучение проблем развития военно-медицинских организаций (ВМО), поиск инновационных решений.

Ключевые слова: здравоохранение, практико-ориентированное образование, компетенция, проектная деятельность, проблема, защита.

Information about the authors: Ruslan Makiev - deputy head of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov for academic affairs, colonel of the medical service, doctor of medical sciences (St. Petersburg. E-mail: moro5555@yandex.ru);

Ninel Khan - expert of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, candidate of economic sciences, associate professor (Moscow. E-mail: n-khan@mail. ru);

Alexander Fisun - head of the department of military health management of the branch of Military Medical Academy named after S. M. Kirov, retired major general of the medical service, Honored doctor of the Russian

Federation, doctor of medical sciences, professor, corresponding member of the Russian academy of sciences (Moscow. E-mail: a_fisun@list.ru);

Aleksey Prikhodko - senior lecturer of the Department of Military Health Management of the branch of Military Medical Academy named after S. M. Kirov, lieutenant colonel of the medical service (Moscow. E-mail: aleksey_bell@mail. ru).

Summary. Education is continuously connected with any changes taking place in society. In this regard, the educational environment is constantly changing. On the one hand, the reform of educational activities, including within the framework of national projects, provides for the introduction of new forms and methods in the educational process. On the other hand, project management is a kind of forms of real training, during which trainees receive new competencies, as well as the study of problems of development of military medical organizations, the search for innovative solutions.

Keywords: healthcare, practice-oriented education, competence, project activity, problem, protection, expert assessment.

Охрана и укрепление здоровья населения России сегодня являются одной из важнейших государственных задач, непосредственно касающейся национальной безопасности страны. В свою очередь от эффективной организации работы системы здравоохранения, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи зависит сохранение здоровья населения. Здравоохранение в ряду государственных отраслей социальной сферы отличается динамичным развитием, что диктует руководству медицинских, в том числе военно-медицинских, организаций внедрять изменения, пути и варианты решения существующих и возникающих проблем в минимальные сроки. Столкнувшись с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией ШУГО-19, перед мировым сообществом встала глобальная угроза всему человечеству и возникли беспрецедентные вызовы. Здравоохранение столкнулось с проблемами, касающимися не только диагностики и лечения, но и взаимодействия медицинских организаций в абсолютно экстремальных условиях.

Высокие темпы научного прогресса и внедрения новых технологий в медицине определяют повышенные требования к скорости изменения компетенций современного медицинского специалиста. Например, появляется необходи-

мость в таких новых компетенциях, как умение работать в команде, анализировать управленческую ситуацию. В связи с этим происходящая трансформация образовательной среды должна также ускоряться и вовлекать персонал ВМО. Одним из требований к результатам освоения программы ординатуры по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье», установленных федеральным государственным образовательным стандартом, является формирование у выпускника компетенции к способности разрабатывать, реализовывать проект и управлять им.

Проектное управление имеет нормативную правовую базу и регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Сегодня термин «проект» широко используется практически

повсеместно, начиная со школьной скамьи и до национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура» и т.д. Таким образом, проектная деятельность, являясь неотъемлемой частью существующего образовательного процесса, одновременно представляет инновационное направление его модернизации.

При подготовке военно-медицинских специалистов по программе дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки, образовательной программе высшего образования в ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» на кафедре управления военным здравоохранением филиала Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (г. Москва) реализуется такая форма, как обучение проектному управлению.

Пилотное обучение проектному управлению со слушателями групп профессиональной переподготовки

2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020 2020/2021 2021/2022

■ профессиональная переподготовка ■ ординатура

Рис. 1. Численность слушателей, прошедших проектное обучение за 2015-2022 гг.

Таблица. Динамика защищённых проектов за 2015-2022 гг.

Учебные годы Группы проектов Всего

1. Медицинская деятельность 2. Взаимодействие 3.Внутреннее развитие

2015/2016 3 - - 3

2016/2017 3 2 8 13

2017/2018 3 - 5 8

2018/2019 3 6 3 12

2019/2020 - 3 - 3

2020/2021 2 - - 2

2021/2022 2 1 1 4

Итого: 16 12 17 45

началось в 2015/2016 учебном году. Всего с 2015 года прошли обучение 328 военно-медицинских специалистов, в т.ч. 33 слушателя ординатуры (офицеры медицинской службы) (см. рис. 1).

Состав проектных групп формируется из расчёта не менее 5 участников среди слушателей групп профессиональной переподготовки и не менее 3 слушателей ординатуры, среднее число участников в группах составляет 7-8 человек. За прошедшие годы разработано более 40 инициатив, многие из которых превратились в полноценные проектные разработки. Введённые в 2020 году ограничения из-за пандемии ШУГО-19 затронули и образовательный процесс, произошёл

переход на дистанционный формат обучения, в связи с чем снизилось количество проектов.

Анализируя разработанные проекты, авторы разделили их на 3 группы в зависимости от объекта управления, проблемы и цели проектного решения (см. таблицу):

1. Проекты медицинской деятельности, касающиеся принципов организации оказания медицинской помощи, контроля качества и безопасности медицинской деятельности.В первой группе затрагиваются вопросы, направленные на совершенствование и оптимизацию работы диагностических подразделений, проводится клинико-экономический анализ диагностических исследований,

анализируется эффективность лечебных мероприятий, готовность к работе персонала ВМО в рамках клинических рекомендаций, реализация мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе ранней медицинской реабилитации пациентам с новой коронавирусной инфекцией ШУГО-19.

2. Проекты, способствующие взаимодействию между ВМО, органами управления медицинской службы. Здесь рассматриваются вопросы оперативного управления эффективностью лабораторных исследований, маршрутизации пациентов между ВМО, повышения эффективности использования ста-ционарозамещающих технологий, преемственности оказания медицинской помощи и взаимодействия поликлинического и госпитального звеньев, организации и планирования деятельности в рамках государственного задания.

3. Проекты, направленные на внутреннее развитие ВМО. В этой группе проектов проводятся оценка эффективности работы медицинского персонала при начислении стимулирующих выплат, сравнительный анализ соотношения систем финансирования медицинской организации и нормирования труда, разработка алгоритмов формирования программ платных медицинских услуг, осуществляется анализ исполнения контрактов аутсорсинга (организация питания, уборка помещений

Постановка и Проектное решение

локализация проблем проблем изменении. Целеиолагание проекта

изменении. Ф направленных на решение Ф

направленных на задач п повышение Определение

решение задач и эффективности индикаторов и

повышение медицинской службы показателей целей

эффективности проекта

медицинской службы Тематизация про скта _1

II

Плнн дейс I им и I иешшиимие рссу|)ф идцёш и

О

Риски проекта Меры но их миинми'нщни

п>1 .и ы п |тем .1

Рис. 2. Структура проектной разработки

Фото 1. Защита проектных работ слушателями циклов профессиональной переподготовки. За столом - проектная команда, представляющая свою инициативу

Фото 2. Экспертная комиссия на защите проектных работ под руководством начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны России

и территории, техническое обслуживание и содержание имущества), экономический анализ вариантов получения тепловой энергии ВМО, поиск вариантов по снижению затрат ВМО, организация взаимодействия военных комиссариатов Минобороны России с единым цифровым контуром Минздрава России, стратегическое развитие направлений рекреации военных санаториев по предоставлению активного отдыха.

Проекты разрабатываются в контексте современной ситуации в здравоохранении и направлений развития. Исследования проводятся на базах ВМО (поликлиника, госпиталь) и военных санаторно-курортных организаций (дом отдыха, санаторий). Существует предзащита проекта у руководителей ВМО, которая, с одной стороны, имеет цель - подтверждения обоснованности выводов, предложенных учебной группой. С другой стороны, руководители организаций, как правило, комментируют выводы и зачастую вносят недостающую информацию, тем самым объясняя объективные факторы принятия управленческих решений. Учебные цели выбираются заказчиком, которыми выступают как начальники управлений Главного военно-медицинского управления Минобороны России, так и руководители ВМО.

Проект, как объект управления в образовательной организации, вызывает определённые сложности, связанные с тем, что слушателям необходимо достигнуть уникального результата в условиях временных ограничений с минимальным привлечением ресурсов. Для этого требуется «реальная» проблема, которая, как правило, не решается существующими способами. Вскрытие причин возникновения проблемы влечёт за собой раскрытие управленческих неудач, застарелые конфликты или недостатки в учёте. Критика всегда болезненна, как говорят специалисты: признать проблему - уже 50% успеха в достижении результата. Признание проблем зачастую воспринимается как провал, человек считает, что это непоправимый удар по его репутации.

Общая последовательность разработки проектных работ состоит из следующих учебных действий: установочной сессии, занятий в группах, пленарных заседаний, предзащиты и защиты. Перед началом проектных работ проводится «мозговой штурм» по темам проектов. Важно задать проектным командам новые горизонты, показать тренды движения, в итоге сдвинуть их с существующей точки, отправить в поиск проблем и новых решений.

Дальше стартует педагогическая технология. Установочная сессия начинается с вводной, тематической лекции, распределения слушателей по группам, представления руководителей и модераторов проектных работ. Групповая работа направлена на согласование действий и выполнение технического задания соответствующего этапа проектной разработки. В ходе групповых работ проводятся тематические дискуссии, «мозговой штурм», работа в микрогруппах, опрос и другие. На пленарных заседаниях осуществляются анализ, оценка и корректирование проектной разработки групп как в части тематического содержания, так и по процедуре разработки проекта.

Структура проектной разработки осуществляется последовательно по модулям в соответствии с ранее утверждённым заданием (см. рис. 2). Первоначально основополагающим этапом являются постановка и утверждение проблемы, ведь именно от самоопределения на основе анализа полученных данных и состояния объекта управления будет зависеть вся предстоящая стратегия развития и реализации проекта. Допущенные ошибки в ходе определения и формулировки проблемы приведут к тому, что запланированная таким образом работа окажется непродуктивной.

Серия проведённых нами проектных работ по вопросам организации медицинской реабилитации льготным контингентам Минобороны России позволила доказать и подтвердить целую совокупность проблемных вопросов, косвенно или напрямую влияющих на эффективность мероприятий на этапах медицинской реабилитации. Недостаточное количество специалистов, принимающих участие в медицинской реабилитации, не позволяет сформировать мультидисциплинарные реабилитационные команды, зачастую медицинская реабилитация сводится к назначению только физиотерапии и лечебной физкультуры, низкая информированность врачей в вопросах медицинской реабилитации (сроки, продолжительность и кратность мероприятий по медицинской реабилитации; применение международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и т.д.) являются основными факторами, препятствующими в должном объёме обеспечить медицинской реабилитационной помощью пациентов.

Формулировка цели проектной работы должна включать описание результата с указанием показателей и индикаторов измерения достижимости ожидаемого результата. Между проектными модулями проводятся пленарные заседания с привлечением

не только профессорско-преподавательского состава кафедры, но и ведущих специалистов ВМО, выпускников проектных программ, которые выступают в роли экспертов-практиков. Пленарная дискуссия призвана отразить экспертное отношение к разработанным проектам.

Итоговым результатом завершения проектных работ является защита, на которую группы предоставляют доклад с использованием средств мультимедийного сопровождения (см. фото 1).

В качестве экспертной комиссии приглашается руководящий состав Главного военно-медицинского управления Минобороны России, Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, ВМО, военных санаторно-курортных организаций (см. фото 2).

Независимая экспертиза в ходе защиты проектных разработок включает в себя ряд ключевых критериев, направленных на решение задач, стоящих перед медицинской службой Вооружённых Сил Российской Федерации (см. рис. 3).

По результатам проведённых проектных работ даются практические рекомендации, которые руководители организаций могут использовать в дальнейшей своей работе. Проводимые исследования позволяют целенаправленно организовать методическую помощь ВМО по актуальным для них вопросам и сосредотачивать усилия на их решении.

Круглые столы, дискуссии и доклады, проводимые в ходе такой формы обучения, помогают выработать, сформировать и отстаивать обоснованную собственную точку зрения, а также глубже закрепить полученные теоретические и практические знания. У прошедших проектное обучение слушателей вырабатываются профессиональные навыки, которые необходимы организаторам здравоохранения в современной быстроизменяющей-ся ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овечкин, В. В. Охрана здоровья и управление здравоохранением как приоритетная задача государственной социальной политики /

B. В. Овечкин, С. А. Титов, А. П. Фе-дорец (и др.) // Актуальные вопросы современной экономики, 2020. № 8.

C. 98-102.

2. Тришкин, Д. В. Методические подходы к оценке эффективности внедрения результатов проектной деятельности в практику военного здравоохранения / Д. В. Тришкин, А.Н. Гуров // Военно-медицинский журнал, 2019. Т. 340. № 9. С. 4-10.

3. Тришкин, Д. В. Математические модели расчёта экономической эффективности внедрения результатов проектной деятельности в работу медицинских организаций и органов управления здравоохранением / Д.В. Тришкин, А. Н. Гуров // Менеджер здравоохранения, 2021. № 3. С. 18-26.

4. Горенков, Д.В. Вспышка нового инфекционного заболевания ШУГО-19: 0-корона-вирусы как угроза глобальному здравоохранению / Д. В. Горенков, Л. М. Хантимирова, В. А. Шевцов (и др.) // БИОпрепараты. Профилактика, диагностика, лечение, 2020. № 1. С. 6-20.

5. Сычева, А. В. Здравоохранение России: признаки отрасли и её структура / А. В. Сычева, С. А. Фе-дяшина // Экономика и бизнес: теория и практика, 2018. № 5-2. С. 105-108.

Рис. 3. Оценка проектной разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.