Р.Г. МАКИЕВ, А.Н. КУЛИКОВ, И.О. ГАВРИЛЮК
JL М
R.G. MAKIYEV, A.N. KULIKOV, I.O. GAVRILYUK
НАВЫКИ ОФТАЛЬМОДИАГНОСТИКИ
SKILLS IN OPHTHALMIC DIAGNOSTICS
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЕННЫХ ОФТАЛЬМОЛОГОВ SIMULATION TRAINING FOR MILITARY OPHTHALMOLOGISTS
У
Сведения об авторах: Макиев Руслан Гайозович - заместитель начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации по учебной работе, подполковник медицинской службы, доктор медицинских наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: moro5555@yandex. ru);
Куликов Алексей Николаевич - начальник кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, главный офтальмолог Министерства обороны Российской Федерации, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор (г. Санкт-Петербург. E-mail: alexey. kulikov@mail. ru);
Гаврилюк Илья Олегович - преподаватель кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, кандидат медицинских наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: gavriluik. vma@gmail. com).
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации учебной работы кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и в рамках проекта по внедрению AR-технологий и методов симуляционного обучения в подготовке медицинских специалистов.
Ключевые слова: инновации в обучении, навыки офтальмодиагно-стики, симуляционное обучение.
Information about the authors: Ruslan Makiyev - Deputy Head of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation for Academic Affairs, Lieutenant Colonel of the Medical Service, Doctor of Medical Sciences (St. Petersburg. E-mail: moro5555@ yandex, ru);
Aleksey Kulikov - Head of the Department of Ophthalmology of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Chief Ophthalmologist of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Colonel of the Medical Service, Doctor of Medical Sciences, Professor (St. Petersburg. E-mail: alexey. kulikov@mail. ru);
Ilya Gavrilyuk - Lecturer of the Department of Ophthalmology of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Medical Sciences (St. Petersburg. E-mail: gavriluik. vma@gmail. com).
Summary. The article deals with the organization of educational work of the Department of Ophthalmology of the Military Medical Academy S. M. Kirov, and within the framework of the project on the introduction of AR technologies and simulation methods in the training of medical specialists.
Keywords: innovations in training, skills in ophthalmic diagnostics, simulation training.
Фото 1. Симулятор непрямого налобного офтальмоскопа
а) - демонстрация виртуальной симуляции патологии сетчатки глаза и зрительного нерва на основе технологий дополненной реальности; б) - картина сетчатки и зрительного нерва реального пациента
В настоящее время стремительное развитие инновационных технологий затрагивает всё новые сферы деятельности современного человека. Всеобщая компьютеризация и информатизация необратимо ведёт к появлению новых, более совершенных конструкторских, научно-технических и учебно-методических решений. Такими решениями в образовательной сфере являются новейшие технологии виртуальной и дополненной реальности, позволяющие на совершенно новом уровне обучать молодых специалистов.
В соответствии с политикой развития Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в рамках проекта по внедрению технологий дополненной реальности и методов симуляционного обучения в подготовку медицинских специалистов на кафедре офтальмологии реализованы образовательные программы на основе технологий дополненной реальности.
Целью проекта являлось повышение качества подготовки специалистов по профилю «офтальмология» и повышение конкурентоспособности образовательных программ.
В последние годы закуплено и введено в эксплуатацию уникальное оборудование: виртуальный симулятор непрямого налобного офтальмоскопа. В симуляторе используется богатая библиотека изображений патологий сетчатки, позволяющая приобрести практический опыт в офтальмологии. Устройство позволяет обучающемуся не только отрабатывать данную манипуляцию, но и получить немедленную объективную оценку своим действиям, что обеспечивает стандартизацию учебного процесса и объективную оценку его навыков (см. фото 1).
В состав симулятора входят:
1. Симуляционный налобный офтальмоскоп (стереодисплей, закрепляемый на голове обучающегося).
2. Модель головы пациента.
3. Две диагностические линзы.
4. Компьютерная рабочая станция с лицензионным программным обеспечением и сенсорным монитором.
Симулятор непрямого налобного офтальмоскопа детально имитирует использование непрямого налобного офтальмоскопа за счёт использования в его конструкции стереодисплея, закрепляемого на голове обучающегося, двух диагностических линз, модели головы пациента и сенсорного монитора, выполняющего функцию основного органа управления симулятором. Виртуальный симулятор налобной офтальмоскопии имеет доступ к обширной базе данных клинических случаев. С помощью дополненной реальности, объединяющей реальные и виртуальные изображения, обучаемые видят виртуального 3D-пациента, свою руку, диагностическую линзу и изображение сетчатки пациента.
Важно отметить, что когда оператор наводит взгляд на модель головы, то на стереодисплее отображается лицо в дополненной реальности и глазное дно человека, при этом ощущения от такой симу-ляционной офтальмоскопии такие же, как при работе с реальными пациентами (см. фото 2).
Высокореалистичное обучение по освоению навыков диагностики заболеваний сетчатки достигается за счёт работы с трёхмерным интерфейсом. Обширная база клинических патологий обеспечивает изучение широкого спектра клинических случаев, каждый из которых представлен множеством реальных примеров. При этом база данных регулярно обновляется.
Этапность освоения навыков офтальмоскопии (исследования глазного дна) в рамках освоения диагностических манипуляций обеспечивается за счёт наличия различных уровней сложности: обучение основам обращения с офтальмоскопом, диагностика и интерпретация виртуально смоделированной клинической ситуации. Таким образом симулятор даёт возможность базового и блокового прохождения обучения от оттачивания техники офтальмоскопии до постановки диагнозов за счёт большой базы клинических случаев, основанных на настоящих историях болезни реальных пациентов.
Обширная база клинических случаев включает как типичные примеры патологии сетчатки и стекловидного тела (от возрастной макулярной дегенерации до
$ 00 Ь ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4(37)
Фото 2. Работа обучающегося с преподавателем на симуляторе непрямого налобного
офтальмоскопа
новообразований хориоидеи), так и примеры, представляющие высокий интерес в связи с их редкостью в рутинной клинической практике. К таким случаям относятся различные патологические изменения, в том числе возникшие по причине неверно проведённого лечения или ошибочно поставленного диагноза. Клинические случаи сопровождаются подробными историями пациентов, вопросами с несколькими вариантами ответов и дополнительными диагностическими материалами. Этот обширный клинический опыт помогает обучающимся развивать диагностические и терапевтические навыки.
Когда обучаемый обнаруживает патологический признак, он выделяется на виртуальной сетчатке глаза. В то же время на сенсорном экране появляется плитка результатов с дополнительной медицинской информацией. Для простоты подведения итогов все фрагменты хранятся в библиотеке находок обучающегося в его индивидуальном профиле на симуляторе.
Таким образом обучение всегда дополняется вопросами и справочной информацией, предусмотрены теоретические задания, а объективная оценка и детализированный анализ действий обучающегося предоставляют все возможности для объективной оценки обучающихся.
Симулятор позволяет работать как индивидуально (см. фото 2),
так и с большим количеством обучающихся (см. фото 3). Изображение можно вывести на большой экран в лекционном зале и разбирать ошибки оператора (см. фото 4), который выполняет обучающие задания; либо преподаватель садится рядом с оператором и показывает, как нужно выполнять манипуляцию. Для военных офтальмологов это возможности дополнительного образования и повышения квалификации.
По итогам использования в учебном процессе симулятора непрямого налобного офтальмоскопа на кафедре офтальмологии ВМедА имени С.М. Кирова внесены соответствующие изменения в рабочие программы и тематические планы образовательных программ специалитета, ординатуры и дополнительного профессионального образования.
В результате освоения дополненных образовательных программ слушатели повышают не только свои теоретические, но и практические навыки, что способствует совершенствованию профессиональных компетенций. Обучающиеся на совершенно новом уровне отрабатывают выполнение непрямой офтальмоскопии с целью диагностики различной патологии заднего отрезка глаза, локализации патологического очага, проведения анализа выявленных патологических изменений. Всё это повышает технику владения обратной офтальмоскопией при
помощи бинокулярного офтальмоскопа.
По окончании обучения слушатели уверенно выполняют осмотр глазного дна, в том числе и крайнюю периферию, точно оценивают размер и локализацию патологических очагов, знают особенности выбора линз разной оптической силы.
Симуляционные курсы по новым образовательным программам включают в себя выполнение следующих упражнений:
1. Офтальмоскопия максимальной площади глазного дна с картированием просмотренных областей.
2. Поиск разноразмерных тест-объектов ^-фигур), спрятанных в различных областях глазного дна.
3. Прицельная офтальмоскопия центральных областей с регистрацией найденных патологических изменений.
4. Периферическая офтальмоскопия с поиском и регистрацией найденных патологических изменений.
5. Офтальмоскопия виртуального пациента с заранее неизвестной патологией, поиск и регистрация изменений, постановка клинического диагноза и прохождение тестового контроля по данному виртуальному клиническому случаю.
Уже с декабря 2021 года по настоящее время по новым программам прошло обучение 100%
(V о„1
Фото 3. Работа группы слушателей ординатуры кафедры офтальмологии ВМедА имени С.М. Кирова с преподавателями на симуляторе непрямого налобного офтальмоскопа
слушателей ординатуры (43 слушателя).
Таким образом новые дополненные симуляционным обучением образовательные программы позволяют:
1. Эффективно освоить навыки офтальмодиагностики.
2. Ставить слушателю учебные задачи различных уровней сложности и проверять адекватность их выполнения.
3. Моделировать любую клиническую ситуацию, в том числе сухую или влажную возрастную макулярную дегенерацию, ише-мическую окклюзию ветви артерии сетчатки, географическую атрофию, окклюзию центральной вены сетчатки и её ветвей, пигментную ретинопатию, диабетическую ретинопатию, глазной ишемический синдром, хориои-дальные неоваскуляризации, различные отслойки сетчатки, пролиферативную витреоретино-патию, токсоплазмоз, меланому, васкулиты, окклюзию центральной артерии сетчатки и многие другие патологии.
4. Дополнить обучение вопросами и справочной информацией с объективной оценкой и детализированным анализом действий обучаемого.
5. Сохранение в базе данных результатов осмотра.
Учебный процесс на виртуальном симуляторе налобной офтальмоскопии адаптирован под задачи военного образования, в частности для формирования соответствующих профессиональных компетенций у военных офтальмологов. Такая адаптация достигается благодаря тому, что актуальная образовательная программа, включающая лекции, семинары и практические занятия, на которых выполняется разбор клинических
случаев, в том числе травматических повреждений органа зрения и их последствий, теперь дополняется отработкой практических навыков диагностики патологии органа зрения на виртуальном си-муляторе.
На 2022 год спланировано внедрение симуляционного оборудования интраокулярной хирургии, что позволит завершить формирование офтальмологического кластера си-муляционного обучения.
Такой набор симуляционного оборудования по профилю «офтальмология» становится уникальным в России.
Офтальмологический кластер симуляционного обучения позволит совершить качественный скачок формирования практических навыков у обучаемых (теоретическая подготовка - симуляционное обучение - клиническая практика) и как следствие повышает конкурентоспособность военно-медицинского образования.
Кроме процесса обучения новый симулятор будет использоваться как экзаменационный аппарат для регистрации знаний ординаторов во время государственной итоговой аттестации. Наличие и использование такого аппарата повышает уровень и самой аттестации, и выпускников академии.
Фото 4. Работа группы слушателей ординатуры кафедры офтальмологии ВМедА им. С.М. Кирова с преподавателями на симуляторе непрямого налобного офтальмоскопа. Разбор ошибок в учебной группе