Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ АККРЕДИТАЦИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ АККРЕДИТАЦИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА / ПОДГОТОВКА ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACCREDITATION OF MEDICAL SPECIALISTS / MILITARY MEDICAL SERVICE / TRAINING OF MILITARY MEDICAL SPECIALISTS / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобачев Иван Васильевич, Соловьев Алексей Иванович, Корнилов Владимир Александрович, Резванцев Михаил Владимирович

В работе представлен анализ новой системы подготовки медицинских кадров в Российской Федерации. Изложена концепция непрерывного медицинского образования. В сравнительном аспекте описана процедура аккредитации медицинских (военно-медицинских) специалистов. Обозначены некоторые проблемные вопросы внедрения новой системы подготовки кадров для военно-медицинской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лобачев Иван Васильевич, Соловьев Алексей Иванович, Корнилов Владимир Александрович, Резванцев Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION THROUGHOUT LIFE THE ACCREDITATION OF MILITARY MEDICAL SPECIALIST AND CONTINUING MEDICAL EDUCATION

The paper analyses a new system of training medical personnel in the Russian Federation. The concept of continuous medical education is outlined. In a comparative aspect, the procedure for accrediting medical (military medical) specialists is described. Some problematic items of introducing the new system for training military medical service personnel are indicated.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ АККРЕДИТАЦИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

.m s*JiTi

й

И.В. ЛОБАЧЕВ,

A.И. СОЛОВЬЕВ,

B.А. КОРНИЛОВ, М.В. РЕЗВАНЦЕВ

I.V. LOBACHYOV, A.I. SOLOVYOV, V.A. KORNILOV, M.V. REZVANTSEV

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

EDUCATION THROUGHOUT LIFE

АККРЕДИТАЦИЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

THE ACCREDITATION OF MILITARY MEDICAL SPECIALIST AND CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Сведения об авторах: Лобачев Иван Васильевич - начальник учебно-методического отдела ВМедА имени СМ. Кирова, полковник медицинской службы, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург);

Соловьев Алексей Иванович - профессор ВМедА имени СМ. Кирова, полковник медицинской службы запаса, доктор медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: solopiter@gmail.com);

Корнилов Владимир Александрович - заместитель декана факультета подготовки и усовершенствования гражданских медицинских (фармацевтических) специалистов ВМедА имени СМ. Кирова, подполковник медицинской службы запаса, кандидат медицинских наук (г. Санкт-Петербург);

Резванцев Михаил Владимирович - заместитель начальника учебно-методического отдела ВМедА имени С.М. Кирова, полковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В работе представлен анализ новой системы подготовки медицинских кадров в Российской Федерации. Изложена концепция непрерывного медицинского образования. В сравнительном аспекте описана процедура аккредитации медицинских (военно-медицинских) специалистов. Обозначены некоторые проблемные вопросы внедрения новой системы подготовки кадров для военно-медицинской службы.

Ключевые слова: аккредитация медицинских специалистов, военно-медицинская служба, подготовка военно-медицинских специалистов, непрерывное медицинское образование.

Information about the authors: Ivan Lobachyov - Chief of the Training Development Department of the Military MedicalAcademy named after S.M. Kirov, Colonel of Medical Service, Cand. Sc. (Ped.) (St. Petersburg);

Aleksey Solovyov - Professor of the Military MedicalAcademy named after S.M. Kirov, Colonel of Medical Service (res.), D. Sc. (Med.), Associate Professor (St. Petersburg: E-mail: solopiter@gmail.com);

Vladimir Kornilov - Deputy Dean of the Subdepartment of Training and Improvement of Civilian Medical (Pharmaceutical) Specialists of the Military MedicalAcademy named after S.M. Kirov, Lieutenant-Colonel of Medical Service (res.), Cand. Sc. (Med.) (St. Petersburg);

Mikhail Rezvantsev - Deputy Chief of the Training Development Department of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Colonel of Medical Service, Cand. Sc. (Med.), Associate Professor (St. Petersburg).

Summary. The paper analyses a new system of training medical personnel in the Russian Federation. The concept of continuous medical education is outlined. In a comparative aspect, the procedure for accrediting medical (military medical) specialists is described. Some problematic items of introducing the new system for training military medical service personnel are indicated.

Keywords: accreditation of medical specialists, military medical service, training of military medical specialists, continuous medical education.

v..*

В2016 году в России началось поэтапное введение единой процедуры аккредитации медицинских специалистов (допуска к медицинской деятельности), которая сопровождается переходом на новую систему непрерывного медицинского образования. В ее основу положен прин- ШЯ цип совершенствования знаний на протяжении всей трудовой деятельности медицинского (фармацевтического) специалиста. Изменение принципов допуска к медицинской деятельности продиктовано необходимостью повышения уровня подготовки специалистов в целях дальнейшего совершенствования качества оказания медицинской помощи, в том числе за счет широкого внедрения высокотехнологичных видов медицинской помощи. Важное значение имеет приведение отечественной системы подготовки кадров к общемировым стандартам. Это в полной мере относится и к подготовке военно-медицинских (фармацевтических) специалистов. Подготовка к переходу на новую систему продолжалась несколько лет. За эти годы в стране изменилось законодательство, формируется новая нормативно-правовая база, регламентирующая систему подготовки медицинских кадров. Прежняя система сертификации медицинских специалистов меняется на обязательную аккредитацию всех медицинских (фармацевтических) работников. В 2016 и 2017 гг. впервые проведена первичная аккредитация выпускников медицинских (фармацевтических) вузов. В дальнейшем процедура аккредитации коснется выпускников ординатуры, магистратуры, бакалавриата, слушателей циклов профессиональной пе-

реподготовки, а также лиц, завершающих обучение по программам среднего профессионального медицинского (фармацевтического) образования.

Аккредитационный экзамен для медицинских специалистов включает тестирование, оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях (объективный структурированный клинический экзамен), а также устное собеседование (решение ситуационных задач). Экзамен проводится в специализированных центрах, имеющих помещения со специальным оборудованием.

В прежней системе подготовки кадров допуск к медицинской деятельности осуществлялся по результатам сертификационного экзамена. Однако сертификация была обязательной только после завершения обучения в интернатуре, ординатуре или на циклах профессиональной переподготовки. Другие уровни и формы медицинского об-

разования не предоставляли выпускникам права на ведение самостоятельной медицинской деятельности. Так, например, молодые военные врачи сразу же после окончания вуза не могли заниматься самостоятельной профессиональной деятельностью и занимать врачебные должности первичного медицинского (войскового) звена. Для этого им было необходимо дополнительно пройти годичную подготовку в интернатуре и получить сертификат по одной из медицинских специальностей. Сходная ситуация отмечалась и в отношении выпускников магистратуры, для которых не был нормативно регламентирован сертификационный экзамен. Отсутствие единых подходов к сертификации медицинских специалистов затрудняло реализацию принципа непрерывного медицинского образования. Так, выдаваемый врачам-специалистам сертификат действовал в течение 5 лет. Для его продления достаточно было однократно пройти курсы повышения квалификации, предусмотренные для соответствующей медицинской специальности. При этом не всегда тематика краткосрочного обучения в

Специалитет

Ординатура

Первичная аккредитация

Профессиональная переподготовка

1—н

Профессиональная врачебная (фармацевтическая) деятельность в течение 5 лет

Первичная специализированная аккредитация

Неправильное медицинское (фармацевтическое) образование

Повторная аккредитация

Схема. Схема интеграции непрерывного медицинского образования в систему аккредитации медицинских специалистов

^ I

Фото 1-2. Объективный структурированный клинический экзамен в ходе аккредитации медицинских специалистов на базе симуляционного центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

полной мере соответствовала функциональным обязанностям военно-медицинского специалиста по занимаемой им должности. Такая система хоть и была привычной для многих поколений врачей, но формально не отвечала современным потребностям ни гражданского, ни военного здравоохранения.

Принципиальное отличие новой системы подготовки кадров заклю- Щ/м чается в интегрировании непрерывного медицинского образования в процедуру аккредитации медицинских специалистов (см. схему на с. 75). Теперь на каждом уровне профессионального образования (среднее; высшее; подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры; дополнительное профессиональное образование: профессиональная переподготовка, повышение квалификации) помимо Государственных итоговых экзаменов, дающих право на получение диплома, необходимо дополнительно проходить процедуру аккредитации, по результатам которой выдается свидетельство об аккредитации специалиста на право ведения самостоятельной медицинской деятельности. Повторная аккредитация, продлевающая допуск к медицинской деятельности, проводится, как и прежде, 1 раз в 5 лет по результатам

сдачи аккредитационного экзамена. Но теперь для этого необходимо включиться в программу непрерывного медицинского образования и пройти 1 раз в 5 лет цикл повышения квалификации объемом 144-150 часов или по 3-36 часов ежегодно в течение 5 лет.

Изменение принципов допуска к медицинской деятельности продиктовано необходимостью повышения уровня подготовки специалистов в целях дальнейшего совершенствования качества оказания медицинской помощи; в том числе за счет широкого внедрения высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Также в течение 5 лет необходимо принять участие в 8-10 научных конференциях или учебно-методических мероприятиях. При этом каждый специалист самостоятельно формирует индивидуальный план своего непрерывного образования в соответствии с профилем специальности и выполняемыми должностными обязанностями.

Аккредитационный экзамен для медицинских специ-

алистов включает тестирование, оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях (объективный структурированный клинический экзамен), а также устное собеседование (решение ситуационных задач). Экзамен проводится в специализированных центрах, имеющих помещения со специальным оборудованием. В состав аккредитаци-онных комиссий включаются представители медицинских учреждений, медицинской общественности и некоммерческих профессиональных медицинских организаций, а также представители вузов и научно-исследовательских институтов. Аккредитация центров для проведения экзаменов и формирование аккредитационных комиссий осуществляются Министерством здравоохранения (см. фото 1,2). Различают первичную аккредитацию, первичную специализированную аккредитацию, а также периодическую аккредитацию (реак-кредитация) (см. таблицу). Первичная аккредитация проводится для выпускников, завершивших обучение по программам высшего и среднего профессионального медицинского образования. Свидетельство о первичной аккредитации дает право на ведение самостоятельной медицинской

Таблица

Современная система аккредитации медицинских специалистов

Критерии Виды аккредитации медицинских специалистов

Первичная аккредитация Первичная специализированная аккредитация Периодическая аккредитация (реаккредитация)

Контингент специалистов Лица, завершившие обучение по программам высшего и среднего медицинского образования Выпускники ординатуры, магистратуры, слушатели циклов профессиональной переподготовки Все медицинские специалисты с 2021 года

Цель Получение свидетельства о первичной аккредитации на право ведения медицинской деятельности Получение свидетельства о первичной специализированной аккредитации на право ведения медицинской деятельности по соответствующим специальностям Получение свидетельства об аккредитации

Периодичность Однократно после завершения обучения Однократно после завершения обучения Не реже 1 раз в 5 лет

Условия допуска к аккредитации Наличие диплома об окончании медицинского высшего или среднего учебного заведения - диплом о базовом медицинском образовании; - свидетельство о первичной аккредитации; - диплом об окончании ординатуры, магистратуры или о профессиональной переподготовке - сертификат специалиста, полученный до 2021 года; - свидетельство о первичной и (или) специализированной аккредитации, полученное после 2016 года; - обучение в системе НМО

Сроки введения аккредитации и контингенты аккредитуемых медицинских специалистов С 2016 г. - для выпускников специальностей «Стоматология», «Фармация»; С 2017 г. - для выпускников остальных специальностей высшего медицинского образования; С 2018 г. - для среднего медицинского образования С 2018 г. - для выпускников, завершающих обучение в ординатуре, магистратуре, на циклах профессиональной переподготовки С 2021 года - все медицинские специалисты

деятельности по базовым медицинским специальностям, например, в должностях: врач-терапевт участковый, врач-педиатр, врач-стоматолог. Свидетельство о первичной аккредитации также является обязательным условием при поступлении в ординатуру. Первичная специализированная аккредитация специалистов проводится после окончания ординатуры, циклов профессиональной переподготовки. Выдаваемое при этом свидетельство о первичной аккредитации дает право на ведение медицинской деятельности в качестве врача-специалиста. Периодическая аккредитация (реаккредитация) проводится для подтверждения квалификации и продления действия ранее полученного сертификата специалиста или свиде-

тельства об аккредитации. Она проводится в течение всей трудовой деятельности с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет и интегрирована в систему непрерывного медицинского образования.

Первичная аккредитация врачей и провизоров, а также первичная специализированная аккредитация выпускников ординатуры, магистратуры, бакалавриата, слушателей циклов профессиональной переподготовки проводятся однократно в начале профессиональной карьеры медицинских специалистов, как правило, только начинающих самостоятельную деятельность по выбранному направлению или специальности. Реаккре-дитацию придется регулярно проходить не только вчерашним выпускникам вузов, но и

опытным специалистам, чья профессиональная карьера сложилась в условиях прежней системы сертификации. В связи с этим нормативная база предусматривает дифференцированный подход к реаккреди-тации, в зависимости от сроков получения сертификатов специалиста или свидетельств об аккредитации, опыта и личных интересов медицинских специалистов.

Выпускники, завершившие обучение после 2016-2017 гг., будут проходить реаккреди-тацию по новым принципам. Для остальных медицинских специалистов до 2021 года сохраняется прежняя система продления действующих сертификатов. Это значит, что лица, завершившие медицинское образование до 01.01.2016 года и получившие сертификаты

MiiaZA.

"»"81 U

51 Ii n *

специалиста. Темпы развития здравоохранения диктуют необходимость постоянного интенсивного совершенствования уровня подготовки медицинских специалистов.

специалистов без первичной аккредитации, имеют возможность еще раз однократно продлить их действие по старой схеме, не сдавая аккредитаци-онный экзамен, лишь проучившись на цикле повышения квалификации (144 часа). Однако после этого им следует включиться в систему непрерывного медицинского образования, чтобы через следующие 5 лет проходить реаккредитацию по новым правилам.

В настоящее время до конца не решен вопрос о форме проведения реаккредитации для медицинских специалистов, имеющих большой опыт профессиональной деятельности. В частности, как один из вариантов, рассматривается возможность прохождения аккредитации без сдачи аккреди-тационного экзамена, только на основании документов, подтверждающих непрерывную трудовую деятельность по специальности и заключения соответствующей некоммерческой общественной профессиональной организации. Новым в этом случае будет обязательное участие всех медицинских специалистов в системе непрерывного медицинского образования. Окончательное решение по этому вопросу будет принято в ближайшее время.

Также не до конца решенным остается вопрос относи-

тельно продления в новых условиях действия нескольких сертификатов. Так как продление только одного сертификата предполагает отрыв каждого специалиста от лечебно-диагностического процесса ежегодно не менее чем на 2-3 недели. По мнению авторов новой системы аккредитации, решению этой проблемы может способствовать широкое внедрение интерактивных сертификационных курсов. Нельзя считать решенным и вопрос о разработке базы тестовых заданий, используемых в ходе аттестации медицинских специалистов (тесты, задания для проверки практических навыков, ситуационные задачи). В настоящее время не разработан механизм создания и обновления единого банка контрольных измерительных материалов. Система оценки выполнения тестовых вопросов и заданий требует ее дальнейшего совершенствования.

Таким образом, система аккредитации медицинских специалистов находится в стадии становления и для ее окончательного формирования требуются время и дополнительные усилия. При этом непрерывное медицинское образование, как элемент аккредитации, становится неотъемлемой частью повседневной деятельности каждого

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от

21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017).

2. Федеральный закон от

29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017).

3. БалкизовЗ.З.,ШепелъР.Н. Концепция развития непрерывного медицинского образования в России // Интернист. Интернет-сессия «Всероссийская образовательная интернет-программа для врачей 27.09.2017» [Электронный ресурс]: https://internist.ru/.

4. Семенова Т.В., Праздников Э.Н., Балкизов 3.3., Драпкин С.Э., Борисенко А.Ю., Гажева A.B., Грибков Д.М., Королева И.В., Черкашин МА.., Садовский В.В., Бранд П.Я., Грот A.B. Медицинское образование: кредитная история // Интернист. Интернет-сессия «Всероссийская образовательная интернет-программа для врачей 7.12.2016» [Электронный ресурс]: https://internist.ru/.

5. Семенова Т.В. Инновационные обучающие технологии в медицине // Симпозиум в рамках VII Международной конференции «РОСМЕДОБР-2016». Материалы Круглого стола Совета деканов медицинских факультетов и директоров медицинских институтов государственных университетов РФ, посвященного 55-летию медицинского факультета РУДН с участием представителей Минздрава и Мин-обрнауки РФ / Соболев А.Б., Абрамов А.Ю. 29-30 сентября 2016 г. // Интернист. Интернет-сессия «Всероссийская образовательная интернет-программа для врачей 7.12.2016» [Электронный ресурс]: https://internist.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.