педагогика
© МАЛОВ И.В., КАЛЯГИН А.Н., ЩЕРБАТЫХ A.B., ГОРЯЕВ Ю.А., БАРАХОВСКАЯ Т.В. - 2017 УДК: 378.147.31:378.661(571.53)
современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования
Игорь Владимирович Малов, Алексей Николаевич Калягин, Андрей Викторович Щербатых,
Юрий Аркадьевич Горяев, Татьяна Васильевна Бараховская (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. В статье рассматриваются современные направления перехода к системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Необходимость этого перехода обусловлена введением понятия «аккредитация» федеральным законом от 21.11.2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Разбираются особенности перехода к этой системе, а также этапы этого перехода.
Ключевые слова: вуз; профессиональные медицинские ассоциации; аккредитация специалистов; непрерывное медицинское образование.
modern trends of coNTiNuiNG MEDKAL AND pHARMAcEuTicAL EDucATioN
I.V. Malov, A.N. Kalyagin, A.V. Scherbatikh, Yu.A. Goryaev, T.V. Barakhovsky (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The article considers modern directions of transition to the system of continuous medical and pharmaceutical education. The need for this transition is due to the introduction of the concept of "accreditation" by federal law No. 323-FZ of 21.11.2011 "On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation". The features of the transition to this system are analyzed, as well as the stages of this transition.
Key words: high school; university; professional medical associations; accreditation of specialists; continuous medical education. _
С 2016 года началась череда перемен, которые определяют процесс перехода к системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Эти изменения были определены федеральным законом от 21.11.2011 г. №323-Фз «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 69 этого закона: «Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитацион-ной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» [11].
До 1 января 2016 года допуск к медицинской и фармацевтической деятельности осуществлялся путём выдачи сертификата специалиста. Такой сертификат выдавался после окончания средней профессиональной образовательной организации, а также после окончания интернатуры, ординатуры, программы профессиональной переподготовки, которые были обозначены в квалификационных требованиях приказов Минздрава России №707н и №83н [6,7]. Лица, выполнявшие квалификационные требования, после обучения на циклах повышения квалификации объёмом 144 часа и более, получали новые сертификаты каждые 5 лет. Сертификационный экзамен включал 3 этапа: 1) тестирование, 2) проверку практических навыков, 3) собеседование. После получения сертификата специалиста медицинский или фарма-
цевтический работник допускался к профессиональной деятельности на пять лет [4].
Приказом Минздрава России [8] определены категории лиц, которые подлежат аккредитации:
- завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - первичная аккредитация);
- завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (далее - первичная специализированная аккредитация);
- завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (далее - периодическая аккредитация).
Процедура аккредитации предполагает, что выпускники образовательных программ разного уровня проходят тестирование, демонстрируют профессиональные мануальные навыки на симуляторах, а также сдают собеседование по ситуационным задачам. Процедура проводится не преподавателями, заинтересованными в результатах освоения образовательной программы, а независимыми экспертами - представителями профессиональных ассоциаций, потенциальными работодателями и преподавателями других образовательных организаций, чтобы избежать конфликта интересов.
По итогам процедуры выдаётся свидетельство об аккредитации. Форма свидетельства об аккредитации была утверждена приказом Минздрава России №352н [9].
В соответствии с поэтапным планом перехода на систему аккредитации специалистов в 2016 году первич-
ной аккредитации подлежали выпускники специалитета «Стоматология» и «Фармация», в 2017 году - остальных программ специалитета «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» (табл. 1), в 2018 году - выпускников программ среднего профессионального образования, ординатуры и профессиональной переподготовки. Однако в
системе здравоохранения активно обсуждается вопрос о разделении внедрения первичной аккредитации в 2018 году на несколько этапов, т.к. это оказывается чрезвычайно нагрузочным для образовательных организаций.
Наряду с аккредитацией специалистов внедряется система непрерывного медицинского и фармацевтического образования [5]. Необходимость этой системы обусловлена тем, что примерно 4-8% профессиональной медицинской информации обновляется ежегодно.
С этих позиций квалификация медицинского работника, по мнению Л.К. Мошетовой и соавт. (2011) [2], зависит от многих факторов, в том числе:
- быстроты развития технологических инноваций в сфере медицинской науки и практики;
- готовности традиционной системы непрерывного профессионального образования к реализации инноваций;
- наличия возможности использования всех форм формального, информального и неформального обучения врача (самообразование; коллективные формы обучения по месту работы; обучение в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования);
- мотивации врача к развитию профессиональной квалификации.
В этой связи создаётся потребность в повышении квалификации медицинских и фармацевтических работников не 1 раз в 5 лет, как это проводилось до настоящего времени, а ежегодно. Дефицит медицинских работников приводит к тому, что они не могут отлучаться со своего рабочего места на период в 1-4 месяца для обучения по программам дополнительного профессионального образования, более рациональным является использование дистанционных образовательных технологий при продолжающейся трудовой деятельности. Это фактически и складывает систему непрерывного медицинского образования.
Непрерывное медицинское образование - это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.
Принципами непрерывного медицинского образования являются:
- индивидуальность,
- непрерывность,
- содружество с профессиональными медицинскими и фармацевтическими организациями,
- широкое использование дистанционных технологий и электронного обучения,
- создание врачами и провизорами индивидуального портфолио.
Ежегодные повышения квалификации должны будут реализовываться в объёме 30-36 часов на базе образовательных организаций. Для получения информации о них был создан специальный сайт edu.rosminzdrav.ru. Образовательные организации активно наполняют этот сайт за счёт разработанных образовательных программ объёмом от 16 до 216 часов. Наибольшую популярность в последнее время приобретают программы объёмом в
Таблица 1
18 и 36 часов, чтобы закрыть ежегодные образовательные потребности обучающихся врачей и провизоров. Зачастую программы касаются небольших разделов тех или иных специальностей и позволяют врачу усовершенствовать свой уровень подготовки по конкретной медицинской проблеме.
В Иркутском государственном медицинском университете созданы более чем 100 образовательных программ различной продолжительности, которые позволяют удовлетворить образовательные запросы во всем врачебным специальностям, утверждённым действующей номенклатурой.
Все образовательные программы ориентированы на обучение взрослых, т.е. сконструированы с позиций ан-дрогогики. Обусловлено это важнейшими предпосылками, о которых говорил ещё известный учёный и клиницист И.А. Кассирский: «В медицине и биологии, где ученые сталкиваются с трудным анализом наблюдений и эксперимента, а также сложнейших патологических явлений, создание неверных теорий, установление неправильных диагнозов происходит потому, что авторы их часто не умеют строго логически мыслить» [1].
Широко используется дистанционное и электронное обучение в системе Moodle, долгое время работающей в университете. Это позволяет обучать нуждающихся не только в г. Иркутске и Иркутской области, но и, фактически, во всех регионах Российской Федерации. Активно внедряются муляжи, фантомы и симуляторы разных классов, представленные на кафедре симуляци-онных технологий обучения с центром медицинской аккредитации. Разработаны специальные курсы повышения квалификации, которые позволяют освоить новые компетенций с использованием симуляторов [3].
В то же время для врачей необходимы ежегодное участие в конференциях и/или работа онлайн над образовательными модулями. Для этих целей создан портал sovetnmo.ru. Регистрация на нём позволяет вводить численно-буквенные коды, полученные на аккредитованных конференциях и др. образовательных мероприятиях, а также обучаться на дистанционных модулях.
Предполагается, что эти два ресурса будут интегрированы с федеральной базой медицинских работников, чтобы иметь возможность легко проверять информацию о выданных документах об образовании и квалификации, о квалификации, о допуске к медицинской деятельности, пройденных циклах, освоенных образовательных модулях, посещённых конференциях и т.д.
Таким образом, с 1 января 2016 года в Российской Федерации начались реформы допуска к медицинской деятельности (поэтапное введение аккредитации специалистов), а также переход к системе непрерывного медицинского образования медицинских работников. Подготовлен комплекс законодательных, нормативных
Соответствие специальностей по программам высшего предполагаемым должностям специалистов
Специальность Должность
Лечебное дело Врач-терапевт участковый
Педиатрия Врач-педиатр участковый
Медико-профилактическое дело Врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог
Стоматология Врач-стоматолог
Медицинская биохимия Врач клинической лабораторной диагностики
Медицинская кибернетика Врач-статистик
Медицинская биофизика Врач функциональной диагностики
Сестринское дело Медицинская сестра общей практики,медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации
и правовых актов, направленных на внедрение этих изменений, знание которых позволит специалисту наилучшим образом адаптироваться в период изменений.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную
ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 12.02.2017 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кассирский И.А. О врачевании. - М.: Аслан, 1995. - 204 с.
2. Мошетова Л.К., Задворная О.Л. Непрерывное медицинское образование - фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи. // Офтальмологические ведомости. - 2011. - Т. 4. №2. - С.4-7.
3. Пикало И.А., Акудович Н.В., Анкудинов А.С., Мельников В.А. Опыт организации обучения на кафедре медицинской симуляции с центром аккредитации // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2017. - №6. - С.143-146.
4. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н г. «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».
5. Приказ Минздрава России от 9.06.2015 N 328 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».
6. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
7. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
8. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
9. Приказ Минздрава России от 06.06.2016 N 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».
10. Пучкова М.В. Андрогогические аспекты обучения в системе дополнительного профессионального образования медперсонала среднего звена // Альманах сестринского дела. - 2009. - Т. 2. №2. - С.29-34.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
REFERENCES
1. Kassirsky I.A. About healing. - Moscow: Asian, 1995. - 204 p. (in Russian)
2. Moshetova L.K., Zadvornaya O.L. Continued medical education - an evolution factor for healthcare manpower and a basis for medical care quality // Oftal'mologicheskiye vedomosti. - 2011. - Vol. 4. №2. - P. 4-7. (in Russian)
3. Pikalo I.A., Akudovich N.V., AnkudinovA.S., Melnikov V.A. Experience in organizing training in the department of medical simulation with the accreditation center // Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. - 2017. - №6. - P.143-146. (in Russian)
4. Order of the Ministry of Health of Russia from 29.11.2012 N 982n «On the approval of the conditions and procedure for issuing a certificate of a specialist to medical and pharmaceutical workers, the form and technical requirements of a certificate of a specialist». (in Russian)
5. Order of the Ministry of Health of Russia from 09.06.2015 N 328 «On the approval of the (in Russian)
6. Order of the Ministry of Health of Russia from 08.10.2015 N 707n «On approval of the Qualification requirements for medical
and pharmaceutical workers with higher education in the field of training «Health and Medical Sciences». (in Russian)
7. Order of the Ministry of Health of Russia from 10.02.2016 N 83n «On approval of the Qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with secondary medical and pharmaceutical education». (in Russian)
8. Order of the Ministry of Health of Russia of 02.06.2016 N 334n «On approval of the Regulation on the accreditation of specialists». (in Russian)
9. Order of the Ministry of Health of Russia of 06.06.2016 N 352n «On approval of the procedure for issuing a certificate of accreditation of a specialist, the form of a certificate of accreditation of a specialist and technical requirements for him». (in Russian)
10. Puchkova M.V. Androgogical aspects of training in the system of additional professional education of middle-level medical personnel // Al'manakh sestrinskogo dela. - 2009. - Vol. 2. №2. - P.29-34. (in Russian)
11. Federal Law of21.11.2011 N 323-FZ «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation». (in Russian)
Информация об авторах:
Малов Игорь Владимирович - д.м.н., профессор, ректор, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 1, e-mail: [email protected]; Калягин Алексей Николаевич - д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, e-mail: [email protected]; Щербатых Андрей Викторович - д.м.н., профессор, проректор по учебной работе, e-mail: [email protected], Горяев Юрий Аркадьевич - д.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней, e-mail: [email protected]; Бараховская Татьяна Васильевна - к.м.н., доцент кафедры факультетской терапии,
е-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Malov Igor V. - MD, PhD, DSc (Medicine), professor, rector, e-mail: [email protected]; Kalyagin Alexey - MD, PhD, DSc (Medicine), professor, head of Department of Introduces Internal Diseases, vice-rector, e-mail: [email protected]; Scherbatikh Andrey V. - MD, PhD, DSc (Medicine), professor, vice-rector, e-mail: [email protected], Goryaev Yury A. - MD, PhD, DSc (Medicine), professor, e-mail: [email protected]; Barakhovskaya Tatiana Vasilevna - MD, PhD, assistant, е-mail: [email protected]