Научная статья на тему 'ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ'

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-СТУДЕНТЫ / ПОИСК НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмух О.В., Земба Е.А., Осипов А.Ю.

Актуальные литературные данные свидетельствуют о существенном риске развития негативных психологических состояний у студентов-спортсменов. В статье представлен анализ актуальных научных данных по противодействию рискам возникновения психологических стрессов у спортсменов-студентов. Данные были собраны в базах хранения научной информации: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed. Анализ показал, что тренеры должны активно использовать в общении со спортсменами стратегии позитивного общения и поддержки, и мобильные онлайн-платформы в качестве площадок для общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмух О.В., Земба Е.А., Осипов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STRATEGIES FOR INTERPERSONAL INTERACTION BETWEEN COACHES AND STUDENT-ATHLETES

Current literature data indicate a significant risk of developing negative psychological conditions in student-athletes. The article presents analysis of current scientific data on countering the risks of psychological stress in student-athletes. The data were collected in scientific information storage databases: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed. The analysis showed that coaches should actively use positive communication and support strategies in communicating with athletes, and mobile online-platforms as platforms for communication.

Текст научной работы на тему «ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ»

3. Kostikova, N.A. (2019), "Prerequisites for the preparation of future teachers for the organization of communicative activity in an electronic educational environment", Modern problems of science and education, No. 2, рр. 35-39.

4. Ostylovskaya, O. A., Manushkina, M.M. and Eroshina ,A.A. (2022), "Training of teachers of the digital educational environment in the system of higher professional education", Problems of modern pedagogical education, Vol. 75, No. 1, рр. 91-94.

Контактная информация: tima0607@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2023

УДК. 159.9.075:796

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ-

СТУДЕНТОВ

Оксана Валериевна Дмух, кандидат педагогических наук, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Елена Адамовна Земба, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, Красноярск; Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск

Аннотация

Актуальные литературные данные свидетельствуют о существенном риске развития негативных психологических состояний у студентов-спортсменов. В статье представлен анализ актуальных научных данных по противодействию рискам возникновения психологических стрессов у спортсменов-студентов. Данные были собраны в базах хранения научной информации: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed. Анализ показал, что тренеры должны активно использовать в общении со спортсменами стратегии позитивного общения и поддержки, и мобильные онлайн-плат-формы в качестве площадок для общения.

Ключевые слова: спортсмены-студенты, поиск научных знаний, обзор литературы, тренировочная деятельность, стратегии поддержки, онлайн-платформы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p575-579

SEARCH FOR EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STRATEGIES FOR INTERPERSONAL INTERACTION BETWEEN COACHES AND STUDENT-

ATHLETES

Oksana Valerievna Dmukh, the candidate of pedagogical sciences, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Elena Adamovna Zemba, the docent, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk; Alexander Yurievich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Krasnoyarsk

Abstract

Current literature data indicate a significant risk of developing negative psychological conditions in student-athletes. The article presents analysis of current scientific data on countering the risks of psychological stress in student-athletes. The data were collected in scientific information storage databases: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed. The analysis showed that coaches should actively use positive communication and support strategies in communicating with athletes, and mobile online-platforms as platforms for communication.

Keywords: student-athletes, search of scientific knowledge, literature review, athletic training, support strategies, online-platforms.

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо известно, что спортивный тренер может оказывать как положительное, так и негативное влияние на своих спортсменов. Спортивные психологи подчеркивают, что в процессе взаимодействия тренеров и спортсменов вокруг них создается особая социальная среда, которая может содействовать как психосоциальному благополучию спортсменов, так и их неудовлетворенности своим статусом [3]. Поэтому тренер сегодня является не только руководителем тренировочного процесса для своих спортсменов, но и создателем специальной среды, помогающей спортсменам развиваться, как физически, так и социально, когнитивно и эмоциально [6]. Не вызовет возражений утверждение, что тренер, который помимо тренировочного процесса уделяет необходимое внимание социальной и психологической поддержке спортсменов и является хорошим мотиватором, получит от спортсменов больший результат, чем тренер, который не уделяет своим спортсменам должного внимания и не интересуется их проблемами и нуждами. Взаимоуважение и эффективная коммуникация, со временем перерастающая в доверительные отношения, а также наличие необходимой конструктивной обратной связи между тренером и спортсменом, являются факторами, оказывающими значительное влияние на конечный результат тренировочной деятельности и взаимодействия спортсмена и тренера [4]. В научной литературе появились исследования, сообщающие о серьезных различиях в рисках и факторах психологического стресса между спортсменами, выступающими в индивидуальных и командных видах спорта и влиянием на риск развития данных факторов отношений между спортсменом и его тренером [8]. Наиболее значительно данные риски могут проявляться у спортсменов-студентов, которые в ходе своей спортивной карьеры сталкиваются еще и с различными трудностями академического обучения, которые без должного контроля со стороны педагогов и тренеров могут стать причинами серьезных проблем с психическим здоровьем молодых людей [1, 5].

В связи с этими данными авторы статьи предприняли попытку изучить наиболее вероятные риски возникновения различных негативных психологических состояний у молодых спортсменов-студентов и рекомендуемые специалистами психолого-педагогические стратегии для эффективного противодействия развитию подобных рисков. Основная цель данного научного исследования - поиск эффективных психолого-педагогических стратегий межличностного общения между тренерами и спортсменами-студентами, позволяющих снизить вероятность рисков возникновения негативных психологических состояний и препятствовать раннему завершению карьеры в спорте молодыми людьми.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным научным методом, используемым в данном исследовании, являлся структурированный поиск актуальных научных данных, по проблеме исследования, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, не ранее чем за последние 5 лет (2018-2023 гг). Для повышения качества извлекаемой научной информации авторы статьи сформировали поисковый запрос, включающий следующие критерии: а) все извлекаемые научные данные должны быть представлены в виде оригинальных научных исследований или систематических обзоров/мета-обзоров, опубликованных в рецензируемых изданиях, индексируемых в ведущих базах хранений актуальной научной информации: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed Central; б) возраст извлеченных научных данных не должен превышать 5 лет, что должно было обеспечить актуальность данного исследования; в) все извлекаемые научные данные должны содержать конкретную информацию по теме исследования: экспериментальные материалы и/или обзоры экспериментальных материалов. Все извлеченные данные были подвергнуты специальному структурному анализу,

позволяющему выявить соответствие собранной информации критериям поиска и уровень актуальности и практической ценности данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе структурированного поиска актуальных научных данных авторам статьи удалось обнаружить 38 научных исследований, полностью удовлетворяющим всем требованиям поискового запроса. 25 научных публикаций представляли собой оригинальные научные исследования, а еще 13 публикаций представляли собой систематические обзоры научных данных по проблематике исследования. Наибольшее количество данных (52%) посвящены повышению качества межличностных отношений между тренером и спортсменом через формирование у них навыков и культуры межличностного общения, сотрудничества и поощрения, независимо от результатов в спорте. Следующий блок (27% данных) освещает поиск возможностей для предоставления дополнительных профессиональных консультаций спортсменам-студентам, испытывающим проблемы с психологическим благополучием и мотивацией в спорте. Возможности организации дополнительных дополнительные образовательных курсов для тренеров (14% данных) и дополнительного обучения для спортсменов-студентов (7% научных данных), с целью повышения психологических, образовательных и социальных навыков взаимодействия и повышения различных навыков социальной поддержки и преодоления трудностей, рассматриваются в оставшихся научных исследованиях (рисунок).

Прежде всего следует отметить, что ученым не удалось выявить значимого влияния специфики того или иного вида спорта на корреляцию между межличностными отношениями тренер-спортсмен, социальной поддержкой студентов-спортсменов и психологическим благополучием молодых людей [8]. Таким образом, и в индивидуальных, и в командных видах спорта тренерам необходимо учитывать различные факторы, которые могут повлиять на психическое здоровье и мотивацию студентов-спортсменов.

Российские ученые выявили, что основными рисками возникновения негативных психических состояний, влияющих на преждевременный уход молодых спортсменов-студентов из спорта, являются, как значительный рост тренировочных и соревновательных нагрузок, так и взаимоотношения между спортсменами и тренерами, что значительно влияет на мотивацию современных молодых людей к занятиям профессиональным спортом [2; 7]. Специалисты рекомендуют тренерам, для получения своевременной информации о психическом состоянии молодых спортсменов, применять электронное педагогическое обеспечение (в частности онлайн-платформу FSYSS), позволяющее молодым спортсменам в ходе анонимного общения указывать проблемы своего психического и физического состояния, а тренерам своевременно получать информацию о возможных рисках преждевременного ухода студентов-спортсменов из спорта [1].

Эксперты из Великобритании указали, что один из самых высоких рисков развития различных психологических стрессов присутствует у студентов-спортсменов, поскольку молодые люди подвержены стрессу, как при занятиях спортом, так и в университетской среде, в период обучения [8]. Тренеры, занимающиеся со спортсменами-студентами, должны учитывать данные факторы риска и стараться оказывать значительное благотворное влияние на психологическое благополучие данной группы лиц. Ученые рекомендуют

Эффективные стратегии повышения качества межличностного взаимодействия тренера и спортсмена-

Рисунок - Тематические блоки научных данных по теме исследования

для положительного результата работы с данной категорией спортсменов применять определенные стратегии взаимодействия, например COMPASS (управление различными конфликтными ситуациями - открытость к общению - мотивирование - формирование позитивных реакций на факторы внешнего воздействия - безусловная поддержка и др.).

Авторы статьи признают, что в данном исследовании есть некоторые ограничения, которые могут повлиять на конечную интерпретацию полученных результатов. Данные ограничения связаны с методами сбора информации о психическом благополучии студентов-спортсменов и межличностными отношениями тренеров и спортсменов. Большинство извлеченных научных данных представляет собой результаты анонимного анкетирования небольшой по общему количеству и довольно разнородной, с точки зрения возраста, пола и стажа занятий спортом, выборки молодых людей. Будущие исследования должны стремиться к качественному контролю над выборкой исследуемых лиц (однородность выборки с учетом пола, возраста, стажа и специфики спортивной деятельности).

ВЫВОДЫ

Анализ собранной информации показал, что существует серьезная проблема риска преждевременного ухода молодых спортсменов-студентов из спорта высших достижений ввиду возникновения и развития у них различных негативных стрессовых состояний и снижения уровня мотивации к продолжению спортивной карьеры. Тренеры должны активно использовать коммуникативные методики и стратегии межличностного взаимодействия с молодыми спортсменами-студентами, направленные в первую очередь на позитивное общение и поддержку молодых людей, независимо от уровня их текущих спортивных результатов и дальнейших перспектив в спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дергач Е.А. Снижение риска ухода молодых спортсменов из спорта высших достижений на основе компьютерного прогнозирования / Е.А. Дергач, А.Ю. Осипов, Д.А. Завьялов, Р.С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 2. - С. 29.

2. Анализ мотивационных аспектов девушек, практикующих боевые искусства, в зависимости от психологического пола спортсменок / В.Н. Ковалев, А.Ю. Осипов, С.Л. Садырин, Р.С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 101.

3. Goffena J. The relationship between coach behavior and athlete self-regulated learning / J. Gof-fena, T. Horn // International Journal of Sports Science & Coaching. - 2021. - Vol. 16, No. 1. - P. 3-15.

4. Kim Y. "Coach really knew what I needed and understood me well as a person": Effective communication acts in coach-athlete interactions among Korean Olympic archers / Y. Kim, I. Park // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - Vol. 17, No. 9. - P. 3101.

5. Fogaca J. Combining mental health and performance interventions: Coping and social support for student-athletes / J. Fogaca // Journal of Applied Sport Psychology. - 2021. - Vol. 33, No. 1. - P. 4-19.

6. Lisinskiene A. The effect of a 6-month coach educational program on strengthening coach-athlete interpersonal relationships in individual youth sport / A. Lisinskiene // Sports. - 2018. - Vol. 6, No. 3. - P. 74.

7. Osipov A. Objective and subjective assessment of the psychological gender of female athletes practicing martial arts / A. Osipov, V. Kovalev, S. Sadyrin et al. // Sport Mont. - 2020. - Vol. 18, No. 1. - P. 95-97.

8. Simons E. Coach-athlete relationship, social support, and sport-related psychological well-being in National Collegiate Athletic Association Division I student-athletes / E. Simons, M. Bird // Journal for the Study of Sports and Athletes in Education. - 2022. - URL: https://doi.org/10.1080/19357397.2022.2060703 (дата обращения: 01.03.2023).

REFERENCES

1. Dergach, E.A., Osipov, A.Y., Zavyalov, D.A., and Nagovitsyn, R.S. (2021), "Computer forecasting to reduce risk of retirement from elite sports among junior athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 29.

2. Kovalev, V.N., Osipov, A.Y., Sadyrin, S.L., and Nagovitsyn, R.S. (2019), "Analysis of motivational aspects of female martial artists in view of their psychological gender", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, p. 101.

3. Goffena, J., and Horn, T. (2021), "The relationship between coach behavior and athlete self-regulated learning", International Journal of Sports Science & Coaching, Vol. 16, No. 1, pp. 3-15.

4. Kim, Y., and Park, I. (2020), "Coach really knew what I needed and understood me well as a person: Effective communication acts in coach-athlete interactions among Korean Olympic archers", International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol. 17, No. 9, pp. 3101.

5. Fogaca, J. (2021), "Combining mental health and performance interventions: Coping and social support for student-athletes", Journal of Applied Sport Psychology, Vol. 33, No. 1, pp. 4-19.

6. Lisinskiene, A. (2018), "The effect of a 6-month coach educational program on strengthening coach-athlete interpersonal relationships in individual youth sport", Sports, Vol. 6, No. 3, p. 74.

7. Osipov, A., Kovalev, V., Sadyrin, S., Zhavner, T., Vapaeva, A., Nagovitsyn, R., Rubtsova, L., and Druzhinina, O. (2020), "Objective and subjective assessment of the psychological gender of female athletes practicing martial arts", Sport Mont, Vol. 18, No. 1, pp. 95-97.

8. Simons, E., and Bird, M. (2022), "Coach-athlete relationship, social support, and sport-related psychological well-being in National Collegiate, available at: Athletic Association Division I student-athletes", Journal for the Study of Sports and Athletes in Education. https://doi.org/10.1080/19357397.2022.2060703.

Контактная информация: E-mail: Ale44132272@ya.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2023

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Сергей Витальевич Духновский, доктор психологических наук, профессор, Сергей Андреевич Сениченко, кандидат педагогических наук, доцент, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск; Сергей Александрович Елисеев, кандидат педагогически наук, Новосибирск; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск

Аннотация

Введение. Умение справляться с трудностями, с ситуациями неопределенности, в трудовой деятельности, сохраняя бодрое настроение и высокую работоспособность, является важным условием профессионализации будущих специалистов по физической культуре и спорту. В этом плане особенности профессионального самоотношения выступает одним из средств поддержания жизнестойкости специалистов на высоком уровне. Цель исследования - выявление и описание особенностей отношения к себе как профессионалу будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. Методика и организация исследования. Выборку исследования составили 119 студентов выпускных курсов Югорского государственного университета и Курганского государственного университета, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт». Использовали комплекс методик: опросник «Отношение к себе как профессионалу» и «Тест жизнестойкости». Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена взаимосвязь показателя «жизнестойкость» с показателями «активность», «позитивность», а также «уровень притязаний» и «представление о себе как профессионале» у педагогов. Установлены доминирующие виды отношения к себе как профессионалу у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. В частности, у субъектов с высоким уровнем жизнестойкости преобладает позитивное отношение к себе как профессионалу, тогда как у обследованных с низким и умеренным уровнем жизнестойкости выражено уравновешенное профессиональное самоотношение. Показано, что уровень притязаний и принятие себя выступают «ресурсными» характеристиками самоотношения, развитие и поддержание которых сопровождается повышением жизнестойкости будущих специалистов. Выводы. «Компенсаторной» характеристикой самоотношения, способствующей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.