Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПОЗИТИВНОСТЬ / УРАВНОВЕШЕННОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Духновский С.В., Сениченко С.А., Елисеев С.А., Козиков Я.С.

Введение. Умение справляться с трудностями, с ситуациями неопределенности, в трудовой деятельности, сохраняя бодрое настроение и высокую работоспособность, является важным условием профессионализации будущих специалистов по физической культуре и спорту. В этом плане особенности профессионального самоотношения выступает одним из средств поддержания жизнестойкости специалистов на высоком уровне. Цель исследования - выявление и описание особенностей отношения к себе как профессионалу будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. Методика и организация исследования. Выборку исследования составили 119 студентов выпускных курсов Югорского государственного университета и Курганского государственного университета, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт». Использовали комплекс методик: опросник «Отношение к себе как профессионалу» и «Тест жизнестойкости». Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена взаимосвязь показателя «жизнестойкость» с показателями «активность», «позитивность», а также «уровень притязаний» и «представление о себе как профессионале» у педагогов. Установлены доминирующие виды отношения к себе как профессионалу у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. В частности, у субъектов с высоким уровнем жизнестойкости преобладает позитивное отношение к себе как профессионалу, тогда как у обследованных с низким и умеренным уровнем жизнестойкости выражено уравновешенное профессиональное самоотношение. Показано, что уровень притязаний и принятие себя выступают «ресурсными» характеристиками самоотношения, развитие и поддержание которых сопровождается повышением жизнестойкости будущих специалистов. Выводы. «Компенсаторной» характеристикой самоотношения, способствующей поддержанию жизнестойкости на высоком уровне, является «принятие себя как профессионала». Механизмом поддержания жизнестойкости на умеренном уровне, у субъектов с уравновешенным профессиональным самоотношением, является снижение уровня притязаний, на фоне сформированного (на среднем уровне) принятия и представления о себе как профессионале. Результаты исследования необходимо использовать для разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование активно-позитивного профессионального самоотношения как ресурса, поддерживающего жизнестойкость будущих специалистов по физической культуре и спорту на высоком уровне,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Духновский С.В., Сениченко С.А., Елисеев С.А., Козиков Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OFPROFESSIONAL SELF-ATTITUDE OFFUTURE SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS WITH DIFFERENT LEVELS OF RESILIENCE

Introduction. The ability to cope with difficulties, situations of uncertainty, in labor activity, while maintaining a cheerful mood and high performance, is an important condition for the professionalization of future specialists in physical culture and sports. In this regard, the peculiarities of professional self-defense are one of the means of maintaining the resilience of specialists at a high level. The purpose of the study is to identify and describe the characteristics of the attitude towards oneself as a professional of future specialists in physical culture and sports with different levels of resilience. Methodology and organization of the study: the study sample was made up of 119 graduate students of Ugra State University and Kurgan State University, studying in the specialty "Physical Education and Sports." A set of methods was used: the questionnaire "Attitude to oneself as a professional" and "Test of resilience." Research results and discussion: the relationship of the indicator "resilience" with the indicators "activity," "positivity," as well as the "level of claims" and "self-image as a professional" among teachers was revealed. The dominant types of attitude towards themselves as a professional among future specialists in physical culture and sports with different levels of resilience have been established. In particular, in subjects with a high level of resilience, a positive attitude towards themselves as a professional prevails, while in those examined with a low and moderate level of resilience, balanced professional self-reliance is expressed. It is shown that the level of claims and self-acceptance are "resource" characteristics of self-reliance, the development and maintenance of which is accompanied by an increase in the resilience of future specialists. Conclusions: the "compensatory" characteristic of self-reliance, contributing to maintaining resilience at a high level, is "self-acceptance as a professional." The mechanism for maintaining resilience at a moderate level, in subjects with balanced professional self-reliance, is a decrease in the level of claims, against the background of the formed (at the middle level) acceptance and self-image as a professional. The results of the study should be used to develop and implement measures aimed at forming an active-positive professional self-association as a resource that supports the resilience of future specialists in physical culture and sports at a high level.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ»

2. Kovalev, V.N., Osipov, A.Y., Sadyrin, S.L., and Nagovitsyn, R.S. (2019), "Analysis of motivational aspects of female martial artists in view of their psychological gender", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, p. 101.

3. Goffena, J., and Horn, T. (2021), "The relationship between coach behavior and athlete self-regulated learning", International Journal of Sports Science & Coaching, Vol. 16, No. 1, pp. 3-15.

4. Kim, Y., and Park, I. (2020), "Coach really knew what I needed and understood me well as a person: Effective communication acts in coach-athlete interactions among Korean Olympic archers", International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol. 17, No. 9, pp. 3101.

5. Fogaca, J. (2021), "Combining mental health and performance interventions: Coping and social support for student-athletes", Journal of Applied Sport Psychology, Vol. 33, No. 1, pp. 4-19.

6. Lisinskiene, A. (2018), "The effect of a 6-month coach educational program on strengthening coach-athlete interpersonal relationships in individual youth sport", Sports, Vol. 6, No. 3, p. 74.

7. Osipov, A., Kovalev, V., Sadyrin, S., Zhavner, T., Vapaeva, A., Nagovitsyn, R., Rubtsova, L., and Druzhinina, O. (2020), "Objective and subjective assessment of the psychological gender of female athletes practicing martial arts", Sport Mont, Vol. 18, No. 1, pp. 95-97.

8. Simons, E., and Bird, M. (2022), "Coach-athlete relationship, social support, and sport-related psychological well-being in National Collegiate, available at: Athletic Association Division I student-athletes", Journal for the Study of Sports and Athletes in Education. https://doi.org/10.1080/19357397.2022.2060703.

Контактная информация: E-mail: Ale44132272@ya.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2023

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Сергей Витальевич Духновский, доктор психологических наук, профессор, Сергей Андреевич Сениченко, кандидат педагогических наук, доцент, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск; Сергей Александрович Елисеев, кандидат педагогически наук, Новосибирск; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск

Аннотация

Введение. Умение справляться с трудностями, с ситуациями неопределенности, в трудовой деятельности, сохраняя бодрое настроение и высокую работоспособность, является важным условием профессионализации будущих специалистов по физической культуре и спорту. В этом плане особенности профессионального самоотношения выступает одним из средств поддержания жизнестойкости специалистов на высоком уровне. Цель исследования - выявление и описание особенностей отношения к себе как профессионалу будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. Методика и организация исследования. Выборку исследования составили 119 студентов выпускных курсов Югорского государственного университета и Курганского государственного университета, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт». Использовали комплекс методик: опросник «Отношение к себе как профессионалу» и «Тест жизнестойкости». Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена взаимосвязь показателя «жизнестойкость» с показателями «активность», «позитивность», а также «уровень притязаний» и «представление о себе как профессионале» у педагогов. Установлены доминирующие виды отношения к себе как профессионалу у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. В частности, у субъектов с высоким уровнем жизнестойкости преобладает позитивное отношение к себе как профессионалу, тогда как у обследованных с низким и умеренным уровнем жизнестойкости выражено уравновешенное профессиональное самоотношение. Показано, что уровень притязаний и принятие себя выступают «ресурсными» характеристиками самоотношения, развитие и поддержание которых сопровождается повышением жизнестойкости будущих специалистов. Выводы. «Компенсаторной» характеристикой самоотношения, способствующей

поддержанию жизнестойкости на высоком уровне, является «принятие себя как профессионала». Механизмом поддержания жизнестойкости на умеренном уровне, у субъектов с уравновешенным профессиональным самоотношением, является снижение уровня притязаний, на фоне сформированного (на среднем уровне) принятия и представления о себе как профессионале. Результаты исследования необходимо использовать для разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование активно-позитивного профессионального самоотношения как ресурса, поддерживающего жизнестойкость будущих специалистов по физической культуре и спорту на высоком уровне,

Ключевые слова: физическая культура и спорт, отношение к себе, уровень притязаний, представление о себе, жизнестойкость, позитивность, уравновешенность, благополучие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p579-586

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-ASSOCIATION OF FUTURE SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS WITH DIFFERENT LEVELS OF

RESILIENCE

Sergey Vitalievich Dukhnovsky, the doctor of psychological sciences, professor, Sergey An-dreevich Senichenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yugra University, Khanty-Mansiysk; Sergey Alexandrovich Eliseev, the candidate of pedagogical sciences, Novosibirsk;

Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State

University of Railways, Novosibirsk

Abstract

Introduction. The ability to cope with difficulties, situations of uncertainty, in labor activity, while maintaining a cheerful mood and high performance, is an important condition for the professionalization of future specialists in physical culture and sports. In this regard, the peculiarities of professional self-defense are one of the means of maintaining the resilience of specialists at a high level. The purpose of the study is to identify and describe the characteristics of the attitude towards oneself as a professional of future specialists in physical culture and sports with different levels of resilience. Methodology and organization of the study: the study sample was made up of 119 graduate students of Ugra State University and Kurgan State University, studying in the specialty "Physical Education and Sports." A set of methods was used: the questionnaire "Attitude to oneself as a professional" and "Test of resilience." Research results and discussion: the relationship of the indicator "resilience" with the indicators "activity," "positivity," as well as the "level of claims" and "self-image as a professional" among teachers was revealed. The dominant types of attitude towards themselves as a professional among future specialists in physical culture and sports with different levels of resilience have been established. In particular, in subjects with a high level of resilience, a positive attitude towards themselves as a professional prevails, while in those examined with a low and moderate level of resilience, balanced professional self-reliance is expressed. It is shown that the level of claims and self-acceptance are "resource" characteristics of self-reliance, the development and maintenance of which is accompanied by an increase in the resilience of future specialists. Conclusions: the "compensatory" characteristic of self-reliance, contributing to maintaining resilience at a high level, is "self-acceptance as a professional." The mechanism for maintaining resilience at a moderate level, in subjects with balanced professional self-reliance, is a decrease in the level of claims, against the background of the formed (at the middle level) acceptance and self-image as a professional. The results of the study should be used to develop and implement measures aimed at forming an active-positive professional self-association as a resource that supports the resilience of future specialists in physical culture and sports at a high level.

Keywords: physical culture and sports, self-attitude, level of claims, self-image, resilience, positiv-ity, poise, well-being.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнестойкость является условием, позволяющим человеку эффективно справляться со стрессовыми ситуациями в том числе, возникающим в будущей трудовой деятельности. Одним из источников, повышающих жизнестойкость является активное, позитивное профессиональное самоотношение будущих специалистов. В этом проблемном поле актуальным является установление и описание взаимосвязи особенностей профессионального самоотношения с параметрами жизнестойкости будущих специалистов по

физической культуре и спорту.

В научном плане, вопросы жизнестойкости, ее роли в жизни, в том числе и профессиональной деятельности, рассматривались в работах Э.Ф. Зеера [4], Н.В. Калининой, Т.В. Володиой [5], Н.А. Кора [7], Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [9], Т.В. Наливайко [10], С.Д. Синюшкиной, Е.О. Меркеевой [12], Д.А. Тувышевой, Г.И. Атамановой [15], М.А. Фри-зен [16] и др. Проблема самоотношения и отношения к себе как профессионалу раскрывалась в исследованиях В.А. Ананьева [1], П.Е. Герасимова [2], С.В. Духновского [3], К.В. Карпинского, А.М. Колышко [6], Л.В. Куликова [8], Ю.П. Поварёнкова [11], В.В. Столина [13], В.А. Толочека [14] и др.

Проведенный обзор исследований показывает, что рассмотрение профессионального самоотношения будущих специалистов по физической культуре и спорту в контексте изучения их способности противостоять трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств нуждается в дополнительном эмпирическом исследовании, анализе и обобщении. В частности, актуальными являются вопросы о том, какие характеристики отношения к себе как профессионалу взаимосвязаны с жизнестойкостью будущих специалистов по физической культуре и спорту? Какие виды профессионального самоотношения присущи будущим специалистам с разным уровнем жизнестойкости? Какие параметры отношения к себе могут являться ресурсными, а какие компенсаторными - поддерживающими (повышающими) жизнестойкость будущих специалистов по физической культуре и спорту? Таким образом, целью данного исследования послужило изучение отношения к себе как профессионалу и его видов, включая ресурсные и компенсаторные характеристики, у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Респондентами выступили 119 студентов выпускных курсов Югорского государственного университета и Курганского государственного университета, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт». В исследовании использовали комплекс психодиагностических методик:

- авторский опросник «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП), основное назначение которого - оценка выраженности содержательных характеристик (активности - пассивности, позитивности - негативности) в отношении к себе как профессионалу, с помощью самооценок тестируемого. Методика позволяет выявить субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу, на основании соотношения величины активности личности с позитивностью личности [3];

- опросник «Тест жизнестойкости» (ТЖС), в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рас-сказовой, для оценки способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, или наоборот - его уязвимости к переживаниям стресса и депрессии [9].

В качестве статистических процедур применяли первичные описательные статистики, параметрический критерий сравнения t-Стьюдента, а для выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции r-Пирсона. Обработка результатов проводилась при помощи статистической программы «SPSS 23.0».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании данных опросника «Тест жизнестойкости» (ТЖС) были сформированы группы будущих специалистов по физической культуре и спорту, обладающих разным уровнем жизнестойкости - высоким, средним (умеренным) и низким. Результаты представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видим, что показатель жизнестойкости на высоком уровне выражен у 29,5% обследованных. Субъектов данной группы отличает чувство открытости миру, вовлеченность и удовлетворенность от происходящих в их жизни событий и процесса

деятельности; уверенность в том, что достижения в жизни возможны только благодаря собственной активности и самостоятельности; уверенность в том, что приобретаемый опыт и знания, которые он несет в себе - способствует развитию личности. Отмеченное выше сочетается с готовностью будущих специалистов по физической культуре и спорту осуществлять активность и деятельность в условиях неопределенности (например, когда отсутствуют надежные гарантии достижения желаемых целей). Соответственно, данная категория обследованных обладает выраженными адаптационно-компенсаторными способностями и ресурсами для преодоления стрессов, возникающих как в профессиональной деятельности, так и жизни в целом.

Таблица 1 - Выраженность жизнестойкости у будущих специалистов по физической культуре и спорту _

Шкалы методики «ТЖС» Уровень жизнестойкости

Выс. (п=35, 29,5% выборки) Сред. (п=27, 22,6% выборки) Низ. (п=57, 47,9% выборки)

Вовлеченность 40,5 31,8 26,5

Контроль 35,4 29,0 21,5

Принятие риска 23,8 17,5 12,6

Жизнестойкость 99,8 78,3 60,7

В то же время результаты таблицы 1, показывают, что жизнестойкость на среднем уровне выражена у 22,6% будущих специалистов по физической культуре и спорту, и низком - у 47,9%.

У будущих специалистов по физической культуре и спорту с умеренным уровнем жизнестойкости, показатели «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска» выражены на среднем уровне. Это свидетельствует о снижении адаптационно-компенсаторных возможностей педагога, умеренном субъективном благополучии, когда при отсутствии серьезных проблем (по мнению обследованных), имеет место недостаточность эмоционального комфорта.

Будущие специалисты с низким уровнем жизнестойкости, характеризуются чувством отчужденности в связи с низкой вовлеченностью в происходящие в их жизни события, избеганием ситуаций неопределенности, ориентацией на комфорт и безопасность, но без проявления активности для достижения желаемого результата. Данной категории обследованных присуще снижение субъективного благополучия. Индикатором этого будут являться особенности отношения к себе как профессионалу, переживание удовлетворенности своей будущей трудовой деятельностью, своей карьерой.

Укажем, что общей характеристикой обследованных будущих специалистов по физической культуре и спорту с высокой, низкой и средней жизнестойкостью является «вовлеченность». Данный параметр у субъектов с высокой и средней жизнестойкостью выражен на повышенном и умеренном уровнях соответственно. Полагаем, что этот факт находит своё отражение и в особенностях отношения к себе как профессионалу, которое с одной стороны может выступать ресурсом, поддерживающим жизнестойкости, а с другой - индикатором её изменения как в благоприятную, так и неблагоприятную для субъекта сторону. Так, в ходе корреляционного анализа установлены значимые взаимосвязи показателей шкал опросника «Тест жизнестойкости» с показателями по шкалам опросника «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП). Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Взаимосвязь жизнестойкости и отношения к себе как к профессионалу

Шкалы опросника «ТЖС» Шкалы опрсника «ОСП»

Уп Ср АКТ Пред Прин Поз

Вовлеченность 0,29 0,11 0,22 0,30* 0,22 0,30*

Контроль 0,35* 0,23 0,31* 0,43* 0,32* 0,44*

Принятие риска 0,01 -0,05 -0,01 0,20 0,10 0,17

Жизнестойкость 0,37* 0,09 0,34* 0,38* 0,26 0,38*

Примечание: Уп - уровень притязаний, Ср - установка на профессиональное саморазвитие, Акт - активность, Пред - представление о себе как профессионале, Прин - принятие себя как профессионала, Поз - позитивность; * - корреляции на уровне р<0,01.

Из таблицы 2, наибольший интерес для нашего исследования представляют корреляционные связи показателя «жизнестойкость» с показателями «активность», «позитивность», а также «уровень притязаний» и «представление о себе как профессионале» (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,34 до 0,38 при р<0,01).

Увеличение показателя «жизнестойкость» сопровождается повышением показателя «активность», выражающегося в уровне притязаний будущего специалиста как его стремлении разрешать сложные, нетривиальные профессиональные задачи, отдавая предпочтение целям, характеризующимся большей трудностью, значимостью и престижностью, а также показателя «позитивность», проявляющемся в представлении о себе как профессионале хорошо осознающем и владеющим своими личностными и профессионально-психологическими качествами и способностями (показатели «уровень притязаний» и «представление о себе как профессионале» значимо коррелируют с показателем «жизнестойкость», коэффициенты корреляции 0,37 и 0,38, при р<0,01).

Данные таблицы 2 также показывают, что «контроль» как показатель жизнестойкости связан со всеми шкалами опросника «Отношение к себе как профессионалу», за исключением параметра «установка на профессиональное саморазвитие» (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,31 до 0,44 при р<0,01). Таким образом, увлечение показателя по шкале «контроль», предполагающей убежденность обследованных в том, что активная позиция позволяет позитивно влиять на происходящее с ними, даже в ситуациях неопределенности (когда не гарантировано достижение желаемой цели), сопровождается повышением таких показателей профессионального самоотношения, как «активность» и «позитивность». Соответственно, убежденность будущих специалистов по физической культуре и спорту в том, что контроль влияет на результативность и успешность в жизни, связана с благоприятным отношением к себе как профессионалу.

Далее нами были установлены виды отношения к себе как профессионалу присущие будущим специалистам с разным уровнем жизнестойкости. Для классификации видов отношения к себе мы использовали показатель «величина активности» (предполагает оценку уровня притязаний и установки на профессиональное саморазвития) и «величина позитивность» (результат выраженности принятия и представления о себе как профессионале) [3]. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Выраженность параметров отношения к себе как к профессионалу у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости_

Шкалы методики «ОСП» Уровень жизнестойкости

Высокий Средний Низкий

Уровень притязаний 44,6±5,5 (6) 41,0±4,9 (4) 38,2±4,3(4)

Установка на профессиональное саморазвитие 51,3±6,3 (6) 47,3±7,7 (6) 48,6±6,2 (6)

Интегральный показатель активности самоотношения 96,0±8,1(6) 88,3±6,2 (5) 86,8±6,9 (5)

Представление о себе как профессионале 50,1±5,1(7) 44,5±5,9 (6) 42,7±5,4 (5)

Принятие себя как профессионала 52,3±7,2 (7) 51,1±6,7 (7) 47,0±7,5 (6)

Интегральный показатель позитивности самоотношения 102,4±7,5 (7) 95,6±7,9 (6) 89,7±7,1 (5)

Примечание: в скобках указаны стандартные значения - стэны.

Данные в таблице 3, показывают, что показатели отношения к себе как профессионалу различаются у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости, и при переводе «сырых» значений в стандартные «стэны» [3], видим, их выраженность на среднем и повышенном уровне. На основании чего правомерно заключить следующее.

У субъектов с высоким уровнем жизнестойкости преобладает позитивное отношение к себе как профессионалу, которое характеризуется осознанием и владением своими личностными и профессионально-психологическими качествами, осознанием и восприятием себя как профессионала, обладающего высокой квалификацией, способного успешно разрешать сложные, нетривиальные профессиональные задачи. Это сочетается с переживанием позитивных чувств (гордости, уважения, уверенности, удовлетворенности)

относительно себя, своего профессионального карьерного выбора, своих личностных и профессионально-психологических качеств (показатели представление и принятие себя находятся на повышенном уровне).

У субъектов с низким и умеренным уровнем жизнестойкости выражено уравновешенное отношение к себе как профессионалу. Показатели величины активности, в частности установка на профессиональное саморазвитие, а также величины позитивности (принятия и представления о себе как профессионале) - выражены на среднем уровне (значения по шкалам методики «ОСП» находятся в диапазоне от 5 до 6 стэнов). Исключение составляет показатель «уровень притязаний», выраженный на пониженном уровне (в диапазоне 4 стэнов). Таким образом, механизмом поддержания жизнестойкости на умеренном уровне, у субъектов с уравновешенным профессиональным самоотношением, может выступать снижение стремления к профессионально и личностно-значимым целям, предпочитая постановку и решение более простых, стандартных задач, не требующих дополнительного приложения сил и способностей (пониженный уровень притязаний) на фоне сформированного (на среднем уровне) принятия и представления о себе как профессионале обеспечивающим умеренный уровень благополучия и самооценки, устраивающие субъекта.

На основе полученных данных о положительной взаимосвязи жизнестойкости и профессионального самоотношения можно заключить, что уровень притязаний и принятие себя представляют собой ресурсные характеристики жизнестойкости, развитие и поддержание которых на высоком уровне является одним из условий, способствующих поддержанию работоспособности и сохранению здоровья в ситуациях неблагоприятного давления обстоятельств, трудных жизненных ситуациях, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.

Анализ средних значений профессионального отношения к себе у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости показывает, что уравновешенное профессиональное самоотношение субъектов при сниженной жизнестойкости компенсируется таким её параметром - как «принятие риска» (выраженном на среднем уровне), при низких показателях «вовлеченности» и «контроля». Соответственно, обследованные с одной стороны считают, что опыт способствует их развитию, а с другой - такой убежденности не хватает активности, чтобы она имела действенную силу и нашла свою конструктивную реализацию в профессиональной деятельности. Сниженная активность и позитивность позволяет осуществлять будущую профессиональную деятельность на необходимом уровне, несмотря на некоторую неудовлетворенность собой как профессионалом.

Считаем, что уровень притязаний и представление о себе как профессионале, выступающие показателями самоотношения будущих специалистов по физической культуре и спорту, являются «ресурсными» характеристиками, развитие которых способствует поддержанию жизнестойкости субъектов образовательного процесса на высоком уровне. Отметим, что данные параметры отношения к себе у субъектов с пониженной и умеренной жизнестойкостью носят латентный или дефицитарный характер. С другой стороны, позитивность, выражающаяся в принятии себя как профессионала, является «компенсаторной» характеристикой самоотношения, способствуя поддержанию жизнестойкости будущих специалистов находится на уровне не ниже среднего. Во многом это достигается за счет выраженности «контроля» (ощущение свободы выбора) и «принятия риска» (готовности использовать полученный опыт для своего развития).

ВЫВОДЫ

1. Выявлена взаимосвязь жизнестойкости с профессиональным самоотношением и его видами у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Так, у субъектов с высоким уровнем жизнестойкости преобладает позитивное отношение к себе как

профессионалу. У обследованных с низким и умеренным уровнем жизнестойкости выражено уравновешенное профессиональное самоотношение.

2. Выявлены виды профессионального самоотношения у будущих специалистов по физической культуре и спорту с разным уровнем жизнестойкости. У субъектов с высоким уровнем жизнестойкости преобладает позитивное отношение к себе как профессионалу, которое характеризуется осознанием и владением своими личностными и профессионально-психологическими качествами, осознанием и восприятием себя как профессионала, обладающего высокой квалификацией, способного успешно разрешать сложные, нетривиальные профессиональные задачи. У субъектов с низким и умеренным уровнем жизнестойкости выражено уравновешенное отношение к себе как профессионалу.

3. Установлено, что уровень притязаний и принятие себя как профессионала выступают «ресурсными» характеристиками профессионального самоотношения, развитие и поддержание которых на высоком уровне положительно влияет на жизнестойкость педагога как субъекта образовательного процесса. Принятие себя как профессионала, является «компенсаторной» характеристикой самоотношения, способствующей поддержанию жизнестойкости на высоком уровне. Механизмом поддержания жизнестойкости на умеренном уровне, у субъектов с уравновешенным профессиональным самоотношением, выступает снижение уровня притязаний, на фоне сформированного (на среднем уровне) принятия и представления о себе как профессионале.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию / В.А. Ананьев // Журнал практического психолога. - 1999. - № 7-8. - С. 15-31.

2. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» / П.Е. Герасимов // Ученые записки. Серия: Психология. Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 80-84.

3. Духновский С. В. Оценка отношения к себе как профессионалу: описание методики, возможности использования в системе государственной гражданской службы / С.В. Духновский // Кадровик. - 2021. - № 7. - С. 33-41

4. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. -С. 69-76.

5. Калинина Н.В. Психологические факторы жизнестойкости педагога / Н.В. Калинина, Т.В. Володина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - № 4-2. - С. 398-403.

6. Карпинский К.В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики : монография / К.В. Карпинский, А.М. Колышко. - Гродно : ГрГУ, 2010. - 140 с.

7. Кора Н.А. Особенности жизнестойкости педагогов с разным стажем педагогической деятельности / Н.А. Кора // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 78. - С. 144-151.

8. Куликов Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. - 234 с.

9. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: Смысл, 2006. - 63 с.

10. Наливайко Т.В. Жизнестойкость и ее связь со свойствами личности: монография / Т.В. Наливайко. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - 126 с.

11. Поварёнков Ю.П. Уточнённая характеристика типов и видов деятельности профессионала / Ю.П. Поварёнков // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3, № 2. - С. 4-26.

12. Синюшкина С.Д. Оценка роли стресс-факторов для организации психологической подготовки спортсменов / С.Д. Синюшкина, Е.О. Меркеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С.644-648

13. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - Москва : МГУ, 1983. - 284 с.

14. Толочек В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен / В.А. Толочек. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 262 с.

15. Тувышева Д. А. Эмпирическое исследование взаимосвязи качеств жизнестойкости и ценностно-смысловых ориентиров личности / Д.А. Тувышева, Г.И. Атаманова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 1 (112). - С. 156-164.

16. Фризен М.А. Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога / М.А. Фризен // Организационная психология. - 2018. - Т.8, № 2. - С.72-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Ananyev, V.A. (1999), "Introduction to amazing psychotherapy", Journal of a practical psychologist, No. 7-8, рр. 15-31.

2. Gerasimov, P.E. (2010), "Theoretical aspects of the problem of "self-reaction", Scientific notes. Series: Psychology. Pedagogy, No. 4, рр. 80-84.

3. Dukhnovsky, S.V. (2021), "Assessment of self-attitude as a professional: description of the methodology, possibilities of use in the system of the state civil service", Personnel specialist, No. 7, рр. 33-41

4. Zeer, Je.F. (2015) "Socio-psychological aspects of the development of vitality and the formation of human resilience", Pedagogical education in Russia, No. 8, рр. 69-76.

5. Kalinina, N.V. and Volodina, T.V. (2009), "Psychological factors of resilience of the teacher", Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, No. 4-2, pp. 398-403.

6. Karpinsky K.V. and, Kolyshko, A.M. (2010), Professional self-presentation of personality and methodology of its psychological diagnostics, monograph, Grodno.

7. Kora, N.A. (2017), "Features of the resilience of teachers with different experience of pedagogical activity", Bulletin of Amur State University. Series: Humanities, No. 78, pp. 144-151.

8. Kulikov, L.V. (1997), Mood Psychology, Publishing House of St. Petersburg University, St. Petersburg:

9. Leontev, D.A. and Rasskazova, E.I. (2006), Test of resilience, Meaning, Moscow.

10. Nalivayko, T.V. (2010), Vitality and its connection with personality properties: monograph, Chelyabinsk.

11. Povarenkov, Yu.P. (2018), "Refined description of types and types of professional activities", Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational and labor psychology, vol. 3, No 2, pp. 4-26.

12. Sinyushkina, S.D. and Merkeeva, E.O. (2020), "Assessment of the role of stress factors for the organization of psychological training of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 11 (189), pp.644-648

13. Stolin, V. V. (1983), Personality Self-Awareness, Moscow State University, Moscow.

14. Tolochek, V.A. (2017), Professional career as a socio-psychological phenomenon, Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences," Moscow.

15. Tuvysheva, D.A. and Atamanova, G.I. (2020), "Empirical study of the relationship between the qualities of resilience and value and semantic guidelines of personality", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No 1(112), pp.156-164.

16. Frizen M.A. (2018), "Resilience as an internal resource of professional activities of a teacher", Organizational psychology, vol. 8, No/ 2, pp.72-85.

Контактная информация: dukhnovskysv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2023

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лидия Махсютовна Койчуева, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

Данная статья посвящена психолого-педагогическим условиям профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей. Эта проблема является наиболее актуальной в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.