ПСИХОЛОГИЯ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 304-308
Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 304-308 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-304-308
Научная статья УДК 159.9.35.08
Выраженность процессов саморегуляции у педагогов с разным видом профессионального самоотношения
С. В. Духновский
Югорский государственный университет, Россия, 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16
Духновский Сергей Витальевич, доктор психологических наук, профессор Гуманитарного института североведения Югорского государственного университета, dukhnovskysv@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3118-9988
Аннотация. В статье на основе представленного эмпирического материала раскрывается проблема профессионального самоотношения и его видов у педагогов с разным уровнем выраженности осознанной саморегуляции. В исследовании приняли участие 157 педагогов общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа -Югра. Возраст обследованных от 31 года до 45 лет. Использовались методика «Отношение к себе как профессионалу» и опросник «Стиль саморегуляции поведения». Полученные результаты позволили доказать, что процессы осознанной саморегуляции взаимосвязаны с величиной активности и позитивности профессионального самоотношения педагогов, что субъекты с разным уровнем саморегуляции (высоким, средним и низким) различаются доминирующими видами отношения к себе как профессионалам. Показано, что чем более развиты регуляторные процессы, тем активнее и позитивнее профессиональное самоотношение педагогов - более высокий уровень притязаний в сочетании с позитивным представлением и принятием себя как профессионала, выраженной установкой на профессиональное саморазвитие. Выявлено, что педагоги с низким уровнем саморегуляции отличаются пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу, тогда как педагогам с высоким уровнем свойственно активно-позитивное отношение к себе с доминированием позитивности, а у педагогов со средним уровнем саморегуляции выражено уравновешенное профессиональное самоотношение. Установлено, что для регуляторного процесса «программирования» большое значение имеет установка на профессиональное саморазвитие, тогда как для регулятор-ного процесса «гибкость» значимым является показатель - представление о себе как о профессионале.
Ключевые слова: педагог, регуляторные процессы, уровень саморегуляции, активность, позитивность, профессиональное самоотношение
Для цитирования: Духновский С. В. Выраженность процессов саморегуляции у педагогов с разным видом профессионального самоотношения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 304-308. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-304-308 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
© Духновский С. В., 2021
С. В. Духновский. Выраженность процессов саморегуляции у педагогов
Article
Severity of self-regulation processes in teachers with different types of professional self-attitude S. V. Dukhnovsky
Ugra State University, Khanty-Mansiysk, 16 Chekhov St., Khanty-Mansiysk 628012, Russia Sergey V. Dukhnovsky, dukhnovskysv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3118-9988
Abstract. The article, based on the presented empirical material, reveals the problem of professional self-attitude and its types among teachers with different levels of expression of conscious self-regulation. The study covered 157 teachers of comprehensive schools of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The age of the examined is from 31 to 45 years. We used the technique "Attitude to yourself as a professional" and the questionnaire "Style of self-regulation of behavior". On the basis of the obtained results, it was proved that the processes of conscious self-regulation are interconnected with the magnitude of activity and positivity of professional self-attitude of teachers, as well as that subjects with different levels of self-regulation (high, medium and low) differ in the dominant types of attitudes to themselves as a professional. It has been shown that the more developed regulatory processes are, the more active and positive the professional self-presentation of teachers is - a higher level of claims, combined with a positive representation and acceptance of a professional, expressed by the installation on professional self-development. It was revealed that teachers with a low level of self-regulation are distinguished by a passive-negative attitude towards themselves as a professional, while teachers with a high level are characterized by an active-positive attitude towards themselves, with the dominance of positivity, and teachers with an average level of self-regulation have a pronounced balanced professional self-attitude. It has been established that for the regulatory process of "programming", the installation on professional self-development is of leading importance, while for the regulatory process, "flexibility" is a significant indicator - the idea of oneself as a professional. Keywords: teacher, regulatory processes, self-regulation level, activity, positivity, professional self-attitude
For citation: Dukhnovsky S. V. Severity of self-regulation processes in teachers with different types of professional self-attitude. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 304-308 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-304-308
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Образовательная деятельность, особенно в период перехода на смешанные формы обучения, включая дистанционный формат работы, предполагает актуализацию и использование психологических и профессионально-психологических ресурсов и потенциалов работника. В качестве такого ресурса, позволяющего эффективно реа-лизовывать педагогам свои трудовые функции, выступает отношение к себе как профессионалу. Во многом это обеспечивается за счет процессов осознанной саморегуляции, сочетание которых с особенностями профессионального самоотношения педагогов является одним из условий, влияющих как на эффективность и удовлетворенность трудовой деятельностью, карьерой, так и на их профессионально-психологическое благополучие в целом.
Отметим, что проблема саморегуляции личности раскрывалась в трудах В. А. Ананьева [1], Л. В. Куликова [2], В. И. Моросановой [3] и др. Вопросы профессионального самоотношения поднимались в исследованиях П. Е. Герасимова [4], В. В. Столина [5], С. Р. Пантилеева [6], К. В. Карпинского, А. М. Колышко [7], В. А. Толоче-ка [8], С. В. Духновского, В. А. Мищенко [9] и др.
Обзор теоретических и эмпирических исследований показал, что актуальными, с точки зрения психологической науки и практики, являются вопросы: взаимосвязаны ли параме-
тры осознанной саморегуляции с показателями отношения к себе как профессионалу? какие виды профессионального самоотношения присущи педагогам с разным уровнем саморегуляции?
Применительно к нашему исследованию, опираясь на мнения отдельных ученых [8, 9], под отношением к себе как профессионалу будем понимать процесс и результат активности, инициированной субъектом в отношении себя, в соответствии со своими психологическими и профессионально-психологическими особенностями. Саморегуляцию педагога, используя подход В. И. Моросановой [3], в исследовании трактуем как процесс управления собственной активностью, который (в системном его представлении) служит условием постановки и достижения необходимых и желаемых для субъекта целей.
Методика исследования
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что педагоги с разным уровнем саморегуляции будут различаться по доминирующему виду профессионального самоотношения.
Исследование проводилось в период с 7 сентября по 12 октября 2020 г. В нем приняли участие 157 педагогов общеобразовательных школ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; возраст обследованных от 31 года до 45 лет. В эмпирическом исследовании использовали:
методику « Отношение к себе как профессионалу» для определения вида профессионального самоотношения, основаниями которого являются величина активности (уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие) и позитивности (принятие и представление о себе как о профессионале) [10];
опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП), разработанный В. И. Моросановой [3] и направленный на измерение как общего уровня осознанной саморегуляции, так и ее параметров.
В основу выбора методик было положено их соответствие цели исследования и психометрическая характеристика (адекватность требованиям,
предъявляемым к профессиональным психодиагностическим инструментам). В связи с этим надежность получаемых с их помощью данных не вызывает сомнений.
Описание результатов исследования
На начальном этапе, используя критерии определения уровня саморегуляции, представленные в руководстве к методике ССП, мы выявили группы педагогов с высоким, средним и низким уровнем данного показателя. Установлено, что высокий уровень саморегуляции имеет место у 34,7% обследованных педагогов, средний выражен у 44,9% субъектов, низкий -у 20,4% педагогов от общей выборки. Результаты использования методики ССП, присущие каждому уровню, представлены в табл. 1.
Таблица 1 / Table 1 Показатели осознанной саморегуляции у обследованных педагогов с разным уровнем ее выраженности Indicators of conscious self-regulation in examined teachers with different levels of its expression
Шкалы методики «Стиль саморегуляции поведения» Уровни саморегуляции
Низкий Средний Высокий
Планирование 2,7±1,1 5,7±2,0 8,2±3,0
Моделирование 2,4±1,0 5,5±1,6 8,1±2,6
Программирование 3,5±1,3 5,8±1,8 6,1±2,1
Оценивание результатов 2,6±1,0 5,8±1,9 7,9±2,8
Гибкость 3,3±1,1 6,0±1,5 6,3±2,3
Общий показатель уровня саморегуляции 15,1±3,2 30,0±6,5 35,1±6,6
Как видно из табл. 1, у педагогов с низким уровнем саморегуляции (20,2% от общей выборки) потребность в составлении четкого плана своей деятельности, в том числе и профессиональной, и его реализации сформирована слабо. Соответственно, как указывает В. И. Моросанова [3], данная категория обследованных более зависима от актуальной ситуации, от условий, в которых они находятся, включая отношение к ним окружающих людей. Поведение педагогов данной группы зависит также от соответствия их стилевых особенностей саморегуляции той активности, которую они вынуждены проявлять или осваивать (в нашем случае это овладение дистанционными и смешанными формами обучения).
Педагоги со средним уровнем саморегуляции испытывают сложности в ситуациях неопределенности, когда изменяются условия осуществления деятельности (в том числе и профессиональной) и достижения желаемых целей. Особенно актуально это для реализации
трудовой активности в условиях пандемии, сопровождающейся вынужденным и порой резким переходом педагогов на смешанные и дистанционные формы работы.
У педагогов с высоким уровнем саморегуляции процессы планирования, моделирования, оценивания результатов выражены на высоком уровне, что свидетельствует о развитой способности в планировании своей деятельности (их планы отличаются реалистичностью и детали-зированостью). Педагоги способны самостоятельно определять наиболее приоритетные для них цели в профессиональной деятельности и жизни в целом, выделяя и учитывая наиболее существенные условия их достижения, понимая критерии оценки результатов своей деятельности как с точки зрения актуальной ситуации, так и будущего. Это приводит к позитивной самооценке, к адекватности достижений (результата) поставленным целям.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что процессы программирования и
С. В. Духновский. Выраженность процессов саморегуляции у педагогов
гибкости у педагогов с высоким уровнем саморегуляции выражены умеренно (на среднем уровне). Данная категория педагогов испытывает трудности и дискомфорт в ситуациях, когда необходимо перестраивать свою профессиональную активность. Им не хватает гибкости для оценки, перепрограммирования и корректирования своей деятельности. Особенно это выражается в ситуациях, когда на пути достижения желаемых результатов возникают препятствия. К таковым
мы относим вынужденную смену режима трудовой деятельности, связанную с переходом на смешанные и дистанционные формы обучения в школе.
Далее обратимся к анализу профессионального самоотношения и его параметров у педагогов с разным уровнем саморегуляции, используя результаты, полученные по методике «Отношение к себе как профессионалу», представленные в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Средние значения по методике «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) у педагогов с разным уровнем саморегуляции
Average values according to the methodology "Attitude to yourself as a professional" for teachers with different levels of self-regulation
Шкалы методики «ОСП» Уровни саморегуляции
Низкий Средний Высокий
Уровень притязаний 34,2±6,9 (4) 44,6±8,7 (5) 53,4±7,9 (8)
Установка на профессиональное саморазвитие 31,7±7,3 (4) 48,4±7,9 (5) 54,3±8,4 (7)
Величина активности 79,9±14,6 (4) 93,0±14,2 (5) 113,3±14,6 (8)
Представление о себе как профессионале 35,9±6,5 (3) 42,9±7,9 (5) 45,9±7,5 (6)
Принятие себя как профессионала 37,8±7,3 (3) 47,7±9,3 (6) 54,8±9,5 (8)
Величина позитивности 81,7±15,9 (3) 90,6±15,6 (5) 110,5±18,8 (8)
Примечание. В скобках приведены стандартные оценки - «стэны». Note: standard ratings are given in parentheses - "stens" (Standard Ten).
Для описания доминирующих видов профессионального самоотношения у педагогов, имеющих разный уровень саморегуляции, мы использовали выраженность величины активности (пассивности) и позитивности (негативности) личности. В результате было установлено следующее.
У педагогов с низким уровнем саморегуляции выражен вид профессионального самоотношения, который мы обозначили как пассивно-негативный. Показатели активности и позитивности выражены на низком и пониженном уровне (от 3 до 4 стэнов). Повышая свою профессиональную компетентность, ставя и достигая при этом более высоких профессионально значимых целей и результатов, педагоги не стремятся к развитию себя. Они не удовлетворены собой, своей карьерой и профессиональным выбором.
У обследованных педагогов со средним уровнем саморегуляции показатели величины активности, включая уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие, а также величины позитивности (принятия и представления о себе как профессионале), находятся в диапазоне от 5 до 6 стэнов. Это позволяет сделать вывод о том, что доминирующим видом профессионального самоотношения у данной категории педагогов является уравновешенное
самоотношение. Сниженные активность и позитивность позволяют осуществлять профессиональную деятельность на необходимом уровне, несмотря на неудовлетворенность собой как профессионалом, а также актуальной ситуацией, в которой осуществляются трудовая деятельность и повседневная активность.
Педагогам с высоким уровнем саморегуляции присуще активно-позитивное профессиональное самоотношение с доминированием позитивности. Показатели активности и позитивности находятся в диапазоне от 7 до 9 стэнов, что свидетельствует о повышенной и высокой их выраженности. Для субъектов характерны высокий уровень притязаний в сочетании с принятием себя и сформированными позитивными представлениями о себе как о профессионале, выраженной ориентацией на профессиональное саморазвитие.
Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования выдвинутое предположение о том, что субъекты с разным уровнем саморегуляции (высоким, средним и низким) различаются доминирующими видами профессионального самоотношения, нашло свое эмпирическое подтверждение.
2. Установлено, что у педагогов с низким уровнем саморегуляции выражено пассивно-негативное самоотношение. Субъектам с высоким уровнем саморегуляции свойственно активно-позитивное профессиональное самоотношение. У педагогов со средним уровнем саморегуляции выражено уравновешенное отношение к себе как профессионалу.
3. Полученные эмпирические данные необходимо использовать в рамках разработки программ психологического сопровождения субъектов образовательного процесса (педагогов), целью которых будет развитие и совершенствование процессов саморегуляции и формирование профессионального самоотношения с доминированием активности и позитивности.
Список литературы
1. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 15-31.
2. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета,
2003. 81 с.
3. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) : Руководство. М. : Когито-Центр, 2004. 41 с.
4. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 4 (12).С. 80-84.
5. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Издательство Московского государственного университета, 1983. 284 с.
6. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М. : Смысл, 1993. 32 с.
7. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно : ГрГУ, 2010. 140 с.
8. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М. : Институт психологии РАН, 2017. 262 с.
9. Духновский С. В., Мищенко В. А. Установка на должностное развитие государственных гражданских служащих : результаты эмпирических исследований // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 3. С. 247-251.
10. Духновский С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2021. 353 с.
References
1. Anan'ev V. A. Introduction to stunning psychotherapy. Zhurnalprakticheskogopsihologa [Journal of a Practical Psychologist], 1999, no. 7-8, рр. 15-31 (in Russian).
2. Kulikov L. V. Rukovodstvo k metodikam diagnostiki psihicheskih sostojanij, chuvstv i psihologicheskoj us-tojchivosti lichnosti. Opisanie metodik, instrukcii po primeneniju [A Guide to Methods for Diagnosing Mental States, Feelings and Psychological Stability of the Personality. Procedure description, application instructions]. St. Petersburg, Izdatel'stvo St. Petersburg-skogo gosudarstvennogo universiteta, 2003. 81 p. (in Russian).
3. Morosanova V. I. Oprosnik "Stil'samoreguljacii pov-edenija": Rukovodstvo [Questionnaire "Style of Self-Regulation of Behavior": Guidance]. Moscow, Kogito-Center Publ., 2004. 41 p. (in Russian).
4. Gerasimov P. E. Theoretical aspects of "Selfrelation" Problems. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N. G. Chernyshevskogo. Seriya: Psihologija. Pedagogika [Scientific Notes of the Pedagogical Institute of Saratov State University. Series Psychology. Pedagogy], 2010, no. 4 (12), рр. 80-84 (in Russian).
5. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of Personality]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1983. 284 p. (in Russian).
6. Pantileev S. R. Metodika issledovanija samootnoshenija [Methodology for the Study of Self-relation]. Moscow, Smysl Publ., 1993. 32 p. (in Russian).
7. Karpinskij K.V., Kolyshko A.M. Professional'noe sa-mootnoshenie lichnosti i metodika ego psihologicheskoj diagnostiki: monografija [Professional Self-presentation of Personality and the Method of Its Psychological Diagnosis]. Grodno, GrGU Publ., 2010. 140 p. (in Russian).
8. Tolochek V. A. Professional'naya kar 'era kak sotsial'no-psikhologicheskij fenomen [Professional Career as a Social and Psychological Phenomenon]. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ., 2017. 262 p. (in Russian).
9. Duhnovskij S. V., Mishhenko V. A. Setting for carrier development of public civil servants: empirical research. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Management. Scholar Notes], 2020, no. 3, рр. 247-251 (in Russian).
10. Duhnovskij S. V. Psihodiagnostika: uchebnikipraktikum dlja vuzov [Psychodiagnostics: Textbook and Workshop for Universities]. Moscow, Jurajt Publ., 2021. 353 р. (in Russian).
Поступила в редакцию 30.06.2021, после рецензирования 04.07.2021, принята к публикации 05.07.2021 Received 30.06.2021, revised 04.07.2021, accepted 05.07.2021