Научная статья на тему 'ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И НАСТРОЕНИЕ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛУ'

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И НАСТРОЕНИЕ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
538
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ПОЗИТИВНОСТЬ / ТОНУС / САМООТНОШЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Духновский Сергей Витальевич, Мищенко Владимир Александрович

Рассмотрены взаимосвязь особенностей доминирующего психического состояния с параметрами отношения к себе как профессионалу, виды настроения, присущие субъектам с разным профессиональным самоотношением. В психодиагностическом обследовании, проводившемся в рамках кадрового аудита, приняли участие 113 работников агрохолдинга со стажем работы на предприятиях от 1 до 5 лет. В исследовании использовались методики «Отношение к себе как профессионалу» и «Определение доминирующего состояния». Установлено, что величина активность (уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие) как показатель профессионального самоотношения взаимосвязана с такими параметрами психического состояния, как активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации и тонус высокий (низкий). Показатель величины позитивность (принятие и представление о себе как профессионале) взаимосвязан с бодростью как показателем психического состояния субъекта. У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу преобладают синтонный и деятельный виды настроения. В ситуациях, когда активность доминирует над позитивностью, имеет место деятельное настроение. Если показатели позитивности более выражены, чем активности, у обследованных доминирует синтонное настроение. Выявлено, что субъекты с уравновешенным профессиональным самоотношением обладают благополучным и воодушевленным настроением. При доминировании активности у обследованных преобладает воодушевленное настроение, при позитивности - благополучное. У субъектов с пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу доминирующим видом настроения является созерцательное. Полученные данные необходимо использовать для разработки и реализации профилактики тонических состояний риска, таких как переутомление и астенические состояния, в сочетании с формированием и поддержанием активно-позитивного отношения к себе как профессионалу, а также профессионально-психологического благополучия субъектов трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Духновский Сергей Витальевич, Мищенко Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANT MENTAL STATE AND MOOD IN PEOPLE WITH DIFFERENT PROFESSIONAL SELF-AWARENESS

The research featured the effect of dominant mental state on professional self-awareness. The survey was conducted as part of personnel audit and involved 113 employees of an agricultural holding with 1-5 years of experience. The empirical data were provided by two questionnaires: Professional Self-Awareness and Determining the Dominant State. The activity parameter reflected the level of claims and setting for professional self-development. As an indicator of professional self-awareness, it is connected with such parameters of mental state as "active (passive) attitude to the life" and "high (low) tonus". The positivity indicator defines one’s acceptance and perception of oneself as a professional. It is interconnected with "vigor" as a mental state indicator. In subjects with an active-positive professional self-awareness, synthonic and active types of mood prevailed. In situations where activity dominated over positivity, active mood also domineered. Synthonic mood dominated if positivity indicators were more pronounced than activity. Subjects with a balanced professional self-awareness demonstrated a happy and enthusiastic mood. Enthusiastic mood prevailed when activity dominated, a happy mood increased with increasing positivity. Passive-negative professional self-awareness was associated with a contemplative mood. The research can help to prevent tonic "risk conditions", e.g. overwork and asthenic conditions. In addition, the study can be used to develop an active-positive professional self-awareness in employees, as well as the sense of vocational and psychological well-being.

Текст научной работы на тему «ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И НАСТРОЕНИЕ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛУ»

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

оригинальная статья УДК 159.9.072

Доминирующее психическое состояние и настроение субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу

Сергей Витальевич Духновский Владимир Александрович Мищенко

Югорский государственный университет, Россия, Югорский государственный университет, Россия,

г. Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

dukhnovskysv@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-0135-712X

https://orcid.org/0000-0003-3118-9988

Поступила в редакцию 18.01.2021. Принята к печати 16.02.2021.

Аннотация: Рассмотрены взаимосвязь особенностей доминирующего психического состояния с параметрами отношения к себе как профессионалу, виды настроения, присущие субъектам с разным профессиональным самоотношением. В психодиагностическом обследовании, проводившемся в рамках кадрового аудита, приняли участие 113 работников агрохолдинга со стажем работы на предприятиях от 1 до 5 лет. В исследовании использовались методики «Отношение к себе как профессионалу» и «Определение доминирующего состояния». Установлено, что величина активность (уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие) как показатель профессионального самоотношения взаимосвязана с такими параметрами психического состояния, как активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации и тонус высокий (низкий). Показатель величины позитивность (принятие и представление о себе как профессионале) взаимосвязан с бодростью как показателем психического состояния субъекта. У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу преобладают синтонный и деятельный виды настроения. В ситуациях, когда активность доминирует над позитивностью, имеет место деятельное настроение. Если показатели позитивности более выражены, чем активности, у обследованных доминирует синтонное настроение. Выявлено, что субъекты с уравновешенным профессиональным самоотношением обладают благополучным и воодушевленным настроением. При доминировании активности у обследованных преобладает воодушевленное настроение, при позитивности - благополучное. У субъектов с пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу доминирующим видом настроения является созерцательное. Полученные данные необходимо использовать для разработки и реализации профилактики тонических состояний риска, таких как переутомление и астенические состояния, в сочетании с формированием и поддержанием активно-позитивного отношения к себе как профессионалу, а также профессионально-психологического благополучия субъектов трудовой деятельности.

Ключевые слова: активность, позитивность, тонус, самоотношение, трудовая деятельность, определение доминирующего состояния

Цитирование: Духновский С. В., Мищенко В. А. Доминирующее психическое состояние и настроение субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 1. С. 166-173. БО!: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

Введение

Осуществление трудовой деятельности предполагает актуализацию и использование психологических и профессионально-психологических ресурсов и потенциалов работника, что может выражаться в изменении у субъектов трудовой деятельности активности в отношении к жизненной ситуации, тонуса, бодрости, эмоционального тона, отношения к себе как профессионалу. Кроме того, сочетание особенностей психического состояния и самоотношения является одним из условий, влияющих как на эффективность и удовлетворенность трудовой деятельностью, карьерой, так и на профессионально-психологическое благополучие субъекта трудовой деятельности в целом. В то же время обращает на себя внимание, что профессиональное самоотношение, сопровождающееся стремлением работника

к более высоким профессиональным целям, ориентацией на развитие своих личностных и личностно-профессио-нальных качеств, позитивным принятием и представлением о себе как профессионале, требует большего вовлечения психологических ресурсов, что отражается в качественных характеристиках психического состояния, определяющего настроение субъекта трудовой деятельности.

В научном плане вопросы роли психических состояний, включая профессиональную деятельность, рассматривались в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко [1], С. В. Духновского [2], А. О. Прохорова [3; 4], Л. В. Куликова [5-7], Н. И. Наенко [8], Т. А. Немчина [9] и др. Проблемы отношения к себе и профессионального самоотношения поднимались в трудах В. В. Столина [10], С. Р. Пантилеева [11],

166

© 2021. Авторы. Cтатья распространяется на условиях международной лицензии ГС BY 4.0

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

К. В. Карпинского и А. М. Колышко [12], М. Н. Дарижа-повой [13], Л. В. Давиденко [14], П. Е. Герасимова [15], Л. Л. Лесных [16], Н. И. Сарджвеладзе [17], С. В. Духновского и В. А. Мищенко [18], М. В. Хватовой [19] и др.

Несмотря на наличие исследований, проблема соотношения психических состояний с профессиональным самоотношением изучена недостаточно. Актуальными в научном плане являются ответы на вопросы, какие особенности доминирующего психического состояния взаимосвязаны с параметрами отношения к себе как профессионалу; какие виды настроения присущи субъектам с разным отношением к себе как профессионалу.

Применительно к нашему исследованию, опираясь на положения, представленные в работах [7; 20-22], под отношением к себе как профессионалу будем понимать познание себя, самооценку, саморегуляцию и осознание себя, проявляющиеся в представлении и принятии себя как профессионала, а также в установках на профессиональное саморазвитие и должностное развитие субъекта профессиональной (в том числе и будущей) деятельности [23]. Рассматривая психическое состояние и настроение личности, мы использовали позицию Л. В. Куликова, согласно которой психическое состояние - это форма саморегуляции психики, один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - как единства его духовной, психической и телесной организации [6], тогда как настроение - относительно устойчивая составляющая (компонента) психического состояния, которая связывает структуры личности (мало изменяемые образования) с другими компонентами психического состояния - соматическим состоянием, интенсивностью психических процессов, психофизиологическими параметрами, эмоциями (более динамичными явлениями, чем личностные образования) [7].

Методика исследования

В исследовании мы исходили из предположения о взаимозависимости особенностей профессионального самоотношения, в частности активности и позитивности, с параметрами психического состояния субъекта трудовой деятельности. Кроме того, считаем, что субъекты с разными видами отношения к себе как профессионалу будут различаться в плане благоприятности (неблагоприятности) психического состояния и соответствующего ему вида настроения.

Объектом психодиагностического обследования выступили сотрудники агрохолдинга, расположенного на территории Курганской области, специализирующегося на производстве элитных семян зерновых и зернобобовых культур, в том числе и научной деятельности в этой сфере; закупке, поставке, приемке и хранении зерна и мукомольном производстве; хранении и переработке маслосемян, экологически чистом производстве масла. Обследование являлось частью кадрового аудита с целью выявления личностных и профессионально-психологических ресурсов, необходимых для построения эффективной карьеры на предприятиях холдинга, возможной ротации кадров,

разработки комплексной программы развития кадрового потенциала работников холдинга. В психодиагностическом обследовании приняли участие 113 работников (стаж работы на предприятиях холдинга составил от 1 до 5 лет), среди обследованных - 33 женщины (31-39 лет) лет и 80 мужчин (33-37 лет). Данная категория работников претендует на замещение руководящих должностей на предприятиях холдинга (юридического, производственного, экономического, транспортного и научного отделов). В рамках исследования не ставилось задачи выявить гендерные различия обследованных по измеряемым параметрам и по их профессиональной специализации.

В обследовании нами использовался комплекс психодиагностических методик:

• Отношение к себе как профессионалу (ОСП) [23], с ее помощью производили оценку выраженности содержательных характеристик в отношении к себе как профессионалу (активности - пассивности, позитивности - негативности) на основании сочетания уровня притязаний, представления и принятия себя как профессионала, а также установки на профессиональное саморазвитие;

• Определение доминирующего состояния (ДС-8), разработана Л. В. Куликовым [6], ее данные позволили выявить особенности относительно устойчивых (доминирующих) состояний и настроений обследуемых.

Выбор психодиагностических методик обусловлен тем, что они в наибольшей степени отвечают основной цели исследования и соответствуют основным психометрическим требованиям, предъявляемым к разработке профессиональных тестов, соответственно надежность их результатов не вызывает сомнений.

В качестве методов математической статистики использовались анализ первичных статистик, корреляционный анализ, а для сравнения выборок - параметрический критерий ^Стьюдента (обусловлено нормальностью распределения данных).

Описание результатов исследования

Считаем, что особенности отношения к себе как профессионалу взаимосвязаны с содержательными характеристиками доминирующего состояния. Так, благоприятное психическое состояние (или приближенное к нему) способствует поддержанию и является индикатором активно-позитивного профессионального самоотношения. И наоборот - отношение к себе способствует поддержанию и свидетельствует о благоприятном состоянии субъекта трудовой деятельности.

В результате корреляционного анализа установлены значимые взаимосвязи показателей по шкалам ОСП и ДС-8 (табл. 1). Величина активность и входящие в нее показатели - уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие (ОСП) - взаимосвязаны с показателем активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

и тонус высокий (низкий) (ДС-8). Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от -0,23 до 0,35 при р<0,05.

Соответственно, активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации в сочетании с готовностью и ощущением сил для преодоления препятствий и верой в свои возможности присуще субъектам, у которых выражены стремления к достижению профессиональных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону. Это сопровождается стремлением к достижению более трудных, значимых, престижных профессиональных целей, которые способствуют переживанию благополучия, формированию позитивной самооценки; ориентацией на развитие своих лич-ностно-профессиональных качеств, способностей и умений с использованием новой профессиональной информации (технологий и способов) в своей деятельности и выстраиванием коммуникации с другими профессионалами.

В то же время прямая корреляционная связь показателя активность (ОСП) с показателем тонус (ДС-8) демонстрирует, что с повышением активности в отношении к себе как профессионалу происходит большее вовлечение внутренних ресурсов субъекта, что сопровождается их истощением. Во многом это связано с поддержанием на высоком уровне своих притязаний, что требует больших психологических затрат субъекта трудовой деятельности.

Установлено, что показатель величины позитивность, включая шкалы принятие и представление о себе как профессионале (ОСП), взаимосвязан с показателем бодрость (ДС-8), коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от -0,24 до -0,31 при р<0,05. Таким образом, субъекты с повышенным, бодрым настроением, положительным эмоциональным фоном, сопровождающимся желанием действовать, более позитивно относятся к себе как профессионалу, зная и принимая свои профессионально-психологические особенности. Это находит отражение в осознании себя как профессионала, обладающего необходимыми личностно-профессиональными качествами и способностями, соответствующей квалификацией, способного

успешно разрешать более сложные профессиональные задачи; в переживании позитивных чувств (гордости, уважения, уверенности, удовлетворенности) за себя, свой профессиональный и карьерный выбор, свои личностно-профессиональные качества и способности.

В ходе исследований на основании сочетания величины активности и позитивности нами были выявлены доминирующие виды профессионального самоотношения обследованных: активно-позитивное, пассивно-негативное и уравновешенное. Для установления достоверности различий по шкалам ОСП у обследованных с разным видом профессионального самоотношения использовали параметрический критерий ^Стьюдента (табл. 2).

Получены достоверные различия показателей шкал ОСП у обследованных с разным видом отношения к себе как профессионалу. Различия в средних значениях оказались достоверно отличными на уровне р<0,01 и р<0,001, что является, с одной стороны, отражением конструктной валидности данной методики, а с другой - возможности ее использования для оценки видов отношения к себе как профессионалу. Кроме этого, эмпирические данные показывают:

1) активно-позитивное самоотношение выражено у 31,4 % обследованных. Показатели активности и позитивности находятся на повышенном и высоком уровнях (в диапазоне от 7 до 8 стэнов). Для субъектов свойственен высокий уровень притязаний в сочетании с принятием себя и сформированными позитивными представлениями о себе как профессионале, выраженной ориентацией на профессиональное саморазвитие;

2) пассивно-негативное отношение к себе преобладает у 22,8 % обследованных. Показатели активности и позитивности выражены на низком и пониженном уровне (от 3 до 4 стэнов). У субъектов нет стремления к достижению высоких профессионально- и личностно-значимых целей, развитию своих личностно-профессиональных качеств, ресурсов и способностей для повышения профессиональной компетентности в сочетании с недостаточно

Табл. 1. Матрица интеркорреляций показателей по шкалам ОСП с показателями по шкалам ДС-8

Tab. 1. Intercorrelations of indicators according to Professional Self-Awareness and Determination of Dominant State

Шкалы ДС-8 Шкалы ОСП

Уп Ср Акт Предст Принят Поз

Активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации 0,38* 0,23* 0,36 0,27* 0,26* 0,29

Бодрость (уныние) -0,17 -0,27 -0,25 -0,24 -0,31* -0,27*

Тонус высокий (низкий) 0,33 0,29 0,31* 0,10 -0,14 0,13

Раскованность (напряженность) 0,01 -0,17 -0,19 -0,10 -0,24* -0,19

Спокойствие (тревога) 0,06 -0,14 -0,15 -0,18 -0,22 -0,17

Устойчивость (неустойчивость) эмоционального тона 0,10 -0,13 -0,19 -0,12 -0,11 -0,13

Удовлетворенность (неудовлетворенность) жизнью 0,11 -0,17 -0,18 -0,13 -0,13 -0,14

Прим.: Уп - уровень притязаний, Ср - установка на профессиональное саморазвитие, Акт - активность, Предст - представление о себе как профессионале, Принят - принятие себя как профессионала, Поз - позитивность; * - корреляции на уровне р<0,05.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

Табл. 2. Выраженность показателей по шкалам ОСП у обследованных с разным видом профессионального самоотношения Tab. 2. Results of the Professional Self-Awareness methodology for subjects with different types of professional self-awareness

Шкала Виды отношения к себе как профессионалу Диапазон значений t-критерия

АП ПН УР

Уровень притязаний 53,2±7,1 35,5±4,6 45,1±5,4 3,0-4,7

Установка на профессиональное саморазвитие 57,0±7,8 41,4±4,9 46,3±5,7 3,2-4,3

Интегральный показатель активности самоотношения 103,7±12,0 76,6±5,2 90,2±5,1 3,2-5,1

Представление о себе как профессионале 55,4±7,2 36,3±4,7 44,4±4,4 3,0-3,9

Принятие себя как профессионала 52,7±6,9 37,7±5,0 45,3±4,6 3,1-4,2

Интегральный показатель позитивности самоотношения 106,2±13,4 73,4±4,4 87,5±5,2 3,5-4,9

Прим.: АП - активно-позитивное самоотношение, ПН - пассивно-негативное самоотношение, УР - уравновешенное самоотношение.

развитым представлением о себе как профессионале и неприятием себя как профессионала, своего профессионального карьерного выбора;

3) уравновешенное профессиональное самоотношение свойственно 45,7 % обследованным субъектам. Показатели величины активности, включая уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие, а также величины позитивности (принятия и представления о себе как профессионале) выражены на среднем уровне (значения по шкалам ОСП находятся в диапазоне от 5 до 6 стэнов). Сниженные активность и позитивность позволяют осуществлять профессиональную деятельность на необходимом уровне, несмотря на неудовлетворенность собой как профессионалом и многими значимыми сторонами жизненной, в том числе и профессиональной ситуации.

Далее в зависимости от выраженности параметров психического состояния (по ДС-8) нами были установлены преобладающие виды настроения у обследованных с разным видом отношения к себе как профессионалу (табл. 3). Для количественной характеристики уровня настроения мы использовали предложенный Л. В. Куликовым показатель эмоционального тона Ср-эм: средняя стандартных оценок

Табл. 3. Выраженность показателя эмоционального тона (СР-эм) у обследованных с разным уровнем величины активности и позитивности профессионального самоотношения

Tab. 3. Emotional tone indicator in subjects with different levels of activity and positivity of professional self-awareness

Уровень выраженности Показатели отношения к себе как профессионалу

Активность Позитивность

Повышенный и высокий 47,3 51,7

Средний 56,1 57,5

Пониженный и низкий 54,6 53,3

шкал эмоциональной оси ДС - спокойствие (тревога), устойчивость (неустойчивость) эмоционального тона, удовлетворенность (неудовлетворенность) жизнью [6, с. 27].

На основании соотношения показателя эмоционального тона (ДС-8) с выраженностью показателей активность и позитивность (ОСП) правомерно сделать вывод, что субъектам с разным видом отношения к себе как профессионалу присущи разные виды настроения. У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу преобладают синтонный и деятельный виды настроения. Если показатели активности выражены на высоком уровне (9-10 стэнов), а показатели позитивности - на повышенном (7-8 стэнов) - у субъектов выражено деятельное настроение. Как указывает Л. В. Куликов, «это настроение при пониженном тонусе и повышенной активности. Для этого вида настроения характерен мотив старания. Усердие при этом настроении сочетается с некоторым утомлением» [6, с. 33].

В ситуации, когда у субъектов показатели позитивности более выражены, чем активности, у обследованных доминирует синтонное настроение, им свойственна более высокая оценка личностной успешности и своего потенциала, они уверены в себе и своих успехах, их меньше всего беспокоят трудности с возможностью выразить себя, они менее чувствительны к социально-бытовым трудностям, вместе с тем у них имеет место «острая неудовлетворенность многими значимыми сторонами жизненной ситуацией» [6, с. 33]. Этим, на наш взгляд, объясняется установленное у них различие между активностью и позитивностью в отношении к себе как профессионалу.

У субъектов с пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу (показали активности и позитивности выражены на низком и пониженном уровне (3-4 стэна)) доминирующим видом настроения является созерцательное, для которого характерны пониженная активность в сочетании с повышенным тонусом. Субъекты с таким настроением низко оценивают свою личностную успешность, не ожидают больших достижений в будущем. Как отмечает Л. В. Куликов, «неверие в будущие успехи -

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

одна из наиболее значимых причин инертности настроения личности» [6, с. 31].

Установлено, что субъекты с уравновешенным профессиональным самоотношением (показатели активность и позитивность выражены на среднем уровне (5-6 стэнов)) обладают благополучным и воодушевленным настроением.

В случае, когда показатель активности доминирует над позитивностью, у обследованных преобладает воодушевленное настроение - они высоко оценивают свою личностную успешность и ожидают оценок со стороны других людей, что «свойственно людям, с большей полнотой принимающим характер установившихся межличностных отношений, удовлетворенным социальным "Я" своей личности» [6, с. 31]. В то же время у них имеет место беспокойство по поводу возможности выразить себя и некоторая неудовлетворенность достигнутым, не меняющие общего позитивного эмоционального фона.

В ситуациях, когда показатель позитивности в уравновешенном самоотношении доминирует над активностью, у обследованных наблюдается благополучное настроение. Такое настроение «поддерживается верой человека в свои потенциалы и в то, что в будущем способности могут быть реализованы. Однако эта уверенность не сопровождается желанием прилагать силы для достижения успехов в настоящее время. Свои достижения люди этого настроения оценивают как средние, но удовлетворены достигнутым» [6, с. 29].

Обсуждение результатов исследований

С точки зрения психологической устойчивости как способности противостоять жизненным трудностям и неблагоприятному давлению обстоятельств наиболее благоприятным является уравновешенное профессиональное самоотношение с присущими ему воодушевленным и благоприятным настроением. Субъекты с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу отличаются сниженным уровнем настроения, например, в зависимости от доминирования активности и позитивности у них выражены деятельный и синтонный вид настроения. Данный факт мы объясняем тем, что для поддержания данного вида профессионального самоотношения необходимо большее вовлечение ресурсов (энергии, сил), что приводит к их истощению - вялости, инертности, усталости, соответственно сказывается на выраженности тонической характеристики психического состояния и настроения.

Для субъектов с пассивно-негативным отношением к себе поддержание благополучного психического состояния и релевантного ему настроения идет за счет снижения активности, в том числе уровня притязаний, стремления к развитию своих личностно-профессиональных качеств и способностей, ригидности в профессиональной деятельности. Низкая оценка личностной успешности, свойственная субъектам с созерцательным настроением, обусловлена отсутствием профессиональных результатов и стремления к ним, что

отражается в неприятии себя как профессионала, недостаточно развитом представлении о себе как профессионале.

Чем активнее и позитивнее отношение к себе как профессионалу, тем менее благоприятно психическое состояние и настроение. В то же время для карьерного развития, эффективного выполнения соответствующих трудовых функций наиболее подходящим является именно активно-позитивное отношение. У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу возможно развитие тонических состояний риска, проявляющихся в утомлении и переутомлении, астении, что негативно сказывается как на эффективности трудовой деятельности, так и на здоровье, профессионально-психологическом благополучии. У работников с уравновешенным и пассивно-негативным самоотношением, несмотря на их благоприятное состояние и настроение, как показали результаты наших предыдущих исследований [18; 24], изменения будут происходить в мотивационной сфере и удовлетворенности карьерой, в частности, в выраженной избегательной (где на первый план выходит минимизация своих трудовых усилий на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя), патриотической мотивации (с преобладанием ориентации на благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе, чувство включенности и причастности к общим целям организации) и разочаровании обусловленным выбором профессии и пройденным профессиональным путем, сожалении об упущенных, неиспользованных карьерных возможностях

Исходя из этого, встает проблема, центральным моментом которой является вопрос, как поддерживать данный вид профессионального самоотношения, сохраняя благоприятное (или приближенное к нему) психическое состояние и настроение, и таким образом сохранять профессионально-психологическое благополучие работника.

Таким образом, особенности психического состояния взаимосвязаны с величиной активности и позитивности как интегральными показателями профессионального самоотношения, что находит свое выражение в видах отношения к себе и присущих им настроениях.

Заключение

Величина активность (уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие) как показатель профессионального самоотношения взаимосвязана с такими параметрами психического состояния, как активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации и тонус высокий (низкий). Показатель величины позитивность (принятие и представление о себе как профессионале) взаимосвязан с бодростью как показателем психического состояния субъекта.

У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу преобладают синтонный и деятельный виды настроения. В ситуациях, когда активность доминирует над позитивностью, имеет место деятельное настроение.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

Если показатели позитивности более выражены, чем активности, у обследованных доминирует синтонное настроение. Субъекты с уравновешенным профессиональным самоотношением (показатели активность и позитивность выражены на среднем уровне) обладают благополучным и воодушевленным настроением. При доминировании активности у обследованных преобладает воодушевленное настроение, при позитивности - благополучное настроение. У обследованных с пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу (показали активности и позитивности выражены на низком и пониженном уровне) доминирующим видом настроения является созерцательное.

Полученные данные могут быть использованы для разработки и реализации психологических программ по профилактике тонических состояний риска, таких как переутомление и астенические состояния, в сочетании с формированием и поддержанием активно-позитивного отношения к себе как профессионалу, а также профессионально-психологического благополучия субъектов трудовой деятельности.

Установленные факты дополняют психометрические характеристики разработанной нами методики «Отношение к себе как профессионалу» в плане ее конструктной валидности,

в частности ее возможности дифференцировать виды профессионального самоотношения, основаниями чего выступают величина активности (включающая уровень притязаний и установку на профессиональное самор азви-тие) и величина позитивности (предполагающая принятие и представление о себе как профессионале).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методику «Отношение к себе как профессионалу» и ее отдельные шкалы возможно использовать в рамках как кадрового аудита, так и профессионального отбора на замещение вакантных должностей, в том числе и управленческих кадров.

Перспективным направлением исследований в русле заявленной проблематики является изучение особенностей отношения к себе как профессионалу в сочетании с релевантными видами настроения как ресурса конструктивного переживания нормативных профессиональных кризисов, а также динамики самоотношения на разных этапах профессионализации и карьерного развития субъектов трудовой деятельности.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Литература

1. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ Сер. 6. 1991. № 1. С. 47-55.

2. Духновский С. В. Психология личности и деятельности педагога. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2018. 299 с.

3. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во Казанского пед. института, 1994. 168 с.

4. Прохоров А. О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. С. 9-18.

5. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

6. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ 2003. 81 с.

7. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 1997. 225 с.

8. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 112 с.

9. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ 1983. 166 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 285 с.

11. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

12. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: ГрГУ 2010. 139 с.

13. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.

14. Давиденко Л. В. Формирование позитивного самоотношения будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 22 с.

15. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 4. С. 80-84.

16. Лесных Л. Л. Динамика формирования самоотношения личности педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2005. 20 с.

17. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 174-208.

18. Духновский С. В., Мищенко В. А. Установка на должностное развитие государственных гражданских служащих: результаты эмпирических исследований // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 3. С. 247-251. БО1: 10.22394/2079-1690-2020-1-3-247-251

BULLETIN

Kemerovo State University

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

19. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. С. 9-17.

20. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 15-31.

21. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М.: ИП РАН, 2017. 262 с.

22. Поварёнков Ю. П. Уточнённая характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 4-26.

23. Духновский С. В. Психодиагностика. М.: Юрайт, 2021. 353 с.

24. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы). Курган: Курганский фил. РАНХиГС, 2018. 314 с.

Dominant Mental State and Mood in People with Different Professional Self-Awareness

https://orcid.org/0000-0003-3118-9988 Received 18 Jan 2021. Accepted 16 Feb 2021.

Abstract: The research featured the effect of dominant mental state on professional self-awareness. The survey was conducted as part of personnel audit and involved 113 employees of an agricultural holding with 1-5 years of experience. The empirical data were provided by two questionnaires: Professional Self-Awareness and Determining the Dominant State. The activity parameter reflected the level of claims and setting for professional self-development. As an indicator of professional self-awareness, it is connected with such parameters of mental state as "active (passive) attitude to the life" and "high (low) tonus". The positivity indicator defines one's acceptance and perception of oneself as a professional. It is interconnected with "vigor" as a mental state indicator. In subjects with an active-positive professional self-awareness, synthonic and active types of mood prevailed. In situations where activity dominated over positivity, active mood also domineered. Synthonic mood dominated if positivity indicators were more pronounced than activity. Subjects with a balanced professional self-awareness demonstrated a happy and enthusiastic mood. Enthusiastic mood prevailed when activity dominated, a happy mood increased with increasing positivity. Passive-negative professional self-awareness was associated with a contemplative mood. The research can help to prevent tonic "risk conditions", e.g. overwork and asthenic conditions. In addition, the study can be used to develop an active-positive professional self-awareness in employees, as well as the sense of vocational and psychological well-being. Keywords: activity, positivity, tone, self-awareness, labor activity, determination of dominant state

Citation: Dukhnovsky S. V., Mishchenko V. A. Dominant Mental State and Mood in People with Different Professional Self-Awareness. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, 23(1): 166-173. (In Russ.) DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

Conflicting interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

References

1. Ganzen V. A., Iurchenko V. N. Systematics ofhuman mental states. Vestnik LGU. Ser. 6, 1991, (1): 47-55. (In Russ.)

2. Dukhnovsky S. V. Psychology of personality and activity of a teacher. Moscow: RIOR; INFRA-M, 2018, 299. (In Russ.)

3. Prokhorov A. O. Mental states and their functions. Kazan: Izd-vo Kazanskogo ped. instituta, 1994, 168. (In Russ.)

4. Prokhorov A. O. Functional structures of mental states. Psikhologicheskii zhurnal, 1996, 17(3): 9-18 (In Russ.)

5. Kulikov L. V. Psychogygiene of personality. Issues of psychological stability andpsychoprophylaxis. St. Petersburg: Piter, 2004, 464. (In Russ.)

6. Kulikov L. V. A guide to methods for diagnosing mental states, feelings, and psychological stability of the personality. Procedure description and application instructions. St. Petersburg: SPbGU, 2003, 81. (In Russ.)

original article

Sergey V. Dukhnovsky

Yugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk

dukhnovskysv@mail.ru

Vladimir A. Mishchenko

Yugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk

https://orcid.org/0000-0002-0135-712X

172

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

BULLETIN

Kemerovo State University

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

7. Kulikov L. V. Psychology of mood. St. Petersburg: Izd-vo S. Peterb. un-ta, 1997, 225. (In Russ.)

8. Naenko N. I. Mental tension. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1976, 112. (In Russ.)

9. Nemchin T. A. States of neuropsychiatric tension. Leningrad: Izd-vo LGU, 1983, 166. (In Russ.)

10. Stolin V. V. Self-awareness of personality. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1983. 285. (In Russ.)

11. Pantileev S. R. Methodology for the study of self-relation. Moscow: Smysl, 1993, 32. (In Russ.)

12. Karpinski K. V., Kolyshko A. M. Professional self-presentation of personality and the method of its psychological diagnosis. Grodno: GrGU, 2010, 139. (In Russ.)

13. Darizhapova M. N. Akmeological features of self-awareness in public servants. Cand. Psychol. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 2008, 26. (In Russ.)

14. Davidenko L. V. Formation of positive self-awareness in future teacher. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr. Maykop, 2006, 22. (In Russ.)

15. Gerasimov P. E. Theoretical aspects of selfrelation problems. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N. G. Chernyshevskogo. Seriia: Psikhologiia. Pedagogika, 2010, (4): 80-84. (In Russ.)

16. Lesnykh L. L. Dynamics of the formation of self-awareness of the personality in teachers and psychologists during professional training. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr. Kaliningrad, 2005, 20. (In Russ.)

17. Sardzhveladze N. I. Self-awareness of personality. Psychology of self-awareness, ed. and comp. Raigorodskii D. Ia. Samara: Bakhrakh-M, 2003, 174-208. (In Russ.)

18. Dukhnovsky S. V., Mishchenko V. A. Setting for carrier development of civil servants: empirical research. Gosudarstvennoe i municipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski, 2020, (3): 247-251. (In Russ.) DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-3-247-251

19. Khvatova M. V. Self-relation to the structure of psychologically strong person. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal "Gaudeamus", 2015, (1): 9-17. (In Russ.)

20. Ananiev V. A. Introduction to stunning psychotherapy. Zhurnal prakticheskogo psihologa, 1999, (7-8): 15-31. (In Russ.)

21. Tolochek V. A. Professional career as a socio-psychologicalphenomenon. Moscow: IP RAN, 2017, 262. (In Russ.)

22. Povarenkov Yu. P. Specific characteristics of types and activities of the professional. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda, 2018, 3(2): 4-26. (In Russ.)

23. Dukhnovsky S. V. Psychodiagnostics. Moscow: Iurait, 2021, 353. (In Russ.)

24. Dukhnovsky S. V. Psychological reliability and personnel security (the case of the state civil and municipal service). Kurgan: Kurganskii fil. RANKhiGS, 2018, 314. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.