Научная статья на тему 'ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ'

ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ / ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИЙ / ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / КИНЕСТЕЗИЯ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Шахина Алёна Сергеевна, Позднякова Мария Вадимовна

Многие из исследований, связанных со сравнением cлeпых и нормальновидящих, в области аффективной сферы, отражают неудовлетворительные результаты у cлeпых и слабовидящих. Люди с нарушениями зрения обладают рядом психологических особенностей, таких как страхи, склонность к депрессии и подавлению агрессивных импульсов, а также непритязательность. Изучение эмоциональной сферы у таких людей затруднено из-за отсутствия адаптированных для них психодиагностических методов. Проблематика заключается в том, что для слепых слабовидящих не созданы те же условиях, что и у нормальновидящих. Исследования проводились по тем же тестам, что и для нормально видящих, лишь переведёнными на Брайль. Рассматривая различные подходы восприятия окружающего мира было выяснено, что у слепых и слабовидящих был обнаружен повышенный порог мышечно-суставной чувствительности по сравнению с нормальновидящими. И, избегая рассмотрения эмоциональной сферы слепых и слабовидящих напрямую, можно прибегнуть к репрезентации эмоций, которая является отражением внутренних переживаний. В совокупности с сенсорным анализатором репрезентация эмоций может стать достоверным источником в диагностике эмоциональной сферы слепых и слабовидящих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Шахина Алёна Сергеевна, Позднякова Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR ALTERNATIVE METHODS OF STUDYING THE EMOTIONAL SPHERE OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED INDIVIDUALS TAKING INTO ACCOUNT THEIR PERCEPTUAL CHARACTERISTICS.

Many studies comparing blind and sighted individuals in the affective domain have reported unsatisfactory results for the blind and visually impaired. People with visual impairments possess a number of psychological characteristics such as fear, tendency toward depression and suppression of aggressive impulses, as well as unpretentiousness. The study of the emotional sphere in such individuals is difficult due to the lack of adapted psychodiagnostic methods. The problem lies in the fact that blind and visually impaired individuals do not have the same conditions as sighted individuals. Studies have been conducted using the same tests as for sighted individuals, only translated into Braille. Considering different approaches to perception of the world around us, it has been found that the blind and visually impaired have a heightened threshold of muscle and joint sensitivity compared to sighted individuals. By avoiding direct consideration of the emotional sphere in blind and visually impaired individuals, one can resort to the representation of emotions, which is a reflection of internal experiences. In conjunction with the sensory analyzer, the representation of emotions can become a reliable source of diagnosis of the emotional sphere in blind and visually impaired individuals.

Текст научной работы на тему «ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ»

черпать силы в общении с обучающимися, коллегами, родителями. Эмоциональный интеллект способствуют установлению качественных межличностных отношений, развитию общительности, эмпатии. Положительные эмоции, переживаемые в профессиональной деятельности, способствуют профилактике эмоционального выгорания, повышению стрессоустойчивости, самооценке, чувству удовлетворения от выполненной работы, получению обратной связи.

Выводы. Проведенное исследование позволило установить существование взаимосвязи между стрессоустойчивостью, эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием педагогов. Чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости тем ниже выгорание педагогов. Педагогов нужно обучать приемам психологической самопомощи, формировать потребность в психологических знаниях. Разрабатывать индивидуальные траектории профессионального развития, в которых активное участие будет принимать психологическая служба образовательного учреждения.

Литература:

1. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов,

A.С. Петровская. - Ярославль: Ярославский Государственный Университет, 2008. - 344 с.

2. Королева, С.В. Риск профессионального выгорания в деятельности специалиста по социальной работе / С.В. Королева, Ю.Н. Марчук // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20 ноября 2014 г., г. Екатеринбург) / Екатеринбург, Изд-во РГПУ, 2015. - С. 84-89. - URL: http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/2395/1/pfpssr_2015_23.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

3. Лучшева, Л.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с лидерскими качествами у студентов / Л.М. Лучшева,

B.В. Пустовалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. - С. 340-343

4. Лучшева Л.М. Исследование эмоционального выгорания и мотивации к труду у стрелков ведомственной охраны / Л.М. Лучшева, В.И. Лякина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 354-356

5. Люсин, Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 176 с.

6. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 18.03.2023).

7. Усатов, И.А. Исследование стрессоустойчивости сотрудников компании / И.А. Усатов. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №. 44. - С. 257-262. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570181.htm (дата обращения: 11.04.2023).

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук Маркелова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); магистр психологических наук Шахина Алёна Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); магистр психологических наук Позднякова Мария Вадимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация. Многие из исследований, связанных со сравнением слепых и нормальновидящих, в области аффективной сферы, отражают неудовлетворительные результаты у слепых и слабовидящих. Люди с нарушениями зрения обладают рядом психологических особенностей, таких как страхи, склонность к депрессии и подавлению агрессивных импульсов, а также непритязательность. Изучение эмоциональной сферы у таких людей затруднено из-за отсутствия адаптированных для них психодиагностических методов. Проблематика заключается в том, что для слепых слабовидящих не созданы те же условиях, что и у нормальновидящих. Исследования проводились по тем же тестам, что и для нормально видящих, лишь переведёнными на Брайль. Рассматривая различные подходы восприятия окружающего мира было выяснено, что у слепых и слабовидящих был обнаружен повышенный порог мышечно-суставной чувствительности по сравнению с нормальновидящими. И, избегая рассмотрения эмоциональной сферы слепых и слабовидящих напрямую, можно прибегнуть к репрезентации эмоций, которая является отражением внутренних переживаний. В совокупности с сенсорным анализатором репрезентация эмоций может стать достоверным источником в диагностике эмоциональной сферы слепых и слабовидящих.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, тифлопсихология, репрезентации эмоций, осязательное восприятие, кинестезия, нарушение зрения, слепые и слабовидящие.

Annotation. Many studies comparing blind and sighted individuals in the affective domain have reported unsatisfactory results for the blind and visually impaired. People with visual impairments possess a number of psychological characteristics such as fear, tendency toward depression and suppression of aggressive impulses, as well as unpretentiousness. The study of the emotional sphere in such individuals is difficult due to the lack of adapted psychodiagnostic methods. The problem lies in the fact that blind and visually impaired individuals do not have the same conditions as sighted individuals. Studies have been conducted using the same tests as for sighted individuals, only translated into Braille. Considering different approaches to perception of the world around us, it has been found that the blind and visually impaired have a heightened threshold of muscle and joint sensitivity compared to sighted individuals. By avoiding direct consideration of the emotional sphere in blind and visually impaired individuals, one can resort to the representation of emotions, which is a reflection of internal experiences. In conjunction with the sensory analyzer, the representation of emotions can become a reliable source of diagnosis of the emotional sphere in blind and visually impaired individuals.

Key words: emotional sphere, émotions, tiflopsychology, représentations of émotions, tactile perception, kinesthesia, visual impairment, blind and visually impaired.

Введение. Изучение эмоциональной сферы людей c нарушением зрения является актуальной проблемой для современной психологии. Однако проблематика раскрывается в отсутствие стандартных определений и способов диагностики эмоциональной сферы, которые могут применяться к людям с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Это может приводить к неточностям в сравнении результатов из разных исследований и осложнять общее понимание существующих данных. Затруднение изучения эмоций слепых и слабовидящих заключается в том, что у них отсутствует или ограничена опора на визуальные сигналы, которые являются основным источником информации для большинства людей. Эта особенность может искажать понимание каких-либо эмоциональных выражений и приводить к неправильной интерпретации ситуаций.

В связи с этим появляется необходимость поиска новых альтернативных методов для измерения и описания эмоциональной сферы слепых и слабовидящих, которые бы учитывали специфику формирования и проявления эмоций у людей с дефектом зрения. Решение этой задачи позволит более глубоко понять особенности развития человеческой эмоциональной сферы, а также оптимизировать работу с людьми c нарушением зрения.

Изложение основного материала статьи. Изучение эмоциональной сферы людей c нарушением зрения является актуальной проблемой для современной психологии. Слепые и слабовидящие проявляют те же эмоции и чувства, что и нормальновидящие, но отражают другие модальности. Распознавание эмоций и мимики у людей с нарушенной функцией зрительного анализатора может быть затрудненно из-за измененной различительной способности и координации движений глаз, расширения поля зрения и идентификации цветов. Это может привести к неэффективному общению и некорректной интерпретации объектов и ситуаций, особенно на расстоянии [4]. Представление у слепых и слабовидящих о мимике, жестах и пантомимике не является достоверным индикатором эмоционального познания. Это подтверждает и Л.И. Солнцева указывает на то, люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению не владеют представлениями о мимике, поэтому не могут точно передать свои эмоции через выражение лица, и, соответственно, не могут также оценить эмоциональное состояние партнера [9].

Затрагивая развитие эмоциональной сферы, можно рассмотреть исследование Р.Ж. Мухамедрахимова, что у слабовидящих и слепых младенцев первая социальная улыбка появляется преимущественно на звуки голоса матери и только спустя время на лицо. В первые месяцы жизни развитие эмоциональных проявлений обусловлено генетической составляющей, что подтверждается схожестью поведения слепых и нормальновидящих младенцев. Но у детей, у которых не было возможности видеть и имитировать улыбку, наблюдались угнетение и приглушенность выразительности лица после 4-6 месяцев жизни [7]. Этот факт показывает, что для дальнейшего развития эмоциональных проявлений радости слепому требуется постоянное подкрепление в виде получения обратной связи, но и социальное воздействие в виде коррекционной помощи в дальнейшей социализации.

Многие слепые и слабовидящие дети, когда они поступают в школу, еще не владеют такими же основными средствами общения, как нормально видящие дети в возрасте пяти лет. Согласно исследованиям Григорьевой Г.В. словесное описание эмоций и обозначение их на рисунках показало, что у детей с нарушением зрения очень нечеткие и малодифференцированные представления об эмоциях в процессе коммуникации [2]. Аналогично в исследовании китайских ученных (С. Чен, Ц. Лю, М. Лу, С. Яо) изучалась роль раннего визуального опыта и возраста в распознавании эмоциональной состояния среди учащихся c нарушениями зрения в Китае. Показатель точности распознавания эмоций y учащихся c врожденной слепотой был ниже, чем y учащихся c частичной слепотой, так же скорость распознания учащихся c врожденной слепотой была ниже, чем y зрячих учащихся [10].

Существует общепринятое мнение о том, что слепые люди менее эмоциональны, так как их эмоции не отражаются на мимике, жестах и позах. Однако, исследования показывают, что слепые обладают высокой точностью в распознавании эмоциональных состояний говорящего, основываясь на интонации, громкости и других признаках речи.

Серьезные проблемы со зрением могут затруднить или сделать невозможным удовлетворение базовых потребностей. Такие ситуации, где цели становятся непреодолимыми препятствиями, могут вызывать негативное эмоциональное напряжение. Длительные переживания таких состояний могут привести к таким чертам личности как, например, к ригидности, неуверенности в себе, негативизму и т.д. Слепые и слабовидящие часто бывают чувствительны к изменениям внешнего мира и они могут чувствовать себя дезориентированными [6]. Это зачастую вызвает напряженность, тревожность, отчаяние и т.п. Поэтому люди с нарушением зрения предпочитают рутину и знакомые места для сохранения контроля над окружающей средой. Исследование Р.А. Курбанова и А.М. Виленской указывает на то, что у незрячих подростков часто возникают чувства вины, страха и опасения, связанные с «социальными страхами» - общение с другими людьми, в том числе представителями другого пола [5].

Часто дистрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в зрелом возрасте, когда окружающий мир становится чуждым и полным опасностей. Тогда начинают преобладать такие негативные эмоции как чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности, несправедливости судьбы и т.п. Высокий уровень дистресса может снизить уровень познавательных процессов и привести к патохарактерологическим чертам личности, которые затрудняет адаптацию слепого [6].

Итальянские исследователи (А. Молинаро, С. Микелетти, А. Росси, Д. Галли, Л. Б. Мерабет, Э. М. Фаззи, 2020 г.) рассматривали вопрос методологий критериев оценки и затруднение понимания того, могут ли аутистические симптомы, проявляющиеся у некоторых людей с нарушением зрения, отражать влияние дефицита зрения или представлять собой первичное состояние развития нервной системы, которое возникает независимо от самого нарушения зрения. В отсутствие достоверной методологии, адаптированной для населения с нарушениями зрения, диагноз РАС у детей с расстройством зрения часто основывается на необъективном клиническом впечатлении. Будущая задача исследования будет заключаться в применении новых тестов, включающих альтернативные невизуальные задачи (например, основанные на тактильных или слуховых ощущениях) [11].

В психологии существуют многочисленные теории об особенностях эмоциональной cфepы ^em« и слабовидящих, но однозначной точки зрения о четких особенностях эмоциональной cфepы cлeпых и слабовидящих нет. Однозначно во всех исследованиях прослеживается неблагополучие эмоциональной cфepы raemK и слабовидящих в сравнении с нормально видящими. Люди, имеющие нарушения зрения имеют следующие психологические особенности: непонимание эмоциольных переживаний собеседника, наличие страхов, склонность к депрессии, подавление агрессивных импульсов, непритязательность. Но слепота, может повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Отсутствие зрения обусловливает также изменения в характере и динамике потребностей, что в свою очередь сказывается на интенсивности эмоциональных переживаниях, возникающих при их удовлетворении или неудовлетворении. Это позволяет говорить о том, что механизмы эмоционального развития здорового

человека могут отличаться от эмоционального развития человека с физическими дефектами и патологиями. Поэтому необходим диагностический фактор, который бы не зависел от ограниченности возможностей здоровья, но в то же время являлся отражением чувственной сферы человека.

А.В. Запорожец был первым психологом, который занялся изучением эмоциональных представлений и ввел понятие «эмоционального образа». Раньше понятия репрезентации эмоций и эмоций самих по себе не были разделены. Л.М. Веккер провел ряд исследований, в ходе которых установил, что человек может рассматривать свои эмоции со стороны и описывать их без участия в них, а также иметь к ним различное отношение. В этом подходе эмоции представляют собой многогранный аспект психологии, знание о котором должно быть структурировано, ментально представлено и включено в процессы регуляции психики [3].

В 1921 году ученый Х.Лундхольм провел исследование, в котором попытался найти связь между эмоциями и типом линий. Он предложил испытуемым 13 групп со словами-синонимами, которые выражали различные оттенки эмоций. Было установлено, что аффективный характер линий зависит от того, насколько в ней предполагалось движение, имитирующее моторное сопровождение эмоций. В дальнейшем Л.М. Веккер и его сотрудники продолжили исследования с использованием линеограмм и пиктограмм, которые представляли эмоции в виде линий и небольших рисунков. Повторяемость определенных элементов и тем визуальных образов, а также одинаковый характер линий изображений, соответствующих одной и той же эмоции, указывает на наличие инвариантов в ментальных представлениях о проявлении эмоций. Такие инварианты ментальных представлений формируются в результате переживаний эмоций и социокультурных факторов и приводят к общей степени сходства в физиологических изменениях организма, происходящих во время переживания эмоций, вне зависимости от наличий каких-либо индивидуальных физиологических критериев или дефектов [3].

Исследование Л.М. Веккера и А.И. Берзницкаса было направлено на изучение эмоций и выявление их компонентов. Однако, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что они исследовали не сами эмоции, а представления о них в ментальной плоскости. Эти ментальные репрезентации являются сложными и содержат информацию о том, что вызывает эмоции, каков характер эмоций и какие следствия они могут вызвать. Рисунки, созданные испытуемыми в эксперименте, отражают высокую степень обобщенности знаний об эмоциях, которые можно отнести к четкому отношению и пониманию субъективных эмоциональных переживаний [1].

Кроме того, в когнитивной психологии особое внимание уделяется универсальности представлений об эмоциях. Для их исследования используют разные методы, включая сравнение представлений взрослых и детей, изучение влияния индивидуальных различий на содержание представлений и их манипулирование. Однако чаще всего этот вопрос поднимается в кросс-культурных исследованиях. Знания об эмоциях могут получаться как из своего внутреннего опыта, так и извне, через социальные или культурные факторы. Такие знания позволяют нам выработать специальные скрипты, описывающие процесс возникновения и проявления эмоций, а также их последствия. Ментальные представления эмоций наследуются из общества и играют важную роль в регулировании и контроле проявления эмоций во время общения с другими людьми и взаимодействия с окружающим миром.

Многие из исследований, связанных со сравнением слепых и нормально видящих в области эмоциональной жизни, отражают неудовлетворительные результаты у слепых и слабовидящих, и причина таких результатов может крыться в том, что для слабовидящих не созданы те же условиях, что и у нормально видящих, поскольку исследование проводилось по тем же тестам, что и для нормально видящих, лишь переведёнными на Брайль. Ведь механизмы эмоционального развития у здоровых людей и у людей с физическими дефектами и патологиями могут различаться. Поэтому диагностичекий инструментарий необходимо подбирать основываясь на альтернативных методах отражения эмоций, на которые не будет влиять дефект зрения (реперезентации), и восприятия окружающего мира, который имел бы схожие характеристики с людьми без нарушения зрения.

Восприятие - это сложный психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств объектов и явлений окружающей действительности. Каждое свойство и качество воздействующего объекта формирует целостный образ в сознании человека. Нарушение функций зрения может быть причиной ослабления зрительных ощущений у людей с частичной или полной потерей зрения. Восприятие зависит от работы нескольких анализаторов, каждый из которых может стать доминирующим в зависимости от характера деятельности или условий жизни. Однако, у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, который сохраняется даже при нарушении зрительных функций. У слабовидящих и частично зрячих людей обычно сохраняется не только зрительное, но и двигательное и слуховое восприятие, что позволяет им успешно справляться с бытовыми задачами и профессиональными обязанностями [8].

При ограничении функций зрения кинестетические ощущения находятся в центре восприятия формы и размера предметов. Слепые и слабовидящие могут опознавать объекты при усилии мышц, положению рук, движениям пальцев по объекту. Это позволяет им получать более полное восприятие предметов и помогает в последующем их опознавании. Для слепых и слабовидящих отсутствие функций зрения увеличивает важность двигательного анализатора в процессе их познавательной и трудовой деятельности. Он играет ключевую роль в восприятии пространственных, физических и временных свойств окружающего мира. Роль двигательного анализатора была описана И.М. Сеченовым, который называл его наиболее дробным анализатором времени и пространства.

При отсутствии нарушений зрения развивается зрительно-моторная координация, которая позволяет контролировать движения и действия с помощью зрения. Однако при частичной или полной слепоте возникает нарушение зрительного контроля, и слепые и слабовидящие вынуждены полагаться на точность работы двигательного анализатора, который может выполнить задания без зрительного контроля. М.И. Земнова провела исследования, которые показали, что радиус зоны наиболее точных движений рук у слепых и слабовидящих достигает 60 см. Благодаря высокой точности работы двигательного анализатора, которая предполагает невероятную дифференцированность и точность движений, слепые и слабовидящие могут работать в различных сферах, не требующих обязательного зрительного контроля [6].

В процессе занятий различными видами деятельности, мышечно-суставная чувствительность у слепых и слабовидящих повышается благодаря активизации работы их двигательного анализатора. При отсутствии или серьезном поражении зрительного органа происходит увеличение доли мышечно-суставных ощущений в структуре чувственного отражения. Исследования И.М. Сеченова показали, что у слепых пороги мышечно-суставной чувствительности выше, чем у нормальновидящих. Это объясняется тем, что в отсутствии зрительного контроля двигательный анализатор мало или вообще не подвергается влиянию зрительной системы, которая непрерывно уточняет сигналы от проприоцепторов, сопоставляя их с информацией, получаемой визуально. Это приводит к более высоким различительным порогам мышечно-суставной чувствительности у слепых и слабовидящих по сравнению с нормой [6].

Тем не менее, Л.И. Солнцева отмечает, что у слепых детей есть особенности осязательного восприятия, в том числе снижение отражательной активности, уменьшение интереса к окружающей среде и пониженная эмоциональная

интенсивность восприятия. Эти особенности объясняются тем, что осязание является контактным анализатором, и процесс осязательного восприятия не позволяет воспринимать предметы одновременно и на расстоянии, что ограничивает количество объектов, которые могут попадать в поле восприятия. В результате это приводит к бедности чувственного опыта [8].

Исследования подтверждают, что люди с депривацией зрения могут создать зрительную иллюзию Мюллера-Лайера на основе осязания. Данный эффект свидетельствует об одинаковом воздействии осязательного и зрительного восприятия на отражение предметов. Все анализаторы одновременно участвуют в данном процессе. Опыты показали, что при изменении эстезиометрической чувствительности, порог ее выше при пассивном осязании, чем при осязании во взаимодействии с двигательным анализатором. Тем не менее, осязание всё же уступает зрению в степени точности [6].

Можно отметить, что несмотря на отличия в эмоциональной сфере, у слепых и слабовидящих был выявлен высокий порог мышечно-суставной чувствительности по сравнению с нормально видящими людьми. Это связано с тем, что в случае слепоты двигательный анализатор реже подвергается влиянию зрительной системы, которая помогает уточнить сигналы от проприоцепторов, сопоставляя их с данными, получаемыми визуально. Следовательно, сенсорный анализатор может быть использован как достоверная опора в рамках диагностических сравнений эмоциональных представлений слепых и нормально видящих.

Выводы:

1. В современной психологии существует ряд различных подходов к изучению особенностей эмоциональной сферы у людей с ограниченными возможностями зрения, однако единого мнения на эту тему нет. Большинство исследований показывает, что эмоциональная сфера у слепых и слабовидящих людей менее благополучна, чем у нормально видящих. Однако у слепых людей было обнаружено повышение порогов мышечно-суставной чувствительности по сравнению с нормально видящими людьми. Это связано с тем, что в случае слепоты двигательный анализатор реже подвергается влиянию зрительной системы, которая помогает уточнить сигналы от проприоцепторов, сопоставляя их с данными, получаемыми визуально. Следовательно, сенсорный анализатор может служить достоверной опорой в диагностических сравнениях эмоциональной сферы у слепых и нормально видящих людей.

2. Люди с нарушениями зрения обладают рядом психологических особенностей, таких как страхи, склонность к депрессии и подавлению агрессивных импульсов, а также непритязательность. Однако слепота может повлиять лишь на степень проявления определенных эмоций, их внешние проявления и уровень развития отдельных видов чувств. Отсутствие зрения может также привести к изменениям в характере и развитии потребностей, что влияет на интенсивность наших эмоциональных переживаний, связанных с их удовлетворением или неудовлетворением. В итоге, механизмы эмоционального развития у здоровых людей и у людей с физическими дефектами и патологиями могут различаться.

3. Изучение эмоциональной сферы людей с нарушением зрения вызывает затруднения. Это связано, прежде всего с тем, что большинство существующих психодиагностических методов, которые используются в этих исследованиях, разрабатывались без учета особенностей эмоциональной сферы и восприятия люде с нарушениями зрения. Возможно, с этим связаны более негативные показатели эмоциональной сферы у этой группы лиц по сравнению с нормальновидящими. Учитывая сказанное, актуальным является разработка психодиагностических инструментов изучения эмоциональной сферы, адаптированных для лиц с нарушениями зрения.

4. Результаты научных исследований по проблеме изучения эмоций свидетельствуют о том, что представление эмоций (репрезентация) не зависит от физических факторов, а, следовательно, они могут служить достоверным источником отражения внутренних переживаний индивида, нежели методики, направленные на открытое уточнение эмоциональных состояний. Поэтому логично в основу диагностических сравнительных исследований эмоциональной сферы слепых и слабовидящих и людей без нарушения зрения положить именно репрезентацию эмоций, с опорой на сенсорный анализатор.

Литература:

1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л М. Веккер. - Под общ. ред. А.В. Либина. - Москва: Смысл, 1998. - 679 с.

2. Григорьева, Г.В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения / Г.В. Григорьева. - Ин-т коррекционной педагогики Рос. Акад. образования. - Москва, 2000. - 22 с.

3. Даниленко, О.И. Концепция эмоций Л.М. Веккера как основа для изучения влияния искусства на человека / О.И. Даниленко - Культурологические исследования 005. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена

- 2005. - С. 42-48

4. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 82 с.

5. Кузнецова, Л.В. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 168 с.

6. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена

- СПб.: Изд-во РГПУ. - 1998. - С. 161-164

7. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с.

8. Новиков, А.К. Психологические особенности восприятия незрячих / А.К. Новиков // Молодой ученый. - № 11 (22). -2010. - С. 82-86. - URL: https://moluch.ru/archive/22/2195/ (дата обращения: 17.01.2023).

9. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис». - 2000. - 126 с.

10. Molinaro, A. Autistic-Like Features in Visually Impaired Children. Review of Literature and Directions for Future Research / A. Molinaro, S. Micheletti, A. Rossi, J. Galli, L.B. Merabet, A. Fazzi // Brain Sci. - №10 (08). - 2020. - 507 p.

11. Chen, X. The recognition of emotional prosody in students with blindness: Effects of early visual experience and age development / X. Chen, Z. Liu, M. Lu, X. Yao // British Journal of Developmental Psychology. - №40 (3) - 2021. - 121 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.