Психология
УДК 355/359
кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); преподаватель Саркисова Екатерина Анатольевна
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания педагогов. Педагогическая деятельность входит в список профессий подверженных влиянию значительного количества стресс-факторов. Обеспечить профилактику эмоционального выгорания может сформированный на высоком уровне эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость педагогов. Исследование стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания имеет огромное значение, так как позволяет не только сохранить педагогам психологическое здоровье, но и способствует выполнению педагогами своих профессиональных обязанностей на высоком уровне. Оценка рисков эмоционального выгорания будет способствовать качественной профилактической психолого-педагогической работе.
Ключевые слова: педагоги, эмоциональное выгорание, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект.
Annotation. The article discusses the results of an empirical study of stress tolerance, emotional intelligence and emotional burnout of teachers. Pedagogical activity is included in the list of professions affected by a significant number of stress factors. Emotional intelligence and stress tolerance of teachers formed at a high level can provide prevention of emotional burnout. The study of stress resistance, emotional intelligence and emotional burnout is of great importance, as it allows not only to preserve teachers' psychological health, but also contributes to the fulfillment by teachers of their professional duties at a high level. Assessment of the risks of emotional burnout will contribute to high-quality preventive psychological and pedagogical work.
Key words: teachers, emotional burnout, stress tolerance, emotional intelligence.
Введение. Профессиональная деятельность педагогов имеет свою специфику, к которой можно отнести большое количество коммуникативных контактов с разной категорией субъектов воспитательно-образовательного процесса, значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, определенный режим дня, условия работы.
Изложение основного материала статьи. Педагогам преодолевать профессиональные трудности помогают определенные качества, к которым можно отнести стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект. Как представители профессии типа «человек-человек» педагоги испытывают колоссальную психологическую и эмоциональную нагрузку от постоянно общения с обучающимися, родителями, руководством образовательного учреждения и т.п. и поэтому подвержены возникновению эмоционального выгорания.
Безусловно, каждый человек сталкивается с различными трудностями, но педагогическая деятельность относится к разряду профессий, в которой требуется проявлять повышенную стрессоустойчивость, поэтому педагоги и педагогическая деятельность заслуживают особого интереса исследователей.
Изучение феномена стресса, стрессоустойчивости является актуальным, своевременным, и рассматривается с различных сторон. Стрессоустойчивость исследовалась такими учеными как А.А. Баранов, О.В. Лозгачева, Д.Ю. Морозов, Т.С. Тихомирова и др. Несомненно, педагогическая деятельность связана с различными факторами, которые можно назвать стрессовыми, подтверждение этому можно найти в работах А.К. Марковой, Л.М. Митиной, и др. Благодаря стрессоустойчивости педагог меньше подвержен влиянию различных неблагоприятных факторов, которые могут провоцировать возникновение психосоматических заболеваний, эмоциональных срывов и физиологических изменений. Высокая стрессоустойчивость позволяет сохранять психическое здоровье, понимать себя, свои чувства и эмоции, выполнять качественно свою работу в педагогической практике [7].
Контролировать, распознавать и выражать собственные эмоции позволяет конструкт, названный эмоциональным интеллектом, введенный в 1990 году П. Сэловеем и Д. Мейером. Высоко развитый эмоциональный интеллект позволяет педагогам понимать эмоции свои и обучаемых [3]. Структура эмоционального интеллекта состоит из умений управлять им, интерпретировать эмоции, распознавать и выражать их, использовать эмоции в педагогической практике.
Современный отечественный ученый Д.В. Люсин, считает, что эмоциональный интеллект является частью педагогических способностей обеспечивающих возможность распознавать и управлять эмоциями ими. Автор изучал факторы способствующие развитию эмоционального интеллекта, так им были выявлены: представления об эмоциях, эмоциональность педагогов и соответствующие и когнитивные способности [5].
По мнению Д.В. Люсина существует два пути переработки информации: восходящий, когда эмоции обрабатываются человеком автоматически; нисходящий, когда человек информацию, связанную с эмоциональной сферой перерабатывает осознанно и это является управляемым процессом [1, 5].
Способность педагога воспринимать, интерпретировать свои эмоции и эмоции учащихся, противостоять стрессам снижает эмоциональное выгорание.
По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание это механизм психологической защиты, который применяет педагог для того чтобы снизить или вообще исключить влияние травматичных эмоций из своей профессиональной деятельности. Вследствие чего у педагогов снижается или вообще прекращается способность распознавать эмоции [6].
В педагогической практике к причинам, приводящим к возникновению синдрома эмоционального выгорания можно отнести: работу, требующую повышенное внимание к обучающимся, постоянно общение с участниками воспитательно-образовательного процесса, эмоциональную отдачу, высокую ответственность, постоянный контроль за происходящим в аудитории или учебном классе, не нормированный рабочий день, работу с перегрузками, постоянно меняющаяся и поступающая в большом количестве информация, задания, которые нужно выполнить в ограниченный промежуток времени, бумажная волокита и большой объем отчетной документации и т.д.
Известно большое количество симптомов сопровождающих проявления эмоционального выгорания, к ним можно отнести низкую самооценку и адаптивность педагогов, утрату интереса к работе и общению с коллегами, не желание выполнять свою работу и проявлять инициативу, отстраненность, эмоциональную холодность и т.д. [4].
Отечественные исследователи Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова считают, что продолжительный стресс который испытывают педагоги на рабочем месте может провоцировать возникновение профессионального стресса. Ученые предлагают определение «профессиональное выгорание» , а не «эмоциональное выгорание».
Исследователи С.В. Королева и Ю.Н. Марчук, считают профессиональное выгорание разновидностью профессионального заболевания, которое возникает в профессиях типа «человек-человек». При этом авторы выделяют ухудшение в таких сферах как эмоциональная, мотивационная, физиологическая и коммуникационная. Ухудшение в рассмотренных сферах сопровождается такими симптомами, как бессонница, усталость, головокружение, раздражительность, тревожность, преобладание пессимистического настроения, безразличие к окружающему, низкий интерес к своей профессии, апатия и желание снизить количество общения с окружающими людьми [2].
Таким образом, рассмотрев различные определения понятия профессионального и эмоционального выгорания, мы можем сказать, что в психологической науке нет единого понимания данного феномена. Нет четкого различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием, поэтому мы будем придерживаться определения эмоционального выгорания.
Выборку исследования составили преподаватели (мужского и женского пола), со стажем работы до десяти лет, в количестве 120 человек. С целью определения уровня стрессоустойчивости был применен «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности, И.А. Усатов»; эмоционального интеллекта «Тест-опросник «ЭмИн», Д.В. Люсина; эмоционального выгорания «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Полученные результаты по методике И.А. Усатова позволяют констатировать, что 12% респондентов имеют высокий уровень стрессоустойчивости, 55% выше среднего, 33% средний. Не выявлены уровни стрессоустойчивости ниже среднего и низкий.
У большинства педагогов сниженный эмоциональный фон после переживания стрессогенного фактора, снижение уровня работоспособности, кратковременное проявление раздражительности, неоднократное обдумывание произошедшего. Специфика педагогической деятельности связана с частым переживанием стрессогенных факторов: взаимодействие с большим количеством людей, ненормированный рабочий день, высокая регламентация профессиональной деятельности и ее обязательный характер.
Для получения эмпирических данных об уровне эмоционального интеллекта респондентов использовался тест-опросник «ЭмИн».
Большинство исследуемых по шкалам «Межличностное понимание эмоций» и «Межличностное управление эмоциями» имеют показатели соответствующие среднему уровню. Полученные результаты связаны с тем, что большинство педагогов вынужденно взаимодействуют с обучающимися, коллегами, руководством и каждая названная социальная группа имеет свои психологические особенности и требуются определенные навыки. Средний уровень межличностного управления эмоциями обосновывается тем, что педагогам приходится часто сдерживать свои мысли, эмоции, и, безусловно, подчиняться жесткому регламенту работы образовательного учреждения.
Для большинства исследуемых респондентов получены следующие значения по шкалам: «Внутриличностное понимание эмоций» (24,1 ± 3,7), «Ввнутриличностное управление эмоциями» (17,1 ± 3,1), «Выражение эмоций» (14,9 ± 3,7), что соответствуют высокому уровню. Мы обосновываем это тем, что специфика педагогической деятельности требует от педагогов повышенных эмоционально-волевых и саморегулирующих качеств для эффективного выполнения педагогических задач. Педагогам нередко приходится проявлять понимание, сочувствие к обучающимся, сопереживать различным жизненным ситуациям, в которых они оказываются.
Выявлен средний уровень по шкале МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект) ( 45 ± 7,6) можно полученный результат объяснить тем, что в процессе взаимодействия с обучающимися педагоги стараются сдерживать свои эмоции, проявлять вежливость и доброжелательность в процессе общения.
Очень высокий уровень по шкале ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект) (55,9 ± 8,4) позволяет предположить, что педагоги в силу своих профессиональных обязанностей и деятельности иногда вынуждены контролировать свое отношение и эмоции к происходящим событиям и людям и делать это так «тонко», чтобы не наносить травму другому.
Высокий уровень выявлен по шкалам ПЭ (понимание эмоций) (48,5 ± 7,1) и УЭ (управление эмоциями) (52,6 ± 8). Мы связываем это с тем, что педагогам необходимо точно определять эмоциональное состояние обучающегося, определять собственные эмоциональные переживания в настоящий момент и знать причину их возникновения для успешной адаптации к ситуации. Педагогам приходится анализировать и стабилизировать эмоциональное состояние обучающихся, оказывать воздействие на интенсивность проявления эмоциональных реакций на уроках.
Выявлен высокий уровень общего эмоционального интеллекта (101 ± 13,9), полученный результат объясняется тем, что в своей профессиональной деятельности педагогам необходимо постоянно и точно анализировать, интерпретировать и контролировать как свои собственные эмоциональные состояния, так и обучающихся.
Результаты диагностики эмоционального выгорания позволяют констатировать, что у большинства респондентов выявлен средний уровень по шкалам: «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (15,6 ± 3); «Неудовлетворенность собой» (13 ± 4); «Загнанность в клетку» (13,4 ± 4); «Тревога и депрессия» (14,3 ± 4); «Избегание эмоциональных реагирований» (13 ± 4); «Эмоционально-нравственная дезориентация» (11,9 ± 4); «Экономия эмоций» (13,2 ± 4); «Редукция профессиональных образований» (13 ± 4); «Эмоциональный дефицит» (11,7 ± 4); «Эмоциональная отстраненность» (12,7 ± 4); «Личностная отстраненность» (13,9 ± 3); «Психо-соматические и психо-вегетативные нарушения» (15 ± 3).
Так же выявлены у большинства респондентов значения на среднем уровне по шкалам: «Напряжение» (56,3 ± 12,1); «Резистенция» (51 ± 12,3). «Истощение» (53,3 ± 10,7). Полученные результаты позволяют констатировать, что у большинства педагогов сформированы симптомы и синдромы эмоционального выгорания.
Применение корреляционного анализа позволило выявить взаимосвязи между стрессоустойчивостью, эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием у педагогов.
Так выявлена взаимосвязь между стрессоустойчивостью и общим показателем эмоционального выгорания (г=-0,30, р < 0,01). Из этого следует, что чем выше уровень стрессоустойчивости у педагогов, тем ниже уровень профессионального выгорания. К сожалению, у педагогов уже формируются симптомы эмоционального выгорания, безусловно, накопление стресс-факторов происходит в педагогической деятельности и является тревожным симптомом.
Выявлена отрицательная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и общим показателем эмоционального выгорания (г=-0,28, р < 0,01). Чем выше уровень эмоционального интеллекта у педагогов, тем ниже уровень выгорания. Эмоциональный интеллект способствует пониманию и принятию себя, своих эмоций, своих переживаний. Педагоги могут
черпать силы в общении с обучающимися, коллегами, родителями. Эмоциональный интеллект способствуют установлению качественных межличностных отношений, развитию общительности, эмпатии. Положительные эмоции, переживаемые в профессиональной деятельности, способствуют профилактике эмоционального выгорания, повышению стрессоустойчивости, самооценке, чувству удовлетворения от выполненной работы, получению обратной связи.
Выводы. Проведенное исследование позволило установить существование взаимосвязи между стрессоустойчивостью, эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием педагогов. Чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости тем ниже выгорание педагогов. Педагогов нужно обучать приемам психологической самопомощи, формировать потребность в психологических знаниях. Разрабатывать индивидуальные траектории профессионального развития, в которых активное участие будет принимать психологическая служба образовательного учреждения.
Литература:
1. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов,
A.С. Петровская. - Ярославль: Ярославский Государственный Университет, 2008. - 344 с.
2. Королева, С.В. Риск профессионального выгорания в деятельности специалиста по социальной работе / С.В. Королева, Ю.Н. Марчук // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20 ноября 2014 г., г. Екатеринбург) / Екатеринбург, Изд-во РГПУ, 2015. - С. 84-89. - URL: http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/2395/1/pfpssr_2015_23.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
3. Лучшева, Л.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с лидерскими качествами у студентов / Л.М. Лучшева,
B.В. Пустовалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. - С. 340-343
4. Лучшева Л.М. Исследование эмоционального выгорания и мотивации к труду у стрелков ведомственной охраны / Л.М. Лучшева, В.И. Лякина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 354-356
5. Люсин, Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 176 с.
6. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 18.03.2023).
7. Усатов, И.А. Исследование стрессоустойчивости сотрудников компании / И.А. Усатов. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №. 44. - С. 257-262. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570181.htm (дата обращения: 11.04.2023).
Психология
УДК 159.9
доктор психологических наук Маркелова Татьяна Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); магистр психологических наук Шахина Алёна Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); магистр психологических наук Позднякова Мария Вадимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
Аннотация. Многие из исследований, связанных со сравнением слепых и нормальновидящих, в области аффективной сферы, отражают неудовлетворительные результаты у слепых и слабовидящих. Люди с нарушениями зрения обладают рядом психологических особенностей, таких как страхи, склонность к депрессии и подавлению агрессивных импульсов, а также непритязательность. Изучение эмоциональной сферы у таких людей затруднено из-за отсутствия адаптированных для них психодиагностических методов. Проблематика заключается в том, что для слепых слабовидящих не созданы те же условиях, что и у нормальновидящих. Исследования проводились по тем же тестам, что и для нормально видящих, лишь переведёнными на Брайль. Рассматривая различные подходы восприятия окружающего мира было выяснено, что у слепых и слабовидящих был обнаружен повышенный порог мышечно-суставной чувствительности по сравнению с нормальновидящими. И, избегая рассмотрения эмоциональной сферы слепых и слабовидящих напрямую, можно прибегнуть к репрезентации эмоций, которая является отражением внутренних переживаний. В совокупности с сенсорным анализатором репрезентация эмоций может стать достоверным источником в диагностике эмоциональной сферы слепых и слабовидящих.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, тифлопсихология, репрезентации эмоций, осязательное восприятие, кинестезия, нарушение зрения, слепые и слабовидящие.
Annotation. Many studies comparing blind and sighted individuals in the affective domain have reported unsatisfactory results for the blind and visually impaired. People with visual impairments possess a number of psychological characteristics such as fear, tendency toward depression and suppression of aggressive impulses, as well as unpretentiousness. The study of the emotional sphere in such individuals is difficult due to the lack of adapted psychodiagnostic methods. The problem lies in the fact that blind and visually impaired individuals do not have the same conditions as sighted individuals. Studies have been conducted using the same tests as for sighted individuals, only translated into Braille. Considering different approaches to perception of the world around us, it has been found that the blind and visually impaired have a heightened threshold of muscle and joint sensitivity compared to sighted individuals. By avoiding direct consideration of the emotional sphere in blind and visually impaired individuals, one can resort to the representation of emotions, which is a reflection of internal experiences. In conjunction with the sensory analyzer, the representation of emotions can become a reliable source of diagnosis of the emotional sphere in blind and visually impaired individuals.