Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Саитбатталов И.Р. — Похвальные качества мударриса в работах Мухаммада Али Чукури // Филология: научные исследования. - 2019. - № 6. DOI: 10.7256/2454-0749.2019.6.31763 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31763
Похвальные качества мударриса в работах Мухаммада Aли Чукури
Саитбатталов Искандер Расулевич
кандидат филологических наук
доцент, кафедра истории РБ, архзологии и этнологии Института истории и государственного управления, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Башкирский государственный университет"
450076, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Валиди, 32, оф. 413
Статья из рубрики "Идентификация"
Аннотация.
Значительное место в наследии башкирского суфийского поэта Мухаммада Али Чукури занимают панегирические стихотворения, посвященные представителям мусульманской интеллектуальной элиты края - муфтиям, наставникам мистических братств, настоятелям мечетей, преподавателям религиозных образовательных учреждений. Эти тексты к настоящему времени опубликованы лишь частично и оцениваются литературоведами как не имеющие художественной ценности и потому не заслуживающие специального изучения. По мнению автора, названные произведения являются ценным источником как фактографической информации о мусульманских религиозных деятелях Башкирии, так и данных, позволяющих реконструировать внутренние взаимоотношения и ценностные ориентации улемов региона. Тексты стихотворных панегириков рассматриваются в статье с точки зрения отражения в них представлений о социально и нравственно одобряемых качествах преподавателей мусульманских учебных заведений (мударрисов), литературные и языковые приёмы конструирования их положительного образа, производится соотнесение фактов, отраженных в литературном тексте, с архивными данными о реальном социальном положении прототипов литературных персонажей. Основными выводами проведённого исследования является то, что наряду с нормативно предписываемыми исламом чертами характера, высокой квалификацией в преподаваемых науках и включенностью в местную религиозную традицию, одним ключевых качеств, определявших положительную оценку современниками преподавателей мусульманских учебных заведений Башкирии было их знатное происхождение, родство с представителями военно-служилой или религиозной элиты, что может быть связано с изменениями в социальной структуре башкирского общества в XIX веке.
Ключевые слова: суфизм, агиография, суфийская литература, панегирик, одическая поэзия, анализ художественного текста, идентификация литературного персонажа, положительный герой, приемы конструирования образа, старотюркский язык
DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31763
Дата направления в редакцию:
17-12-2019
Дата рецензирования:
18-12-2019
Дата публикации:
20-12-2019
Важнейшее место в творчестве башкирского поэта, педагога, историографа, каллиграфа и суфийского шейха МухаммадаГАли ибн 'Абд ас1Салиха ал1Чукури (1828-1889) занимают панегирики в жанрах марсиййа и мадхиййа , посвящённые выдающимся деятелям мусульманской общины У рало1Поволжья - муфтиям и кадиям Оренбургского магометанского духовного собрания, суфийским наставникам и их заместителям, руководителям (мударрис ) и рядовым преподавателям (халфа ) разных медресе. Художественные достоинства этих объёмных произведений, облечённых в форму маснави и искусственной касиды , по-разному оцениваются литературоведами и читателями: на одном полюсе находится высказанное ещё в советское время и
повторяемое до сих пор мнение о «непоэтичности» таких произведений [5, Сш 186"1, на другом - представление о них как о «великолепных» [6, Сш 588"". Какими бы ни были поэтические характеристики этих текстов, они, будучи основанными на личном жизненном опыте автора и его непосредственных впечатлениях, крайне информативны и представляют собой уникальный источник сведений о внутренней жизни, учебных программах и организации башкирских медресе, а также о биографиях их наставников. Настоящая работа посвящена анализу тех положительных характеристик, которыми наделены персонажи1мударрисы в поэме-маснави М.ГА. Чукури «Китаб ал1асма'» Книга имён '.
Текст дошёл до нас в составе является частью сборника «Манзумат 'Алиййа» 'Стихи 'Али / Наилучшие стихи ', хранящегося в отделе редких и рукописных книг Национальной
библиотеки Республики Башкортостан им. А.1З. Валиди под шифром Р-3940^9", и занимает его страницы 188-208 включительно. Рукопись содержится на обеих сторонах листов, выполнена коричневато-чёрными чернилами с правками фиолетово-синими чернилами почерком «та'лик» и представляет собой автограф автора. Текст произведения трёхъязычен: титульный лист и предисловие (с. 188-191) написаны на арабском языке, основная часть и заключение - на старотюркском с включением отдельных бейтов на арабском и фарси. Дата переписки поэмы набело - 1274 год по лунной Хиджре - указана в её предисловии на арабском языке и соответствует 1858 году. В послесловии поэмы автор сообщает, что произведение не является законченным и представляет собой «копию без конца и порядка » (гэйр там вэ мерэтиб несхэдур ), переписанную набело из черновых фрагментов в качестве упражнения по чтению для одного из сыновей автора. Время появления черновиков автором не уточняется, однако
в самом начале названного сборника упоминается, что «Первое из написанных 'АлП ГарП в меру побуждений на протяжении 25 лет бейтов и стихов начало составляться в медресе деревни Танып племени Гайна в [виде] напоминания о качествах учителя и
[посмертной] элегии матери » [9, Сш 5]. Очевидно, речь в данном отрывке идёт именно о стихах, вошедших впоследствии в поэму.
Поэма разделена автором на 4 неравные части: 1) первая часть (байты 1-164) никак не озаглавлена и имеет наибольший объём, превышающий половину всего произведения. Она представляет собой автобиографию автора с 8 до 18 лет - от поступления в медресе села Югомаш Урман1Гирейской волости (ныне Янаульский район Башкортостана) до отъезда на учёбу в Мензелинский уезд; 2) «Асма' ал-асатШЕз] ал-хамсат ал-маИкП рП н» 'Имена пяти упомянутых учителей ' (байты 165-208) - рассказ о похвальных качествах мударриса Тавабила ибн Сабака из села Югомаш; 3) «УстаИ ВанП ан-назим имам карйат КазанчП» 'Второй учитель стихотворца имам деревни Казанчи ' (байты 209-227) -рассказ о похвальных качествах и детстве имама Ахмера из села Казанчи (ныне Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана); 4) «Исм ал-устаИ аЕНШлиВ» 'Имя третьего учителя ' (байты 228-283) - рассказ о качествах и облике хазрата Наср ад-Дина из села Бураево (ныне районный центр в Башкортостане).
Автор, будучи представителем знатного и богатого рода (его отец был указным имамом, дед - юртовым старшиной, прадед - главным старшиной Осинской дороги, предок в 12
поколении Майкы-бий - полководцем и другом Чингисхана [6, с- 585""), отмечал среди достоинств мударрисов благородное происхождение. Так о Тавабиле ибн Сабаке сообщается, что он состоит с автором в родстве (старший брат или дядя его матери), и говорится о его происхождении:
Анын аслы Гэрэй Чат ауылыдандур, * Буны сэмгем карилар к эуле д э нд у р .
Бу хэ^рэт атасы мулла Сабакдур,* Сабак Сарман вэ Кучтэндиндур .
'Его происхождение - из деревни Гирейский Чат, * Я слышал это со слов стариков.
Отец этого хазрата - мулла Сабак. * Сабак [потомок] Сармана и Кучтана '.
Сопоставление этих данных с архивными документами позволяет выяснить, что имам Тавабил Сабаков (1771-1844) был сыном старшины Гирейской волости Сабака (Сабика) Сарманова [4, с- 117"", то есть представителем той же социальной группы, что и семья поэта. Это же касается третьего учителя Наср ад1Дина ибн 'Абд ал1Хакима, предки и родственники которого возглавляли башкирский род Ельдяк и одноимённую волость -Ш.
Эмирдур бэг^есе hэм бэг^е кэтиб, * Алар арасыда куб зи-мератиб.
Некоторые [из них] - начальники и некоторые - писари, * Среди них много обладателей степеней .
Косвенное отражение таких представлений зафиксировано, очевидно, и в эпизоде, в котором юный автор просит отца отправить его в Казань и получает категорический немотивированный отказ, а также предложение отправиться в Мензелинский уезд: либо в с. Мачти (ныне Мастеево Актанышского района Татарстана) - родовое гнездо
башкирского дворянского рода Султановых [8, Сш 256"", либо в с. Каташ1Каран (ныне Сармановский район Татарстана), где в то время преподавал 'Абд ан1Насир ибн 'Абд ар1Рахим, впоследствии известный под нисбой Тайсугани - один из известнейших мударрисов своего времени [8, с- 406"".
Однако незнатное происхождение не умаляло в глазах М.ГА. Чукури авторитета учителя. Рассказ о происхождении учителя Ахмара из села Казанчи от «неграмотных мусульман» перерастает в трогательную сцену, в которой стремящийся к знаниям ученик погоняет лошадь на пахоте, декламируя выученный урок по науке сарф .
Следующая группа похвальных качеств наставника связана с возрастом и опытом. При характеристике Тавабила ибн Сабака прямо говорится о разумном решении отца доверить ребёнка старому учителю, а также отмечается, что он преподавал шариатские науки в течение сорока лет. Возраст имама Ахмара не называется, но говорится о том, что он учился у мударриса Валида ибн 'Абд ар1Рахима в д. Кайпан, которому в 1834 году было 89 лет О Наср ад1Дине ибн 'Абд ал1Хакиме говорится, что он учился в сёлах Казанчи и Симак (ныне Татарстана, место пребывания шейха 'Абд ар1Рафика ас1Симаки), приступил к преподаванию в 1836 году и занимался им на момент написания поэмы 22 года.
Третья группа похвальных качеств связана с решительностью в исполнении требований шариата и настойчивостью в ведении преподавательской деятельности, которые проявлялись в конкретных поступках. Так Тавабил ибн Сабак исполнял все пять намазов только в мечети и только с учениками, всегда ходил в заплатанной одежде, проводил в день два-три общих урока и занимался индивидуально с некоторыми шакирдами, а также проводил с ними воспитательные беседы, а Наср ад1Дин ибн 'Абд ал1Хаким охарактеризован так:
Сурэтдэ, сирэтендэ инкийадан * Алыбдур "YнмYЗэдж"-не улйадан.
В облике и образе жизни с покорностью * Он принял «Унмузадж» за образец .
Наконец, М.1А. Чукури очень подробно перечисляет отдельные качества, присущие каждому из его наставников, причём использует целый арсенал разнообразных приёмов индивидуализации, создания портретного описания. Помимо эпитетов (с элим 'мирный ', сэhил 'лёгкий [в обращении] ', тэмге йыПар 'побеждающий страсти' , зи- мвгэллэм 'обладатель образования ' - Тавабил, шэриф Пат'благородная личность ', к энэгэт 'довольный [своей долей] ', с ыйанат лы 'бережливый ' - Ахмар, кэрим 'щедрый ', хаким 'мудрый ', маhир Умелый ' - Наср ад1Дин), сравнений (миПле гази'подобно воителю' -Тавабил), автор использует речевые характеристики (две беседы Тавабила - с учениками и с автором на уроке чистописания), воспоминания современников (детство Ахмара), описания полезных деяний на пользу умме (три воздвигнутых мударрисом медресе и образцовое устройство домашнего хозяйства), развёрнутые сравнения на основе значений и созвучий имён героев:
Хосусан бу илдэ дарисынын, * Гезидэсе замана дарисыныц
Борайда мулла Наср ад-Дин диделэр, * Бу дэмдэ кылды баср ад-дин диделэр.
Особенным среди учителей этой страны, * Избранным среди учителей этого времени
Бураевского муллу Наср ад Дина назвали, * В это время показавшим религию назвали .
Мвбарэк свхбэтендэн миск вэ гэнбэр * Тэгэттар эйлэмеш садиклар эзбэр.
Тауабил сиFЭседYP джэмг-и табил, * Тэбэл зэндик CYЗ ацлар джвмлэ кабил.
Мускус и амбру из его благородных бесед, * Праведные распространяли, [рассказывая] наизусть.
Смысл [имени] Тавабил - много специй, * Как барабанный бой, понимали слова все встречные .
Анализ представлений о похвальных качествах мударрисов, нашедших отражение в поэзии М.ГА. Чукури, позволяет увидеть не только его личный положительный опыт и вытекающие из него взгляды, но и минимум четыре социальных измерения личности мусульманского учителя в XIX веке. Во-первых, он обязан был обладать рядом черт, одобряемых религией и демонстрируемых в качестве таковых хадисами и адабной литературой. Во-вторых, он должен был быть достаточно компетентным и опытным, не уступая наставникам, но и не превозносясь над ними. В-третьих, мударрис в представлении М.1А. Чукури - это цельная личность, способная не только преподавать, но и постоянно быть живым примером для учеников, других педагогов и простых верующих, причём не только в вопросах религиозных наук, но и в рутинном труде и ведении домашнего хозяйства. В-четвёртых, мударрису желательно быть выходцем из элиты - потомком древнего благородного рода или членом семьи чиновников Башкиро-Мещеряцкого войска.
Последнее измерение связано с двумя факторами: с одной стороны, ко времени жизни поэта всё больше башкир переводилось в «неслужилое» состояние и возможности карьерного роста в качестве чиновников и офицеров уменьшались, из-за чего знатные семьи отправляли часть детей по учёной стезе. С другой стороны, по мере ослабления военной организации всё большую роль в жизни башкирских общин начинали играть именно представители 'уламы . Не случайны, видимо, в этой связи и военные коннотации в некоторых описаниях (Тавабил ибн Сабак - воитель , Наср ад1Дин ибн 'Абд ал1Хаким -крепкий замок , 'Абд ан1Насир Тайсугани - герой и др.), и использование по отношению к имамам жанровых форм, обращаемых в других регионах к правителям.
Наконец, детальное описание личных качеств, духовного строя, характерных черт поведения, речевых особенностей, зачастую выходящее за пределы высокого стиля, присущего мадху , позволило М.1А. Чукури, создать первые образцы психологически достоверного рассказа о человеке в башкирской и других литературах Урало1 Поволжья.
Работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ проекта № 17-04-00193 и при
поддержке гранта Главы Республики Башкортостан .
Библиография
1. IX ревизия по деревне Бураевой Бирского уезда [Электронный ресурс]. Электронный архив «Ревизские сказки» - перепись населения Уфимской и Оренбургской губерний за 1795-1858 годы. - URL: http://www.edoclib.gasrb.ru/#/? places = %D0%91%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2&.mode = 1&tm=1510767 656737&pNo=1&.cnt = 1&pSz = 100&rc=20 (Дата обращения: 10.11.2017).
2. IX ревизия по деревне Югамашевой Бирского уезда [Электронный ресурс]. Электронный архив «Ревизские сказки» - перепись населения Уфимской и Оренбургской губерний за 1795-1858 годы. - URL: http://www.edoclib.gasrb.ru/#/? places = %D0%AE%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%88&.mode = 0&.tm = 1510767 526967&pNo=1&.cnt = 1&pSz = 100&.rc=6 (Дата обращения: 10.11.2017).
3. VIII ревизия по деревне Кайпановой Бирского уезда [Электронный ресурс]. Электронный архив «Ревизские сказки» - перепись населения Уфимской и Оренбургской губерний за 1795-1858 годы. - URL: http://www.edoclib.gasrb.ru/#/? places = %D0%9A%D0%B0%D0%B9%D0%BF&.mode=1&.tm = 1510768128333&pNo=1&.c
nt = 1&pSz = 100&.rc=11 (Дата обращения: 10.11.2017).
4. Башкирское войско в Польском походе (1771-1773). Сборник документов. / Сост.: И.М. Гвоздикова, Б.А. Азнабаев, К.А. Мухамедьярова.-Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009178 с.
5. История башкирской литературы. В шести томах. 2-й том. Литература XIX - начала ХХ веков. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. - 582 с. (на башк. яз.)
6. Кемпер М. Суфии и учёные в Татарстане и Башкортостана. Исламский дискурс под русским господством / пер. с немецкого И. Гилязов. - Казань: Российский исламский университет, 2008. - 675 с.
7. Фахретдинов Р.Ф. Асар. Т. 2. Ч. 13. - Оренбург: Вакт, 1908. (на тюрки, араб. граф.)
8. Фахретдинов Р.Ф. Избранные произведения / текстологическая обработка, составление, предисловие и комментарии М.Х. Надергулова. - Уфа: Китап, 2009. -304 с. (на башк. яз.)
9. ЧПкурШ, М. 'А. Манзумат 'Алийа [Рукопись]. - ОРРК НБ РБ им. А. З. Валиди, Р-3941 - 238 с . (тюрки, а ра б. г р.)