Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь
исключает завершенность времени. В “недосказанности” заглавия кроется идея продолжающегося, порубежного движения времени.
Понятие ысыах (якутский национальный праздник летнего солнцестояния, молочного изорбилия), устойчивый и частотный образ в лирике Харлампьевой, которое сопоставимо с полнотой жизни, ее расцветом, поэтому конкретно-временное указание “после ысыаха " означает осмысление пройденного жизненного пути с высоты прожитых лет.
Книга структурно основана на концептах-оппозициях рождение/смерть; ожидание ысыаха/ ысыах / после ысыаха; прошлое / настоящее; мать / дитя; дружба / вражда; предельность жизни / беспредельность души, которые утверждают концепцию начала-конца, и в то же время создают ощущение движения времени.
Таким образом, заглавия играют немаловажную роль в лирике Натальи Харлампьевой. Они выполняют различные функции в текстовой организации книги стихов на семантическом, мотивно-лейтмотивном, архитектоническом уровнях, которые в конечном итоге направлены на создание единого метатекста, выражающего авторскую художественную концепцию, авторское мировидение.
Литература
1. Мирошникова О.В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети XIX века): учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета / О.В. Мирошникова. - Омск: Омск. госуниверситет, 2002. - 140 с.
2. Фатеева Н.. Синтез целого. На пути к новой поэтике. М.: Издатель: Новое литературное обозрение, 2010. 352 с.
3. Шевченко Н.В. Основы лингвистического текста: учебное пособие / Н.В. Шевченко. - М.: Приор, 2003. - 160 с.)
4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». М. «Симпозиум, 2005. 669 с.
References
1. Miroshnikova O.V. Liricheskaja kniga: arhitektonika i pojetika (na materiale pojezii poslednej treti XIX veka): uchebnoe posobie po speckursu dlja studentov filologicheskogo fakul'teta / O.V. Miroshnikova. - Omsk: Omsk. gosuniversitet, 2002. - 140 s.
2. Fateeva N.. Sintez celogo. Na puti k novoj pojetike. M.: Izdatel': Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. 352 s.
3. Shevchenko N.V. Osnovy lingvisticheskogo teksta: uchebnoe posobie / N.V. Shevchenko. - M.: Prior, 2003. - 160 s.)
4. Jeko U. Zametki na poljah «Imeni rozy». M. «Simpozium, 2005. 669 s.
DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.070 Саитбатталов И.Р.
Кандидат филологических наук, Башкирский государственный университет
Работа выполнена при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных - кандидатов наук (проект МК-6537.2015.6 «Язык Мухаммада-Али Чукури и
башкирская культура вXIXвеке»).
К ВОПРОСУ О ЛИЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЯХ ШИХАБ АД-ДИНА МАРДЖАНИ
И МУХАММАДА-АЛИ ЧУКУРИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме личных и творческих взаимосвязей между башкирским поэтом М.-А. Чукури и татарским богословом Ш. Марджани. В работе проанализированы культурные и биографические предпосылки возможных взаимосвязей двух деятелей мусульманской культуры, проанализированы документальные свидетельства их общения. Выявлены тексты, демонстрирующие отношение башкирского поэта к трактатам татарского богослова.
Ключевые слова: башкирская поэзия, суфийская поэзия, история башкирской литературы, история башкирской культуры.
Saitbattalov I.R.
PhD in Philology, Bashkir State University
ON THE PROBLEM OF INTERCONNECTION BETWEEN SHTHAB AD-DIN MARJANI
AND MUHAMMAD-ALI CHUQURI
Abstract
This article is dedicated to the problem of interconnection between Shihab ad-Din Marjani and Muhammad-Ali Chuquri in the context of religious and cultural life of Bashkirs and Tatars in middle XIX century. The author analyzes the cultural and biographical background of possible communication between two personalities, documental evidences of their contacts. Some texts showing the relationship of Shihab ad-Din Marjani and Muhammad-Ali Chuquri are reviewed.
Keywords: Bashkir poetry, Sufi poetry, history of Bashkir literature, history of Bashkir culture.
В середине-второй половине XIX века ‘улама - сообщество мусульманских учёных и мистиков - на территории Урало-Поволжья представляла собой достаточно многочисленную и влиятельную группу населения. Будучи неоднородным в этническом, идеологическом, имущественном и социальном отношении, это сообщество было пронизано сетью внутренних взаимосвязей, обусловленных мобильностью мударрисов (преподавателей) и шакирдов (студентов медресе), деятельностью крупных центров религиозной учёности, привлекавших тысячи учащихся (медресе в сёлах Каргалы, Стерлибаш, Кшкар и др.), авторитетом суфийских наставников, воспитывавших многочисленных мюридов, отлаженными каналами публикации и распространения религиозных текстов. Эти взаимосвязи между мусульманскими интеллектуалами отражены в энциклопедическом труде «Асар» Риза ад-Дина ибн Фахр ад-Дина [4: 133-281] и ряде других дореволюционных публикаций [2: 60-63]. Идеологические течения и разногласия внутри мусульманской общины Башкортостана и Татарстана получили освещение в ряде современных публикаций [1], однако многие частные вопросы, важные при изучении биографий конкретных личностей и истории
24
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь
конкретных памятников, в них либо не затрагиваются, либо упоминаются вскользь. К таковым относится, в частности, тема взаимоотношений татарского богослова-реформатора, историка Шихаб ад-Дина Марджани (1818-1889) и башкирского поэта, историографа и религиозного деятеля Мухаммада-Али Чукури (1828-1889).
Богословские идеи и исторические изыскания первого вызвали в башкирском обществе живую и крайне неоднозначную реакцию: если поэт Мифтах ад-Дин Акмулла воспел его в объёмной посмертной оде, то имам и мударрис Абдуллах Саиди, содержавший в ауле Муллакай Орского уезда медресе, по воспоминаниям А.-З. Валиди Тогана, по прочтении сжёг книгу Марджани «Мустафад ал-Ахбар» [7]. М.-А. Чукури, будучи, с одной стороны, шейхом суфийского братства Накшбандия и воспитанником целого ряда традиционных медресе, а с другой - горячим российским патриотом, провозвестником буржуазных ценностей и поклонником технического прогресса, вряд ли мог остаться в стороне от обсуждения тех или иных идей Ш. Марджани. Учитывая тот факт, что поэт был неутомимым путешественником (география его юношеского ученичества охватывает север и юго-запад Башкортостана, Пермский край, восточный Татарстан и, по неподтверждённым данным, Бухару [1: 497]) и посещал Казань во время четырёх своих паломничеств (в 1872, 1879, 1880, 1886 годах) [2: 70], а также состоял в переписке с некоторыми современниками [6: 3], логично предположить не только заочное, но и личное знакомство двух имамов-мударрисов и историков.
Вопрос о характере их взаимоотношений осложняется и тем, что М. -А. Чукури известен в современном Башкортостане, прежде всего, как историограф, а в Татарстане - как поэт, а его богословские труды не опубликованы и зачастую не проанализированы. Касаясь интересующей нас темы, биографы ограничиваются замечанием: «Опубликованные части «Асар» Риза ад-Дина бин Фахр ад-Дина не охватывают год смерти Чукури - 1889-й. И в «Мустафа ал-Ахбар» не упоминаний о нём, поскольку Марджани умер в том же году, что и Чукури» [1: 497].
При более детальном рассмотрении оказывается, что данная аттестация не вполне верна. В работе Ш. Марджани «Мустафад ал-Ахбар» содержится по меньше мере два упоминания о М.-А. Чукури. Первое - в части труда, посвящённой башкирам: «Бэлэбэй мозафатындэ Ирэктэй кэбилэсендэн Чокор кэрйэсендэ имам мулла Fэли бине Салих нам зат нэкленэ бина’ силсилэ’ нэсэблэре бeйлэдYP» (Такова цепь родства, восходящая к записи человека по имени мулла Али ибн Салих, имам в деревне Чукур из рода Ирякте в Белебеевском уезде) [3: 38-39]. Второе -представляет собой публикацию стихотворения М.-А. Чукури под названием «Манзумат ‘Алй ибн Салих аль-Чукурй аль-хаджж фй мадх китаб «Назурат аль-Хакк» ва мусанифа ‘ала-л-атлак» (Стихотворение Алй ибн Салиха аль-Чукурй, [совершившего] хадж, в похвалу книги Манзумат ‘Алй ибн Салих аль-Чукурй аль-хаджж фй мадх китаб «Назурат аль-Хакк» ва мусанифа ‘ала-л-атлак и для классификации [её] использования) [5]. Факт данных публикаций свидетельствует как о знакомстве, личном или заочном, друг с другом, так и о взаимной высокой оценке.
Если первый текст представляет собой публикацию широко известной родословной-шэжэрэ башкирского племени Кара-Табын [2: 29-59], к которому принадлежал поэт, то второй представляет собой развёрнутый стихотворный отзыв на книгу «Назурат аль-Хакк...» (Бинокль на истину...), опубликованную Ш. Марджани в 1870 году и посвящённую вопросу о статусе ночной мусульманской молитвы в широтах, где имеют место белые ночи. Произведение разделено на две части: первая представляет собой хвалебную оду богослову и его трактату, вторая - отзыв с указанием на недостаточность работы и необходимость её расширения. М.-А. Чукури характеризует Ш. Марджани, приводя сведения о его происхождении, месте учёбы и служения, затем описывает богословские разногласия, возникшие вокруг вопроса о ночной молитве. Поэт достаточно подробно описывает метод, которым при написании своей работы пользовался казанский факих, положительно отзывается о применённом им иджтихаде (самостоятельном решении правового вопроса) и использовании при этом данных точных наук. Публикация трактата изображается им как момент наступления порядка вместо хаоса:
Качан бу “На^урз” твшде,
На^ирлзрнец эше пешде,
Зира хакзз мз^аф твшде, hадилзр кем безем саздур.
(Когда эта «Назура» спустилась,
Дело взирающих созрело,
Потому что к истине присоединилсь Указующие путь, которые у нас хороши).
Вторая часть стихотворения, озаглавленная «Мухиммат ахри ва масаьил кубра» (Другая задача и крупная проблема), содержит более сдержанный отзыв М.-А. Чукури о трактате. По мнению поэта, выводы Ш. Марджани применимы в Урало-Поволжье, где оставление ночного намаза неприемлемо ни при каких обстоятельствах, однако не подходят для религиозной практики в полярных широтах. В поддержку своей идеи автор приводит ряд иллюстраций и завершает произведение советом продолжить изыскания:
Йетзлмай “На^урз” мондз,
Кирзк бер хоусзлз мондз,
Джзуаблары сала мондз hадилзр кем безем саздур.
(Не может добраться сюда «Назура»,
Нужна здесь какая-то выдержка,
Ответы кладут сюда
Указующие путь, которые у нас хороши).
Таким образом, М. -А. Чукури проявляет себя в стихотворении не как слепой поклонник личности и работ Ш. Марджани, а как вдумчивый имам-практик, критик, равно выявляющий плюсы и минусы читаемых трудов и прямо сообщающий о своих выводах. Очевидно, казанский богослов внимательно относился к конструктивной критике и потому включил стихотворение в издание своего исторического труда.
25
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь
В Отделе рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Башкортостан хранится небольшая по объёму тетрадь, в которой содержится элегия на смерть Ш. Марджани. Короткое, всего 14 четверостиший, произведение рассказывает о горе, постигшем «всю страну» и о значении трудов богослова [6: 4]. В этой же тетради есть не названная в каталоге записка на арабском языке, подписанная «Шихаб» - возможно, материальное свидетельство переписки двух религиозных деятелей.
Таким образом, сохранившиеся тексты позволяют сделать вывод о том, что общение между Ш. Марджани и М.-А. Чукури имело место, причём последний положительно, хотя и не без оговорок, оценивал богословскую деятельность первого и поддерживал его в исторических изысканиях. В свою очередь, казанский факих ценил башкирского имама как историографа и поэта.
Литература
1. Кемпер, М. Суфии и учёные в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством / пер. с немецкого И. Гилязов. - Казань: Российский исламский университет, 2008. - 675 с.
2. Кииков, Г.М. История башкир и происхождение иряктинцев / сост., вст. сл., комм. М.Х. Надергулова. - Уфа: ИИЯД УНЦ РАН, 2011. - 112 с. (на башк.)
3. Марджани, Ш. Ал-кисм ал-аввал мин китаб мустафад ал-ахбар фй ахвал Казан ва Булгар. - Казань, 1885. -С. 39-41.
4. Фахретдинов, Р.Ф. Избранные сочинения. - Уфа: Китап, 2009. - 304 с. (на башк.)
5. Чукурй, М.- ‘А. Манзумат ‘Алй ибн Салих аль-Чукурй аль-хаджж фй мадх китаб «Назурат аль-Хакк» ва мусанифа ‘ала-л-атлак // Марджанй Ш. Ал-кисм ал-аввал мин китаб мустафад ал-ахбар фй ахвал Казан ва Булгар. -Казань, 1885. - С. 251-258 (на тюрки. араб. граф.).
6. Чукурй, М.- ‘ А. Шихаб ад-Дин Марджани марсийасе. - ОРРК НБ РБ им. А.-З. Валиди. Р-188. - 4 л. (рукопись, на тюрки. араб. граф.).
7. Ямаева, Л.А. Суфийские братства на территории исторического Башкортостана [Электронный ресурс]. - URL: http://vatandash.ru/index.php?article=1657 (Дата обращения: 15.05.2015).
References
1. Kemper, M. Sufii i uchenye v Tatarstane I Bashkortostane. Islamskiy diskurs pod russkim gospodstvom / per. s nem.
I. Gilyazov. - Kazan: Rossiyskiy islamskiy universitet, 2008. - 675 p.
2. Kiikov, G.M. Istoriya Bashkir I proishozhdenie iryaktintsev / sost., vst. sl., komm. M.H. Nadergulov. - Ufa: IIYL UNC RAN, 2011. - 112 p. (in Bashkir).
3. Marjani, Sh. Qism al-awwal min kitab Mustafad al-akhbar fi akhwal Qazan wa Bulghar. - Kazan, 1885. - p. 39-41. (in Turki, arabic graph.)
4. Fahretdinov, R.F. Izbrannye sochineniya. - Ufa: Kitap, 2009. - 304 p.
5. Chuquri, M.-‘A. Mandhumat ‘Ali ibn Salikh al-Chuquri al-Khajj fi madkh kitab “Nadhurat al-Khaqq” wa musanifa ‘ala-l-atlaq // Marjani, Sh. Qism al-awwal min kitab Mustafad al-akhbar fi akhwal Qazan wa Bulghar. - Kazan, 1885. - p. 251258. (in Turki, arabic graph.)
6. Chuquri, M.-‘A. Shihad ad-Din Marjani marthiyase. - ORRK NB RB im. A.-Z. Validi. P-188. - 4 p. (manuscript, in Turki, arabic graph.)
7. Yamaeva, L.A. Sufiyskie bratstva na territorii istoricheskogo Bashkortostana [Electronic resourse]. - URL: - URL: http://vatandash.ru/index.php?article=1657 (Checked: 15.05.2015).
26