Зайцева, Татьяна Андреевна ORCID: 0000-0001-8971-7558 SPIN-код: 4687-0576 e-mail: [email protected] Доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А
Tatiana А. Zaytseva
ORCID: 0000-0001-8971-7558 SPIN-code: 4687-0576 e-mail: [email protected] Doctor of Art History, Professor at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.
2A Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia
Похвала балакиревской библиотеке
В статье впервые предпринят обзор книжного и нотного собрания Балакирева, показана роль библиотеки как важного инструмента в разнонаправленной деятельности главы Новой русской школы — композитора, педагога, дирижера, пианиста, редактора, музыкального деятеля. Подчеркнута актуальность изучения балакиревской библиотеки, документальные материалы которой проливают свет на неизвестные подробности творческой биографии музыканта, позволяют аргументированно опровергнуть не изжитые в науке мифы о создателе «Могучей кучки».
Ключевые слова: нотная, книжная библиотека М. А. Балакирева, творческие лаборатории композитора, исполнителя, педагога, государственного деятеля.
УДК 78.071.1; 881/886 ББК 85.31; 84
In Praise
of Balakirev Library
The article makes the first review of the collection of books and music of Balakirev, and shows the role of the library as an important tool in the various (multidirectional) activities of the head of the New Russian school — composer, teacher, conductor, pianist, editor, music figure. The relevance of studying the Balakirev library is emphasized, as its documentary materials shed light on the unknown details of the musician's creative biography, and make it possible to reasonably refute the still existing myths about the creator of "The Mighty Handful".
Keywords: music library, book library of Mily А. Balakirev, creative laboratories of the composer, performer, teacher, statesman.
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.005
Татьяна Зайцева
Похвала
балакиревской библиотеке1
„.Где тень Его над томом...
А. А. Ахматова
Как богата и неисследима Русь-Россия! Ее величие — не только географическое в необъятности просторов, но и в величии души и дел ее людей. Особенно тех, для кого судьба отечества определяла собственную судьбу, кто был истинным «гражданином земли своей» (Н. В. Гоголь). Таков Милий Алексеевич Балакирев — великий собиратель и преобразователь музыкальной России. В нем искали опору молодые русские гении — М. П. Мусоргский и А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский, а позднее А. К. Лядов и А. К. Глазунов. Балакиревское творчество питало С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, вплоть до наших современников — Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, С. М. Слонимского, Б. И. Тищенко, В. А. Гав-рилина. Влияние Новой русской школы во главе с Балакиревым испытали французские музыканты — П. Дюка и К. Сен-Санс, К. Дебюсси и М. Равель, композиторы группы «Шесть», неслучайно названной так по аналогии со знаменитой русской «Пятеркой» — «Могучей кучкой». Следы ее воздействия можно обнаружить у венгерских, испанских, итальянских, польских, чешских, американских, греческих музыкантов. Во многом благодаря усилиям мастера и его со-ратников родная страна превратилась в могучую музыкальную державу, открывшую пути в будущее всему
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Исследовательский проект № 18-012-00482.
музыкальному миру. Балакирев — зачинатель новой эры в развитии культуры, когда Россия, долгое время ведомая западноевропейским искусством, превратилась в лидера мирового музыкального процесса.
Однако мастер и поныне остается далеко не до конца разгаданным, изученным и по достоинству чтимым. Современной музыкальной науке в широком спектре ее направлений еще предстоит существенно пополнить балакиревиану. Причем речь должна идти не только об уточнении, углублении исследовательских штудий прежних лет, но и о разработке ракурсов исследования, мало затронутых или вовсе не затронутых учеными. Они должны строиться на широком документальном материале, что позволит приблизиться к постижению судьбы Балакирева и его богатейшего наследия. В ряду подобных изысканий — изучение библиотеки композитора, начатое в ряде статей и монографий. В поле зрения исследователей оказались отдельные экземпляры нот и книг с пометами композитора [см.: Балакирев 1962; Балакирев 1967; Зайцева 2000; Зайцева 2012; Зайцева 2013а; Зайцева 2018а; Зайцева 2018б; Сквирская 2014], отдельные подборки книг [см.: Зайцева 2013б; Райскин 2014], наконец — книжное собрание композитора в целом [см.: Зайцева 1999; Зайцева 2017]. Попытки комплексного изучения книжной и нотной коллекции мастера в ее единстве и доступной на сегодняшний день полноте еще не предпринимались. Наметить пути такого многоаспектного исследования, показать его актуальность — цель настоящей статьи.
В глазах Балакирева жизнь и искусство — два несхожих мира. «Музыка,— по мнению Милия Алексеевича,—это кусочек рая, который Бог оставил на земле людям» [Чернов 1925, 59]. Беззаветно и бескорыстно преданный музыке на протяжении всей своей нелегкой жизни, Балакирев истово служил ей множеством отпущенных ему талантов. Композитор и педагог, дирижер и пианист, фольклорист и мастер переложений древних церковных роспевов, идеолог-критик и государственный человек, строитель культуры — все эти грани его творческой личности просвечивали друг сквозь друга, переплетаясь, резонируя и приводя к ослепительным результатам. При этом Балакирев отнюдь не замыкался в своем «музыкальном рае». Об этом красноречиво свидетельствует его библиотека, которая поражает обилием изданий из самых разных областей знания. Так было с юных лет. Так осталось до его последнего часа. Книги и ноты расширяли горизонты Балакирева, постепенно выковывая из него деятеля, творящего историю.
Балакирев рано обнаружил редкостный музыкальный талант, который мужал, как у сказочного богатыря, не по дням, а по часам. Но, окончив нижегородский Александровский дворянский институт, он поступил
в Казанский университет на физико-математический факультет! Пробыв там вольнослушателем в течение лишь одного первого курса, юный провинциал, руководимый «вторым отцом», А. Д. Улыбышевым, в конце 1855 года отправился покорять музыкальный Петербург. Встреча с М. И. Глинкой окончательно определила выбор Балакиревым судьбы музыканта. Он остался в Петербурге навсегда. И столица просияла Делом его рук — рожденной здесь легендарной «Могучей кучкой» и — шире — Новой русской школой. Множество забот, связанных с утверждением нового направления в искусстве, строительством современной музыкальной жизни в России, не перечеркнули неизбывного интереса Балакирева к другим областям культуры, к науке и общественной жизни. Недаром К. Н. Чернову запомнился облик стареющего музыканта [Чернов 1925, 25], незадолго до кончины штудировавшего «Откровение в грозе и буре» видного ученого, узника Шлиссельбургской крепости Н. А. Морозова (СПб., 1907).
В духе декабристских идей, воспринятых через бесценного наставника А. Д. Улыбышева, идеолога «Зеленой лампы» — «побочной управы» северного общества декабристов «Союз благоденствия», Балакирев искренно верил в державную роль культуры, способной преобразить человека и его страну. А потому в своей неохватной деятельности он постоянно выходил за пределы музыкального искусства, черпая идеи из разных областей знаний, соотнося свои эстетические и этические принципы с жизнью и творчеством гениев человечества.
Сделать такой вывод, противоречащий утвердившимся в научной литературе о Балакиреве суждениям, позволяет знакомство с его личной библиотекой. Книжное и нотное собрания — преданные соратники балакиревских «дел и дней» (блоковское выражение), до сих пор хранящие о них свои документальные признания в виде маргиналий хозяина. Вот заповедный мир музыканта, в зеркале которого отразилось течение его мятежной внутренней жизни.
Этот мир приоткрывает дверь в святая святых — в творческую лабораторию Балакирева. А точнее — и это надо подчеркнуть особо — во множество лабораторий, по числу его музыкантских профессий. На полях книг зафиксированы замыслы осуществленных и неосуществленных произведений композитора, в партитурах — пометы Балакирева-дирижера, в фортепианных сочинениях — исполнительские обозначения Балакирева-пианиста, которые служили важным этапом в работе Балакирева-редактора. В педагогические издания он нередко вписывал заметки по поводу общей стратегии обучения. В подстрочники нот — живые, подчас забористые реплики-характеристики, проливающие свет,
помимо прочего, на конкретные уроки учителя с кучкистами. Неоценимо, что эти следы его размышлений доступны для изучения и сегодня (ил. 1а, б, 2).
Даты изданий, нередко почти совпадающие с датами их посвящений Балакиреву, выстраивают хронологию волновавших музыканта проблем, проясняют время его знакомства с теми или иными произведениями, выдвинутыми здесь темами, фактами и их толкованием.
Подчеркнем важное: судя по балакиревскому книжному собранию, Балакирева интересовали отнюдь не только проблемы, связанные с музыкальным искусством — историей и теорией музыки, инструментовкой, фольклором разных народов и древней духовной традицией, музыкальной педагогикой и др. Здесь художественная литература соседствует с трудами по математике, истории (как русской, так и всеобщей), медицине, экономике, естественным наукам, с библиями в разных переводах, житиями святых, книгами о святынях и монастырях. Немало описаний путешествий и городов, биографий видных деятелей искусства и науки, царствующих особ и самородков из народа. Композитор сохранял подборки газет и журналов, живо откликавшихся на взволновавшие его события современности,— в частности, события кровавого 1905 года. А сколько в них балакиревских помет, выдающих, какой болью случившееся отозвалось в сердце композитора, якобы отдалившегося, по близорукому мнению окружающих, от происходившего в стране!
В собрании Балакирева представлены издания не только на русском языке, но и на французском, английском, немецком, польском, чешском, санскрите. Как видно, в помощь читателю этой литературы в библиотеке оказался ряд учебников и словарей французского, финского, грузинского языков. А Балакирев не только читал, но, отталкиваясь от прочитанного, задумывал свои труды, как это было с «Трактатом по инструментовке» Г. Берлиоза, содержащим экслибрис «Нотн. библ. М. А. Балакирева» и многочисленные пометы владельца [подробнее см.: Зайцева 2018б].
Примечателен интерес композитора к библиографическим справочникам, каталогам, описаниям музеев и их коллекций.
В балакиревском собрании редчайшие экземпляры, называемые западными библиофилами «цимелии», или «кимелии» (от греческого «кимелион» — драгоценность), уживались с изданиями — «ключами эпохи», «раскалившимися от прикосновений» современников (выражения О. Э. Мандельштама).
Дарственные надписи на книгах и нотах — вот вещественные доказательства, опровергающие утвердившиеся в музыкальной науке выводы о резко сужающемся к концу жизни музыканта круге его общения.
Ил. 1. Партитура из библиотеки М. А. Балакирева: Л. ван Бетховен. Праздничная увертюра, ор. 124. Отдел рукописей Библиотеки СПбГК. № 1186: а) переплет с автографом М. А. Балакирева; б) фрагмент оборота верхней крышки с экслибрисом М. А. Балакирева
Fig. 1. The score from M. A. Balakirev's library: L. van Beethoven. Festive overture, op. 124. Manuscripts Department of the Library of the St. Petersburg Conservatory. No. 1186: а) cover with M. A. Balakirev's autograph; b) fragment of a turn of the top cover with M. A. Balakirev's ex-libris
Ил. 2. Партитура из библиотеки М. А. Балакирева: Л. ван Бетховен. Праздничная увертюра, ор. 124. Отдел рукописей Библиотеки СПбГК. № 1186. С. 29 с пометами М. А. Балакирева
Fig. 2. The score from M. A. Balakirev's library: L. van Beethoven. Festive overture, ор. 124. Manuscripts Department of the Library of the St. Petersburg Conservatory. No. 1186. P. 29 with M. A. Balakirev's notes
Вовсе нет! Подаренные Балакиреву экземпляры со спокойным достоинством ждут внимания исследователей, чтобы помочь наконец-то расстаться с нелепыми, но оказавшимися такими живучими домыслами. Стоит открыть издания из балакиревского собрания, и они поведают истину о масштабах расширяющейся на рубеже веков галактики его влияния. Кажется, мастер был готов поделиться накопленным несметным богатством своих идей и музыкальных находок едва ли не со всем миром!
Да и само множившееся с годами количество книг и нот свидетельствовало о росте интереса композитора к самым разным вопросам, о глубокой потребности связать себя с бурлящей жизнью. Неукротимый темперамент государственного человека не позволял ему отгораживаться от роковых событий рубежа веков, вопреки утвердившимся суждениям.
Балакирев сумел встать в живые творческие отношения с огромным количеством выдающихся современников в России и за рубежом. В их числе М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский и П. И. Чайковский, А. П. Бородин и Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. К. Лядов и А. К. Глазунов, Г. Берлиоз и Ф. Лист, К. Таузиг и Ф. Вейнгартнер, К. Сен-Санс и Ш. Ламурё, С. Монюшко и В. Ландовска, М. Равель и А. Казелла, Л. А. Бурго-Дюкудре и М. Кальвокоресси, Р. Ви-ньес и Р. А. Моозер. И это лишь малая толика тех, кто наряду с Балакиревым определял движение культуры, ощутимо влиявшей на течение современной жизни. Благородство и широта натуры позволили Балакиреву общаться с людьми самого разного звания, стоявшими едва ли не на всех ступенях общественной лестницы, от императора и императрицы (Александр III и его венценосная супруга Мария Федоровна), великих князей и княгинь, государственных сановников — до простого люда, от обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева — до послушника монастыря.
Вереницу современников, тем или иным образом связанных с композитором, кажется, можно длить еще и еще. Но и к ним следует добавить целый ряд новых для балакиревианы имен, почерпнутых из материалов библиотеки вкупе с архивными документами. Среди них, к примеру, купец С. Ф. Хромов, приютивший легендарного старца Федора Кузьмича, которым, как считали многие, стал в конце жизни император Александр I. Балакирев не только читал работы известного на рубеже веков политического деятеля С. Ф. Шарапова, писателя Д. А. Хомякова, но и переписывался с ними. Особые отношения сложились у композитора с художником и архитектором И. П. Ропетом2, оформлявшим издания
2 Настоящие фамилия, имя, отчество — Петров Иван Николаевич.
его произведений. В творческой биографии Балакирева это не случайные прохожие, а важные «действующие лица», приоткрывающие неизвестные страницы его судьбы.
Материалы библиотеки позволяют увидеть новые грани во взаимоотношениях Балакирева со многими современниками, в том числе с теми, кто незаслуженно отодвинут ныне музыкальной наукой в тень,— например, с А. Ф. Львовым, автором фундаментального труда «О свободном или несимметричном ритме» (1858). Воистину к этому изданию, знаменовавшему этап не только в русской, но и в мировой музыкальной науке, приложимы строки А. Фета: «Вот эта книжка небольшая / Томов премно-гих тяжелей».
Все названные факты, почерпнутые из материалов библиотеки и архива Балакирева, существенно пополняют и уточняют богатую летопись его жизни и творчества, населенную множеством имен, сотканную из множества событий, в том числе судьбоносных для развития отечественной культуры и — шире — всей страны. Неотменяема и «пена будней», властно вторгавшаяся в бурное течение балакиревской судьбы.
Кажется, и этого беглого перечня достаточно, чтобы сделать однозначный вывод о давно назревшей необходимости специального изучения библиотеки композитора. И еще: этот документальный источник, открывая неизвестное о Балакиреве и его окружении, позволяет «следить за веком, за шумом и прорастанием времени» (О. Э. Мандельштам), как они отложились в отобранных музыкантом изданиях и рукописных экземплярах. Неслучайно поэт уточнил: «...Достаточно рассказать о книгах, которые... прочел,— и биография готова» [Мандельштам 1999, 64]. Ибо, по тонкому наблюдению В. Б. Шкловского, не только человек собирает библиотеку, но и библиотека «собирает» своего хозяина. С этих позиций исследование балакиревской библиотеки как блестящего образца книжного и нотного собрания русского музыканта второй половины XIX — начала XX столетия, а, кроме того, «рабочего инструмента» главы Новой русской школы, формировавшего своего хозяина,— актуально вдвойне.
Литература
Зайцева 1999 — Зайцева Т. А. По страницам книг из библиотеки М. А. Балакирева
// Келдышевский сборник. М. : ГИИ, 1999. С. 113-124. Зайцева 2000 — Зайцева Т. А. Милий Алексеевич Балакирев: Истоки. СПб. : Сударыня,
2000. 436 с.
Зайцева 2012 — Зайцева Т. А. Творческие уроки М. А. Балакирева: Пианизм, дирижирование, педагогика. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2012. 496 с.
Зайцева 2013а — Зайцева Т. А. Сокровища России: Духовная музыка М. А. Балакирева. М. : Музыка, 2013. 384 с.
Зайцева 2013б — Зайцева Т. А. Труды по инструментовке в библиотеке М. А. Балакирева // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. Сб. научных трудов ОГИИ. Вып. 13 / Гл. ред. Б. П. Хавторин; научн. ред. и сост. В. А. Логинова. Оренбург : ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей, 2013. С. 18-26.
Зайцева 2017 — Зайцева Т. А. М. А. Балакирев. Путь в будущее. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2017. 752 с.
Зайцева 2018а — Зайцева Т. А. По страницам «Христианского памятника» из библиотеки М. А. Балакирева // Художественное образование и наука. 2018. № 4. С. 122-128.
Зайцева 2018б — Зайцева Т. А. «Трактат по инструментовке» Г. Берлиоза в редакции М. А. Балакирева: взгляд в будущее // Художественное образование и наука. 2018. № 3. С. 81-87.
Балакирев 1962 — Милий Алексеевич Балакирев. Воспоминания и письма / Редкол.: Ю. А. Кремлев, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид (отв. ред.). Л. : Музгиз, 1962. 480 с.
Балакирев 1967 — Милий Алексеевич Балакирев. Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова, Э. Э. Язовицкая. Редкол.: А. С. Ляпунова, Ю. А. Кремлев, Э. Л. Фрид (отв. ред.). Л. : Музыка, 1967. 600 с.
Мандельштам 1999 — Мандельштам О. Э. Шум времени. СПб. : Азбука-Классика, 1999. 382 с.
Райскин 2014 — Райскин И. Г. Находки в лавке букиниста: «Изъ книгъ М. А. Балакирева» // Балакиреву посвящается : сб. статей и материалов / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2014. С. 370-377.— (Серия «Балакиреву посвящается». Вып. 3).
Сквирская 2014 — Сквирская Т. З. Из нотной библиотеки М. А. Балакирева // Балакиреву посвящается : сб. статей и материалов / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2014. С. 362-370. — (Серия «Балакиреву посвящается». Вып. 3).
Чернов 1925 — Чернов К. Н. Милий Алексеевич Балакирев (По воспоминаниям и письмам) // Музыкальная летопись. Статьи и материалы / Под ред. А. Н. Римского-Кор-сакова. Сб. 3. Л. ; М. : Мысль, 1925. С. 5-74.
References
Zaytseva T. A. (1999) Po stranicam knig iz biblioteki M. A. Balakireva [Through the pages of books from the library of M. A. Balakirev]. In: Keldyshevskij sbornik [Keldyshevsky collection]. Moscow : Gosudarstvennyj institut iskusstvoznanija. Р. 113-124. In Russian.
Zaytseva T. A. (2000) Mily Alekseevich Balakirev: Istoki [Mily Alekseevich Balakirev: Origins]. St. Petersburg : Sudarynja. 436 р. In Russian.
Zaytseva T. A. (2012) Tvorcheskie uroki M. A. Balakireva: Pianizm, dirizhirovanie, pedago-gika [Creative lessons of M. A. Balakirev: Pianism, conducting, pedagogy]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg. 496 р. In Russian.
Zaytseva T. A. (2013) Sokrovishha Rossii: Duhovnaja muzyka M. A. Balakireva [Treasures of Russia: Spiritual music of M. A. Balakirev]. Moscow : Muzyka. 384 p. In Russian.
Zaytseva T. A. (2013) Trudy po instrumentovke v biblioteke M. A. Balakireva [Works on instrumentation in the library of M. A. Balakirev]. In: Aktual'nye problemy kul'tury, iskusstva i hudozhestvennogo obrazovanija. Sb. nauchnyh trudov Orenburgskogo gosu-darstvennogo instituta iskusstv (OGII). [Actual problems of culture, art and art education. Sat. scientific works of OGII]. Iss. 13. Gl. red. B. P. Havtorin, nauchn. red. i sost. V. A. Lo-ginova. Orenburg : Orenburgskij gosudarstvennyj institut iskusstv im. L. i M. Rostropo-vichej. P. 18-26. In Russian.
Zaytseva T. A. (2017) M. A. Balakirev. Put' v budushhee [M. A. Balakirev. The way forward]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg. 752 p. In Russian.
Zaytseva T. A. (2018) Po stranicam "Hristianskogo pamjatnika" iz biblioteki M. A. Balakireva [On the pages of the "Christian monument" from the library of M. A. Balakirev]. In: Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. 2018. № 4. P. 122-128. In Russian.
Zaytseva T. A. (2018) "Traktat po instrumentovke" G. Berlioza v redakcii M. A. Balakireva: vzgljad v budushhee ["Treatise on instrumentation" G. Berlioz edited by M. A. Balakirev: a look into the future]. In: Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. 2018. № 3. P. 81-87. In Russian.
Balakirev M. A. (1962) Mily Alekseevich Balakirev. Vospominanija i pis'ma [Mily Alekseevich Balakirev. Memories and letters]. Redkol.: Yu. A. Kremlev, A. S. Lyapunova, E. L. Frid (otv. red.). Leningrad : Muzgiz. 480 p. In Russian.
Balakirev M. A. (1967) Mily Alekseevich Balakirev. Letopis' zhizni i tvorchestva [Mily Alexeye-vich Balakirev. Chronicle of life and work]. Sost. A. S. Lyapunova, E. E. Yazovitskaya. Redkol.: A. S. Lyapunova, Yu. A. Kremlev, E. L. Frid (otv. red.). Leningrad : Muzyka. 600 p. In Russian.
Mandelstam O. (1999) Shum vremeni [The noise of time]. St. Petersburg : Azbuka-Klassika. 382 p. In Russian.
Raiskin I. G. (2014) Nahodki v lavke bukinista: "Iz knig M. A. Balakireva" [Finds in the shop of the bookseller: "From the books of M. A. Balakirev"]. In: Balakirevu posvjashhaetsja : sb. statej i materialov [Balakirev dedicated to : collection of articles and materials]. Redaktor-sostavitel' T. A. Zaytseva. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg. P. 370377. In the series: Balakirevu posvjashhaetsja [Balakirev dedicated]. Iss. 3. In Russian.
Skvirskaya T. Z. (2014) Iz notnoi biblioteki M. A. Balakireva [From the music library of M. A. Balakirev]. In: Balakirevu posvjashhaetsja : sb. statej i materialov [Balakirev dedicated to : collection of articles and materials]. Redaktor-sostavitel' T. A. Zaytseva. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg. P. 362-370. In the series: Balakirevu posvjashhaetsja [Balakirev dedicated]. Iss. 3. In Russian.
Chernov K. N. (1925) Mily Alekseevich Balakirev (Po vospominanijam i pis'mam) [Mily Alexeyevich Balakirev. According to the memoirs and letters]. In: Muzykal'naja letopis'. Stat'i i materialy [Musical chronicle. Articles and materials]. Pod red. A. N. Rimskogo-Korsakova. Sb. 3. Leningrad ; Moscow : Mysl'. P. 5-74. In Russian.