Научная статья на тему 'ПОХОДКА КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОРТРЕТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В МЕМУАРНОМ ТЕКСТЕ'

ПОХОДКА КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОРТРЕТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В МЕМУАРНОМ ТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
173
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМУАРЫ / MEMOIRS / ПОРТРЕТ / PORTRAIT / ПОХОДКА / GAIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галич А.А.

Походка человека позволяет понять его внутренний мир, психологическое состояние, определить характер, выяснить индивидуальные особенности. Авторы мемуарных текстов часто используют отображения этого визуального элемента портретной характеристики. В одном случае походка реального героя свидетельствует о его уверенности в себе, неторопливости в принятие решений, прагматизме, чувстве собственного достоинства. В ином случае покачивание, расшатывание в портрете героя может говорить о его готовности в любой момент начать активное движение вперед, отражает его жизненную активность, направленность на социальное окружение. Временами легкая, возвышенная походка характерна для сильных и успешных человеческих личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОХОДКА КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОРТРЕТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В МЕМУАРНОМ ТЕКСТЕ»

ПОХОДКА КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОРТРЕТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В

МЕМУАРНОМ ТЕКСТЕ

Галич А.А. ©

Кандидат филологических наук, доцент, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Аннотация

Походка человека позволяет понять его внутренний мир, психологическое состояние, определить характер, выяснить индивидуальные особенности. Авторы мемуарных текстов часто используют отображения этого визуального элемента портретной характеристики. В одном случае походка реального героя свидетельствует о его уверенности в себе, неторопливости в принятие решений, прагматизме, чувстве собственного достоинства. В ином случае покачивание, расшатывание в портрете героя может говорить о его готовности в любой момент начать активное движение вперед, отражает его жизненную активность, направленность на социальное окружение. Временами легкая, возвышенная походка характерна для сильных и успешных человеческих личностей.

Ключевые слова: мемуары, портрет, походка. Keywords: memoirs, portrait, gait.

Документальная литература является одним из ведущих источников сохранения и передачи памяти человечества от поколения к поколению, от одной исторической эпохи к другой, от «Поучения» В. Мономаха к произведениям новейших авторов. Одним из перспективных направлений изучения документалистики является исследование в ней особенностей портретирования. Портретная характеристика реальной личности содержит указания на отдельные ее детали, такие как черты лица, взгляд, цвет волос, прическа, поза, жест, мимика, костюм, привычки, склонности, косметика и т.д. Важное место в портрете занимает походка. Она позволяет понять внутренний мир человека, его психологическое состояние, определить характер, выяснить индивидуальные особенности. Авторы документальных текстов вполне используют отображения этого визуального элемента портретной характеристики.

Главной целью этой работы является выяснение особенностей воспроизводства походки как составляющей портрета в мемуарных произведениях украинских и зарубежных писателей.

Вспоминая в мемуарах «На виртуальном ветру» Г. Грасса, А. Вознесенский сравнивает этого немецкого Нобелевского лауреата с грачом, птицей, которая достаточно распространена в Европе. Грача часто можно видеть на свежевспаханных полях, где он, важно расхаживая, добывает себе пищу. «Грасс - грач. Он и ходит-то важно, покачиваясь, склонив голову набок как эта важная птица, когда она, чуть торопясь за трактором, кося глазом, цепляет из свежей черноземной борозды блестящего жука или дождевого червя.

Он уверен в себе, неторопливый, полный мужского шарма, толковый. Даже галантные забавы он вставляет в расписание наравне с работой и приемом пищи» [1, 195]. Такая подмеченная мемуаристом походка немецкого писателя свидетельствует о его уверенности в себе, неторопливости в принятии решений, прагматизме, чувстве собственного достоинства. Эти психологические детали очень важны в создании объективного портрета современного немецкого писателя.

Е. Чикаленко только одним штрихом в лаконичном портрете известного украинского политика и историка первой трети ХХ в. М. Грушевского касается его походки: «Вчера опять встретил М. С. Грушевского; он явно делает вид, что не хочет со мной разговаривать, потому

© Галич А.А., 2016 г.

что, встретившись, коснется шапки и быстро бежит дальше» [2, 232]. В данном случае быстрая ходьба М. Грушевского свидетельствует о нежелании общаться с автором дневника, на что влияли политические разногласия между ними. Однако как вежливый воспитанный человек М. Грушевский продолжал визуальным жестом (прикосновением к шапке) здороваться с Е. Чикаленко.

Е. Титикайло также в лаконичном портрете вспоминает особенности походки известного поэта-шестидесятника В. Пидпалого: «В сером костюме, с портфелем в руке, он размашистым шагом прошел мимо меня ...» [3, 403]. Размашистая походка особенно у людей среднего и низкого роста свидетельствовала об их настойчивости, жизненной активности, экстравертности, то есть направленности человека на других людей, на социальное окружение, в среде которого постоянно находится этот человек. Известно, что В. Пидпалый имел средний рост, о чем в воспоминаниях о нем свидетельствуют многие, кто его знал, в частности В. Гудзенко: «... Белокурый юноша среднего роста в наглаженных белой рубашке и матросском клеше выходил на сцену актового зала» [3, 86]. С. Плачинда также в кратком портрете В. Пидпалого вспоминает своеобразие его походки: «Темно-синяя матросская фланелька, из-под разреза - три строки «рябчика». Голубые глаза. Большие. «Глазастый», -мелькнуло в голове. Но улыбка. Просто сияет! Сам стоит, покачиваясь, с ноги на ногу пошатывается. Будто даже хвастливо, немного даже задорно. А нижнюю губу там причудливо прикусил и глаза выкатив на меня - ждет ответа» [3, 335]. Покачивание, пошатывание в портрете В. Пидпалого может свидетельствовать о его готовности в любой момент начать активное движение вперед, а еще она свидетельствует о матросском прошлом поэта. Как и в предыдущем примере, походка героя отражает его жизненную активность, направленность на социальное окружение.

«Смущенный, изуродованный, какой бы раздавлен: ноги чуть тянет, плечи опущены (у него высокое давление)» [4, 177], - таким видится Олесю Гончару во время прогулки накануне Нового 1974 года М. Бажан уговаривающий писателя публично покаяться за «Собор». Подобная походка, воссоздана в портретной характеристике известного украинского поэта М. Бажана, свидетельствует не только об его старости, но и о плохом настроении, ведь партийные идеологи требовали от него заставить Олеся Гончара покаяться, в чем он был не заинтересован. «Звонил из санатория Конча-Заспа Николай Платонович [Бажан], поздравлял с «Гоголевскими путями». Жалуется на боль в ногах, прогулки только возле дома, дальше ноги не носят ... Какое это горе - старость! А голова ясная, и столько видано в жизни» [4, 486]. Эта запись в дневнике сделана почти через шесть лет. И здесь уже речь идет именно о старости, когда человек в возрасте из-за болей в ногах уже не думает о красивой походке.

Совсем другое дело, когда речь идет о молодых людях. В. Гомбрович при создании развернутого портрета молодой польской художницы как доминанту выделяет особенности ее походки: «Это девочка, блондинка, полька, молодая художница, с которой я познакомился два года назад, когда она появилась здесь с родины via Париж, - вдруг всплыла в моей памяти, когда я смотрел на этот мощный автомобиль, который увозил госпожу Мерседес. Девчонка не имела машины. Она провела в Аргентине несколько месяцев. Бегая с одной выставки на другую. От одного художника к другому. Трудолюбивая. Ну, эта не хотела потерять ни минуты. Сконцентрирована. Она дышала стремлением обогатить свое имущественное положение художника. Она шла по следу «ценностей», как легавая. Она ни о чем не говорила. Делая копии, наброски, заметки, полностью погружаясь в художественные проблемы и постоянно, без передышки, формируя себя, искренне, скромно, трудолюбиво. Не было чего-то другого, что бы захватывало так сильно, как это ее трудолюбие - ненасытная и набожная, тихоня» [5, 65 - 66]. В данном случае особенностью походки неназванной художницы из Польши является то, что она постоянно бегала, пытаясь за короткое время пребывания в Аргентине отшлифовать собственное профессиональное мастерство. Такая легкая ритмичная походка позволяет гораздо больше узнать о реальной героиню, чем описание движения ее конечностей.

В. Сосюра в мемуарном романе «Третья Рота», создавая портрет своего отца, отмечает его осанку и походку: «Он был стройный, широкоплечий, с грудью богатыря, немного согнутыми кавалерийскими ногами, ходил едва сутулясь и всегда смотрел немного вниз» [6, 6]. Известно, что манера ходить прямо связана с характером человека, а отец поэта нигде надолго не приживался, постоянно менял работы, в результате жизненных неудач пил, а потому в памяти сына отразилась его сутулость при ходьбе и взгляд всегда вниз. Пьянство привело к ранней смерти отца и стало причиной многих несчастий матери. Она всегда переживала, когда «ночью приходил вечно пьяный отец, и дом заливал водочный дух» [6, 77]. В. Сосюра тактично употребляет слово приходил, когда описывает возвращение пьяного отца домой, создавая своеобразную фигуру умолчания, заставляя читателя догадываться о походке нетрезвого человека. Чувствуя определенную уязвимость в воспроизведении походки отца, автор «Третьей Роты» будто смягчая сказанное, еще раз подчеркивает: «Он (отец. - А. Г.) ходил немного согнутым в сапогах и рубашке, подпоясанный веревкой, любил петь грустные украинские песни и писал стихи ...» [6, 77 - 78].

Олесь Гончар в дневнике отмечает особенности походки знаменитого украинского кинорежиссера А. Довженко, с которым он встречался в пятидесятые годы не раз: «Довженко не любил сидеть за столом. Он любил ходить и проповедовать. Образ его, пламенный и мудрый, сам просится на сравнение с библейскими пророками» [7, 208]. Движение режиссера всегда сопровождалось проповедью. Он много ходил: «... Ходил в полковничьей форме (она ему очень шла, и он любил ее носить)» [7, 204]. Походка

A. Довженко в военном наряде была красивой.

В воспоминаниях об А. Малышко С. Тельнюка есть эпизод, в котором поэт и его жена Л. Забашта шли вместе и смеялись: «У Союза писателей встретил Андрея Самойловича с Любовью Васильевной. Оба - веселые, румяные, жизнерадостные, красивые - шли смеясь нам навстречу» [8, 293]. «Шли смеясь» свидетельствует, что оба героя мемуаров были радостные, оптимистично настроенные, поэтому походка этих уже пожилых людей была легкой, возвышенной, характерной для сильных и успешных человеческих личностей.

А. Горская в воспоминаниях И. Жиленко предстает как сильная личность, одержимая творческим трудом, от которой она не может оторваться, даже когда к ней приходит муж В. Зарецкий: «... Она, растрепанная, заляпанная краской, голодная, вся в угле (рисует сейчас углем) - ползает на коленях по мастерской, рисует, мучится, рвет и снова рисует, и озверяется на Виктора, когда он приходит» [9, 387]. Мемуаристка об ее походке пишет, что она не двигается как другие люди, а в процессе творческого труда "ползает на коленях по мастерской", что свидетельствует о ней как человеке целеустремленном и волевом, чрезвычайно работоспособном, который пытается добиться успеха в творчестве.

Рисуя портрет писателя А. Головко в старости, С. Голованивский обращает внимание, что тот пытался ходить так, как это он делал когда-то в молодости, при этом его палка каждый раз лихо взлетала в воздух, хотя здоровье было уже не то: «Когда Андрею Васильевичу было под семьдесят, здоровье ухудшилось. Прохаживаясь липовой аллеей, он все еще ровно держался и твердо шел, его палка и теперь лихо взлетала, как будто пыталась разорвать безграничное пространство, но сердце ослабевало, повышалось кровяное давление, и врачи все чаще заставляли его лежать в постели ...» [10, 140].

Изредка в дневниках украинских писателей случаются коллективные портреты, визуальным элементом которых является шествие. Например, в ранних дневниковых записях

B. Винниченко, выполненных в неореалистического манере, отражена походка солдат-новобранцев, одетых еще в домашнюю одежду, но уже поставленных в строй, и их близких: «Солдаты будто другие люди, для марширующих, стрельбы, умирания массами и в одиночку. На этих же тяжело смотреть, видно, что они люди: у одного картуз, в другого шляпа, рубашки разные - красные, синие, там тужурка, пиджак, один в сапогах, второй в ботинках. Они маршируют но не массой, а каждый сам по себе, и движения их у каждого свои собственные, индивидуальные. Нет никакого сомнения, что это живые люди. ... Солдатам естественно идти по улице и петь. Но когда поют эти бородатые штатские люди,

одетые в разноцветную одежду, когда они, как мальчишки, ходят кучей по плацу и беспорядочно размахивают руками, кричат хриплыми голосами какую глухую песню, -тогда становится жутко» [11, 90]. Для солдат естественно маршировать, но их маршировка -это ритмичные отработанные движения, свидетельствующие о силе и слаженности военного подразделения. У В. Винниченко походка новобранцев свидетельствует о разнобое их, казалось бы, общего движения, идёт не слаженное подразделение, а каждый солдат отдельно, сам по себе. И хотя для солдат характерно идя в строю петь, но их пение у В. Винниченко ничего, кроме жути не вызывает.

Походка человека как совокупность индивидуальных признаков занимает важное место в портретной характеристике реальных героев мемуарных произведений. Она позволяет заглянуть во внутренний мир человека, понять его психологическое состояние, представить характер, выяснить его индивидуальное своеобразие. Для оценки походки важна амплитуда движения конечностей, положение тела, ширина шага, расшатывание тела. Авторы мемуарных текстов часто используют отображения этого визуального элемента портретной характеристики. В одном случае походка реального героя свидетельствует о его уверенности в себе, неторопливости в принятии решений, прагматизме, чувстве собственного достоинства. В противном случае покачивание, расшатывание в портрете героя может говорить о его готовности в любой момент начать активное движение вперед, отражает его жизненную активность, направленность на социальное окружение. Легкая, возвышенная походка характерна для сильных и успешных человеческих личностей.

Литература

1. Вознесенский Андрей. На виртуальном ветру. - М.: Вагриус, 1998. - 478 с.

2. Чикаленко Свген. Щоденник (1918 - 1919). - К.: Темпора, 2011. - 424 с.

3. Пшов у дорогу - за ластаками: Спогади про Володимира Пщпалого. - Кам'янець-Подшьський : ПП "Медобори-2006", 2011. - 496 с.

4. Гончар О. Т. Щоденники: У 3-х т.: Т.2 (1968 - 1983) - 2-ге вид, випр.. - К.: Веселка, 2008. - 706 с

5. Гомбрович Вггольд. Щоденник. У 3-х т. - Т.1 1953 - 1956 / Пер. з польськ. Р. Харчук. - К.: Основи, 1999. - 414 с.

6. Сосюра В. М. Третя Рота : роман / Упор. С. А. Гальченко, В. В. Сосюра; Пюлямова i прим. С. А. Гальченка. - К.: Рад. письменник, 1988. - 359 с.

7. Гончар О. Т. Щоденники: У 3-х т.: Т.3 (1984 - 1995) - 2-ге вид, випр. - К.: Веселка, 2008. - 646 с..

8. Тельнюк Станюлав. 1з щоденникових запишв (Уривки) // Рукопис: Укр. альм. спогадiв, щоденниюв, листав, док., свгглин: У 2-х т. - К.: Криниця, 2011. - Т. 2. - С. 278 - 315.

9. Жиленко 1рина. Homo feriens : Спогади; передм. Михайлини Коцюбинсько!. - К.: Смолоскип, 2011. - 816 с.

10. Головашвський С. Меморiал. - К.: Рад. письменник, 1988. - 342 с.

11. Винниченко Володимир. Щоденник. Т. I. 1911 - 1920. - Едмонтон - Нью-Йорк: Видання Канадського шституту Укра!нських студш, 1980. - 500 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.