Научная статья на тему 'ПОГРЕБЕНИЕ СКИФСКОГО НОБИЛЯ НА МОГИЛЬНИКЕ СУГЛУГ-ХЕМ В ТУВЕ'

ПОГРЕБЕНИЕ СКИФСКОГО НОБИЛЯ НА МОГИЛЬНИКЕ СУГЛУГ-ХЕМ В ТУВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
позднескифское время / погребение в срубе / украшения в зверином стиле / оружие / реконструкция облика и одежды скифского «нобиля» / Late Scythian time / burial in a log house / decorations in animal style / weapons / reconstruction of the appearance and clothing of the Scythian "nobil"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Владимир Анатольевич

В 2021 г. в Национальный музей Республики Тыва им.Алдан Маадыр был передан манекен, изображающий скифского воина, захоронение которого было исследовано на могильнике Суглуг-Хем в Центральной Туве. Погребение было непотревоженным и in situ лежали аксессуары, украшающие одежду, а также предметы вооружения. Изучая изобразительные материалы и привлекая аналогии из других исследованных памятников скифской эпохи, была предложена реконструкция облачения «нобиля», которая и была воплощена в материале. Она может занять достойное место в экспозиции Национального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURIAL OF A SCYTHIAN NOBLE AT THE SUGLUG-KHEM BURIAL GROUND IN TUVA

In 2021, to the National Museum of the Republic of Tyva named after Aldan Maadyr was given a mannequin depicting a Scythian warrior, whose burial was examined at the Suglug-Khem burial ground in Central Tuva. The burial was undisturbed and in situ there were accessories decorating clothes, as well as weapons items. Studying the pictorial materials and drawing analogies from other studied monuments of the Scythian era, a reconstruction of the vestments of the "noble" was proposed, which was embodied in the material. It can take a worthy place in the exposition of the National Museum.

Текст научной работы на тему «ПОГРЕБЕНИЕ СКИФСКОГО НОБИЛЯ НА МОГИЛЬНИКЕ СУГЛУГ-ХЕМ В ТУВЕ»

РАЗДЕЛ 4.

АРХЕОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 902.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-160-172

ПОГРЕБЕНИЕ СКИФСКОГО НОБИЛЯ НА МОГИЛЬНИКЕ СУГЛУГ-ХЕМ В

ТУВЕ1

Семенов Вл. А.

Аннотация. В 2021 г. в Национальный музей Республики Тыва им.Алдан Маадыр был передан манекен, изображающий скифского воина, захоронение которого было исследовано на могильнике Суглуг-Хем в Центральной Туве. Погребение было непотревоженным и in situ лежали аксессуары, украшающие одежду, а также предметы вооружения. Изучая изобразительные материалы и привлекая аналогии из других исследованных памятников скифской эпохи, была предложена реконструкция облачения «нобиля», которая и была воплощена в материале. Она может занять достойное место в экспозиции Национального музея.

Ключевые слова: позднескифское время, погребение в срубе, украшения в зверином стиле, оружие, реконструкция облика и одежды скифского «нобиля».

BURIAL OF A SCYTHIAN NOBLE AT THE SUGLUG-KHEM BURIAL GROUND

IN TUVA

Semenov VI. A.

Annotation. In 2021, to the National Museum of the Republic of Tyva named afterAldan Maadyr was given a mannequin depicting a Scythian warrior, whose burial was examined at the Suglug-Khem burial ground in Central Tuva. The burial was undisturbed and in situ there were accessories decorating clothes, as well as weapons items. Studying the pictorial materials and drawing analogies from other studied monuments of the Scythian era, a reconstruction of the vestments of the "noble" was proposed, which was embodied in the material. It can take a worthy place in the exposition of the National Museum.

Keywords: Late Scythian time, burial in a log house, decorations in animal style, weapons, reconstruction of the appearance and clothing of the Scythian "nobil".

Могильник Суглуг-Хем датируется озен-ала-белигским этапом уюкско-саглынской культуры - III-II в.в до н.э. Он раскапывался Тувинской археологической экспедицией ИИМК РАН в 1986-1998 гг., разделяется на две группы Суглуг-Хем I и II, находится на правобережье Улуг-Хема к северу от дороги Эрбек-Баян-Кол в 32 км от Кызыла, в замкнутой котловине между горами Чарга, Верхний Корбустуу и Хербис, прорезанной долиной реки Суглуг-Хем (рис. 1). На могильнике Суглуг-Хем I исследовано 35 объектов, включающих 17 срубов, 9 погребений в склепах и грунтовых ямах, 1 курган алды-бельской культуры с впускным погребением кок-эльского типа, 2 ритуальные оградки с остатками сожженных жертвоприношений, 1 курган с разрушенной наземной камерой и 5 поминальных выкладок. На могильнике Суглуг-Хем

1 Исследование проведено в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук по теме государственной работы: №0184-2019-0009 «Взаимодействие древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV тысячелетие до н. э. - I тысячелетие до н. э.)»

11-13 срубов без наземных сооружений (западины отмечали места захоронений). Большая часть захоронений была ограблена еще в древности, однако удалось получить представительный комплекс погребального инвентаря, коллекцию антропологического материала и исследовать достаточно полно погребальный обряд завершающего этапа скифской эпохи, что нашло свое отражение в монографии «Суглуг-Хем и Хайыракан -могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине» (2003) [Семенов, 2003].

Рис. 1. План могильников Суглуг-Хем I и II.

На западном краю могильника Суглуг-Хем 1 выделялась группа из пяти западин (объекты 24-27, 29) и одного кургана (объект 28), в которых были исследованы коллективные захоронения в срубах, поставленных в ямы глубиной от 1,6 до 2,15 м. Срубы сложены в 4 и 5 венцов, имели настил - пол, уложенный параллельно бревнам перекрытия (этот признак характерен для более ранних памятников уюкско-саглынской культуры). Между стенками ямы и сруба стояли деревянные столбы (коновязи?), обозначавшие юго-восточную половину сруба, через которую производились подхоронения. Из шести срубов три оказались не тронутыми грабителями, два ограблены частично и один сильно.

Наибольший интерес вызывает сруб 26, в котором был погребен мужчина в достаточно богатом облачении и с полным набором оружия (рис. 2-5). Сруб № 26 был поставлен в яме размером 5,3х4,8 м (25,44 м2) глубиной 1,8 м. На перекрытии сруба был сложен небольшой каменный курганчик, осевший вместе с перекрытием, и невидимый до раскопок на поверхности земли. Сруб слегка развернут сторонами СВ -ЮЗ. На эти стенки опиралось перекрытие, и около них стояли вертикально бревна, отмечающие юго-восточную часть сруба, через которую совершалось подхоронение. Пол сруба настелен параллельно перекрытию. Сруб сложен из расщепленных вдоль бревен, уложенных в четыре венца. Перекрытие было, по-видимому, двойным. Внутренняя площадь сруба 3х3 м (9 м2). По углам помещены кости животных. В нем было похоронено четыре человека: двое мужчин, ребенок и женщина.

Рис. 2. Могильник Суглуг-Хем 1. Объект 26. Планы перекрытия, захоронения и разрезы.

Рис. 5. Могильник Суглуг-Хем 1. Объект 26. Погребальный инвентарь.

Скелет № 1 лежал у северо-западной стенки головой на С-СВ на левом боку. У пояса железный акинак и железный чекан. Сохранность оружия плохая. Акинак не удалось снять, у чекана рассыпался боек. Голова лежала на каменной подушке. Вокруг головы находились вырезанные из золотой фольги птицегрифоны - всего 23 изделия,

которые нашивались на какую-то основу (ткань или кожу). Кроме птиц здесь же были фрагменты золотой фольги неопределенного назначения и один наглазник. На шее усопшего была железная гривна, плакированная золотом. В области грудной клетки найдено 16 оттиснутых в фольге пантер, которые лежали попарно. Некоторые пантеры сохранились фрагментарно. Пояс состоял из 20 раковин каури, обернутых золотой фольгой. Из-за этого раковины утратили свою форму и превратились с известковую массу. Украшением пояса служили также бусы - 2 зеленые стеклянные с рисунком и пастовый бисер. К поясу крепились золотые пластинки шириной 35 мм и длиной 65 мм с оттиском головы хищника. Здесь же в районе пояса найдено много обрывков и неопределенных кусочков тонкой фольги, которая могла покрывать несохранившиеся ножны акинака и рукоять чекана. Вдоль длинных костей ног лежали золотые плоски, а вокруг ступней мелкие нашивки геометрической формы и фрагменты фольги. В юго-западном углу сруба найдена круглая золотая эмблема с нечетким изображением свернувшегося хищника и фрагмент бронзового зеркала с бортиком и двумя отверстиями.

Вместе с этим «нобилем» были похоронены ребенок и женщина. Они оба лежали на правом боку, лицом к мужчине. Интересно, что на позднем этапе скифской культуры Тувы широко представлены тройные захоронения - женщина, мужчина и ребенок. У ребенка был пояс из семи раковин каури, бусы, клык марала, бронзовая пятикольчатая бляшка, бронзовая пуговица, на костях следы красного лака, также, вероятно, покрытие пояса, в головах костяная пряжка.

У погребенной женщины никаких предметов не было. Но за ее спиной в юго-восточной половине сруба лежал плоский камень, на котором находился раздавленный глиняный сосуд баночной формы и четыре раковины каури. В головах этого тройного погребения стояло еще два глиняных сосуда. Под каменной подушкой сохранилась полоска бересты.

У северо-восточной стенки сруба на правом боку головой на СЗ лежал четвертый костяк - мужчина, с железным акинаком и поясом из семи раковин каури. Акинак снять не удалось. Здесь же найден костяной наконечник стрелы.

В северо-западном углу сруба сложено семь глиняных сосудов, деревянная чашка, бронзовое зеркало. В северо-восточном углу сложены черепа овец и лошади. Всего в срубе было десять керамических сосудов, представленных всеми типами керамики.

Сруб № 29 во многом дублирует погребальный обряд сруба № 26 (рис. 6, 7). Здесь основным, главным членом является в обоих срубах человек, занимающий западный угол, уложенный на левом боку, вдоль северо-западной стенки, головой на СВ. Оба эти "персонажа" имели роскошное погребальное облачение, расшитое накладками из золотой фольги. Эти накладки в виде орлов и пантер нашивались на шапку или диадему и кафтан. Погребенный в срубе № 26 "нобиль" носил на шее железную гривну, плакированную золотом, являющуюся знаком высокого социального ранга, своего рода инсигнией власти. Оба погребенных были воинами, они захоронены с железным оружием и имеют по акинаку и боевому чекану. Кроме того, за спиной костяка в срубе № 29 сохранились длинные полоски рыбьей кожи, которые наклеивались на лук. Перед каждым из этих погребенных на правом боку лежало еще по два человека, только в первом случае (сруб № 26) один был ребенок, а в срубе № 29 оба были взрослые, но и в том и другом случаях с ограниченным набором погребального инвентаря. А именно у ребенка из сруба № 26 на поясе было несколько раковин каури, у взрослой женщины -ничего. В срубе № 29 "пустым" был средний погребенный, костяк № 3 имел поясную пряжку в виде женской фигурки. В головах этих усопших лежал погребенный на правом боку мужчина, ориентированный головой на СЗ. При нем находился железный акинак. В срубе № 29 в его ногах покоилось еще три человека с той же ориентацией - один на правом боку и два на левом, почти без инвентаря.

в о 100

—I_I_I

Рис. 6. Могильник Суглуг-Хем 1. Объект 29. Погребальный инвентарь.

Рис. 7. Могильник Суглуг-Хем 1. Объект 29. Погребальный инвентарь.

Точно также и в срубе № 26 в головах трех погребенных в северо-восточном направлении лежал мужчина с северо-западной ориентацией с железным акинаком и несколькими раковинами каури. Можно предположить, что это был своего рода «охранник». Здесь в свободной части сруба находилось нечто вроде кенотафа - на каменной плите был помещен раздавленный глиняный горшок и несколько раковин

каури. Керамика в обоих срубах ставилась не в изголовье каждого погребенного отдельно, а по несколько горшков в одном месте. В срубе № 26 это был северный угол, а в № 29 - между скелетами с северо-западной стенки. Всего в срубе № 26 - было 10 керамических сосудов, в срубе № 29 - 5.

1

I_I_I_I

Рис. 8 и 9. Могильник Суглуг-Хем 1. Объект 26.

Нашивки из золотой фольги на головной убор.

На основании данных полученных в результате раскопок сруба № 26 могильника Суглуг-Хем 1 было реконструировано расположение украшений на одежде усопшего [Семенов, 1998: 160-163, рис. 12]. Ее декор состоял более чем из 100 золотых нашивок и раковин каури, обернутых золотой фольгой. Голову, погребенного украшала матерчатая или кожаная диадема с золотыми орлами 50-55 см в окружности. В центре располагалась фигура размером 90х50 мм (рис. 8). Еще 22 птицы меньших размеров нашивались на диадему в два ряда. На шее усопший носил железную плакированную золотой фольгой гривну. Костюм украшали 16 «скребущих» пантер, пояс - большие золотые пластины и 20 раковин каури (рис. 9). Обувь была обшита фигурами геометрических очертаний и

длинными полосками золотой фольги. Подобные золотые полоски применялись при украшении обуви и в алды-бельской культуре. На поясе висели чекан и акинак из железа. Детали «золотого» костюма, обнаруженные в срубе № 26 встречены и в срубе № 29. Здесь на головном уборе одного из погребенных были такие же орлы, только в меньшем количестве, а на костюм нашивались пантеры.

Традиция украшать головной убор золотыми орлами существовала среди тувинских кочевников, вероятно, уже в 5 в. до нэ., о чем свидетельствуют находки в кургане № 126 под Тураном (раскопки С. А. Теплоухова). Там также найдены 23 золотых бляшки возле черепа погребенного, 12 из которых в виде фигурок орла, а также бронзовая, обернутая золотым листом гривна [Полторацкая, 1966: 86-87]. Сравнительно много орлов и пантер из фольги обнаружено при раскопках элитных курганов на могильнике Кош-Пей.

Золото, как нетленный материал - субстанция солнечной энергии, чрезвычайно ценилось всеми варварами и особенно скифами. Смерть царя у скифов равнялась по своему значению заходу солнца. Варварские владыки и знатные воины погребались в расшитых золотыми украшениями облачениях. Оружие - клинки мечей и кинжалов, и даже наконечники стрел имели золотые аппликации. В неграбленых царских курганах вес золотых изделий исчисляется десятками килограмм.

Скифские ювелиры достигли высочайшего мастерства в отделке украшений, используя литье, прокат, ковку, спайку деталей, гравирование и другие приемы обработки драгоценных металлов. Многие вещи изготавливались в кочевых условиях и простыми инструментами. Основная работа производилась ножом. Скифы в совершенстве владели искусством резьбы, как по дереву и кости, так и по металлу. Для изготовления золотых аппликаций сначала вырезалась деревянная или костяная основа.

На многих вещах, которые клались в могилу, нет признаков использования. Это касается как оружия, конского снаряжения, так и украшений. Богато украшенный костюм был изготовлен для похорон, чтобы умерший предстал перед богами в ином мире во всем великолепии.

Рис. 10. 1 - реконструкция костюма воина могильника Суглуг-Хем;

2 - изображение на барельефе из Халчияна.

Могильник Суглуг-Хем датируется периодами активизации сюнну в Центральной Азии. Возможно, он был оставлен усунями, культура которых близка культуре юечжи. В связи с этим интересно сопоставить реконструированный погребальный костюм воина из сруба № 26 на Суглуг-Хеме 1 со скульптурой и барельефами Халчаяна (рис. 10). Здесь представлены мужские портреты с головными повязками, в поколенных кафтанах, перетянутых поясом и с художественной оторочкой по бортам (Массон, 1985: 250-272, табл.70, 71).

Рис. 11. Манекен, изображающий скифского нобиля из могильника Суглуг-Хем.

В 2008 г. на основании предложенной реконструкции был создан манекен (рис. 11). Саму фигуру создал скульптор член союза художников России Николай Карлыханов, основываясь на антропологических данных. Высота фигуры 175 см. Это был человек европеоидного типа с довольно большой головой и широкими плечами, но при этом с узким тазом и немного укороченными ногами. Одежда была сшита костюмером Мариинского театра Еленой Курильской по консультациям доктора исторических наук С. А. Яценко, крупнейшего специалиста по истории костюма. Костюм сшит из шерстяной ткани. Преобладают два основных цвета - красный и синий

во всех оттенках. По мнению С. А. Яценко так окрашивалась одежда индоиранских племен, скифов прежде всего [Яценко, 2006]. На голове воина была шапка из красной шерстяной ткани с треугольным верхом и с широкой нижней полосой, на которой были прикреплены фигуры птиц. Куртка была из синей шерстяной ткани. На ее бортах (красного цвета) нашиты с двух сторон фигуры пантер. На манекене все фигуры, имитирующие золотые нашивки сделаны в технике гальванопластики Н. Карлыхановым. Рукава куртки обшиты полосами красной ткани разных оттенков. Штаны, типа шароваров - красного цвета, с внешней стороны имеют золотые нашивные пластины, наподобие лампасов. Обувь - мягкие кожаные короткие сапоги. Они по центру вдоль стелек и с внешней стороны на подошве обшиты золотой фольгой в виде различных геометрических фигур. Крепились сапожки шерстяным шнурком, сплетенным из двух нитей - красного и синего цветов. Пояс из тонкой кожи украшен тремя большими нашивными пластинами в виде головы кошачьего хищника и раковинами каури, обернутыми имитацией золой фольги. Он завязывался на кожаные шнурки, на конце которых находятся костяные ворворки - наконечники ремня копытовидной формы. К поясу подвешены на кожаных ремешках каменный оселок, бронзовый колчанный крюк и имитация модель железного кинжала в кожаных ножных. На круглом навершие кинжала наклеена круглая эмблема в виде солнечного знака - «сигнерова» колеса, имитирующая золото. В правой руке манекена находится муляж чекана - боевого топора на деревянной рукояти, увенчанной бронзовым втоком. Данная реконструкция сделана на основе научного анализа полученного материала, поэтому может претендовать на определенную достоверность. Безусловно, она займет соответствующее место в экспозиции Национального музея Республики Тыва.

Список литературы:

Массон В. М. Северная Бактрия // Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М. 1985.

Полторацкая В. Н. Памятники эпохи ранних кочевников в Туве (по раскопкам С. А. Теплоухова) // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 8. Л.: 1966. С. 78-102.

Семенов Вл. А. Вооружение и воинский костюм скифов Тувы (алды-бельская и уюкско-саглынская культура) // Военная археология. СПб. 1998. С.160-163.

Семенов Вл. А. Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине. СПб: Петербургское востоковедение. 2003. 240 с.

Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы) // М.: 2006. 664 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Семенов Владимир Анатольевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Российская Академия художеств). Электронный адрес: ranbov@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Semenov Vladimir Anatolyevich, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Department of Archeology of Central Asia and the Caucasus of Institute of the History of Material Culture of Russian Academy of Sciences, Professor at the Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture (Russian Academy of Arts). Russia, St. Peterburg. E-mail: ranbov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.