УДК 902.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-6-11
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ В УРОЧИЩЕ ЭКИ-ОТТУГ В ДОЛИНЕ РЕКИ ЭЭРБЕК
(ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТУВА)
Килуновская М.Е.1
Аннотация. Статья посвящена погребальным памятникам, исследованным в долине реки Ээрбек в урочище Эки-Оттуг. В их конструкции и сопроводительном инвентаре сочетаются элементы раннескифской алды-бельской культуры (курганы-кладбища с захоронениями в срубах и сопроводительных, в основном детских, в ящиках и колодах, оленные камни, «клады» конского снаряжения, пекторали, серьги с конусовидной подвеской, бронзовые и костяные заколки, бронзовые зеркала с петлей в центре, бронзовые кинжалы с бабочковидным перекрестием, бронзовые чеканы втульчатые, на позднем этапе проушные, бронзовые наконечники стрел втульчатые и черешковые (на раннем этапе с фигурной боевой головкой, на позднем трехлопастные); костяные пулевидные наконечники стрел) и более поздним - уюкским типом памятников уюкско-саглынской культуры (поясные украшения в виде бабочковидных бляшек, колчанные крюки, массивные обоймы и ворворки, трехгранные и трехлопастные наконечники стрел и др.). Поясные украшения находят аналогии на Восточном Алтае в Барнаульском Приобье. Судя по всему, мы имеем дело с проникновением в Туву новой волны населения с Казахстана и Алтая. Возможен и другой путь - из Северного Китая (Ороса) в Туву на Алтай.
Ключевые слова: раннескифское время, алды-бельская, уюкско-саглынская культуры, курганы, срубы, захоронения в каменных ящиках, оленные камни, погребальный инвентарь
THE PROBLEM OF CULTURAL ATTRIBUTION OF BURIAL SITES IN EKI-OTTUG TRACT IN EERBEK RIVER VALLEY (CENTRAL TUVA)
Kilunovskaya M.E.
Abstract. The article concerns burial sites excavated in Eerbek Valley in Eki-Ottug Tract. The construction and burial furniture combine elements of early Scythian Aldy-Bel Culture (kurgan cemeteries with burials in wooden structures and accompanying burials in stone boxes and wooden coffin made of logs (mostly of children), Deer stones, "treasures" of horse equipment, pectorals, earrings with cone-like pendants, bronze and bone barrettes, bronze mirrors with loops in the middle, bronze daggers with butterfly-like cross, bronze hammer-axes, bronze arrowheads, hollow-based socketed (with figured head in early period and three-bladed later), bone bullet-like arrowheads) with later Uyuk type of burials of Uyuk-Saglyn Culture (belt decorations with butterfly-like plaques, quiver hooks, massive clips and buckles, three-edged and three-bladed arrowheads etc.). Belt decorations have analogues in Eastern Altai in Barnaul Priobye. It appears that we deal with infiltration of a new wave of population from Kazakhstan and Altai. There may be another way from Northen China (Ordos) through Tuva to Altai.
Keywords: Early Scythian Times, Aldy-Bel Culture, Uyuk-Sagltn Culture, kurgans, stone box burials, Deer Stones, burial furniture.
1 Исследование проведено в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук по теме государственной работы: №0184-2019-0009 «Взаимодействие древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV тысячелетие до н. э. - I тысячелетие до н. э.)»
В 2011-2016 гг. Тувинская археологическая экспедиция ИИМК РАН проводила археологические исследования по трассе проектируемой железной дороги Элегест-Кызыл-Курганино. Часть трассы проходит по долине реки Ээрбек - правобережному непересыхающему притоку Верхнего Енисея. Здесь экспедицией было раскопано более 150 курганов разных исторических эпох: поздней бронзы - монгун-тайгинской культуры, раннескифского и скифского, гунно-сарматского времени и эпохи средневековья. В данной статье мы хотели бы сосредоточить внимание на памятниках раннескифского времени, а именно позднего этапа алды-бельской культуры, раскопанных в урочище Эки-Оттуг. В этих захоронениях сочетаются черты алды-бельской культуры, выделенной А.Д.Грачом по материалам раскопок на правом берегу Енисея, и уюкско-саглынской.
Рис. 1. Местоположение памятников 1 - могильники Эки-Оттуг 1 и 2; 2 - могильник Догээ-Баары; 3 - могильник Чарга; 4 - могильник Копто
На правом берегу реки Ээрбек вблизи от впадения ручья Эки-Оттуг в 20 км к северу от пос. Ээрбек располагаются могильники Эки-Оттуг 1 и 2. Урочище начинается от прижима ниже по течению реки, где она вплотную подходит к горам, и простирается по нижней надпойменной речной террасе по правому берегу до поворота реки и прижима в верхнем течении. В переводе с тувинского «Эки-Оттуг» -«хороший покос». И действительно вдоль склонов горы и по берегу реки располагаются покосы тувинцев.
Могильник Эки-Оттуг 1 состоял из 12 курганов с каменно-земляными насыпями диаметром 10-12 м, высотой 0,3-0,4 м с глубокими западинами в центре. Некоторые курганы примыкали друг к другу, образуя цепочки. Так объекты 1, 2, 7 и 10 представляют собой цепочку, вытянувшуюся в направлении СЗ-ЮВ. Другой комплекс составляют курганы 6 и 12 и примыкающий к ним объект 11, представляющий собой ряд камней (возможно, ритуальную выкладку). Третий комплекс - это курганы 4 и 5, находящиеся в 10 м друг от друга. Объекты 8 и 9 после раскопок оказались каменными набросками, среди которых были фрагменты керамики (объект 9) и оленный камень
(объект 8). Этот оленный камень лежал к С от кургана 3, который занимал обособленное место на могильнике и является самым ранним.
Самый ранний курган 3 относится к алды-бельской культуре VII в. до н.э. Насыпь кургана представляла собой платформу, сложенную из больших камней -кангломератов. В насыпи кургана найдено более 130 фрагментов керамики от баночных сосудов большого диаметра, а также керамических мисок, с весьма тонкими стенками с лощением и налепными валиками. Под наземным сооружением (в основном в центре кургана) обнаружены кости животных, среди них преобладают кости лошади, кроме того, здесь есть кости очень крупной косули (косуля достигала роста северного оленя), череп и кости ног небольшой собаки, довольно много костей крупного копытного животного типа яка, дикого барана, коровы, овцы/козы, а также обломков костей мелких животных. По ним можно судить, что на кургане устраивались поминальные ритуалы, во время которых в жертву приносились мясные части туш животных. О чём говорит и полоса прокаленной земли в северо-западном секторе. В центре в неглубокой яме стоял разрушенный каменный ящик, в котором было захоронение мужчины (возраст более 30 лет) с ребенком. Погребенный лежал головой на запад. Возле ног сохранился кожаный колчан с пятью наконечниками стрел: 4 бронзовых и одна деревянная - томара. На бронзовых стрелах сохранились древки и обмотка из сухожилий. Все они черешковые, трехлопастные, с утяжеленным острием, с арочным орнаментом на лопастях. Черешок круглый в основании и уплощенный на конце. Высота черешка стрелы в 2,5 раза больше бойка. Подобные наконечники стрел встречаются в памятниках алды-бельской культуры, например, на могильнике Копто, и могут датироваться концом VII-VI в. до н.э. [Чугунов, 2000: с. 215-234].
К северу от кургана лежал оленный камень. Это была обработанная галька 60х20х10 см с выбитыми по бокам кругами - серьгами и тремя косыми полосами. Второй камень находился в кургане 2 над могилой младенца в деревянной колоде. Он представлял собой продолговатый вытянутый валун длиной 70 см и шириной 15 см, расширяющийся в нижней части. В верхней части камень опоясывала выбитая полоса шириной 1 см, над которой находились 3 косые широкие линии. В средней части контурной линией показана фигура копытного животного - оленя или козла (голова животного не сохранилась), который стоит «на кончиках копыт» и выполнен в аржано -майэмирском стиле. Оленные камни очень важный атрибут ранних культур скифов, который символизировал славу и доблесть погибших героев.
Курган 2 также относится к алды-бельской культуре, но несколько позднее (конец VII- VI в.в. до н.э.). Это курган - кладбище, состоящий из трех могильных ям, каждая из которых была перекрыта каменной наброской, которые впоследствии слились в единую вытянутую каменную насыпь. Вокруг ям было 5 сопроводительных детских погребений в деревянных колодах (№ 1, 5-8). Курган находился на краю речного берега, поэтому в могильных ямах на дне была вода, что сильно затрудняло работу. Зато из ям с водой происходят лучшие находки - бронзовое оружие, зеркала и украшения. Все могильные ямы были разграблены. На дне были деревянные конструкции в виде рам из бревен, перекрытых небольшими бревнами. Пола не было. Размеры ям примерно от 4х4 до 2,5х2,5 м, а глубина более 3 м. Наибольший интерес представляет могила 2, в которой было погребено 6 человек: три женщины (25, 17-19 и 25-30 лет), два мужчины (около 25 и 35-40 лет), а также человек 25-30 лет, пол которого не определен. В центре ямы на глубине около 2 м обнаружены стоящие вертикально 3 рога марала, которые, по-видимому, использовались в древности для раскапывания могилы (скорей всего грабителями). Человеческие кости были разбросаны по всей площади погребения и только один костяк лежал in situ, головой на СЗ, на левом боку, в скорченном положении. Это была женщина. Для нее были положены бронзовые зеркала, поясные обоймы, бронзовые шилья и нож. Вдоль северо -восточной стенки ямы было скопление длинных костей ног, которые также лежали
in situ (можно установить положение погребенных на левом боку головой на СЗ, в скорченном положении). Около них обнаружено два комплекта, включающие бронзовые кинжалы и ножи, поясные обоймы, костяные и бронзовые наконечники стрел, бронзовые пряжка с волютным орнаментом, ложечковидная подвеска, ворворки, каменный оселок и два клыка кабарги.
С СЗ к кургану 2 примыкал курган 7, в котором был погребен один человек, от которого сохранились in situ длинные кости ног со стопами и левой половиной таза, а также плечевая кость левой руки. Около бедренной кости был роговой кинжал, а там, где должны были находиться кисти рук 8 бронзовых наконечников стрел. Наконечники лежали компактно, по-видимому, in situ.
Подобные погребальные комплексы были исследованы на могильнике Эки-Оттуг 2, который находится в 500 м к северу по р.Ээрбек. На этом могильнике восемь объектов. Три из них - это описанные выше курганы-кладбища, так под одной насыпью в кургане 5 было четыре глубоких могилы, в кургане 6 - три. Самый большой это курган 1, где было шесть захоронений в ямах глубиной около 3 м по центральной оси СЗ-ЮВ и 34 сопроводительных захоронений вокруг них в каменных ящиках, деревянных колодах и просто грунтовых ямках. Весь комплекс протянулся на 56 м. На поверхности захоронения в ямах были отмечены пятью западинами глубиной около 20 см и диаметром около 3 м. Диаметр каменных насыпей над каждой могилой около 7-9 м. Для этих погребений характерно, что в них вместо срубов сделаны деревянные рамы из больших бревен, которые перекрывались бревнами. Пола в них нет, погребенные лежали просто на земле. Этот погребальный комплекс сооружался в течение длительного времени (не менее 100 лет). Самые ранние это погребения 2 и 3,затем 4 и 5, к которым были пристроены могилы 1 и 6. Несмотря на то, что все центральные погребения были сильно разграблены, из них получен представительный материал - наконечники стрел, колчанные крюки, поясные украшения, зеркала и др., который позволяет их связать в основном с уюкской культурой, но в то же время планиграфия кургана с многочисленными впускными захоронениями, клады конского снаряжения, один из которых лежал на уровне древнего горизонта у западины 3, а второй в детском захоронении в колоде под каменной плитой под головой младенца (случай уникальный), позволяют связать этот памятник с алды-бельской культурой. Ближайшие аналогии этим памятникам мы находим на могильнике Копто на одноименной реке, впадающей в Каа-Хем, который был исследован К.В.Чугуновым [Чугунов, 2005: с. 68-92].
Самыми ранними на могильнике Эки-Оттуг 2 являются курганы-кладбища 5 и 6. В их насыпи были обнаружены оленные камни. Они также, как и объект 2 Эки-Оттуг 1 и объект 1 Эки-Оттуг 2 располагались близко к берегу реки, что по-видимому также является важной деталью для этих сооружений. Объект 5 состоял из четырех примыкающих друг к другу курганов, сооруженных последовательно, и 9 сопроводительных детских захоронений в колодах и ящиках, а объект 6 из двух. Интересно, что в насыпях, как в раннем алды-бельском памятнике 3 Эки-Оттуг 1, было найдено несколько сотен фрагментов красноглиняных керамических и серо-глиняных сосудов, а также костей животных. В могилах размерами 2,5х2,5 м глубиной около 3 м были остатки деревянных рам и захоронения от 3 до 6 человек. Северная часть могильной ямы 2 в кургане 5 ямы оказалась не потревоженной грабителями. Там был открыт скелет, принадлежавший мужчине в возрасте 25-30 лет, лежавший головой на запад на левом боку со слегка подогнутыми ногами. Под черепом был положен плоский камень. Рядом с черепом была найдена серьга из золотой проволоки с пламевидной подвеской из золотой фольги. На его шейных позвонках лежала накладка шейной гривны, свёрнутая из золотой фольги, а рядом с ней обнаружена полусферическая бляшка из золотой фольги. На костях грудной клетки лежал бронзовый втульчатый чекан с остатками деревянной рукояти во втулке и бронзовый
вток. Рядом с тазовыми костями погребённого обнаружен бронзовый колчанный крюк, представляющий собой стилизованную птичью головку с длинным сильно изогнутым клювом. Там же были найдены детали поясного набора: четыре бронзовых ворворки, бабочковидная бляшка, Б-овидная бляшка и орнаментированная портупейная бляха. В непосредственной близости от них находились фрагмент золотой фольги и плохой сохранности оселок из сланца. Под левой тазовой костью погребённого найдены лежавшие компактно бронзовые кинжал с бабочковидным перекрестьем и с изображением волчьих голов на навершии рукояти и нож, лезвие которого было обвито узкой (6-8 мм) полоской из коры караганника. Под этими находками обнаружены фрагменты кожи (возможно, остатки ножен), под которыми найдена бронзовая бляшка, изображающая кабана. В области ног обнаружены остатки тонких деревянных палочек, очевидно, древки стрел, положенного в могилу колчана, о чём могут свидетельствовать найденные здесь же фрагменты бересты, а также компактно лежавшие рядом 31 наконечник стрел, - 6 бронзовых трёхлопастных черешковых;
1 бронзовый двухлопастной втульчатый, 21 костяной трёхгранный черешковый,
2 костяных пулевидных и один костяной трёхгранный с расщеплённым насадом.
Среди погребального инвентаря в курганах 5 и 6 можно выделить пласт артефактов, которые можно соотнести с алды-бельской культурой - золотые серьги с конусовидной подвеской, украшенной зернью, втульчатый чекан, зеркало с центральной петлей на четырех ножках, золотые пекторали. В то же время мы здесь видим черешковые трехгранные наконечники стрел, проушные чеканы, зеркала с боковой ручкой, колчанные крюки, бабочковидные поясные обоймы и др. широко распространенные в курганах уюкско-саглынской культуры.
Остальные курганы на могильниках Эки-Оттуг 1 и 2 находились ближе к склону гор и представляли собой каменно -земляные курганы, которые по погребальному обряду и инвентарю полностью соответствуют памятникам уюкско-саглынской культуры - V- начала IV в.в. до н.э. Под насыпями кургана в центре находились могилы от 2,2х2,2 м до 2,5х2,5, глубиной 3,55 и 3,3 м, ориентированы стенками по странам света, на дне которых был деревянный сруб, поставленный на дощатый пол. В них было похоронено от 6 до 9 человек. Несмотря на сильную разграбленность курганов в них был найден многочисленный инвентарь. Самая многочисленная категория находок - черешковые наконечники стрел костяные (трехгранные, двулопастные, с расщепленным насадом) и бронзовые (трехгранные, трехлопастные). В нескольких случаях длина черешка превышает длину боевой части наконечника. Из других категорий вещей нужно отметить бронзовые медалевидные зеркала, бронзовые кельты, колчанные крюки, большое количество ворворок, поясных напускных бляшек и обоймиц, пластинчатые ножи вместе с шилом. В могилах обнаружены уникальные украшения пояса - это прямоугольные бронзовые бляшки с шестью, девятью и двенадцатью полусферами, а в к.4 - из пяти полусфер, две бронзовые бляшки, выполненные в зверином стиле, изображающие кусающего себя за хвост кошачьего хищника. Они находят аналогии за пределами Тувы в Ордосе и Новосибирском Приобье [Килуновская, Фролов, 2020: с.126-138]. Бронзовые поясные бабочковидные бляшки с прорезными в виде запятых отверстиями на лопастях и с ассиметрично развернутыми головами грифонов находят широкие аналогии, как в Туве, так и за ее пределами от Ордоса до Новосибирского Приобья, и могут в известной мере служить хронологическими индикаторами. Это же можно сказать и о небольшом бронзовом кельте с ушком.
Таким образом на могильниках Эки-Оттуг 1 и 2 представлены два типа памятников: переходные памятники от алды-бельской к уюкской культуре (ЭО-1 курган 2, 7; ЭО2 курганы 1, 2, 5 и 6). Ранее эти переходного типа памятники были раскопаны на могильнике Чарга при прокладке автомобильной дороги Ээрбек-Баян-Кол [Семенов, Килуновская, Чугунов, 1995: с.23-30]. Для них характерны срубы
в глубоких ямах, в погребальный инвентарь которых не входит керамика, но постоянно встречаются сопроводительные детские погребения в каменных ящиках и деревянных колодах. Наборы наконечников стрел, обнаруженные на могильниках Эки-Оттуг и Чарга идентичны. Они могут датироваться VI в. до н.э. Второй тип памятников можно отнести к раннему этапу уюкско-саглынской культуры, и находит более четкие аналогии на могильнике Догээ-Баары [Чугунов, 2007: с. 123-144]. По-видимому, в конце VII-начале VI в. до н.э. в Туву проникало скифское население из Казахстана и Алтая (возможно саки), которое смешиваясь с алды-бельцами, создавало памятники смешанного типа - уюкско-алды-бельского.
Список литературы:
1. Килуновская М.Е., Фролов Я.В. Сравнительный анализ поясных украшений скифского времени Барнаульского Приобья и Тувы // Вещь в контексте погребального обряда. Материалы научной конференции. М., 2020. С.126-138.
2. Семенов В.А., Килуновская М.Е., Чугунов К.В. Археологические исследования на правобережье Улуг-Хема // Южная Сибирь в древности. СПб, 1995. С.23-30.
3. Чугунов К.В. Бронзовые наконечники стрел скифского времени Тувы // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. Сборник статей к 60-летию Марка Лазаревича Подольского. СПб, 2000. С.215-234.
4. Чугунов К.В. Курганы раннескифского времени могильника Копто и вопрос синхронизации алды-бельской и тагарской культур // Археологический сборник Государственного Эрмитажа (37). СПб: Из-во Государственного Эрмитажа, 2005. С.68-92.
5. Чугунов К.В. Могильник Догээ-Баары 2 как памятник начала уюкско-саглынской культуры Тувы (по материалам раскопок 1990-1998 гг.) // А.В. Сборник научных трудов в честь 60-летия А.В. Виноградова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2007. - С.123-144.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Килуновская Марина Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная 18. Электронный адрес: kilunmar@ mail.ru. ORCID 0000-0001-6458-9166.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Kilunovskaya Marina Evgen'evna, Candidate of Historical Sciences, Senior researcher of the Department of Archeology of Central Asia of Institute of History of Material Culture of Russian Academy of Sciences, Russia, St. Petersburg, Dvorzovaya emb., 18. E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0001-6458-9166.