Научная статья на тему 'БИКУЛЬТУРАЛИЗМ В СКИФСКОЕ ВРЕМЯ В ТУВЕ'

БИКУЛЬТУРАЛИЗМ В СКИФСКОЕ ВРЕМЯ В ТУВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скифское время / уюкская / саглынская культуры / срубы / элитные погребения / Scythian time / Uyuk culture / Saglyn culture / wooden structures / elite burials

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Вл.А.

Статья посвящена сосуществованию двух культурных традиций в скифское время в Туве и типологии керамики, обнаруженной в погребальных памятниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Семенов Вл.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BICULTURALISM IN TUVA IN SCYTHIAN TIMES

The article concerns the co-existence of two cultural traditions of Scythian Times in Tuva and the typology of pottery from the burials.

Текст научной работы на тему «БИКУЛЬТУРАЛИЗМ В СКИФСКОЕ ВРЕМЯ В ТУВЕ»

УДК 902.01 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-12-16

БИКУЛЬТУРАЛИЗМ В СКИФСКОЕ ВРЕМЯ В ТУВЕ

Семенов Вл.А.2

Аннотация. Статья посвящена сосуществованию двух культурных традиций в скифское время в Туве и типологии керамики, обнаруженной в погребальных памятниках.

Ключевые слова: скифское время, уюкская, саглынская культуры, срубы, элитные погребения.

BICULTURALISM IN TUVA IN SCYTHIAN TIMES Semenov V.A.

Abstract. The article concerns the co-existence of two cultural traditions of Scythian Times in Tuva and the typology of pottery from the burials.

Keywords: Scythian time, Uyuk culture, Saglyn culture, wooden structures, elite

burials.

Бикультурализм является следствием аккультурации, когда одна группа населения более или менее стойко сохраняя собственную культурную модель овладевает нормами другой, как правило, шире распространенной [Народы мира, 1988: c.276]. В данной работе речь пойдет о двух типах памятников, исследованных мной на могильнике Суглуг-Хем 1 в 1986-1998 годах [Семенов, 2003]. Всего здесь было раскопано 17 срубов. В первую группу объединены срубы №№ 2, 3, 5-7, 13-16, 30 и 35, во вторую - №№ 24-29. Между ними есть принципиальные различия. Срубы первой группы сложены в обло, но пол и перекрытие в них лежат в противоположных направлениях (рис.1 - 3). Усопших всегда укладывают головой на СЗ-З вдоль плашек пола, тогда как перекрытие уложено поперек досок пола. Во всех погребениях в погребальный инвентарь входит керамика. Эти срубы относятся к саглынской культуре.

Срубы второй группы представляют иную ритуальную практику. В них пол и перекрытие сруба настланы параллельно, и усопших клали параллельно вдоль плах пола и бревен перекрытия (рис.1 -1). На Суглуг-Хеме в этих срубах есть керамика, тогда как в более ранних уюкских срубах на других могильниках керамика отсутствует. Если мы обратимся к материалам из элитных курганов на могильнике Кош-Пей, то обнаружим, что после ограбления здесь осталось достаточно много престижных золотых украшений одежды, железных фрагментов вооружения плакированных золотой фольгой, но нет ни одного фрагмента керамики [Семенов, 2010: c. 241-246]. Эти памятники по археологическим индикаторам датируются рубежом VI-V в.в. до н.э., а по серии дат 14С - V веком до н.э. Так что оба источника не расходятся по времени.

Другой уюкский могильник Саускен 3 расположен на высокой правобережной террасе реки Ээрбек. Могильник был выявлен в процессе разведок по трассе планируемой железнодорожной линии Кызыл-Курагино и раскопан в 2011 и 2014

2 Исследование проведено в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук по теме государственной работы: №0184-2018-0009 «Взаимодействие древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV тысячелетие до н. э. - I тысячелетие до н. э.)»

годах. Здесь нас интересуют пять уюкских срубов под №№2-6 и два саглынских - № 7 и 8. Они расположены в непосредственной близости друг к другу. Эти памятники демонстрируют как разницу в конструкции срубов, о чём уже говорилось выше, так и в погребальной практике. В уюкских срубах на могильнике Саускен 3 нет керамики, а в саглынских она есть. Это объясняется хронологическим разрывом между появлением саглынских погребений рядом с уюкским некрополем, который согласно комбинированным радиоуглеродным датам для Саускена 3 [Семенов, Килуновская, 2014: с.393-423]. Серия дат Кошпейских курганов практически совпадает с датами курганов №№ 2-6 Саускена. Отсутствие керамики в уюкских срубах Саускена и особенности сооружения срубов свидетельствуют пока что о независимости от саглынского влияния. Спустя сто или менее лет вырисовывается иная картина. На Суглуг-Хеме шесть уюкских срубов встраиваются в саглынский некрополь, но сакральная территория поделена - между ними сложено восьмикаменное кольцо, условный кочевнический символ, «храм» или место жертвоприношений. Здесь мы видим другую ситуацию: в уюских срубах появляется керамика довольно в большом количестве. Ориентация погребенных как вдоль, так и поперек настилов на полу сруба, более того для определенного контингента усопших появляются отдельные настилы вдоль и поперек плах пола в срубе, и ориентация погребенных становится «веерной», тоже наблюдается и в отдельных саглынских срубах на могильнике Хайыракан 1 [Семенов, 2003].

Уюкская культура Саглынская культура

Рис. 1. 1 - сруб уюкской культуры; 2 - реконструкция погребального облачении воина из сруба 26 Суглуг-Хем 1; 2 - сруб саглынской культуры

Для идентификации этих памятников 119 целых сосудов из погребений были обработаны по методике В.Ф.Генинга, которая заключается в обмере сосуда по 8 основным показателям (рис. 2): 1 - диаметр по венчику, 2 - диаметр основания шейки, 3 - диаметр наибольшего расширения корпуса, 4 - диаметр дна, 5 - общая высота сосуда, 6 - высота шейки, 7 - высота плечика, 8 - высота придонной части сосуда. Полученные результаты были обсчитаны по формулам, позволяющим

произвести типологическую классификацию сосудов по форме. Кроме того, были выявлены типы венчиков и днищ сосудов. Полученные результаты были обобщены и на их основании создана типология керамики. Выделяется две основные группы сосудов - вазовидные и баночные. В первой группе - пять типов сосудов с определенными вариантами. Для сосудов первого типа характерно: овальная форма тулова, верхняя часть от плечиков до наибольшего диаметра тулова и нижняя часть сосуда равны по высоте. Шейка сосуда четко выражена. Часто по спаю ленты и плечика проходит налепной валик. По форме и размерам в первом типе определяются 3 варианта. Первый вариант имеет шейку раскрытой формы - раструб; по венчику и под венчиком проходят два налепных валика; и еще один по спаю горла и плечика; плечико также выделено одним или большим числом налепных валиков; венчики отогнуты наружу; дно прямое; один сосуд с ручками. 2 вариант - сосуды с прямой шейкой; встречаются сосуды без декора, но часть посуды сплошь покрыта параллельными и волнообразными налепными валиками или желобчатыми линиями; один сосуд с ручками и росписью. 3 вариант - шейка узкая, удлиненная, слегка расширяется в верхней части; венчик либо сильно отогнутый, либо прямой; характерны налепные валики, налепы, арочные и спиральные узоры.

Рис. 2. Типология керамики позднескифского времени - озен-ала-белигского этапа

уюкско-саглынской культуры

Для второго типа керамики характерно овальное тулово, широкая шейка, покатые плечики. Верхняя часть тулова (от основания шейки до самой широкой части) немного меньше нижней части сосуда (то есть плечики приподняты). Шейка четко выражена, часто отмечено место присоединения налепным валиком, она широкая,

прямая. По венчику и под венчиком - два налепных валика. По тулову идут несколько налепных валиков, маркирующих переход к плечику, наибольший диаметр тулова, переход к придонной части.

Сосуды третьего типа отличает шаровидная форма тулова. У некоторых экземпляров верхняя часть тулова превышает по высоте нижнюю, то есть плечики сильно опущены. Шейка короткая и широкая, дно прямое или с уступом. Керамика третьего типа делится на три варианта. 1 вариант: шаровидное тулово, округлые плечики и дно; шейка короткая, прямая, в некоторых случаях воронкообразная; венчик прямой или отогнутый; под краем венчика - валик; прямая шейка по спаю ограничена валиком, на плечиках также проходят налепные валики. 2 вариант: овальное тулово; выпуклые плечики; короткая шейка; венчик отогнутый, под венчиком и по венчику идут два валика. Один сосуд имеет налепные ушки, которые расположены на тулове в шашечном порядке. 3 вариант: слабо выраженная короткая шейка плавно переходит в тулово, у которого верхняя часть больше нижней; венчик сильно отогну; налепные валики проходят по плечикам и тулову. Один сосуд имеет роспись.

Четвертый тип: тулово овальное с наибольшим диаметром по горизонтальному разрезу сосуда, то есть сильно расширяется в середине, в ряде случаев доходит до реповидной формы; шейка узкая, короткая и у части сосудов прямая, а другой у части - раструбом, четко выражен; венчик отогнутый; дно прямое или с уступом, один сосуд с округлым дном; по плечикам идут налепные валики

Пятый тип: плавные очертания тулова; шейка плавно переходит в тулово и обычно широкая по отношению к тулову, немного расширяется к верху; дно прямое; венчик отогнутый и прямой; орнамента нет, только у некоторых сосудов - валик на шейке.

Особую группу составляют кубки - сосуды небольшого размера с ручками и ушками.

Вторую группу сосудов составляют баночные сосуды двух типов: открытые банки и закрытые банки. Первый тип — это открытые банки с диаметром венчика, превышающим диаметр дна и прямым или отогнутым наружу венчиком, прямым дном. Эти сосуды снабжены одним - четырьмя налепными ушками и иногда горизонтальными валиками. Второй тип - это баночные сосуды закрытых типов: часть этих сосудов имеет криволинейную роспись в виде змеек, отверстия под венчиком сосуда и отверстия, оформленные имитацией налепных ручек. Такие глиняные имитации бронзовых котелков находят аналогии в ряде других памятников озен-ала-белигского этапа.

Как в уюкских, так и в саглынских срубах встречаются сосуды разных типов. Уникальным является сруб № 26 уюкского типа, в котором был захоронен «золотой человек» (рис.1-2). Органических материалов при нем не сохранилось, но по расположению золотых украшений можно многое восстановить. Головной убор был украшен 23 золотыми нашивками в виде орлов: в центре (на лбу) находилась крупная фигура («кокарда»), еще 22 меньшие фигуры были нашиты по краю шапки или повязки наподобие диадемы. Двубортная куртка или кафтан был украшен восемью парами левосторонних и правосторонних золотых пантер. На поясе также были широкие золотые накладки с оттиснутыми на них головами пантер, а также раковины каури, обернутые золотой фольгой. На штанах были нашиты золотые ленты, похожие на лампасы. Обувь украшали золотые геометрические наклейки. Правый глаз был закрыт прямоугольным «наглазником» - золотой прямоугольник с прорезью в центре. Железное оружие - чекан и акинак были плакированы золотой фольгой. Этого родовитого представителя скифской знати в «мир иной» сопровождали три спутника. На правом боку лицом к воину была помещена женщина без какого-либо погребального инвентаря. Между ними находился ребенок с пояском с четырьмя раковинами каури. За спиной женщины был помещен железный котел. В головах этой

семьи размещался «телохранитель» с железным акинаком на поясе. За его головой в северо-западном углу сруба было поставлено семь глиняных сосудов. После реставрации этой керамики выяснилось, что здесь представлены все типы выделенной нами керамической посуды. Вероятно, форма сосуда и его объем несли символическую нагрузку. Учитывая, что вся керамическая посуда происходит из погребений, т.е. включена в погребальный обряд, отражающий как вторичная семиотическая система определенную модель мира с его социальным, утилитарно-бытовым и мифологическими уровнями, полнота которых как правило, характерна для элитных захоронений.

Таким образом, на могильнике Суглуг-Хем, на котором были исследованы захоронения позднескифского времени, представлены две культурные традиции, что позволило нам выдвинуть предположение о существовании уюкско-саглынской культуры в Туве в V-II в.в. до н.э.

Список литературы:

1. Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Могильник скифского времени Саускен 3 в долине реки Ээрбек (Республика Тыва) // Археология древних обществ Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения. Памяти Вадима Михайловича Массона (03.05.1929-19.02.2010) СПб, 2014. С. 393-423.

2. Народы мира: историко-этнографический справочник / ред. Ю.В.Бромлей. М: Советская энциклопедия, 1988. 62 с.

3. Семенов Вл.А. Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине. СПб. Из-во «Петербургское востоковедение», 2003. 240 с.

4. Семенов Вл.А. Кош-Пейские курганы в тувинской «Долине царей» (V1-V вв. до н. э.) // Древние культуры Евразии. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Н. Бернштама. СПб. 2010. С. 241-246.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Семенов Владимир Анатольевич - кандидат исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург, Россия, Дворцовая набережная 18. Электронный адрес: ranbov@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Semenov Vladimir Anatol'evich, Candidate of Historical Sciences, Professor, Senior researcher of the Department of Archeology of Central Asia of Institute of History of Material Culture of Russian Academy of Sciences, Russia, St. Petersburg, Dvorzovaya emb., 18. E-mail: ranbov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.