Научная статья на тему 'Пограничные психические расстройства у родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Методы реабилитации'

Пограничные психические расстройства у родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Методы реабилитации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение психического здоровья / члены семьи / ребенок с нарушением психического развития.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е. В. Чемоданова

Совершенствование коррекционного воздействия на семью, воспитывающую ребенка-инвалида, требует изучения специфики влияния дефекта аномального ребенка на личностные особенности его родителей, а также разработки системы мер, направленных на коррекцию нарушений в родительско-детских и супружеских отношениях. Программа реабилитации представляет систему мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е. В. Чемоданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Borderline mental disorders in parents of children with disabilities. Rehabilitation methods

In practice of medical and psychological rehabilitation there was traditional approach, that problem of family, educative a child-invalid, examines exceptionally through the prism of problems of child. However, disabling disease of child for parents is high-value distress with a tendency to chronic process. Features of psychological trauma consist of forming of chronic distress, change of structure of attitudes toward themselves with violation of the social functioning. Attempt to avoid the psychological trauma is characterized by the high level of divorce in such families. This leads to a persistent neurotic and somatoform disorders. The purpose of the study. Development and implementation of psychological support of families with children with disabilities (cerebral palsy).

Текст научной работы на тему «Пограничные психические расстройства у родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Методы реабилитации»

УДК: 616-036-82/86: 615.83+615.834:616.851-055.52:053.2/.6

Е.В. Чемоданова

ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского, г. Симферополь

РЕЗЮМЕ

Совершенствование коррекционного воздействия на семью, воспитывающую ребенка-инвалида, требует изучения специфики влияния дефекта аномального ребенка на личностные особенности его родителей, а также разработки системы мер, направленных на коррекцию нарушений в родительско-детских и супружеских отношениях. Программа реабилитации представляет систему мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Ключевые слова: нарушение психического здоровья, члены семьи, ребенок с нарушением психического развития.

SUMMARY

In practice of medical and psychological rehabilitation there was traditional approach, that problem of family, educative a child-invalid, examines exceptionally through the prism of problems of child. However, disabling disease of child for parents is high-value distress with a tendency to chronic process. Features of psychological trauma consist of forming of chronic distress, change of structure of attitudes toward themselves with violation of the social functioning. Attempt to avoid the psychological trauma is characterized by the high level of divorce in such families. This leads to a persistent neurotic and somatoform disorders. The purpose of the study. Development and implementation of psychological support of families with children with disabilities (cerebral palsy).

Заболевание ребенка инвалидизирующей патологией для родителей является высокозначимым дистрессом с тенденцией к хронизации процесса.

В последние годы растет понимание того, что семья, как ближайшее окружение больного, способна оказывать на него существенное терапевтическое влияние (Кабанов М.М., 2001). Выполнен ряд исследований, рассматривающих различные аспекты работы с семьями больных: психотерапевтический (Вид В.Д., 2001; Финзен А.,2001; Головина А.Г. , 2004; Бабин С.М., 2006; Tennakoon L., Fannon D., Doku V., 2000; Ran M.S. et al., 2003), медико-социальный (Зозуля Т.В.,2001; Карлинг П. Д., 2001; Гурович И.Я, Шмуклер А.Б. и соавт., 2002; Heinssen R., Liberman R., Kopelowicz A., 2000; Mueser K.T., Bond G.P., 2000), психообразовательный (Гурович И.Я, Шмуклер А.Б. и соавт., 2002; Солохина Т.А., 2003; Коцюбинский А.П., Еричев А.Н., Зуйкова Н.В., 2004; Ландышев М.А., 2006; Dixon L. et al., 2001).

Однако, объединение усилий специалистов для реабилитации родственников больного остается еще не решенной проблемой, которая требует дальнейшей разработки, новых лечебно-реабилитационных форм и методов работы, а также внедрения их в практику.

Цель исследования

Изучение клинико-психолгических аспектов и определение технологий реабилитации родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Материалы и методы

Экспериментальная база исследования - реабилитационное отделения КС «Приморье», где проводилось комплексное санаторно-курортное лечение детей с церебральным параличом (ЦП). Объект исследования - семьи, в которых воспитывались дети, больные ЦП.

Нейропсихологическое обследование.

СМИЛ (СМОЛ) - модифицированный вариант стандартизированного личностного опросника MMPI; исследование мотивационной сферы и направленности личности (шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), опросник «САН»; тест Люшера [4].

Результаты и обсуждение

Специфика нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуется сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и расстройствами сенсомоторной чувствительности.

Для комплексной характеристики объекта была разработана схема (таблица 1), включающая стержневые ситуации, в которых оказываются родители после рождения аномального ребенка.

Табл. 1

Социальный статус родителей больных детей

Чел. %

Родители одиночки 15 51,7

Родители у которых ребёнок-инвалид является единственным 22 75,9

Родители, у которых есть здоровые дети 23 79,3

Родители, у которых нормальный ребёнок родился после больного 7 24,1

Родители с высшим образованием 23 79,3

В том числе матери с высшим образованием. 11 37,9

Матери, имеющие или получающие второе дефектологическое образование 8 27,5

Родители с высшим образованием работающие по специальности 11 37,9

Матери с высшим образованием, не работающие по специальности 7 24,1

Родители с средним образованием 14 48,2

Родители с средним образованием, работающие по специальности. 7 24,1

Родители с средним образованием, не работающие по специальности. 7 24,7

Матери-домохозяйки 4 13,8

С помощью описанных выше методик были обследованы 29 родителей детей, больных ЦП.

Психологическое исследование стандартизированным многофакторным методом СМОЛ (СМИЛ-ММР1) позволило выделить несколько преобладающих личностных тенденций

у обследуемой категории лиц. В большей степени доминирующими и выраженными оказались личностные тенденции, характеризующие импульсивность (27,1%). Также к разряду доминирующих, но в несколько меньшей степени, можно отнести тенденции оптимистичности (24,2%) и пессимистичности (17,3%). Лица, у которых выявились в качестве доминирующих такие личностные особенности, как сверхконтроль, ригидность и тревожность составили серединные значения (от 3,4% до 10,5%). Менее всего в обследуемой группе лиц оказались выражены личностные особенности, характеризующие эмоциональную лабильность (6,8%) и индиви-дуалистичность (3,4%).

Результаты обработки данных по программе СМОЛ-скрининг свидетельствовали о том, что:

- потребность в обращении к специальной врачебной помощи максимально выражена у акцентуированных импульсивных (3 человека) и депрессивных (2 человека) родителей;

- проблемы неврологического уровня наблюдались в большей степени у импульсивных (4 человека) и ригидных (3 человека) родителей;

- помощь психолога и психотерапевта нужна в первую очередь оптимистичным (6 человек), в силу их эмоциональной незрелости, а также импульсивным (5 человек), пессимистичным (6 человек) и сверхточным (3 человека) родителям.

При оценке эмоционального состояния с помощью теста САН было выявлено, что у родителей детей-инвалидов чаще субъективно страдала активность, чем самочувствие и настроение. Показатели психического статуса родителей также были взаимосвязаны. Уровень личностной и ситуативной тревожности коррелировал друг с другом, был сопряжен с субъективной оценкой своего самочувствия, активности, настроения и эмоциональным фоном. С возрастом это влияние увеличивалось, а также росла сопряженность обоих видов тревожности с возникновением невротических расстройств.

При изучении преобладающего настроения с помощью методики цветограммы было установлено, что почти каждый третий родитель, имеющий ребенка-инвалида, выбирал цвета «грустного» спектра. При этом с увеличением возраста детей количество родителей увеличивалось почти вдвое (с 18 до 32,7%; р < 0,05).

В связи с тем, что используемый «краткий тест» Люшера является специальным инструментом для диагностики стрессовых ситуаций и состояния напряженности, результаты полученных выборов были использованы для определения интенсивности воздействия стресса на испытуемых. Одновременно выявленные выборы интенсивности стресса анализировались в соответствии со шкалами СМОЛ. Согласно заданным в тесте условиям, диапазон интенсивности стресса может колебаться от 0 до 12.

Результаты проведенного анализа выборов интенсивности стресса (таблица 2) показывают, что:

- максимальный диапазон интенсивности стресса наблюдается в группе импульсивных (от 0 до 8);

- несколько в меньшей степени диапазон интенсивности стресса выражен в группе оптимистичных (от 0 до 4);

- самый низкий диапазон значений интенсивности стресса представлен в группе пессиместичных (от 8 до 10);

- возможно, что широкий диапазон проявления интенсивности стресса, в группе импульсивных, свидетельствует о наличии у родителей конституциональной способности с помощью экспрессии и импульсивных реакций отражать стресс, что в меньшей степени присутствует в группе оптимистичных и полностью отсутствует в группе пессимистичных.

Одновременно важной является характеристика выборов цвета на первые и последние позиции, а также их группирование между собой. Анализ выборов показывает, что обследуемая группа родителей с большим предпочтением 51,1% (22 человека) отнеслась к зеленому цвету и выбрала его на первую или вторую позицию. Выбор данного цвета на первые позиции характеризует этих лиц (согласно Л.Н. Собчик, 1990) как отличающихся упорством и настойчивостью, с тенденцией к опоре на накопленный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности. Эта категория родителей может быть амбициозной, но устойчивой в привязанностях и интересах. Им неприятно подчинение, они стремятся к лидерству и социальному признанию.

Согласно исследованию Л.Н. Собчик (1990), зеленый цвет на уровне типа реагирования выявляет у обследуемых сопротивляемость и упорство, на уровне ведущего мотива - удержание позиции, на уровне эмоций - ригидность, на уровне личностной позиции - зрелость.

Табл. 2

Корреляционные параллели методик Люшера и СМОЛ

СМОЛ Преобладающие цветовые соединения Степень интенсивности стресса

1. Подверженные +5+3;+6+2;-0-7;-0-5 4-7

сверхконтролю

2. Пессимистичные +7+4;+6+7;-2-1;- 4-2. 8-10

3. Эмоционально-лабильные +3+7;+5+2;-2-7;-2-0 2-7

4. Импульсивные +1+7;+2+4;-4-3;+3+1 0-8

6. Ригидные -2-4;-5-2;-5-2 2-4

7.Тревожные +1+6;-0-4;-1-0 4-7

8. Индивидуали- +2+5;+4+6;-3-2;+5+0 1-3

стичные

9. Оптимистичные +3+4;+4+1;+7+3;-0-7 0-4

Анализ данных, полученных в ходе исследования, включающий все методики, позволил выявить группы лиц со сходными типологическими особенностями. Это позволило разработать программу медико-психосоциальной реабилитации с ориентацией на семью пациента, а также дифференцированные методики с применением немедикаментозных факторов (климатолечение, ЛФК (в т. ч. психотерапевтическое потенцирование физической тренировки - авторская методика), бальнеолечение (хвойно-морские ванны, йо-добромные ванны, жемчужные ванны на морской воде), методов психотерапии. Тестирование, проведенное разными методами, подтверждает тенденцию позитивных изменений и свидетельствует, что после лечения у родителей оп-

ределялась структура адаптации к психогенным раздражителям.

Для коррекции невротических и соматоформных расстройств, применяли комплекс сочетанного воздействия авторской методики физической тренировки и психотерапевтического аудиального метода суггестии.

В комплексе ЛФК пациенту предложена методика физической тренировки с аудиозаписью языковых тонизирующих и релаксирующих установок на фоне музыкального сопровождения. Сеанс носит потенцирующую и опосредованную направленность и направлен на создание и поддержание «рапорта» для устойчивости внимания и позитивного восприятия процедуры в целом с достижением положительного эффекта.

Комплекс психофизической гимнастики (ПФГ) проводился ежедневно и включал дыхательные кинезотерапевтические упражнения под музыку, в основу которой заложены 4 танцевальных ритма от быстроритмичных до релаксирующих.

Кинезотерапевтическая фаза включала блоки упражнений, предназначенных преимущественно для мышц рук, ног, малого таза, позвоночника.

Психотерапевтическая фаза включала потенцируемую под музыку формулу тонизирующих и расслабляющих рапортов (от степени исходного состояния вегетативного показателя сердечного ритма) с целью целенаправленного психотерапевтического воздействия на человека. Данную фазу проводит психотерапевт.

На занятиях применяли малогрупповой (по 2-3 чел.) метод, отработка приемов психофизических упражнений осуществлялась вместе с инструктором ЛФК.

Предложенный способ в комплексе с бальнеоле-чением способствовал эффективной коррекции невротических и соматоформных расстройств, что проявлялось эмоциональной устойчивостью, нормализацией артериального давления, самочувствия, тонуса вегетативной нервной системы, уменьшением нагрузки на сердце, снижением периферического сосудистого сопротивления, тревожности, оказывал эффект последействия процедуры, что позволило повысить эффективность лечения и реабилитации

Тестирование, проведенное разными методами, подтверждает тенденцию позитивных изменений и свидетельствует, что после лечения у родителей определялась структура адаптации к психогенным раздражителям.

Семью нужно рассматривать как динамическую систему, в которой все ее части взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим изменения паттерна отношений даже одного члена семьи, с неизбежностью будут изменять всю систему, делая ее более сбалансированной.

Предложенные технологии медицинской реабилитации на Евпаторийском курорте позволило оказывать воздействие на различные патогенетические звенья заболевания, повышать эффективность лечения как детей с ЦП, так и родителей, что значительно улучшает качество жизни.

Литература

1. Добряков И.В., Защиринская, О.В. Психология семьи и больной ребенок Издательство: Речь Год: 2007. - 400 с.

2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. -СПб.: "Академический проект", 1997. - 335 с.

3. Альманах психологических текстов. Психология личности. -М.:"КСП", 1995. - 400 с.

4. Практикум по основам психологии: Тесты и хрестоматия. Учебное пособие для студентов медицинского института / В.А. Мельников. Симферополь. «Сонат», 1997.- 254 с.

5. Моисеева К.Е. Оценка родителями состояния здоровья своих детей / Л.В. Сеченева, К.Е. Моисеева, В.В. Юрьева // Материалы I Всеросс. съезда работников муниципального здравоохранения. - М.; Иваново,2007. - С. 165-167.

6. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия: значение и перспективы использования в комплексном лечении больных

неврозами // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. - Л. : Медицина, 1975. - С.28-45.

7. Моисеева К.Е. Некоторые характерологические особенности родителей, воспитывающих детей с поражениями ЦНС, нуждающихся в восстановительном лечении /К.Е. Моисеева //Вестник РГМУ. - 2008. - № 4 (63). - 66 с.

8. Марценковский И.А. Базовые принципы оказания медицинской помощи детям с общими нарушениями психического развития - / И. А. Марценковский, Я. Б. Бикшаева, А.В. Дружинская // Нейро News. - 2007. - № 2 (03). - С. 1219.

9. Ветрила Т.Г. Состояние психического здоровья членов семьи, в которой растет ребенок с нарушением психического развития // Архiв психiатрil 2 (57) - 2009. - С 4751.

© ЧЕМОДАНОВА Е.В., 2014

Поступила 20.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.