Научная статья на тему 'Структура психосоматических изменений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями'

Структура психосоматических изменений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПСИХИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / NON-PSYCHOTIC MENTAL DISORDERS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ / PSYCHO-CORRECTION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крадинова Елена Алексеевна, Назарова Екатерина Валерьевна

В статье представлена структура психосоматических изменений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Приведенные психодиагностические исследования подтвердили влияние типа реабилитационного потенциала детей-инвалидов на клинико-психологические особенности и социальный статус родителей. Дифференцированный подход к специфике личностных нарушений у родителей, позволил определить средства, направленные на оказание им коррекционной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крадинова Елена Алексеевна, Назарова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of psychosomatic changes in the parents with children with limited possibilities

The structure of psychosomatic changes in the parents with children with disabilities. These studies have confirmed the effect of psychodiagnostic type of rehabilitation potential of children with disabilities in the clinical and psychological features and social status of the parents. Differentiated approach to the specifics of personality disorders in the parents, allowed to determine the means aimed at providing them with remedial help.

Текст научной работы на тему «Структура психосоматических изменений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями»

УДК 612.821:616-038.86

Е.А.Крадинова, Е.В.Назарова

СТРУКТУРА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

РЕЗЮМЕ

В статье представлена структура психосоматических изменений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Приведенные психодиагностические исследования подтвердили влияние типа реабилитационного потенциала детей-инвалидов на клинико-психологические особенности и социальный статус родителей. Дифференцированный подход к специфике личностных нарушений у родителей, позволил определить средства, направленные на оказание им коррекционной помощи.

Ключевые слова: непсихические психические расстройства, реабилитация, психокоррекционные техники

SUMMARY

The structure of psychosomatic changes in the parents with children with disabilities. These studies have confirmed the effect of psychodiagnostic type of rehabilitation potential of children with disabilities in the clinical and psychological features and social status of the parents. Differentiated approach to the specifics of personality disorders in the parents, allowed to determine the means aimed at providing them with remedial help.

Keywords: non-psychotic mental disorders, rehabilitation, psycho-correction techniques

В последние десятилетия в мире выросло число психических расстройств непсихотического уровня (Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж., 1998; Смулевич А.Б., 2000; Кемпинский А., 2002; Смулевич А.Б., Дуб-ницкая Э.Б, Ильина Н. А, 2003). Это группа расстройств с неспецифическими психопатологическими проявлениями невротического уровня. В их возникновении и декомпенсации основное место занимают психогенные факторы.

Наиболее общие признаки пограничных состояний:

- преобладание психопатологических проявлений невротического уровня, формирующих непсихотические психические нарушения;

- взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими заболеваниями;

- ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации нарушений;

- взаимосвязь болезненных расстройств с лично-стно-типологическими особенностями больного;

- сохранение, в большинстве случаев, больным критического отношения к своему состоянию и основным патологическим проявлениям.

С учетом неспецифичности многих симптомов (астенических, вегетативных дисфункций, дис-сомнических, депрессивных и др.), определяющих психопатологическую структуру разных форм и вариантов пограничных состояний, их внешние различия незначительны. Рассматриваемые в отдельности, они не дают оснований для обоснованной дифференциации имеющихся нарушений и их отграничения от реакций здоровых людей, оказавшихся в стрессовых условиях. Диагностическим ключом в этих случаях может стать динамическая оценка болезненных проявлений, обнаружение причин их возникновения и анализ взаимосвязи с индивидуально-типологическими психологическими особенностями больного и с другими соматическими и психическими расстройствами.

Поэтому, в настоящее время актуальным является разработка специализированной реабилитационной помощи родителям, с проявлениями психических расстройств непсихотического уровня, воспитывающим детей с ограниченными возможностями

Трудности, которые семья данного типа испытывает постоянно, значительно отличаются от повседневных забот, которые волнуют семью воспитывающую здорового ребенка. Анализ научной литературы по вопросам семьи [1-9] позволил выделить основные функции семьи (располагаем их в порядке убывания частоты упоминания в литературе): рождение и воспитание детей; сохранение и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви; создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение сексуально-эротических потребностей; удовлетворение потребности в общении с близкими людьми; удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Согласно опросу родителей и собственным наблюдениям многие функции, за небольшим исключением, не реализуются в обследуемых семьях.

В результате рождения больного ребенка отношения в семье деформируется. Причины деформации связаны с психологическими особенностями состояния больного ребенка, а также с колоссальной психологической нагрузкой, которую несут члены семьи в связи с длительно действующим психотравмирую-щим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как "внутренний" (психологический) и "внешний" (социальный) тупик.

Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на сле-

дующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

Психологический уровень.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является причиной сильного стресса родителей, в первую очередь у матери. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада:

- система взаимоотношений членов семьи с окружающим социумом;

- система внутрисемейных взаимоотношений;

- система миропонимания, система ценностных ориентации каждого из родителей аномального ребенка.

Осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период, что, на наш взгляд, может быть обусловлено многими причинами, среди которых: психологические особенности личностей самих родителей (их способность принять или не принять больного ребенка), комплекс расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, и степень их выраженности, положительно-поддерживающее воздействие социума при контактах с семьей, воспитывающей больного ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве семей носит традиционный характер. При этом проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также воспитание и обучение детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина, отец больного ребенка, обеспечивает, в первую очередь, экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, в отличие от матери ребенка, из жизни социума. Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени, в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. В связи с этим его психика не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.

Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и, в целом, общение с ним является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, личность матери может претерпеть существенные изменения.

Социальный уровень.

Семья изучаемой категории становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников в силу характерных особенностей состояния и развития аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.

Комплексная характеристика объекта, включающая частые (стержневые) ситуации, в которых оказываются родители после рождения больного ребенка представлена в табл. 1.

Испытание подобной силы оказывает также деформирующее воздействие и на взаимоотношения между

родителями больного ребенка. Одним из проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения аномального ребенка, является развод (табл. 1). Не всегда внешней причиной развода называется ребенок. Чаще всего родители, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Табл.1

Социальный статус родителей больных детей

Чел. %

Родитель, который один воспитывает ребенка 15 51,7

Родители, у которых ребёнок-инвалид является единственным 22 75,9

Родители, у которых есть здоровые дети 23 79,3

Родители, у которых здоровый ребёнок родился после больного 7 24,1

Родители с высшим образованием 23 79,3

В том числе матери с высшим образованием. 11 37,9

Матери, имеющие или получающие второе дефектологическое образование 8 27,5

Родители с высшим образованием работающие по специальности 11 37,9

Матери с высшим образованием, не работающие по специальности 7 24,1

Родители со средним образованием 14 48,2

Родители со средним образованием, работающие по специальности. 7 24,1

Родители со средним образованием, не работающие по специальности. 7 24,7

Матери-домохозяйки 4 13,8

Тем не менее, объективным стрессором, фрустри-рующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием как для проверки подлинности чувств между родителями, так и между каждым из родителей и ребенком. В нашем исследовании родитель, который воспитывают один ребенка, составляет 51,7%. В силу этой причины, а также и других, среди которых могут быть и генетические, некоторые семьи отказываются от рождения других детей. В таких семьях ребенок-инвалид является единственным и количество таких семей составляет 75,9%.

Семьи, в которых есть еще один или два здоровых ребенка, составили 24,1% от числа обследованных. Но в большинстве из них больной ребенок является последним из родившихся. Тем не менее, психологическое состояние этих родителей имеет больше благоприятных возможностей для своей нормализации по сравнению с объективными возможностями родителя, имеющего единственного больного ребенка.

Различны образовательные уровни родителей: высшее образование имеется у 79,3% обследуемых, в том числе 37,9% матерей. Число родителей со средним или специальным средним образованием составляет 48,2%.

Несмотря на то, что приведенные данные свидетельствуют о наличии среднего специального или высшего образования у всех родителей, часть их них, в силу сложившихся обстоятельств после рождения больного ребенка, вынуждена изменить профиль своей работы или же вообще оставить ее. Свидетельством тому, что общество теряет квалифицированных специалистов, в связи с невозможностью

для матери больного ребенка продолжить работу по специальности, являются приводимые ниже факты. При анализе полученной информации от родителей об изменении их социального статуса после рождения больного ребенка выявились следующие тенденции:

- работающие по специальности родители как с высшим (37,9%), так и со средним специальным образованием (24,1 %) составляют в сумме 62%.

- не работающие (домохозяйки) составляют менее пятой части;

-большую склонность к снижению квалификации и переходу на низкооплачиваемую работу проявили матери, имеющие среднее специальное образование (24,7%);

-часть матерей (29%) связала свою деятельность с учреждениями, в которых воспитываются и обучаются их дети.

Соматический уровень.

Наши наблюдения свидетельствовали, что у родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями невротические и соматоформные расстройства имели следующие особенности. Матери больных детей жаловались на колебания АД (45,6%), бессонницу (36,9 %), частые и сильные головные боли (30,9 %). Влияние нервной системы на сердечно-сосудистую систему оценивали по показателям вариабельности сердечного ритма, полученных в ходе холтеровского мониторирования ЭКГ. Определено, что у родителей, по сравнению с контрольной группой, изменяются оба спектра колебаний вариабельности ритма сердца, однако, ак-

тивность парасимпатического отдела у обследованных лиц снижалась в большей степени, чем активность симпатического отдела (в 2.7 раза). Следовательно, имеет место дисбаланс вегетативной регуляции сердечной деятельности с преобладанием симпатикотонии, что подтверждалось достоверно более высокими значениями отношения низкочастотных и высокочастотных колебаний ритмограм-мы на протяжении суток. Необходимо отметить, что у обследованных родителей такой дисбаланс сохраняется на протяжении суток, хотя в ночное время и в меньшей степени.

Определена зависимость и усиление соматических проявлений от длительности психопатогенной ситуации. Выявлены нарушения менструального цикла (20,2%), ранний климакс (14,2%), частые простуды и аллергия (27,9%), сердечнососудистые (34,1%) и эндокринные заболевания (15,8%), проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (30,4%).

Более половины матерей больных детей часто жаловались на общую усталость, отсутствие сил, на состояние общей депрессии и тоски.

Для уточнения динамики депрессивного невроза были выделены группы матерей, у которых дети страдали различными формами ДЦП и были ранжированы в 3 клинико-реабилитационные группы: с благоприятным, относительно благоприятным и низким/ или неблагоприятным прогнозом (в зависимости от дефицитарности неврологических, ортопедических, денситометрических и др. системных показателей).

Таблица 2

Типы реабилитационного потенциала у детей больных ДЦП (уровни и шкалы развития пациентов, %)

Тип РП Степень спа-стичности (шкала Эшуор-та) баллы Степень пареза (сила мышц) баллы Уровень ОМБС8 уровень Степень ограничений движений степень Классификации функции руки (MACS) уровень Уровень интеллекта уровень Уровень речевого развития уровень

1 тип (27 чел.) 1,06±0,13 4,53±0,15 1,17±0,16 1,15±0,24 1,16 ±0,37 82,32±2,21 2,96±0,14

2 тип (25 чел.) 2,26±0,21 2,93±0,32 3,07±0,15 р <0,05 2,25±0,21 4,78 ±0,12 р <0,05 73,46 ±3,32 2,45±0,33

3 тип (24 чел.) 2,95±0,16 р <0,05 2,03±0,21 р <0,05 3,96±0,11 р <0,05 2,87±0,31 р <0,05 3,96±0,21 61,34±4,41 р <0,05 1,13±0,11 р <0,05

Примечание: р <0,05, достоверность между типами РП

Приведенные психодиагностические исследования подтвердили влияние типа реабилитационного потенциала (РП) детей на клинико-психологические особенности и социальный статус родителей с выделением 3-х групп. Первая группа родителей характеризовалась тревожно-сенситивными личностными тенденциями (благоприятный тип РП). Вторая - поведенческими -асоциальными личностными тенденциями (относительно благоприятный тип РП). Было отмечено, что в первой и второй группах у матерей чаще наблюдалась клиническая картина депрессивного невроза. Несмотря на астенические жалобы, родители в этот период фактически выполняли большой объем работ. Появлялись эмоциональная неустойчивость, слезливость, эмоциональная оценка происходящих событий.

У родителей третьей группы проявлялась предрасположенность к соматическим заболеваниям и

черты, присущие как первой, так и второй группам (низкий тип РП).

Дифференцированный подход к специфике личностных нарушений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, позволил выделить выбор средств, направленных на оказание им коррекционной помощи: для первой группы лиц - психотерапия в комплексе санаторно-курортного лечения; для второй группы лиц - психотерапия психопатий, физиотерапия неврозов; для третьей группы - использование приемов как первого, так и второго направлений

Выявленная при обследовании специфика личностных нарушений определила систему психо-коррекционного воздействия, которое, представлено методикой физической тренировки и психотерапевтического аудиального метода суггестии.

В комплексе ЛФК пациенту предложена методика физической тренировки с аудиозаписью язы-

ковых тонизирующих и релаксирующих установок на фоне музыкального сопровождения (психофизическая гимнастика). Сеанс направлен на создание и поддержание рапорта для устойчивости внимания и позитивного восприятия процедуры в целом с достижением положительного эффекта.

Комплекс психофизической гимнастики (ПФГ) проводился ежедневно и состоял из дыхательных упражнений, кинезотерапевтических упражнений под музыку, в основу которой положены 4 танцевальных ритма от быстроритмичних до релакси-рующих.

Кинезотерапевтична фаза включала блоки упражнений, предназначенных преимущественно для мышц рук, ног, малого таза, позвоночника.

Психотерапевтическая фаза включала потенцируемую под музыку (музыка Kevina Kerna ) формулу тонизирующих и расслабляющих рапортов (в зависимости от степени исходного состояния веге-

тативного показателя сердечного ритма - ВПСР) с целью целенаправленного психотерапевтического воздействия на человека.

На занятиях применяли малогрупповой (по 2-3 чел.). Метод отработки приемов психофизических упражнений осуществлялся вместе с инструктором ЛФК.

Следовательно, представленая структура психосоматических изменений у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможно -стями обосновывает дифференцированный подход к специфике личностных нарушений родителей. Для совершенствования коррекционного воздействия на семью, необходимо учитывать специфику влияния дефекта ребенка на личностные особенности родителей, а также разработать систему мер, направленных на коррекцию нарушений в родительско-детских и супружеских отношениях.

Литература

1. Эйдемиллер Э..Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия (учеб. пособие для врачей и психологов) СПб: Изд-во Речь; 2005: 332.

2. Петров Д.С. Роль семьи в лечении и реабилитации лиц с психическими расстройствами (комплексное медико-социальное и клинико-психиатрическое исследование) автореф. диссертации на соискание ученой степени д. мед. н. М: 2012:48 .

3. Физиотерапия: национальное руководство / под ред. Г.Н. Поно-маренко. М: Изд-во ГЭОТАР-Медиа; 2009:864

4. Крадинова Е.А., Кулик Е.А, Вербенко В.А., Илиади И.В., Чемо-данова Е.В. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с особыми возможностями (сообщение 1). Вестник физиотер. и курортол. 2010; 2: 52-59.

5. Мамайчук И.И. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройством аутистического спектра в процессе пси-

хологической помощи»// Мамайчук И.И., Шабанова Е.В. Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. 2014. 5. (1):27-35.

6. Хритинин Д.Ф., Петров Д.С., Коновалов О.Е. Организация лечения и реабилитации больных шизофренией на основе семейно-ориентированного подхода: монография. - М:2012:192.

7. Мельников В. А. Практикум по основам психологии: тесты и хрестоматия. Учебное пособие для студентов медицинского института. Симферополь: Изд-во Сонат; 1997:254.

8. Костенко М.А Социальная помощь «нетипичным» детям, исследование потребностей семей, затронутых аутизмом Вестник Челябинского государственного педиатрического университета 2014. ( 4): 32-39.

9. Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.130-143

References

1. Eydemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Semeynyy diagnoz i semeynaya psihoterapiya (ucheb. posobie dlya vrachey i psihologov) SPb: Izd-vo Rech; 2005: 332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Petrov D.S. Rol semi v lechenii i reabilitacii lic s psihicheskimi rasstroystvami (kompleksnoe mediko-socialnoe i kliniko-psihiatricheskoe issledovanie) avtoref. dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni d. med. n. M: 2012:48 .

3. Fizioterapiya: nacionalnoe rukovodstvo / pod red. G.N. Ponomarenko. M: Izd-vo GEOTAR-Media; 2009:864

4. Kradinova E.A., Kulik E.I, Verbenko V.A., Iliadi I.V., Chemodanova E.V. Psihologicheskie osobennosti roditeley, vospityvayuschih detey s ymi vozmozhnostyami (soobschenie 1). Vestnik fizioter. i kurortol. 2010; 2: 52-59.

5. Mamaychuk I.I. Uchet zaschitnyh mehanizmov lichnosti roditeley detey s rasstroystvom autisticheskogo spektra v processe

psihologicheskoy pomoschi»// Mamaychuk 1.1., Shabanova E.V. Vestnik Leningradskogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2014. 5. (1):27-35.

6. Hritinin D.F., Petrov D.S., Konovalov O.E. Organizaciya lecheniya i reabilitacii bolnyh shizofreniey na osnove semeyno-orientirovannogo podhoda: monografiya. - M:2012:192.

7. Melnikov V.A. Praktikum po osnovam psihologii: testy i hrestomatiya. Uchebnoe posobie dlya studentov medicinskogo instituta. Simferopol: Izd-vo Sonat; 1997:254.

8. Kostenko M.A Socialnaya pomosch «netipichnym» detyam, issledovanie potrebnostey semey, zatronutyh autizmom Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pediatricheskogo universiteta 2014. ( 4): 32-39.

9. Psihologicheskie testy. Red. Karelyn / M: 2001. T.2.: p. 130143.

Сведения об авторах

Крадинова Елена Алексеевна, професор кафедры педиатрии, физиотерапии и курортологи, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского, Республика Крым

Назарова Екатерина Валерьевна, аспирант кафедры психиатрии, психотерапии, наркологии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского. Республика Крым e-mail: kat-koginova @rambler.ru, тел. +79788102161, 297403 РФ КФО, г. Евпатория, ул. 60 лет ВЛКСМ, 16, кв. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.