Научная статья на тему 'Пограничная безопасность Монголии: современные угрозы и возможности совершенствования'

Пограничная безопасность Монголии: современные угрозы и возможности совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность / трансграничная преступность / пограничный менеджмент / Монголия / border security / cross-border crime / border management / Mongolia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганболд Цагаан, Дамдин Доржиевич Бадараев

Статья подготовлена на основе исследования факторов, влияющих на безопасность государственной границы Монголии. Подчеркивается, что обеспечение безопасности границ и борьба с трансграничными международными преступными группировками требуют совместной работы с сопредельными странами и регионами на международном уровне. Основная концепция статьи включает транснациональную организованную преступность, представляющую угрозу безопасности национальной границе Монголии, рассмотрены её последствия, а также ряд мер по обеспечению безопасности границы, формы преступлений на границе, некоторые предложения по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ганболд Цагаан, Дамдин Доржиевич Бадараев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Problems of Border Security in Mongolia

The article was prepared based on a study of factors influencing the security of the state border of Mongolia. It is emphasized that ensuring border security and combating cross-border international criminal groups require joint work with neighboring countries and regions at the international level. The main concept of the article includes transnational organized crime, which poses a threat to the security of the national border of Mongolia, its consequences, as well as a number of measures to ensure border security, forms of crimes on the border, and some proposals for their neutralization are considered.

Текст научной работы на тему «Пограничная безопасность Монголии: современные угрозы и возможности совершенствования»

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 1. С. 159-165.

Ojkumena. Regional researches. 2024. No. 1. P. 159-165.

Научная статья УДК 341 (517.3)

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-1/159-165

Пограничная безопасность Монголии: современные угрозы и возможности

совершенствования

Ганболд Цагаан

Университет внутренних дел Монголии, Улан-Батор, Монголия, ganbold_btl@yahoo.com Дамдин Доржиевич Бадараев Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Улан-Удэ, Россия, damdin80@mail.ru

Аннотация. Статья подготовлена на основе исследования факторов, влияющих на безопасность государственной границы Монголии. Подчеркивается, что обеспечение безопасности границ и борьба с трансграничными международными преступными группировками требуют совместной работы с сопредельными странами и регионами на международном уровне. Основная концепция статьи включает транснациональную организованную преступность, представляющую угрозу безопасности национальной границе Монголии, рассмотрены её последствия, а также ряд мер по обеспечению безопасности границы, формы преступлений на границе, некоторые предложения по их нейтрализации.

Ключевые слова: пограничная безопасность, трансграничная преступность, пограничный менеджмент, Монголия

Для цитирования: Цагаан Ганболд, Бадараев Д. Д. Пограничная безопасность Монголии: современные угрозы и возможности совершенствования // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 1. С. 159-165. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-1/159-165

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-1/159-165

Current Problems of Border Security in Mongolia

Ganbold Tsagaan

University of Internal Affairs of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia, ganbold_btl@yahoo.com

Damdin D. Badaraev

Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Ulan-Ude, Russia, damdin80@mail.ru

Abstract. The article was prepared based on a study of factors influencing the security of the state border of Mongolia. It is emphasized that ensuring border security and combating cross-border international criminal groups require joint work with neighboring countries and regions at the international level. The main concept of the article includes transnational organized crime, which poses a threat to the security of the national border of Mongolia, its consequences, as well as a number of measures to ensure border security, forms of crimes on the border, and some proposals for their neutralization are considered.

Key words: border security, cross-border crime, border management, Mongolia

For citation: Tsagaan Ganbold, Badaraev D. D. Current Problems of Border Security in Mongolia // Ojkumena. Regional researches. 2024. No. 1. P. 159-165. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-1/159-165

В начале XXI века с углублением процесса мировой глобализации организованная преступность как явление, имеющее трансграничное измерение, принимает всеобъемлющий характер. Её масштабы и разрушительное влияние стали представлять собой силу, угрожающую развитию любого государства.

В данной статье предпринимается попытка обоснования возросшего значения среди глобальных угроз трансграничной преступности, а также проанализировать видовой состав, тенденции и факторы ее развития. Целью данной работы является определение ключевых угроз пограничной безопасности Монголии на современном этапе и некоторых подходов к их преодолению.

Вследствие интенсификации легальных и нелегальных трансграничных потоков товаров, мигрантов и услуг, во многих странах увеличилось количество транснациональных, в том числе трансграничных, преступлений, которые в своей основе носят организованный характер. К ним относятся терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, торговля радиоактивными веществами и ядерными материалами, отмывание незаконно приобретенных денежных средств, работорговля, незаконная миграция, торговля человеческими органами и тканями для трансплантации и многое другое.

Как известно, трансграничные организованные преступления не совершаются без пресечения субъектами государственных границ либо без перемещения материальных и нематериальных средств через государственные границы. Следовательно, они совершаются на территории двух или более

© Цагаан Ганболд, Бадараев Д. Д., 2024

государств либо гражданином одного государства на территории другого государства. Такие виды преступления, как правило, связаны с деятельностью трансграничных преступных группировок и международных террористов.

Рассматриваемая тема требует точной характеристики содержания и порядка логических связей таких употребляемых в статье понятий, как "пограничная безопасность", "трансграничная преступность", "пограничный менеджмент" и "пограничная политика". Наиболее общим из этих понятий является "пограничная политика", как регулирование трансграничных отношений в пределах территориального суверенитета отдельного государства (в данном случае — Монголии). Пограничная политика направлена на достижение двух основных целей — обеспечение безопасности и развития данного государства и общества в пограничном пространстве (т.е. "пограничной безопасности" и "пограничного развития"). Пограничный менеджмент — это компонент пограничной политики, совокупность управленческих мероприятий по практическому осуществлению ее целей и задач. Трансграничная преступность — это один из объектов пограничной политики и пограничного менеджмента, специфическая нелегальная разновидность трансграничных отношений, воздействие на которую является необходимой составной частью обеспечения пограничной безопасности любого общества [1, с. 56, 201, 417].

Опасная оперативная обстановка, складывающаяся в настоящее время в связи с активизацией всех видов криминальной деятельности в пограничных пространствах многих государств, определяется и её неблагоприятными качественными характеристиками. Наиболее типичными чертами трансграничной организованной преступности, тенденциями развития её структуры можно назвать постоянное совершенствование деятельности трансграничных преступных сообществ и расширение сфер их влияния; захват новых рынков; жизнестойкость и эффективную систему управления; опору на стратегические союзы и использование коррупции; наличие мощнейшей материально-финансовой базы и другие.

Как видно, понятие "трансграничная организованная преступность" органически связано с понятием "пограничная безопасность", хотя последнее оспаривается многими учёными. На наш взгляд, понятие "пограничная безопасность" — это важная современная категория, широко используемая исследователями и лицами, принимающими решения. В связи с обострением проблем, имеющих трансграничное измерение, таких как региональные конфликты, нелегальная миграция, активизация деятельности международных террористов и транснациональных преступных группировок, интерес к данному термину только возрастает.

Некоторые российские специалисты полагают, что пограничная безопасность это то состояние пограничных отношений, при котором обществу, государству и его гражданам не наносится вреда [3, с. 8]. По мнению С. Го-лунова, выявить и измерить точные параметры такого состояния невозможно, и поэтому научная ценность такой версии определения оказывается под вопросом. Более того, оно может легко стать идеологизированным лозунгом, оправдывающим принятие чрезвычайных и дорогостоящих мер — допустим, ради "спасения рубежей Отечества" [2].

Некоторые исследователи сомневаются в целесообразности употребления понятия пограничной безопасности [5], предлагая использовать вместо него получивший распространение в странах ЕС термин "пограничный менеджмент" [9]. Термин "пограничный менеджмент", на наш взгляд, имеет право на существование, хотя данный термин не полностью раскрывает суть проблем, связанных с пограничной безопасностью. Такое словосочетание смещает акцент на отсутствие чрезвычайности, постулирует заурядность, обыденность пограничных проблем, необходимость отказа от абсолютизации интересов безопасности при их решении.

Однако приходится согласиться с мнением того же С. Голунова о том, что полностью вывести обсуждение пограничных проблем из комплекса вопросов обеспечения безопасности вряд ли возможно, так как подавляющее большинство вопросов, которые приходится решать на границе, относятся к нетрадиционным аспектам безопасности [2].

По мнению российских ученых, содержание пограничной безопасности определяется, прежде всего, её территориальными рамками и проблемным

наполнением. Исходя из этого, пограничную безопасность определяют "как приемлемое для правящей элиты и общественного мнения соответствующей страны состояние защищенности пределов её территории от опасных трансграничных потоков и условий, как правило, подразумевающих серьёзное нарушение территориальной целостности государства и установленного пограничного режима" [2]. Такое состояние достигается путём мероприятий, проводимых специальными силами, ответственными за охрану границы и контроль над трансграничными потоками.

В связи с вышеизложенным следует обратить внимание на то, что в Концепции национальной безопасности Монголии, пограничная безопасность не рассматривается как одна из форм национальной безопасности, с чем сложно согласиться, но в то же время ст. 3.1 Концепции гласит: "...суверенитет Монголии, неприкосновенность границы, целостность территории являются основой безопасности существования государства" [8, с. 181]. Монголия имеет границу длиной более 8250 км, из которых 888 км проходит по воде. Она граничит с Китайской Народной Республикой на протяжении 4700 км и на 3500 км с Российской Федерацией.

Между тем, солидаризируясь с концептуальным подходом вышеуказанных российских учёных, монгольские специалисты определяют пограничную безопасность "как состояние гарантированной защищённости внешних и внутренних факторов, обеспечивающих национальную безопасность на государственной границе, приграничной территории, пограничном пространстве" [4, с. 79].

Пограничная безопасность обеспечивается, по мнению монгольских ученых, осуществлением целого ряда мероприятий политического, правового, дипломатического, экологического, военного, оперативно-разведывательного, таможенного и многого другого характера, проводимых государственными и местными административными органами, а также неправительственными организациями на пограничном пространстве Монголии посредством единой и скоординированной их деятельности.

Уровень пограничной безопасности определяется как состояние защищённости государственной границы и приграничной территории Монголии, жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и возможных внешних и внутренних угроз в пограничной сфере. Он является важным показателем стабильности государственных систем, тесно связанных с безопасностью границ и обстановкой в пограничном пространстве. По своей сути обеспечение пограничной безопасности — это одно из важнейших направлений, концентрированных выражений пограничной политики государства, формируемой на основе его национальных интересов.

В XXI в. приоритеты обеспечения пограничной безопасности радикально меняются. Значение её военной составляющей для многих стран, в том числе Монголии, уменьшилось. Важнейшее место в повестке дня пограничной безопасности стали занимать проблемы трансграничной преступности и незаконной миграции.

Как известно, понятие трансграничной организованной преступности не тождественно понятиям транснациональной и международной преступности. Транснациональные преступления в первую очередь — это преступления наднациональные, которые представляют наивысшую опасность для человечества, мира и безопасности народов [7, с. 5].

Организованная преступная деятельность становится трансграничной, если она: а) связана с незаконными операциями по перемещению материальных и нематериальных средств через государственные границы, которые приносят существенную экономическую выгоду; б) при её осуществлении используются благоприятная рыночная конъюнктура других государств, значительные различия в системах уголовного правосудия разных стран, а также проникновение в их легальную экономику с помощью коррупции и насилия [6].

Трансграничная организованная преступность является одним из видов организованной преступности, осуществляемой в пограничных пространствах двух и более государств, и сопряжённой с систематическим (регулярным) противоправным пересечением государственной границы.

Трансграничные организованные преступления отличаются специфическими характеристиками как самой преступной деятельности (непрерывный характер, глобальные масштабы, структурное сходство с легальным бизнесом, её многообразие и высокая степень защиты от социального контроля, использование коррупции и насилия в качестве основных методов достижения целей), так и её субъектов (высокая степень организованности, семейная или этническая основа, наличие трансграничных связей с другими преступными организациями, стремление к достижению и защите узко корпоративных интересов, быстрая адаптация к усилению воздействия правоохранительных органов) [6].

Следует отметить, что транснациональная, трансграничная и международная преступность для Монголии является слабо проработанным явлением, которое требует формулировки и реализации принципиально новых подходов к её борьбе, создания правовой базы, обеспечивающей защиту от такой преступности, формирования эффективной системы правоохранительных органов.

Становятся традиционными для приграничных районов Монголии такие преступные промыслы, как контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, ввоз, вывоз и транзитная перевозка наркотических средств и психотропных веществ, торговля оружием и боеприпасами, торговля людьми, вывоз драгоценных цветных металлов (золота) и минералов, вывоз палеонтологических материалов (костей динозавров и редких животных), вывоз произведений искусства и предметов культуры (антикварных, религиозных изделий), вывоз сельскохозяйственного сырья и т. д.

Большинство видов трансграничной преступности, совершаемой в Монголии, имеют экономическую направленность. Особенно неблагоприятна в этом отношении граница с КНР. На пограничном пространстве обоих государств активно формируется криминальная инфраструктура, пропускающая через себя наркотики, нелегальных мигрантов, фальшивые документы, огромные суммы скрытых от налогообложения доходов и сырья.

Трансграничные преступные сообщества Монголии осуществляют самую разнообразную незаконную деятельность, причём невозможно составить перечень всех видов их деятельности. Тем не менее некоторые из них имеют особое значение и заслуживают пристального внимания. Так, к основным видам трансграничной преступной деятельности в Монголии можно отнести следующие:

1) Торговля людьми. Противодействие торговле людьми на сегодняшний день является одной из актуальных проблем в Монголии. Особенно в последние годы в Монголии усиленными темпами увеличивается число таких преступлений. По неофициальным сведениям, примерно 48% жертв трансграничной торговли людьми составляют женщины и девочки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации в коммерческих целях, 32% становятся жертвами работорговли, 9% женщин были склонены к принудительному бракосочетанию с иностранными гражданами, 11% были вынуждены продать свои органы для трансплантации.

Преступления, связанные с торговлей людьми, отличаются высоким уровнем латентности, являются сложными для раскрытия, особенно преступления, совершаемые в виде организованной проституции. Как показывает следственная практика, в последние 5 лет в Монголии привлечено к уголовной ответственности всего 35 лиц, инкриминируемых в 19 преступлениях. Рассматриваемые преступления совершаются в основном людьми в возрасте 19-35 лет. Из числа осужденных более 90% не имели постоянного источника дохода, почти все были безработными.

Вышеприведённые цифры, относящиеся к числу преступлений, связанных с торговлей людьми, не отражают реальную обстановку, поскольку, по оценке экспертов, выявляется не более 10% таких преступлений, из 10 зарегистрированных преступлений лишь 2 доводится до суда [4, с. 110—111].

2) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время в Монголии наркомания пока ещё не занимает ведущее место среди всех негативных социальных явлений, реально угрожающих физическому и духовному здоровью нации и процессу воспроизводства населения. Однако сохраняющийся в течение многих лет без заметного изменения уровень совершения преступлений,

связанных с незаконным оборотом наркотиков, за короткий промежуток времени вдруг стал расти динамичными темпами, несмотря на некоторое снижение общего уровня преступности. Так, общее количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выросло к концу 2020 г. в 20 раз по сравнению с 2010 г. Только в течение последних 5 лет возбуждено 28 уголовных дел по факту изготовления, сбыта, хранения, перевозки наркотических средств и психотропных веществ, в том числе перевозки через границу, привлечены к уголовной ответственности 66 лиц [4, с. 110-111]. Многие граждане Монголии отбывают наказание в КНР и других странах за транзит наркотиков.

Среди регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, основную долю (92,3 %) составляют предусмотренные ст. 192 УК Монголии деяния: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических или психотропных веществ, препаратов и медикаментов [4, с. 110-111].

Удельный вес преступлений, связанных с нарушением правил производства, изготовления наркотических или психотропных веществ, препаратов и медикаментов (ст. 193 УК Монголии), составляет 1,2 %, хищением наркотических или психотропных веществ, препаратов и медикаментов (ст. 194 УК Монголии) — 1,4 %, посевом, выращиванием, сбором наркосодержащих растений (ст. 195 УК Монголии) — 1,6 %, организацией притонов для потребления наркотических и психотропных веществ (ст. 196 УК Монголии) — 0,7 %, перемещением через границу Монголии наркотических веществ (ст. 188 УК Монголии) - 2,8% [4, с. 110-111].

Данная структура не остаётся неизменной. Так, судя по официальным данным, с каждым годом увеличивается удельный вес преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических и психотропных веществ, препаратов и медикаментов, составляя от 1,3 до 2,1 процентный прирост. Однако высокая латентность преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, наряду с другими факторами, не позволяет в полной мере определить масштабность и значимость рассматриваемой проблемы и её тесную связь с другими видами преступлений.

3) Вывоз драгоценных цветных металлов (золота). В постсоциалистические годы в Монголии активно процветает незаконная деятельность по добыче золота и его контрабандный вывоз за границу. Самовольные добытчики золота, так называемые "ниндзя", стали организовывать нелегальный намыв золота в горах и руслах таёжных ручьев, в том числе в заброшенных рудниках, оборудуя примитивные промывочные устройства. Добытое золото вывозится через границы в тайниках и в личных вещах граждан Монголии, а также иностранных граждан. При этом контрабандисты используют изощрённые приемы сокрытия нелегального груза, что осложняет задачу пограничным, таможенным и другим правоохранительным органам, даже оснащенным современным оборудованием.

Граждане КНР, въезжающие на территорию Монголии, охотно скупают золото для вывоза на родину. С целью установления контактов с местными группировками они выезжают в места, где особенно много "ниндзя", пытаясь организовывать продажу товаров широкого потребления или покупку сельскохозяйственного сырья, как прикрытие своей нелегальной деятельности.

Помимо вышеперечисленных основных видов, вызывает тревогу и серьезно угрожает национальной безопасности Монголии трансграничная преступная деятельность по таким видам, как отмывание денежных средств, коррупция, торговля оружием и боеприпасами, перевозка опасных для здоровья материалов и химикатов через границу, вывоз археологических экспонатов и произведений искусства. Косвенные данные не отражают масштабы и реальную ситуацию по этим видам трансграничной преступности, следовательно, нуждаются в комплексном совершенствовании методов учета и мониторинга таких видов преступности.

Таким образом, анализ практики обеспечения пограничной безопасности показывает, что на сегодняшний день в этой области существует немало серьёзных проблем, требующих своего незамедлительного разрешения. Ранее принятые правовые акты нуждаются в изменениях и дополнениях в соответствии с новыми вызовами и угрозами национальной безопасности страны.

Интенсификация трансграничного взаимодействия между странами приведет к еще большему усилению потоков ресурсов, товаров и услуг, что, вероятно, увеличит и объемы перечисленных видов трансграничной преступности. В связи с этим предлагается ряд практических рекомендаций и предложений в области пограничной безопасности Монголии:

1. В целях эффективного обеспечения пограничной безопасности Монголии, прежде всего, необходимо создать согласованную и взаимосвязанную систему нормативных правовых актов, регламентирующих основные вопросы её обеспечения. Необходимо скорейшее принятие Концепции пограничной безопасности Монголии взамен устаревшей и не адекватной современному положению дел в данной сфере пограничной политики Монголии.

2. Необходимо развивать криминологическую концепцию правовой работы в пограничных органах, основывающейся на установлении её антикриминогенной, антикоррупционной направленности, места, содержания и роли правоохранительных органов пограничной службы, её взаимодействии с органами разведки, полиции, прокуратуры и др.

3. Необходимо актуализировать потребность комплексной научной разработки теории пограничной безопасности и соответствующей учебной дисциплины, значимость которой для офицеров пограничных органов трудно переоценить.

4. Необходим поиск более эффективных механизмов взаимодействия государственных, в том числе пограничных, полицейских, таможенных органов с силовыми организациями (антикриминальными, антитеррористическими) различных стран мира, в первую очередь соседних государств — Китайской Народной Республики и Российской Федерации, с целью выработки новых подходов в борьбе с трансграничной организованной преступностью. Массовый незаконный экспорт драгоценных металлов и других ресурсов из Монголии в соседний Китай требует обоюдной ответственности сторон и ужесточения пограничной политики с обеих сторон. Односторонние усилия снижают качество предпринимаемых мер, необходимы согласованные действия по достижению эффективности в обеспечение пограничной безопасности.

Таким образом, трансграничная преступность признается одной из важнейших угроз пограничной безопасности любой страны. В проведенном аналитическом обзоре трансграничной преступности в Монголии представлены видовой состав, факторы и тенденции ее развития. Как показывает практика, на современном этапе в Монголии существуют реальные проблемы, требующие особого внимания со стороны органов национальной безопасности, необходимы новые подходы для организации учета и мониторинга видов трансграничной преступности, нуждаются в фундаментальной проработке теоретико-методологические основы пограничья. Ключевые угрозы пограничной безопасности Монголии на современном этапе требуют принятия концептуальных мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия всех задействованных структур, а также расширения направлений межгосударственного сотрудничества с различными странами мира для предотвращения и качественной борьбы с трансграничной организованной преступностью. Существующие реалии и перспективы увеличения транснациональных и трансграничных потоков выдвигают в число стратегических приоритетов готовность Монголии быть на страже безопасности своих границ в тесном сотрудничестве с соседними странами.

Литература

1. Введение в исследования границ / под ред. С.В. Севастьянова, Ю. Лайне, А.А. Киреева. Владивосток: Дальнаука, 2016. 426 с.

2. Голунов С. Безопасность пограничных пространств // Международные процессы, 2007. № 2 (14). С. 27-37.

3. Гришин М.Л., Губченко В.Н., Дмитриев В.А. и др. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. М.: Издательская группа «БДЦ - Пресс», 2001. 276 с.

4. Жаргалсайхан Мунхболд. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических или психотропных веществ, препаратов и медикаментов: по уголовному законодательству Монголии:

дисс. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Жаргалсайхан Мунхболд; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ]. М., 2008. 176 с.

5. Макарычев А. Безопасность: трудности перевода? // Евразийский дом. 2006. 24 авг. Информационно-аналитический портал. URL.: https://www.еurasianhome.org (дата обращения: 25.08.2023).

6. Номоконов В.А. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2001. 375 с.

7. Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью: сб. науч. тр. / Калинингр. гос. ун-т; под ред. Т.С. Волчецкой. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2002. 66 с.

8. Шишмишиг Ж. Конституция Монголии 1992 г. и вопросы национальной безопасности // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: материалы Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2018. С. 181-193.

9. Дагважамц Г. Хил судлалын Yндэс = Основы пограничьеведения // Хил судлал эмхэтгэл = Сборник по пограничьеведению. Улаанбаатар, 2011.

10. Gupta A. Border Management: Challenges and Opportunities (Пограничный менеджмент: вызовы и возможности). URL.: https://www.vifindia.org/article/2021/october/28 (дата обращения: 10.04.2022).

References

1. Introduction to Border Studies I edited by Sergei V. Sevastianov, Jussi P. Laine, and Anton A. Kireev. Vladivostok: Dalnauka, 2016. 426 p. (In Russ.).

2. Golunov S. Security of border spaces II International processes. 2007. No. 2 (14). P. 27-37. (In Russ.).

3. Grishin M.L., Gubchenko V.N., Dmitriev V.A. and others. Problems of state border policy and ways to solve them. M.: Publishing Group «BDC - Press», 2001. 276 p. (In Russ.).

4. Zhargalsaikhan Munkhbold. Criminal legal and criminological problems of illegal production, acquisition, storage, transportation, shipment or sale of narcotic or psychotropic substances, drugs and medicines: according to the criminal legislation of Mongolia: diss. ... Candidate of Legal Sciences: 12.00.08 I Zhargalsaikhan Munkhbold; [Moscow. University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. M., 2008. 176 p. (In Russ.).

5. Makarychev A. Security: lost in translation? II Eurasian House. 2006. 24 Aug. Information and analytical portal. URL: https:IIwww.eurasianhome.org (accessed 25.08.2023). (In Russ.).

6. Nomokonov V.A. Transnational organized crime: definitions and reality. Vladivostok: Far Eastern University Publishing House. 375 p. (In Russ.).

7. Problems of combating transnational organized crime: collection of scientific papers I Kaliningrad state University; edited by T.S. Volchetskaya. Kaliningrad: Kaliningrad State University Publishing house, 2002. 66 p. (In Russ.).

8. Shishmishig Zh. The 1992 Constitution of Mongolia and issues of national security II Current problems of modern legal science and practice: materials of the International scientific and practical conference. Ulan-Ude: Buryat State university Publishing House, 2018. P. 181-193. (In Russ.).

9. Dagvajamts G. Fundamentals of Border Studies II Collection of Border Studies. Ulaanbaatar, 2011. (In Mong.).

10. Gupta A. Border Management: Challenges and Opportunities. URL: https:IIwww.vifindia.orgI articleI2021IoctoberI28 (accessed 10.04.2022).

Информация об авторах

Цагаан Ганболд, Ph.D, научный сотрудник, Институт пограничной безопасности Объединённого научно-исследовательского института при Университете внутренних дел Монголии, г. Улан-Батор, Монголия, e-mail: ganbold_ btl@yahoo.com

Дамдин Доржиевич Бадараев, д-р. соц. наук, ведущий научный сотрудник, Институт монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, Россия, e-mail: damdin80@mail.ru

Information about the authors

Tsagaan Ganbold, Ph.D., Researcher, Institute for Border Security Studies, Integrated Institute for Scientific Research of University of Internal Affairs, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: ganbold_btl@yahoo.com.

Damdin D. Badaraev, Doctor of Sociology, Leading Researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Science, Ulan-Ude, Russia, e-mail: damdin80@mail.ru

Поступила в редакцию 10.11.2023 Одобрена после рецензирования 05.02.2024 Принята к публикации 25.02.2024 Received 10.11.2023 Approved 05.02.2024 Accepted 25.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.