Научная статья на тему 'Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности'

Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1412
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NARCOCRIME / DRUG TRAFFICKING / ORGANIZED CRIME / ANTI-NARCOTIC POLICY / NATIONAL SECURITY / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОБИЗНЕС / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева И.Г.

Одной из проблем, представляющих существенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, является проблема наркомании. Имеющий глобальные масштабы незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров отрицательно сказывается на эффективности борьбы с этим негативным явлением. В статье анализируется взаимосвязь и взаимодействие наркобизнеса с организованной преступностью, носящей международный характер, а также раскрываются основы противодействия наркопреступности в Российской Федерации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в реалиях российского государства в последние годы значительно возрос, оказывая крайне негативное, а в некоторых случаях и «смертельное» влияние на общество в целом и его отдельных элементов в частности.Так сложилось, что проблема распространения наркотических средств и психотропных веществ признается одной из самых серьезных угроз национальной безопасности. Связи транснациональных преступных организаций распространяются далеко за пределы одного государства, что существенным образом влияет на их мобильность и активность. Последнее, в свою очередь, затрудняет работу правоохранительных органов, поскольку их юрисдикция ограничена пределами государственной границы, а конкретные формы, методы и приемы законодательного регулирования противодействия транснациональной наркопреступности в большинстве стран до настоящего времени не выработаны.Хотя борьба с преступностью традиционно входит во внутреннюю компетенцию государств, многие специалисты рассматривают международное сотрудничество в качестве одного из важнейших средств обуздания роста криминальной активности, и не только трансграничной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гутиева И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY

Annotation: One of the problems that represent a significant threat to the national security of the Russian Federation is the problem of drug addiction. A global dimension in the illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances and their precursor’s negative impact on the effectiveness of the fight against this scourge. The article analyzes the relationship and interaction of drug trafficking to organized crime of an international character, as well as expanded framework for combating drug-related crime in the Russian Federation. Illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in the realities of the Russian state in recent years has increased significantly, providing a very negative, and in some cases, and "fatal" impact on society as a whole and its individual components, in particular.It so happened that the problem of the spread of narcotic drugs and psychotropic substances is recognized as one of the most serious threats to national security. Links transnational criminal organizations extend far beyond the borders of one state, which significantly affects their mobility and activity. This in turn complicates the work of law enforcement agencies, because their jurisdiction is limited outside the state border, and concrete forms, methods and techniques of legal regulation of counteraction to transnational drug-related crime in most countries has not yet been worked out.Although the fight against crime, many experts have traditionally included within the domestic jurisdiction of states consider international cooperation as one of the most important means of curbing the growth of criminal activity, and not only cross-border

Текст научной работы на тему «Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности»

УДК 343.326. ГУТИЕВА И.Г.

Северо-Кавказский институт повышения квалификации, филиал Краснодарского института МВД России Нальчик, Россия

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Одной из проблем, представляющих существенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, является проблема наркомании. Имеющий глобальные масштабы незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров отрицательно сказывается на эффективности борьбы с этим негативным явлением. В статье анализируется взаимосвязь и взаимодействие наркобизнеса с организованной преступностью, носящей международный характер, а также раскрываются основы противодействия наркопреступности в Российской Федерации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в реалиях российского государства в последние годы значительно возрос, оказывая крайне негативное, а в некоторых случаях и «смертельное» влияние на общество в целом и его отдельных элементов в частности.

Так сложилось, что проблема распространения наркотических средств и психотропных веществ признается одной из самых серьезных угроз национальной безопасности. Связи транснациональных преступных организаций распространяются далеко за пределы одного государства, что существенным образом влияет на их мобильность и активность. Последнее, в свою очередь, затрудняет работу правоохранительных органов, поскольку их юрисдикция ограничена пределами государственной границы, а конкретные формы, методы и приемы законодательного регулирования противодействия транснациональной наркопреступности в большинстве стран до настоящего времени не выработаны.

Хотя борьба с преступностью традиционно входит во внутреннюю компетенцию государств, многие специалисты рассматривают международное сотрудничество в качестве одного из важнейших средств обуздания роста криминальной активности, и не только трансграничной.

Ключевые слова: наркопреступность, наркобизнес, организованная преступность, антинаркотическая политика, национальная безопасность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

I.G. GUTIEVA

North Caucasian Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar Institute of the Russian

Interior Ministry Nalchik, Russian

TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY

Annotation: One of the problems that represent a significant threat to the national security of the Russian Federation is the problem of drug addiction. A global dimension in the illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances and their precursor's negative impact on the effectiveness of the fight against this scourge. The article analyzes the relationship and interaction of drug trafficking to organized crime of an international character, as well as expanded framework for combating drug-related crime in the Russian Federation. Illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in the realities of the Russian state in recent years has increased significantly, providing a very negative, and in some cases, and "fatal" impact on society as a whole and its individual components, in particular. It so happened that the problem of the spread of narcotic drugs and psychotropic substances is recognized as one of the most serious threats to national security. Links transnational criminal organizations extend far beyond the borders of one state, which significantly affects their mobility and activity. This in turn complicates the work of law enforcement agencies, because their jurisdiction is limited outside the state border, and concrete forms, methods and techniques of legal regulation of counteraction to transnational drug-related crime in most countries has not yet been worked out. Although the fight against crime, many experts have traditionally included within the domestic jurisdiction of states consider international cooperation as one of the most important means of curbing the growth of criminal activity, and not only cross-border

Keywords: narcocrime, drug trafficking, organized crime, anti-narcotic policy, national security

Структурно организация транснациональной наркопреступности представляет собой многоуровневые криминальные матрицы, глубоко дифференцированные и имеющие характерную иерархию. Каждая преступная наркогруппировка имеет четкую и законспирированную разветвленную структуру, каждому члену известна его роль в противозаконной деятельности, охваченной единой целью - получением незаконной материальной выгоды.

Первый и самый опасный уровень: организованные преступные сообщества, отличающиеся сплоченностью, концентрацией и разветвленностью, чрезвычайной организованностью со своими разведкой, контрразведкой и колоссальными финансовыми и коррупционными возможностями. Второй уровень - организованные преступные группы.

Третий уровень - преступные группы, действующие по предварительному сговору. В массе своей эти группы проявляются в притоносодержании и служат своеобразным мостиком между серьезной организованной преступностью и рядовыми сбытчиками - наркопотребителями. Четвертый уровень - это, по сути, теневой потребительский рынок мелкой розничной торговли, осуществляемой самими наркоманами и наркопотребителями.

Как правило, организованные преступные сообщества состоят из многих организованных

Социологические и гуманитарные науки

Sociological and Humanities Sciences

преступных групп, функционирующих не только в регионах России, но и за ее пределами. При этом организаторы таких сообществ нередко находятся за рубежом - вне юрисдикции Российской Федерации, а управление преступной деятельностью осуществляется с использованием современных цифровых банковских и виртуальных сетевых систем. При этом организованная наркопреступность максимально дистанцирована и скрыта в тени, управляет огромными финансовыми потоками, поскольку ведает оптовыми операциями.

Абсолютно верно отмечает А.М. Железняков, что преступные организации, действующие в сфере наркорынка, создаются лидерами организованных групп криминальной направленности в целях получения сверхдоходов. Руководство преступными организациями осуществляется с помощью установленной лидерами иерархии (порядка подчинения) и через ответственных лиц.

С помощью установленного порядка подчинения лидеры организованных групп криминальной направленности эксплуатируют непосредственных участников наркобизнеса (изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотических средств) [3, с. 15].

На международном уровне активно принимаются меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Так, например, в целях противодействия наркоугрозе, в том числе носящей транснациональный характер, государствами - участниками СНГ принят Модельный закон о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах [4, с. 54], государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества заключено Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [5, с. 22]. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву [6] уголовная юрисдикция прибрежного государства осуществляется на борту иностранного судна, если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотиками. Это далеко не полный перечень международных актов, регламентирующих вопросы борьбы с наркопреступностью.

В целях реализации заложенного в Стратегии «комплекса мер, направленных на расширение через международное сотрудничество возможностей пресечения культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане и наркотрафика в странах транзита», между Российской Федерацией и рядом приграничных государств были заключены ведомственные Соглашения, на основе которых осуществляется сотрудничество в борьбе с наркобизнесом.

Определяющий вклад в результаты противодействия организованному наркобизнесу вносит Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Служба ликвидирует более 80% всей организованной инфраструктуры наркосбыта, перехватывает 90% оптовых поставок наркотиков. Главные усилия ФСКН России концентрируются на выявлении и пресечении деятельности организованных групп и преступных сообществ, как правило, имеющих межрегиональные и международные связи, сотрудниками Службы уже отработана универсальная методика борьбы с транснациональной организованной наркопреступностью.

Так, например, сотрудниками ФСКН России ликвидировано транснациональное преступное сообщество, участники которого посредством сети Интернет наладили крупнейший канал сбыта синтетических наркотиков из Юго-Восточной Азии в Россию. Наркосообщество отличалось строгой иерархией, хорошо отлаженной схемой криминальной деятельности, четким распределением обязанностей между его участниками.

В ходе проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий установлены все структурные звенья наркоспрута, состоящего из организаторов, оптовых поставщиков, групп координаторов и реализаторов, действовавших в более чем 30 субъектах Российской Федерации.

В распространении наркотиков преступники задействовали безработных граждан преимущественно западных областей Украины.

Деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, официально признана угрозой национальной безопасности Российского государства [1, с. 92].

Наркобизнес наносит урон общественному порядку, экономической безопасности и порядку управления Российской Федерации. Следовательно, первоочередной задачей государства и его органов является выявление и ликвидация преступных группировок, специализирующихся на наркобизнесе, привлечение к ответственности производителей и распространителей наркотиков и их прекурсоров, а также проведение своевременной и действенной антинаркотической государственной политики [2, с. 73].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Геляхова Л.А. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. - С. 92-93.

2. Гутиева И.Г. Пределы экстремизма и правовые основы противодействия его проявлениям // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 17. - С. 73-74.

3. Железняков А.М. О понятии преступного сообщества в сфере наркорынка // Наркоконтроль. - 2009. - № 2. -С. 15.

4. Модельный закон о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах (Принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением 27-6 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. - 2007. - № 39 (ч. 1). - С. 116-194.

5. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Заключено в г. Ташкенте 17 июня 2004 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2008. - № 7. - С. 16-22.

6. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) // СЗ РФ. - 1997. - № 48. - Ст. 5493.

REFERENCES

1. Gelyakhova L.A. Activities of internal affairs bodies for the prevention of crimes. Theory and practice of social development. 2015. No. 19. Pp. 92-93.

2. Gutieva I.G. Limits of extremism and the legal framework for combating its manifestations. Theory and practice of social development. 2014. No. 17. Pp. 73-74.

3. Zheleznyakov A.M. On the concept of criminal association in the field of drug markets. drug control. 2009. No. 2. P.

15.

4. Model Law on Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and their Precursors (adopted in St. Petersburg November

16, 2006 Decision of 27-6 at the 27th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS member states). Newsletter. The Interparliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States. 2007. No. 39 (ch. 1). Pp. 116-194.

5. Agreement between the Member States of the Shanghai Cooperation Organization on cooperation in combating illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors (concluded in Tashkent on June 17, 2004). Bulletin of international agreements. 2008. No. 7. Pp. 16-22.

6. United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS). SZ the Russian Federation. 1997. No. 48. Art. 5493.

Информация об авторе

Гутиева И.Г., полковник полиции, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского института МВД России

Получена: 27.08.2016

Для цитирования статьи: Гутиева И.Г. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00. с1о1: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Gutieva IG., Police Colonel, Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement North Caucasian Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar Institute of the Russian Interior Ministry

Received: 27.08.2016

For article citation: Gutieva IG. Transnacion-al'naja organizovannaja prestupnost' kak ugroza nacional'noj bezopasnosti. [Transnational organized crime as a threat to national security]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.