Научная статья на тему 'Поглощение публичных компаний в европейском Союзе. Правила игры'

Поглощение публичных компаний в европейском Союзе. Правила игры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГЛОЩЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ДИРЕКТИВА О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ О ПОКУПКЕ / DIRECTIVE ON TAKEOVER BIDS / КОМПАНИЯ-МИШЕНЬ / TARGET COMPANY / ПРАВИЛО НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА / ПРАВИЛО ЗАХВАТА / ПРИНЦИП РАВЕНСТВА / THE EQUAL TREATMENT PRINCIPLE / ПРАВИЛО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / THE MANDATORY BID RULE / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЫ / THE EQUITABLE PRICE PRINCIPLE / ОТЧЕТ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ / REPORT FROM THE EUROPEAN COMMISSION / TAKEOVER / NEUTRALITY RULE / BREAKTHROUGH RULE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калашников Георгий Олегович

В статье дан анализ поглощения публичных компаний в рамках Европейского союза. Автором критически исследуются установленные в ЕС основные принципы и правила, применяемые при поглощении публичных компаний, сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию законодательства ЕС в области слияния и поглощения компаний в целом и поглощения публичных компаний в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Takeovers in the European Union. Rules of play

The article offers an analysis of takeover bids in the European Union. Taking a critical approach it describes the main rules and principles governing takeovers in the EU, as well as provides for areas of improvement of existing legislation on mergers and acquisitions in the EU in general and on takeovers in the first instance.

Текст научной работы на тему «Поглощение публичных компаний в европейском Союзе. Правила игры»

Г. О. Калашников

ПОГЛОЩЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. ПРАВИЛА ИГРЫ

Вопреки скептикам, экономика Европы вышла из рецессии в 2013 г. и имеет все шансы увеличиться на 1-2% в ближайшей перспективе. Даже с учетом медленного экономического роста ЕС в течение последних лет остается одним из крупнейших игроков мирового рынка.

Совокупный объем производства в ЕС в 2013 г. оценивался экспертами примерно в 16,2 трлн долл. США. Экономика ЕС примерно на 20% превосходит экономику Китая и в 3,5 раза -Индии.

На Европу, по различным статистическим данным, приходится примерно 28,5% мирового объема личного потребления, что немногим больше, чем в США (26,6%), и значительно выше совокупного уровня потребления в странах БРИКС (15,6%).

Для корпораций из списка S&P 500 доля их международных продаж в Европе в 2013-2014 гг. составляла около 21% и превышала продажи в Азии (16%) и Южной Америке (менее 6%).

Начиная с 2000 г. Европа на кумулятивной основе привлекла примерно 56% от общего объема прямых иностранных инвестиций из США1.

* Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.

1 См.: UNCTAD World Investment Report 2015 // URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=1245 (дата обращения: 05.06.2015).

Труды /Института государства и права Российской академии наук, №3/2015

Ни одна международная корпорация не может позволить себе отсутствовать на рынке, который по размеру сопоставим со всей экономикой США. То, что начиналось как свободный рынок шести стран (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Голландия) в конце 1950-х гг., сейчас представляет собой экономическую махину из 28 государств-членов.

Согласно аналитикам Bank of America Merrill Lynch2, в 2014 г. крупные американские компании аккумулировали наличные средства на сумму 1,3 трлн долл. США, которые начали тратить на покупку европейских конкурентов. В списке из 61 компании, к которым привлечено внимание американцев, BMW, BAE Systems, Nestle, Danone и проч.

Если учитывать, что уже с начала 2014 г. было заявлено о поглощениях на общую сумму примерно в 200 млрд долл. США3, европейский рынок слияний и поглощений ждут жаркие времена4.

Следует отметить, что начиная с 2004 г. в ЕС применяется набор правил, когда дело доходит до поглощения публичных компаний. Они нашли отражение в Директиве 2004/25 о предложениях о покупке5 (далее - Директива). С учетом надвигающегося бума в трансатлантических поглощениях механизмы и правила, прописанные в Директиве, подвергнутся серьезным испытаниям.

2 An Equity and Quant Strategy Report of Bank of America Merrill Lynch, 25.06.2014 // URL:http://corp.bankofamerica.com/documents (дата обращения: 05.06.2015).

3 Речь идет о следующих сделках: Pfizer/AstraZeneca; General Electric/Alstom; AbbVie/Shire.

4 Любопытно отметить, что среди крупнейших сделок за 2015 г. преобладают сделки, заключаемые в фармацевтическом секторе. Американские фармацевтические гиганты продолжают консолидацию, стремясь к синергии и завоеванию все больших рынков сбыта своей продукции. См.: URL:http://www.streetinsider.com (дата обращения: 05.06.2015).

5 Directive 2004/25/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on takeover bids // OJ. L.142. 30.04.2004. P. 12-23.

Основные правила поглощения

Директива, которая включает преамбулу и 23 статьи, распространяет свое действие на предложения о покупке путем приобретения акций публичных компаний (takeover bid; offres publiques), деятельность которых регулируется законодательством стран ЕС, при условии, что такие акции (все или частично) допущены к обращению на регулируемом рынке в одной или нескольких странах ЕС. Ее положения распространяются на компании, акции которых не обращаются на фондовой бирже; в то же время внутри одного государства - члена ЕС по отношению к таким компаниям может быть установлен эквивалентный режим. При этом Директива применяется как к добровольному, так и к обязательному предложению о покупке. Важным является и то, что не все виды акций подпадают под действие Директивы. Под акциями понимаются ценные бумаги, разрешенные к продаже и дающие право голоса (ст. 2 (е) Директивы).

Предложение о покупке - институт англосаксонской правовой системы, получивший свое максимальное развитие в праве Великобритании (takeover bid) и литературе предложение о покупке рассматривается как «общее обнародованное предложение отдельного лица или группы лиц купить акции публичной компании за цену, значительно превышающую текущую рыночную цену»7. Процедура поглощения посредством предложения о покупке включает следующие этапы: (1) компания-приобретатель объявляет о своем намерении сделать предложение о выкупе акций публичной компании и направляет данное предложение совету директоров поглощаемой компании; (2) совет директоров представляет акционерам свои рекомендации относительно целесообразности заключения данной сделки (если рекомендации положительные, то погло-

6 См.: Lekkas G. L'Harmonisation du Droit des Offres Publiques et la Protection de l'Investisseur. Étude Comparée des Règles en Vigueur en France, au Royaume-Uni et aux États-Unis d'Amérique. Paris, 2001. Р. 22-30.

7 См.: ФостерР.С. Искусство слияний и поглощений. М., 2004. С. 668-669.

щение является дружественным, если отрицательные - оно рассматривается как недружественное, враждебное); (3) акционеры принимают решение о принятии или отклонении предложения (решение принимается индивидуально каждым акционером); принятие предложения означает, что лицо согласилось продать свои акции на условиях, предложенных компанией-приобретателем; (4) процедура по принятию или отклонению предложения закрывается и объявляются результаты; (5) если предложение было принято необходимым количеством акционеров, акции выкупаются в соответствии с условиями предло-жения8.

Что касается публичных компаний, то таковой считается компания, в уставных документах которой (главным образом в меморандуме) указано, что она является публичной и зарегистрирована в таком качестве. При этом уставный капитал публичной компании не может быть менее суммы, предписанной законом (в Великобритании - 50 тыс. ф.ст.), а количественный состав акционеров превышать 50 человек9. Данные компании являются чисто капитальными образованиями, право личного участия отдельных акционеров в управлении делами компании и представлении ее интересов практически сведено на нет10.

Директива основывается на трех основных правилах: доступность информации, равенство и невмешательство. В ней предусмотрено, что:

8 См.: Кибенко Е.Р. Корпоративное право Великобритании. Законодательство. Прецеденты. Комментарии. Киев, 2003. С. 273.

9 См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 2004. С. 150; Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебник. В 2 т. Т. I / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. 4-е изд. М., 2004. С. 262.

10 Российской правовой системе деление на публичные и частные компании до 2014 г. было незнакомо. Согласно ст. 663 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

всем владельцам акций одного и того же класса компании-«мишени» должны быть предоставлены равные права; более того, если приобретается контрольный пакет акций компании-«мишени», интересы миноритарных акционеров должны быть защищены;

владельцам акций компании-«мишени» должны быть предоставлены разумное время для принятия решения и информация о предстоящем предложении о покупке;

совет директоров (наблюдательный совет) компании-«мишени» должен действовать в интересах компании в целом и не препятствовать владельцам акций принять решение, основываясь на конкретных условиях предложения о покупке;

не должно создаваться притворных рынков по обращению акций компании-«мишени», компании приобретателя или акций иных компаний, интересы которых затронуты в ходе поглощения, в той степени, что колебание цены акций таких компаний оказалось искусственным и затронуло нормальную деятельность фондового рынка;

приобретатель имеет право огласить условия предложения о покупке только в том случае, если он гарантировал, что сможет полностью в денежном выражении оплатить стоимость акций акционеров компании-«мишени»;

сделанное предложение о покупке не должно препятствовать хозяйственной деятельности компании-«мишени».

С учетом названных правил и необходимости защиты интересов акционеров компании-«мишени» как приоритета любого поглощения публичной компании, основное внимание в Директиве уделяется вопросу использования тех или иных защитных механизмов в ходе поглощения публичных компаний путем предложения о покупке.

Так, в ст. 9, 11 и 12 предусмотрены механизмы, которые может использовать компания-«мишень» при попытке ее поглощения. Установлены два правила: «невмешательства» (ст. 9) и «захвата» (ст. 11). Вместе с тем согласно ст. 12 государства -члены ЕС могут в процессе достижения договоренностей при-

менять или не применять соответствующее правило. Вводится опционная система, которая, с одной стороны, позволяет государствам - членам ЕС отказаться от применения двух вышеназванных правил, а с другой - предоставляет им право по своему усмотрению применить какое-либо из этих правил. Если государство - член ЕС применяет эти правила, то компания, которая находится в данном государстве-члене и решает прибегнуть к применению ст. 9 и (или) 11, может быть лишена такого права в том случае, если приобретатель не применяет правила, предусмотренные ст. 9 и (или) 1111.

Правило «невмешательства» (the Neutrality Rule). Речь идет о том, что после публичного объявления о предстоящей сделке любой защитный механизм, которым захочет воспользоваться совет директоров (наблюдательный совет) компании-«мишени», подлежит предварительному одобрению общего собрания акционеров такой компании. С целью облегчения применения указанного правила в таких случаях Директива требует от государств - членов ЕС принятия норм, предусматривающих созыв общего собрания акционеров в кратчайшие сроки. В соответствии с Директивой активный поиск альтернативных покупателей не является нарушением правила «невмешательства»12. Что касается решений, принятых до публичного объявления о предстоящей сделке и не реализованных на момент такого объявления, то общее собрание акционеров должно рассмотреть те из них, которые по своему характеру не относятся к обычной хозяйственной деятельности компании и могут каким-

11 См.: Lekkas G. Op. cit. Р. 492-495.

12 Отсюда можно сделать вывод, что Директива не запрещает такие средства защиты от поглощения, как (i) слияние с «белым рыцарем» (white knight), т.е. объединение с дружественной компанией, которую обычно называют «белым рыцарем», и (ii) слияние с «белым кавалером» (white squire) - брокером, приобретающим меньше акций, чем в контрольном пакете компании. См.: Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 27-48; Gaughan P.A. Mergers, Acquisitions and Corporate Restructuring. N.Y., 2002. P. 165-238.

либо образом препятствовать успешному осуществлению сделки.

Правило «захвата» (the Breakthrough Rule). Статья 11 Директивы предусматривает два случая применения данного правила:

1) когда публичное объявление о предстоящей сделке (поглощении) имело место. Тогда (а) все ограничения на передачу акций, предусмотренные уставными документами (устав, учредительный договор) и договорами (за рядом исключений), будут считаться недействительными по отношению к приобретателю в течение срока, предусмотренного для принятия предложения о покупке; (б) все ограничения в отношении права голоса на общем собрании акционеров компании-«мишени», на котором обсуждается вопрос о применении тех или иных средств защиты, прекращают свое действие. Акции, предоставляющие права нескольких голосов, на таком общем собрании акционеров будут предоставлять право лишь одного голоса;

2) если в результате успешного осуществления сделки приобретатель довел свою долю в компании-«мишени» до 75% от общего числа голосующих акций. Тогда он имеет право созвать общее собрание акционеров компании-«мишени» и использовать свое право голоса согласно обычным корпоративным правилам (одна акция - один голос) для внесения изменений в учредительные документы компании-«мишени», а также для снятия и назначения новых членов совета директоров (наблюдательного совета). При этом никакие ограничения в отношении голосования или порядка снятия или назначения членов совета директоров, предусмотренные в учредительных документах или договорах компании-«мишени», не будут иметь юридическую силу.

В то же время Директива предусматривает компенсации для лиц, которые, обладая правами, перечисленными выше, были их лишены на основании ст. 11. Такие права частично вклю-

чают так называемые золотые парашюты13. Компенсации предоставляются в соответствии с национальным законодательством государств - членов ЕС.

Возможность выбора. В отношении возможности выбора применять или не применять положения ст. 9 и 11 Директива также предоставляет опционность. Государства - члены ЕС имеют право воздержаться от применения правила «невмешательства» (ст. 9) и правила «захвата» (ст. 11). Это означает, что они вправе (а) не требовать от компаний, учрежденных на их территориях, применять положения, ограничивающие полномочия совета директоров (наблюдательного совета) в принятии тех или иных средств защиты от поглощения; (б) не признавать недействительными положения учредительных документов, договоров, предназначенных для усложнения возможного поглощения.

Государства - члены ЕС, решившие воздержаться от применения ст. 9 и 11, должны предоставить компаниям, учрежденным на их территории, право выбора в отношении применения процедур, предусмотренных этими статьями.

Так, компании имеют право воспользоваться процедурами, предусмотренными в ст. 9 и (или) 11 даже в том случае, если государство - член ЕС, где компания зарегистрирована, решило отказать в их применении. Решение компании и соответственно решение о внесении изменений в учредительные документы (если это необходимо) должны быть приняты на общем собрании акционеров с соблюдением всех корпоративных правил и процедур государства места регистрации компании.

13 Заключение контрактов на управление является одним из наиболее часто используемых средств защиты от поглощения. Его суть состоит в том, что компании заключают со своим управленческим персоналом контракты на управление, в которых предусматривается высокое вознаграждение за работу руководства. Это служит эффективным средством увеличения цены поглощаемой компании, так как стоимость «золотых парашютов» (golden parachutes) в этом случае существенно возрастает. См.: Рудык Н.Б. Золотые парашюты // Финансист. 2001. № 3. С. 36-40.

Оговорка о взаимности (Reciprocity Clause). Когда компания применяет правила, предусмотренные ст. 9 и (или) 11 в силу необходимости или самостоятельно принимает такое решение, государство - член ЕС, где компания-«мишень» зарегистрирована, имеет право освободить такую компанию от соблюдения указанных правил, если приобретатель этим правилам не следует. Подобная ситуация может возникнуть, когда приобретатель зарегистрирован в государстве - члене ЕС, которое решило воздержаться от применения правил, предусмотренных ст. 9 и (или) 11, а компания-«мишень» находится в государстве - члене ЕС, которое, напротив, решило эти правила применить. Такая же ситуация не исключена, если государство - член ЕС решило отказаться от применения правил, а компания-«мишень» решила их применить, при том что приобретатель этого не сделал.

Положение о взаимности непосредственно не предоставляет компаниям права присоединиться к правилам, предусмотренным ст. 9 и (или) 11, - государства - члены ЕС по своему усмотрению могут решить, предоставлять ли такое право той или иной компании.

Дела Enron, WorldCom, а затем и Parmalat свидетельствуют о важности и необходимости доступа акционеров к хозяйственно-финансовой информации о деятельности публичной компании. Принципы прозрачности и открытости в Директиве закреплены. От компаний, акции которых обращаются на фондовых биржах, требуется раскрывать в ежегодных отчетах структуру своего капитала и управления. Согласно ст. 6 Директивы ежегодные отчеты публичных компаний должны в обязательном порядке содержать информацию, касающуюся:

различных видов акций, особенно акций, не предназначенных для обращения на бирже;

крупных прямых или косвенных держателей акций; ограничений при передаче акций; особых прав управления;

соглашений, заключенных акционерами, в результате чего передача акций может быть ограничена;

правил, регламентирующих порядок назначения и снятия членов совета директоров компании, а также порядок принятия поправок в учредительные документы компании;

полномочий совета директоров (наблюдательного совета), в особенности возможности выпускать или выкупать акции;

любых соглашений между компанией и третьими лицами, которые вступают в силу, подлежат изменению или прекращению только после смены контроля компании в результате публичного поглощения путем предложения о покупке;

любых соглашений между компанией и ее советом директоров (наблюдательным советом) или сотрудниками о выплате компенсации, если последние уволятся по собственному желанию или будут уволены без веских оснований, или потеряют работу в результате поглощения.

Перечисленная выше информация в отношении структуры капитала и управления компании должна также быть предоставлена на ежегодном общем собрании акционеров компании.

При всем видимом благе большей открытости компании видится, что требования Директивы в раскрытии информации в отношении средних компаний чреваты значительным увеличением «бумажной» волокиты14.

Основные принципы защиты миноритарных акционеров Директива закрепляет ряд принципов в отношении защиты миноритарных акционеров, а именно: равноправие акционеров компании-«мишени»; обязательное предложение о покупке; принцип справедливой цены и правило о денежных средствах. При этом если первый принцип применяется в отношении всех предложений о покупке, то остальные - исключительно к обязательным предложениям о покупке15.

Принцип равенства (the Equal Treatment Principle). Данный принцип является ключевым. Согласно ему всем акционерам компании-«мишени», владеющим акциями одинакового класса,

14 См.: Lekkas G. Op. cit. Р. 482-486.

15 Ibid. Р. 487-492. 120

должны быть предоставлены равноценные права. При этом следует отметить, что английское слово «equivalent», используемое в тексте Директивы, не равнозначно слову «equal», смысл которого именно в равенстве предоставляемых прав. Таким образом, представляется возможным, что приобретатель, используя неточность терминологии, может и не предоставить всем акционерам компании-«мишени», владеющим акциями одинакового класса, равные права. Данный принцип, как уже говорилось, применяется к акционерам компании-«мишени» во всех случаях поглощения: и при добровольном (акционеры самостоятельно продают свои акции), и при обязательном (акционеры вынуждены продать свои акции в соответствии с требованиями действующего законодательства).

Правило об обязательном предложении (the Mandatory Bid Rule). Данное правило гарантирует, что приобретатель по получении определенного процента от голосующих акций компании-«мишени», которые позволят ему осуществлять контроль за компанией, предложит владельцам оставшихся акций компании-«мишени» справедливую цену за акции, находящиеся во владении последних. Процент, по достижении которого будет считаться, что приобретатель получает контроль за компанией, равно как метод его расчета, остаются на усмотрение государств -членов ЕС. В Германии и Великобритании, например, предел установлен в размере 30%16.

Принцип справедливой цены (the Equitable Price Principle). Во-первых, в случаях, когда предусмотрено обязательное предложение, приобретатель обязан предложить справедливую цену, которая определяется как наиболее высокая цена, которую он заплатил бы за «такие же акции в течение срока, определяемого государствами - членами ЕС. При этом такой срок не может быть менее шести и более 12 месяцев до объявления о поглоще-

16 См. § 29, 35 Wertpapiererwerbs- und Ubernahmegesetz (WpUG) в отношении Германии, а также Правило 9.1 City Code on Takeovers and Mergers в отношении Великобритании.

нии» (ст. 5 (4) Директивы). Во-вторых, приобретатель обязан предложить цену, равную наиболее высокой цене, которая была заплачена за акции после объявления о поглощении, если такая цена выше первоначально предложенной.

Государства - члены ЕС могут частично отойти от приме -нения правила о наиболее высокой цене при условии, что компетентный регулирующий орган вносит изменения в исключительных случаях, а такие изменения в цене не противоречат цели правила об обязательном предложении.

Директива содержит также ряд правил относительно денежных средств, сроков и информации в отношении предложения о покупке.

Денежные средства. Предусмотрено, что приобретатель за приобретаемые акции вправе предложить ценные бумаги, денежные средства или их совокупность. В то же время денежные средства должны быть предложены в обязательном порядке в следующих случаях:

предлагаемые ценные бумаги не обращаются на фондовых биржах;

приобретатель до окончания поглощения приобрел акции компании-«мишени», составляющие 5% и более ее голосующих акций за денежные средства;

государства - члены ЕС решают, что цена за приобретаемые акции компании-«мишени» должна быть уплачена денежными средствами.

После того как в результате поглощения в распоряжении приобретателя окажется подавляющее большинство акций ком-пании-«мишени», он вправе «вытеснить» оставшихся акционеров, предложив им справедливую цену за их акции. Процедура вытеснения акционеров (squeeze-out procedure) может быть использована, если приобретатель в результате поглощения или станет владельцем не менее 90% (по усмотрению государства -

члена ЕС потолок может быть увеличен до 95%17) акций компа-нии-«мишени», или приобретет (заключит договор на приобретение) не менее 90% акций компании-«мишени». Лишь в этих случаях можно требовать от оставшегося меньшинства акционеров продать принадлежащие им акции по справедливой цене.

Директива закрепляет также право акционеров, оставшихся в меньшинстве после окончания сделки по поглощению, требовать от акционера, владеющего контрольным пакетом акций (контроль определяется как и в случае с процедурой «вытеснения»), выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене (sell-out right). Санкции за нарушения, совершенные в процессе поглощения компаний, должны быть предусмотрены национальным законодательством.

Сроки. Директива исходит из принципа, согласно которому акционеры компании-«мишени» в своем выборе в отношении будущей продажи своих акций не должны быть зависимы от предоставляемого для этого времени и (или) неточности предоставляемой информации. Так, акционерам компании-«мишени» должно быть предоставлено достаточно времени, чтобы принять продуманное решение в отношении предложения о покупке. Предложение, сделанное приобретателем, должно действовать от двух до 10 недель с даты опубликования документа об оферте (ст. 7 (1) Директивы).

Информация. Директива предусматривает широкий перечень информации в отношении предложения о покупке, с которой должны быть ознакомлены акционеры компании-«мишени». Помимо прочего, такая информация должна содержать сведения: об условиях предложения о покупке;

о приобретателе (если это юридическое лицо - его наименование, вид и юридический адрес);

об акциях, подлежащих приобретению;

17 Такая возможность была предоставлена в связи с различием потолков в государствах - членах ЕС. Так, в Великобритании он установлен в размере 90% (разд. 429-430В Companies Act), в то время как в Германии - в размере 95%.

о максимальном и минимальном проценте или количестве акций, которые планируется приобрести; о финансировании предложения.

Имплементация Директивы Компетентный надзорный орган. Директива требует от каждого государства - члена ЕС определить компетентный надзорный орган, в полномочия которого будет входить контроль за сделками по поглощению публичных компаний. Это может быть не только государственный орган, но и саморегулирующаяся организация, такая как британская Комиссия по слияниям и поглощениям (Panel on Takeovers and Mergers).

Вопросы международного частного права. По общему правилу отношения регулируются правом того государства, где находится зарегистрированный офис компании и где ее акции допущены к публичному обращению. Однако если зарегистрированный офис компании находится в одном государстве, а ее акции допущены к публичному размещению в другом государстве или если акции компании находятся в биржевом обращении нескольких стран, то применимое право определяется следующим образом. Если вопрос касается непосредственно сделки, то подлежит применению право той страны, где акции были допущены к публичному размещению (если они допущены к публичному размещению в нескольких странах). Если вопрос касается самой компании, то подлежит применению право государства, на территории которого находится ее зарегистрированный офис.

Отчет Европейской комиссии В июне 2012 г. Европейская комиссия опубликовала отчет о применении Директивы18, в котором обратила внимание наследующие аспекты, требующие доработки.

18 Cm.: Report from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Application of Directive 2004/25/EC on takeover bids // COM (2012) 347 final 28.6.2012. 124

Определение «согласованных действий», по мнению Комиссии, слишком пространное. Требуется его детализация, чтобы инвесторы не опасались попасть под правило об обязательном предложении и в то же время могли в определенных дозволенных законодательством рамках осуществлять согласованные действия.

Огромная свобода государств-членов в отклонении от общих правил об обязательном предложении дает повод усомниться в адекватности защиты миноритарных акционеров при смене контроля. Требуется ряд разъяснений на национальном уровне для адекватной защиты миноритарных акционеров в указанных случаях.

Было признано, что в ряде стран все большее количество покупателей de fakto приобретает контроль за компанией-«мишенью» и при этом они не подпадают под общее правило об обязательном предложении, так как такой контроль находится чуть ниже закрепленных пороговых величин.

Исключение из правила об обязательном предложении для ситуаций, когда порог контроля был превышен после добровольного предложения о приобретении всех акций компании, создало потенциальную лазейку для недобросовестных приоб-ретателей19.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

В обозримом будущем посткризисная Европа останется одним из крупнейших и богатейших рынков в мире. Международные корпорации (американские включительно), которые требуют глобального охвата, внешние ресурсы и растущие рынки потребления не могут позволить себе игнорировать богатую потребительскую базу в Европе, квалифицированную рабочую силу, технологии, равно как близость ЕС к многим динамично развивающимся рынкам. Очевидно, что на европейские рынки будет проникать все большее количество международных игроков.

19 Данные опасения были высказаны по результатам поглощения ACS компании Hochtief.

Ясность и предсказуемость правил игры становится ключевым фактором бурного экономического развития ЕС.

Для расширения рынка и увеличения объема поглощений представляется необходимым совершенствование законодательной базы по следующим направлениям:

1) механизмы защиты от поглощения. Европейская комиссия должна взять на себя роль лидера и гармонизировать указанные механизмы на наднациональном уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) правило об обязательном предложении. Возможно, следует пересмотреть пороговые величины для обязательного предложения. Порог в 30% представляется слишком низким;

3) пороговые величины для вытеснения акционеров. Здесь не должно быть расхождения между государствами-членами; порог должен быть снижен до 90%;

4) информация. Следует ужесточить требования к раскрытию информации о предстоящем поглощении;

5) национальные надзорные органы. По нашему мнению, национальные надзорные органы, которым поручено осуществлять контроль за поглощением публичных компаний в рамках ЕС, должны координировать свою работу и обмениваться соответствующей информацией.

Библиография

Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1.

Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 2004.

Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебник. В 2 т. Т. I / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. 4-е изд. М., 2004.

Кибенко Е.Р. Корпоративное право Великобритании. Законодательство. Прецеденты. Комментарии. Киев, 2003.

Рудык Н.Б. Золотые парашюты // Финансист. 2001. № 3.

Фостер Р.С. Искусство слияний и поглощений. М., 2004.

Gaughan P.A. Mergers, Acquisitions, and Corporate Restructuring. Third Edition. N.Y., 2002.

Lekkas G. L'Harmonisation du Droit des Offres Publiques et la Protection de l'Investisseur. Étude Comparée des Règles en Vigueur en France, au Royaume-Uni et aux États-Unis d'Amérique. Paris, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.