Научная статья на тему 'Погибшие подводные лодки Отечества, как объекты подводного культурного наследия России'

Погибшие подводные лодки Отечества, как объекты подводного культурного наследия России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
487
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the past 110 years of Russian underwater forces history 149 submarines were lost. In the article are reviewed examples of the Russian submarines death by the seas, an assessment of their current state, search results and inspection is given, legal status of the lost submarines is shown.

Текст научной работы на тему «Погибшие подводные лодки Отечества, как объекты подводного культурного наследия России»

Погибшие подводные лодки Отечества, как объекты подводного культурного наследия России©

Ю.В. Ведерников (Музей истории подводнъх сил России им А.И. Маринеско, Санкт-Петербург)

Summary: In the past 110 years of Russian underwater forces history 149 submarines were lost. In the article are reviewed examples of the Russian submarines death by the seas, an assessment of their current state, search results and inspection is given, legal status of the lost submarines is shown.

В международно-правовом контенте «...подводное культурное наследие - это следы человеческого

существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет., такие как ... суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением. » [1].

Объектами подводного культурного наследия России могут являться и погибшие подводные лодки.

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

1. Всего за 110 лет истории подводных сил России (1906-2016 гг.) погибло 149 подводных лодок (ПЛ).

2. 1 Первая подводная лодка погибла в 1909 году, в годы Первой Мировой войны погибло 14 подводных лодок, в годы Гражданской Войны 12 подводных лодок, в предвоенные годы - пять подводных лодок, в Советско-финскую войну - одна подводная лодка, в Великую Отечественную войну - 102 подводных лодки, в послевоенные годы - 14 подводных лодок.

В рамках статьи представляется сложным раскрыть все случаи гибели отечественных подводных лодок. Рассмотрим некоторые из них, разнося таковые по морям России.

Так, наибольшее количество, 62 погибших подводных лодки, покоится на дне Балтийского моря. Из них в годы Первой Мировой войны погибло 11 ПЛ, в предвоенные годы -две ПЛ, в Советско-финскую войну - одна ПЛ, в Великую Отечественную войну - 46 ПЛ и в послевоенные годы - две подводные лодки.

Первой русской подводной лодкой, погибшей в боевых действиях стала «Акула», пропавшая без вести в 1915 году. И только почти 100 лет спустя, в 2014 году, «Акула» была обнаружена компанией «Deep Explorer» (Эстония) у западного побережья о-ва Хийумаа. Носовая часть лодки оторвана и лежит в 20 м. за кормой, причиной гибели считается подрыв

на мине в надводном положении. Правительством Эстонии погибшая «Акула» признана историческим объектом и взята под охрану государства [2].

Жертвой Первой Мировой войны на Балтике стала и подводная лодка «Сом». Это вторая боевая ПЛ в русском флоте, участвовавшая в двух войнах на трех морях. Начав боевую службу на Тихом океане, лодка приняла участие в Русско-японской войне, выполнив первую боевую атаку против вражеских кораблей. С началом Первой Мировой войны «Сом» был перевезен на Черное море, где обеспечивал оборону водного района Одессы, а затем в 1915 году лодка была перевезена на Балтику. Судьбой было определено, что «Сом» стал и второй русской подводной лодкой, погибшей в результате боевых действии. Летом 2015 года лодка была обнаружена и обследована шведской фирмой «Ocean X Team». В современности рассматриваются перспективы подъема легендарной ПЛ.

Иными затонувшими памятниками Первой Мировой войны на Балтике стали подводные лодки «Барс», «Львица», «Гепард», «Единорог» и пять подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»).

В Великую Отечественную войну погибло 46 балтийских подводных лодок. Печальный список открыла «М-78», торпедированная немецкой «U-144» на второй день войны, затем последовали шесть ПЛ, взорванных в Либаве при угрозе захвата немецкими войсками, «С-3».... Всего в боевых действиях 1941 года погибли 19 ПЛ, в 1942 году - 12, в 1943 году - пять, и в 1944 и 1945 года - по одной ПЛ.

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

В водах Черного моря погибло 42 подводных лодки отечественного ВМФ. В их числе «Камбала», первая ПЛ, потерянная русским флотом, в годы Первой Мировой войны погибла одна ПЛ, Гражданской войны - 12 и Великой Отечественной войны - 28 подводных лодок.

Единственной подводной лодкой, потерянной Россией в годы Первой Мировой на Черном море, стала ПЛ «Морж». Выйдя в 1917 году в поход к турецким берегам, «Морж» пропал без вести, унеся с собой жизни 42 подводников. В августе 2000 г. в Черном море у входа в Босфор в месте с координатами 410 22' 45" с. ш., 290 15' 81" в. д., на глубине 90 м. была обнаружена ПЛ, с характерными

конструктивными признаками, свойственными ПЛ «Морж» и разрушенной кормой. Считается, что причиной гибели ПЛ стал подрыв на мине.

Массовая гибель подводных лодок Черноморского флота в Гражданскую войну связана с затоплением англофранцузскими интервентами 12 ПЛ под Севастополем и Одессой в 1919 году. Большинство из них было поднято легендарным ЭПРОНом в 1920-1930 гг., а «Лебедь», «Гагара», «Кашалот», «Нарвал» и «Скат» покоятся в Черном море о сих пор.

В Великую Отечественную войну погибло 28 черноморских подводных лодок. Из них в 1941 году - семь ПЛ, в 1942 году - 13, в 1943 году - три и в 1944 году - пять.

В североморских водах погибли 32 подводных лодки, из них в Первую Мировую войну - две, в предвоенные годы -две, в годы Великой Отечественной войны - 23 и в послевоенное время - пять ПЛ.

Практически все подводные лодки погибли в глубоководных районах. Однако, по нашему мнению представляет интерес поиск подводной лодки № 2, затонувшей в 1917 году.

Первоначально эта небольшая (водоизмещение 33,1 т.) ПЛ предназначалась для обороны балтийских баз, но в 1915 г. была перевезена в Архангельск. В сентябре этого года подводная лодка № 2 при переходе в Кольский залив была сорвана с буксира и потеряна. Обнаружили лодку весной следующего года полузатопленном состоянии на отмели Святоносского залива. После обследования от восстановления ПЛ отказались и оставили корпус на месте крушения [3]. Сведений о подъеме данной ПЛ в последующие годы нами не обнаружено.

В дальневосточных морях России и на Тихом океане погибло 11 подводных лодок, из которых одна потерпела крушение в 1935 г., пять - погибли в годы Второй Мировой войны и пять - в послевоенные годы. Практически все эти подводные лодки погибли в акваториях с большими глубинами или были подняты в свое время. Однако дальневосточному региону свойственны свои особенности поиска подводных лодок.

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

Как известно, первое боевое соединение ПЛ русского ВМФ было сформировано во Владивостоке в годы Русско-японской войны. К 1914 году часть подводных лодок («Форель», «Осетр», «Кефаль», «Бычок», и «Плотва») была выведена из боевого состава и передана в порт на хранение. О дальнейшей судьбе данных подводных лодок ничего не известно. Возможно, что их продали на металлом, а может быть они со временем затонули где-то в черте Владивостока. Несколько ранее, в 1908 г., в Николаевске на Амуре сдали в порт малую (8 т.) ПЛ «Кета», которая так же «потерялась в истории»...

Косвенным подтверждением данной гипотезы является факт нахождения корпуса подводной лодки типа «Щ» на территории владивостокского «Дальзавода». Где-то в 1950-1960 годы при расширении инфраструктуры, корпус лодки был закопан и использовался как цистерна для мазута заводской ТЭЦ. При очередном расширении территорий в 2012 году конструкции «щуки» были «раскопаны» и порезаны на лом.

Интересный, но документально слабо подтвержденный случай гибели якобы советской ПЛ в Корейской войне. В 2008 г. «Российская газета» сообщала о потоплении в 1951 г. американскими эсминцами неизвестной ПЛ у корейского побережья в Желтом море. Обследование южнокорейскими ВМС потопленной ПЛ определило ее как тип «М» советской постройки [4]. Однако каких-либо официальных или иных подтверждений этому не последовало.2

Обобщим сведения о современном состоянии погибших отечественных подводных лодках, представив данные в таблице.

Сводные данные о погибших подводных лодках России

Атлантический океан Балтийское море Северный Ледовитый океан Тихий океан Черное море Итого

Погибло подводных лодок, всего ед., из них: 2 62 32 11 42 149

- поднято - 19 4 5 11 39

- частично поднято - - - 1 1 2

- найдено и обследовано 2 26 2 - 9 39

- обнаружены, данные об обследовании ПЛ не опубликованы 1 5 6

- не найдены, хотя причины и район гибели известны 6 8 1 9 23

- пропали без вести - 10 18 4 7 40

Погибло подводников, чел. 56 1840 1341 406 1116 4759

Источник: [5].

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

Как следует из приведенных данных, из 149 погибших подводных лодок, поднято 39 ПЛ, частично подняты - две ПЛ, найдено и обследовано 39 ПЛ, обнаружены, но данные об обследовании не опубликованы (не известны) - шесть подводных лодок, обнаружены и обследованы 39 ПЛ, не найдены, хотя причины и район их гибели известны - 23 ПЛ, пропали без вести 40 подводных лодок.2

Погибшие подводные лодки России, как впрочем и погибшие подводные лодки иных стран, обладают собственным правовым статусом.

Общепризнано, что на погибшую подводную лодку распространяется юрисдикция государства, которому принадлежала ПЛ в момент гибели. Это определяет право собственности - затонувшая подводная лодка является собственностью государства вне зависимости от срока давности.

Общепризнано, что погибшая подводная лодка - это воинское захоронение, в котором погребены

военнослужащие. Статус воинского захоронения устанавливается государством официально.3 К месту отметить, что на 149 погибших подводных лодках России, нашли вечный покой 4 759 человек.

Данные положения предопределяют правило - ни одно иностранное государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага затонувшей подводной лодки проводить какие-либо работы на такой ПЛ.

Правила и процедуры деятельности, направленной на сохранение объектов подводного культурного наследия, к которым могут быть отнесены и погибшие ПЛ, определены международной «Конвенцией об охране подводного культурного наследия», принятой ООН в 2001 году и вступившей в силу восемь лет спустя. 4

Однако формально, большинство погибших подводных лодок России не могут быть причислены к объектам подводного культурного наследия в силу малых сроков времени, прошедшего с момента их гибели. Исключением из этого являются те ПЛ, после гибели которых прошло 100 и более лет. В 2017 году этому критерию будет соответствовать семь российских подводных лодок из 149 погибших.5

В тоже время это формальное несоответствие большинства погибших подводных лодок России определению объекта подводного культурного наследия, данного упомянутой конвенцией, не запрещает проводить работу с ними в рамках принципов, установленных этим правовым актом.

Так, базовым принципом деятельности является обеспечение сохранности затонувшей подводной лодки, как потенциального объекта культурного наследия, в состоянии «т эИм» (с лат. - «на своем месте»), до разрешения любой, связанной с ней деятельности.

Иной принцип: «.извлеченное подводное культурное наследие помещается на хранение, консервируется и управление им осуществляется таким образом, который

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

обеспечивает его долговременное сохранение.». Это предполагает, что в случае подъема подводной лодки или ее конструктивных элементов, должны быть заранее созданы условия для обеспечения его сохранности.

Полагаем данный принцип актуальным в современности, когда обсуждаются перспективы подъема подводной лодки «Сом».

Очевидно, что подъем данной ПЛ не самоцель, а первый шаг на пути длительного процесса восстановления корабля и превращение его в мемориальный комплекс. Все это требует как соответствующего государственного подхода, так и соответствующих ресурсов. Это подкрепляется правилом «Конвенции об охране подводного культурного наследия» - «... до начала любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, готовится проектная документация, представляемая компетентным ведомствам для получения разрешения и соответствующей экспертной оценки.».

«Конвенция об охране подводного культурного наследия» не препятствует исследовательской деятельности на затонувших подводных лодках, устанавливая правила:

- «... поощряется ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования «т эИм» подводного культурного наследия в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ не совместим с его охраной и управлением.;

- подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях.»;

- должно быть обеспечено «.должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах.» [1].

«Конвенцией ООН по морскому праву» установлены международно-правовые нормы разграничения пространства Мирового океана. В соответствии с этим «Конвенцией об охране подводного культурного наследия» установлен и порядок проведения работ и порядок межгосударственного сотрудничества с объектами подводного культурного наследия в зависимости его нахождения в том или ином водном пространстве.

В частности, во внутренних, архипелажных и территориальных морях, и, как правило, в пространствах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе, разрешение на поиск и подъем объектов культурного наследия дается государством, в чьей юрисдикции находятся данные воды. Предусмотрено привлечение к таким работам иных государств, обязательное в тех случаях, когда их собственность на объект подводного культурного наследия очевидна.

В прикладном примере - деятельность на подводной лодке «Сом» предусматривает организацию сотрудничества России, как собственника погибшего имущества, и Швеции, в водных пространствах которого затонула подводная лодка.

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

Работа с объектами подводного культурного наследия в международных водах отнесена к компетенции сотрудничества государств - участников «Конвенции об охране подводного культурного наследия». При этом твердо определено: «... Никакое государство-участник не осуществляет и не разрешает деятельность, направленную на государственное судно..., без согласия государства флага...».7

В современности, поиск и обследование погибших подводных лодок России находится, по нашему мнению, в позитивном состоянии.

Так, наибольшее количество обнаруженных и обследованных погибших подводных лодок приходится на Балтийское море - 26 подводных лодок или 60,4% от общего количества ПЛ, оставшихся на месте гибели в этом море. Это обусловлено сравнительно небольшими глубинами затопления погибших ПЛ, благоприятными условиями для поиска и вовлеченностью в эти процессы поисковых групп различных стран - российской экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», иных российских поисковых групп, поисковых групп Финляндии, Швеции, Эстонии и Латвии. В Черном море из 31 подводной лодки, упокоившейся на месте гибели, найдено и обследовано девять ПЛ, идентифицированы на месте крушения, но не обследованы (сведения не опубликованы) пять, известны места гибели девяти подводных кораблей.

Специфика североморского и тихоокеанского морских театров (глубины, сложные климатические условия, большой

пространственный размах и т.д.) объективно препятствует проведению поиска погибших подводных лодок и результативности этих работ.

Деятельность упомянутых подводных исследователей не противоречит положениям «Конвенции об охране подводного культурного наследия». Их работа направлена на обнаружение и внешнее обследование погибшей ПЛ, что позволяет ее идентифицировать и определить современное состояние. Как правило, итоговым результатом работы подводных исследователей становится установление мемориальной доски.

Обращает внимание, что в открытом информационном пространстве практически не встречаются точные координаты местонахождения погибших ПЛ. Полагаем это разумным поступком, объективно препятствующим массовому доступу (несанкционированной деятельности) к погибшей подводной лодке и, тем самым, способствующим ее сохранению «in situ».

Гуманистический результат деятельности подводных исследователей недооценить невозможно. Это не только поиск и обследование погибшей ПЛ, как реального или потенциального объекта подводного культурного наследия, но увековечивание памяти. Ибо каждая погибшая подводная лодка, каждый погибший подводник имеет право на людскую память и почтение соотечественников.

Ю.В.Ведерников Погибшие подводные лодки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конвенция об охране подводного культурного наследия. Принята 2 ноября 2011 года [Электронный ресурс] / / «Организация объединенных наций. Конвенции и соглашения. - Электрон. данные. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/und erwater_heritage. shtml

2. На дне Балтийского моря найдена русская подводная лодка «Акула» [Электронный ресурс] / / Форум поисковых движений. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://forum.patriotcenter.ru/ index.php?topic = 55483.0

3. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть 2 / Кучер В.А., Мануйлов Ю.В., Семенов В.П. - СПб.: Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», I Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (кораблестроения ВМФ), 1994. - С. 55.

4. Эхо незаконченной войны [Электронный ресурс] // Российская газета. - Электрон. данные. - Режим доступа: https://rg.ru/2008/09/29/korea-lodka-anons.html

5. Ведерников Ю.В. В бездне вод: погибшие подводные лодки России. Рукопись. - СПб.: Музей истории развития подводных сил России им. А.И. Маринеско, 2017.

Примечания

1 Нами рассмотрены и обобщены случаи гибели отечественных подводных лодок в результате боевых действий, аварийных происшествий, повлекших за собой полное (конструктивное) разрушение корабля, исключающее его дальнейшее использование. Аварийные происшествия, в т.ч. повлекшие за собой затопление подводной лодки с последующим подъемом и восстановлением, случаи потопления ПЛ как целей при испытании оружия нами не рассматривались.

2 Указанные подводные лодки не входят в составленный нами список потерь, так как их судьба неизвестна или факт причастности к отечественным подводным силам (в случае с ПЛ, обнаруженной южнокорейскими ВМС) сомнителен.

3 Частично поднятыми являются «Камбала» и «К-129», кормовые конструкции которых остались на месте крушения.

4Насколько нам известно, из 39 найденных и обследованных погибших подводных лодок России воинским захоронением не объявлена ни одна ПЛ. Впрочем, мы можем ошибаться.. 5В своевременности (декабрь 2016 г.) данная конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, хотя определенная работа в этом направлении ведется.

6 Это - подводные лодки «Камбала», погибшая в 1909 году, «Акула» (1915 г.), «Сом» (1916 г.), «Барс», «Львица», «АГ-14», «Гепард» и «Морж» (все в 1917 году).

7 Т.е. в пространстве дна морей и океанов, находящихся вне национальной юрисдикции, поименованных в «Конвенции об охране подводного культурного наследия» как «район».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.