Научная статья на тему 'Подводное культурное наследие российской части Арктики и Дальнего Востока'

Подводное культурное наследие российской части Арктики и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЗАТОНУВШИЕ КОРАБЛИ / МОРЯ / СВОД ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КРУШЕНИЯ / UNDERWATER CULTURAL HERITAGE / SHIPWRECKS / THE SEA / A SET OF UNDERWATER CULTURAL HERITAGE SITES / CRASH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Окороков Александр Васильевич

В статье приведен краткий обзор затонувших в водах российской части Арктики и Дальнего Востока объектов, представляющих для России историческую и культурную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERWATER CULTURAL HERITAGE OF THE RUSSIAN ARCTIC AND THE FAR EAST

The article provides a brief overview of the wreck in the waters of the Russian Arctic and the Far East of objects representing the Russian historical and cultural value.

Текст научной работы на тему «Подводное культурное наследие российской части Арктики и Дальнего Востока»

искусство, образование,

наука

RAR

УДК 930.85 ББК 63.3

подводное культурное наследие российской части Арктики и дальнего востока

Окороков Александр Васильевич,

доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева 129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2.

[email protected]

Аннотация:

в статье приведен краткий обзор затонувших в водах российской части Арктики и Дальнего Востока объектов, представляющих для России историческую и культурную ценность.

Ключевые слова:

подводное культурное наследие, затонувшие корабли, моря, свод объектов подводного культурного наследия, крушения.

В 2015 г. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева в рамках государственного задания приступил к подготовке Свода объектов подводного культурного наследия России. Выполнение работы планируется в несколько этапов:1-й — акватория Крыма, побережья Краснодарского края, российской части Азовского моря; 2-й — моря российской части Арктики и Дальнего Востока; 3-й — акватория российской части Каспийского моря; 4-й — акватория российской части Балтийского моря; 5-й— внутренние водоемы России; 6-й — российское подводное культурное наследие за рубежом. Цель работы — создание научно обоснованной базы для

формирования государственного механизма учета, охраны и использования объектов подводного культурного наследия, подосновы для оценки перспективности (этапности) дальнейшего изучения того или иного объекта. Список будет содержать сведения об объектах, выявленных в результате изучения архивных источников и литературы, проведенных в разные годы подводных историко-археологических экспедиций, данных специализированных государственных служб и организаций, сведений, предоставленных региональными управлениями культуры и приморскими музеями, информации дайверских клубов и центров, исторических и поисковых порталов и сайтов и др.

Каравелла Вильяма Баренца

Объекты распределяются по государственной принадлежности, хронологическому (от древности до новейшего времени) и территориальному признакам. Отдельно выделяются наиболее значимые для России исторические события: Крымская война (1853-1856 гг.); Первая мировая война (1914-1916 гг.); Гражданская война (1918-1920 гг.); Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

В 2016 г. вышла первая часть Свода: Черное и Азовское моря. В работе приведены краткие исторические сведения о более тысячи объектах, представляющих для России историческую и культурную ценность. Книга проиллюстрирована архивными фотографиями погибших кораблей, а также современными видами затонувших объектов1.

В настоящее время завершается работа над Частью 2: моря российской части Арктики и Дальнего Востока.

Как известно, первыми мореходами в суровых водах Арктики были русские поморы. Их небольшие суда, приспособленные к ледовым плаваниям кочи и лодьи доходили еще в XVI в. до берегов Груманта (Шпицберген), и архипелага Новая Земля. Многие суда терпели крушения и отрывочные сведения о них (как правило, с очень условным указанием места гибели) можно встретить лишь в дошедших до нас поморских лоциях и описаниях их путешествий или промыслов.

Более подробная и точная информация о крушениях в водах Арктики относится к XVIII-XIX вв.

Так, например 29 мая 1736 г. при выходе из устья Печоры, напором льда был выброшен на мель и разбит «Экспедиционный коч» под командованием лейтенанта С.Г. Малыгина. Экипаж спасен. 2 ноября 1765 г. при входе в залив Кильдин, был разбит о берег сильным шквалом бот № 1 под командованием мичмана Пылаева. Этот бот сопровождал суда, в то время помощника главного командира Архангельского порта В.Я. Чичагова, известного русского флотоводца, адмирала. Находясь на этой должности, он дважды — в 1765 и 1766 гг. — отправлялся в «секретные экспедиции» из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку» (проект академика М.В. Ломоносова)

Архивные источники сообщают нам также, о гибели в 1870 г.в заливе Горло, соединяющем Ледовитыйокеан с Белым морем, 50 парусников и пароход. А в 1894 г. — 25 судов.

1 Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия России. Часть 1: Черное и Азовское моря. М.: Труды Института Наследия. М., 2016. 440 с.

Гибель парохода «Александр Сибиряков»

Воды арктических морей хранят останки каравеллы Виллема Баренца, погибшей в Карском море у берегов архипелага Новая Земля в 1597 г., 54-пушечного линейного корабля «Вара-хаил», затонувшего в 1713 г. близ острова Голец в Белом море, дубель-шлюпки «Якутск» — одного из судов Второй камчатской (Великой Северной) экспедиции, — затертой льдами в августе 1735 г. у берегов современной бухты Прончищевой(море Лаптевых), парусно-моторной зверобойной шхуны «Геркулес» — судна полярной экспедиции В.А. Русанова, — затонувшей в районе западного побережья полуострова Таймыр у о. Песцовый в 1913 г. и другие. Значительными были потери в

северных морях в Первую мировую войну, не говоря уже о Великой Отечественной войне. Только один печально известный арктический конвой Q-17, летом 1942 г. настигнутый в Баренцевом море германской авиацией, потерял 23 судна из 35. На дно ушли 310 самолетов, 430 танков, 3350 грузовых автомобилей, 10 000 единиц военного оборудования и других грузов. Всего же на внутренних и внешних коммуникациях в Заполярье торговый флот СССР в годы войны потерял 33 судна, а Северный флот 3 эсминца, 22 подводные лодки, 16 сторожевых кораблей, 13 тральщиков, 12 торпедных катеров, 3 больших и 7 малых охотников за подводными лодками и 9 сторожевых катеров. Общие потери Германии в 1941-1944 гг. составили 79 транспортных судов, в т.ч. 39 немецких. Остальные до захвата их Германией принадлежали: Норвегии — 30, Франции — 4, Латвии — 2, Голландии, Дании, СССР, Эстонии — по 1. Всего же в водах Баренцева моря по различным источникам выявлено 229 объектов, представляющих исторический интерес.

Значительное количество затонувших кораблей и судов покоятся в водах других арктических морей. По сей день в заливе Миддендор-фа в Карском море лежат останки легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (построен в 1909 г.), погибшего 25 августа 1942 г. в неравном бою с германским крейсером «Адмирал Шеер», пароходов «Енисей» и «Обь», погибших в 1921 г. на пути из устья Енисея в Архангельск, шхуны «Зверобой» — в устье реки Пяси-ны в Карском море в 1930 г., теплохода «Челюскин», раздавленного льдами 13 февраля1934 г. в Чукотском море, труженика арктических путей парохода «Моссовет», затонувшего в море Лаптевых 31 августа 1946 г., и других кораблей и судов.

Однотипный с «Юкагир», пароход «Коряк»

Останки ледокольного парохода «Александр Сибиряков», принадлежавшего государственному управлению Севморпути, были найдены в

2014г. поисковой экспедицией, организованной санкт-петербургской инженерной компанией «Фертоинг» на глубине 45 м.

Как известно этот пароход был заложен 23 ноября 1908 г. на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «БеллавенчурСтим-шип» (англ. BeИaventureSteamsЫpCoLtd) испущен на воду в 1909 г. под названием «Беллавенчур» (Bellaventure). Использовался он для промысла тюленей. Рекордным в охотничьей биографии судна стал 1910 г., когда было добыто 35 816 тюленей. Общее количество добытых на «Беллавен-чур» тюленей составляет 112 135 туш.

В 1915 г. «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавен-чур» («Владимир Русанов») был куплен у компании «Эй Джей Харви» (англ. A. J. HarveyandCo.) Министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море. В 1916 г. он был переименован в «Александр Сибиряков» -в честь русского финансиста А.М. Сибирякова».

В 1-ю мировую войну пароход работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.

В 1932 г. «Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя В.Ю. Визе совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.

В августе 1941 г. пароход вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»).

24 августа 1942 г. ледокол под командованием старшего лейтенанта А.А. Качаравы вышел с Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (включая 47 человек экипажа, 32 военнослужащих, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных

станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.

25 августа 1942 г. в 10 милях к западу от острова Белуха судно столкнулось с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». В течение 20 минут экипаж ледокольного парохода, имевшего на вооружении две 76-миллиметровые, две 45-миллиметровые пушки и два 20-мм зенитных автомата «Эрликон», вел беспримерную артиллерийскую дуэль с крупным военным кораблем, вооруженным 28 орудиями, в числе которых было шесть орудий 280-миллиметрового и восемь 150-миллиметрового калибра. Радиограммы парохода о появлении в Карском море надводного рейдера и бое с ним дали возможность штабу морских операций Главсевморпути оповестить суда о грозящей опасности. В результате морского сражения погибло 79 чел., кочегар П.И. Вавилов спасся на о. Белуха. 19 чел., в том числе командир старший лейтенант А.А. Качарава были захвачены в плен. 6 из них умерло в концлагерях.

Одно из первых крушений, подтвержденных документально, в водах Тихого океана, произошло в 1648 г. Проходя Ледовитым океаном из Якутска на Камчатку, погибли 4 коча, в т.ч. судно Семена Дежнева, выброшенное штормом южнее устья р. Анадырь. Известно также, что освоение дальневосточных вод на первом этапе сопровождалось «серией» кораблекрушений, главным образом в прибрежных водах Охотского моря. Следуя на Камчатку, у Большерецкого устья разбились боты «Восточный Гавриил» (1730 г.) и «Фортуна» (1737 г.), галиот «Охотск» (1747 г.), пакетбот «Иоанн» (1753 г.) и многие другие суда2.В 1811 г. в бухте Вилючинской погиб бриг (бригантина) «Юнона», увековеченный в памяти потомков рок-оперой А. Рыбникова «Юнона и Авось». В 1871 г. во Владивостоке, в бухте Золотой Рог, затонул транспорт «Байкал» — экспедиционное судно Амурской экспедиции под руководством Г.И. Невельского. До настоящего времени сохранилась правая часть корпуса от 44-пушечного фрегата I ранга «Паллада», первым командиром которого был П.С. Нахимов. На его борту в 1852 г. совершил свою дипломатическую миссию в Японию вице-адмирал Е.В. Путятин. Этому фрегату посвятил одноименную книгу известный

русский писатель И.А. Гончаров. «Палладу» в Японию сопровождали парусно-моторная шхуна «Восток» и фрегат «Диана». Всем эти судам судьба определила навсегда остаться на Дальнем Востоке. Первой погибла «Диана», в январе 1855 г. она попала в шторм в японском порту Симо-да и затонула. «Паллада» в условиях начавшейся Крымской войны была укрыта от неприятеля в бухте Константиновской (Постовой) Императорской (Советской) гавани Татарского пролива, где во избежание захвата была затоплена в 1856 г. Обследование и попытки подъема исторического корабля предпринимались в 1888, 1914, 1935, 1940 и 1941 гг. В 1943 и 1947 гг.с «Паллады» были подняты куски медной и деревянной обшивки, войлок, два чугунных клюза с надписью «Палла-да С.П.», в 1956 г. — якорь. Еще один якорь был обнаружен позже. В 1988 г. корпус корабля обследовали, обмерили, сделали топографическую подводную съемку. И, наконец, парусно-мотор-ная шхуна «Восток». Она погибла 28 июля 1883 г. возле острова Редклиф (ныне — Стенина), наткнувшись на риф у его северной оконечности. В 1980-х гг. ее останки были найдены владивостокскими аквалангистами.

2 Ведерников Ю.В. Российское мореплавание в Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы. Владивосток, 2016 г. С.10-18.

Детали механизмов парохода «Юкагир» (фото Ю. Егорова)

С места гибели судна были подняты иллюминаторы, латунные трубки водогрейных котлов, звенья якорных цепей и другие предметы. Все реликвии стали экспонатами Военно-историческо-

го музея Краснознаменного Тихоокеанского флота. Однако так и осталось ненайденным «сердце корабля» — паровая машина шхуны, технический раритет первой половины XIX в. В целом же за период российского мореплавания в тихоокеанских водах с начала XVIII до середины XIX вв. документально подтверждена гибель 90 русских судов. С 1860 по 1922 гг. в дальневосточных морях затонуло 105 русских кораблей и судов.

В июне 2008 г. поисковым клубом «NeptuneExpedition» у берегов Камчатки на глубине от 6 до 22 м. были найдены останки парохода «Юкагир» - одного из 4-х, с которых, фактически и начался большой советский флот обслуживавший Камчатку, Чукотку и Курильские острова.

Краткая биография судна такова. Пароход был построен в 1920 г. в Экорсе, штате Мичиган (США) для перевозки различных грузов и, первоначально носил имя «LakeElmwood». В феврале 1929 г. судно вместе с еще тремя однотипными пароходами типа «Лейк» проекта 1074, было куплено Акционерным Камчатским обществом (АКО) для доставки на Камчатку продовольствия, снабжения промыслов, перевозки пассажиров и вывоза готовой рыбной продукции. Судно, получившее новое имя «Юкагир», имело грузоподъемность 3 100 т, длину 77,3 м, ширину 13,3 м и осадку 8,6 м. Энергетическая установка судна состояла из поршневой паровой машины тройного расширения мощностью 1100 кВт, работавшей на слабо перегретом паре с давлением 1,4 МПа. Пар вырабатывался двумя оборотными трехтопочными огнетрубными котлами производительностью по 5 т/ч. Эта машина обеспечивала пароходу скорость хода 7—8 узлов. В 1931 г. «Юкагир», вместе с ранее закупленным пароходом «Камчатка», был передан из морской конторы АКО в распоряжение созданного в октябре 1930 г. треста плавучих крабоконсервных заводов («Кработрест») и начал трудиться на новом поприще. Но, недолго. В 1932 г. он потерпел крушение в бухте Ахомтену мыса, разделяющего бухты Тихирка и Русская (тихоокеанское побережье Камчатки). Судно переломилось пополам. Носовая часть быстро затонула, а кормовая еще довольно длительное время находилась на плаву. Команда и пассажиры были спасены, прибывшими на помощь ледорезом «Литке» и пароходом «Давыдов». Среди уцелевших был и капитан «Юкагира», вскоре осужденный и расстрелян-

ный за допущенную при счислении координат ошибку, приведшую к гибели судна.

Фрагмент механизмов парохода «Юкагир» (фото Ю Егорова)

В настоящее время «Юкагир» стал довольно популярным камчатским «рэком». На дне сохранились фрагменты парохода, в частности бак, остатки паровой машины, различных механизмов и т.д.3

И, наконец, в годы Великой Отечественной войны погибло 35 советских только торговых и рыболовных судов, в том числе: танкер «Мариуполь» (построен в 1920 г.), грузопассажирский пароход «Мета» (построен в 1921 г.), грузовой пароход «Белоруссия» (построен в 1936 г.), пароход «Чукча» (построен в 1919 г.), пароход «Архангельск» (построен в 1929 г.),рыболовный траулер РТ-28 «Камбала»(построен в 1901 г.), краболов «Тунгус» (построен в 1919-1920 гг.) и другие.

Часть из них были потоплены японской авиацией в азиатских портах или на подходах к ним, некоторые погибли в результате навигационных ошибок или природных факторов. Значительное количество советских судов было торпедировано японскими или ошибочно (?) американскими подводными лодками. В частности, грузовой пароход «Трансбалт» (построен в 1899 г.), потопленный 13 июня 1945 г. в Японском море в 45 милях северо-западнее пролива Лаперуза, американской подводной лодкой SS-411 «Spadefish» («Спейдфиш»). Погибло 5 членов команды.

3 Информация и фото любезно предоставлены участником экспедиции 2008 г. Ю.О. Егоровым

Торпедный катер американской постройки типа «Воспер»

Остались лежать в советских водах и американские субмарины: эскадренная подводная лодка «'М^аЬоо» (88-238) и дизель-электрическая подводная лодка ВМС Соединенных Штатов88 8-44 (88-155).

В 2006 г. останки «^^аИоо» («Ваху») были обнаружены и обследованы «Морскимпоисково — исследовательским центром Тихоокеанского флота «ИСКРА».

Эта лодка была заложена 28 июня 1941 г. на судостроительной верфи ВМФ США в Мэ-ри-Айленд в Калифорнии. Спущена на воду 14.02.1942 г. и предназначалась для действий на океанских коммуникациях противника. Своё имя подлодка получила по названию хищной морской рыбы семейства скумбриевых.

В конце августа 1942 г. лодка вышла в свой первый боевой поход к Каролинским островам под командованием капитан-лейтенанта Марвина Кеннеди. 25.12.1942 г. командование лодкой принял дублер командира капитан-лейтенант Дадли У. Мортон. За 10 месяцев боевой службы лодка потопила 20 вражеских судов суммарным водоизмещением более 60000 тонн, и ее капитан стал самым результативным американским подводником и национальным героем. В октябре 1943 г. подводная лодка «Ваху» пропала без вести.

Послевоенное расследование показало, что 11 октября 1943 г. японский противолодочный самолёт, проводивший дозор в проливе Ла-перуза, в 9 ч 20 минут обнаружил в 12 милях к северу от мыса Соя небольшое масляное пятно размерами 5 на 10 м и около него рубку подводной лодки. После нанесения бомбового удара подлодка погрузилась, но фонтанирование топлива и пузырьков воздуха увеличилось. Самолёты, вызванные с авиабаз Вакканай и Отару,

попеременно производили бомбометание. Подлодка повернула на выход из пролива и шла под водой на запад, но пятно вытекающего топлива и след от пузырьков воздуха всё время увеличивались. Вышедшие из ближайшего порта Вакканай пять японских противолодочных кораблей произвели длительное, в течение пяти часов бомбометание, сбросив 64 глубинных бомбы в район обнаруженного пятна. Авиация произвела в течение семи часов 14 атак, сбросив 36 бомб. Атаки продолжались до 17 ч 45 мин. Лодка затонула вблизи скалы «Камень Опасности». Погибло 80 членов экипажа.

После обнаружения останков лодки координаты ее гибели были переданы американской стороне, в том числе в Фонд «Ваху», которым руководит внук погибшего командира подлодки Мортона - Брайан Маккиннон4.

В годы войны погибли также советские подводные лодки Щ-138, выполнявшая боевое дежурство в Николаевске-на-Амуре, Л-16 — в 1942 г. при переходе на Северный флот, Л-19, М-49 иМ-63 и другие. При высадке десанта на остров Шумшу в августе 1945 г. погибли десантные суда ДС-1, ДС-3, ДС-5, ДС-8 и ДС-43, пограничные катера ПК-8 и ПК-9 и бот краболовной базы «Менжинский». Атакой камикадзе в Первом Курильском проливе был потоплен тральщик КТ-152.

И, в заключении - объекты, представляющие историческую ценность, затонувшие в послевоенный период. Это: эсминцы «Карл Либкнехт»,(спущен на воду 23.10.1915 г.), «Грозный» (спущен на воду 31.07.1936 г.), «Разъяренный», (спущен на воду 22.05.1941 г.),подводная лодка К-56 (спущена29.12.1940 г.),потопленные в 1956-1957 гг. при испытаниях ядерного оружия у берегов Новой Земли; торпедные катератипа «А-1» («Воспер») и типа «А-3» («Элко») -ТК-255, ТК-256, ТК-257 и другие - всего 25 единиц, сторожевой катер СК-523, большие охотники типа «8С» -БО-203, БО-206, БО-207 и другие - всего 32 единицы, построенные в США в 1943-1944 гг. и переданные СССР по ленд-лизу. Они были затоплены по требованию американцев в 1956 г. на Киль-динском плесе. А также, еще 5ленд-лизовских десантных судов, 5 тральщиков, 3 больших охотника, затопленные в Татарском проливе и Японском

4 http://iskra-tof.ru/index.php/ekspeditsii (дата обращения 12.02.2017 г.)

море, также, по требованию бывших союзников в Великой Отечественной войне.

Следует, упомянуть и об объектах подводного культурного наследия России - остатках двух карьеров, соединенных штреком, под названием «8 марта», открытых в 1934 г. на базе треста

«Союзслюдкомбината». На дне, на глубине 10-20 м. сохранились элементы инфраструктуры разработки месторождения - лестницы, сваи, инженерные конструкции, рельсы, шпалы, а также предметы, использовавшиеся при работе - вагонетки и др.

Список литературы:

1. Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. IV. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933-1945 гг. - Л.: Гидрометео-издат, 1969, - 616 с.

2. Богатырев С.В., Стрельбицкий К.Б. Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Справочное издание). Львов: ТО «Трио», 1992. - 88 с.

3. Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1941-1942. М.: Воениздат, 1983. - 486 с.

4. Ведерников Ю.В. Российское мореплавание в Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы. Владивосток, 2016 -347 с.

5. В конвоях и одиночных плаваниях. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. - 239 с.

6. Конкевич Л.Г. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов (Хронологический список). СПб., 1874.

7. Платонов А. В. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001 - 325 с.

8. Пузырев В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981. -224 с.

9. Самарин И.А. Остров погибших кораблей. Очерки сахалинских кораблекрушений. Южно-Сахалинск, 2013 -192 с.

10. Соколов А.П. Летопись крушенш и пожаровъ судовъ русскаго флота отъ начала его по 1854 годъ. Типографiя Императорской Академшнаукъ, Санктпетербургъ, Россшская имперiя. 1855- 398 с.

11. Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. М.: Мор. транспорт, 1963. -252 с.

UNDERWATER CULTURAL HERITAGE OF THE RUSSIAN ARCTIC AND THE FAR EAST

Okorokov Alexandr Vasilievich,

doctor of historical Sciences, Deputy Director on scientific work FKBNI, "Russian scientific

research Institute for cultural and natural heritage. D. S. Likhachev 129366, Russia , Moscow, St. Kosmonavtov, 2.

[email protected]

Abstract:

the article provides a brief overview of the wreck in the waters of the Russian Arctic and the Far East of objects representing the Russian historical and cultural value. Key words:

underwater cultural heritage, shipwrecks, the sea, a set of underwater cultural heritage sites, crash.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.