Научная статья на тему 'Поэзия минимализма Тадао Андо'

Поэзия минимализма Тадао Андо Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
430
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тадао Андо / поэзия минимализма / сосредоточение на основах самой природы / Ando / the poetry of minimalism / concentration on the basics of nature itself

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куповский Сергей Михайлович

В статье рассматриваются основные аспекты творчества Тадао Андо. Он доводит всякую идею до предела, сосредотачивается на сущностных основах природы, историческом фокусе всей японской архитектуры. Т. Андо стремится разрешить конфликт между человеком в пространстве и его природным окружением. В его архитектуре восток встретился с западом. Т. Андо постоянно манипулирует евклидовыми телами, помещая их в контекст японской эстетики и достигает на этом пути наивысших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The poetry of minimalism Tadao Ando

The article discusses the main aspects of the work of Tadao Ando. He takes every idea to the limit, focuses on the essential foundations of nature itself, the historical focus of all Japanese architecture. T. Ando seeks to resolve the conflict between man in space and his natural environment. In its architecture, the east met the west. T. Ando constantly manipulates Euclidean bodies, placing them in the context of Japanese aesthetics and achieves the highest results on this path.

Текст научной работы на тему «Поэзия минимализма Тадао Андо»

С.М. Куповский DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10029

S.M. Kupovsky

Поэзия минимализма Тадао Андо The poetry of minimalism Tadao Ando

Ключевые слова: Тадао Андо, поэзия минимализма, сосредоточение на основах самой природы. Keywords: Tadao Ando, the poetry of minimalism, concentration on the basics of nature itself.

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты творчества Тадао Андо. Он доводит всякую идею до предела, сосредотачивается на сущностных основах природы, историческом фокусе всей японской архитектуры. Т. Андо стремится разрешить конфликт между человеком в пространстве и его природным окружением. В его архитектуре восток встретился с западом. Т. Андо постоянно манипулирует евклидовыми телами, помещая их в контекст японской эстетики и достигает на этом пути наивысших результатов.

Abstract: The article discusses the main aspects of the work of Tadao Ando. He takes every idea to the limit, focuses on the essential foundations of nature itself, the historical focus of all Japanese architecture. T. Ando seeks to resolve the conflict between man in space and his natural environment. In its architecture, the east met the west. T. Ando constantly manipulates Euclidean bodies, placing them in the context of Japanese aesthetics and achieves the highest results on this path.

Главной опорой архитектора всегда оставалась национальная традиция, имея в виду стремление к «рафинированию», очистке формы до уровня символов миропорядка. Карьера Т. Андо началась на фоне угасающего метаболизма Кишо Куросавы и необрутализма Э. и П. Смитсон. С середины 1970-х годов в творчестве Андо приблизительно каждые 10 лет происходил очередной переворот. В числе знаменательных сооружений можно назвать дом Ацумы, комплекс Рокко-1, пристройку к дому Косино, Чикатсу-Азука-музей, Музей Чичу, Ланген-фонд и Центр мебели. Рассмотрим вкратце эти проекты.

Небольшой дом Ацумы в Осаке (1975-76) Т. Андо строит на шестом году работы. Предельно скромный бетонный дом-параллелепипед стал «матрицей» творчества: в нем определились черты будущего стиля. Дом подчинен осевой симметрии, выполнен в бетоне. Композиция фасада трехчастна: стена-проем-стена, глубокий двухэтажный дом втиснут в узкий участок площадью 13,5х3,3м. «Мистерия» геометрических преобразований развивается внутри. Пространства перетекают друг в друга, раскрываясь во двор. Посредине дома оказывается «пустотный» элемент - своеобразное «окно в небо». Позже Андо включит в свои постройки зелень и воду.

Включивший 20 квартир комплекс «Рокко» (1978-83) строился на основе планировочной сетки 5,5х4,8 м. Трехмерная структура уступами следует склону, плоские крыши нижележащих уровней служат террасами для расположенных выше. Стремясь избежать анонимности муравейника, Андо пронизывает кластер разнообразными ходами и лестницами. Тотальная геометрия сочетается с сочной пластикой объемов и живописностью композиционного замысла.

Виллу для фамильных уик-эндов представляет собой дом Косино. На фоне зелени сияет два прямоугольных бетонных параллелепипеда (одно- и двухэтажных). Сооружения связаны подземным переходом. В главном, более коротком доме - двухсветное жилое пространство, в котором выделены кухонная и игровая зоны. Сквозь остеклённый торец дома открывается вид на природу. Длинный одноэтажный блок предназначен для гостей: на коридор «нанизаны» шесть одинаковых комнат-спален

с сантехническим блоком. Сооружения частично врыты в склон. Такой прием получит широкое распространение в архитектуре минимализма. «Искусством участка» называет Андо умение обыграть его конфигурацию и особенности рельефа. С рукодельной тщательностью он обрабатывает каждый уголок земли (рис. 1).

Рис. 1. Жилые комплексы Андо: а) Дом Ацумы в Осаке (1975-76); б) 20-квартирный комплекс «Рокко» (1978-83). Вилла для фамильных уик-эндов - дом Косино

Рис. 2. Культовые объекты Андо: а) Храм Света в Ибараки (пригород Осаки, 1987-89); б) Храм Воды (Хомпукудзи) на самом крупном из островов внутреннего моря (Авадзи, 1988-91)

Рис. 3. Музейные объекты Андо: а) Комплекс сооружений ш острове Наосима; б) Исторический музей Чикансу-Азука (близ Осаки, 1991-94)

Культовые постройки принесли славу архитектору. На самом севере страны в холодном Юфунсу на острове Хоккайдо архитектор строит Храм на Воде (1985-88). В плане Храм на Воде представляет собой два квадрата разной величины, частично перекрывающих друг друга по диагонали. Посетители попадают внутрь через стеклянную призму (малый квадрат в плане) и спускаются в нижний этаж, где размещен зал богослужений (большой квадрат). Богослужебное помещение распахнуто в пейзаж стеклянной стеной, открывающей вид на искусственное озеро, посредине которого возвышается огромный стальной крест. Когда находишься внутри храма, кажется, что он парит над водой.

Храм Света в Ибараки (пригород Осаки, 1987-89) можно считать знаковой постройкой. Задачей архитектора было подчеркнуть взаимодействие света и тьмы. Глухой параллелепипед объема оживляет брызжущий светом сквозной крест за алтарем. Архитектура маленького сурового храма отличается одухотворенностью, это воплощение сдержанности и простоты, прибежище духа. Постройку можно считать классикой минимализма.

Наиболее впечатляющим из буддийских культовых сооружений Андо можно считать Храм Воды (Хомпу-кудзи) на самом крупном из островов внутреннего моря (Авадзи, 1988-91). Центральной темой всего замысла стал овальный пруд. В зеркале воды отражаются цветы лотоса. Овал водоема «рассечен» по оси узкой бетонной лестницей, ведущей в подземное богослужебное пространство. Оно разместилось в бетонном кольце, которое врыто в склон крутой вершины холма (Б=18м). Чтобы попасть в «святая святых», посетители погружаются в толщу воды по ступеням, защищенным с двух сторон высокими бетонными стенами. Интерьер храма оформлен в красном цвете. Пожалуй, Храм Воды -одно из самых изобретательных и утонченных творений архитектора (рис. 2).

«Музейный бум» стал одним из следствий экономического подъема в Японии. На пике своей карьеры архитектор создал десятки музеев. Среди этих проектов практически нет второстепенных, поэтому приходится выбирать из шедевров. Комплекс сооружений на острове Наосима можно считать вехой в творчестве Т. Андо. Прежде всего, обращает на себя внимание прием почти полного погружения архитектурных объемов в землю. «Уход под землю» давал невероятную свободу: здесь нет обязательных осей и непременных направлений, сложных, всегда проблемных взаимодействий объемов между собой, нет фасадов. Особую роль играют подпорные и отдельно стоящие декоративные стены, прямые и скругленные. В разных направлениях и на разных уровнях расходятся лестницы, с террас открываются прекрасные виды моря и размытые конические силуэты других островов. Ландшафт и привнесенная в него геометрия смешиваются. Можно говорить о близости архитектуры Андо ленд-арту.

Выделим исторический музей Чикансу-Азука (близ Осаки, 1991-94) среди крупных исторических музеев (рис. 3). С целью сделать здание, сообразующееся с мо-

гильными холмами, музей задуман в виде ступенчатого склона, тектонически родственного естественной топографии, с него можно охватить взглядом всю курганную группу. Его покрытие, фактически являющееся огромной ступенчатой плазой, будет использоваться для драматических представлений музыкальных фестивалей. Внутри - притемненные пространства показа. Посетители ощущают погружение в реальность гробниц, чувствуют себя в глубинах древности.

Ажиотаж вокруг имени мастера повлек за собой серию крупных престижных заказов вне Японии. Манифестом зрелого Андо можно считать здание Фонда искусств Пулитцера в Сент-Луисе (1991-2001), поражающее «открытостью» геометрии объемов и стен из литого бетона. Именно эту постройку сам мастер назвал «бескомпромиссной коробкой». Два вытянутых глухих параллелепипеда, объединенных с одной стороны, как это было в доме Косино. Между ними - прямоугольное зеркало бассейна. К бассейну обращены безоконные бетонные плоскости. Над стенами - сильный консольный вынос массивного козырька. К зданию ведут широкие марши лестниц. Постройку можно считать манифестом.

Комплекс Информационно-исследовательского центра компании Benetton в Тревизо (1992-95/1999-2000) -среди ключевых зарубежных построек Андо. Архитектурный образ изобилует культурно-историческими ассоциациями. Перед Андо стояла задача не только реставрировать, но и расширить палладианскую виллу XVII века, а также придать новое звучание «буколическому» ландшафту. Старинная постройка должна была превратиться в лабораторию модного бренда. Комплекс включил мастерские для обучения работе с различными материалами, ателье, студии и классы, лекционный зал, библиотеку, ресторан и кафетерий. Новые структуры пришлось интегрировать в подземные пространства. Это был эффективный композиционный прием. Небу открыт просторный, окруженный ступенями и колоннами овальный двор, два этажа которого «уведены» под землю. Открытый двор освещает прилегающие к нему внутренние помещения. Свет проникает в разные уровни утопленной в землю пространственной структуры, внешние и внутренние пространства смешиваются. Новое дает себя знать каскадами лестниц, сбегающих к овалу колонного двора, бетонными парапетами и траншеями иных сходов. Элементы комплекса занимают собой большую территорию. Все «сшивает» собой бесконечный ряд одиночных колонн, идущих по отдельной ленте-стилобату.

Андо так охарактеризовал роль этого компонента ансамбля: «Колоннада сливается в пруду с отражениями виллы и создает новый ландшафт. Приращивая новую архитектуру, мы стремились подчеркнуть прелесть и жизненность старой виллы, породить... ощущение всеобщей гармонии, взаимообразное воздействие старого и нового, которое преодолевает время» [7, с. 54].

Заметим, подытоживая сказанное: в минималистском стиле архитектора соединились традиции старой Японии и новой Европы - так же, как и столетия назад это произошло в модернизме. Считать его идейным после-

дователем модернизма не приходиться: это сугубо западное явление. Этому японскому мастеру чужда узко понимаемая эстетика модернисткой архитектуры как формы, которая проецирует функцию. Приведем слова самого Т. Андо, сказанные на вручении Притцкеров-ской премии в 1995 году: «Самое главное в архитектуре - воображение и вымысел сверх ее материальной предназначенности. Только в совокупности осмысляя мир реальный и воображаемый, архитектура может возвыситься до уровня искусства» 1. Сказанное архитектором как нельзя лучше характеризует его собственное творчество.

1 Tadao Ando. The Pritzker Architecture Prize, 1995. The Hyatt Foundation. Los Angeles, 1995.

Список цитируемой литературы:

1. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. В 2 т. / А.В. Иконников. - Москва: Прогресс-Традиция, 2001. -ISBN 5-89826-096-Х.

2. Рябушин А. Архитектура рубежа тысячелетий. Книга вторая / А. Рябушин. - Москва: Искусство - XXI век, 2014. - 416 с. -ISBN 978-5-98051-117-3.

3. Ando T. Spatial Composition and Nature / Tadao Ando. - El Croquis, 1994.

4. Dal Co Francesco. Tadao Ando Complete Works / Francesco Dal Co. - London: Phaidon Press Limited, 1995.

5. Jodidio Ph. Ando. Complete Works 1975-2010 / Philip Jodidio. -Taschen uk, 2010. - 600 pp. ISBN-13(EAN): 978-3-8365-0949-7.

6. Papadokis A. Architecture of today / Andreas Papadakis, James Steele. - Paris: Terrail, cop. 1992. - 224 pp. - ISBN 2-87939-134-2.

7. Tadao Ando. The Pritzker Architecture Prize, 1995. The Hyatt Foundation. - Los Angeles, 1995.

В.В. Савинкин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10030

V.V. Savinkin

Конструктивные приемы и особенности проектирования зданий американского архитектора Фрэнка Гери

Structural techniques and features of building design by American architect Frank Gehry

Ключевые слова: архитектура, Фрэнк Гери, конструкция, структура, каркас, средовое проектирование. Keywords: architecture, construction, Frank Gehry, structure, frame, environmental design.

Аннотация: На конкретных примерах реализованных проектов архитектора Фрэнка Гери, отобранных с точки зрения наглядной демонстрации конструктивных приемов и наличия базовых открытых структур как в интерьере, так и на фасаде здания, прослеживается динамика во времени, типологии и формообразовании зданий современной архитектуры, стремящихся стать произведениями искусства городской среды. Abstract: On concrete examples of realized projects of architect Frank Gehry, selected in terms of visual demonstration of constructive techniques and the presence of basic open structures both in the interior and on the facade of the building, the dynamics in time, typology and formation of buildings of modern architecture, seeking to become works of art of the urban environment, is traced.

Гери внес значительный вклад в формообразование современной архитектуры своим шестидесятилетним творческим трудом. В его арсенале более ста реализованных сооружений. Макеты и фрагменты моделей его зданий находятся в частных художественных коллекциях и музеях. В настоящее время специалисты ищут просторный ангар для сохранения и представления публике его многочисленного проектного архива, а сами постройки давно уже служат ориентирами для вошедшего в моду не только среди специалистов, но и среди обывателей архитектурного туризма.

С профессиональной точки зрения методы, приемы конструктивных решений и особенности проектирования зданий обнаруживают связь между вызывающими формами макетов сооружений (компания Gehry Partners, делает их в масштабе 1:200, 1:100 и даже в 1:50) и реальными сооружениями, путешествия по которым превращаются в неповторимый спектакль или эмоциональный экскурс по сложнейшему пространственному лабиринту. Инженер-конструктор здания в Сиэтле Дэйл Стеннинг отмечает, что «люди, которые видят здания только в их законченном состоянии, понятия не

имеют, с какими трудностями оно было реализовано. Мы проходим через действительно героические вещи, чтобы завершить работу. Зритель видит пластику фасада, а не невероятную сборку металлических лент, деревянных панелей, высококачественных электрических, вентиляционных и технологических систем, скрытых внутри здания» 2.

Фрэнк Гери принадлежит той плеяде архитекторов, для которых «обнаженные конструкции» выглядят привлекательнее и естественнее облицованных зданий. Один из первых таких проектов - простой сенной сарай стоимостью 2500 долларов в 1968 году - состоит из набора колонн (фактически деревянных телеграфных столбов), образующих в плане прямоугольник, но накрытых трапециевидной крышей. Перекрытие наклонено таким образом, что самый нижний и самый верхний углы противоположны друг другу по диагонали. Стены, которые не доходят до земли, выполнены из гофрированного металла. Здание обладает мощной

2 Frank O. Gehry. The Building. EMP: Experience Music Project, 2000. - P. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.