Научная статья на тему 'Конструктивные приемы и особенности проектирования зданий американского
архитектора Фрэнка Гери'

Конструктивные приемы и особенности проектирования зданий американского архитектора Фрэнка Гери Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
500
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / Фрэнк Гери / конструкция / структура / каркас / средовое проектирование / architecture / construction / Frank Gehry / structure / frame / environmental design

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савинкин Владислав Владимирович

На конкретных примерах реализованных проектов архитектора Фрэнка Гери, отобранных с точки зрения наглядной демонстрации конструктивных приемов и наличия базовых открытых структур как в инте- рьере, так и на фасаде здания, прослеживается динамика во времени, типологии и формообразовании зданий современной архитектуры, стремящихся стать произведениями искусства городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural techniques and features of building design by American architect Frank Gehry

On concrete examples of realized projects of architect Frank Gehry, selected in terms of visual demonstration of constructive techniques and the presence of basic open structures both in the interior and on the facade of the building, the dynamics in time, typology and formation of buildings of modern architecture, seeking to become works of art of the urban environment, is traced.

Текст научной работы на тему «Конструктивные приемы и особенности проектирования зданий американского архитектора Фрэнка Гери»

дователем модернизма не приходиться: это сугубо западное явление. Этому японскому мастеру чужда узко понимаемая эстетика модернисткой архитектуры как формы, которая проецирует функцию. Приведем слова самого Т. Андо, сказанные на вручении Притцкеров-ской премии в 1995 году: «Самое главное в архитектуре - воображение и вымысел сверх ее материальной предназначенности. Только в совокупности осмысляя мир реальный и воображаемый, архитектура может возвыситься до уровня искусства» 1. Сказанное архитектором как нельзя лучше характеризует его собственное творчество.

1 Tadao Ando. The Pritzker Architecture Prize, 1995. The Hyatt Foundation. Los Angeles, 1995.

Список цитируемой литературы:

1. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. В 2 т. / А.В. Иконников. - Москва: Прогресс-Традиция, 2001. -ISBN 5-89826-096-Х.

2. Рябушин А. Архитектура рубежа тысячелетий. Книга вторая / А. Рябушин. - Москва: Искусство - XXI век, 2014. - 416 с. -ISBN 978-5-98051-117-3.

3. Ando T. Spatial Composition and Nature / Tadao Ando. - El Croquis, 1994.

4. Dal Co Francesco. Tadao Ando Complete Works / Francesco Dal Co. - London: Phaidon Press Limited, 1995.

5. Jodidio Ph. Ando. Complete Works 1975-2010 / Philip Jodidio. -Taschen uk, 2010. - 600 pp. ISBN-13(EAN): 978-3-8365-0949-7.

6. Papadokis A. Architecture of today / Andreas Papadakis, James Steele. - Paris: Terrail, cop. 1992. - 224 pp. - ISBN 2-87939-134-2.

7. Tadao Ando. The Pritzker Architecture Prize, 1995. The Hyatt Foundation. - Los Angeles, 1995.

В.В. Савинкин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10030

V.V. Savinkin

Конструктивные приемы и особенности проектирования зданий американского архитектора Фрэнка Гери

Structural techniques and features of building design by American architect Frank Gehry

Ключевые слова: архитектура, Фрэнк Гери, конструкция, структура, каркас, средовое проектирование. Keywords: architecture, construction, Frank Gehry, structure, frame, environmental design.

Аннотация: На конкретных примерах реализованных проектов архитектора Фрэнка Гери, отобранных с точки зрения наглядной демонстрации конструктивных приемов и наличия базовых открытых структур как в интерьере, так и на фасаде здания, прослеживается динамика во времени, типологии и формообразовании зданий современной архитектуры, стремящихся стать произведениями искусства городской среды. Abstract: On concrete examples of realized projects of architect Frank Gehry, selected in terms of visual demonstration of constructive techniques and the presence of basic open structures both in the interior and on the facade of the building, the dynamics in time, typology and formation of buildings of modern architecture, seeking to become works of art of the urban environment, is traced.

Гери внес значительный вклад в формообразование современной архитектуры своим шестидесятилетним творческим трудом. В его арсенале более ста реализованных сооружений. Макеты и фрагменты моделей его зданий находятся в частных художественных коллекциях и музеях. В настоящее время специалисты ищут просторный ангар для сохранения и представления публике его многочисленного проектного архива, а сами постройки давно уже служат ориентирами для вошедшего в моду не только среди специалистов, но и среди обывателей архитектурного туризма.

С профессиональной точки зрения методы, приемы конструктивных решений и особенности проектирования зданий обнаруживают связь между вызывающими формами макетов сооружений (компания Gehry Partners, делает их в масштабе 1:200, 1:100 и даже в 1:50) и реальными сооружениями, путешествия по которым превращаются в неповторимый спектакль или эмоциональный экскурс по сложнейшему пространственному лабиринту. Инженер-конструктор здания в Сиэтле Дэйл Стеннинг отмечает, что «люди, которые видят здания только в их законченном состоянии, понятия не

имеют, с какими трудностями оно было реализовано. Мы проходим через действительно героические вещи, чтобы завершить работу. Зритель видит пластику фасада, а не невероятную сборку металлических лент, деревянных панелей, высококачественных электрических, вентиляционных и технологических систем, скрытых внутри здания» 2.

Фрэнк Гери принадлежит той плеяде архитекторов, для которых «обнаженные конструкции» выглядят привлекательнее и естественнее облицованных зданий. Один из первых таких проектов - простой сенной сарай стоимостью 2500 долларов в 1968 году - состоит из набора колонн (фактически деревянных телеграфных столбов), образующих в плане прямоугольник, но накрытых трапециевидной крышей. Перекрытие наклонено таким образом, что самый нижний и самый верхний углы противоположны друг другу по диагонали. Стены, которые не доходят до земли, выполнены из гофрированного металла. Здание обладает мощной

2 Frank O. Gehry. The Building. EMP: Experience Music Project, 2000. - P. 98.

перспективной иллюзией, с одного ракурса оно выглядит так, как будто вот-вот улетит, а с другого видится намного длиннее, чем оно есть.

Использование нетривиальных конструктивных приемов соединения простых базовых материалов позволило на первом этапе своего творческого пути американскому архитектору создавать необычные спонтанные структуры, обладающие большой внутренней силой, не говоря уже о красоте. Итогом экспериментов стал собственный дом Гери (1978), где привнесенные обыденные материалы (стекло и фанера по деревянному каркасу, оцинкованный волнистый лист и сетка-рабица) вокруг купленного и вычищенного двухэтажного бунгало начала прошлого века создали вместе гибридное целое. Оно обладает бесконечными переходами от закрытого к прозрачному, от фрагментов стены к открытым пространствам. Такие непредсказуемые объемные эффекты заставляют здание визуально колебаться и наполняться пространственными сюрпризами.

Метод, базирующийся на противопоставлении и столкновении противоположностей, находит место и в одном из последних проектов Гери - его доме, расположенном на участке все в той же Санта-Монике, но теперь с видом на каньон и океан. Вместо «открытых» материалов и конструкций в нем есть солнечные батареи, 18-метровый бассейн, лифт, девять геотермальных скважин для отопления и охлаждения дома, дерево на кровле, растущее с площадки на втором уровне, гостевые помещения, комнаты для прислуги; имеется возможность устраивать концертные выступления. Новый дом отражает сегодняшние формальные интересы и конструктивные приемы Фрэнка Гери. Угловатый в плане, вытянутый, как рыба, с остроугольными стеклянными пересекающимися плоскостями кровли, обширными витражами и тяжеловесными диагональными балками и опорами из орегонской сосны, дом обладает внутренней структурой, повторяющей конструктивные приемы Serpentine Gallery в Лондоне (2008) и Музея современного искусства Фонда Луи Виттона в Париже (2014). Тысяча квадратных метров площади двухэтажного архитектурного оазиса обернуты и затеряны в массе зеленых насаждений. Среди них калифорнийская сирень, люпины, монтерейский кипарис, можжевельник, тополь.

Сегодняшний дом четы Гери (и жену Берту, и младшего сына Сэма, архитектора своей фирмы, Фрэнк считает соавторами проекта), реализованный с высокой долей тщательности и деталировки, фиксирует второй тезис в области применяемых конструкций американского архитектора: «мелочей нет». За продуманностью, красотой и величием внешнего эмоционального впечатления от здания должны обнаруживаться ясные и надежные несущие конструкции. Продуманность и ответственность проектных решений на всех стадиях проектирования и реализации вместе с качеством изготовления архитектурных деталей стали знаком произведений Гери на компьютеризированных этапах его творчества. Начало положила полупрозрачная ленточная конструкция

барселонской рыбы на симметричной структуре из стальных швеллеров и двутавров (1992).

На протяжении всей своей карьеры Фрэнк Гери лично не интересовался компьютерами, но понимал, что они могут перевести его идеи в нечто более эффективное, чем он когда-либо думал, и что чем более сложными становятся формы, которые он мысленно представлял себе, тем больше цифровых технологий будет необходимо использовать не только для того, чтобы вещи были построены эффективно, но и для того, чтобы они были построены вообще.

Третий тезис - «работать с лучшими» - связан непосредственно с применением металлоконструкций в сооружениях американского архитектора. В 1970-е годы в своих проектах Гери массово использовал «прозрачные» плоскости сетки-рабицы в оцинкованных трубчатых каркасах. Знакомство с компанией-производителем, переросшее в сотрудничество и дружбу, позволило тандему использовать возможности дизайна сетчатых ограждений, легко и быстро строить каркасы по выданным архитектором координатам, создавать любую придуманную форму. В Морском музее сетчатая структура стала объединяющим и экспозиционным элементом здания (1978), в Центре исполнительских искусств Конкорд кассы и периметр решены сетчатыми ограждениями (1976). Гери видел в их проявлении человечность, доступность, отсутствие претенциозности, непосредственность и легкость - качества, которые архитектор пытался проявить и сохранить в своей архитектуре. Однако публика, некоторые заказчики и даже друзья Фрэнка думали о сетке-рабице как о тюремном дворе или, в лучшем случае, о теннисном корте. В отличие от них, гуру американских архитекторов Филипп Джонсон принял использование данных конструкций с уважением и создал свой Дом призраков (1984) - разрезанную пополам архетипическую форму. Со временем растительность проросла сквозь сетчатые стены мини-хауса, превратив объект в «зеленую» скульптуру на обширной территории поместья Филиппа Джонсона в штате Коннектикут, наполненного разнообразными архитектурными и дизайнерскими шедеврами человеческого масштаба.

Кульминацией конструктивных основ формообразования архитектурных сооружений Гери явился прием свободного использования металлокаркаса. Еще в 1988 году Фрэнк Гери, оформляя выставку американских ме-таллопроизводительных компаний в Национальном строительном музее, познакомился с ними и выбрал самые передовые и инновационные компании для будущего сотрудничества.

В отличие от своих предшественников и современников, строивших здания минималистического характера чистой и правильной геометрии, Гери представляет архитектурные конфигурации высокой степени пластичности и экспрессии. Черпая вдохновение сначала из образов живой природы, глубоко интересуясь архитектурой церкви Notre Dame du Haut в Роншане, позже опираясь на произведения Рудольфа Штейнера, Германа Финстерлина, Бруно Таута, Василия Лукхард-

та, американский архитектор конструирует здание как круглое целое, просматриваемое на 360 градусов, без определенной точки восприятия и привилегированного пространства главного фасада или входа.

В случае с Экспериментальным музыкальным проектом в Сиэтле (2000), в котором вообще отсутствуют ортогональные конструкции, все похоже на космос со сферическим видением, где все поверхности поделены и значимо только взаимодействие и коммуникации между объемами.

В здании DZ Bank в Берлине (2001) сложная для архитектурного прочтения голова лошади помещена в строго очерченный прямоугольной перфорацией окон периметр и накрыта ажурной конструкцией стеклянной кровли. В форме перекрытия масштабного фойе безошибочно угадывается силуэт рыбы. Зооморфная оболочка была спроектирована в коллаборации с лучшими (по версии журнала SPEECH) немецкими конструкторами.

Статичная и динамичная сила спорят в сооружениях отеля и винодельни Marqués de Riscal в испанском Эльсьего (2007). Здесь сложный волнообразный дизайн открытых перекрытий партера здания, гостиничных номеров, переходов и галерей распространяется горизонтально, подобно дюнам.

Протяженный, изогнутый в поперечном сечении стеклянный фасад Художественной галереи в Онтарио (2008) интегрирован в интерьер, но по краям здания вырывается и загибается наружу, превращаясь в «холодную» структуру. Таким приемом архитектор устанавливает связь между внутренним и внешним пространством, зданием музея и окружающей средой, вечными произведениями искусства и сиюминутной уличной жизнью населения канадского города.

Такой же дуализм открытого и закрытого, геометрического и пластичного - только в природном ландшафте -обнаруживается в волнообразных конструкциях Центра исполнительских искусств в Аннандейл-на-Гудзоне (2003).

Соседствующие с активным вихрем стен, стремящихся обернуть здание, прямоугольные блоки медицинских лабораторий и лечебных помещений создают контрапункт в Центре лечения заболеваний головного мозга в Лас-Вегасе (2010). Организованная структура в этом сооружении - это фон, на котором разворачивается беспорядочная, хаотичная реальность.

Рис. 1. Здание Фонда Luma в процессе строительства. Арль, Франция

Сооружения американского архитектора, основанные на железобетонных колоннах и перекрытиях, как правило, облицованы стеклянными поверхностями. Без-импостное перетекание белых и прозрачных горизонталей стекла находим в офисном здании компании IAC в Нью-Йорке (2007). Четко выраженные членения стекла, наоборот, создают неповторимый рисунок на здании-аквариуме неправильной геометрической формы компании Novartis в Базеле (2009). Несущие колонны в обоих зданиях располагаются под острыми углами к\ физическим вертикалям, задавая движение обтекаемым фасадам. В типологических нишах музейных сооружений и научно-исследовательских лабораторий Гери использует изогнутые бетонные стены, связывая их строго горизонтальными междуэтажными перекрытиями и балками на верхних уровнях. В таких зданиях естественный свет попадает внутрь через верхние фонари или вертикальные разрывы стен. В результате снаружи архитектура приобретает статус цельной скульптурной формы. Отделочные материалы криволинейных бетонных стен разнообразны: от кирпичного «кабанчика» в MARTa Herford (Германия, 2005), и еще раньше - в Центре молекулярных исследований (Цинциннати, 1999), до различных, но всегда продуманных архитектором видов стальных облицовок. Отметим скромную гипсокартонную отделку интерьер-ных поверхностей стен и перекрытий. Как правило, они не повторяют строго и точно очертания несущих стен, а следуют своей, уже интерьерной, логике функционирования внутренних пространств.

В первое десятилетие века сам Гери начинает ощущать опасность создания своего стиля с сильным пластическим эффектом, способным вписаться в любой контекст и транслировать себя по всему миру. На волне успеха Guggenheim Museum в Бильбао (1997) и завершения многолетней эпопеи строительства концертного зала Диснея в Лос-Анджелесе (2003) архитектор осознает, что его метод воспринимается коллегами и профессиональными критиками как манерность, как повторяющиеся волнообразные ослепительные стальные здания, не вписывающиеся в городской ландшафт. Поэтому его здания последнего десятилетия не конфрон-тационные и агрессивные к внешней среде, а стремятся к пластической общности и примирению с окружением. Новая концепция не использует тусклость дерева и глухоту камня, твердость стали или титана, а обращена к воздушному, текучему, максимально прозрачному, она подобна светящемуся кристаллу или медузе. Здание при этом представляет собой целое, но в движении как внутри себя, открывая новые пространства для восприятия и освоения, так и во вне, будто растение, питающееся своим окружением.

Проектная документация, натурные и фотографические исследования Фонда Luma во французском Арле (2019) демонстрируют массу конструктивных приемов построения живописной пористой структуры 56-метровой башни, являющейся композиционным центром здания общей площадью 9000 кв. м. Но при внимательном рассмотрении вся сложность лежит

в неповторимом авторском рисунке и художественном взгляде архитектора, создавшего скульптуру на подиуме. Внешняя поверхность башни устроена подобно обычному вентилируемому фасаду. В отличие от традиционного проектного решения, все 11 000 облицовочных панелей из нержавеющей стали находятся в минимальных углах поворота друг к другу, придавая зданию чередующиеся винтообразные изгибы с поступательным движением вверх. Остается сожалеть, что эксперименты пятилетней давности с вспененным алюминием для фасадов завершились применением обычных панелей коробчатой конструкции высококачественного материала британской компании Rimex Linen (рис 1). Поддерживает спонтанную стальную башню визуально и конструктивно глухой параллелепипед вертикальных коммуникаций, облицованный натуральным камнем из знаменитых местных карьеров. Вертикаль здания погружена в широкий стеклянный цилиндрический атриум правильной геометрии. Он растворяет внутренние пространства во внешних, устанавливая главенствующую связь территориальной городской доминанты над обширным общественным парком. Спроектировали его на месте бывших железнодорожных мастерских бельгийские ландшафтные архитекторы Bureau Bas Smets и нью-йоркские Selldorf Architects, создав вместе с Фрэнком Гери актуальную художественную институцию на участке в 8 гектаров.

Профессиональная критика объектов данного мастера в контексте применяемых в них конструктивных решений и проблем, связанных с возведением несущего остова здания, всегда опирается на массу статистических данных, демонстрацию компьютерных разработок и цифровой графической информации. Например, строительство Empire State Building представляет собой долгий и сложный процесс: «монолитно-бетонная структура весит 120 000 тонн, что составляет 85 процентов общего веса здания и на нее приходится 20 процентов его стоимости. Она включает фундамент, перекрытия, колонны, балки и кровлю. Так как перекрытия и колон-

ны не имеют отделки, они являются готовой отделочной поверхностью. Двадцать четыре месяца - почти половина всего времени, отведенного на строительство всего здания, - были потрачены на бетонирование. В итоге были залиты 80 000 кубометров, из которых половина находится под землей» 1.

Цифровые технологии сделали возможными проектирование и строительство чрезвычайно сложных форм, которые придумывало архитектурное воображение Фрэнка Гери. Создав в начале века параллельную Gehry Partners компанию Gehry Technologies, архитектор вышел за рамки распространенного использования компьютерных программ в офисах проектировщиков-конструкторов. Объединенные усилия соратников и коллег позволили производить конструкторскую документацию эффективнее, просчитывать экономику реализации проектов точнее и нагляднее для заказчика, свести к минимуму погрешности соединения многочисленных деталей при строительстве. Именно Фрэнк Гери своим архитектурным творчеством взволновал публику и ясно показал профессиональному сообществу, насколько компьютер может революционизировать архитектуру и сделать вид здания таким, к которому Гау-ди, Сааринен и Леонидов стремились, используя самые примитивные инструменты, десятилетия назад.

Список цитируемой литературы:

1. Frank O. Gehry - MARTa Herford. - Basel: Birkhäuser, 2005. -144 p. - ISBN 978-3764371623.

2. Frank O. Gehry. The Building. - EMP: Experience Music Project, 2000. - 98 p.

3. Goldberger P. Building art: The life and work of Frank Gehry / Paul Goldberger. -New York: Knopf, 2015. - 528 p.

4. Joyce N. Building Stata. The Design and Construction of Frank O. Gehry's Stata Center / Nancy Joyce, Frederick E. Gould. - The MIT Press, 2004. - 160 p.

5. Lemonier A. Frank O. Gehry / Aurelien Lemonier and Frederic Migayrou. - Pestel, Belgium, 2015. - 256 p.

1 Nancy Joyce, Frederick E. Gould. Building Stata. The Design and Construction of Frank O. Gehry's Stata Center. - The MIT Press, 2004. - P. 88.

Е.В. Ермакова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10031

E.V. Ermakova

Концепция «срединного пространства» в творчестве архитектора Ганса Шаруна The concept of «middle space» in the work of architect Hans Scharoun

Ключевые слова: концепция, «срединное пространство», Ганс Шарун. Keywords: concept, «middle space», Hans Scharoun.

Аннотация: Работа посвящена одной из основополагающих концепций в методике проектирования архитектора Ганса Шаруна - компоновке пространственной структуры вокруг «срединного пространства», содержащего в себе особое функциональное и эмоциональное значение, сформировавшееся в период творческого течения экспрессионизма. В качестве примеров применения данной концепции рассматриваются жилые и общественные здания, спроектированные архитектором.

Аbstract: The work is devoted to one of the fundamental concepts in the design methodology of the architect Hans Scharoun - the layout of a spatial structure around the "middle space", which contains a special functional and emotional meaning, formed during the creative course of expressionism. The residential and public buildings designed by an architect are considered as examples of the application of this concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.